СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование алгебра 9 класс

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа по алгебре в 9 классе . Автор учебника Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др.

Просмотр содержимого документа
«Планирование алгебра 9 класс»


  1. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе авторской программы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9классы.

Москва «Просвещение», 2010.

3 часа в неделю всего-102 часа.

В основу программы курса алгебры положены такие принципы, как сбалансированное развитие содержательно-методических линий, их взаимопроникновение и взаимодействие. Рассмотрение новых видов алгебраических выражений связывается с изучением свойств и графиков соответствующих классов функций. Преобразования выражений по мере их изучения используются для решения новых задач вычислительного характера, для расширения круга рассматриваемых уравнений, для исследования функций. Решение уравнений и неравенств связывается с вычислениями и тождественными преобразованиями, с различными заданиями функционального характера. При изучении вероятностно-статистического материала находят применение вычисления, решение уравнений, графические представления. Благодаря взаимосвязи и взаимопроникновению содержательно-методических линий курса создаются условия для глубокого усвоения учащимися теории и овладения математическим аппаратом, что соответствует миссии целям и задачам гимназии.

Наряду с решением основной задачи изучение алгебры по учебнику Ю.Н.Макарычева предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом  связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе. В учебнике Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова,и др. представлены пять фундаментальных разделов: «Квадратичная функция», «Уравнения и неравенства с одной переменной», «Уравнения и неравенства с двумя переменными», «Прогрессии», «Элементы комбинаторики и теории вероятностей». Материал каждого из этих разделов раскрывается последовательно, составляя некоторую содержательно-методическую линию.  В каждом пункте содержится теоретический материал и соответствующая система упражнений. Упражнения направлены на усвоение учащимися новой терминологии, новых правил и алгоритмов, приобретение соответствующих умений. Подчеркиванием выделены упражнения, относящиеся к обязательному уровню подготовки. Среди дополнительных упражнений немало заданий исследовательского характера. В целом учебник создает предпосылки для осуществления уровневой дифференциации в обучении, построения индивидуальных траекторий усвоения материала обучающимися, а также для обеспечения реализации творческого потенциала учащихся, проявляющих интерес и способности к математике.
      В учебнике предусмотрена система организации повторения.



Целью изучения курса алгебры в 9 классе является:

  • изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

  • развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, информатика),

  • усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач,

  • осуществление функциональной подготовки школьников.




Задачей курса является:

  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;

  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы,

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

  • на большом количестве примеров и упражнений познакомить учащихся с начальными понятиями, идеями и методами комбинаторики, теории вероятности и статистики.

































  1. Основное содержание.


Глава 1. Квадратичная функция (22 час).

Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + bх + с, её свойства и график. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.

Цель: расширить сведения о свойствах функций, ознакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + bх + с0 ах2 + bх + с

В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знако постоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.

Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.

Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у=ах2, её свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции – функции у=ах2+n, у=а(х-m)2. Эти сведения используются при изучении свойства квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы обучающиеся поняли, что график функции у = ах2 + bх + с может быть получен из графика функции у = ах2с помощью двух параллельных переносов. Приёмы построения графика функции у = ах2 + bх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у обучающихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.

При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.

Формирование умений решать неравенства вида ах2 + bх + с0 ах2 + bх + с). Знакомятся с методом интервалов.

Обучающиеся знакомятся со свойствами степенной функции у=хnпри четном и нечетном натуральном показателе n.. Вводится понятие корня n-й степени. Обучающиеся должны понимать смысл записей вида, Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.

Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной(14 часов).

Целые уравнения. Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.

Цель: систематизировать и обобщить сведения о решении целых уравнений и неравенств с одной переменной. Выработать: умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем;

умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.

В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Обучающиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.

Глава 3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 часов).

В данной теме завершаемся изучение систем уравнений с двумя.переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.

Ознакомление обучающихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.

Привлечение известных графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать учащимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.

Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.

Глава 4. Прогрессии (15 часов).

Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых n-членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.

Цель:

дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.

При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.

Работа с формулами n-го члена и суммы первых n членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.

Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.

Глава 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 часов).

Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.

Цель:

ознакомить обучающихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.

Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и. подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое исполнятся в дальнейшем при выводе формул для подсчёта числа перестановок, размещений и сочетаний. При изучении данного материала необходимо обратить внимание обучающихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.

В данной теме обучающиеся знакомятся с начальными сведениями теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание обучающихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.


Повторение (21 час).

