Просмотр содержимого документа
«Планирование урока истории (обществознания) в основной школе с учетом современных методов обучения»
Самостоятельная работа №2:
Планирование урока истории (обществознания) в основной школе с учетом современных методов обучения
МОУ ИКШИНСКАЯ СОШ
Дмитровского района
Гусев Артем Николаевич
учитель истории
Новое поколение ФГОС и современный историко-культурный стандарт, предполагает использованием преподавателем современных методов обучения. Современный урок истории должен отличаться от традиционного (репродуктивного), когда педагог целый урок вещает, а ученик внимательно слушает и записывает. Современный урок должен опираться на ,т.н. системно-деятельностый подход, в котором центр процесса обучения переключен с личности учителя на ученика, точнее на его деятельность и на его активное овладение материалом.
Современный урок истории (обществознания) в условиях введения ФГОС чаще всего организуется в виде индивидуальных и групповых форм работы. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником, заменяется на доверительный стиль общения
Современный урок истории предполагает под собой введение новых методов и форм организации учебной деятельности:
разработка проекта. Проект может принимать форму индивидуальной работы, групповой или общеклассной. Именно такой работе проявляется сотрудничество всего класса и возможность учеников с различным уровнем подготовленности принять активное участие. Проектный метод позволяет не просто усваивать учебный материал на репродуктивном уровне, но и пропускать его через свое сознание, определять собственное отношение ученика к проблеме. Учитель выступает в роли помощника и советника.
тематические обсуждения. Учитель сам или дети вместе с учителем формулируют учебную задачу (проблему), например «Реформы Петра I:благо или зло для России». В ходе обсуждения учащиеся учатся приводить аргументы «за и против» обобщать и делать выводы.
урок с использованием ИКТ. Преимуществом метода является то, что демонстрация учебного материала может быть динамичной, отдельные элементы материала или весь он могут быть повторены в любое время. Недостатком метода является отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся. В настоящее время идет разработка мультимедийных программ, которые помогут оптимизировать процесс обучения и контроля, привносится элемент модульного обучения
урок-лекция. Обычно применяется при изучении сложных или больших для усвоения тем( например «Введение НЭПа». Учитель в ходе урока излагает большой массив информации, при этом желательно применять наглядные материалы, чтобы разнообразить сухой текст. К недостаткам лекции можно отнести то, что отсутствует обратная связь от учащихся
урок-семинар. Привнесён в школьную среду из университетов. Урок-
семинар может быть разделен на две группы и преследовать следующие цели:
урок-семинар имеет своей целью обобщение и углебление знаний по отдельным темам; обобщение и изучение нового материала
урок-семинар имеет цель работы с источниками. Источники в свою очередь могут делится на группы ( историческая и учебная литература, исторические документы, краеведческий материал, правовые документы, материалы СМИ и т.д.)
Важнейший аспект семинарских занятий состоит в том, что в ходе семинара учащиеся получают возможность овладеть навыками таких логических операций, как: анализ и синтез, сравнение, обобщение, доказательное рассуждение, учатся формулировать проблемы и находить пути их решения.
урок-ролевая игра. Темой такого урока может быть «Сословия России в период Смутного времени». Учитель до начала урока-игры раздает учащимся источники, с которыми они работают.Учащиеся делятся на группы-сословия: крестьянство ,боярство, дворянство, казачество. В ходе урока учащиеся отстаивают свои сословные интересы, спорят.