Федеральный государственный стандарт начального общего образования, среди прочего, направлен на обеспечение:
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.
В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данная область, среди прочего, должна отражать:
Основная цель изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» — духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.
Основные задачи курса вытекают из Стандарта начального общего образования, Примерной программы общеобразовательного учреждения (в части духовно-нравственного воспитания) и Концепции духовно-нравственного развития:
№ п/п урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Целевая установка урока (уроков) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Домашнее задание | Дата проведения план | Дата проведения факт |
Понятия | Предметные результаты | Универсальные учебные действия | Личностные результаты |
1 | Введение в предмет | 1 | Вводный | Возникновение первобытных религий. Представления древних людей о загробном мире. Обожествление сил природы. Понятие души. Язычество. Возникновение монотеистических религий — выход человека на новый уровень нравственного развития. Отличие монотеизма от язычества | Душа, религия, язычество, пророк, монотеизм, заповеди, спасение души | Понимать причины возникновения религиозных верований. Уметь характеризовать понятие «душа». Объяснять смысл возникновения монотеистических религий в связи с выходом человечества на новый уровень нравственного развития | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Становление гуманистических и демократических ценностных ориентации | Ст.3-9 | | |
2 | Древние предания христиан | 1 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Ветхий Завет — часть Библии. Сотворение Богом мира и человека. Адам и Ева. Грехопадение первых людей и их изгнание из рая. Первородный грех. Понятие греха. Дьявол (сатана). Свобода выбора человека. Всемирный потоп. Вавилонская башня. Пророк Моисей и Десять заповедей | Ветхий Завет, Библия, древо познания добра и зла,запретный плод, первородный грех, грех, свобода выбора, ковчег, Десять заповедей, Мессия | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением первых людей, Всемирным потопом, Вавилонской башней, дарованием Моисею Десяти заповедей на горе Синай. Иметь представления о христианских воззрениях на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать смысл грехопадения первых людей. Объяснять, в чем заключается свобода выбора человека | Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | Ст.10-16 | | |
3 | Возник- новение христи- анства | 1 | Урок первич- ного изу- чения и закреп- ления новых знаний | Новый Завет — часть Библии. Евангелие — благая весть. Рождение Иисуса Христа. Про- поведь Иисуса. Любовь к Богу и к ближнему — основа христианского учения. Апостолы — ученики Иисуса Христа. Предательство Иисуса Иудой. Тайная вечеря. Арест и распятие Иису- са Христа. Сошествие в ад и воскресение Иису- са. Второе пришествие Христа | Новый Завет, Евангелие, апостол, та- инство, ис- купительная жертва Хри- ста, второе пришествие | Знать основные со- бытия земной жизни Иисуса Христа. Понимать и прини- мать нравственную суть христианства, выраженную в запо- ведях Христа. Объяснять смысл ис- купительной жертвы Христа | Знание основ- ных моральных норм и ори- ентация на их выполнение, дифференциа- ция моральных и конвен- циональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвен- ционального к конвенцио- нальному уровню | Развитие этических чувств, до- брожела- тельности и эмоцио- нально- нравственной отзывчиво- сти, пони- мания и со- переживания чувствам дру- гих людей | Ст 17-26 | | |
4 | Христи- анская церковь | 1 | Урок первич- ного изу- чения и закреп- ления новых знаний | Гонения на первых христиан в Римской империи. Катакомбы — место, где укрывались первые христиане. Церковь. Появление священников. Распро- странение и утверж- дение христианства в Римской империи в ка- честве государственной религии. Император Константин. Склады- вание церковной орга- низации: священник, епископ, митрополит, патриарх. Монастыри и монашество. Рим- ские папы. Разделение единой христианской Церкви на Католиче- скую и Православную | Мученик, священник, церковь, патриарх — патриархат, епископ — епархия, ми- трополит — митрополия, монах — мо- настырь, римский папа | Знать основные со- бытия, связанные с жизнью и деятельно- стью первых христи- ан и распространени- ем христианства. Иметь представления об устройстве Церк- ви. Характеризовать основные различия между православием и католичеством | Смысловое восприятие ху- дожественных и познаватель- ных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую оче- редь текстов) | Форми- рование целостного, социально ориенти- рованного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, на- родов, куль- тур и религий | Ст.27-34 | | |
