Рекомендуемое планирование учебного материала по курсам «МАТЕМАТИКА. 5 КЛАСС», интегрированное в разделы программы «Здоровье» Типы задач, которые рассматриваем на уроках математики, описывающие реальные проблемы: - повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты; - трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения; - общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов. - наука – работа с формулами из различных областей знаний. | Разделы программы «Здоровье» | Программа курса «Математика» | Содержание уроков интегрированного курса | Рекомендуемые задачи | Дополнительный материал | | Знание своего тела | | | | | 1. | | Натуральные числа и действия над ними | Натуральные числа и действия над ними. Знания своего тела. Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья. | Расположи ответы примеров в порядке убывания, и ты узнаешь, как называется ускорение роста и развития детей и подростков: Л 280:5; С 27*4 ; А 12*3; А 70*38; Е 204:4; Р750:15; Я 840:140; К 3*490; Е 216:4; И 480:40; Ц 520:26 | Акселерация | 2. | | Объем прямоугольного параллелепипеда | Объем прямоугольного параллелепипеда. Сердце - жизненно важный орган. Болезни сердца и сосудов. | За день сердце может перекачать 10000 л крови. За сколько дней насос такой мощности смог бы заполнить бассейн длиной 20 м , шириной 10м и глубиной 2м ? | Этим количеством можно заполнить автоцистерну. Взрослый человек имеет около 5л крови, ребенок- около 2 литров. | 3. | | Площадь прямоугольника | Площадь прямоугольника. Значение правильного дыхания. | Площадь альвеол легкого-100кв.м. Во сколько раз площадь альвеол больше площади классной комнаты, имеющей длину 5м и ширину 4м? | В 50 раз больше поверхности тела человека. Обогащение крови кислородом происходит в альвеолах легкого. | | Гигиена тела | | | | | 1. | | Умножение и деление натуральных чисел | Умножение и деление натуральных чисел. Пирсинг, тату – нарушение целостности кожного покрова. Грибковые заболевания. | Срок жизни клетки кожи – приблизительно месяц. Сколько клетки сменят одна другую на одном месте, если средняя продолжительность жизни человека 74 года? | Функции кожи крайне важны для жизнедеятельности организма. Если кожу лишить возможности выполнять свои задачи, то человек погибнет. Сохранилась легенда о том, как на праздник решили нарядить ребенка херувимом и для этого покрыли ему все тело сусальным золотом. К утру несчастный ребенок умер. | 2. | | | Умножение и деление натуральных чисел. Гигиенические правила ухода за волосами. | Каждый день у здорового человека выпадает около 150 волос. Через какое время человек может облысеть полностью, если у него на голове было 112000 волос в тот момент, когда они перестали расти? | Внезапное частичное облысение может возникнуть в результате стресса, заболевания или недостаточного питания. После выздоровления или восстановления нормального питания рост волос восстанавливается. | 3. | | | Умножение и деление натуральных чисел. Гигиенические правила ухода за кожей. | Ученик 5 класса Амир решил сэкономить на мыле, чтобы купить футбольный мяч. Сколько денег пришлось добавить маме Амира к накоплениям сына, когда от грязных рук он полущил пищевое расстройство, если Амир накопил 28 рублей, а три упаковки лекарства стоили 37 рублей каждая? | Грязная кожа очень сильно подвержена действию болезнетворных бактерий, кроме того, она непривлекательно выглядит. Руки надо мыть теплой водой с мылом и обязательно вытирать; если выйти зимой на улицу с мокрыми руками, кожа потрескается, и будет болеть. | 4. | | Признаки делимости | Признаки делимости. Роль личной гигиены в сохранении здоровья. | Расшифруйте фамилию великого врача и ученого Древнего Рима, заложившего основы медицины и анатомии на пятнадцать веков вперед, расположив числа, кратные 9, в порядке убывания. 