СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование по русскому языку вариант 5.2

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование по русскому языку для учащихся ОВЗ вариант 5.2 (тяжелые нарушения речи). Составлено на 5 часов, с учетом коррекционной работы. 

Просмотр содержимого документа
«Планирование по русскому языку вариант 5.2»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ограничен-ными возможностями здоровья (ОВЗ) 3 класса разработана на основе требований к планируе-мым результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы МБОУ Хор – Тагнинская СОШ, реализующей ФГОС на уровне начального общего образования.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане – обязательная часть.

Уровень подготовки учащихся – базовый.

Количество учебных часов, на которые рассчитана программа – 5 часов в неделю (170 часов в год).

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Рабочая программа направлена на достижение планируемых предметных результатов освоения обучающимися программы начального общего образования по русскому языку, а так же планируемых результатов междисциплинарных учебных программ по формированию универсальных учебных действий (личностных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, познавательных универсальных учебных действий), по формированию ИКТ - компетентности обучающихся, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, освоения смыслового чтения и работы с текстом.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русского языка»

Требования к подготовке уровня обучающихся 3 класса

Учащиеся должны знать/ уметь:

Обучающиеся должны знать:

  • названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс); частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог); членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды).

Обучающиеся должны уметь:

  • орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы по программе 1—3 классов;

  • проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

  • производить звуковой и звуко – буквенный разбор слова: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки (гласные: ударные и безударные; согласные: твердые, мягкие, глухие, звонкие, парные и непарные), определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа моряк, стриж, сказка, коньки, маяк, жить;

  • производить морфемный разбор ясных по составу слов типа морковка, берёзонька, пришкольный (выделять окончание, корень, приставку, суффикс);

  • подбирать однокоренные слова разных частей речи;

  • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, надеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);

  • изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями по падежам; изменять имена прилагательные по родам в единственном числе в соответствии с родом имени существительного; изменять глаголы по временам и в прошедшем времени по родам; интонационно правильно произносить предложения;

  • определять вид предложений по цели высказывания и интонации; вычленять в предложении основу и словосочетания; производить элементарный синтаксический разбор предложений (выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам);

  • определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части (при письме соблюдать красную строку), под руководством учителя и самостоятельно составлять план, устанавливать связь предложений в тексте, связь частей текста;

  • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

  • писать изложение и сочинение (60—75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.


Предметные результаты изучения предметной области «Русский язык» должны отражать


- ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символичного восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями изучения предмета;

- формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

- формировать навыки культуры речи во всех её проявлениях, умение правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

- воспитывает позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.


Выпускник научится:

- понимать, что предложение - это основная единица речи;

- понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

- различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, во­просительные);

- оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки пре­пинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

- различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

- различать главные члены предложения;

- понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

- различать словосочетание и предложение;

- понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительно­го, имени прилагательного, глагола;

- понимать особенности употребления в предложении имени существительного, при­лагательного, глагола, предлога;

- понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

- различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без тер­минологии);

- использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

- давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

- понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;

- различать деление слов на слоги и для переноса;

- понимать влияние ударения на смысл слова;

- различать звуки [и] и [й’] и буквы, их обозначающие;

- различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

- понимать роль разделительного мягкого знака в слове;

- верно употреблять прописную букву.


Выпускник получит возможность научиться:

Использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выразительности, грамматической правильности речи, развития активного словаря;

- составления предложений на заданную тему;

- употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели выска­зывания и интонации; .

- оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);

- самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);

- орфографической грамотности речи учащихся;

- проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова с помощью изменения числа и подбора однокоренных слов;

- деления слов на слоги и переноса слов;

- правильного написания слов с буквой Й;

- обозначения мягкости согласных на письме;

- написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделитель­ным мягким знаком;

- употребления прописной буквы в именах собственных;

- работе со словарём (использование алфавита);

- каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропус­ков, вставок, искажений букв;

- письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.


Личностные УУД:

- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- Овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающимся и изменяющимся мире.

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям.

- Определение общей цели и пути её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные УУД:

- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи интерпретации информации.

- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной речи.

- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

- Использование знаково-символических средств представления информации.

- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Коммуникативные УУД:

- Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

- Строить монологические высказывания с учётом поставленной коммуникативной задачи; участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; используют в общении правила вежливости; воспринимают текст с учётом поставленной задачи.

- Определять общие цели и пути их достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; слушают и понимают речь других.

- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Предметные УУД:

- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой умение национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.


Содержание учебного предмета «Русский язык» в 3 классе

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система

Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170 ч.)

Язык и речь (3 часа)

Наша речь и наш язык. Знакомство с учебником «Русский язык».

Виды речи. Для чего нужен язык.

Развитие речи. Составление текста по рисунку. Наша речь.

Текст. Предложение. Словосочетание (16 ч).

Текст. Что такое текст? Какие бывают тексты?

Предложение. Что такое предложение?

Виды предложений по цели высказывания.

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Виды предложений по интонации.

Составление предложений по рисунку с включением диалога и слов-обращений.

Использование обращения в предложении

Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения.

Простые и сложные предложения. Союзы в сложном предложении.

Словосочетание. Что такое словосочетание? Из чего состоит словосочетание?

Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

Слово в языке и речи (21 час).

Слово в языке и речи. Лексическое значение слова. Как определить лексическое значение слова? Однозначные и многозначные слова. Синонимы и антонимы. Что такое омонимы? Чем словосочетание отличается от слова? Что такое фразеологизмы? Части речи. Что такое части речи? Имя существительное. Местоимение. Имя прилагательное. Глагол. Имя числительное. Составление текста-натюрморта по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Однокоренные слова. Какие слова называются однокоренными? Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки. Согласные звуки. Разделительный мягкий знак. Слово и слог. Проект «Рассказ о слове».

Состав слова (41час).

Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова. Корень слова. Чередование гласных в корне слова. Сложные слова. Правописание сложных слов. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Сходство и различие суффикса и приставки. Образование слов с помощью суффикса. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. Неизменяемые и изменяемые слова. Проект «Семья слов». Правописание частей слова. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Исторические чередования в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». Правописание суффиксов и приставок, приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

Части речи (76 часов).

Части речи. Повторение. Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Обучающее подробное изложение повествовательного текста. Собственные и нарицательные имена существительные. Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. Род имён существительных. Определение рода имён существительных. Имена существительные общего рода. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Изменение имён существительных по падежам. Упражнение в склонении и в определении падежей имён существительных. Несклоняемые имена существительные. Коллективное сочинение по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». Именительный падеж имён существительных. Родительный падеж имён существительных. Дательный падеж имён существительных. Винительный падеж имён существительных. Творительный падеж имён существительных. Предложный падеж имён существительных. Проект «Зимняя страничка». Коллективное сочинение по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных. Связь имён прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные. Роль имён прилагательных в тексте. Текст – описание. Сочинение-высказывание по репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Изменении прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Изменение имён прилагательных по числам. Изменение имён прилагательных по падежам. Сочинение отзыв по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками». Проект «Имена прилагательные в загадках». Части речи. Местоимение. Личные местоимения. Личные местоимения третьего лица. Наблюдение над употреблением в тексте местоимений. Наблюдение над употреблением в тексте местоимений. Ознакомление с особенностями текста-письма. Глагол. Значение и употребление глаголов в речи. Упражнение в определении лексического значения глагола. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов. Составление рассказа по сюжетным рисункам. Глаголы в неопределённой форме. Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Время глаголов. Прошедшее, настоящее, будущее. Упражнение в определении времени глаголов. Изменение глаголов по временам. Родовые окончания глаголов. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Повторение (13 часов).

Части речи. Что такое текст? Имя существительное, прилагательное, числительное. Предлоги и приставки. Словосочетание, предложение, текст. Однокоренные слова.


Слова с непроверяемыми написаниями:

Аккуратный, альбом, берег, вместе, вокруг, восемь, воскресенье, восток (восточный), вторник, гвоздика, герой, горох, грамм, желать, животное, завтрак (завтракать), заря, интересный, картофель, квартира, килограмм, коллекция, коллектив, комната, Красная площадь, кровать, лестница, Московский Кремль, обед, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, одуванчик, около, орех, петрушка, песок, пирог, погода, понедельник, помидор, пороша, потом, поэт, праздник, приветливый, пшеница, пятница, ракета, растение, ромашка, рябина, самолёт, север, сирень, солдат, солома, среда, столица, трактор, трамвай, ужин, четверг, четыре, чёрный, чувство, шоссе.


