СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 3 класса
Планирование составлено на основе программы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Программа по русскому языку ». Москва: Баласс, 2012. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ . Программа образовательная система «Школа 2100».
Основное пособие (учебник) для учащихся : Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина«Русский язык » 3 класс .Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Содержание учебника соответствует требованиям ФГОС. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012г № 1067 г. Москвы «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год ».
Практическая часть
Виды контрольных, практических работ | I полугодие | II полугодие | ||
Iчетверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
Контрольные диктанты | 3 | 2 | 2 | 3 |
Проверочные работы | 4 | 3 | 4 | 2 |
Контрольные работы |
| 1 |
| 1 |
Словарные диктанты | 2 | 2 | 2 | 2 |
Задания творческого, поискового характера | 2 | 2 | 2 | 2 |
Проектная деятельность |
| 1 |
| 1 |
Свободные диктанты | 2 | 2 | 3 | 2 |
Сочинения | 2 | 1 | 3 | 4 |
Тесты | 1 | 1 | 3 | 4 |
Контрольное списывание | 1 | 1 | 1 | 1 |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 3 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644).
Образовательной системы «Школа 2100». (Сборник программ. Начальная школа под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России .
Авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Пронина «Русский язык».
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. В то же время в начальной школе назначение этого предмета состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечивать языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен соответствием основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”, федеральным государственным образовательным стандартам и примерной программе начального общего образования.
Целью рабочей программы является обеспечение выполнения требований Стандарта: формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира.
Задачи изучения курса русского языка на ступени начального общего образования:
развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как к части русской национальной культуры;
осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой;
формирование у детей чувства языка;
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать на родном языке.
2. Общая характеристика учебного процесса
Данная программа составлена для реализации курса «Русский язык», который является частью единого непрерывного курса обучения и разработан в логике изучения русского языка в основной школе.
Ключевая идея курса заключается в заложении основы формирования функционально грамотной личности, обеспечении языкового речевого развития ребенка, осознания себя носителем языка.
Cпецифика курса – приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности, овладение родным языком, его орфографией и пунктуацией, раскрытие воспитательного потенциала русского языка, что требует особой организации учебной деятельности школьников в форме реализации деятельностного подхода как основного способа получения знаний, современных образовательных технологий, продуктивных форм работы, комплексных заданий.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия, формирование которых призвана реализовать данная программа. Личностное развитие ученика формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека. Но этот же предмет с помощью другой группы линий развития обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач». Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия, познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.
Новизна данной программы определяется тем, что предполагает осуществлять индивидуальный контроль за формированием предметных и метапредмтеных компетенций, пользуясь новой системой оценки планируемых результатов.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
- приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
- дальнейшее овладение родным языком;
- овладение орфографией и пунктуацией;
- раскрытие воспитательного потенциала русского языка;-) развитие чувства языка.
Отличие данной программы заключается в том, что:
1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно- научного текста.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений, технология продуктивного чтения, технология КСО.
Планирование уроков по новым стандартам предполагает использование деятельностного, поискового метода, метода проектов, групповых форм ( работа в малых группах, парах). Ведущие формы и методы: коллективные, индивидуальные, индивидуализированные; репродуктивные и продуктивные; исследовательская работа, проектная деятельность.
Так, на уроке открытия нового знания, на этапе мотивации к учебной деятельности на уроке используются все известные мотивационные приемы, например, «яркое пятно», личностно-ориентированные формы взаимодействия и др.
На этапе актуализации знаний и фиксирования затруднений в пробном учебном действии используются диалоговые формы общения: подводящий диалог, выдвижение гипотез, анализ выдвинутых гипотез и их сравнение и др.
На этапе постановки проблемы используются исследовательские методы обучения, приемы развития критического мышления и др.
На этапе построения проекта выхода из затруднения используются проектные формы и методы работы, целеполагание, планирование и др.
На этапе реализации построенного проекта используются продуктивные формы учебной деятельности: побуждающий диалог, эвристическая беседа, групповые формы работы, формы и методы работы с текстами и др.
На этапе первичного закрепления во внешней речи используются комментирование и различные репродуктивные формы учебной деятельности, работа по заданному образцу, алгоритму и т.д.
На этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону учащиеся выполняют самостоятельную работу, учатся сравнивать ее по образцу и по эталону для самопроверки, контролировать и оценивать свой уровень знаний, корректировать свои ошибки и т.д.
На этапе включения нового знания в систему знаний и повторения спектр возможных форм и методов работы ничем не ограничен: это может быть и фронтальная работа, и использование игровых форм, соревнований, тренингов, работы в группах и т.д.
На этапе рефлексии учебной деятельности на уроке используются различные формы подведения итога работы, самооценки собственной деятельности и деятельности класса.
Таким образом, при любой структуре учебника разнообразие используемых форм организации учебной деятельности при введении нового знания обеспечивается применением технологии деятельностного метода обучения, что, в свою очередь, побуждает учителя к творчеству и саморазвитию.
Материалы курса организованы так, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении и обладали правом выбора уровня решаемых задач.
