СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование 5 класс история древнего мира ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

календарно - тематическое планирование 5 класс история Древнего мира ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«планирование 5 класс история древнего мира ФГОС»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВАСИЛЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы: ______________ /Серова Н.М./

«____»_________________________ 2015 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ

(базовый уровень)



5 КЛАСС





Составитель : Мозгунова Ирина Сергеевна

Учитель истории II квалификационной категории

















2015 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по истории для 5 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»;

  • Учебного плана на 2015-2016 учебный год МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»;

  • авторской рабочей программы по истории Древнего мира для 5 класса составитель Е. Н. Сорокина « всеобщая история» Москва «Вако» 2014г;


По учебному плану на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.

Основная цель школьного предмета «История Древнего мира», освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:

  • формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

  • формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.



Основное содержание программы.

Введение. 1 час.

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

Счёт лет в истории. Хронология — наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.

Жизнь первобытных людей -7 часов.

Первобытные собиратели и охотники- 3 часа

Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.

Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Первобытные земледельцы и скотоводы- 3 часа

Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).

Счёт лет в истории- 1 час

Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.

Древний Восток- 20 часов.

Древний Египет- 8 часов.

Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.

Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.

Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.

Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.

Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Западная Азия в древности- 7 часов.

Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы II сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.

Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.

Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.

Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.

Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.

Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь.

Индия и Китай в древности - 5 часов

Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.

Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. 1 час.

Древняя Греция- 21 час.

Древнейшая Греция- 5 часов

Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.

Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов . Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием -7 часов

Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.

Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии- 5 часов.

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократий.

В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.

В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в Vв. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Македонские завоевания в IVв. до н.э.- 4 часа

Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.

Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.

Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии. 1 час.

Древний Рим- 18 часов

Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Устройство Римской республики. Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.

Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.

Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.

Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.

  Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

  Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

 Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.

Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности.

Семь чудес света -1ч

Развитие интереса к изучению истории, расширение кругозора учащихся и воспитание желания получать дополнительные знания. Самые замечательные творения рук человека.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся  компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.




Календарно – тематическое планирование

урока

Наименование разделов и

тем




Характеристика основных видов деятельности ученика

( на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки (и/или коррекция)

Первобытные собиратели и охотники - 4 ч

1


Введение. Откуда мы знаем, как жили наши предки.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение параграфа учебника, работа с понятиями, историческими источниками. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.



2

Древнейшие люди

Описывать устно первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека.  Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Изображать  в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство



3

Родовые общины охотников и собирателей

Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты.  Характеризовать новые способы охоты. Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины.



4

Возникновение искусства и религиозных верований

Охарактеризовать первобытные верования людей. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников.



Первобытные земледельцы и скотоводы – 3ч

5

Возникновение земледелия и скотоводства

Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе.   Ориентация в системе моральных норм и ценностей. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.  Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека. Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.   Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла.



6

Появление неравенства и знати

Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства.  

Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.



7

Обобщение и проверка знаний по теме «Жизнь первобытных людей»

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации. Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия.



Счет лет в истории – 1ч

8

Счет лет в истории

Уметь определять историческое время по ленте времени. Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.



Древний Египет – 8ч

9

Государства на берегах Нила

Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон.



10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф,  и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры.



11

Жизнь египетского вельможи

Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной. Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе.  Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.



12

Военные походы фараонов

Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку. Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов.



13

Религия древних египтян

Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.



14

Искусство Древнего Египта

Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.



15

Письменность и знания древних египтян

Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.



16

Обобщение знаний по теме «Древний Египет»

Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Понимание культурного многообразия мира,  уважение к культуре других народов



Западная Азия в древности -7ч

17

Древнее Двуречье

Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.



18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. Выделять основные понятия  параграфа, раскрывающие  его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи.  Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения.



19

Финикийские мореплаватели

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей.



20

Библейские сказания

Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен. Проводить аналогию и устанавливать  какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами.



21

Древнееврейское царство

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. Дать оценку поступков Давиду и Самсону. Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи.



22

Ассирийская держава

Формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия. Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы.



23

Персидская держава «царя царей»

Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях. Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей. Установить причины возникновения Персидской державы



Индия и Китай в древности - 5ч

24

Природа и люди Древней Индии

Формировать уважение к истории  Индии культурным и историческим памятникам индийского народа. Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру.



25

Индийские касты

Дать собственную оценку буддисткой религии;  составлять простой план пунктов параграфа по плану. Подготовить сообщение о жизни Будды. Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма



26

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Формировать уважение к истории  Китая культурным и историческим памятникам  китайского народа. Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формировать особенности китайской религии.



27

Первый властелин единого Китая

Формировать уважение к истории  Китая культурным и историческим памятникам  китайского народа. Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации. Составлять кроссворды по тематике урока. Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены



28

Обобщение по теме «Древний Восток»

Объяснять почему цивилизация Древнего Востока оставила столь значительный вклад в истории человечества. Формирование у учащихся способностей к обобщению и систематизации знаний; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания, работа с текстом учебника и исторической картой, составление схем, работа в и парах группах, исследовательская работа.



Древнейшая Греция - 5 ч

29

Греки и критяне

Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам  греческого народа.



30

Микены и Троя

Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации. Показывать по карте местоположение Микен. Выделять различия между микенской и критской культурой.



