Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»
(ГБПОУ КГТиТ № 41)
Подразделение «Давыдково»
Юридический адрес: Бобруйская ул., д. 7, Москва, 121351
Фактический адрес: ул. Ватутина, вл. 8, Москва, 121357
тел/фак: (499) 449-36-98,e-mail: [email protected]
ОКПО 76401776, ОГРН 1057731005672,ИНН/КПП 7731281039/773101001
РАССМОТРЕНО: Методическим советом Подразделения «Давыдково» ГБПОУ КГТиТ №41 Председатель МС ___________ Степанова-Молодова Г.М. Протокол №18 от 30.08.2018 | УТВЕРЖДЕНО: Директор ГБПОУ КГТиТ №41 ___________ /Ю.В. Щенникова/ 30.08.2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«Социально-бытовая ориентировка»
Основное общее образование, 9ж класс (надомное обучение)
Количество часов – 1 час в неделю, всего – 34 часа
Учитель – составитель Князева М.А.
2018 / 2019 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой. - М.:Владос, 2012. Частично реализует Федеральный компонент государственногообразовательного стандарта основного общего образования по предмету технология (труд),(утвержден Министерством образования и науки от 05.03.2004г. №1089).
Учебно - методический комплект
1.Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л. и др. «Социально- бытовая ориентировка» в специальных(коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида/ Пособие для учителя, под редакциейА.М. Щербаковой.- М.: Валдос, 2008 г.
2.Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9классы под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Владос, 2012 г.
Предмет Социально – бытовой ориентировка предусматривает
- коррекцию внимания, зрительного восприятия через проведение коррекционных упражнений;
- коррекция связной речи, внимания, зрительного восприятия через работу с сюжетнымикартинками;- логического мышления;
-коррекция и развитие памяти (установка на воспроизведение материала в конце урока),логического мышления, обогащение словарного запаса;
- коррекция познавательной деятельности на основе практических упражнений;
-коррекция тактильного восприятия (дидактическая игра),
Цель: Практическая подготовка учащихся 5—9 классов к самостоятельной жизни и труду, наформирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации вусловиях современного общества, на повышение уровня их общего развития.
Задачи:
Обучающие - формирование и совершенствование необходимых навыков ориентировки вокружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, усвоение морально-этических норм поведения,
Развивающие - умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи,транспорта, медицинской помощи;
Воспитательные -воспитание навыков общения с людьми, развитию художественноговкуса.
Межпредметные связи:
Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками родного языка,математики, географии, труда, естествознания.
На занятиях по социально-бытовой ориентировке следует уделять внимание развитию устной иписьменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на урокахродного языка. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом необходимо следить заполнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построитьфразу, диалог, обосновать вывод.
Требования к уровню подготовки выпускников
Должны знать:
-о вредном воздействии алкоголя и наркотиков и курения на организм человека.
-размеры одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата;
-способы обновления одежды с помощью мелких деталей;
-средства для выведения пятен в домашних условиях;
-санитарно-гигиенические требования в правила техники безопасности при работе со
средствами для выведения пятен.
-способы приготовления национальных блюд, правила сервировки праздничного стола;
- культуру поведения, нормы морали и этики в современном обществе,
-правила расстановки мебели в квартире.
- основные маршруты самолетов, службы аэровокзала, порядок приобретения и возвратабилетов;
-отделы рынка, цены на отдельные товары, отличия цен на ярмарке, рынке и в магазинах
-современные виды связи, виды денежных переводов, их стоимость;
- меры по предупреждению инфекционных заболеваний, правила ухода за больными;
- о назначении предприятий бытового обслуживания;
-о значении и характере культурных потребностей, значений экономии в домашнем хозяйстве, значении кредита, страхования;
- способы и последовательность приготовления изделий из теста, способы ипоследовательность соления овощей, способы варки варенья из фруктов и ягод.
Должны уметь: - подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными ееособенностями и размером, определять стиль одежды выводить пятна различными способамии средствами;
-анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку;
- культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах, дома;
-выбирать косметические средства, украшения;
-подбирать прическу, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности,а такжехарактер предстоящего мероприятия (собрание, посещение театра, танцы, турпоход;
-мыть кафельные стены, чистить раковины;
- пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборкекухни и санузла
-пользоваться расписанием;
- определять стоимость проезда;
- выбирать покупку с учетом различных условий; подсчитывать стоимость покупок; культурновести себя в магазине.
-объяснить причину звонка по телефону срочного вызова;
- получать по телефону справки, узнавать время;
- культурно разговаривать по телефону.
-оказывать первую помощь при ожогах, обморожении;
- оказывать первую помощь утопающему.
-подсчитывать расходы; планировать расходы на день, на две недели с учетом бюджета семьи;
-снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии игаза; заполнять квитанции; планировать крупные покупки
- готовить изделия из разных видов теста; оформлять эти изделия; солить овощи, варитьваренье; составлять меню завтрака, обеда и ужина, учитывая наличие продуктов и правиларационального питания.
- подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными ее особенностями и размером;определять стиль одежды; пользоваться журналом мод;
рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности выводитьпятна различными способами и средствами.
- анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку.
- встречать гостей, вежливо вести себя во время приема гостей; анализировать поступки людейи давать им правильную оценку; соблюдать морально-этические нормы в семье и обществе.
- расставлять мебель в квартире (на макете): подбирать детали интерьера.
