Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9классы.
Москва «Просвещение», 2010.
3 часа в неделю всего-102 часа.
В основу программы курса алгебры положены такие принципы, как сбалансированное развитие содержательно-методических линий, их взаимопроникновение и взаимодействие. Рассмотрение новых видов алгебраических выражений связывается с изучением свойств и графиков соответствующих классов функций. Преобразования выражений по мере их изучения используются для решения новых задач вычислительного характера, для расширения круга рассматриваемых уравнений, для исследования функций. Решение уравнений и неравенств связывается с вычислениями и тождественными преобразованиями, с различными заданиями функционального характера. При изучении вероятностно-статистического материала находят применение вычисления, решение уравнений, графические представления. Благодаря взаимосвязи и взаимопроникновению содержательно-методических линий курса создаются условия для глубокого усвоения учащимися теории и овладения математическим аппаратом, что соответствует миссии целям и задачам гимназии.
Наряду с решением основной задачи изучение алгебры по учебнику Ю.Н.Макарычева предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе. В учебнике Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова,и др. представлены пять фундаментальных разделов: «Квадратичная функция», «Уравнения и неравенства с одной переменной», «Уравнения и неравенства с двумя переменными», «Прогрессии», «Элементы комбинаторики и теории вероятностей». Материал каждого из этих разделов раскрывается последовательно, составляя некоторую содержательно-методическую линию. В каждом пункте содержится теоретический материал и соответствующая система упражнений. Упражнения направлены на усвоение учащимися новой терминологии, новых правил и алгоритмов, приобретение соответствующих умений. Подчеркиванием выделены упражнения, относящиеся к обязательному уровню подготовки. Среди дополнительных упражнений немало заданий исследовательского характера. В целом учебник создает предпосылки для осуществления уровневой дифференциации в обучении, построения индивидуальных траекторий усвоения материала обучающимися, а также для обеспечения реализации творческого потенциала учащихся, проявляющих интерес и способности к математике.
В учебнике предусмотрена система организации повторения.
Целью изучения курса алгебры в 9 классе является:
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, информатика),
усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач,
осуществление функциональной подготовки школьников.
Задачей курса является:
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы,
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
на большом количестве примеров и упражнений познакомить учащихся с начальными понятиями, идеями и методами комбинаторики, теории вероятности и статистики.
Основное содержание.
Глава 1. Квадратичная функция (22 час).
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + bх + с, её свойства и график. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Цель: расширить сведения о свойствах функций, ознакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + bх + с0 ах2 + bх + с
В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знако постоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.
Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.
Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у=ах2, её свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции – функции у=ах2+n, у=а(х-m)2. Эти сведения используются при изучении свойства квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы обучающиеся поняли, что график функции у = ах2 + bх + с может быть получен из графика функции у = ах2с помощью двух параллельных переносов. Приёмы построения графика функции у = ах2 + bх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у обучающихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.
При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.
Формирование умений решать неравенства вида ах2 + bх + с0 ах2 + bх + с). Знакомятся с методом интервалов.
Обучающиеся знакомятся со свойствами степенной функции у=хnпри четном и нечетном натуральном показателе n.. Вводится понятие корня n-й степени. Обучающиеся должны понимать смысл записей вида, Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.
Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной(14 часов).
Целые уравнения. Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о решении целых уравнений и неравенств с одной переменной. Выработать: умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем;
умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Обучающиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.
Глава 3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 часов).
В данной теме завершаемся изучение систем уравнений с двумя.переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.
Ознакомление обучающихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.
Привлечение известных графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать учащимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.
Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.
Глава 4. Прогрессии (15 часов).
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых n-членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Цель:
дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.
Работа с формулами n-го члена и суммы первых n членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.
Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.
Глава 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 часов).
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Цель:
ознакомить обучающихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и. подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое исполнятся в дальнейшем при выводе формул для подсчёта числа перестановок, размещений и сочетаний. При изучении данного материала необходимо обратить внимание обучающихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.
В данной теме обучающиеся знакомятся с начальными сведениями теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание обучающихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.
Повторение (21 час).
Решение задач. Квадратные и дробно-рациональные уравнения. Арифметическая и геометрическая прогрессии, многочлены. Действие с дробями. Примеры со смешанными числами. Степени. Неравенства. Системы линейных уравнений и неравенств.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса алгебры 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
уметь:
-находить значения квадратного корня, значения синуса, косинуса, вычислять по формулам ;
-выполнять тождественные преобразования целых и рациональных выражений: раскрытие скобок и заключение в скобки, приведение подобных членов ,сложение, умножение, вычитание, (деление многочлена на многочлен), разложение многочлена на множители при помощи вынесения общего множителя за скобки;
-решать указанные в программе виды уравнений, неравенств, используя тождественные преобразования;
-решать текстовые задачи методом уравнений;
-строить и читать графики функций, указанных в программе; находить значение функций, заданных формулой, таблицей, графиком.
Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.
Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью проверочных самостоятельных работ.
График контрольных работ
Четверть | Количество недель | Количество часов в неделю | Всего часов | Сроки проведения | Формы контроля |
1 | 8 | 3 | 24 | 21.09 | К.р.№1 |
| | | | 19.10 | К.р.№2 |
2 | 8 | 3 | 24 | 01.12 | К.р.№3 |
3 | 11 | 3 | 33 | 22.01 | К.р.№4 |
| | | | 09.02 | К.р.№5 |
| | | | 01.03 | К.р.№6 |
| | | | 06.04 | К.р.№7 |
4 | 7 | 3 | 21 | 18.05 | К.р.№8 |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Наименование темы | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки |
1 четверть |
Тема1: Квадратичная функция (22 часа) |
1 | Функция. Определение функции | 01.09 – 08.09 | |
2 | Область определения функций | 01.09 – 08.09 | |
3 | Область значений функции | 01.09 – 08.09 | |
4 | Свойства функций | 01.09 – 08.09 | |
5 | Возрастающие и убывающие функции | 01.09 – 08.09 | |
6 | Квадратный трёхчлен | 11.09 -15.09 | |
7 | Корни квадратного трёхчлена | 11.09 -15.09 | |
8 | Разложение на множители выделением квадрата двучлена | 11.09 -15.09 | |
9 | Разложение квадратного трёхчлена по формуле | 18.09 – 22.09 | |
10 | Контрольная работа №1 по теме "Свойства функций" | 21.09 | |
11 | Функция y=ax2 | 18.09 – 22.09 | |
12 | График функции у=ax2 | 25.09 – 29.09 | |
13 | Свойства функции y=a | 25.09 – 29.09 | |
14 | Графики функций y=ax2+n | 25.09 – 29.09 | |
15 | Графики функций y=a(x-m)2 | 02.10 –6.10 | |
16 | Построение графика квадратичной функции | 02.10 –6.10 | |
17 | Координаты вершины параболы | 02.10 –6.10 | |
18 | График квадратичной функции. Ось симметрии параболы | 09.10 – 13.10 | |
19 | Степенная функция. | 09.10 – 13.10 | |
20 | Свойства степенной функции | 09.10 – 13.10 | |
21 | Корень n-й степени. | 16.10 – 20.10 | |
22 | Контрольная работа №2 по теме "Квадратичная функция" | 19.10 | |
Тема 2: Уравнения и неравенства с одной переменной (14 часов) |
23 | Целое уравнение | 16.10 – 20.10 | |
24 | Корни целого уравнения | 23.10 – 27.10 | |
2 четверть |
25 | Биквадратные уравнения | 07.11 – 10 .11 | |
26 | Дробные рациональные уравнения | 07.11 – 10 .11 | |
27 | Приведение к общему знаменателю дробных выражений | 07.11 – 10 .11 | |
28 | Область определения дробных уравнений | 13.11 – 17.11 | |
29 | Метод введения новой переменной | 13.11 – 17.11 | |
30 | Решение дробно-рациональных уравнений | 13.11 – 17.11 | |
31 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | 20.11 – 24.11 | |
32 | Графический способ решения | 20.11 – 24.11 | |
33 | Решение неравенств методом интервалов | 20.11 – 24.11 | |
34 | Области знакопостоянства функций | 27.11 – 01.12 | |
35 | Решение уравнений высших степеней | 27.11 – 01.12 | |
36 | Контрольная работа № 3 по теме "Уравнение и неравенства" | 01.12 | |
Тема 3: Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 часов) |
37 | Уравнение с двумя переменными | 04.12 – 08.12 | |
38 | График уравнения с двумя переменными | 04.12 – 08.12 | |
39 | Системы уравнений | 04.12 – 08.12 | |
40 | Графический способ решения системы уравнений | 11.12 – 15.12 | |
41 | Решение систем уравнений второй степени | 11.12 – 15.12 | |
42 | Решение системы уравнений способом подстановки | 11.12 – 15.12 | |
43 | Решение системы уравнений способом сложения | 18.12 – 22.12 | |
44 | Решение задач с помощью уравнений | 18.12 – 22.12 | |
45 | Системы уравнений, не имеющие решений | 18.12 – 22.12 | |
46 | Системы уравнений, имеющие два и более решений | 25.12 – 28.12 | |
47 | Решение систем уравнений различными способами. | 25.12 – 28.12 | |
48 | Неравенства с двумя переменными | 25.12 – 28.12 | |
| 3 четверть | | |
49 | Графический способ решения | 12.01 – 19.01 | |
50 | Решение неравенств с двумя переменными второй степени | 12.01 – 19.01 | |
51 | Системы неравенств. Графический способ решения системы неравенств | 12.01 – 19.01 | |
52 | Решение системы неравенств | 12.01 – 19.01 | |
53 | Контрольная работа № 4 по теме "Уравнения и системы уравнений" | 22.01 | |