31

Поэма Гомера «Илиада»

Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации. Характеризовать образы основных героев «Илиады». Раскрывать кратко суть поэмы Гомера



32

Поэма Гомера «Одиссея»

Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея». Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия. Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события.



33

Религия древних греков

Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени. Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов. Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами.



Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием – 7ч

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Формировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции. Давать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики  за собственное благополучие и нормальную жизнь. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским. Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом.



35

Зарождение демократии в Афинах

Выразить свое собственное отношение  к демократическим процессам, происходящим в древней Греции. Давать собственную  оценку поступкам Солона. Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения



36

Древняя Спарта

Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение  к спартанскому воспитанию. Показывать на карте расположение Спарты. Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика.

Анализировать ответы. Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты.



37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Осознавать принадлежность греков к единой культуре. Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты. Составлять план «Причины переселения греков». Объяснять причины и значение возникновения колоний.



38

Олимпийские игры в древности

Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека. Описывать основные правила проведения Олимпийских игр. Составлять рассказ от имени участника или зрителя с опорой на текст учебника. Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции.



39

Победа греков над персами в Марафонской битве

Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства. Описывать ход боевых действий между персами и греками. Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве. Объяснять причины победы греков в Марафонской битве.



40

Нашествие персидских войск

Описывать чувства человека-защитника своего государства. Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения. Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника. Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства.



Возвышение Афин в V веке до н. э. и расцвет демократии – 5ч

41

В гаванях афинского порта Пирей

Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок». описывать торговый порт Афин. Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа. Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции.



42

В городе богини Афины

Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились. Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие. Описывать произведения древнегреческой архитектуры. Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей.



43

В афинских школах и гимнасиях

Описывать собственные представления о важности образования. Описывать особенности древнегреческого воспитания. Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте. Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции.



44

В Афинском театре

Высказывать суждения о роли театра в жизни греков. Объяснять отличия трагедий и комедий. Сравнивать современный театр и древнегреческий. Рассказывать о развитии древнегреческого тетра.



45

Афинская демократия при Перикле

Объяснять значение участия граждан в управлении государством. Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле. Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте. Характеризовать афинскую демократию при Перикле.



Македонские завоевания в IV веке до н. э. – 4ч

46

Города Эллады подчиняются Македонии

Описывать значение потери Грецией независимости. Показывать на карте места сражений. Характеризовать  македонское войско. Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии.



47

Поход Александра Македонского на Восток

Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей. Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского. Составлять исторический портрет(характеристику)

Александра Македонского. Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского



48

В Александрии Египетской

Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока. Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней. Составлять рассказ- описание города Александрия. Объяснять причины распада державы Александра Македонского



49

Обобщение знаний по теме «Древняя Греция»

Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам  греческого народа. Называть самое известное в древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.



Древний Рим – 18ч

50

Древнейший Рим

Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками. Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия.



51

Завоевание Римом Италии

Формирование мотивации к обучению и познанию. Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.



52

Устройство Римской республики

Характеризовать цели и поступки Ганнибала. Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.



53

Вторая война Рима с Карфагеном

Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой. Анализировать ответы одноклассников.



54

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере. Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность. Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме.




55

Рабство в Древнем Риме

Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах. Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника.



56

Земельный закон братьев Гракхов

Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп.



57

Восстание Спартака

Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака. Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения.



58

Единовластие Цезаря

Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря. Составлять рассказ, делать самостоятельные выводы. Понимание характера власти, установленной Цезарем в Риме.



59

Установление империи

Рассказывать о судьбах знаменитых римлян. Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины. Формирование умений работать с исторической картой.



60

Соседи Римской империи

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам. Умение составлять простой план. Изучить особенности правления Октавиана Августа.



61

В Риме при императоре Нероне

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем. Уметь  самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону



62

Первые христиане и их учение

Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Уметь самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины. Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами.



63

Расцвет империи во 2-м веке н. э.

Формирование умений работать  с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты. Самостоятельное создание способов решения творческого характера



64

«Вечный город» и его жители

Развитие эстетического сознания. Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы. Инсценирование виртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме .



65

Римская империя при Константине

Умение выражать и отстаивать свою позицию. Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.



66

Взятие Рима варварам

Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Умение структурировать знания, строить речевые высказывания



67

Обобщение знаний по теме «Древний Рим»

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется. Осознание  учащимися качества и уровня усвоения.



Семь чудес света -1ч


68

Семь чудес света. Заключение

Формирование умений работать  с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты. Находить информацию. Называть семь чудес света






часов

часов





























Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение

  1. Программа общеобразовательных учреждений «Всеобщая история» под редакцией Е. Н. Сорокиной 5 класс. М.: «Вако» 2014

  2. Учебник История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая под ред. А. А. Искендерова – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015г.

  3. Поурочные планы к учебнику А.А.Вигасина Е. Н. Сорокина . история Древнего мира. 5 класс.- М.: «Вако», 2015

  4. Рабочая тетрадь. История древнего мира в 2-х частях Г. И. Годер. М.: «Просвещение» 2014

  5. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику А.А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс». Ю. И. Максимов Издательство «Экзамен». М.: 2015

  6. Электронные образовательные ресурсы

  7. Мультимедийный проектор














СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО учителей гуманитарного цикла

От «___» ____________ 2015 г. № _____________




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР: ____________ /Калныня С.В./

«___» ______________ 2015 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!