Виды речевой деятельности

Развитие речи. Овладение основными видами речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

Обогащение активного и пассивного словаря детей и структуры речевой деятельности учащихся — её содержательности (знания пред­метов речи); формирования правильности речи (грамматической и орфографической, стилистической и орфоэпической); точности (соот­ветствия в выборе средств языка и соответствия речевой ситуации); выразительности, благозвучности; развитие логической стороны речи, развитие речевого (фонематического) слуха; способности слышать, раз­личать и воспроизводить интонационную, эмоционально-смысловую стороны речи, паузы, ударение не только словесное (орфоэпическое), но и логическое, эмоциональное; развитие двух планов речи: вну­тренней и внешней на уровне замысла, выстраивания логики, выбора слова, интонации и т. д.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными уме­ниями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности ре­чевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Знакомство с признаками текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. По­следовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над струк­турой текста: озаглавливайте, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание соб­ственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правиль­ности, богатства и выразительности письменной речи; использование в тестах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без за­учивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Коррекционная работа:

Новый материал следует преподносить предельно развёрнуто; значительное место отводить практической деятельности учащихся;

Систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;

Используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д.;

Выполнение письменных заданий предварять  анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

      Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.
























МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Книгопечатная продукция

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Рабочие программы. 1—4кл.

Учебники

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс. В 2 ч.: 4.1.

2. Канакина В.П., Горецкий В.Г.. Русский язык: Учебник: 3 класс. В 2 ч.: Ч. 2.

Поурочные разработки

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Поурочные разработки: 3 класс.

Печатные пособия

    1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 3 класс: Ком­плект демонстрационных таблиц с методическими рекоменда­циями: Учебное пособие.

    2. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тема­тикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).

    3. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеоло­гизмов, морфемный и словообразовательный словари.
































Календарно – тематическое планирование


Дата

Тема урока

Кол-во часов

Коррекционная работа

план

факт

Язык и речь (3 часа).

1



Наша речь и наш язык. Знакомство с учебником «Русский язык». Виды речи. Для чего нужен язык.

1

Представление о ситуации общения, ее компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат обще-ния. Язык – самое удобное и основное средство общения. Различение устных и письменных форм речи. Факты из истории письменной речи. Требования к устной и письменной речи. Устные рассказы. Культура устной и письмен-ной речи. Совершенствование процесса восприятия речи: понимание смысла высказывания партнера, представление об интонационной законченности пред-ложения и смысловых частях высказы-вания, интонационной выразительнос-ти речи.

2



Развитие речи. Составление текста по рисунку.

1

3



Наша речь. Анализ работы, работа над ошибками.

1

Текст. Предложение. Словосочетание. (16 часа).

4



Текст. Что такое текст? Какие бывают тексты?

1

Различия функции слова и предложе-ния. Типы предложений по цели выс-казывания и по интонации. Основные свойства текста. Выделение самых общих признаков текста (состоит из предложений, связанных по смыслу, имеет тему и заглавие). Озаглавлива-ние текста. Типы текстов: текст – опи-сание, текст – повествование, текст – рассуждение. Различия функции слова и предложения. Типы предложений по цели высказывания и по интонации. Основные свойства текста. Выделение самых общих признаков текста (состоит из предложений, связанных по смыслу, имеет тему и заглавие). Озаглавливание текста. Типы текстов: текст – описание, текст – повествование, текст – рассуждение.

5



Предложение. Что такое предложение?

1

6



Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

1

7



Развитие речи. Коллективное состав-ление рассказа по репродукции кар-тины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

1

8



Предложение, виды предложений. Работа над ошибками.

1

9



Предложение. Виды предложений по интонации.

1

10



Предложение. Что такое обращение?

1

11



Развитие речи. Составление предло-жений по рисунку с включением диалога и слов-обращений.

1

12



Предложение. Использование обра-щения в предложении. Работа над ошибками.

1

13



Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения.

1

14



Главные и второстепенные члены предложения. Упражнение в разборе предложений по членам предложения.

1

15



Простые и сложные предложения. Упражнение в различении простого и сложного предложения.