- ориентироваться в расписании; определять маршрут и выбирать транспортные средства.
- выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями!; вежливообращаться к продавцу; подсчитывать стоимость покупок
-заполнять бланки почтового и телеграфного переводов; оформлять квитанцию по оплатетелефонных услуг.
- одевать, умывать, кормить больного (взрослого ребенка); измерять температуру; ставитьгорчичники (на куклу); перестилать постель лежачего больного.
- обращаться с вопросами, просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания.
- планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности; заполнятьордера на получение и внесение денег в сберкассу
-соотносить выбранную профессию со своими возможностями
- заполнять анкету; писать заявление, автобиографию
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии,сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средстваобучения. Весьма желательна демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способствующихформированию реальных образов и представлений.
Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий.
Содержание учебного материала
9 класс
Личная гигиена
Здоровый образ жизни — одно из условий успеха в жизни человека. (Вред курения, алкоголя инаркотиков.Значение физических упражнений: в здоровом теле — здоровый дух.)
Одежда и обувь
Стиль одежды, моды, обновление одежды (замена мелких деталей).
Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности.
Выбор одежды и обуви при покупке.
Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях (средства, правила выведения).
Техника безопасности при пользованиисредствами для выведения пятен.
Практические работы
Определение размеров одежды и обуви, примерка одежды и обуви.
Выведение пятен.
Питание
Приготовление национальных блюд. Меню праздничного стола. Сервировка праздничногостола.
Питание детей ясельного возраста.
Диетическое питание,
Практические работы
Приготовление национальных блюд.
Составление меню праздничного стола.
Семья
Основы семейного очага (условия для создания семьи, семейные отношение, семейныетрадиции).
Закон Российской Федерации о браке и семье.
Культура поведения
Традиции культуры поведения в современном обществе.
Соседи.
Прием гостей.
Жилище
1. Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер.
2. Сохранение жилищного фонда.
Практическая работа
Упражнения в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера.
Транспорт
Авиатранспорт. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Регистрация рейсов.
Стоимость проезда.
Экскурсия в аэропорт или в кассу Аэрофлота.
Торговля
Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания и реализации исельскохозяйственных продуктов. Отделы рынка.
Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами, скупка вещей у населения.
Ярмарки. Их виды, время и место проведения.
Средства связи
Виды связи: пейджер, сотовая, автоответчик, факс, интернет.
Денежные переводы. Виды переводов (почтовые, телеграфные). Заполнение бланков.
Стоимость отправки переводов.
Практические работы
Заполнение бланков денежных переводов.
Заполнение квитанции по оплате телефонных услуг.
Медицинская помощь
Инфекционные заболевания и меры по их предупреждения.
Уход за больными. Листок нетрудоспособности.
Учреждения организации, предприятия
IIредприятиябытового обслуживания населения, их назначения (ремонтно-бытовыемастерские)
Экономика домашнего хозяйства
Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы (билетыв кино, театры, проезд, предметы личной гигиены, ремонт обуви и одежды).
Экономия в домашнем хозяйстве.
Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сберегательной кассе. Виды вкладов,
Кредит. Государственное страхование.
Профориентация и трудоустройство
Выбор профессии. Профессионально жизненная перспектива.
Учреждения и отделы по трудоустройству.
Оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление.
Деловые бумаги (заявление, анкета, расписка докладная записка, заявка), правила их
составления.
Практические работы
Составление деловых бумаг заявления, автобиографии, заявки на материалы, инструменты,
расписки, докладной записки, заполнение анкеты.
Тематическое планирование
Формы, периодичность промежуточной аттестации учащихся
Промежуточная аттестация по социально - бытовой ориентировка не предусмотрена.
Итоговая аттестация по предмету не предусмотрена.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Литература для учителя
1.Безруких М.М.и др. «Формула правильного питания», рабочая тетрадь для школьников,. –М.:ОЛМАМедиаГрупп, 2013
2. .Безруких М.М.и др. «Разговор о правильном питании», рабочая тетрадь для школьников,. –М.:ОЛМАМедиаГрупп, 2013
3. Безруких М.М.и др. «Две недели в лагере здоровья», рабочая тетрадь для школьников,. –М.:ОЛМАМедиаГрупп, 2013
4.Безруких М.М.и др. «Формула правильного питания», методическое пособие для учителя,. –М.:ОЛМАМедиаГрупп, 2013
5. .Безруких М.М.и др. «Разговор о правильном питании», методическое пособие для учителя ,. –М.:ОЛМАМедиаГрупп, 2013
6. Безруких М.М.и др. «Две недели в лагере здоровья методическое пособие для учителя,. –М.:ОЛМАМедиаГрупп, 2013
7.Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л. «Социально- бытовая ориентировка»в специальных(коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида Пособие для учителя, под редакциейЩербаковой.- М.: Валдос, 2008
8.Львова С.А. «Социально – бытовая ориентировка» - 5-9 классы, Волгоград, 2012
9.Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9классы под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Владос, 2012
Литература для учащихся
1.Безруких М.М.и др. «Формула правильного питания», рабочая тетрадь для школьников,. –М.:ОЛМАМедиаГрупп, 2013
2. .Безруких М.М.и др. «Разговор о правильном питании», рабочая тетрадь для школьников,. –М.:ОЛМАМедиаГрупп, 2013
3. Безруких М.М.и др. «Две недели в лагере здоровья», рабочая тетрадь для школьников,. –М.:ОЛМАМедиаГрупп, 2013