СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование "ОРКСЭ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планировани "ОРКСЭ"

Просмотр содержимого документа
«Планирование "ОРКСЭ"»

02.17

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ШКОЛА №116 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК" ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

(ГБОУ "ШКОЛА №116 Г.О. ДОНЕЦК")

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения учителей

начальных классов


Протокол от 30 августа 2024 г. № 1

Руководитель ШМО


___________ Е.Н.Зайцева


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора



________ А.Н.Потапенкова

30.08.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор ГБОУ

"ШКОЛА № 116 Г.О. ДОНЕЦК"



_______ И.Е.Сташевская

30.08.2024 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по учебному предмету

«ОРКСЭ»

начального общего образования

Базовый уровень

для 4 класса





Составитель рабочей программы:

учитель начальных классов

Сазонова Виктория Алексеевна





Донецк

2024 - 2025 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.

Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля.

Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.

Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.

Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами ОРКСЭ являются:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

  • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;

  • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ – культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации.

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе один час в неделе, общий объем составляет 35 часа



СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Россия – наша Родина. Культура и религия. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как современная норма. Методы нравственного самосовершенствования появляются.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Основы культуры и светской этики» в 4 классе у обучающегося формируются следующие личностные результаты:

  • понимать основы российской гражданской идентичности, проблему чувства гордости за свою Родину;

  • формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

  • понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность легкой жизни;

  • понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;

  • осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать какую-либо религию;

  • строить свое общение, совместную деятельность на основе правил общения: навыки договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от приборов собеседников, к религии или к атеизму;

  • соотносить свои действия с моральными ценностями, совершенными в российском обществе, учитывать уважение к духовным традициям народов России, терпимость к сторонникам разного вероисповедания;

  • строить свое поведение с учётными моральными нормами и правилами; приспособление в повседневной жизни к доброту, справедливости, доброжелательности в общении, желанию при необходимости прийти на помощь;

  • осознавать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать свое поведение, осуждать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;

  • Не следует игнорировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"

п/п


Наименование тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Россия — наша Родина

1



https://infourok.ru/prezentaciya-i-konspekt-po-orkse-na-temu-rossiya-nasha-rodina-1607623.html

2

Этика и её значение в жизни человека. Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы

8



https://uchitelya.com/orkse/34407-prezentaciya-prostye-shkolnye-pravila-etiketa-4-klass.html

3

Государство и мораль гражданина. Основной Закон (Конституция) в государстве как источник российской гражданской этики

1



https://infourok.ru/prezentaciya-orkse-4-klass-gosudarstvo-i-moral-grazhdanina-6027649.html

4

Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Природа и человек

8



https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/04/22/urok-orkse-po-teme-obraztsy-nravstvennosti-v-kulture-otechestva

5

Праздники как одна из форм исторической памяти

2



1.https://infourok.ru/prezentaciya-semeynie-prazdniki-kak-odna-iz-form-istoricheskoy-pamyati-1566981.html 2.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2014/11/05/konspekt-uroka-po-orkse-semeynye-prazdniki-4-klass

6

Семейные ценности. Этика семейных отношений

1



https://infourok.ru/semejnaya-moral-i-osnovnye-kategorii-semejnoj-etiki-6709887.html

7

Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства

3



https://multiurok.ru/index.php/files/prezentatsiia-trudovaia-moral-4-klass.html

8

Что значит быть нравственным в наше время. Методы нравственного самосовершенствования

6



https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2016/05/31/konspekt-uroka-v-4-klasse-po-orkse-na-temu-chto-znachit-byt

9

Этикет

2



https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2017/12/17/konspekt-uroka-prezentatsiya-po-orkse-etika-i-etiket-v-4-klasse

10

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

3



https://www.youtube.com/watch?v=j89IKSZxeS8


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

35

0

0






























КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ДЛЯ 4 КЛАССА


п/п


Наименование раздела, тем уроков

Дата проведения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


По плану


По факту



Тема 1. Россия — наша Родина. (1 ч.)

1


Россия – наша Родина. Роль культурных традиций в жизни народов России, значение культурных традиций в жизни человека, семьи, народа, общества. Культура и религия.рока


04.09


https://infourok.ru/prezentaciya-i-konspekt-po-orkse-na-temu-rossiya-nasha-rodina-1607623.html

Тема 2. Этика и её значение в жизни человека. Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы (8 ч.)

2

Этика и её значение в жизни человекаа

11.09


https://docs.yandex.ru/docs/view

3

Этика в отношениях людей в обществе.

18.09


https://infourok.ru/prezentaciya_po_orkise_na_temu_vezhlivost_4_klass-118206.htm

4

Нормы морали.

25.09


https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-orkse-na-temu-dobro-i-zlo.html

5

Добро и зло как основные категории этики.

02.10


https://www.youtube.com/watch?v=wOUay5Xa-kU

6

"Золотое правило этики"

09.10


https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-orkse-na-temu-zolotoe-pravilo-etiki-2715685.html

7

Нравственные ценности, идеалы, принципы.

16.10


https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-orkse-na-temu-vysshie-nravstvennye-cennosti-idealy-principy-morali-4-klass-6113077.html

8

Значение нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества, государства.

23.10



9

Образцы нравственности в культурах разных народов.



