Пояснительная записка
Программа «Дошколенок» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» и «Истоки грамоты» для детей 5 – 7 лет
Образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет успешно учиться.
Цель программы:
Формирование запаса знаний, умений, навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
Овладение мыслительными операциями(анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.);
Формирование умения понять учебную задачу и выполнить её самостоятельно;
Формирование умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
Развитие способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
овладению навыками речевого развития;
развитие мелкой моторики и зрительно - двигательной координации;
развитию речи и подготовке к обучению грамоты
В программе «Математические ступеньки» реализуются основные идеи концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которой содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребёнка.
Задачи программы:
Образовательные:
Формировать общее представление о множестве и числе;
Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20;
Знакомить с составом числа;
Учить детей решать простейшие арифметические задачи ;
Учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой ;
Учить сравнивать множества;
Знакомить с математическими знаками;
Развитию речи и подготовке к обучению грамоты
Введению в художественную литературу
Ознакомлению с окружающим миром
Введению в математику.
Развивающие:
Развивать логическое мышление;
Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
Развивать мелкую моторику, глазомер;
Развивать инициативу;
Воспитательные:
Воспитывать внимание;
Воспитывать организованность;
Воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.
Отличительной особенностью программы
Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В рабочих тетрадях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.
Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами, это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать речь. Во все разделы включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления.
Программа позволяет педагогу использовать словесные, наглядные, проблемно-поисковые методы обучения.
Развитие речи осуществляется в следующих направления:
1. Развивающая речевая среда, задачи: содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребёнка в школе со взрослыми и сверстниками.
2. Формирование словаря, задачи: обогащение, эмоционально-оценочная лексика, развитие интереса к смыслу слова, использование различных частей речи.
3. ЗКР, цель: совершенствование фонематического слуха (учить использовать слова с заданным звуком, находить слова с этим звуком в предложении и тексте, определять место звука в слове).
4. Связная речь: совершенствование диалогической и монологической форм речи (диалог, пересказ, рассказ соответственно плану, рассказ из личного опыта, сочинение сказок, небыличек и загадок).
5. Подготовка к обучению грамоте: представление о предложении, составление предложений и членение на слова, деление слов на слоги, составление слов из слогов.
Занятия по обучению грамоте не заменяют занятия по развитию речи, а лишь дополняют, расширяют развивающие задачи, приводят к системности и последовательности знаний, получаемых детьми на этих занятиях в целом. «Развитие речи детей – одна из ведущих задач, осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте» в рамках коммуникации.
Основная задача программы «Истоки грамоты» - обучение дошкольников элементам грамоты:
• Сформировать у ребёнка первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
• Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.
Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.
Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.
Среди школьно-значимых функций, определяющих успешность овладения школьными умениями, кроме темпа и качества формирования навыков чтения, письма и счёта, выделяются:
• зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез,
• пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез,
• слуховое восприятие и внимание, слухо-речевая память, фонематический слух,
• сенсомоторные координации,
• точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.
Кроме физиологических особенностей организма ребёнка, выделяют такую причину дефицита в развитии данных функций, как – отсутствие у детей необходимого и достаточного опыта деятельности, способствующих их развитию. Одним из оптимальных средств развития школьно-значимых функций выступает система игр и упражнений на основе содержания учебного и неучебного материала. Содержание многих игр зависит от потребностей конкретного занятия и индивидуально-типологических особенностей и возможностей детей.
Система занятий включает в себя также серию упражнений для подготовки артикуляционных органов к постановке звуков, словесные и дидактические игры на расширение словарного запаса.
Учебный материал организован по следующим разделам:
Количество и счет.
Звуки и буквы
умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
интонационное выделение заданного звука в слове
Основные формы и способы работы с детьми.
Режим занятий :
Программа составлена для детей 5-7лет,
Возраст детей | Срок реализации программы | Количество | Продолжительность | Итог |
5-7 лет | 1 год | 1 раз в неделю | 2 занятия по 30 минут | 68 занятий |
Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, физкультминутки, что будет способствовать развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений.
Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.
Прогнозируемые результаты.
На конец учебного года дети должны уметь:
Объединять группы предметов по общему признаку, находить части целого множества и целое по известным частям;
Считать до 20 и дальше(количественный и порядковый счет до 20);
Называть числа в прямом и обратном порядке до10;
Соотносить цифру и количество предметов;
Составлять и решать задачу на сложение и вычитание;
Пользоваться цифрами и математическими знаками;
Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;
Измерять длину предметов;
Делить предметы на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть;
Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
Определять временные отношения;
На конец года дети должны знать:
Состав чисел первого десятка( из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;
Предшествующее число, последующее число, соседей числа, предпоследнее число, последнее число;
Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;
Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года;
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств ,как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические средства обучения.
На конец первого года дети должны знать:
Состав чисел первого десятка ( из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;
Предшествующее число, последующее число, соседей числа;
Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;
Буквы и звуки
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств ,как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе
Перечень оборудования
Учебные пособия.
Предметные картинки.
Раздаточный и счетный материал.
Набор цифр.
Набор геометрических плоскостных и объемных фигур.
Модель часов, весы.
Набор букв
Арифметическое домино, мозаика, пазлы.
Развивающие игры «Магический квадрат», «Рыбалка», разрезные картинки.
Строительный конструктор.
ТСО.
Кубики с сюжетными картинками.
Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические средства обучения.
Содержание программы
Математические ступеньки
Количество и счет.
На занятиях по этой теме у детей следует развивать общие представления о множестве: формировать множества по признакам, видят составные части множества, устанавливать отношения между отдельными частями, составляют пары предметов.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.
Познакомить с цифрами от 0 до 9.
