Планирование составлено на основе образовательной программы разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО и методического пособия для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.-80 с.
Рабочая тетрадь. Разговор о правильном питании/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.- М.:Nestle, 2020. – 55 с.
№ | Тема занятия | Цель занятия | Вводимые понятия | Примерное содержание | Срок |
1-3 | Если хочешь быть здоров | формировать представление о ценности здоровья, важности ведения здорового образа жизни, значении правильного питания | Здоровье, здоровый образ жизни, правильное питание | Вводная беседа, знакомство с героями программы в игровой форме, рисунок Круглый стол «Быть здоровым это важно», работа в тетради с.3-4 Конкурс фотографий «Забота о здоровье – мой выбор», работа в тетради с.5 | |
| | | | Челлендж «Мой первый шаг к успеху» выпуск №1 | |
4-5 | Самые полезные продукты | формировать представление о разнообразии продуктов, о количестве потребления разных продуктов формировать представление о пользе разных продуктов формировать представление о необходимости ответственно относиться к своему здоровью и питанию | Продукты, полуфабрикаты, готовая еда, влияние на здоровье | Беседа о разнообразии продуктов, работа в тетради с.6-9 Игра – исследование «Я то, что я ем», работа в тетради с.10 | |
6-9 | Удивительные превращения пирожка | развивать представление об основных правилах гигиены питания, важности их соблюдения развивать основные гигиенические навыки, связанные с питанием | Правила здоровья, правила гигиены | Беседа о количестве и периодичности приемов пищи, работа в тетради с.11-13 Коллективное составление плаката «Правила здоровья» Беседа – разъяснение «Моем, моем, отмываем», работа в тетради с.14-15 «Сверяем часики» работа в группах по 4 человека. Разбираем выполненное задание с. 16-17 | |
10-12 | Кто жить умеет по часам | Формировать представление о режиме дня Формировать представление об основных требованиях к режиме питания | Режим дня, режим питания, хорошее самочувствие | Беседа «Делу время- потехе час» работа в тетради с.18-19 Работа в тетради с.20-21, рисунок «Я играю во дворе» Работа в тетради с.22, составляем коллективный блокнот-каталог игр по рассказам родителей «Мы играем – отдыхаем» | |
| | | | Челлендж «Мой первый шаг к успеху» выпуск №2 | |
13-14 | Из чего варят кашу и как сделать ее вкусной | формировать представление о каше как о необходимой части завтрака для формирования здоровья формировать представление о злаковых культурах | Завтрак, каши, крупы, злаки | Игра – обсуждение «Каши разные важны, каши разные вкусны», работа в тетради с.23-24 Игра – путешествие «Варим кашу. Что нам нужно», работа в тетради с.25 | |
15-17 | Плох обед, если хлеба нет | формировать представление об обеде как обязательной части ежедневного меню формировать представление об основных блюдах, входящих в состав обеда, об опасности питания «всухомятку» | Обед, меню, первое блюдо, второе блюдо, закуска, десерт | Презентация «Из чего состоит меню», работа в тетради с.26-28 Работа в тетради с.29, индивидуальная защита составленного меню Живой урок. Мастер-класс от кондитера «Полезные десерты» | |
18-20 | Время есть булочки | формировать представление о полднике как обязательной части ежедневного меню формировать представление о продуктах и блюдах, которые могут быть включены в меню полдника | Полдник, выпечка, кондитерские изделия, молоко и молочные продукты | «Чудеса выпечки» занятие с элементами игр и головоломок, работа в тетради с.30 Викторина «Молочные истории», работа в тетради с.31 Беседа с медсестрой «Завтрак съешь сам, а обедом поделись с другом» | |
21-22 | Пора ужинать | формировать представление об ужине как обязательной части ежедневного меню расширить представление о блюдах, которые могут быть включены в меню ужина | Ужин, запеканка | Дискуссия обучающихся «Моя любимая запеканка», работа в тетради с.32-33 Работа в группах по 4 человека. Разбираем меню для ужина, подбираем продукты и блюда | |
| | | | Челлендж «Мой первый шаг к успеху» выпуск №3 | |
