СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Планирование 5 класс русский язык. Используется к учебнику Ладыженской Т.А. 5 класс в условиях реализации ФГОС. Содержит тематическое планирование на весь учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "русский язык" для 5 класса общеобразовательной школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО). Программа составлена на основе «Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2015г.), программы формирования универсальных учебных действий (УУД) и в соответствии с «Рабочей программой. Русский язык. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2015г.) Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования. УМК: учебник: (ФГОС) Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015г.
рабочая тетрадь: Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина, С.И. Невская (ФГОС) Русский язык. Рабочая тетрадь:5 класс.– М.: Экзамен, 2015г.
| |
|
|
|
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка в 5 классе, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения: курс русского языка в 5 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности: направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Место курса «Русский язык» в базисном учебном (образовательном) плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 170 часов в 5 классе.
Данная рабочая программа рассчитана на 5 учебных часов в неделю, что составляет 170 часов в год.
Результаты изучения предмета «Русский язык»
Личностные результаты | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; |
Метапредметные результаты | 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. |
Предметные результаты | 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; |
Система контроля и оценивания образовательных достижений
учащихся в 5 классе
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.
Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, буквенный диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольный диктант, контрольное изложение, контрольное сочинение, работа по карточкам и т.д.
Количество контрольных работ
Виды контрольных работ | Количество контрольных работ |
Диктант | 6 |
Словарный диктант | 4 |
Изложение | 6 |
Сочинение (классное/домашнее) | 5/0 |
Контрольное тестирование | 2 |
Промежуточная аттестация учащихся
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация учащихся осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ "Школы № 119 с углубленным изучением отдельных предметов".
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, модулей, предусмотренных образовательной программой. Промежуточная аттестация проводится по всем предметам учебного плана, начиная со второго класса.
Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную и годовую, которая проводится по учебному предмету по итогам четверти и года.
Промежуточная аттестация по итогам четверти представляет среднее арифметическое текущих отметок за соответствующую четверть. Округление результата проводится с учётом результатов контрольных мероприятий, проведённых в данной четверти.
Промежуточная аттестация по итогам года представляет среднее арифметическое промежуточных аттестаций по четвертям. Округление результата проводится в пользу учащихся.
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется в классном и электронном журналах по пятибалльной системе, исключая отметку «1».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
5 КЛАСС
(170 часов)
Язык и общение (2ч + 1ч)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (17ч + 3ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
II. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.
III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (22ч + 7ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Пунктуационный разбор простого предложения.
II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
(11 ч + 3ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи (6 ч + 2 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (17 ч + 4 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг, -рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (17 ч + 4 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Морфологический разбор слов.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
Имя прилагательное (10 ч + 4 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Полные и краткие прилагательные.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
Морфологический разбор имён прилагательных.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.
Глагол (27ч + 6ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Не с глаголом.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.
Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.
Морфологический разбор глагола.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (5ч + 2ч)
ПОУРОЧНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 5 КЛАССА
(170 ЧАСОВ)
№ урока п/п | № урока в теме | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся |
ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (2 +1) | ||||
1 | 1 |
| Читаем учебник. Слушаем на уроке. | Чтение текста, анализ его структуры, пересказ содержания, используя выделенные слова. Работа в группах (сочинение продолжения сказки, моделируя ситуацию диалога). |
2 | 2 |
| Язык и человек. Общение устное и письменное. | Чтение и анализ текста; работа с текстом упражнения, мини-сочинение. |
3 | 3 |
| Р. Р. Стили речи. | Работа с текстом по определению принадлежности функциональной разновидности языка; анализ текстов с точки зрения целей высказывания; приводят собственные примеры. |
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (17 + 3) | ||||
4 | 1 |
| Звуки и буквы. Произношение и правописание. | Работа с текстом, упражнениями учебника. Работа в группе. |
5 | 2 |
| Орфограмма. | Выполнение упражнений на опознавание различных видов орфограмм, графическое выделение морфем в словах. |
6 | 3 |
| Правописание проверяемых безударных гласных в корне. | Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант. |
7 | 4 |
| Правописание согласных в корне слова. | Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; лингвистическая игра. |
8 | 5 |
| Буквы и, у, а после шипящих. | Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила; работа со словарём. |
9 | 6 |
| Разделительные ъ и ь. | Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант |
10 | 7 |
| Раздельное написание предлогов с другими словами. Контрольный словарный диктант. | Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: работа с текстом; выделение орфограмм-букв и орфограмм-пробелов; работа с иллюстрацией (описание ситуации). |
11 | 8 |
| Входной контроль (тест) | Выполнение теста. |
12 | 9 |
| Р.Р. Что мы знаем о тексте. Тема текста. | Выполнение упражнений, направленных на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности, анализ тем сочинений, самого сочинения, запись исправленного варианта |
13 | 10 |
| Р.Р.Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому) | Изложение текста. |
14 | 11 |
| Части речи. | Выполнение упражнений: характеристика слов с точки зрения принадлежности к той или иной части речи; лингвистическая игра; работа с текстом, сочинение. |
15 | 12 |
| Глагол.