Закреплять отношения между числами натурального ряда, умение увеличивать, уменьшать каждое число на1.
Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному числу, определять пропущенное число.
Познакомить с составом второго пятка из единиц.
Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (на наглядной основе)
Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий.
Величина.
Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, использовать соответствующие определения.
Делить предмет на 2-8 равных частей путем сгибания; правильно обозначать части целого, устанавливать отношения целого и части, размера частей.
Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту линейкой, учить изображать отрезки заданной длины.
Дать представления о весе предметов и объеме, способах его измерения. Познакомить с весами.
Способствовать развитию глазомера.
Геометрические фигуры.
Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, куб, конус, шар.
Закреплять умения дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.
Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине).
Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник.
Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, угол)
Продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку.
Продолжать выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.
Продолжать учить преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания и разрезания.
Ориентировка во времени.
Дать элементарные представления о времени: его периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
Учить пользоваться в речи словами -понятиями: сначала ,потом, до, после, раньше, позже.
Учить различать длительность отдельных временных интервалов, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
Учить определять время по часам с точностью до часа.
Ориентировка в пространстве.
Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница, учебная доска).
Закреплять умения определять словом положение предметов по отношению к себе, к другому лицу (справа, слева, впереди, сзади, перед, после, между...).
Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.
Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы, рисунка ,плана.
Логические задачи.
Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.
Основные этапы и содержание работы «Истоки грамоты»
1. Подготовительный:
• закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
• интонационное выделение заданного звука в слове
• графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
• деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
2. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
• знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
• понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
• определение места звука / буквы в слове
• обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
3. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
• алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
• понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
• гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
• чтение слогов с изученными звуками и буквами
• составление и чтение слов из знакомых букв
• работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
4. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
• гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
• графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат
5. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:
• звуковой (фонетический) анализ слова
• понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
• переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов
6. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями
• закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
• переход к чтению несложных текстов
7. Повторение и закрепление пройденного материала
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Название темы | План | факт |
-
| Выявление математических представлений. Число 1 и цифра 1,величина. Звук и буква А | | |
-
| Число 2 и цифра 2.,знаки +,=, ориентировка на листе. Звук и буква У | | |
-
| Числа 1,2,3, и цифры 1,2,3,соотнесение количества предметов с цифрой. Звук и буква У | | |
-
| Числа 1,2,3,4, и цифры 1,2,3,4,соотнесение количества предметов и цифр, величина, круг. Звук и буква Ы | | |
-
| Числа 1,2,3,4, и цифры 1,2,3,4,соотнесение количества предметов и цифр, величина, круг. Звук и буква Э | | |
-
| Число и цифра 6,знаки =,+. Сложение числа из 2-х меньших чисел, понятия «длинный», «короче», « еще короче». Закрепление | | |
-
| Числа и цифры 4,5,6, знаки ,=, независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник. Звук и буква Л | | |
-
| Числа и цифры 4,5,6, знаки ,=, установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки. Звук и буква М | | |
-
| Числа и цифры 1,2,3,4,5,0, знак -,. Звук и буква Н | | |
-
| Числа и цифры 1,2,3,4,5,0, решение задач, знак -,установление равенства между группами предметов, геометрические фигуры. Звук и буква Р. | | |
-
| Число и цифра 7,знаки =, +,порядковый счет, математическая загадка. Закрепление. | | |
-
| Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7, состав числа 7 из 2-х меньших. Буква Я | | |
-
| Числа и цифры 1-8,знаки +,-. . Буква Ю | | |
-
| Порядковый счет, сложение числа 8 из 2-х меньших чисел, величина -деление предмета на 4 части. Буква Е. | | |
-
| Решение примеров на сложение и вычитание ориентировка в пространстве, овал. Буква Е | | |
-
| Знаки ,геометрические фигуры, порядковый счет. Звук и буква И. | | |
-
| Числа и цифры 1-9,понятия «высокий — низкий», дни недели. Закрепление. | | |
-
| Порядковый счет ,сравнение смежных чисел, логические задачи. Звуки г – к, гь- кь, Буквы Г, К. | | |
-
| Число 10, знакомство с трапецией, работа в тетради в клетку. Звуки Д– ДЬ, Т- Ть. Буквы Д,Т. | | |
-
| Цифры от 1 до 10; сложение числа 10 из 2-х меньших. . Звуки В– ВЬ, Ф- Фь. Буквы В,Ф | | |
-
| Решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +, -. Звуки З– ЗЬ, С- Сь. Буквы З,С | | |
-
| Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет. Звуки Б– БЬ,П- Пь. Буквы Б,П | | |
-
| Решение примеров на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших, круг, прямоугольник. Звуки Х– ХЬ. Буква Х. | | |
-
| Установление соответствия между цифрами и количеством предметов. Звуки и буквы Ж и Ш. | | |
-
| Решение задач на сложение и вычитание, ознакомление с названием месяца –март, четырехугольник. Звуки и буквы Ч и Щ. | | |
-
| Решение задач на вычитание, установление соответствия между числом и цифрой. Звук и буква Ц. | | |
-
| Решение задач, отгадывание загадок, порядковый счет. Звук и буква Й. | | |
-
| Решение математической загадки, сложение числа 10 из 2-х меньших. Буква Ъ. | | |
-
| Решение задач. Буква Ъ. | | |
-
| Порядковый счет, решение математической загадки. Закрепление. | | |
-
| Порядковый счет, сложение числа 10 из 2-х меньших.Закрепление | | |
-
| Решение задач, примеров, соотнесение цифры и количества предметов, стихи о цифрах от 1 до 10. Закрепление | | |
- 34 | Игра «Скоро в школу» | | |