649243 – С, 101235 – Г, 50724 – Т, 41507 – Л, 161217 – М, 3232323 – О, 13961 – Н, 52457 – А, 32682 – Е. | Асклепий | 5. | | Задачи на признаки делимости с элементами логики. | Признаки делимости. Организация труда и отдыха, чередование умственного труда и физического. | Найдите истинные высказывания. Из соответствующих им букв составьте название медицинского термина. Что он обозначает? К – 8 делитель 68, У – 3 делитель 15, Р – 16 делитель 4, Т – 24 делитель 72, О – 1 делитель х, Е – 70 кратное 21, М – 12 кратное 6, Д – 6 кратное 24, Л – 60 кратное 15, В – 2 кратное 48, Е – х кратное х, Н – с кратное 1, И – 3 делитель 333, С – 13655 делитель 5 | Утомление – возникающее вследствие работы временное ухудшение состояния организма человека, чувство усталости. | | Гигиена полости рта | | | | | 1. | | Десятичные дроби | Десятичные дроби. Правила ухода за зубами. | Зубную щетку надо менять один раз в 3,5 месяца, при условии, что зубы чистятся два раза в день. Сколько зубных щеток необходимо в год человеку, заботящемуся о своем здоровье? | Зубная щетка должна быть изготовлена из искусственных материалов, не должна быть жесткой. | 2. | | | Десятичные дроби. Правила ухода за зубами. | Марат за день изжевывает 6 пачек сладкую жевательную резинку «Хубба-Бубба» по 5,8 рубля каждая. Сколько лишних денег он тратит каждый день, если для правильного ухода за зубами ему стоило бы расходовать пачку жева-тельной резинки без сахара за три дня по цене 6,9 рубля за пачку? | Употребление жевательной резинки увеличивает количество слюны, и она поступает в труднодоступные межзубные участки. Лучше использовать жевательную резинку без сахара и жевать ее после еды в течение 15-20 минут. | 3. | | Округление чисел | Округление чисел. Заболевания зубов, десен, меры их профилактики. Профилактические осмотры у стоматолога. | Ежедневный рацион ученика 5 класса должен включать как минимум 0,2 л молока или кефира. При условии правильного питания, сколько лет потребуется пятикласснику, чтобы выпить 300- литровую ванну кефира? В каком классе к моменту окончания эксперимента будет учиться школьник? Ответ округлить с точностью до десятых. Ответ:4,1года. | Результаты исследований ученых показали, что ежедневный прием молока уменьшает риск возникновения кариеса. | 4. | | | Десятичные дроби. Заболевания зубов, десен, меры их профилактики. Гигиена полости рта. | В меню школьной столовой на завтрак значится свежий творог. Сколько килограммов съест только один 5 класс, если в 34 ученика, а каждому по норме положено 0,05кг? Если принять съеденное 5 классом за среднюю величину на класс , то сколько съедят все классы , если их в школе 23? Ответ:1,7кг, 39,1кг. | Творог содержит большое количество кальция, что необходимо для роста и формирования костей и зубов. | | Гигиена труда и отдыха | | | | | 1. | | Задачи на признаки делимости с элементами логики, графики | Признаки делимости. Продолжительность и гигиена сна. | В 5 классе «голубей» в три раза меньше, чем «жаворонков», и на 3 меньше, чем «сов». Сколько учащихся в классе, если «сов» в нем 8 человек? Домашнее задание: определить свой тип. Для этого утром измерить пульс и частоту дыхания за минуту. Если на один вдох – выдох приходится 5-6 ударов пульса, то вы «жаворонок», если 4 удара пульса или меньше – вы «сова». Между «жаворонками» и «совами» располагаются «голуби». | Дети младшего школьного возраста должны спать 10-14 ч в сутки. Дети старшего возраста не менее 8,5 ч в сутки. | 2. | | | Признаки делимости. Утомление и переутомление. Роль активного отдыха в снятии утомления. | Уровень шума метро в 1,5 раза выше шума громкого разговора и уже опасен для здоровья. Учащийся, слушающий плеер в метро, испытывает давление на органы слуха на 10 дб больше, чем шум метро. На сколько шум плеера тише шума вертолета, если вертолет шумит на 110 дб, а громкий разговор имеет уровень шума