| Составление предложений по рисунку; определение лица и числа глаголов, приведённых в упражнении; ставят глаголы в неопределённую форму. |
16 | 13 |
| -Тся и –ться в глаголах. | Выполнение упражнений, руководствуясь правилом. |
17 | 14 |
| Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами. | Работа с таблицей; работа с упражнениями: выделение окончаний, составление предложений. Определение написания не с глаголами. |
18 | 15 |
| Имя существительное. | Анализ таблиц, выполнение упражнений, направленных на закрепление правила «ь на конце существительных» |
19 | 16 |
| Имя прилагательное. | Составление предложений с именами прилагательными, согласование прилагательных с существительными, выделение в них окончаний, их анализ, работа с репродукцией картины. |
20 | 17 |
| Местоимение. | Работа с текстом: выписывают местоимения, определяют его морфологические признаки. |
21 | 18 |
| Р.Р.Основная мысль текста. | Анализ заметки и замечаний к ней, её редакция; написание сочинения на заданную тему, иллюстрации к нему. Контрольный опрос. |
22 | 19 |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение»
| Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
|
23 | 20 |
| Анализ диктанта и работа над ошибками. | Выполнение работы над ошибками.
|
| СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (22+ 7) | |||
24 | 1 |
| Синтаксис и пунктуация. | Анализ текстов с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте, с точки зрения роли в них знаков препинания. Списывание текстов, изложение |
25 | 2 |
| Словосочетание. Разбор словосочетаний. | Распознать словосочетания в составе предложения, определить главное и зависимые слова в словосочетании; составление собственных словосочетаний. |
26 | 3 |
| Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | Выделение грамматической основы предложения. Выполнение упражнений на определение видов предложений по цели высказывания, характеристика их смысловых и интонационных особенностей. |
27 | 4 |
| Р. Р. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева (подготовка). | Работа над сжатием текста. |
28 | 5 |
| Р. Р. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева. | Написание сжатого изложения. |
29 | 6 |
| Восклицательные предложения. | Распознавание предложений по эмоциональной окраске. Работа в парах. |
30 | 7 |
| Р. Р. Сочинение на свободную тему (подготовка). | Работа с материалами учебника. Фронтальная беседа. |
31 | 8 |
| Р. Р. Сочинение на свободную тему. | Написание сочинения. |
32 | 9 |
| Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | Выполнение упражнений, направленных на отработку определения главных и второстепенных членов предложений, выделение грамматической основы, определение признаков и способов выражения подлежащего и его связи со сказуемым. |
33 | 10 |
| Сказуемое. | Определение видов сказуемого и способов его выражения. Написание сочинения-миниатюры, используя глаголы-сказуемые. Описание действий человека при помощи глаголов-сказуемых. |
34 | 11 |
| Тире между подлежащим и сказуемым. | Выполнение упражнений, направленных на отработку навыка определения главных членов предложения и постановки тире между ними. |
35 | 12 |
| Нераспространенные и распространенные предложения. | Различать распространённые и нераспространенные предложения, составлять нераспространенные предложения и распространять их однородными членами. |
36 | 13 |
| Второстепенные члены предложения. Дополнение. | Анализ схемы, иллюстрирующей связь между главными и второстепенными членами предложения. Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения дополнений в предложении, выделение их графически, составление схем предложений. |
37 | 14 |
| Определение. | Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения определений в предложении, выделение их графически, распространение предложений определениями. |
38 | 15 |
| Обстоятельство. | Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения обстоятельств в предложении, выделение их графически, распространение предложений обстоятельствами. |
39 | 16 |
| Предложения с однородными членами. | Характеристика предложений с однородными членами. |
