ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ
Из всего многообразия видов творчества декаративно-прикладное является, наверное, самым популярным . Оно непосредственно связанно с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать , оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить,что предметы декаративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома , на работе и в общественных местах.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины . Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал,немало появлялось ремесел новых ,а некоторые забылись навсегда.
Декаративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а так же видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно- прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:
- в продумывании элементов узора ;
- в расположении их на объемах ;
- в создании предметов декоративного характера ;
- умения найти способ изображения и оформления предмета ;
- в перенесении задуманного декоративного узора ;
Развитие детского творчества во многом зависит от умений детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами.
На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, вместе составляет общую композицию. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно- волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединятьсядля общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, а если понадобиться, помочь другому.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость .
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предпологает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как культурно-исторического феномена. Эти функции ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построенна на эстетическом воспитании школьников.
Целью данной программы является: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
- познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- обучать технологиям пошива одежды.
Воспитательные:
- приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия и т.д.)
- способноти развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Развивающие:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус.
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать мелкую моторику.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в изготовлении изделий народного творчества.
При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:ведущие виды деятельности в разновозрастных группах учащихся
- потребности, интересы учащихся;
- уровень развития первичного коллектива;
- самооценка ребенка.
К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:
- осознание и признание права личности быть не похожей на других;
- проявление уважения к личности;
- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
- умение смотреть на проблему глазами ребенка.
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один главных принципов.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.
В результате работы дети должны знать:
- название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
- историю народного творчества;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации, а также используя знания по истории народного творчества при оформлении изделий ;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность .
Занятия проходят в атмосфере доброжелательности и взаимопонимания, малейший успех ребенка поощряется. Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, праздничные мероприятия, выставки по итогам обучения.
№ | Кол-во часов | Дата | Тема | Оборудование | Коррекционная работа |
1. | 1ч. | 4.09 | Рисунок «Мои каникулы» | Альбомы для рисования , карандаши , краски | - Развитие мелкой моторики; - Развитие памяти , воображения; - Уметь доводить начатое до конца |
2 | 2ч | 5.09 11.09 | Закладки, апликации | Карандаши , цветной картон , ножницы, цветная бумага , клей | - Развитие мелкой моторики; - Научить к бережному отношению к своим работам и работающим товарищам ; |
3 | 2ч. | 12.09 18.09 | «Осень» | Карандаши , цветной картон , ножницы, цветная бумага , клей | - Развитие мелкой моторики ; - Вызвать у детей желание работать в коллективе ; - Познакомить с характерными особенностями осени |
4. | 2ч. | 19.09 25.09 | Аппликация из пластилина | Доска для лепки, пластилин | - Развитие мелкой моторики; - Научить к бережному отношению к своим работам и работающим товарищам ; |
5. | 2ч. | 26.09 2.10 | «Осенние деревья» | Листья деревьев, картон , клей ,карандаши ,пластилин | - Формировать интерес к работе ; - Развитие мелкой моторики ; - Умение доводить начатое до конца |
6. | 1ч. | 3.10 | Поделки из бумаги | Цветная бумага ,ножницы ,ватные диски ,ножницы ,клей | - Развитие воображения ; - Вызывать интерес к работе; - Совершенствовать навыки работы с бумагой |
7. | 2ч. | 9.10 10.10 | Аппликация из цветной бумаги «Одуванчик» | Цветная бумага ,ножницы ,ватные диски ,ножницы ,клей | - Развитие мелкой моторики ; - Проявить у детей интерес к работе; |
8. | 2ч. | 16.10 17.10 | Поделка из ватных дисков | Ватные диски ,ножницы ,клей , цветной картон ,цветная бумага | - Прививать умение и навыки работы с разными материалами ; - Развитие мелкой моторики |
9. | 2ч. | 23.10 24.10 | «Объемные цветы» из гофрированной бумаги | Ножницы ,гофрированная бумага, клей | - Учить детей различным приемам работы с бумагой (скрепление ,надрезание) - Умение работать в коллективе |