5 | Христианство на Руси и в России | 1 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Русь и Византия. Владимир — креститель Руси.Посольства о вере. Крещение Руси, его значение для русской истории и культуры. Возникновение Русской православной церкви. Появление иконописи. Роль Русской православной церкви в истории России. Сергий Радонежский и победа на Куликовом поле. Ликвидация патриаршества при Петре Великом. Гонения на Церковь при советской власти. Церковь в современной России | Крещение Руси, иконопись | Знать основные этапы появления и развития христианства на Руси. Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности. Понимать важность христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков | Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России | Ст.35-42 | | |
6 | Христианские святые. Православный храм | 1 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Почитание святых в христианстве. Мощи — нетленные останки святых. Первые русские святые Борис и Глеб. Серафим Саровский — один из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Храм, его место в жизни христианина. Первые христианские храмы на Руси. Фреска и мозаика. Название храма. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Устройство храма. Икона Владимирской Бо-жией Матери. Правила поведения в храме | Святой, мощи | Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благоверных Бориса и Глеба. Иметь понятия о сути святости и святых, об основных элементах и устройстве православного храма. Осознавать важную роль храма в жизни христианина. Уметь правильно вести себя в православном храме | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Ст.43-53 | | |
7 | Христи- анские празд- ники и таинства | 1 | Урок первич- ного изу- чения и закреп- ления новых знаний. Обоб- щающий | Церковное богослу- жение, его распорядок и связь с событиями земной жизни Иисуса Христа. Церковные праздники. Рождество Христово и Рождествен- ский пост. Крещение Господне и Благовеще- ние Пресвятой Богоро- дицы. Пасха — главный христианский празд- ник. Вербное воскресе- нье. Подвижные и не- подвижные праздники. Христианские таинства | Храм, со- бор, фреска, алтарь, ико- ностас, цар- ские врата, амвон, Пас- ха, крест- ный ход, крещение, покаяние, венчание, причастие | Понимать суть цер- ковного богослуже- ния. Знать основные праздники и особен- ности церковного календаря. Понимать смысл основных христиан- ских таинств и осо- знавать их важность в жизни христианина | Смысловое восприятие ху- дожественных и познаватель- ных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую оче- редь текстов) | Форми- рование целостного, социально ориенти- рованного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, на- родов, куль- тур и религий | Ст 54-62 | | |
8 | Контрольная работа №1 | 1 | Контрольный урок | | |
9-10 | Чудотворец | 2 | Урок повторения и закрепления знаний | Жизнь Иисуса Христа.Рождение религии Христианства Любовь к Богу и к ближнему — основа христианского учения. Апостолы — ученики Иисуса Христа. Предательство Иисуса Иудой. Тайная вечеря. Арест и распятие Иису- са Христа. Сошествие в ад и воскресение Иисуса. | Ис- купительная жертва Хри- ста | Знать основные со- бытия земной жизни Иисуса Христа. Понимать и прини- мать нравственную суть христианства, выраженную в запо- ведях Христа. Объяснять смысл ис- купительной жертвы Христа | Знание основ- ных моральных норм и ори- ентация на их выполнение, дифференциа- ция моральных и конвен- циональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвен- ционального к конвенцио- нальному уровню | Развитие этических чувств, до- брожела- тельности и эмоцио- нально- нравственной отзывчиво- сти, пони- мания и со- переживания чувствам дру- гих людей | | | |
11-12 | Пророк Мухам-мади возникновение ислама | 2 | Вводный. Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха, ниспосланное Мухам-маду. Начало проповеди ислама. Хиджра — уход Мухаммада из Мекки в Медину. Распространение ислама среди арабских племен. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть Мухаммада | Кааба, мусульмане, Коран, Хиджра, шариат | Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада. Осознавать значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама. Понимать смысл понятия «шариат» | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества | Ст 63-68, Ст.69-76 | | |