23-24 | На вкус и цвет товарищей нет | формировать представление о разнообразии вкусов продуктов формировать представление о языке как органе, отвечающим за определение и первичное восприятие вкусов | Вкусы: сладкий, кислый, соленый, горький | Работа в тетради с.34-35, дидактическая игра «Угадай на вкус» Работа в тетради с.36, составление кроссворда «Съедобное – несъедобное» | |
25-26 | Как утолить жажду | формировать представление о значении воды для жизни и здоровья человека формировать представление о качестве воды | Качество воды, фильтры, жажда | Беседа – рассуждение о разнице по влиянию на здоровье человека между сладкими газированными напитками, соками, молоком и водой, работа в тетради с.37-39 Игра – викторина «Вода – это жизнь» | |
27-28 | Что помогает быть сильным и ловим | формировать представление о спорте как важнейшем факторе здоровья человека формировать представление о разных вида спорта и общей пользе двигательной активности | Физические возможности человека, спорт, спортивный успех | Живой урок с приглашением тренера спортивной школы «О разных видах спорта», работа в тетради с.41, задание 1 на с.42 Викторина «Спорт – это серьезно», работа в тетради с.42-43 | |
29-31 | Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты | формировать представление о разнообразии фруктов и овощей, их пользе формировать представление о способах переработки и заготовки овощей и фруктов | Фрукты, овощи, сухофрукты, вершки и корешки | Работа в тетради с.44-45, презентация «Сухофрукты мира». Работа в тетради с.46-47, рисунок «Любимый фрукт или овощ» Рассказ –презентация «Любимый салат моей семьи», составляем коллективный блокнот- книга рецептов витаминных салатов «С миру по витаминке» | |
| | | | Челлендж «Мой первый шаг к успеху» выпуск №4 | |
32-33 | Праздник здоровья | формировать представление о личной ответственности за соблюдение правил личной гигиены и правильного питания | Ответственность, праздничный стол, здоровье | Работа в тетради с.48-50, проект «Я забочусь о здоровье» Анкета «Правила здоровья», подведение итогов | |
Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.
Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин.
Мною реализуется «Челлендж «Мой первый шаг к успеху», который является частью городского челленджа «Завтрак с победителем», запущенного в декабре 2020 года в рамках проекта управления образования администрации города Чебоксары «Здоровое питание глазами школьников». Проект направлен на сохранение здоровья детей и формирование культуры здорового питания обучающихся.
Идея челленджа в том, что в гости к начальным классам приходят старшеклассники, которые достигли определенных высот в разных областях своей жизни, будь то спорт, учеба или творчество. Особенностью мероприятия является то, что участники челленджа не просто рассказывают о себе, своих достижениях и победах, но и главное, рассказывают о том, что именно четкий распорядок дня, правильное питание и ведение здорового образа жизни в целом, являются крепким фундаментом к построению успеха.
Глядя на успешных старшеклассников, ученики начальной школы понимают и осознают, что все не так сложно, что и им под силу поставить перед собой задачи по достижению успеха и маленькими, но уверенными шагами начать к нему путь. Позже они встречают их в коридорах школы, здороваются и с удовольствием рассказывают о своих первых достижениях. Старшеклассники в свою очередь всегда очень отзывчивы, готовы помочь, с радостью приходят к своим «подопечным» как волонтеры с разными тематическими пятиминутками и классными часами.
Изюминкой каждого выпуска челленджа становятся различные мастер-классы от гостей. Таким образом расширяется общий кругозор детей, появляются в голове новые идеи, и, не побоюсь этого слова, даже мечты.
Этот мероприятие очень ценно не только для гостей и ребят, но и для меня, как учителя. Мечтами и идеями загораются мои ученики, мечтами и новыми идеями загораюсь и я. Я вижу пример того, каким именно в будущем должен стать мой выпускник. Уверенным, амбициозным, целеустремленным, хорошо понимающим важность спорта, осознанного поведения и, особенно, здорового правильного питания для будущей жизни.