10. | 2ч. | 6.11 7.11 | «Деревья осенью» | Пластилин ,бумага ,картон | - Развитие мелкой моторики ; - Учить передавать простые образы предметов ; - Учить основным приемам работы с пластилином; - Воспитывать навыки аккуратности работы с пластилином |
11. | 2ч. | 13.11 14.11 | Объемная «Бабочка» | Цветная бумага ,клей, ножницы ,цветной картон | - Вызвать у ребенка желание работать в коллективе ; - Прививать интерес к окружающему миру; - Разнообразить творческие способности |
12. | 2ч. | 20.11 21.11 | Работа с пластилином «роза» | Доска для лепки, пластилин | - Развивать умение выполнять интересные работы; - Развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству; |
13. | 2ч. | 27.11 28.11 | «Открытка маме» | Цветная бумага, ножницы , клей , картон | - Воспитывать усидчивость и аккуратность во время выполнения работ ; |
14. | 2ч. | 4.12 5.12 | «Прощание с осенью» | Альбомы для рисования, карандаши ,краски | - Развитие мелкой моторики ,воображения; - Воспитать аккуратность в выполнении работ |
15. | 2ч. | 11.12 12.12 | ДЕД МОРОЗ ИЗ КАРТОНА | Картон , цветная бумага , пластилин ножницы , клей | - Воспитывать усидчивость , аккуратность в работе; -Развитие фантазии и образного мышления |
16. | 1ч. | 18.12 | «Праздник в дом к нам спешит» | Цветная бумага, ватные диски, клей ,ножницы ,картон | - Учить планировать свою работу ; - Развитие мелкой моторики ; - Развитие творческой активности |
17. | 1ч. | 19.12 | «Новогодняя елочка» | Карандаши , ватные диски ,клей ,ножницы | - Умение аккуратно работать с ножницами , - Вызвать интерес к оформлению; - Воспитывать творческие навыки |
18. | 2ч. | 25.12 26.12 | «Изготовление новогоднего сувенира» | Цветная бумага, ножницы ,клей | - Учить делать елочные украшения , - Развивать самостоятельность и фантазию ; - Уметь экспериментировать и делать выводы ; |
19. | 2ч. | 15.01 16.01 | «Рождественски ангел » | Цветная бумага, ножницы ,клей, ватные диски. | - Развитие мелкой моторики ; - Учить аккуратности при работе ; - Вызывать у детей работать в коллективе |
20. | 2ч. | 22.01 23.01 | «зимние забавы» | Альбомы для рисования ,краски ,карандаши | - Воспитывать умение самостоятельно использовать имеющие знания ; - Учить аккуратности при работе |
21. | 2ч. | 29.01 | Бумажная поделка «Царица Зимы» | Цветная бумага ,клей, картон, ножницы , карандашы | - Развитие мелкой моторики; - Учить планировать свою работу; - Вызывать интерес к работе |
22. | 2ч. | 18.02 | Работа с пластилином | Пластилин , цветная бумага, ножницы , картон | - Воспитывать усидчивость ; - Вызвать у детей желание работать в коллективе и интерес к работе |
23. | 2ч. | 12.02 13.02 | «Подарок папе» | Цветная бумага , ножницы , клей | - Вызвать интерес к творчеству; - Учить детей самостоятельности; - Воспитание потребности и желание сделать своим близким подарок. |
24. | 2ч. | 25.02 27.02 | Аппликация «Чудесные цветы» | Цветная бумага , клей , карандаш | - Развитие творческого воображения ; - Формировать навыки самостоятельности |
25. | 2ч. | 3.03 5.03 | Открытка на 8 Марта | Краски ,гуаши ,альбомные листы, нож, | - Развивать цветовое восприятие ; - Воспитывать внимание ,старательность, усидчивость |
26. | 2ч. | 10.03 12.03 | «Пластилиновое чудо» | Листы бумаги ,пластилин ,картон | - Прививать умения и навыки работы с пластилином ; - Способствовать развитию творческих способностей |
27. | 2ч. | 17.03 19.03 | Цветы из яичных лотков | Цветная бумага ,клей, ножницы , карандаши лотки | - научить изготавливать из бросового материала поделки, -воспитовать уситчивасть и аккуратность при работе. |
29. | 2ч. | 7.04 9.04 | Поделка ко Дню космонавтики. | Цветная бумага, картон ,клей, ножницы ,картон | - Уточнить знания детей о празднике «День космонавтики» - воспитывать аккуратность. |
30. | 2ч. | 14.04 16.04 | «Радуга» | Альбомы для рисования, краски , карандаши | -Развитие творческой фантазии ; - Развивать умение работать в коллективе ; - Развитие мелкой моторики. |
31. | 2ч. | 21.04 23.04 | Работа с пластилином | Картон , пластилин | - Развитие мелкой моторики ; - Умение аккуратно относиться к своим работам и работам одноклассников |
32. | 2ч. | 28.04 30.04 | Объемная картинка | Цветная бумага , ножницы, клей , цветной картон | - Воспитывать усидчивость , старательность ; - Умение работать в коллективе |
33. | 2ч. | 5.05 7.05 | Открытка на 9 мая | Картон , клей, ножницы , цветная бумага | - Расширение знании и развитие индивидуальных способностей детей в определенной деятельности - Умение работать с разным материалом ; |
34. | 1ч. | 12.05 | Поделка из бумаги | Цветная бумага, ножницы, клей, листы бумаги | - Развитие воображения , внимания; - Формировать навыки самостоятельной работы. |
35. | 1ч. | 14.05 | «Аленький цветочек» | Пластилин , картон | - Развитие творческого воображения ; - Прививать умению и навыкам работы с пластилином |
36. | 2ч. | 19.05 21.05 | «Цветочная лужаика» | Картон , клей, ножницы , цветная бумага | - Расширение знании и развитие индивидуальных способностей детей в определенной деятельности - Умение работать с разным материалом ; |
37. | 2 ч | 26.05 28.05 | Аппликация «Чудесные цветы» | Цветная бумага, ножницы, клей, листы бумаги. | -Развитие творческой фантазии ; - Развивать умение работать в коллективе ; - Развитие мелкой моторики. |