06.11


https://infourok.ru/urok-orkse-obrazcy-nravstvennosti-5068568.html

Тема 3. Государство и мораль гражданина. Основной Закон (Конституция) в государстве как источник российской гражданской этики. (1 ч.)

10

Государство и мораль гражданина. Основной Закон (Конституция) в государстве как источник российской гражданской этики.


13.11


https://infourok.ru/prezentaciya-orkse-4-klass-gosudarstvo-i-moral-grazhdanina-6027649.html

Тема 4. Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Природа и человек. (8 ч.)

11

Нравственные нормы жизни в обществе.

20.11


https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-orkse-nravstviennyi-zakon-diesi.html

12

Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России.

27.11



13

Нравственные нормы на примерах образцов поведения людей, исторических и литературных героев, защитников Отечества в истории России и современности

04.12


https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/04/22/urok-orkse-po-teme-obraztsy-nravstvennosti-v-kulture-otechestva

14

Справедливость, дружба, труд, помощь нуждающимся, служение своему народу, России

11.12


https://ppt-online.org/1279145

15

Отношение к природе как нравственная категория.

18.12



16

Народные сказки, пословицы, поговорки о нравственности.

25.12


http://orkce.apkpro.ru/osnovy_svetskoi_etiki.html

17

Составление текстов-рассуждений на тему «Образцы нравственного поведения в культуре Отечества».

08.01


http://orkce.apkpro.ru/osnovy_svetskoi_etiki.html

18

Творческие работы учащихся.


15.01


http://orkce.apkpro.ru/osnovy_svetskoi_etiki.html

Тема 5. Праздники как одна из форм исторической памяти. (2 ч.)

19

Праздники как одна из форм исторической памяти народа, общества, их значение для укрепления единства народа, общества.

22.01


http://orkce.apkpro.ru/osnovy_svetskoi_etiki.html

20

Российские праздники (государственные, народные, религиозные, семейные), День народного единства, День защитников Отечества и др. Праздники в своём регионе, местности проживания.


29.01


http://orkce.apkpro.ru/osnovy_svetskoi_etiki.htm

Тема 6. Семейные ценности. Этика семейных отношений. (1 ч)

21

Семья как ценность. Семейные ценности в России. Этика семейных отношений. Традиционные семейные ценности народов России.

05.02



Тема 7. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. (3 ч.)

22

Трудовая мораль. Труд как ценность.

12.02


http://orkce.apkpro.ru/osnovy_svetskoi_etiki.html

23

Уважение труда, трудящихся людей в культуре народов России.

19.02


http://orkce.apkpro.ru/osnovy_svetskoi_etiki.html

24

Нравственные традиции предпринимательства в России. Благотворительность.

26.02



Тема 8. Что значит быть нравственным в наше время. Методы нравственного самосовершенствования. (6 ч.)

25

Нравственность общества и нравственность личности, человека.

05.03


http://orkce.apkpro.ru/osnovy_svetskoi_etiki.html

26

Нравственные требования в наше время

12.03



27

Воспитание нравственной культуры в обществе и самовоспитание человека.

19.03


http://orkce.apkpro.ru/osnovy_svetskoi_etiki.html

28

Нравственный выбор. Нравственное самосовершенствование.

02.04


http://orkce.apkpro.ru/osnovy_svetskoi_etiki.html

29

Составление текстов-рассуждение на тему «Образцы нравственного поведения людей в современной жизни»

09.04



30

Творческие работы учащихся.


16.04


http://orkce.apkpro.ru/osnovy_svetskoi_etiki.html

Тема 9. Этикет. (2 ч.)

31

Понятие этикета. Этика и этикет в отношениях к старшим, учителям, в коллективе, дома и в школе, в разных жизненных ситуациях.

23.04



32

Речевой этикет.


30.04


http://orkce.apkpro.ru/osnovy_svetskoi_etiki.html

Тема 10. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. (3 ч.)

33

Служение человека обществу, Родине, Отечеству в культуре народов России.

07.05



34

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

14.05


http://orkce.apkpro.ru/osnovy_svetskoi_etiki.html

35

Итоговый урок.

21.05



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

«Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» — учебник для 4 класса общеобразовательных организаций. Автор — М. Т. Студеникин.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: 4-й класс: учебник, 4 класс/ Н. М. Брунчукова, А. А. Шемшурин, Р. Н. Демин., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»‌​

​‌‌МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌Примерные рабочие программы начального общего образования «Основы религиозных культур и светской этики» / Институт стратегии развития образования российской академии образования – М., 2021
 Учебник Шемшурина А.И. «Основы светской этики. 4 класс Электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики. 4 класс»
Катышева, И. Б.Основы светской этики. Методическое пособиек учебнику А. А. Шемшурина, Н. М. Брунчуковой,Р. Н. Демина и др. «Основы светской этики. 4 кл.» /

И. Б. Катышева, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошникова; под ред. Т. Д. Шапошниковой. — М.: Дрофа, (Российский учебник).
 Рабочая тетрадь. А. И Шемшурина «Основы светской этики. 4 класс‌​



ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1. Портал дистанционного обучения (http://do2.rcokoit.ru). Интерактивные
 курсы по основным предметам школьной программы;
 2. Учи.ру. Интерактивные курсы по основным предметам 1-4 классов;
 3. Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и
 тренажеры по всем учебным предметам;
 5. Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видеоуроков по
 школьной программе;
 6. Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры;
 7. Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/)‌​














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!