в 60 дб? | Люди, подвергающиеся постоянному воздействию шума, становятся более трудными в общении, у них появляются систематические головные боли и снижается трудоспособность. Уже при шуме 65 дб (громкий разговор) у ребят увеличивается количество ошибок, снижается внимание, ухудшается зрение. | | Профилактика инфекционных заболеваний | | | | | 1. | | Десятичные дроби | Десятичные дроби. Инфекционные заболевания. Профилактика инфекционных заболеваний. | Каждый новый возбудитель гриппа возникал в прошлом через 12 лет. Какое количество сильных эпидемий перенесет за свою жизнь средний житель, если продолжительность его жизни 75 лет. | Грипп-инфекция дыхательных путей, передающаяся от человека к человеку. Для профилактики гриппа необходимо изолировать больных, проветривать помещения, делать влажную уборку. | 2. | | | Десятичные дроби. Закаливание, его роль в укреплении здоровья. Правила закаливания. | Из 30 учеников 5 класса прививка от гриппа была сделана 20 учащимся, из них во время эпидемии заболели двое. Из числа учащихся, не сделавших прививку, заболели 9 человек. Какую часть составили больные из группы, делавшей прививку, какую часть составили больные из группы, не делавшей прививку? В какой группе часть заболевших больше, на сколько? Ответ: 0,1 и 0,75; на 0,65. | Самый лучший способ выздороветь – не заболевать. Поэтому организм надо закаливать. Обливание стоп чередующей теплой и холодной водой позволяет в 1,5-2 раза снизить простудные заболевания. Более того, это стимулирует работу мозга. Второй по эффективности – контрастный душ 1,5 мин надо стоять под теплой водой, 20-30 с – под прохладной. | 3. | | Решение примеров с элементами логики | Решение примеров. Десятичные дроби. Иммунитет как одна из форм защиты организма от инфекций. Антитела и антигены. | Решите примеры и определите истинность высказываний. Из букв, соответствующих истинным высказываниям, составьте слов. Что оно обозначает? 0,5 : 0,025 0,.9 + 0.284 96,38 – 96.,21 2.,24 +6.,35 - Е 6,35 * 5.,87 4,.28 * 7,21 - М 1,.4583 +2,.1 5 - 0.,99 6.,48 : 0,06 9,.53 * 8,.57 - У 145,.02 – 112,.35 13,.598+ 7,.412 - Н 21,.12 – 13,.31 75 + 0,.562 15,.06 + 5,.004 - И 84,.36 : 0.,3 572,.1 : 30 - Т 478,.2 * 0.,5 57,.8 * 0,.05 85.,3 * 0,.1 -З 60.,55 – 9,.8 61,.57 – 12,8 - Т . | Инфекционные болезни вызываются бактериями, вирусами, риксетиями, спирохетами, микоплазмами и грибами. В организме человека находится огромное количество микробов, в основном они располагаются в отделах кишечника и на поверхности кожи. Они участвуют в процессах переваривания пищи, в формировании иммунитета организма, тормозят развитие патогенных бактерий. Иммунитет -невосприимчивость организма к инфекциям и инфекционным агентам. (Ответ: иммунитет). | 4. | | Десятичные дроби. Решение задач. | Десятичные дроби. Вакцинопрофилактика. Предохранительные прививки, лечебные сыворотки. | Через месяц после окончания эпидемии в 5 классе заболели 0,2 от всех учащихся класса, причем половина из них заболели во второй раз. Сколько учащихся класса не заболели ни разу? Ответ: 6 человек. | В нашей стране ежегодно более 30 млн людей заболевают ОРВИ, из них 70% составляют дети и подростки | | Гигиена питания | | | | | 1. | | Десятичные дроби | Десятичные дроби. Нормы питания. Сбалансированнось потребления питательных веществ. | Решите уравнение и выясните, чем чаще всего вызывается ожирение: (2,3х+0,9):0,04-19,176=9,074; 4,505: (0,4у-0,02)+2,29=3,54. 1-недостаток движения; 0,1-переедание;9,6-наследственность; 9,06-заболевание желез внутренней секреции. | Индекс массы тела (ИМТ) определяется по следующей формуле: ИМТ= массы тела(кг): рост2 (м). Если соотношение роста и массы тела нормальное, то ИМТ в пределах 19,5-22,9; у лиц пониженным пи танием ИМТ менее 19,4; у лиц страдающим ожирением, ИМТ более 23. | 2. | | Решение примеров | Решение примеров. Десятичные дроби. . Режим питания, вред недостаточного и избыточного питания, гигиена питания. | Выполните действия. Правильным ответам соответствуют продукты, вносящие существенный вклад в развитие избыточной массы тела. 6,82+(15-0,024):0,72+10*0,01; (44,33+100,006):4,8-0,179:0,1; 37,2: (1,6-1,352)-30,8*(1,25+2,8); 15,3:15+(8,484:1,05+0,034:1,7)*0,01. 