Тема 4: Арифметическая и геометрическая прогрессии (15 часов) |
54 | Последовательности. | 22.01 – 26.01 | |
55 | Определение арифметической прогрессии. | 22.01 – 26.01 | |
56 | Формула n члена прогрессии | 29.01 – 02.02 | |
57 | Нахождение членов арифметической прогрессии | 29.01 – 02.02 | |
58 | Сумма арифметической прогрессии | 29.01 – 02.02 | |
59 | Формула суммы арифметической прогрессии | 05.02 – 09.02 | |
60 | Нахождение суммы арифметической прогрессии | 05.02 – 09.02 | |
61 | Контрольная работа № 5 по теме «Арифметическая прогрессия» | 09.02 | |
62 | Определение геометрическая прогрессия. | 13.02-18.02 | |
63 | Формула n члена прогрессии | 13.02-18.02 | |
64 | Нахождение членов геометрической прогрессии | 19.02 – 23.02 | |
65 | Сумма геометрической прогрессии | 19.02 – 23.02 | |
66 | Формула суммы геометрической прогрессии | 19.02 – 23.02 | |
67 | Нахождение суммы геометрической прогрессии | 26.02 –02.03 | |
68 | Контрольная работа № 6 по теме «Геометрическая прогрессия" | 1.03 | |
Тема 5:Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 часов) |
69 | Элементы комбинаторики | 26.02 –02.03 | |
70 | Перестановки | 05.03 – 09.03 | |
71 | Факториал | 05.03 – 09.03 | |
72 | Размещения | 05.03 – 09.03 | |
73 | Формула для вычисления числа размещений | 12.03 – 16.03 | |
74 | Решение задач на перестановки и размещения | 12.03 – 16.03 | |
75 | Сочетания | 12.03 – 16.03 | |
76 | Формула для вычисления числа сочетаний | 19.03 – 23.03 | |
77 | Решение комбинаторных задач. | 19.03 – 23.03 | |
78 | Начальные сведения из теории вероятностей | 19.03 – 23.03 | |
| 4 четверть | | |
79 | Относительная частота случайного события | 02.04 – 6.04 | |
80 | Вероятность равновозможных событий | 02.04 – 6.04 | |
81 | Контрольная работа № 7 по теме "Элементы комбинаторики и теории вероятностей " | 06.04 | |
6.Повторение (21 час) |
82 | Функции | 09.04 -13.04 | |
83 | Область определения функции | 09.04 -13.04 | |
84 | Свойства функции | 09.04 -13.04 | |
85 | Графики функций | 16.04 – 20.04 | |
86 | Уравнения с одной переменной | 16.04 – 20.04 | |
87 | Уравнения с двумя переменными | 16.04 – 20.04 | |
88 | Квадратные уравнения | 23.04 – 27.04 | |
89 | Неравенства с одной переменной | 23.04 – 27.04 | |
90 | Неравенства с двумя переменными | 23.04 – 27.04 | |
91 | Системы неравенств | 30.04 - 04.05 | |
92 | Последовательности | 30.04 - 04.05 | |
93 | Арифметическая прогрессия | 30.04 - 04.05 | |
94 | Геометрическая прогрессия | 7.05 – 11.05 | |
95 | Текстовые задачи | 7.05 – 11.05 | |
96 | Текстовые задачи на составление уравнений | 7.05 – 11.05 | |
97 | Теория вероятности | 14.05 –18.05 | |
98 | Комбинаторика | 14.05 –18.05 | |
99 | Итоговая контрольная работа №8 | 18.05 | |
100 | Выражения | 21.05 – 25.05 | |
101 | Тождества | 21.05 – 25.05 | |
102 | Действительные числа | 21.05 – 25.05 | |
| Итого часов | 102 | |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Программа общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. М., «Просвещение», 2009.
Алгебра-9:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2009 – 2012 год.
Изучение алгебры в 7—9 классах/ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова..— М.: Просвещение,2009.
Алгебра: дидактические материалы для 9 класса / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2009—2010.
Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 класс / Л.В. Кузнецова, С.В. Суворова, Е.А. Бунимович и др. – М.: Просвещение, 2010;
ГИА Математика 9 класс. Типовые тестовые задания / Т.В. Колесникова, С.С. Минаева. – М.: Издательство «Экзамен», 2007;
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (30◦, 60◦), угольник (45◦, 45◦), циркуль.
Таблицы по алгебре для 10-11 классов.
Портреты выдающихся деятелей математики.
Цифровые образовательные ресурсы.
Библиотека электронных пособий.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
Учителей технического цикла
От___.____.2017г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________________________
От____._____.2017г.
16