40 | 17 |
| Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Определение интонационных и пунктуационных особенностей предложений с однородными членами. |
41 | 18 |
| Предложения с обращениями | Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями, выбирая уместный тон обращения. Составляют предложения с обращениями. |
42 | 19 |
| Р. Р. Письмо. | Работа с жанром письма. Написание письма товарищу. |
43 | 20 |
| Синтаксический разбор простого предложения. | Выполнение устного и письменного синтаксического разбора простого предложения. |
44 | 21 |
| Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки»(подготовка). | Составление рассказа-повествования на основе жанровой картины. |
45 | 22 |
| Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки». | Написание сочинения. |
46 | 23 |
| Простые и сложные предложения. | Различать простые и сложные предложения в тексте, читать их схемы, определять границы частей в сложном предложении, составлять предложения по указанным схемам. |
47 | 24 |
| Синтаксический разбор сложного предложения. | Выполнение устного и письменного разбора сложного предложения. |
48 | 25 |
| Предложения с прямой речью. | Выделение в предложениях прямой речи после слов автора и пред ними, объяснение знаков препинания. Составление предложений с прямой речью, их схем. |
49 | 26 |
| Диалог. | Различение предложений с прямой речью и диалог. Оформление диалога в письменной речи. Работа в группе. Моделирование диалога (описание происходящего на картине). |
50 | 27 |
| Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». | Контрольный опрос и выполнений заданий по теме раздела. |
51 | 28 |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация»
| Написание диктанта и выполнение грамматического задания. Выполнение работы над ошибками.
|
52 | 29 |
| Анализ диктанта и работа над ошибками. | Выполнение работы над ошибками.
|
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (11 + 3) | ||||
53 | 1 |
| Фонетика. Гласные звуки. | Анализ схемы, демонстрирующей группы звуков речи в русском языке. Составление таблицы «Гласные звуки». |
54 | 2 |
| Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие. | Выполнение упражнений на распознавание звуков. Работа с текстом. |
55 | 3 |
| Р.Р.Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). | Знакомство с повествованием как функционально-смысловым типом речи. Написание изложения. |
56 | 4 |
| Согласные звонкие и глухие. | Характеристика согласных звуков. Выполнение упражнений на повторение пунктуации и орфографии. Заучивание стихотворения наизусть и его декламация. |
57 | 5 |
| Графика.
| Анализ и объяснение важности графики и каллиграфии. |
58 | 6 |
| Алфавит. | Сопоставление и анализ звукового и буквенного состава слов. Расположение слов в алфавитном порядке, отработка навыка поиска слов в словаре. Пересказ текста. |
59 | 7 |
| Р. Р. Описание предмета в художественном стиле. Сочинение по картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птицы») (подготовка). | Знакомство с описанием как функционально-смысловым типом речи. Составление устного описания предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птицы»). |
60 | 8 |
| Р.Р. Сочинение по картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птицы» | Написание сочинения. |
61 | 9 |
| Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | Анализ орфографических правил, связанных с употреблением мягкого знака. Распределить слова на группы согласно виду орфограммы. Диктант. Составление текста на основе словосочетаний, данных в диктанте. |
62 | 10 |
| Двойная роль букв е, ё, ю, я. | Фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного. |
63 | 11 |
| Орфоэпия. | Анализ и оценивание речи с орфоэпической точки зрения, исправление произносительных и орфографических ошибок. |
64 | 12 |
| Фонетический разбор слова. | Фонетический разбор. |
65 | 13 |
| Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». | Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. |
66 | 14 |
| Рубежное тестирование за 1 полугодие | Написание теста |
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (6 + 2) | ||||
67 | 1 |
