Донецкая Народная Республика
отдел образования администрации Петровского района города донецка
муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение «Школа № 116 города Донецка»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол от «__» августа 2023 г. № 1 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________ А.Н. Потапенкова 31.08.2023 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Школа №116 г. Донецка» __________ И.Е.Сташевская 31.08.2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по учебному предмету
«Технология»
начального общего образования
Базовый уровень
1-4 классы
на 2023 – 2024 учебный год
Составитель рабочей программы:
учитель начальных классов
Сазонова Виктория Алексеевна
Донецк
2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по технологии на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
В программе по технологии осуществляется реализация межпредметных связей с учебными предметами: «Математика» (моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование средств художественной выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна), «Окружающий мир» (природные формы и конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции), «Родной язык» (использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности), «Литературное чтение» (работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Основной целью программы по технологии является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений.
Программа по технологии направлена на решение системы задач:
формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях;
формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений;
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений;
расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской деятельности;
воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.
Содержание программы по технологии включает характеристику основных структурных единиц (модулей), которые являются общими для каждого года обучения:
Технологии, профессии и производства.
Технологии ручной обработки материалов: технологии работы с бумагой и картоном, технологии работы с пластичными материалами, технологии работы с природным материалом, технологии работы с текстильными материалами, технологии работы с другими доступными материалами (например, пластик, поролон, фольга, солома).
Конструирование и моделирование: работа с «Конструктором» (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации), конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов, робототехника (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации).
Информационно-коммуникативные технологии (далее – ИКТ) (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В процессе освоения программы по технологии обучающиеся овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать информацию.
Общее число часов, рекомендованных для изучения технологии – 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 35 часов (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Повторение и обобщение пройденного во втором классе | 1 | | | |
2 | Информационно-коммуникативные технологии | 3 | | | |
3 | Способы получения объемных рельефных форм и изображений (технология обработки пластических масс, креповой бумаги | 4 | | | |
4 | Способы получения объемных рельефных форм и изображений Фольга. Технология обработки фольги | 1 | | | |
5 | Архитектура и строительство. Гофрокартон. Его строение свойства, сферы использования | 1 | | | |
6 | Объемные формы деталей и изделий. Развертка. Чертеж развертки | 6 | | | |
7 | Технологии обработки текстильных материалов | 4 | | | |
8 | Пришивание пуговиц. Ремонт одежды | 3 | | | |
9 | Современные производства и профессии | 4 | | | |
10 | Подвижное и неподвижное соединение деталей из деталей наборов типа «Конструктор». Конструирование изделий из разных материалов | 7 | | | |
11 | Резервное время | 1 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 35 | 0 | 0 | |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДЛЯ 3 КЛАССА
№ п/п | Наименование раздела, тем уроков | Дата проведения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
По плану | По факту | |
Тема 1. Повторение и обобщение пройденного во втором классе (1 ч.) |
1 | Повторение и обобщение пройденного во втором классе | 06.09 | | |
Тема 2. Информационно-коммуникативные технологии (3 ч.) |
2 | Знакомимся с компьютером. Назначение, основные устройства | 13.09 | | |
3 | Компьютер – твой помощник. Запоминающие устройства – носители информации | 20.09 | | |
4 | Работа с текстовой программой | 27.09 | | |
Тема 3. Способы получения объемных рельефных форм и изображений (технология обработки пластических масс, креповой бумаги (4 ч.) |
5 | Как работает скульптор. Скульптуры разных времен и народов | 04.10 | | |
6 | Рельеф. Придание поверхности фактуры и объема | 11.10 | | |
7 | Как работает художник-декоратор. Материалы художника, художественные технологии | 18.10 | | |
8 | Свойства креповой бумаги. Способы получение объемных форм | 25.10 | | |
Тема 4. Способы получения объемных рельефных форм и изображений Фольга. Технология обработки фольги (1 ч.) |
9 | Способы получения объемных рельефных форм и изображений Фольга. Технология обработки фольги | 08.11 | | |
Тема 5. Архитектура и строительство. Гофрокартон. Его строение свойства, сферы использования (1 ч.) |
10 | Архитектура и строительство. Гофрокартон. Его строение свойства, сферы использования | 15.11 | | |
Тема 6. Объемные формы деталей и изделий. Развертка. Чертеж развертки (6 ч.) |
11 | Плоские и объемные формы деталей и изделий. Развертка. Чертеж развертки. Рицовка | 22.11 | | |
12 | Плоские и объемные формы деталей и изделий. Развертка. Чертеж развертки. Рицовка | 29.11 | | |
13 | Развертка коробки с крышкой | 06.12 | | |
14 | [Оклеивание деталей коробки с крышкой]] | 13.12 | | |
15 | Конструирование сложных разверток | 20.12 | | |
16 | Конструирование сложных разверток | 27.12 | | |
Тема 7. Технологии обработки текстильных материалов (4 ч.) |
17 | Строчка косого стежка (крестик, стебельчатая). Узелковое закрепление нитки на ткани. Изготовление швейного изделия | 10.01 | | |
18 | Строчка косого стежка (крестик, стебельчатая). Узелковое закрепление нитки на ткани. Изготовление швейного изделия | 17.01 | | |
19 | Строчка петельного стежка и ее варианты. Изготовление многодетального швейного изделия | 24.01 | | |
20 | Строчка петельного стежка и ее варианты. Изготовление многодетального швейного изделия | 31.01 | | |
Тема 8. Пришивание пуговиц. Ремонт одежды (3 ч.) |
21 | Пришивание пуговиц. Ремонт одежды | 07.02 | | |
22 | Конструирование и изготовление изделия (из нетканого полотна) с отделкой пуговицей | 14.02 | | |
23 | Проект. Коллективное дидактическое пособие для обучения счету (с застежками на пуговицы) | 21.02 | | |
Тема 9. Современные производства и профессии (4 ч.) |
24 | История швейной машины. Способ изготовления изделий из тонкого трикотажа стяжкой | 28.02 | | |
25 | История швейной машины. Способ изготовления изделий из тонкого трикотажа стяжкой | 06.03 | | |
26 | Пришивание бусины на швейное изделие | 13.03 | | |
27 | Пришивание бусины на швейное изделие | 20.03 | | |
Тема 10. Подвижное и неподвижное соединение деталей из деталей наборов типа «Конструктор». Конструирование изделий из разных материалов (8 ч.) |
28 | Подвижное и неподвижное соединение деталей из деталей наборов типа «Конструктор» | 03.04 | | |
29 | Проект «Военная техника» | 10.04 | | |
30 | Конструирование макета робота | 17.04 | | |
31 | Конструирование игрушки-марионетки | 24.04 | | |
32 | Механизм устойчивого равновесия (кукла-неваляшка) | 08.05 | | |
33 | Конструирование игрушки из носка или перчатки | 15.05 | | |
34 | Конструирование игрушки из ткани | 22.05 | | |
35 | Итоговый урок | 29.05 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Технология: 2-й класс: учебник, 2 класс/ Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Технология: 1-й класс: учебник, 1 класс/ Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Технология: 3-й класс: учебник, 3 класс/ Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Технология: 4-й класс: учебник, 4 класс/ Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Рабочие тетради по технологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школыhttp://katalog.iot.ru/
Библиотека материалов для начальной школыhttp://www.nachalka.com/biblioteka
Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/
Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
Портал «Российское образование http://www.edu.ru
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://pedsovet.suhttp://multiurok.ruhttp://infourok.ruhttp://viki.rdf.ru/ https://nsportal.ru/ https://resh.edu.ru/ http://stranamasterov.ru/