СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование по окружающему миру 4 класс 21 век

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование по окружающему миру для 4-го класса МБОУ Владимировская СОШ на 2018-2019 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Планирование по окружающему миру 4 класс 21 век»

Пояснительная записка


Рабочая программа по окружающему миру для 4-го класса разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г).

- Примерной программы начального общего образования.

- авторской программы Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». - 2-е изд., дораб. и доп.-М.: Вентана-Граф, 2010).

- учебного плана МБОУ Владимировской СОШ на 2018-2019 учебный год;

- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38);

- положения о рабочей программе учителя.

Для реализации данной программы используется учебник Окружающий мир. 4 класс: Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2014г.

Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней, понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении учащийся:

- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;

- осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Задачи организации учебной деятельности:

  • формирование элементарной ориентировки в доступных естественнонаучных, обществоведческих исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;

  • формирование общеучебных умений - выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, фиксировать результаты наблюдений;

  • развитие общей культуры школьника, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Формы организации учебного предмета: групповая работа на уроке, практические работы, групповое творческое занятие.

Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за компьютером.


Согласно базисному учебному плану на изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего 68 часов за год.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.


Изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать со­циальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группа­ми. Первая относится к личности субъекта обучения, его но­вым социальным ролям, которые определяются новым ста­тусом ребёнка как школьника:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообу­чению;

  • высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и са­мооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.

Другая группа личностных результатов передаёт социаль­ную позицию школьника, сформированность его ценностно­го взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ российской гражданской идентич­ности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в ми­ровой истории, воспитание чувства гордости за националь­ные достижения;

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного от­ношения, толерантности к людям независимо от возраста, на­циональности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нрав­ственного поведения в природе, обществе, правильного взаи­модействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безо­пасной жизни с учётом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на ре­шение прежде всего образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • обнаружение и установление элементарных связей и зави­симостей в природе и обществе;

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измере­ние);

  • использование полученных знаний в продуктивной и пре­образующей деятельности;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рацио­нально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отбо­ре содержания обучения и конструировании его методики осо­бое внимание уделяется освоению метапредметных ре­зультатов естественнонаучного и обществоведческого обра­зования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирова­ние новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Уни­версальные учебные действия», содержание которого опре­деляет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди мета­предметных результатов особое место занимают интеллекту­альные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • под интеллектуальными действиями понимается способ­ность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, ана­лиз, доказательство и др.);

  • под регулятивными действиями понимается владение спо­собами организации, планирования различных видов деятель­ности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

• под коммуникативными действиями понимается способ­ность в связной логически целесообразной форме речи пере­дать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных дей­ствий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чте­ние и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описа­ние и др.).

К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:

  • выявлять признаки живого организма, характерные для человека;

  • моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

  • устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;

  • характеризовать условия роста и разви­тия ребёнка;

  • оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художест­венной литературы) проявления доброты, честности, смело­сти и др.;

  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

  • описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

  • составлять рассказ-описание о странах — соседях России;

  • различать год, век, арабские и римские цифры, поль­зоваться терминами «историческое время», «эпоха», «сто­летие»;

  • соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;

  • называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

  • различать (называть) символы царской власти, симво­лы современной России.

  • называть имя президента совре­менной России;

  • описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);

  • называть имена выдающихся деятелей, писателей, ком­позиторов разных исторических эпох.

К концу обучения в 4 классе учащиеся могут на­учиться:

  • применять в житейской практике правила здорового об­раза жизни, соблюдать правила гигиены и физической куль­туры; различать полезные и вредные привычки;

  • различать эмоциональное состояние окружающих лю­дей и в соответствии с ним строить общение;

раскрывать причины отдельных событий в жизни стра­ны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.


Содержание учебного предмета


Человек — живое существо (организм) (15 ч)

Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Го­ловной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укреп­ление опорно-двигательной системы. Движения и физкуль­тура.

Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значе­ние дыхательной системы. Защита органов дыхания (от по­вреждений, простуды и др.).

Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведе­ния). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организ­ме. Главный орган выделения — почки. Кожа, её роль в орга­низме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хороше­го настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их раз­вития.

Универсальные учебные действия

Характеризовать человека как живое существо, организм: Раскрывать особенности деятельности различных органов. Объяснять особую роль нервной системы в организме.

Ты и твоё здоровье (11 ч)

Человек и его здоровье. Знание своего организма — усло­вие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закали­вание.

Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встре­че с опасными животными.

Универсальные учебные действия

Раскрывать принципы здорового образа жизни.

Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя.

Различать ядовитые грибы и растения.

Конструировать в учебных и игровых ситуациях прави­ла безопасного поведения в среде обитания.

Практические работы

Составление режима дня школьника для будней и выход­ных. Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физиче­ских нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных слу­чаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

Человек — часть природы (3 ч)

Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детст­во. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и раз­вития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, обще­ния с другими людьми и игровой деятельности ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престаре­лых и больных.

Универсальные учебные действия

Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного.

Устанавливать последовательность этапов развития че­ловека.

Характеризовать условия роста и развития ребёнка.

Человек среди людей (4 ч)

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного об­щения.

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Универсальные учебные действия

Различать положительные и отрицательные качества че­ловека, приводить житейские примеры проявления отзыв­чивости, доброты, справедливости и др. Характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.

Родная страна: от края до края (11 ч)

Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва — среда обитания растений и живот­ных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно- Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности распо­ложения древних городов. Кремлёвские города. Улицы, исто­рия и происхождение названий.

Россия и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Универсальные учебные действия

Описывать картины природных зон, узнавать на рисун­ках (фото, схемах) особенности разных природных зон.

Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.

Находить на карте равнины и горы России (своего края). Выделять особенности кремлёвских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям).

Обобщать информацию о странах — соседях России, по­лученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран — соседей России.

Человек — творец культурных ценностей (12ч)

Что такое культура. Ценности культуры. О чём рассказы­вают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов.

Искусство России в разные времена (исторические эпо­хи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Художественные ре­мёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерус­ский театр.

Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Тво­рения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культу­ры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жиз­ни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композито­ров, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некра­сов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).

Искусство России XX века. Творчество архитекторов, ху­дожников, поэтов, писателей. Известные сооружения совет­ского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К.С. Малевич и др.). Детские писа­тели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами.

Составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского госу­дарства.

Называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена).

Называть имена выдающихся деятелей, писателей, ком­позиторов разных исторических эпох.

Обобщать информацию, полученную в разных информа­ционных средствах.

Человек — защитник своего Отечества (9ч)

Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских лю­дей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения совет­ской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Литературные па­мятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамо­ты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими за­хватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Суса­нин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. От­ражение борьбы русского народа за свободу Родины в про­изведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Универсальные учебные действия

Составлять рассказ-повествование об основных событи­ях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.

Экскурсии

В биологический (краеведческий), художественный му­зеи, музей художника, писателя, композитора (с учётом мест­ных условий) (с помощью ПК).

Практические работы

Работа с исторической картой (в соответствии с задания­ми в учебнике и рабочей тетради).

Гражданин и государство (2ч)

Наше государство – Российская Федерация. Права и обязанности граждан российского государства. Символы государства.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тип урока

Человек – живое существо - 15 ч

1

Как устроен организм человека. Введение. Человек – часть природы.

1

05.09


2

Нервная система. Головной и спинной мозг.

1

07.09


3

Опорно-двигательная система.

1

12.09


4

Пищеварительная система. Ее органы..

1

14.09


5

Дыхательная система. Ее органы.

1

19.09


6

Кровеносная система. Кровь и ее значение.

1

21.09


7

Сердце – главный орган кровеносной системы.

1

26.09


8

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества.

1

28.09


9

Кожа, ее значение. Строение кожи.

1

03.10


10

Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение.

1

05.10


11

Гигиена слуха.

1

10.10


12

Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека.

Слух.

1

12.10


13

Обобщающий урок.