27,27-попкорн, 37,73-апельсины, 72,27-творог, 28,82-яблоки, 25,26-чипсы, 52,26-ряженка, 26,25-морс, 1,101-сладкая газировка, 11-морковь,1,11-рыба. | Нарушения питания способствуют возникновению заболеваний желудочно-кишечного тракта. Данные продукты содержат значительное количество углеводов и жиров, которые не используются организмом и откладываются в виде жира. | 3. | | Десятичные дроби. Решение задач. Округление чисел. | Десятичные дроби. Решение задач. Округление чисел. Расход энергии у людей разного возраста и профессий. | Для нормального роста и развития пятикласснику в день необходимо поглощать 2000 килокалорий. Одна плитка шоколада массой в 100г обеспечивает 680 килокалорий. Сколько плиток шоколада в день могут обеспечить необходимую калорийность? Ответ округлить до сотых. Можно ли вырасти, питаясь одним шоколадом? Ответ:2,94 плитки. | Ежедневное потребление кондитерских изделий не должно превышать 80-100 в расчете на сахар, причем сюда же входит и сахар, содержащийся в ягодах, соках и других продуктах? Шоколад содержит в основном только углеводы и жиры, обеспечить полноценное питание он не может. Хотя сухие пайки военных включают в себя шоколад, но только как рацион питания в экстремальных обстоятельствах. | | Питание и здоровье | | | | | 1. | | Десятичные дроби. Округление чисел | Десятичные дроби. Округление чисел. Питание – необходимое условие жизни организма. Пищевые продукты и питательные вещества. | Ежедневный рацион ученика 5класса должен включать как минимум 0,2л молоко или кефира. При условии правильного питания сколько лет потребуется пятикласснику, чтобы выпить 300-ли-тровую ванну кефира? В каком классе к моменту окончания эксперимента будет учиться школьник? Ответ округлить с точностью до десятых. | Ежедневный прием молоко уменьшает риск возникновения кариеса. Необходимо ежедневно употреблять 1-2 стакана молока или кисломолочных продуктов. Творог -30-50г, сыр-5-10г. | 2. | | Десятичные дроби | Десятичные дроби. Необходимость овощей в рационе питания человека. Гигиена питания | С позиции здорового питания в день-пятиклассник должен употреблять в пищу 0,4кг овощей без учета картофеля. Известно, что хомяк собирает на зиму около 90кг гороха. Кто больше и во сколько раз съедает овощей: человек за год и хомяк за зиму? | Следует включать в рацион питания всевозможные овощи (400-500г в день без учета картофеля), фрукты (150-200г), соки и ягоды. | 3, | | Десятичные дроби | Десятичные дроби. Белки – основные строительные блоки организма. Биологическая ценность белков пищи. | Заботящийся о здоровье пятиклассник в неделю съедает 3 куриных яйца (целиком или в составе блюд). Сколько денег израсходует за год на это его семья, если десяток яиц стоит 16,8 руб.? Ответ:268,8руб. | Яйца содержат белок, витамины, жиры. Все компоненты яйца хорошо усваиваются. Но увлекаться яйцами не следует из-за высокого содержания в них холестерина. | 4. | | Десятичные дроби | Десятичные дроби. Нормы питания. Связь питания и обмена веществ. | Чтобы получить суточную норму белков, школьнику необходимо съедать в день 0,2 кг мяса. Сколько килограммов мяса необходимо съедать в год для нормального развития? Во сколько масса съеденного превышает массу тела среднего школьника, если он весит 40кг? | Домашняя практическая работа: узнать свою массу тела и вычислить такое отношение. Выяснить у мамы, а сколько мяса съедаете лично вы? (Ответ:73кг;1,825раза). | 5. | | Десятичные дроби | Десятичные дроби. Органические вещества, получаемой