Мы пользуемся общим для учебников Образовательной системы «Школа 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат учебные материалы, входящие в минимум содержания (базовый уровень), и задачи повышенного уровня сложности (программный и максимальный уровень), не обязательные для всех. Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить максимум.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения деятельностного подхода является включение в него специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую игру, проектную деятельность и работу с жизненными (компетентностными) задачами.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение русского языка в 3 классе отводится 170 часов (5 часов в неделю: 4 часа предусмотрено базисным учебным планом и 1 час –инвариантный час
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
6. Содержание программы (170ч)
Повторение. (13 ч)
Слово. (117 ч)
1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Предложение и текст. (27 ч)
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение. (13 ч)
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
7. Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№ п/п
| Дата
план |
факт | Тема урока | Тип урока | Основные вопросы, рассматриваемые на уроке | Обеспечение урока ( дидактичес-кое, ЭОР) | Формы контроля | Дом задание | |
| I четверть (40ч) | ||||||||
1. | 2.09 |
| Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык» | Урок «открытия» нового знания
| Знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию с обложки, с оглавления, из иллюстраций. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный |
| |
| Раздел 1. Повторение (11 часов) | ||||||||
2. | 3.09 |
| Что мы знаем о тексте | Урок рефлексии | Понятие о тексте. Признаки текста. Формирование типа правильной читательской деятельности | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §1 | |
3. | 4.09 |
| Что мы знаем о тексте | Урок рефлексии | Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить ее с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §1 | |
4. | 5.09 |
| Что мы знаем о слове, предложении, тексте | Урок рефлексии | Слово, предложение, текст. Признаки предложений. Умение членить сплошной текст на предложения. Конструирование предложений, наблюдение за порядком слов в предложениях. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §1 | |
5. | 6.09 |
| По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами | Урок рефлексии | Правила письма, орфограмма. Повторение изученных орфограмм. Графическое обозначение орфограмм. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §1 | |
6. | 9.09 |
| Повторяем изученные орфограммы и их графическое обозначение. | Урок рефлексии | Правила письма. орфограмма. Повторение изученных орфограмм. Графическое обозначение орфограмм. Перенос слов | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический
| §1 | |
7. | 10.09 |
| Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы | Урок рефлексии | Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §1 | |
8. | 11.09 |
| Развитие умения писать заглавную букву в словах. Контрольное списывание | Урок рефлексии | Писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Индивидуальный | §1 | |
9. | 12.09
|
| Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение» | Урок развивающего контроля | Выполнение контрольных заданий по пройденной теме. | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Итоговый |
| |
10. | 13.09
|
| «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Урок общеметодо-логической направленнос-ти | Отработка навыка грамотного письма | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Тематический Фронтальный | §1 | |
11. | 16.09
|
| Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита | Урок «открытия» нового знания
| Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке. Большая буква в именах собственных и в начале предложения. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §1 | |
| Раздел 2. Слово. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне (3 часа) | ||||||||
12. | 17.09 |
| Повторение понятий корень слова, однокоренные слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне слова | Урок рефлексии | Части слова. Корень (определение), однокоренные слова. Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §2 | |
13. | 18.09 |
| Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне | Урок рефлексии | Части слова. Корень (определение), однокоренные слова. Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический
| §3 | |
14. | 19.09 |
| Развитие речи. Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений | Урок рефлексии | Развитие связной устной и письменной речи; совершенство-вание граммати-ческого строя речи (Упр. 55) | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Индивидуальный |
| |
| Раздел 3. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. Удвоенные согласные в корне слова (11 часов) | ||||||||
15. | 20.09 |
| Правописание проверяемых согласных букв в корне слова | Урок рефлексии | Орфограмма-буква согласных в корне слова. Буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные звуки. Алгоритм проверки парных звонких и глухих согласных в конце и в середине корня. | Учебник School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §2 | |
16. | 23.09 |
| Правописание проверяемых согласных букв в корне слова | Урок рефлексии | Орфограмма-буква согласных в корне слова. Буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные звуки. Алгоритм проверки парных звонких и глухих согласных в конце и в середине корня. | School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §2 | |
17. | 24.09 |
| Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму | Урок рефлексии | Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §3 | |
18. | 25.09 |
| Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в корне» | Урок развивающего контроля | Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Срезовый |
| |
19. | 26.09 |
| «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Урок рефлексии | Находить, анализировать и исправлять ошибки | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Тематический Индивидуальный | §3 | |
20. | 27.09 |
| Понятие об удвоенных согласных буквах | Урок «открытия» нового знания