| Слово и его лексическое значение. | Работа со словами, с их лексическим и грамматическим значением, использование толковых словарей. Работа с текстом: озаглавить, составить план текста, анализ структуры и содержания |
68 | 2 |
| Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. | Составить словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работа с толковыми словарями. |
69 | 3 |
| Омонимы. | Работа с толковыми словарями. Составить и проанализировать словосочетания и предложения с омонимами. Анализ стихотворения, содержащего омонимы. |
70 | 4 |
| Синонимы. | Выполнение упражнений: подобрать синонимы к данным в упражнении словам, составить словосочетания с синонимами, анализ предложений, содержащих синонимы. |
71 | 5 |
| Антонимы. | Описать с помощью антонимов происходящее на рисунке. Охарактеризовать названных в упражнении животных с помощью антонимов. Диктант. Работа со словарём. |
72 | 6 |
| Повторение изученного в разделе «Лексика». | Контрольный опрос и выполнениезаданий по темам раздела. |
73 | 7 |
| Р. Р. Контрольное изложение (по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»)(подготовка). | Пересказ исходного текста в устной форме. |
74 | 8 |
| Р. Р. Контрольное изложение (по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»). | Написание изложения. |
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (17 + 4) | ||||
75 | 1 |
| Морфема - наименьшая значимая часть слова. | Морфемный анализ слов. |
76 | 2 |
| Изменение и образование слов. | Выполнение упражнений: делят слова на группы (формы слова/однокоренные слова), морфемный и словообразовательный анализ слов. |
77 | 3 |
| Окончание. Основа слова. | Анализ таблицы. Выделение в словах окончания и определение его грамматического значения. Работа с текстом: определить стиль, выделить основы у слов различных частей речи, расставить знаки препинания. |
78 | 4 |
| Корень слова. Контрольный словарный диктант. | Выделить корни в словах. Сформировать группы однокоренных слов. Исправить ошибки в подборе однокоренных слов. |
79 | 5 |
| Р. Р. Рассуждение. | Создание высказывания - рассуждения самостоятельного характера. |
80 | 6 |
| Суффикс. Приставка. | Обозначить суффиксы и приставки в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным, приставочным способом. |
81 | 7 |
| Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица. | Написание изложения. |
82 | 8 |
| Чередование звуков. | Подобрать слова с чередующимися согласными и гласными; определить, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов). |
83 | 9 |
| Беглые гласные. | Выделить части слов с беглыми гласными, записать слова. |
84 | 10 |
| Морфемный разбор. | Устный и письменный морфемный разбор. |
85 | 11 |
| Правописание гласных и согласных в приставках. | Обозначить приставки в словах , проанализировать разницу между произношением и написанием приставок. Подобрать слова с беглыми гласными в приставках. Работа с орфографическим словарём. |
86 | 12 |
| Буквы З и С на конце приставок.
| Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. |
87 | 13 |
| Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож-. | Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. |
88 | 14 |
| Буквы а – о в корнях –раст, -рос-, -ращ-. | Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. |
89 | 15 |
| Буквы О – Ё после шипящих в корне. | Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. |
90 | 16 |
| Буквы И – Ы после Ц. | Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. |
91 | 17 |
| Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». | Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. |
92 | 18 |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Орфография»
| Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
|
93 | 19 |
| Анализ диктанта и работа над ошибками. | Выполнение работы над ошибками. |
94 | 20 |
| Р. Р. Сочинение – описание изображенного по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» (подготовка). | Устное описание малопредметного натюрморта. |
95 | 21 |
| Р. Р. Сочинение – описание изображенного по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». | Написание сочинения.