1

16



Простое и сложное предложение. Союзы в сложном предложении. Составление сложных предложений из двух простых.

1

17



Словосочетание. Что такое словосо-четание? Из чего состоит словосоче-тание?

1

18



Развитие речи. Коллективное состав-ление рассказа по репродукции кар-тины В. Д. Поленова «Золотая осень».

1

19



Обобщение по теме «Текст, предложение, словосочетание». Работа над ошибками.

1

Слово в языке и речи (21 час).

20



Слово в языке и речи. Лексическое значение слова. Как определить лек-сическое значение слова? Однознач-ные и многозначные слова.

1

Различия функции слова и предложе-ния. Типы предложений по цели выска-зывания и по интонации. Основные свойства текста. Выделение самых общих признаков текста (состоит из предложений, связанных по смыслу, имеет тему и заглавие). Озаглавлива-ние текста. Типы текстов: текст – описание, текст – повествование, текст – рассуждение. Лексическое значе-ние слова; Лексические нормы; омонимы; словосочетание; орфоэ-пические нормы; фразеологические обороты; самостоятельные части речи; грамматические нормы (мор-фологические нормы); граммати-ческие нормы (синтаксические нормы); лексические нормы. Лекси-ческий анализ: фонетика; звуки и буквы; фонетический анализ слова. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста; Средства связи предложений в тексте.


21



Слово в языке и речи. Синонимы и антонимы.

1

22



Слово в языке и речи. Что такое омонимы?

1

23



Слово и словосочетание. Чем слово-сочетание отличается от слова?

1

24



Слово и словосочетание. Что такое фразеологизмы?

1

25



Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.

1

26



Анализ работы по развитию речи. Работа над ошибками.

1

27



Части речи. Что такое части речи? Имя существительное. Местоимение.

1

28



Части речи. Имя прилагательное. Глагол.

1

29



Части речи. Имя числительное.

1

30



Развитие речи. Составление текста-натюрморта по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

1

31



Анализ работы по развитию речи. Работа над ошибками.

1

32



Однокоренные слова. Какие слова называются однокоренными?

1

33



Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки.

1

34



Слово и слог. Звуки и буквы. Согласные звуки.

1

35



Слово и слог. Звуки и буквы. Разделительный мягкий знак.

1

36



Развитие речи. Сочинение по матери-алам экскурсии в парк (лес) (изложе-ние текста со свободной передачей его содержания).

1

37



Анализ работы по развитию речи. Работа над ошибками. Слово и слог. Гласные и согласные звуки.

1

38



Слово в языке и речи. Проект «Рассказ о слове».

1

39



Обобщение по теме «Слово в языке и речи» проверочный диктант.

1

40



Обобщение материала по теме «Слово в языке и речи». Работа над ошибками.

1

Состав слова (41час).

41



Состав слова. Корень слова. Одноко-ренные слова.

1

Значимые части слова (морфемы); лексические нормы. Морфемный ана-лиз слова. Лексическое значение слова; Значимые части слова (морфемы);
Выразительность русской речи; Анализ средств вы-разительности; Средства связи предложений в тексте; Анализ текста;
Грамматические нормы (морфологические нормы)


42



Корень слова. Чередование гласных в корне слова.

1

43



Корень слова. Сложные слова. Пра-вописание сложных слов.

1

44



Формы слова. Окончание.

3

45



Формы слова. Приставка.

1

46



Приставка как значимая часть слова. Разбор слова по составу.

1

47



Формы слова. Суффикс. Сходство и различие суффикса и приставки.

1

48



Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффикса.

1

49



Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».

1

Орфограмма;
Правописание корней;
Правописание приставок

Орфограмма;
Употребление Ь и Ъ

Орфограмма;
Употребление Ь и Ъ

Средства связи предложений в тексте;
Анализ текста;
 


50



Формы слова. Разбор слова по составу. Работа над ошибками.

1

51



Основа слова. Разбор слова по соста-ву. Знакомство со словообразователь-ным словарём.

1

52



Обобщение знаний о составе слова. Неизменяемые и изменяемые слова. Разбор слова по составу.

1

53



Обобщение знаний о составе слова. Проверочная работа.

1

54



Подробное изложение повествова-тельного текста с языковым анализом.