| Корень слова. Орфограмма. Удвоенная буква согласного в корне. Перенос слова. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §4 | |
21. | 30.09 |
| Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне | Урок рефлексии | Написание слов с двойными буквами согласных в корне | School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §4 | |
22. | 1.10 |
| Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне Р/ р. Творческая работа | Урок рефлексии | Ключевые слова. Заглавие. Текст. (Упр.74) | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический |
| |
23. | 2.10 |
| «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Урок общеметодо-логической направленнос-ти | Находить, анализировать и исправлять ошибки | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Индивидуальный | §4 | |
24. | 3.10 |
| Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова» | Урок развивающего контроля | Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Срезовый |
| |
25. | 4.10 |
| Анализ ошибок и коррекция знаний уч-ся | Урок общеметодо-логической направленнос-ти | Находить, анализировать и исправлять ошибки | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Тематический Индивидуальный | §4 | |
| Раздел 4. Непроизносимые согласные в корне слова (9 часов) | ||||||||
26. | 7.10 |
| Наблюдение за словами с непроизноси-мым согласным звуком в корне | Урок «открытия» нового знания
| Знакомство с орфограммой «Обозначения буквами непроизноси-мых согласных звуков в корне слова» | Учебник School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §3 | |
27. | 8.10 |
| Правило написания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова | Урок «открытия» нового знания
| Выведения правила правописания букв непроизносимых согласных в корне слова. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §3 | |
28. | 9.10 |
| Правописание слов с непроизносимы-ми согласными в корне Сочинение по опорным словам | Урок рефлексии | Алгоритм проверки слов с непроизноси-мым согласным звуком в корне | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Индивидуальный | §3 | |
29. | 10.10 |
| «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Урок общеметодо-логической направленнос-ти | Находить, анализировать и исправлять ошибки | School.edu.ru | Тематический Индивидуальный | §4 | |
30. | 11.10 |
| Слова, в которых нет непроизносимо-го согласного звука | Урок «открытия» нового знания
| Знакомство со словами, в которых нет непроизносимого согласного звука. Освоение слов типа, вкусный, чудесный. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §4 | |
31. | 14.10 |
| Формулирова-ние обобщенного правила «Правописание проверяемых согласных в корне слова» | Урок «открытия» нового знания
| Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §5 | |
32. | 15.10 |
| Проверочная работа № 3 по теме «Непроизноси-мые согласные в корне слова» | Урок развивающего контроля | Правописание слов с непроверяемы-ми написаниями по программе | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Срезовый |
| |
33. | 16.10 |
| «Пишу правильно» (работа над ошибками)
| Урок развивающего контроля | Выполнение контрольных заданий по пройденной теме. | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Итоговый |
| |
34. | 17.10 |
| Контрольный диктант № 2 по теме «Непроизноси-мые согласные в корне слова» | Урок общеметодо-логической направленнос-ти | Отработка навыка грамотного письма | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Индивидуальный | §6 | |
| Раздел 5. Безударные гласные в корне слова (8 часов) | ||||||||
35. | 18.10 |
| Работа над ошибками.Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными
| Урок рефлексии | Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова». Правописание букв безударных гласных в корне слова. Умение подбирать проверочные слова с двумя безударными гласными в корне слова. | Учебник School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §6 | |
36. | 21.10 |
| Развитие умения видеть в словах орфограммы –безударные гласные в корне. Контрольный словарный диктант за 1 четверть. | Урок рефлексии | Правописание букв безударных гласных в корне слова. Умение подбирать проверочные слова с двумя безударными гласными в корне слова. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Индивидуальный | §6 | |
37. | 22.10 |
| Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. | Урок рефлексии | Два безударных гласных звука в корне. Общее правило написания. | School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §6 | |
38. | 23.10 |
| Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. Свободный диктант | Урок рефлексии | Два безударных гласных звука в корне. Общее правило написания (Упр. 120)
| Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Индивидуальный | §6 | |
39. | 24.10 |
| Проверочная работа № 4 по теме «Безударные гласные в корне слова» | Урок развивающего контроля | Выполнение контрольных заданий по пройденной теме | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Срезовый |
| |
40. | 25.10 |
| Контрольный диктант № 3 по теме «Безударные гласные в корне слова» | Урок развивающего контроля | Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Итоговый |
| |
| 2 четверть (40 часов) | ||||||||
41. | 5.11 |
| Развитие речи. Обучающее сочинение по опорным словам | Урок развивающего контроля | Развитие связной устной и письменной речи; совершенство-вание граммати-ческого строя речи (Упр. 121) | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Индивидуальный |
| |
42. | 6.11 |
| «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Урок общеметодо-логической направленности | Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Текущий. Объясни-тельный диктант. | §6 | |
| Раздел 6. Сложные слова и их правописание (7 часов) | ||||||||
43.
| 7.11 |
| Знакомство с понятием «Сложные слова» Соединительные гласные о и е в сложных словах
| Урок «открытия» нового знания
| Понятия «сложные слова», «соединитель-ные гласные». Знакомство со сложными сло-вами. Орфограмма – буквы о и е в сложных словах. Выведение алгоритма «как нужно действовать, чтобы правильно выб-рать соедини-тельную букву о и е в сложных словах» | Учебник School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §7 | |
44.
