Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4-го класса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г).
- Примерной программы начального общего образования.
- авторской программы Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». - 2-е изд., дораб. и доп.-М.: Вентана-Граф, 2010).
- учебного плана МБОУ Владимировской СОШ на 2018-2019 учебный год;
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38);
- положения о рабочей программе учителя.
Для реализации данной программы используется учебник Окружающий мир. 4 класс: Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2014г.
Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней, понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении учащийся:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
- осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Задачи организации учебной деятельности:
формирование элементарной ориентировки в доступных естественнонаучных, обществоведческих исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;
формирование общеучебных умений - выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, фиксировать результаты наблюдений;
развитие общей культуры школьника, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Формы организации учебного предмета: групповая работа на уроке, практические работы, групповое творческое занятие.
Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за компьютером.
Согласно базисному учебному плану на изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего 68 часов за год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.
Другая группа личностных результатов передаёт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
• под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:
выявлять признаки живого организма, характерные для человека;
моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;
характеризовать условия роста и развития ребёнка;
оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
составлять рассказ-описание о странах — соседях России;
различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
различать (называть) символы царской власти, символы современной России.
называть имя президента современной России;
описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
К концу обучения в 4 классе учащиеся могут научиться:
применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
— раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.
Содержание учебного предмета
Человек — живое существо (организм) (15 ч)
Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, её роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Универсальные учебные действия
Характеризовать человека как живое существо, организм: Раскрывать особенности деятельности различных органов. Объяснять особую роль нервной системы в организме.
Ты и твоё здоровье (11 ч)
Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.
Универсальные учебные действия
Раскрывать принципы здорового образа жизни.
Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя.
Различать ядовитые грибы и растения.
Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.
Практические работы
Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).
Человек — часть природы (3 ч)
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Универсальные учебные действия
Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного.
Устанавливать последовательность этапов развития человека.
Характеризовать условия роста и развития ребёнка.
Человек среди людей (4 ч)
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного общения.
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Универсальные учебные действия
Различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др. Характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.
Родная страна: от края до края (11 ч)
Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно- Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлёвские города. Улицы, история и происхождение названий.
Россия и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Универсальные учебные действия
Описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.
Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.
Находить на карте равнины и горы России (своего края). Выделять особенности кремлёвских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям).
Обобщать информацию о странах — соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран — соседей России.
Человек — творец культурных ценностей (12ч)
Что такое культура. Ценности культуры. О чём рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К.С. Малевич и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами.
Составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.
Называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена).
Называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.
Человек — защитник своего Отечества (9ч)
Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Универсальные учебные действия
Составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.
Экскурсии