Решение задач. Квадратные и дробно-рациональные уравнения. Арифметическая и геометрическая прогрессии, многочлены. Действие с дробями. Примеры со смешанными числами. Степени. Неравенства. Системы линейных уравнений и неравенств.


















































  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса алгебры 9 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

уметь:

  • -находить значения квадратного корня, значения синуса, косинуса, вычислять по формулам ;

  • -выполнять тождественные преобразования целых и рациональных выражений: раскрытие скобок и заключение в скобки, приведение подобных членов ,сложение, умножение, вычитание, (деление многочлена на многочлен), разложение многочлена на множители при помощи вынесения общего множителя за скобки;

  • -решать указанные в программе виды уравнений, неравенств, используя тождественные преобразования;

  • -решать текстовые задачи методом уравнений;

  • -строить и читать графики функций, указанных в программе; находить значение функций, заданных формулой, таблицей, графиком.

  • Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.

Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью проверочных самостоятельных работ.


График контрольных работ


Четверть

Количество недель

Количество часов в неделю

Всего часов

Сроки проведения

Формы контроля

1

8

3

24

21.09

К.р.№1





19.10

К.р.№2

2

8

3

24

01.12

К.р.№3

3

11

3

33

22.01

К.р.№4





09.02

К.р.№5





01.03

К.р.№6





06.04

К.р.№7

4

7

3

21

18.05

К.р.№8



  1. Календарно-тематическое планирование.


урока


Наименование темы


Плановые сроки прохождения


Скорректированные сроки

1 четверть

Тема1: Квадратичная функция (22 часа)

1

Функция. Определение функции

01.09 – 08.09


2

Область определения функций

01.09 – 08.09


3

Область значений функции

01.09 – 08.09


4

Свойства функций

01.09 – 08.09


5

Возрастающие и убывающие функции

01.09 – 08.09


6

Квадратный трёхчлен

11.09 -15.09


7

Корни квадратного трёхчлена

11.09 -15.09


8

Разложение на множители выделением квадрата двучлена

11.09 -15.09


9

Разложение квадратного трёхчлена по формуле

18.09 – 22.09


10

Контрольная работа №1 по теме "Свойства функций"

21.09


11

Функция y=ax2

18.09 – 22.09


12

График функции у=ax2

25.09 – 29.09


13

Свойства функции y=a

25.09 – 29.09


14

Графики функций y=ax2+n

25.09 – 29.09


15

Графики функций y=a(x-m)2

02.10 –6.10


16

Построение графика квадратичной функции

02.10 –6.10


17

Координаты вершины параболы

02.10 –6.10


18

График квадратичной функции. Ось симметрии параболы

09.10 – 13.10


19

Степенная функция.

09.10 – 13.10


20

Свойства степенной функции

09.10 – 13.10


21

Корень n-й степени.

16.10 – 20.10


22

Контрольная работа №2 по теме "Квадратичная функция"

19.10


Тема 2: Уравнения и неравенства с одной переменной (14 часов)

23

Целое уравнение

16.10 – 20.10


24

Корни целого уравнения

23.10 – 27.10


2 четверть

25

Биквадратные уравнения

07.11 – 10 .11


26

Дробные рациональные уравнения

07.11 – 10 .11


27

Приведение к общему знаменателю дробных выражений

07.11 – 10 .11


28

Область определения дробных уравнений

13.11 – 17.11


29

Метод введения новой переменной

13.11 – 17.11


30

Решение дробно-рациональных уравнений

13.11 – 17.11


31

Решение неравенств второй степени с одной переменной

20.11 – 24.11


32

Графический способ решения

20.11 – 24.11


33

Решение неравенств методом интервалов

20.11 – 24.11


34

Области знакопостоянства функций

27.11 – 01.12


35

Решение уравнений высших степеней

27.11 – 01.12


36

Контрольная работа № 3 по теме "Уравнение и неравенства"

01.12


Тема 3: Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 часов)

37

Уравнение с двумя переменными

04.12 – 08.12


38

График уравнения с двумя переменными

04.12 – 08.12


39

Системы уравнений

04.12 – 08.12


40

Графический способ решения системы уравнений

11.12 – 15.12


41

Решение систем уравнений второй степени

11.12 – 15.12


42

Решение системы уравнений способом подстановки

11.12 – 15.12


43

Решение системы уравнений способом сложения

18.12 – 22.12


44

Решение задач с помощью уравнений

18.12 – 22.12


45

Системы уравнений, не имеющие решений

18.12 – 22.12


46

Системы уравнений, имеющие два и более решений

25.12 – 28.12


47

Решение систем уравнений различными способами.