| 8.11 |
| Образование сложных слов. | Урок «открытия» нового знания
| Правописание сложных слов. Образование сложных слов. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §7 | |
45. | 11.11 |
| Сложные слова – имена существитель-ные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей | Урок «открытия» нового знания
| Умение образовывать сложные слова | Учебник School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §7 | |
46. | 12.11 |
| Употребление в речи и правописание сложных слов. | Урок рефлексии | Употребление сложных слов в речи. Тематические группы слов. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §7 | |
47. | 13.11 |
| Развитие речи. Свободный диктант | Урок развивающего контроля | Совершенство-вание граммати-ческого строя речи | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Промежуточный |
| |
48. | 14.11 |
| Проверочная работа № 5 по теме «Сложные слова и их написание» | Урок развивающего контроля | Выполнение контрольных заданий по пройденной теме. | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Тематический Индивидуальный |
| |
49. | 15.11 |
| «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Урок общеметодо-логической направленнос-ти | Находить, анализировать и исправлять ошибки | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Тематический Индивидуальный | §7 | |
| Раздел 7. Части слова. приставка (1 час) | ||||||||
50. | 18.11 |
| Приставка, ее роль в слове (повторение). Развитие умения находить в словах приставки | Урок рефлексии | Закрепление понятий «части слова», «приставка», «предлоги». Различие предлогов и приставок | School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §8 | |
| Раздел 8. Безударные гласные в приставках (5 часов) | ||||||||
51. | 19.11 |
| Правописание безударных гласных в приставках | Урок «открытия» нового знания
| Орфограмма – безударная гласная в приставке
| Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §9 | |
52. | 20.11 |
| Правописание безударных гласных в приставках | Урок рефлексии | Правописание букв безударных гласных в приставках | Учебник School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §9 | |
53. | 21.11 |
| Приставки про- и пра-, по- и па- | Урок рефлексии | Гласные в приставках. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §9 | |
54. | 22.11 |
| Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня? | Урок «открытия» нового знания
| Орфограмма. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня | School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §9 | |
55. | 25.11 |
| Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня | Урок «открытия» нового знания
| Удвоенная буква согласного звука. Правописание слов с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §9 | |
| Раздел 9. Разделительные твердый и мягкий знаки (6 часов) | ||||||||
56. | 26.11 |
| Звук й и его обозначение на письме. Правописание слов с разделительными ьи ъ знаками | Урок рефлексии | Орфограмма разделитель-ные ь и ъ. Правила правописания разделитель-ного Ъ и Ь | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §10 | |
57. | 27.11 |
| Правописание слов с разделительными ъ и ь | Урок рефлексии | Как пользоваться правилом правописания разделитель-ных Ь и Ъ | Учебник School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §10 | |
58. | 28.11 |
| Упражнения в правописании слов с разделительными ъ и ь. Свободный диктант | Урок рефлексии | Развитие умения применять правило правописания разделитель-ных знаков Ъ и Ь | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §10 | |
59. | 29.11 |
| Проверочная тестовая работа № 6 по теме «Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках. | Урок развивающего контроля | Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы. Развитие умения работать с тестом | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Срезовый |
| |
60. | 2.12 |
| Контрольный диктант № 4 по теме «Разделительный ъ и ь знаки» | Урок развивающего контроля | Выполнение контрольных заданий по пройденной теме. | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Итоговый |
| |
61. | 3.12 |
| «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Урок общеметодо-логической направленнос-ти | Находить, анализировать и исправлять ошибки | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Тематический Индивидуальный | §10 | |
| Раздел 10. Части слова. основа и Окончание слова (4 часа) | ||||||||
62. | 4.12 |
| Понятие об окончании и основе слова | Урок «открытия» нового знания
| Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §11 | |
63. | 5.12 |
| Развитие умения находить в слове окончание | Урок рефлексии | Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §12 | |
64. | 6.12 |
| Как найти в слове основу? | Урок рефлексии | Основа слова (определение). Развитие умения находить основу слова | School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §13 | |
65. | 9.12 |
| Развитие умения находить в слове окончание и основу | Урок рефлексии | Основа слова (определение). Развитие умения находить основу слова. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §13 | |
| Раздел 11. Части слова. Суффикс (2 часа) | ||||||||
66. | 10.12 |
| Суффикс и его роль в слове | Урок «открытия» нового знания
| Закрепление понятия «суффикс». Развитие умения видеть в словах знакомые суффиксы. | School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §14 | |
67. | 11.12 |
| Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова | Урок рефлексии | Закрепление понятий «корень», «приставка», «суффикс», «основа», «окончание». Образование слов с помощью приставок и суффиксов. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §14 | |
| Раздел 12. разбор слова по составу (5 часов) | ||||||||
68. | 12.12 |
| Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу | Урок «открытия» нового знания
| Выведение алгоритма «Как нужно разбирать слова по составу. | Учебник School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §15 | |
69. | 13.12 |
| Проверочная работа № 7 по теме «Части слова. Окончание и основа. Суффикс. Разбор слова» | Урок развивающего контроля | Выполнение контрольных заданий по пройденной теме. | «Рабочая тетрадь» Школа 2100
| Срезовый |
| |
70. | 16.12 |
| Административная контрольная работа за I полугодие
| Урок развивающего контроля | Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы | «Рабочая тетрадь» Школа 2100
| Итоговый |
| |
71. | 17.12 |
| Работа над ошибками. Контрольное списывание | Урок развивающего контроля | Выполнение упражнений на написание предложений с печатного текста. | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Итоговый |
| |
72. | 18.12 |
| «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Урок общеметодо-логической направленности | Находить, анализировать и исправлять ошибки | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Тематический Индивидуальный | §15 | |
| Раздел 13. Части речи в русском языке (1 час) | ||||||||
73. | 19.12 |
| Части речи в русском языке | Урок рефлексии | Развитие умения ставить вопросы к словам
| Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §15 | |
| Раздел 14. имя существительное как часть речи (3 часа) | ||||||||
74. | 20.12 |
| Определение имени существитель-ного | Урок рефлексии | Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения и вопроса. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §16 | |
75. | 23.12
|
| Роль имен существитель-ных в речи | Урок рефлексии | Употребление имен существитель-ных в речи. Лексическое значение слов | School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §17 | |
76. | 24.12
|
| Роль имён существительных в речи. Р/р: Творческая работа: составление текста | Урок развивающего контроля | Употребление имен существитель-ных в речи. Лексическое значение слов (Упр. 217) |
| Промежуточный | §17 | |
| Раздел 15. имена существительные одушевленные и неодушевленные (3 часа) | ||||||||
77. | 25.12 |
| Понятие об одушевленных и неодушевлен-ных именах существитель-ных | Урок рефлексии | Имена существи-тельные одушевленные и неоду-шевленные. | School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §18 | |
78. | 26.12 |
| Имена существитель-ные в речи. Словарный диктант. | Урок рефлексии | Имена сущест-вительные оду-шевленные и неодушевлен-ные | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §19 | |
79.
