Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для обучающихся 1 класса составлена на основе:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МО РФ и науки от 06.10.2009 № 373);
3. Образовательная программа Начального общего образования МОУ Введенская СОШ №3
4. Авторская программа по технологии Е.А.Лутцевой и Т.П. Зуевой- 2 ое изд., М: Просвещение , «Технология. 1-4 классы», 2014 год издания.
5.Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2019/2020 учебный год,
6. Учебный план МОУ Введенская СОШ №3
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Е.А.Лутцевой и Т.П. Зуевой «Технология» (2016 год издания)
Цели изучения технологии в начальной школе:
Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
Освоение продуктивной проектной деятельности.
Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
Приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей, ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
– внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
– умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
– коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, то есть договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
– первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
– первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
– творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Место предмета в учебном плане на 2019-2020 учебный год
Согласно учебному плану МОУ Введенская СОШ№3 на 2019-2020 учебный год на изучение технологии на уровне начального общего образования отводится во 1 классе 1 ч в неделю, 33 часа в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета технология 1класс
Планируемые результаты |
личностные | метапредметные | предметные |
У обучающегося будут сформированы: - умение объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности мастера уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров; -понимание исторических традиций ремёсел, положительное отношение к людям ремесленных профессий. Обучающийся получит возможность для формирования: -этических норм (долга) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия; -ценности коллективного труда в процессе создания изделия и реализации проекта; -способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность; -эстетических чувств (прекрасного и безобразного); -потребность в творческой деятельности; | Обучающийся научится: •принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия; •изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов; •проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учителя; •осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану; •контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана; •проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» и корректировать их. •находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций; •высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами учебника, •проводить защиту проекта по заданному плану; •анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать реальные объекты и изделия; •находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя; •слушать собеседника, допускать возможность существования другого суждения, мнения; •уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывая мнение партнера при работе в паре и над проектом; •выполнять работу в паре: договариваться о правилах взаимодействия, общаться с партнером в соответствии с определёнными правилами; •формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи; •проявлять инициативу в ситуации общения. Обучающийся получит возможность: •работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; •проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий; •выделять познавательную задачу из практического задания; •воспринимать оценку своей работы данную учителем и товарищами и вносить изменения в свои действия; •создавать небольшие устные сообщения, используя материалы учебника, собственные знания и опыт; •выделять информацию из текстов и устных высказываний, переводить ее в различные знаково-символические системы, выделять учебные и познавательные задачи; •проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям; •находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям; •читать и работать с текстами с целью использования информации в практической деятельности. •воспринимать аргументы, приводимые собеседником; •соотносить мнение партнера со своим, высказывать свою оценку, •вести диалог на заданную тему | Обучающийся научится: • элементарным общим правилам создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия); • самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы; • готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; • выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности; • самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять — своё или другое, высказанное в ходе обсуждения; • применять освоенные знания и практические умения в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности. • оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами; • решать несложные конструкторско-технологические задачи; • справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту. • определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение известными способами. • назначении персонального компьютера. Обучающийся получит возможность: • различать характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства. • читать простейшие чертежи (эскизы); • выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз); • конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу |
Предметные результаты по итогам изучения каждой темы
Тема | Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
Природная мастерская | Обучающийся научится организовывать рабочее место; называть материалы, инструменты и приёмы обработки материалов, наблюдать, сравнивать и называть различные материалы, инструменты, технологические операции, средства художественной выразительности; организовывать рабочее место для работы с природным материалом; наблюдать, сравнивать природные материалы по форме и тону; - использовать собранный природный материал для выполнения аппликаций и поделок; анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; расширять представления о профессиях, о природном материале. | Обучающийся получит возможность научиться анализировать образцы изделий; отбирать необходимые материалы для композиций; изготавливать изделие с опорой на готовый план, рисунки; оценивать результат своей деятельности, , делать выводы о наблюдаемых явлениях; составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; называть некоторые профессии; использовать разные способы поиска для получения информации. |
Пластилиновая мастерская | Обучающийся научится: - поиску информации; работать по плану, сотрудничать и слушать других; - организовывать рабочее место для работы с пластилином (рационально размещать материалы и инструменты); - -отбирать необходимые материалы для изделий. -уважительно относиться к людям труда и результатам их труда; - соблюдать приёмы безопасного и рационального труда; - лепить разными способами; | Обучающийся получит возможность научиться: - работать с пластилином; - овладеть действиями анализа, сравнения; - работать в коллективе; - овладению первоначальными умениями проектной деятельности с терминами «Проект», «Композиция». - сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; -осваивать умение читать чертежи и выполнять по ним разметку деталей; -осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю; -обобщать (называть) то новое, что освоено; -искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, интернете (с помощью взрослых) |
Бумажная мастерская | Обучающийся научится: осуществлять контроль по линейке, угольнику и шаблонам; сравнивать конструктивные и декоративные особенности различных изделий; работать в группе, исполнять социальные роли, осуществлять сотрудничество; составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; выполнять работу по технологической карте; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность сборки, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, формы, общей композиции макета); выполнять данную учителем часть задания, осваивать умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе; | Обучающийся получит возможность научиться: - обсуждать изделие, отделять известное от неизвестного, открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (получение сложных объёмных форм на основе известных приёмов складывания, надрезания, вырезания); - познакомиться с техникой оригами; - осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике; - искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых) |
Текстильная мастерская | Обучающийся научится: -приемам работы с нитками (наматывание); -различать виды ниток, сравнивая их свойств (цвет, толщина); -выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения; -выполнять различные виды швов; - развивать глазомер, мышления; выполнять простейшие швы; - пришивать пуговицы; - делать разметку по выкройке. | Обучающийся получит возможность научиться: Пользоваться иголкой, напёрстком, ножницами; - выполнять простейшие швы; - показывать и сравнивать свойства бумаги и ткани; - извлекать нужную информацию из учебника |
Учебно – тематический план
№ | Наименования тем и разделов | Количество часов по программе |
1. | Раздел I. Природная мастерская | 7 |
2. | Раздел II. Пластилиновая мастерская | 4 |
3. | Раздел III. Бумажная мастерская | 16 |
4. | Раздел IV. Текстильная мастерская | 5 |
5. | Итоговый контроль | 1 |
| ИТОГО | 33 часа |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Раздел I. Природная мастерская (7 часов)
Рукотворный и природный мир города. Рукотворный и природный мир села. На земле, на воде и в воздухе. Природа и творчество. Природные материалы. Листья и фантазии. Семена и фантазии. Веточки и фантазии. Фантазии из шишек, желудей, каштанов. Композиция из листьев. Что такое композиция? Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природные материалы. Как их соединить?