|
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. | ||||
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (17+ 4) | ||||
96 | 1 |
| Имя существительное как часть речи. | Работа с текстами упражнений: установить, какой частью речи являются слова. Составить распространённые предложения по картине. |
97 | 2 |
| Морфологические признаки имени существительного. | Работа с текстами упражнений: определить род, склонение, падеж имён существительных. |
98 | 3 |
| Р.Р. Доказательства в рассуждении. Элементы рассуждения в повествовании. | Анализ текста: выделить его структурные части: тезис, доказательство и вывод. Сочинение-рассуждение. |
99 | 4 |
| Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | Написание диктанта, выделив одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составление словосочетаний и предложений. |
100 | 5 |
| Имена существительные собственные и нарицательные. Контрольный словарный диктант. | Выполнение упражнений: распознать имена существительные нарицательные и собственные, привести свои примеры. Составление диалога, используя имена собственные. Сжатое изложение. |
101 | 6 |
| Род имен существительных. | Работа с таблицей учебника: заполнение примерами существительных, у которых определение рода вызывает затруднения. Составление словосочетаний и предложений, в которых отчётливо выявляется род существительных. |
102 | 7 |
| Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. | Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму множественного числа, составление с ними диалога. Озаглавливают и пересказывают текст. |
103 | 8 |
| Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. | Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму единственного числа. Составление таблицы для слов, данных в упражнении, распределяя их по группам в соответствии с тем, на какой слог падает ударение. |
104 | 9 |
| Три склонения имен существительных. | Склонение имён существительных. На основе полученных новых знаний составляют таблицу «Склонение имён существительных» |
105 | 10 |
| Падежи имен существительных. | Определение падежей имён существительных, выделение падежных окончаний и относящимся к существительным предлогам. Составление словосочетаний с именами существительными в родительном падеже |
106 | 11 |
| Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | Применение изученного правила при выполнении упражнений: составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам. |
107 | 12 |
| Правописание Е, И в безударных падежных окончаниях существительных на –ИЯ, - ИЙ, -ИЕ | Найти существительные с изучаемой орфограммой; правильно писать гласные, графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять существительные с изучаемой орфограммой в речи |
108 | 13 |
| Р. Р. Подробное изложение с изменением лица (подготовка). | Воспроизведение прочитанного художественного текста в устной форме |
109 | 14 |
| Р. Р. Подробное изложение с изменением лица. | Написание изложения. |
110 | 15 |
| Множественное число имен существительных. | Склонение имён существительных во множественном числе по падежам. Работа с рисунками. Работа с орфограммой «Ь на конце существительных после шипящих на конце слова» Анализ текста. |
111 | 16 |
| Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | Применение усвоенного правила при выполнении упражнений. |
112 | 17 |
| Морфологический разбор имени существительного. | Выполнение устного и письменного морфологического разбора имени существительного. |
113 | 18 |
| Повторение изученного по теме «Имя существительное». | Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. |
114 | 19 |
| Р.Р.Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»). | Составление устного описания картины, отзыва. |
115 | 20 |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»
| Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
|
116 | 21 |
| Анализ диктанта и работа над ошибками. | Выполнение работы над ошибками.
|
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (10 +4) | ||||
117 | 1 |
| Имя прилагательное как часть речи. | Анализ словосочетаний, предложений и текстов с именами прилагательными. |
118 | 2 |
| Морфологические признаки имени прилагательного. | Составление предложений с именами прилагательными. Устный рассказ об имени прилагательном как о части речи. |
119 | 3 |
| Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | Применение усвоенного правила при выполнении упражнений |
120 | 4 |
| Написание букв О — Е в окончаниях прилагательных после шипящих. | Диктант, выделить окончания имён прилагательных. |
121 | 5 |
| Р. Р. Описание животного. Контрольное изложение (отрывок из повести И. С. Тургенева«Муму»)(подготовка). | Воспроизведение прочитанного художественного текста в устной форме |
122 | 6 |
| Р. Р. Контрольное изложение. Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму») | Написание изложения. |
123 | 7 |
| Прилагательные полные и краткие. | Образование кратких форм прилагательного; в предложениях выделение сказуемых, выраженных краткими прилагательными; составление словосочетаний и предложений с краткими прилагательными. Устное повествование с элементами описания по картине. |
124 | 8 |
| Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий. | Правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий; графически обозначать условия выбора правильного написания. |
125 | 9 |
| Р. Р. Контрольное сочинение. Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине А. Н. Комарова «Наводнение»(подготовка). | Устное составление текста - описания животного на основе изображенного на картине. |
126 | 10 |
| Р. Р. Контрольное сочинение. Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине А. Н. Комарова «Наводнение». | Написание сочинения.
|
127 | 11 |
| Морфологический разбор имени прилагательного. | Устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного. |
128 | 12 |
| Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». | Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. |
129 | 13 |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»
| Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
|
130 | 14 |
| Анализ диктанта и работа над ошибками. | Выполнение работы над ошибками. |
ГЛАГОЛ (27 +6) | ||||
131 | 1 |
| Глагол как часть речи.