| 27.12 |
| Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существитель-ных | Урок рефлексии | Употребление имен существитель-ных в речи. Лексическое значение слов. Обобщение об имени существитель-ном. (Упр 226, 228) | Учебник School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §19 | |
| Раздел 16. род имен существительных (4 часа) | ||||||||
80.
| 30.12 |
| Имена существитель-ные мужского, среднего и женского рода
| Урок «открытия» нового знания
| Грамматические признаки существительных. Род имен существитель-ных | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §20 | |
| 3 четверть (50 часов) | ||||||||
81. | 13.01 |
| Имена существительные мужского, среднего и женского рода | Урок рефлексии | Грамматичес-кие признаки существительных. Род имен существитель-ных | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §20 | |
82. | 14.01 |
| Род – постоянный признак имен существитель-ных | Урок «открытия» нового знания
| Развитие умения определять род имен существитель-ных | School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §21 | |
83. | 15.01 |
| Род – постоянный признак имен существитель-ных | Урок рефлексии | Развитие умения определять род имен существитель-ных | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §21 | |
| Раздел 17. число имен существительных (4 часа) | ||||||||
84.
| 16.01 |
| Изменение имен существитель-ных по числам | Урок рефлексии | Грамматичес-кие признаки имен существитель-ных. Число имен существитель-ных. | Учебник | Тематический Фронтальный | §22 | |
85. | 17.01 |
| Образование множественного числа имен существитель-ных. | Урок рефлексии | Умение образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существитель-ные (с умень-шительно- ласкательным значением и др.), | Учебник School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §22 | |
86. | 20.01 |
| Окончание имен существитель-ных в единственном и множественном числе | Урок «открытия» нового знания
| Роль окончания в слове, число имен существитель-ных, изменение формы числа имен существитель-ных. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §23 | |
87. | 21.01 |
| Разбор имени существительного как части речи | Урок «открытия» нового знания
| Грамматичес-кие признаки имен существитель-ных | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §24 | |
| Раздел 18. словообразование имен существительных (9 часов) | ||||||||
88. | 22.01 |
| Образование имен существитель-ных с уменьшительно-ласкательным значением | Урок рефлексии | Значение суффиксов и их применение в речи | Учебник School.edu.ru | Наблюд-ение Фронтальный опрос | §25 | |
89. | 23.01 |
| Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке | Урок «открытия» нового знания
| Значение суффиксов и их употребление в именах людей и кличках животных | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §25 | |
90. | 24.01 |
| Образование имен существитель-ных от основ существитель-ных и глаголов | Урок «открытия» нового знания
| Упражнения в образовании новых слов с помощью | Учебник School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §26 | |
91. | 27.01 |
| «Профессии в нашей семье». Использова-ние имён существитель-ных с различными суффиксами | Урок развивающего контроля | Работа над сочинением: устный рассказ с использованием имен существитель-ных с различ-ными суффик-сами. (Упр.286) | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Срезовый |
| |
92. | 28.01 |
| Разбор имён существитель-ных по составу. | Урок развивающего контроля | Выделение значимых частей слова (Упр. 287) | Учебник School.edu.ru | Срезовый | §26 | |
93. | 29.01 |
| Развитие речи. Обучающее изложение «Мурлыка». | Урок рефлексии | Изложение текста (Упр.288) | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Промежуточный |
| |
94. | 30.01 |
| Употребление имён существительных в речи.