1

55



Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова.

1

56



Проект «Семья слов». Обобщение знаний о составе слова.

1

57



Правописание частей слова. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

1

58



Правописание слов с безударными гласными в корне.

2

59



Правописание слов с безударными гласными в корне. Исторические чередования в корне.

1

60



Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

3

61



Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Проверочная работа.

1

62



Правописание слов с непроизноси-мыми согласными в корне.

4

63



Правописание слов с удвоенными согласными.

2

64



Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».

1

65



Обобщение знаний о правописании слов с безударной гласной, парной согласной, удвоенной согласной, непроизносимой согласной в корне. Работа над ошибками.

1

66



Правописание суффиксов и приставок.

3

67



Правописание приставок и предлогов.

1

68



Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

2

69



Обобщение знаний по теме «Состав слова». Контрольный диктант.

1

Части речи (76 часов).

70



Части речи. Повторении.

1

Части речи как группы слов, отвечаю-щих на один и тот же вопрос и объе-диненных общим значением (предмета, признака предмета, действия). Созда-ние представления о грамматическом значении (без введения термина) как о значении, свойственном целым груп-пам слов. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Имена существительные собственные и нарицательные. Функциональные раз-личия существительных собственных и нарицательных. Основные семанти-ческие группы собственных имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Варианты окончаний имен существительных во множественном числе (граммов – грамм)Самостоятельные части речи. Текст как речевое произведение. Орфограмма. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста; Средства связи предложе-ний в тексте; Анализ текста

Словообразовательный анализ слова;

71



Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи.

1

72



Имя существительное.

1

73



Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

74



Развитие речи. Обучающее подроб-ное изложение повествовательного текста.

1

75




Собственные и нарицательные имена существительные. Работа над ошибками.

1

76



Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени».

1

77



Изменение имён существительных по числам.

1

78



Имена существительные, употребля-емые в форме одного числа.

1

79



Развитие речи. Упражнение по разви-тию связной речи. Изложение по упр. 38.

1

80



Род имён существительных. Работа над ошибками.

1

81



Определение рода имён существительных.

1

82



Имена существительные общего рода.

1

83



Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

1

84



Упражнение в написании имён су-ществительных, оканчивающихся на шипящий звук.

1

85



Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

1

86



Работа над ошибками. Проверочная работа по теме «Мягкий знак на кон-це имён существительных после ши-пящих». Диктант с грамматическим заданием.

1

87



Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам.

1

88



Упражнение в склонении и в опреде-лении падежей имён существитель-ных.

1

Части речи как группы слов, отвечаю-щих на один и тот же вопрос и объе-диненных общим значением (предмета, признака предмета, действия). Созда-ние представления о грамматическом значении (без введения термина) как о значении, свойственном целым груп-пам слов. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Имена существительные собственные и нарицательные. Функциональные раз-личия существительных собственных и нарицательных. Основные семанти-ческие группы собственных имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Варианты окончаний имен существительных во множественном числе (граммов – грамм)Самостоятельные части речи. Текст как речевое произведение. Орфограмма. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста; Средства связи предложе-ний в тексте; Анализ текста

Словообразовательный анализ слова;


89



Несклоняемые имена существительные.

1

90



Развитие речи. Коллективное сочине-ние по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

1

91



Работа над ошибками. Именитель-ный падеж имён существительных.

1

92



Родительный падеж имён существительных.

1

93



Дательный падеж имён существительных.

1

94



Винительный падеж имён существительных.

1

95



Упражнение в распознавании изученных падежей.

1

96



Творительный падеж имён существительных.

1

97



Предложный падеж имён существительных.

1

98



Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

1

99



Обобщение знаний о падежах имён существительных.

1

100



Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1

101



Работа над ошибками. Проверь себя. Проект «Зимняя страничка».

1

Части речи как группы слов, отвечаю-щих на один и тот же вопрос и объе-диненных общим значением (предмета, признака предмета, действия). Созда-ние представления о грамматическом значении (без введения термина) как о значении, свойственном целым груп-пам слов. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Имена существительные собственные и нарицательные. Функциональные раз-личия существительных собственных и нарицательных. Основные семанти-ческие группы собственных имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Варианты окончаний имен существительных во множественном числе (граммов – грамм)Самостоятельные части речи. Текст как речевое произведение. Орфограмма. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста; Средства связи предложе-ний в тексте; Анализ текста

Словообразовательный анализ слова;


102



Развитие речи. Коллективное сочине-ние по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

1

103



Работа над ошибками. Имя прилага-тельное. Лексическое значение имён прилагательных.