| Определить глаголы-сказуемые в предложении, охарактеризовать их по времени, лицу, числу. Указать, как согласуются сказуемые с подлежащим. |
132 | 2 |
| Не с глаголами. | Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. |
133 | 3 |
| Р. Р. Рассказ. | Создание устного рассказа по иллюстрациям |
134 | 4 |
| Неопределенная форма глагола. | Образовать глаголы в неопределенной форме. Составление памятки, устное сообщение о неопределённой форме глагола. |
135 | 5 |
| Написание в неопределенной форме Ь после Ч. Контрольный словарный диктант. | Правильно графически обозначать условия выбора написания; правильно писать безударные суффиксы глаголов в неопределенной форме; уметь правильно употреблять в речи глаголы в неопределенной форме. |
136 | 6 |
| Правописание -ться и –тся в глаголах. | Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. |
137 | 7 |
| Виды глагола. | Образование от данных глаголов другого вида. Работа с иллюстрациями (составление рассказа). |
138 | 8 |
| Видовые пары. | Работа с орфографическими словарями. |
139 | 9 |
| Корни с чередованием Е-И. | Знать перечень корней с чередованием; условия выбора букв Е — И в указанных корнях |
140 | 10 |
| Правописание букв е – и в корнях с чередованием | Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. |
141 | 11 |
| Корни с чередованием гласных и корни с безударными гласными, проверяемыми ударением. | Разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. |
142 | 12 |
| Время глагола. | Описать происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Определить вид и время глаголов. |
143 | 13 |
| Прошедшее время глагола. | Образовать глаголы прошедшего времени от неопределенной формы, составить с ними словосочетания. |
144 | 14 |
| Написание безударной гласной перед суффиксом -Л- в прошедшем времени. | Выделить суффиксы в глаголах прошедшего времени. Работа со словарём. |
145 | 15 |
| Настоящее время глагола. | Составить связный текст «Сегодня на улице…» или«Новости дня». Составить словосочетания с глаголами настоящего времени. Орфоэпическая работа. |
146 | 16 |
| Будущее время глагола. | Устный рассказ «Кто рано встал, тот не потерял». Сочинение о том, как измениться мир в будущем. Подобрать слова на тему «Спорт». |
147 | 17 |
| Образование форм будущего времени (простой и составной). | Сочинение о том, как измениться мир в будущем. Подобрать слова на тему «Спорт». |
148 | 18 |
| Спряжение глаголов. | Определение типов спряжения. Спряжение глаголов с ударными окончаниями, составление с ними словосочетаний и предложений. |
149 | 19 |
| Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 спряжения. | Усвоение правила определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. |
150 | 20 |
| Правописание безударных личных окончаний глаголов 2 спряжения. | Графически обозначать условия выбора правильных написаний. |
151 | 21 |
| Правописание безударных личных окончаний глаголов-исключений. | Использовать глаголы в связном высказывании по сюжетным картинкам, в диалоге; употреблять глаголы-синонимы в речи. |
152 | 22 |
| Морфологический разбор глагола. | Устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного. |
153 | 23 |
| Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт») (подготовка). | Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде с изменением лица в устной форме. |
154 | 24 |
| Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»). | Написание изложения.
|
155 | 25 |
| Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа. | Усвоение правила написания Ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. |
156 | 26 |
| Употребление времен. | Составление рассказа, используя глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Устное продолжение рассказа, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Написать по рисункам продолжение спортивного репортажа. |
157 | 27 |
| Р. Р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании. | Составление устного рассказа по сюжетным картинкам (коллективно и самостоятельно). |
158 | 28 |
| Повторение изученного по теме «Глагол»: морфологические признаки. | Выполнение заданий по темам раздела. |
159 | 29 |
| Повторение изученного по теме «Глагол»: орфограммы. | Контрольный опрос. |
160 | 30 |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»
| Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
|
161 | 31 |
| Анализ диктанта и работа над ошибками. | Выполнение работы над ошибками.
|
162 | 32 |
| Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку О. Попович «Не взяли на рыбалку»(подготовка). | Составлять рассказ на основе изображенного (по воображению) в устной форме. |
163 | 33 |
| Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку О. Попович «Не взяли на рыбалку». | Написание сочинения.
|
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (5 + 2) | ||||
164 | 1 |
| Разделы науки о языке.