| Урок развивающего контроля | Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Срезовый |
| |
95. | 31.01 |
| Имя существительное как часть речи | Урок развивающего контроля | Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Тематический |
| |
96. | 3.02 |
| Проверочная работа №8 по теме «Имя существительное как часть речи» | Урок общеметодо-логической направленнос-ти | Находить, анализировать и исправлять ошибки | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Итоговый | §26 | |
| Раздел 19. местоимение как часть речи (8 часов) | ||||||||
97. | 4.02 |
| Понятие о местоимении. Личные местоимения | Урок «открытия» нового знания
| Местоимение: значение, употребление. Наблюдение за местоимениями в речи | School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §27 | |
98. | 5.02 |
| Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание местоимений с предлогами | Урок «открытия» нового знания
| Местоимение, их употребление в речи, правописание с предлогами | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §28 | |
99. | 6.02 |
| Разбор местоимения как части речи | Урок «открытия» нового знания
| Местоимение: значение, употребление. Грамматические признаки | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §29 | |
100 | 7.02 |
| Роль личных местоимений в речи. Обучающее сочинение о себе | Урок рефлексии | Употребление местоимений в письменной речи. Редактирова-ние: замена в тексте повторяющихся имен существитель-ных личными местоимениями и наоборот (Упр. 302) | Учебник School.edu.ru | Тематический Индивидуальный | §30 | |
101 | 10.02 |
| Закрепление знаний о местоимении. Свободный диктант «Паучок» | Урок рефлексии | Употребление местоимений в письменной речи. Редактирова-ние: замена в тексте повторяющихся имен существитель-ных личными местоимениями и наоборот (Упр. 303) | Учебник School.edu.ru | Тематический Индивидуальный | §30 | |
102 | 11.02 |
| Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение как часть речи» | Урок развивающего контроля | Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы | «Рабочая тетрадь» Школа 2100
| Итоговый |
| |
103 | 12.02 |
| Тестовая работа по теме «Местоимение как часть речи»
| Урок развивающего контроля | Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Промежуточный |
| |
104 | 13.02 |
| «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Урок общеметодо-логической направленнос-ти | Находить, анализировать и исправлять ошибки | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Тематический Индивидуальный | §30 | |
| Раздел 20. имя прилагательное как часть речи (4 часа) | ||||||||
105 | 14.02 |
| Определение имени прилагательного | Урок рефлексии | Имя прилагательное, значение, употребление | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §31 | |
106 | 17.02 |
| Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными | Урок рефлексии | Связь имен прилагатель-ных с именами существитель-ными | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §31 | |
107 | 18.02 |
| Роль имен прилагательных в речи | Урок рефлексии | Имя прилагательное,значение, упо-требление | Учебник School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §31 | |
108 | 19.02 |
| Разбор имени прилагательного как части речи | Урок «открытия» нового знания
| Грамматичес-кие признаки имен прилагатель-ных: род, число | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §32 | |
| Раздел 21. правописание безударных гласных в окончаниях (4 часа) | ||||||||
109 | 20.02 |
| Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе | Урок «открытия» нового знания
| Изменение имен прилагатель-ных по родам, числам. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §33 | |
110 | 21.02 |
| Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных | Урок «открытия» нового знания
| Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагатель-ных. Алгоритм проверки | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §33 | |
111 | 24.02 |
| Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами | Урок рефлексии | Буквы безударных гласных в окончаниях имен прилагатель- ных. Слова, противополож ные по смыслу. | Учебник School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §34 | |
112 | 25.02 |
| Закрепление правописания слов с изученными орфограммами | Урок рефлексии | Буквы безударных гласных в окончаниях имен прилагатель-ных. Слова, противополож-ные по смыслу. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §34 | |
| Раздел 22. разбор имен прилагательных по составу (6 часов) | ||||||||
113 | 26.02 |
| Развитие умения.Словообразова-ние имен прилагательных. Сочинение по опорным сочетаниям слов | Урок «открытия» нового знания
| Суффиксы имен прилагательных: н, еньк, оват, еват (Упр. 343) |
| Промежуточный | §35 | |
114 | 27.02 |
| Разбор имен прилагательных по составу | Урок «открытия» нового знания
| Состав слова | Учебник School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §36 | |
115 | 28.02 |
| Тестовая работа по теме «Имя прилагательное как часть речи» | Урок развивающего контроля | Выполнение контрольных заданий по пройденной теме. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Срезовый |
| |
116 | 3.03 |
| Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи» | Урок развивающего контроля | Выполнение контрольных заданий по пройденной теме. | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Итоговый |
| |
117 | 4.03 |
| Диктант № 5 по теме «Имя прилагательное» | Урок развивающего контроля | Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Итоговый |
| |
118 | 5.03 |
| «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Урок общеметодо-логической направленнос-ти | Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Тематический Индивидуальный | §36 | |
| Раздел 23. глагол как часть речи (4 часа) | ||||||||
119 | 6.03 |
| Определение глагола как части речи | Урок «открытия» нового знания
| Понятие о глаголе | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §37 | |
120 | 7.03 |
| Изменение глагола по временам | Урок «открытия» нового знания
| Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §38 | |
121 | 10.03 |
| Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам | Урок «открытия» нового знания
| Изменение глаголов по временам. Суффикс –л в глаголах прошедшего времени. | Учебник School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §39 | |
122 | 11.03 |
| Изменение глаголов по числам | Урок «открытия» нового знания