25.12 – 28.12


48

Неравенства с двумя переменными

25.12 – 28.12



3 четверть



49

Графический способ решения

12.01 – 19.01


50

Решение неравенств с двумя переменными второй степени

12.01 – 19.01


51

Системы неравенств. Графический способ решения системы неравенств

12.01 – 19.01


52

Решение системы неравенств

12.01 – 19.01


53

Контрольная работа № 4 по теме "Уравнения и системы уравнений"

22.01


Тема 4: Арифметическая и геометрическая прогрессии (15 часов)

54

Последовательности.

22.01 – 26.01


55

Определение арифметической прогрессии.

22.01 – 26.01


56

Формула n члена прогрессии

29.01 – 02.02


57

Нахождение членов арифметической прогрессии

29.01 – 02.02


58

Сумма арифметической прогрессии

29.01 – 02.02


59

Формула суммы арифметической прогрессии

05.02 – 09.02


60

Нахождение суммы арифметической прогрессии

05.02 – 09.02


61

Контрольная работа № 5 по теме «Арифметическая прогрессия»

09.02


62

Определение геометрическая прогрессия.

13.02-18.02


63

Формула n члена прогрессии

13.02-18.02


64

Нахождение членов геометрической прогрессии

19.02 – 23.02


65

Сумма геометрической прогрессии

19.02 – 23.02


66

Формула суммы геометрической прогрессии

19.02 – 23.02


67

Нахождение суммы геометрической прогрессии

26.02 –02.03


68

Контрольная работа № 6 по теме «Геометрическая прогрессия"

1.03


Тема 5:Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 часов)


69

Элементы комбинаторики

26.02 –02.03


70

Перестановки

05.03 – 09.03


71

Факториал

05.03 – 09.03


72

Размещения

05.03 – 09.03


73

Формула для вычисления числа размещений

12.03 – 16.03


74

Решение задач на перестановки и размещения

12.03 – 16.03


75

Сочетания

12.03 – 16.03


76

Формула для вычисления числа сочетаний

19.03 – 23.03


77

Решение комбинаторных задач.

19.03 – 23.03


78

Начальные сведения из теории вероятностей

19.03 – 23.03



4 четверть



79

Относительная частота случайного события

02.04 – 6.04


80

Вероятность равновозможных событий

02.04 – 6.04


81

Контрольная работа № 7 по теме "Элементы комбинаторики и теории вероятностей "

06.04


6.Повторение (21 час)


82

Функции

09.04 -13.04


83

Область определения функции

09.04 -13.04


84

Свойства функции

09.04 -13.04


85

Графики функций

16.04 – 20.04


86

Уравнения с одной переменной

16.04 – 20.04


87

Уравнения с двумя переменными

16.04 – 20.04


88

Квадратные уравнения

23.04 – 27.04


89

Неравенства с одной переменной

23.04 – 27.04


90

Неравенства с двумя переменными

23.04 – 27.04


91

Системы неравенств

30.04 - 04.05


92

Последовательности

30.04 - 04.05


93

Арифметическая прогрессия

30.04 - 04.05


94

Геометрическая прогрессия

7.05 – 11.05


95

Текстовые задачи

7.05 – 11.05


96

Текстовые задачи на составление уравнений

7.05 – 11.05


97

Теория вероятности

14.05 –18.05


98

Комбинаторика

14.05 –18.05


99

Итоговая контрольная работа №8

18.05


100

Выражения

21.05 – 25.05


101

Тождества

21.05 – 25.05


102

Действительные числа

21.05 – 25.05



Итого часов

102








































  1. Перечень учебно-методического обеспечения.


  • Программа общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. М., «Просвещение», 2009.

  • Алгебра-9:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2009 – 2012 год.

  • Изучение алгебры в 7—9 классах/ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова..— М.: Просвещение,2009.

  • Алгебра: дидактические материалы для 9 класса / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2009—2010.

  • Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 класс / Л.В. Кузнецова, С.В. Суворова, Е.А. Бунимович и др. – М.: Просвещение, 2010;

  • ГИА Математика 9 класс. Типовые тестовые задания / Т.В. Колесникова, С.С. Минаева. – М.: Издательство «Экзамен», 2007;

  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

  • Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (30, 60), угольник (45, 45), циркуль.

  • Таблицы по алгебре для 10-11 классов.

  • Портреты выдающихся деятелей математики.

  • Цифровые образовательные ресурсы.

  • Библиотека электронных пособий.





СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

Учителей технического цикла

От___.____.2017г.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________________________

От____._____.2017г.





16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!