Проверочная работа по теме «Человек – живое существо»

1

17.10


14

Эмоции и чувства человека.

1

19.10


15

Память, ее значение в жизни человека.

1

24.10


Ты и твое здоровье - 11 ч

16

Здоровье человека. Режим дня школьника.

1

26.10


17

Здоровый человек – здоровый сон. О правильном питании

1

07.11


18

Как закаливать свой организм

Можно ли снять усталость

1

09.11


19

Вредные привычки (курение, спиртное, наркотические вещества).

1

14.11


20

Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг.

1

16.11


21

Когда дом становится опасным.

1

21.11


22

Знаете ли вы правила дорожного движения?

1

23.11


23

Помощь при травме.

1

28.11


24

Бывают ли животные опасными?

Ядовитые грибы и растения.

1

30.11


25

Практическая работа «Оказание первой помощи при несчастных случаях» Грипп. Аллергия. Если болит живот.

1

05.12


26

Если гроза застала тебя на прогулке. Твоя домашняя аптечка

1

07.12


Человек – часть природы – 3ч

27

Чем человек отличается от животных. Человек умеет думать и говорить.

1

12.12


28

Счастливая пора детства.

1

14.12


29

Почему пожилым людям нужна твоя помощь

1

19.12


Человек среди людей - 4 ч

30

Контрольная работа за 1 полугодие

1

21.12


31

Поговорим о доброте. Ситуации из жизни.


1

26.12


32

Поговорим о справедливости, трудолюбии. смелости.


1

28.12


33

Умеешь ли ты общаться?

1

09.01


Родная страна: от края до края- 11 ч

34

Природные зоны России. Арктика. Тундра. Тайга

1

11.01


35

Природные зоны России. Смешанные леса.

1

12.01


36

Природные зоны России. Степь. Пустыня.

1

16.01


37

Влажные субтропики.

1

18.01


38

Почвы России. Почва нуждается в охране

1

23.01


39

Рельеф России.

1

25.01


40

Как возводились города. «Кремлевские города»

1

30.01


41

Росся и её близкие, и дальние соседи. Япония – страна восходящего солнца

1

01.02


42

Китай – страна природных контрастов.

1

06.02


43

Финляндия – наш северный сосед.

1

08.02


44

Королевство Дания

1

13.02


Человек творец культурных ценностей - 12 ч

45

Что такое культура?

Как возникла письменность.

1

15.02


46

Образование – часть культуры общества. Первая Азбука

1

20.02


47

Чему и как учились при Петре I. М.В. Ломоносов.

1

22.02


48

Школа в XIX веке. Русское искусство до XVIII века.

1

27.02


49

Искусство России XVIII (18) века. Архитектура. Живопись. Театр.

1

01.03


50

Золотой век русской культуры XIX век.

1

06.03


51

А.С. Пушкин - «солнце русской поэзии» – (страницы жизни и творчества) Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой.

1

13.03


52

Проверочная работа по теме: «Человек творец культурных ценностей»

1

15.03


53

Композиторы XIX (19) века. М.И. Глинка, П.И. Чайковский

1

20.03


54

Художники XIX (19) века. В.А. Тропинин.

1

22.03


55

Художники XIX (19) века. И.Е. Репин. И.И. Левитан.

1

03.04


56

Искусство России 20 века

1

05.04


Человек – защитник своего Отечества – 9ч

57

Как Русь боролась с половцами

1

10.04


58

Победа над шведскими захватчиками.

1

12.04


59

Битва на Чудском озере Куликовская битва

1

17.04


60

Куликовская битва.

1

19.04


61

Годовая контрольная работа

1

24.04


62

Отечественная война 1812 года.

1

26.04




63

Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов.

Практическая работа «Работа с картой»

1


27.04



64

Битва под Москвой. Сталинградская битва.

1


08.05



65

«Всё - для фронта, всё - для победы!» Берлин взят!

1

15.05


Гражданин и государство – 3ч

66

Мы живём в Российском государстве.

1

17.05


67

68

Права и обязанности граждан России. Символы государства.

2

22.05

24.05





5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!