02.17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ШКОЛА №116 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК" ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
(ГБОУ "ШКОЛА №116 Г.О. ДОНЕЦК")
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол от 30 августа 2024 г. № 1 Руководитель ШМО ___________ Е.Н.Зайцева | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ________ А.Н.Потапенкова 30.08.2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ "ШКОЛА № 116 Г.О. ДОНЕЦК" _______ И.Е.Сташевская 30.08.2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по курсу внеурочной деятельности
«Тропинка в профессию»
начального общего образования
Базовый уровень
для 4 класса
Составитель рабочей программы:
учитель начальных классов
Сазонова Виктория Алексеевна
Донецк
2024 - 2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рамках Национального проекта «Образование» реализуется федеральный проект «Успех каждого ребенка», одним из направлений которого является ранняя профориентация. Профессиональная деятельность занимает в жизни человека особое место. Родителей волнует будущее их детей с самого рождения. Они внимательно следят за развитием склонностей своих детей, стараются помочь им в профессиональном выборе.
В современной жизни огромное количество различных профессий, и социализация ребенка является важнейшим звеном в мире человеческих занятий. Так как дети младшего школьного возраста имеют поверхностные представления о профессиях в школах необходимо вводить раннюю профориентацию.
В соответствии с федеральным проектом предусматривается обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ. В школе учебный план не предусматривает выделение часов на профориентационную работу с обучающимися, хотя именно школа является главным звеном процесса профессионального самоопределения учащихся. Поэтому возникла необходимость создания программы по внеурочной деятельности для начальной школы «Тропинка в профессию».
Прокопьевский муниципальный район является одним из самых больших районов в Кемеровской области, на территории которого находится большое количество горных и сельскохозяйственных предприятий, на которые требуются молодые профессиональные кадры
Актуальность разработанной программы заключается в отсутствии теоретического и практического материала для ознакомления с профессиями и предприятиями своей малой родины – Прокопьевского района. Необходимо, начиная с начальной школы, знакомить детей напрактике с трудом их родителей, чтобы выпускники старших классов смогли сделать осознанный выбор своей будущей профессии.
Всем известно, чтобы познакомить ребенка с определенной профессией недостаточно рассказать о ней, необходимо чтобы ребёнок увидел предприятие, сам попробовал что-то сделать. Для этого в старших классах проводятся профессиональные пробы. В начальных же классах мы можем уже многое сделать: учащиеся 1-4 классов могут посетить местные предприятия горной промышленности и сельского хозяйства, на пришкольном участке и в школьной теплице, провести практические занятия. Через игру, творческую, поисковую, исследовательскую деятельность, совместную работу с родителями учащиеся начальной школы познакомятся с основными профессиями, востребованными не только в Прокопьевском районе, но и во всем Кузбассе.
Цель программы «Тропинка в профессию»: создание образовательной среды, направленной на профессиональное самоопределение ребенка в через игровую, творческую, поисковую, исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Создать профориентационную среду, с привлечением родителей.
- Познакомить обучающихся с особенностями различных видов профессий родного края;
- Способствовать формированию уважительного отношения к труду и людям разных профессий;
- Способствовать самоопределению ребенка через развитие его интеллектуальных и творческих способностей.
Ожидаемые результаты прохождения программы внеурочной деятельности «Тропинка в профессию»:
- В школе будет создана профориентационная среда;
Обучающиеся получат представления о профессиях, которые востребованы в Прокопьевском районе и Кемеровской области;
- Будет сформировано у обучающихся уважительное отношение к труду и людям разных профессий;
- Включение родителей в проектную деятельность повысится на 30%;
- Участие обучающихся в конкурсном движении по профориентации повысится на 15%.
Программа внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» социальной направленности с практической ориентацией разработана для обучающихся 1-4 классов.
На усвоение программы отведено 135 часов: в 1-м классе отводится 33 часа 1 классе (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю).
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования, содержание программы соответствует психологическим и возрастными особенностями младших школьников.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Тропинка в профессию»
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности Тропинка в профессию » - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
При работе с иллюстрациями уметь высказывать свою мысль отталкиваясь на предложенный учителем план;
При ознакомлении с новым материалом использовать технологию проблемного диалога;
Учить совместно с другими учениками и учителем давать эмоциональную оценку деятельности используя технологию оценивания учебных успехов.
2. Познавательные УУД:
При совместной групповой работе уметь использовать полученную информацию и делать выводы;
Уметь составлять рассказы на основе простейших схематических рисунков, различных схем, простейших моделей.
3. Коммуникативные УУД:
Умение слушать и понимать речь других, доносить свою позицию, оформлять это в устной и письменной речи, используя технологию проблемного диалога;.
Умение работать в группе, подгруппе, принимать на себя
различные роли (лидера, исполнителя, критика).