13-15 | Во что верят мусульмане | 3 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Аллах — творец и повелитель мира. Ангелы и демоны. Пророки — посланники Аллаха. Коран — священная книга мусульман. Сунна — книга преданий о жизни и деяниях пророка Мухаммада. Судный день. Намаз, закят, хадж | Божественное откровение, Сунна, намаз, закят, хадж, Рамадан | Знать содержание основных норм шариата. Иметь представления о воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать значение свободы выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку. Понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного отдоконвен-ционального к конвенциональному уровню | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Ст.77-82 Ст.83-88 Ст.89-92 | | |
16 | Мусуль- манские обряды и обы- чаи | 1 | Урок первич- ного изу- чения и закреп- ления новых знаний. Обоб- щающий | Мусульманский кален- дарь и мусульманское летосчисление. Ме- сяц Рамадан в жизни мусульман. Мусуль- манские праздники: Рождение пророка Му- хаммада, Ночь проще- ния, Ночь могущества, Праздник разговения, Праздник жертвоприно- шения (Курбан-байрам). Пятница — самый по- читаемый день недели у мусульман. Устройство мечети: михраб и мин- бар. Минарет | Ночь про- щения, Ночь могущества, Курбан- байрам, мечеть, мих- раб, минбар, минарет, муэдзин | Характеризовать основные особенно- сти мусульманского календаря. Знать основные му- сульманские празд- ники. Иметь представление об устройстве мечети | Смысловое восприятие ху- дожественных и познаватель- ных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую оче- редь текстов) | Форми- рование целостного, социально ориенти- рованного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, на- родов, куль- тур и религий | Ст89-92 | | |
17 | Контрольная работа №2 | 1 | Контрольный урок | | |
18-19 | Мухаммад-последний пророк | 2 | Урок повторения и закрепления знаний | Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха, ниспосланное Мухам-маду. Начало проповеди ислама. Хиджра — уход Мухаммада из Мекки в Медину. Распространение ислама среди арабских племен. Возникновение мусульманского государства. | Кааба, мусульмане, Коран, Хиджра, шариат | Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада. Осознавать значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама. Понимать смысл понятия «шариат» | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества | | | |
20 | Иуда- изм- древняя религия евреев | 1 | Ввод- ный. Урок первич- ного изу- чения и закреп- ления новых знаний | Иудаизм — вера одного народа (евреев). Леген- дарное происхождение еврейского народа. Завет, заключенный Авраамом с Богом. Земля Ханаан- ская. Рождение Исаака. Иосиф и переселение еврейского народа в Еги- пет. Порабощение евреев египетскими фараонами. Пророк Моисей. Десять казней египетских и ис- ход евреев из Египта. Да- рование Богом Моисею десяти заповедей на горе Синай. Возвращение еврейского народа в Ханаан. Первый храм в Иерусалиме. Вавилон- ское пленение евреев. Возвращение евреев в Иерусалим и построение второго храма. Иудей- ское царство. Покорение еврейского народа рим- лянами. Расселение ев- реев по разным странам | Святая зем- ля (Земля обетован- ная), казни египетские, Песах, ман- на небесная, скрижали, Ковчег За- вета | Знать основные сю- жеты ветхозаветных преданий иудаизма. Понимать значение дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма. Осознавать значение десяти заповедей как нравственной основы иудейской религии. Характеризовать осо- бенности положения еврейского народа в мире. Знать основную при- чину появления ев- рейского населения в России | Знание основ- ных моральных норм и ори- ентация на их выполнение, дифференциа- ция моральных и конвен- циональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвен- ционального к конвенцио- нальному уров- ню | Формиро- вание основ российской гражданской идентично- сти, чувства гордости за свою Родину, российский народ и исто- рию России, осознание своей этни- ческой и на- циональной принадлеж- ности; фор- мирование ценностей многона- ционального российского общества | Ст.105-113 | | |
21 | Во что верят иудеи | 1 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Иегова (Яхве) — единый Бог для иудеев. Десять заповедей в жизни иудея. Заповеди Ноя. Галаха — свод иудейских религиозных норм и заповедей. Вера иудеев в избранничество еврейского народа. Вера в мессию. Священные книги иудеев: Танах и Талмуд | Галаха, богоизбранность, Танах, Талмуд | Иметь представление об основных взглядах иудеев на мир. Понимать суть и нравственное значение основных норм иудейского вероучения. Объяснять смысл представлений о богоизбранности еврейского народа | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Ст.114-116 | | |