Проверим себя по разделу «Природная мастерская».
Раздел II. Пластилиновая мастерская (4 часа)
Материалы для лепки. Что может пластилин? В мастерской кондитера. Как работает мастер? В море. Какие цвета и формы у морских обитателей?
Проект «Аквариум».
Проверим себя по разделу «Пластилиновая мастерская».
Раздел III. Бумажная мастерская (16 часов)
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Бумага. Какие у неё есть секреты? Бумага и картон. Какие секреты у картона? Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Наша родная армия. Ножницы. Что ты о них знаешь? Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет? Шаблон. Для чего он нужен? Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Образы весны. Какие краски у весны? Настроение весны. Что такое колорит? Праздники и традиции весны. Какие они?
Проект «Скоро Новый год!»
Проверим себя по разделу «Бумажная мастерская».
Раздел IV. Текстильная мастерская (5 часов)
Мир тканей. Для чего нужны ткани? Игла-труженица. Что умеет игла? Вышивка. Для чего она нужна? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны?
Проверим себя по разделу «Текстильная мастерская».
Итоговый контроль (1 час)
Что узнали, чему научились?
Формы организации учебной деятельности:
1.Урок
2. Проект
3. Практическое занятие
4.Проверочная работа.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
| По плану | Факти-чески |
Раздел I. Природная мастерская (7 часов) |
1 | Рукотворный и природный мир города. Рукотворный и природный мир села (урок-экскурсия) | | |
2 | На земле, на воде и в воздухе. Природа и творчество. Природные материалы (урок-наблюдение) | | |
3 | Листья и фантазии. Семена и фантазии (урок-игра) | | |
4 | Веточки и фантазии. Фантазии из шишек, желудей, каштанов (урок-экскурсия) | | |
5 | Композиция из листьев. Что такое композиция? (урок-игра) | | |
6 | Орнамент из листьев. Что такое орнамент? (урок – путешествие) | | |
7 | Природные материалы. Как их соединить? Проверим себя по разделу «Природная мастерская» (урок - выставка) | | |
Раздел II. Пластилиновая мастерская (4 часа) |
8 | Материалы для лепки. Что может пластилин? (урок-наблюдение) | | |
9 | В мастерской кондитера. Как работает мастер? | | |
10 | В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? | | |
11 | Проект «Аквариум». Проверим себя по разделу «Пластилиновая мастерская» | | |
Раздел III. Бумажная мастерская (17 часов) |
12. | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. | | |
13. | Проект «Скоро Новый год!» | | |
14. | Бумага. Какие у неё есть секреты? Бумага и картон. Какие секреты у картона? | | |
15. | Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? | | |
16. | Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? | | |
17. | Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? | | |
18 | Ножницы. Что ты о них знаешь? | | |
19 | Наша родная армия. | | |
20 | Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет? | | |
21-22 | Шаблон. Для чего он нужен? | | |
23 | Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? | | |
24 | Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? | | |
25 | Образы весны. Какие краски у весны? | | |
26 | Настроение весны. Что такое колорит? | | |
27 | Праздники и традиции весны. Какие они? Проверим себя по разделу «Бумажная мастерская» | | |
28 | Мир тканей. Для чего нужны ткани? | | |
Раздел IV. Текстильная мастерская (5 часов) |
29 | Игла-труженица. Что умеет игла? | | |
30 | Вышивка. Для чего она нужна? | | |
31 | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? | | |
32 | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Проверим себя по разделу «Текстильная мастерская» Что узнали, чему научились. | | |
33 | | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Литература
Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Просвещение, 2013.
Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочие программы. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
Оборудование
Наглядные пособия и демонстрационный материал.
Муляжи фруктов (комплект)
Заготовки природного материала.
Коллекции «Бумага и картон», «Лён», «Хлопок», «Шерсть».
Наборы цветной бумаги, картона.
Технические средства обучения:
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
2. Интерактивная доска (по возможности);
3. Компьютер (по возможности);
4. Мультимедийный проектор (по возможности).