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
положительное отношение к различным видам профессий;
уважения к своему и труду сверстников, взрослых
У ученика могут быть сформированы:
стремление к саморазвитию, желание открывать новые профориентационные знание, готовность преодолевать затруднения и умение самооценивание своих действий умение работать в команде; толерантное отношение.
Формы работы
1. Различные виды и формы игровой деятельности
2. Беседы о профессиях
3. Экскурсии. Встречи с людьми разных профессий.
4. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.
5. Практические виды деятельности
6. Участие в конкурсном движении
Тропинка в профессию
№ п/п | | Тема урока (34недели, 34ч) | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
| | Тема 1. «Труд в почете любой, мир профессий большой» (34ч) | | | |
1. | | | 05.09 | | |
2. | | Введение. | 12.09 | | |
3. | | Работа на пришкольном участке (работа в огороде, школьном саду, на клумбах, в теплице). | 19.09 | | |
4. | | Работа на пришкольном участке (работа в огороде, школьном саду, на клумбах, в теплице) | 26.09 | | |
5. | | Знакомство с профессиями: овощевод, цветовод, тракторист, агроном, комбайнер. | 03.10 | | |
6. | | Знакомство с профессиями: овощевод, цветовод, тракторист, агроном, комбайнер. | 10.10 | | |
7. | | Защита творческих работ. | 17.10 | | |
8. | | Животноводческий комплекс. | 24.10 | | |
9. | | Животноводческий комплекс. | 07.11 | | |
10. | | Знакомство с профессиями животноводческого комплекса: зоотехник, доярка, технолог молочной продукции. | 14.11 | | |
11. | | Знакомство с профессиями животноводческого комплекса: зоотехник, доярка, технолог молочной продукции. | 21.11 | | |
12. | | Гусиная ферма. | 28.11 | | |
13. | | Гусиная ферма. | 05.12 | | |
14. | | Как живешь весёлый гусь? | 12.12 | | |
15. | | Как живешь весёлый гусь? | 19.12 | | |
16. | | История совхоза «Бурлаковский». | 26.12 | | |
17. | | Все работы хороши, выбирай на вкус. | 09.01 | | |
18. | | Все работы хороши, выбирай на вкус. | 16.01 | | |
19. | | Ярмарка рабочих профессий. | 23.01 | | |
20. | | Птицефабрика «Горнячка». | 30.01 | | |
21. | | Птицефабрика «Горнячка». | 06.02 | | |
22. | | «Знакомство с профессиями птицефабрики: ветеринар, птичник, электрик. | 13.02 | | |
23. | | «Знакомство с профессиями птицефабрики ветеринар, птичник, электрик. | 20.02 | | |
24. | | Все профессии нужны, все профессии важны. | 27.02 | | |
25. | | Все профессии нужны, все профессии важны. | 06.03 | | |
26. | | Индивидуальные проекты «Профессии моих родителей». | 13.03 | | |
27. | | Индивидуальные проекты «Профессии моих родителей». | 20.03 | | |
28. | | Умеешь сам, научи другого. | 03.04 | | |
29. | | Обогатительная фабрика. | 10.04 | | |
30. | | Обогатительная фабрика. | 17.04 | | |
31. | | Шахтерский труд всегда в почете. | 24.04 | | |
32. | | Шахтерский труд всегда в почете. | 08.05 | | |
33. | | Работа на пришкольном участке (работа в огороде, школьном саду, на клумбах ,в теплице). | 15.05 | | |
34. | | Итоговое занятие | 22.05 | | |
Учебно – методическое обеспечение
1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т.В. Анохина// Классный руководитель. – 2000. - №3. – с. 63-81.
2. Багрова О.В. Введение в мир профессий. / О.В. Багрова; Волгоград. Издательство « Учитель», 2009 – 159с.
3. Сасова И.А. Экономика 2 кл, тетрадь творческих заданий. / И.А. Сасова, В.Н. Земасенская. – М.: Вита-Пресс, 2007, 2008
4. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они. /Т. А. Шорыгина – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007 -96с.
5. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. / С.Я. Маршак – М.: Издательство «Детская литература», 1987 – 192с.
6. Михалков С. Дядя Степа и другие. / С. Михалков – М.: Издательство «Детская литература», 1989 -310с.
7. Носов Н. Приключение незнайки и его друзей. / Н. Носов – М.: Издательство «Детская литература», 1987 – 160с.
8. Родари Д. Чем пахнут ремесла?/ Д. Родари –М.: Издательство «Детская литература», 1989 -15с.
9. Успенский Э. Седьмая профессия Маши Филиппенко/ Э. Успенский – «Стрекоза», 2000 – 79с.
10. Френкель П.Л. Я расту. / П.Л. Френкель – М.: Издательство « Детская литература», 1986 – 56с.
11. Чуковский К. Доктор Айболит./ К. Чуковский – М.: Издательство «Детская литература»,…1989-…128 с.
7