В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учётом местных условий) (с помощью ПК).
Практические работы
Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Гражданин и государство (2ч)
Наше государство – Российская Федерация. Права и обязанности граждан российского государства. Символы государства.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Тип урока |
Человек – живое существо - 15 ч |
1 | Как устроен организм человека. Введение. Человек – часть природы. | 1 | 05.09 | |
2 | Нервная система. Головной и спинной мозг. | 1 | 07.09 | |
3 | Опорно-двигательная система. | 1 | 12.09 | |
4 | Пищеварительная система. Ее органы.. | 1 | 14.09 | |
5 | Дыхательная система. Ее органы. | 1 | 19.09 | |
6 | Кровеносная система. Кровь и ее значение. | 1 | 21.09 | |
7 | Сердце – главный орган кровеносной системы. | 1 | 26.09 | |
8 | Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. | 1 | 28.09 | |
9 | Кожа, ее значение. Строение кожи. | 1 | 03.10 | |
10 | Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. | 1 | 05.10 | |
11 | Гигиена слуха. | 1 | 10.10 | |
12 | Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека. Слух. | 1 | 12.10 | |
13 | Обобщающий урок. Проверочная работа по теме «Человек – живое существо» | 1 | 17.10 | |
14 | Эмоции и чувства человека. | 1 | 19.10 | |
15 | Память, ее значение в жизни человека. | 1 | 24.10 | |
Ты и твое здоровье - 11 ч |
16 | Здоровье человека. Режим дня школьника. | 1 | 26.10 | |
17 | Здоровый человек – здоровый сон. О правильном питании | 1 | 07.11 | |
18 | Как закаливать свой организм Можно ли снять усталость | 1 | 09.11 | |
19 | Вредные привычки (курение, спиртное, наркотические вещества). | 1 | 14.11 | |
20 | Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг. | 1 | 16.11 | |
21 | Когда дом становится опасным. | 1 | 21.11 | |
22 | Знаете ли вы правила дорожного движения? | 1 | 23.11 | |
23 | Помощь при травме. | 1 | 28.11 | |
24 | Бывают ли животные опасными? Ядовитые грибы и растения. | 1 | 30.11 | |
25 | Практическая работа «Оказание первой помощи при несчастных случаях» Грипп. Аллергия. Если болит живот. | 1 | 05.12 | |
26 | Если гроза застала тебя на прогулке. Твоя домашняя аптечка | 1 | 07.12 | |
Человек – часть природы – 3ч |
27 | Чем человек отличается от животных. Человек умеет думать и говорить. | 1 | 12.12 | |
28 | Счастливая пора детства. | 1 | 14.12 | |
29 | Почему пожилым людям нужна твоя помощь | 1 | 19.12 | |
Человек среди людей - 4 ч |
30 | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | 21.12 | |
31 | Поговорим о доброте. Ситуации из жизни. | 1 | 26.12 | |
32 | Поговорим о справедливости, трудолюбии. смелости. | 1 | 28.12 | |
33 | Умеешь ли ты общаться? | 1 | 09.01 | |
Родная страна: от края до края- 11 ч |
34 | Природные зоны России. Арктика. Тундра. Тайга | 1 | 11.01 | |
35 | Природные зоны России. Смешанные леса. | 1 | 12.01 | |
36 | Природные зоны России. Степь. Пустыня. | 1 | 16.01 | |
37 | Влажные субтропики. | 1 | 18.01 | |
38 | Почвы России. Почва нуждается в охране | 1 | 23.01 | |
39 | Рельеф России. | 1 | 25.01 | |
40 | Как возводились города. «Кремлевские города» | 1 | 30.01 | |
41 | Росся и её близкие, и дальние соседи. Япония – страна восходящего солнца | 1 | 01.02 | |
42 | Китай – страна природных контрастов. | 1 | 06.02 | |
43 | Финляндия – наш северный сосед. | 1 | 08.02 | |
44 | Королевство Дания | 1 | 13.02 | |
Человек творец культурных ценностей - 12 ч |
45 | Что такое культура? Как возникла письменность. | 1 | 15.02 | |
46 | Образование – часть культуры общества. Первая Азбука | 1 | 20.02 | |
47 | Чему и как учились при Петре I. М.В. Ломоносов. | 1 | 22.02 | |
48 | Школа в XIX веке. Русское искусство до XVIII века. | 1 | 27.02 | |
49 | Искусство России XVIII (18) века. Архитектура. Живопись. Театр. | 1 | 01.03 | |
50 | Золотой век русской культуры XIX век. | 1 | 06.03 | |
51 | А.С. Пушкин - «солнце русской поэзии» – (страницы жизни и творчества) Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой. | 1 | 13.03 | |
52 | Проверочная работа по теме: «Человек творец культурных ценностей» | 1 | 15.03 | |
53 | Композиторы XIX (19) века. М.И. Глинка, П.И. Чайковский | 1 | 20.03 | |
54 | Художники XIX (19) века. В.А. Тропинин. | 1 | 22.03 | |
55 | Художники XIX (19) века. И.Е. Репин. И.И. Левитан. | 1 | 03.04 | |
56 | Искусство России 20 века | 1 | 05.04 | |
Человек – защитник своего Отечества – 9ч |
57 | Как Русь боролась с половцами | 1 | 10.04 | |
58 | Победа над шведскими захватчиками. | 1 | 12.04 | |
59 | Битва на Чудском озере Куликовская битва | 1 | 17.04 | |
60 | Куликовская битва. | 1 | 19.04 | |
61 | Годовая контрольная работа | 1 | 24.04 | |
62 | Отечественная война 1812 года. | 1 | 26.04 | |
63 | Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Практическая работа «Работа с картой» | 1 | 27.04 | |
64 | Битва под Москвой. Сталинградская битва. | 1 | 08.05 | |
65 | «Всё - для фронта, всё - для победы!» Берлин взят! | 1 | 15.05 | |
Гражданин и государство – 3ч |
66 | Мы живём в Российском государстве. | 1 | 17.05 | |
67 68 | Права и обязанности граждан России. Символы государства. | 2 | 22.05 24.05 | |
5