22 | Обычаи и обряды иудеев | 1 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. Обобщающий | Иудейский календарь. Почитание субботы иудеями. Иудейские праздники: Рош-ашана, Песах, Шавуот. Иудейская община. Раввин — наиболее авторитетный иудей, хорошо знающий тексты священных книг. Синагога — место собрания членов иудейской общины | Шабат, Рош-ашана, шофар, Йом-Кипур, Шавуот, раввин, синагога | Знать основные иудейские праздники. Характеризовать особенности иудейского календаря. Иметь представление об иудейской общине и роли в ней раввина, о синагоге | Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | Ст.117-123 | | |
23 | Контрольная работа №3 | 1 | Контрольный урок | | |
24-25 | 10 заповедей | 2 | Урок повторения и закрепления знаний | Порабощение евреев египетскими фараонами. Пророк Моисей. Десять казней египетских и ис- ход евреев из Египта. Да- рование Богом Моисею десяти заповедей на горе Синай. Возвращение еврейского народа в Ханаан. | Святая зем- ля (Земля обетован- ная), казни египетские, Песах, ман- на небесная, скрижали, Ковчег За- вета | Знать основные сю- жеты ветхозаветных преданий иудаизма. Понимать значение дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма. Осознавать значение десяти заповедей как нравственной основы иудейской религии. Характеризовать осо- бенности положения еврейского народа в мире. Знать основную при- чину появления ев- рейского населения в России | Знание основ- ных моральных норм и ори- ентация на их выполнение, дифференциа- ция моральных и конвен- циональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвен- ционального к конвенцио- нальному уров- ню | Формиро- вание основ российской гражданской идентично- сти, чувства гордости за свою Родину, российский народ и исто- рию России, осознание своей этни- ческой и на- циональной принадлеж- ности; фор- мирование ценностей многона- ционального российского общества | | | |
26 | Кто такой Будда | 1 | Вводный. Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Древня Индия — родина буддизма. Сиддхартха Гаутама — основатель буддизма. Четыре встречи царевича Сиддхарт-хи и его уход из дома. Странствия Сиддхартхи. Понятие медитации. Просветление Сиддхартхи. Нирвана. Будда. Распространение буддизма | Нирвана | Знать основные этапы деятельности Будды. Иметь представление о медитации. Понимать значение просветления Будды в истории буддизма | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества | Ст.123-127 | | |
27 | Во что верят буддисты | 1 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Четыре благородные истины буддизма. Понятия сансары и кармы. Счастливые и несчастливые перерождения. Правильная речь, правильное поведение и правильное сосредоточение в буддизме. Йога. Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, санг-ха. Сутры — записи бесед и проповедей Будды | Четыре благородные истины, карма, сансара, счастливые и несчастливые перерождения, три драгоценности буддизма | Объяснять суть четырех благородных истин буддизма. Характеризовать счастливые и несчастливые перерождения. Понимать суть и нравственное значение основных норм буддийского вероучения. Иметь представление о способах достижения нирваны, трех драгоценностях буддизма | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвен-ционального к конвенциональному уровню | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Ст.128-133 | | |
28 | Направлениям обряды буддизма | 1 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний Обобщающий | Основные направления буддизма — махаяна, хинаяна и ваджраяна. Бодхисатва и шесть качеств в махаяне. Тантры — священные тексты ваджраяны. Мантры — магические заклинания ваджраяны. Монастыри и монашество в буддизме. Буддийский календарь. Буддийские праздники: Новый год, Рождение Будды, Уход Будды на небеса и др. | Махаяна, бодхисатва, хинаяна, ваджраяна, ступа, лама | Знать основные праздники и обряды буддизма. Характеризовать основные направления буддизма и их особенности. Понимать роль бод-хисатв и обладание буддистами шестью качествами в махаяне. Иметь представление о роли монашества и монастырей в буддизме | Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | Ст.134-142 | | |
29 | Контрольная работа №4 | 1 | Контрольный урок | | |
30-31 | Будда- рождение легенды | 2 | Урок повторения и закрепления знаний | Древня Индия — родина буддизма. Сиддхартха Гаутама — основатель буддизма. Четыре встречи царевича Сиддхарт-хи и его уход из дома. Странствия Сиддхартхи. Понятие медитации. Просветление Сиддхартхи. Нирвана. Будда. Распространение буддизма | Нирвана | Знать основные этапы деятельности Будды. Иметь представление о медитации. Понимать значение просветления Будды в истории буддизма | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества | | | |
32 | Урок обобщения курса | 1 | Урок подготовки к итоговой контрольной работе | | |
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок контроля знаний | | |
34-35 | Защита проектов | 2 | Уроки повторения курса | | |