с пищей, - источник энергии, необходимой для жизнедеятельности организма. | Пятиклассник Николай ест по три сосиски два раза в неделю. Его одноклассник Антон ест четыре раза в неделю по две сосиски. Во сколько раз меньше съедает сосисок за год Коля по сравнению с Антоном (считать 52 недели в год)? Кто из них разумнее подходит к своему питанию? Почему? Ответ:0,75раза. | Колбасы, сардельки и сосиски содержат значительно больше жира и соли, чем мясо. При их изготовлении используется ряд пищевых добавок. | | Безопасное движение на дорогах | | | | | 1. | | Задачи на движение | Задачи на движение. Навыки поведения на дороге и внутри транспортного средства. | Ширина улицы-36м, сигнал перехода горит 24с. С какой скоростью надо переходить улицу, чтобы успеть до того, как сигнал погаснет? | Отработка привычки остановиться для осмотра, прежде чем переходить улицу и при выходе из дома на улицу, на пороге подъезда или за воротами дома. | | Предупреждение употребления психоактивных средств | | | | | 1. | | Повторение | Десятичные дроби. Вред курения для окружающих. | Одна сигарета сокращает жизнь на 6мин. Сколько дней из каждого года теряет человек, выкуривающий в день 20 сигарет? | Домашнее задание. Если кто-то из ваших близких курит, выясните, сколько сигарет они выкуривают в день и на сколько они укорачивают свою жизнь. | 2. | | Повторение. Решение уравнений | Решение уравнений. Вред курения. Болезни, возникающие в результате курения. Профилактика заболеваний дыхательных путей. | Решите уравнение и расшифруйте названия основных болезней, от которых страдают курильщики: 405-(9х+70):4=383; 3-грипп, 2-бронхит, 1800: (240:у)-47=253; 40-эмфизема, 119-х+23=68; 74-рак легких,131-артрит, (у-52)+20=80; 112-болезни сосудов. | Основной яд, который попадает в организм при курении,- никотин. | 3. | | Повторение. Решение задач | Повторение. Решение задач. Вред табачного дыма, его влияние на здоровье. | Какую сумму мог бы сэкономить человек . бросивший курить только за один год, если стоимость одной пачки сигарет 25 рублей, а выкуривает он ее за 2 дня? | | 4. | | Повторение. Решение задач на тему: «Проценты» | Решение задач на тему: «Проценты». Никотин. Заболевания курильщиков | В России ежегодно умирает 500000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из- за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы своевременно бросили курить? | Домашнее задание. Поговорите дома с курящими родственниками, расскажите им об этих цифрах. | 5. | | Решение задач | Решение задач. Никотин. Заболевания курильщиков. | При употреблении внутрь смертельная доза яда никотина составляет 40-60 мг. Сколько никотина содержится 0,9 мг? Сколько сигарет необходимо выкурить, что - бы в организм полпала смертельная доза яда? Ответ: 18 мг; 44 сигареты. | Домашнее задание. Если кто-то из ваших близких курит, выясните, сколько сигарет они выкуривают в день и на сколько они укорачивают свою жизнь. | 6. | | Повторение. Решение примеров | Решение примеров. Способы защиты воздуха от загрязнения. Роль растений в защите воздуха от загрязнения и в поддержании постоянства газового состава атмосферы. | Решите примеры и расшифруйте, какие отравляющие вещества попадают в организм вместе с табачным дымом. 0,2*0,28*50; 2,3*7,9+7,7*7,9; 91,6*0,25; 14,5*3,8-14,5*1,8; 0,125*8*5,49; 17,2*8,5+17,2*91,5; 0,4*7,2*5*0,02*25; 64,08*0,02-4,08*0,02; 0,5*12,5*0,538*20*0,8; 44,16*6,08+6,08*55,84. 91,6-ацетон, 72,8-окись углерода, 608-цианид водорода, 1,2-аммиак, 172-ртуть, 5,49-свинец, 29-кадмий, 79-формальдегид, 538-мышьяк, 7,2-толуол. | Окись углерода содержится в выхлопных газах, ацетон используется как растворитель красок, цианид водорода применяли в газовых камерах, аммиак используют в средствах для чистки сантехники. Кадмий используется в автомобильных аккумуляторах, толуол - промышленный растворитель | |