02.17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ШКОЛА №116 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК" ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
(ГБОУ "ШКОЛА №116 Г.О. ДОНЕЦК")
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол от 30 августа 2024 г. № 1 Руководитель ШМО ___________ Е.Н.Зайцева | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ________ А.Н.Потапенкова 30.08.2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ "ШКОЛА № 116 Г.О. ДОНЕЦК" _______ И.Е.Сташевская 30.08.2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по учебному предмету
«Труд (технология)»
начального общего образования
Базовый уровень
для 4 класса
Составитель рабочей программы:
учитель начальных классов
Сазонова Виктория Алексеевна
Донецк
2024 - 2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» (далее соответственно - программа по труду (технологии), труд (технология)) на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)»
Содержание программы по труду (технологии) включает характеристику основных структурных единиц (модулей), которые являются общими для каждого года обучения:
технологии, профессии и производства;
технологии ручной обработки материалов: работы с бумагой и картоном, с пластичными материалами, с природным материалом, с текстильными материалами и другими доступными материалами (например, пластик, поролон, фольга, солома);
конструирование и моделирование: работа с конструктором (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации), конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов, робототехника (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации);
ИКТ (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации).
В процессе освоения программы по труду (технологии) обучающиеся овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать информацию.
В программе по труду (технологии) осуществляется реализация межпредметных связей с учебными предметами: «Математика» (моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование средств художественной выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна), «Окружающий мир» (природные формы и конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции), «Родной язык» (использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности), «Литературное чтение» (работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)»
Основной целью программы по труду (технологии) является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, необходимых для разумной организации собственной жизни воспитание ориентации на будущую трудовую деятельность, выбор профессии в процессе практического знакомства с историей ремесел и технологий.
Программа по труду (технологии) направлена на решение системы задач:
формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях;
формирование основ чертежно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений;
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений;
расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской деятельности;
воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире;
воспитание понимания социального значения разных профессий, важности ответственного отношения каждого за результаты труда;
воспитание готовности участия в трудовых делах школьного коллектива;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведенных на изучение предмета «Труд (технология)» – 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 35 часа (1 час в неделю).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№ п/п | Наименование тем в программе | Количество часов | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1. | Технологии, профессии и производства | 2 | | | https://resh.edu.ru/subject/8/4/ |
2. | Информационно коммуникационные технологии | 3 | | | https://resh.edu.ru/subject/8/4/ |
3. | Конструирование и моделирование | 5 | | | |
4. | Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование | 23 | | | https://resh.edu.ru/subject/8/4/ |
5. | Итоговый контроль за год | 2 | 1 | | https://resh.edu.ru/subject/8/4/ |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 35 | 1 | | |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДЛЯ 4 КЛАССА
№ п/п | Наименование раздела, тем уроков | Дата проведения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
По плану | По факту | |
Тема 1. Технологии, профессии и производства (2 ч.) |
1 | Повторение изученного в 3 классе. Современные синтетические материалы. | 04.09 | | |
2 | Современные производства и профессии. | 11.09 | | https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/20/04 |
Тема 2. Информационно коммуникационные технологии (3 ч.) |
3 | Информация. Интернет. | 18.09 | | https://resh.edu.ru/subject/8/4/ |
4 | Графический редактор. | 25.09 | | https://resh.edu.ru/subject/8/4/https://resh.edu.ru/subject/8/4/ |
5 | Групповой проект в рамках изучаемой тематики. | 02.10 | | |
Тема 3. Конструирование и моделирование (5 ч.) |
6 | Робототехника. Виды роботов. | 09.10 | | |
7 | Конструирование робота. | 16.10 | | |
8 | Электронные устройства. Контроллер, двигатель. | 23.10 | | |
9 | Программирование робота. | 06.11 | | |
10 | Испытания и презентация робота. | 13.11 | | |
Тема 4. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование (23 ч.) |
11 | Конструирование сложной открытки. | 20.11 | | |
12 | Конструирование сложных изделий из бумаги и картона. | 27.11 | | |
13 | Конструирование объемного изделия военной тематики. | 04.12 | | |
14 | Конструирование объемного изделия – подарок женщине, девочке. | 11.12 | | https://resh.edu.ru/subject/8/4/ |
15 | Изменение форм деталей объемных изделий. Изменение размеров деталей развертки. | 18.12 | | |
16 | Построение развертки с помощью линейки и циркуля. | 25.12 | | |
17 | Построение развертки многогранной пирамиды циркулем. | 08.01 | | |
18 | Декор интерьера. Художественная техника декупаж. | 15.01 | | |
19 | Природные мотивы в декоре интерьера. | 22.01 | | |
20 | Конструирование и моделирование изделий из различных материалов. Подвижное соединение деталей на проволоку (толстую нитку). | 29.01 | | https://resh.edu.ru/subject/8/4/ |
21 | Полимеры. Виды полимерных материалов, их свойства. | 05.02 | | https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/20/04 |
22 | Технология обработки полимерных материалов (на выбор, например). | 12.02 | | https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/20/04 |
23 | Конструирование сложных форм из пластиковых трубочек. | 19.02 | | https://resh.edu.ru/subject/8/4/ |
24 | Конструирование объемных геометрических конструкций из разных материалов. | 26.02 | | |
25 | Синтетические ткани, их свойства. | 05.03 | | https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/20/04 |
26 | Мода, одежда и ткани разных времен. Ткани натурального и искусственного происхождения. | 12.03 | | https://resh.edu.ru/subject/8/4/ |
27 | Способ драпировки тканей. Исторический костюм. | 19.03 | | https://resh.edu.ru/subject/8/4/ |
28 | Одежда народов России. Составные части костюмов и платьев, их конструктивные и декоративные особенности. | 02.04 | | https://resh.edu.ru/subject/8/4/ |
29 | Строчка крестообразного стежка. Строчка петлеобразного стежка. Аксессуары в одежде. | 09.04 | | |
30 | Строчка крестообразного стежка. Строчка петлеобразного стежка. Аксессуары в одежде. | 16.04 | | |
31 | Конструкция «пружина» из полос картона или металлических деталей наборов типа «Конструктор». | 23.04 | | https://resh.edu.ru/subject/8/4/ |
32 | Конструкции с ножничным механизмом. | 30.04 | | |
33 | Конструкция с рычажным механизмом. | 07.05 | | |
Тема 5. Итоговый контроль за год (2 ч.) |
34 | Подготовка портфолио. Проверочная работа. | 14.05 | | |
35 | Итоговый урок. | 21.05 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Технология: 2-й класс: учебник, 2 класс/ Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Технология: 1-й класс: учебник, 1 класс/ Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Технология: 3-й класс: учебник, 3 класс/ Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Технология: 4-й класс: учебник, 4 класс/ Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Рабочие тетради по технологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школыhttp://katalog.iot.ru/
Библиотека материалов для начальной школыhttp://www.nachalka.com/biblioteka
Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/
Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
Портал «Российское образование http://www.edu.ru
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://pedsovet.suhttp://multiurok.ruhttp://infourok.ruhttp://viki.rdf.ru/ https://nsportal.ru/ https://resh.edu.ru/ http://stranamasterov.ru/