1

104



Связь имён прилагательных с имена-ми существительными. Сложные прилагательные.

1

105



Роль имён прилагательных в тексте.

1

106



Имя прилагательное. Текст – описание.

1

107



Развитие речи. Сочинение-высказы-вание по репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

1

108



Работа над ошибками. Изменении прилагательных по родам.

1

109



Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

2

110



Изменение имён прилагательных по числам.

2

111



Изменение имён прилагательных по падежам.

1

112



Упражнение в определении падежа имён прилагательных.

1

113



Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи.

1

114



Обобщение материала по теме «Имя прилагательное. Контрольный диктант.

1

115



Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

Части речи как группы слов, отвечаю-щих на один и тот же вопрос и объе-диненных общим значением (предмета, признака предмета, действия). Созда-ние представления о грамматическом значении (без введения термина) как о значении, свойственном целым груп-пам слов. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Имена существительные собственные и нарицательные. Функциональные раз-личия существительных собственных и нарицательных. Основные семанти-ческие группы собственных имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Варианты окончаний имен существительных во множественном числе (граммов – грамм)Самостоятельные части речи. Текст как речевое произведение. Орфограмма. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста; Средства связи предложе-ний в тексте; Анализ текста

Словообразовательный анализ слова;



116



Развитие речи. Сочинение отзыв по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками».

1

117



Работа над ошибками. Проверь себя. Проект «Имена прилагательные в загадках».

1

118



Части речи. Местоимение. Личные местоимения.

1

119



Личные местоимения третьего лица.

1

120



Наблюдение над употреблением в тексте местоимений.

1

121



Местоимение. Ознакомление с особенностями текста-письма.

1

122



Обобщение знаний о местоимении. Диктант.

1

123



Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.

1

124



Упражнение в определении лексического значения глагола.

1

125



Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.

1

126



Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным рисункам.

1

127



Глаголы в неопределённой форме.

1

128



Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме.

1

129



Число глаголов.

1

130



Изменение глаголов по числам.

1

131



Время глаголов. Прошедшее, настоящее, будущее.

1

132



Упражнение в определении времени глаголов.

1

133



Изменение глаголов по временам.

1

134



Упражнение в изменении глаголов по временам.

1

135



Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

1

136



Работа над ошибками. Род глаголов в прошедшем времени.

1

137



Родовые окончания глаголов. Развитие речи. Составление текста из деформированных предложений.

1

138



Работа над ошибками. Правописание частицы НЕ с глаголами.

2

139



Обобщение знаний о глаголе. Тестирование.

1

140



Обобщение знаний по теме «Глагол». Контрольный диктант.

1

141



Работа над ошибками. Обобщение материала по теме «Глагол».

1

142



Развитие речи. Составление текста по серии картинок.

1

Повторение (13 часов).

143



Работа над ошибками. Части речи.

1

Текст, определение текста, типы текстов. Записка как один из видов текста, ее особенности. Письмо как один из видов текста, требования к его написанию. Главные члены предложе-ния – подлежащее и сказуемое. Поня-тие о смысловой и интонационной законченности предложения. Связь слов в предложении. Типы предложе-ний по интонации и по цели высказы-вания. Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по числам. Род имен прилагательных в речи. Обобщение знаний об основных частях речи. Глагол как часть речи.

Изменение глагола по числам.

Наблюдение за изменением глаголов по временам (без введения термина). Роль глаголов в речи.

144



Повторение. Части речи.

1

145



Повторение, изученного за год. Итоговая контрольная работа.

1

146



Работа над ошибками. Что такое текст?

2

147



Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное.

1

148



Повторение. Предлоги и приставки. Текст.

1

149



Итоговая контрольная работа.

1

150



Работа над ошибками. Словосочетание, предложение, текст.

1

151



Однокоренные слова.

1

152



Контрольный диктант по теме «Части речи».

1

153



Работа над ошибками. Развитие речи. Изложение повествовательного текста.

1

154



Итоговое повторение. КВН по русскому языку.

1