| Изменение глаголов по числам | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §40 | |
| Раздел 24. правописание частицы не с глаголами (3 часа) | ||||||||
123 | 12.03 |
| Употребление частицы не с глаголами. Правило написания частицы не с глаголами | Урок «открытия» нового знания
| Правописание частицы не с глаголами. Выведение правила правописания частицы не с глаголами | Учебник School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §41 | |
124 | 13.03 |
| Развитие умения писать частицу не с глаголами | Урок рефлексии | Правописание частицы не с глаголами. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §42 | |
125 | 14.03 |
| Развитие речи. Свободный диктант | Урок развивающего контроля | Выполнение контрольных заданий по пройденной теме. (Упр.367) | Учебник School.edu.ru | Промежуточный |
| |
| Раздел 25. неопределенная форма глагола (9 часов) | ||||||||
126 | 17.03 |
| Понятие о неопределенной форме глагола | Урок «открытия» нового знания
| Неопределенная форма глагола. Признаки глаголов неопределённой формы | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §43 | |
127 | 18.03 |
| Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы | Урок «открытия» нового знания
| Правописание Ь после ч в глаголах неопределённой формы | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §43 | |
128 | 19.03 |
| Образование форм времени от неопределенной формы глагола | Урок рефлексии | Временные формы глагола, их образование | Учебник School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §43 | |
129
| 20.03 |
| Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголом» | Урок развивающего контроля | Выполнение контрольных заданий по пройденной теме. | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Итоговый |
| |
130 | 21.03 |
| «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Урок общеметодо-логической направленнос-ти | Отработка навыка грамотного письма | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Индивидуальный | §43 | |
| 4 четверть (40час) | ||||||||
131 | 31.03 |
| Разбор глагола как части речи | Урок «открытия» нового знания
| Работа над морфологичес-ким разбором глагола | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §44 | |
132 | 1.04 |
| Тестовая работа по теме «Глагол как часть речи | Урок развивающего контроля | Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Срезовый |
| |
133
| 2.04 |
| Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол» | Урок развивающего контроля | Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Итоговый |
| |
134 | 3.04 |
| «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Урок общеметодо-логической направленнос-ти | Отработка навыка грамотного письма | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Индивидуальный | §44 | |
| Наречие как часть речи (2 ч) | ||||||||
135
| 4.04 |
| Понятие о наречии как части речи | Урок «открытия» нового знания
| Наречие как часть речи | Учебник School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §45 | |
136 | 7.04 |
| Понятие о наречии как части речи | Урок рефлексии | Наречие как часть речи | Учебник School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §45 | |
| Раздел 26. предложение. Виды предложений по цели высказывания (3 часа) | ||||||||
137 | 8.04 |
| Виды предложений по цели высказывания | Урок рефлексии | Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, побудительные и вопроситель-ные | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §46 | |
138 | 9.04 |
| Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение | Урок «открытия» нового знания
| Предложения восклицатель-ные и невосклицательные. Особенности интонации. Оформление этих предложе-ний на письме. Логическое ударение, его роль в речи. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §46 | |
139 | 10.04 |
| Восклицатель-ные и невосклицатель-ные предложения | Урок рефлексии | Предложения восклицательные и невосклицатель-ные. Логическое ударение, его роль в речи. | Учебник School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §46 | |
| Раздел 27. главные и второстепенные члены предложения (6 часов) | ||||||||
140 | 11.04 |
| Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое | Урок рефлексии | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §47 | |
141 | 14.04 |
| Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое | Урок рефлексии | Умение находить в предложениях грамматическую основу. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §47 | |
142 | 15.04 |
| Понятие о второстепенных членах предложения | Урок «открытия» нового знания
| Наблюдение в предложениях за второстепенными членами предложения; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие – к сказуемому. | Учебник School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §47 | |
143 | 16.04 |
| Составление схем предложения и предложений по схемам | Урок «открытия» нового знания
| Развитие умения составлять схемы предложений и предложений по схемам. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §47 | |
144 | 17.04 |
| Тестовая работа по теме «Виды предложений по цели высказывания и интонации | Урок рефлексии | Развитие умения распространять предложения. Предложения распространён -ные и нераспространенные. | School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §48 | |
145 | 18.04 |
| Предложения распространен ные и нераспространенные. Разбор предложений | Урок рефлексии | Синтаксический разбор предложений. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §48 | |
| Раздел 28. предложения с однородными членами (7 часов) | ||||||||
146 | 21.04 |
| Однородные подлежащие и сказуемые | Урок «открытия» нового знания
| Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Главные и второстепен-ные однородные члены | Учебник School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §49 | |
147 | 22.04 |
| Упражнение в нахождении однородных членов предложений и их графическом обозначении | Урок «открытия» нового знания
| Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическое обозначение | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §49 | |
148 | 23.04 |
| Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами | Урок «открытия» нового знания
| Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §49 | |
149 | 24.04 |
| Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | Урок рефлексии | Роль запятой в понимании смысла предложения | Учебник School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §49 | |
150 | 25.04 |
| Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения | Урок рефлексии | Главные и второстепенные однородные члены | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §50 | |
151 | 28.04 |
| Запятая в предложениях с однородными членами | Урок «открытия» нового знания
| Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. постановка запятой в предложениях с однородными членами | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §50 | |
152 | 29.04 |
| Развитие речи. Свободный диктант «Ёж» | Урок развивающего контроля | Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами (Упр. 442) | Учебник, тетрадь | Промежуточный |
| |
| Раздел 29. простые и сложные предложения (8 часов) | ||||||||
153 | 30.04 |
| Понятие о простом и сложном предложении | Урок «открытия» нового знания
| Понятие о сложном предложении на примере конструкции из двух частей без союзов. | Учебник School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §50 | |
154 | 2.05 |
| Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения | Урок «открытия» нового знания
| Развитие умения находить в предложениях главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §50 | |
155 | 5.05 |
| Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые | Урок рефлексии | Развитие умения находить в предложениях главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. | School.edu.ru Учебник | Тематический Фронтальный | §51 | |
156 | 6.05 |
| Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. | Урок рефлексии | Смысловая роль запятой (разделитель-ная); запятая разделяет два предложения, две мысли. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §51 | |
157 | 7.05 |
| Разбор простого и сложного предложений | Урок «открытия» нового знания
| Развитие внимания к структуре предложения, к знакам предложения. | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный | §51 | |
158 | 8.05 |
| Проверочная работа № 12 по теме «Предложение» | Урок развивающего контроля | Самоконтроль и самоанализ | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Итоговый |
| |
159 | 12.05 |
| Контрольный диктант № 6 по теме «Предложение» | Урок развивающего контроля | Самоконтроль и самоанализ | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Итоговый |
| |
160 | 13.05 |
| Тестовая работа по теме «Предложение» | Урок развивающего контроля | Находить, анализировать и исправлять ошибки | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Срезовый |
| |
| Раздел 30. повторение (10часов) | ||||||||
161 | 14.05 |
| «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Урок общеметодо-логической направленнос-ти | Отработка навыка грамотного письма | Учебник, таблица Pedsovet.ru
| Тематический Индивидуальный | §52 | |
162 | 15.05 |
| Повторение изученных орфограмм и состава слова | Урок рефлексии | Орфографичес-кая зоркость | School.edu.ru | Тематический Фронтальный | §52 | |
163 | 16.05 |
| Контрольное списывание | Урок развивающего контроля | Самоконтроль и самоанализ | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 |
|
| |
164 | 19.05
|
| Итоговый контрольный диктант | Урок развивающего контроля | Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Итоговый |
| |
165 | 20.05 |
| Итоговая контрольная работа за 3 класс | Урок развивающего контроля | Самоконтроль и самоанализ | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Итоговый |
| |
166 | 21.05 |
| «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Урок развивающего контроля | Находить, анализировать и исправлять ошибки | «Рабочая тетрадь» Школа 2100 | Тематический Индивидуальный | §52 | |
167 | 22.05 |
| Итоговый контрольный тест | Урок развивающего контроля | Самоконтроль и самоанализ | Pedsovet.ru
| Итоговый |
| |
168 | 23.05 |
| Проект «Способы проверки орфограмм». Защита проектов | Урок рефлексии |
| School.edu.ru | Индивидуальный |
| |
169 | 26.05 |
| Лингвистический турнир | Урок рефлексии |
| Pedsovet.ru
| Тематический Фронтальный |
| |
170 | 27.05
|
| Урок-игра «Путешествие по орфографии» | Урок общеметодо-логической направленности |
| School.edu.ru | Тематический Фронтальный |
|
8. Перечень учебно-методического обеспечения
Класс | Учебники (автор, назва-ние, год издания, кем рекомендован) | Методичес-кие материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля | Интернет-ресурсы Электронные ресурсы |
3 | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х частях. – Изд. 5-е, перераб. – М.: Баласс, рекомендовано Министерством образования и науки РФ 2012г.
| Е.В.Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 3 класс. Методичес-кие рекомен-дации для учителя. Узорова О.В. | Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,Л.А. Фролова «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 3-й класс; Комиссарова Л.Ю. Дидактический мате-риал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся/под –науч.-ред.Е.В.Бунеевой. изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2010Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс (к учебнику «Русский язык», 3 кл., Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной). – М.: Баласс, 2011 | Бунеева Е.В. проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 1, 2. Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2011 Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию для 3 класса. – М.: Баласс, 2011 | Компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др. http://school-collection.edu.ru/ |
| | Материалы по преподава-нию русского языка в на-чальной школе. –«Уроки развития связной речи» | Раздаточный материал Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверя-емыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов; | Узорова О.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. | (http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200502306) (http://annik-bgpu.nm.ru) (http://suhin.narod.ru/mat2.htm) |
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса русского языка у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Познавательные: в предлагаемом курсе русского языка изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Регулятивные: содержание русского языка позволяет развивать и эту группу умений, определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника. Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Коммуникативные: в процессе изучения русского языка формируются речевые умения: дети учатся высказывать своё суждение (версию) на основе работы с материалом учебника, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.