| Составление и анализ обобщающей таблицы. Сообщение «Изучайте русский язык» по составленному плану. |
165 | 2 |
| Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору. | Создавать устный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли. |
166 | 3 |
| Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору. | Написание сочинения. |
167 | 4 |
| Орфограммы в приставках, корнях, окончаниях слов. | Составление и анализ обобщающей таблицы. Работа с текстами упражнений. |
168 | 5 |
| Итоговое тестирование. | Написание теста
|
169 | 6 |
| Работа над ошибками итогового тестирования. Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. | (ФГОС) Контрольно - измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ сост.Н. В. Егорова. – М.: Вако, 2012г. |
170 | 7 |
| Знаки препинания в простом и сложном предложении. | Опорная карта «Постановка знаков препинания в простом и сложном предложении». |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№п/п | Наименование |
Программы | |
1 | (ФГОС) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2011 г. |
Учебники | |
2 | (ФГОС) Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015 |
Методические пособия | |
3 | (ФГОС) Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2012 г. |
4 | Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 5-6 классов.- Москва, ООО «Кейс»: ООО «Омега-Л», 2011 |
Рабочая тетрадь | |
5 | Л.А.Тростенцова, А.Д.Дейкина, С.И.Невская (ФГОС) Русский язык. Рабочая тетрадь:5 класс.– М.: Экзамен, 2015г. |
Словари | |
6 | Даль. Толковый словарь живого великорусскогоязыка. 4 т. |
7 | Саяхова. Тематический словарь русского языка |
8 | Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка |
9 | Рогожникова. Словарь устаревших слов русского языка |
10 | Семенова. Новый краткий словарь иностранных слов |
11 | Скворцов. Большой толковый словарь правильной русской речи |
12 | Тихонов. Комплексный словарь русского языка |
13 | Черных. Историко-этимологический словарь русского языка (2т.) |
14 | Яранцев. Русская фразеология. Словарь-справочник |
15 | Русский язык. Энциклопедия |
16 | Ушаков, Крючков. Орфографический словарь |
17 | Чеснокова. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка |
18 | Львов. Школьный орфоэпический словарь русского языка |
19 | Александрова. Словарь синонимов русского языка |
20 | Бирюкова. Учебный словарь трудностей русского языка |
21 | Бурцева. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник |
22 | Бурцева. Новый орфографический словарь-справочник русского языка |
23 | Гуськова. Популярный словарь русского языка |
24 | Жуков. Словарь русских пословиц и поговорок |
25 | Иванова. Новый орфоэпический словарь русского языка |
26 | Бурцева, Семенова. Словарь иностранных слов |
27 | Лексические трудности русского языка (Семенюк) |
Демонстрационные материалы | |
28 | Комплекты таблиц: -«Русский язык 5 класс» -«Русский язык. Имя существительное» -«Русский язык. Имя прилагательное» -«Русский язык. Глагол» -«Русский язык. Синтаксис. 5-11 классы» -«Русский язык. Орфография. 5-11 классы»
|
Раздаточные материалы | |
29 | Папка с раздаточными материалами. Русский язык. Синтаксис |
30 | Папка с раздаточными материалами. Русский язык. Орфография |
Учебные презентации | |
31 | Фразеологизмы |
32 | НЕ с существительными |
33 | Правописание безударных личных окончаний глагола |
Интернет- ресурсы | |
34 | Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru |
35 | Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru |
36 | Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php |
37 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ |
38 | Уроки русского.ru видеоуроки и материалы(видео уроки) по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 5 класса учащиеся должны уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения;
выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
правильно расставлять логические ударения, паузы;
выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя;
подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
создавать письменные высказывания разных типов речи;
составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
делить текст на абзацы;
писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
выражать свое отношение к предмету речи;
находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука объяснения написания слова;
находить в художественном тексте явления звукописи;
правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита;
свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
распределять слова на тематические группы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
различать прямое и переносное значение слов;
отличать омонимы от многозначных слов;
подбирать синонимы и антонимы;
выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
• находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
• владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи;
правильно указывать морфологические признаки имен существительных;
уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
орфография:
находить орфограммы в морфемах;
группировать слова по видам орфограмм;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
• самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении;
определять главное и зависимое слово;
• составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
выделять основы предложений с двумя главными членами;
конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
• устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
• самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
45