« Согласовано» « Утверждаю»
Заместитель директора по ВР Директор школы МБОУ
____________ Алексеева А.К. _____________Терентьев Д.В.
«____» _____________ 2014 г. «_____» _____________ 2014 г.
Рабочая программа кружка
«Математика для увлеченных»
Руководитель:
Лукьянова Татьяна Николаевна
Учитель математики 1 кв. категории
Рунга, 2014
Пояснительная записка
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Достижению данных целей позволяет организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы:
- доступность,
- преемственность,
- перспективность,
- развивающая направленность,
- учёт индивидуальных способностей,
- органические сочетания обучения и воспитания, практическая направленность и посильность.
Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для обучающихся.
Цели:
1. формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и математической речи.
2. Выявление и поддержка одаренных детей, склонных к изучению математических дисциплин, вовлечение учащихся в научную деятельность по математике.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Обучающие:
- учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам;
- учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения решения задач;
Развивающие:
- повышать интерес к математике
- развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением задач;
- развивать пространственное воображение через решение геометрических задач;
- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания через работу над проектами.
Воспитательные:
- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие .
- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и проведение недели математики, подготовку и представление докладов, решение задач;
- формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами и работу на занятиях кружка.
- стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами через организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях кружка.
Программа рассчитана на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Кружок рассчитан для учащихся 8-11 классов.
Учебно – тематическое планирование
№п/п | Названия разделов | Число часов | Класс |
1 | Числа и операции над ними | 6 | 8-11 |
2 | Подготовка к олимпиадам, математической неделе | 10 | 8-11 |
3 | Геометрические фигуры. Свойства геометрических фигур. Задачи планиметрии. Подготовка к ЕГЭ | 10 | 8-11 |
4 | Текстовые и логические задачи. Задачи на проценты, сплавы и смеси, движении. Подготовка к ЕГЭ | 10 | 8-11 |
5 | Функции. Подготовка к ЕГЭ | 10 | 10-11 |
6 | Тела вращения. Подготовка к ЕГЭ | 6 | 10-11 |
7 | Тригонометрия. Подготовка к ЕГЭ. | 10 | 10-11 |
8 | Комбинаторика. Подготовка к ЕГЭ. | 4 | 8-11 |
7 | Подведение итогов работы математического кружка | 2 | 8-11 |
ИТОГО : | 68 ч(34 занятия) | |
Календарно – тематическое планирование :
№п/п | Общая тема | Тема занятия | Дата | Теория | Практика |
| Числа и операции над ними( 3 занятия,6ч) |
1 | | Из истории чисел. Арифметика каменного века. Лабиринты. Бесконечность натуральных чисел. Кроссворды. | | 1ч | 1ч |
2 | | Логические задания с числами. Магические квадраты | | 0,5ч | 1,5 ч |
3 | | Математические ребусы, головоломки, цепочки закономерностей. Математическая игра. | | 0,5ч | 1,5ч |
| Подготовка к олимпиадам, математической неделе(5 занятий,10ч). |
4 | | Решение задач конкурса « Кенгуру» | | 0,5ч | 1,5ч |
5 | | Решение олимпиадных задач. | | 0,5ч | 1,5ч |
6 | | Решение олимпиадных задач | | 0,5ч | 1,5ч |
7 | | Решение олимпиадных задач | | 0,5ч | 1,5ч |
8 | | Подготовка к недели математики. | | | 2ч |
| Геометрические фигуры. Свойства геометрических фигур Задачи планиметрии. Подготовка к ЕГЭ (5 занятий,10ч). |
9 | | Старинные меры измерений. Четырехугольники Подготовка к ЕГЭ | | 0,5ч | 1,5ч |
10 | | Длина .Измерения. Окружность. Исследовательская работ | | 0,5ч ч | 1 |
11 | | Преобразования геометрических фигур на плоскости. Свойства треугольников. | | 0,5ч | 1ч |
12 | | Решение планиметрических задач | | 0,5ч | 1,5ч |
13 | | Китайская головоломка « ТАНГРАМ». Решение задач. | | 0,5ч | 1,5ч |
| Текстовые и логические задачи. Задачи на проценты, сплавы и смеси, движении. Подготовка к ЕГЭ(всего 5 занятий,10ч). |
14 | | Задачи , решаемые по действиям. Задачи на составление уравнений. Подготовка к ЕГЭ | | 0,5ч | 1,5ч |
15 | | Задачи на движение. ИКТ | | 0,5 | 1,5 ч |
16 | | Задачи на работу ИКТ. Решение логических задач Графическое моделирование Подготовка к ЕГЭ | | 0,5 ч | 1,5ч |
17 | | Решение логических задач с помощью таблицы и дерева возможностей | | 0,5ч | 1,5ч |
18 | | Решение задач на проценты. Подготовка к ЕГЭ. Решение задач на процентный состав. Подготовка к ГИА | | 0,5ч | 1,5ч |
| Функции. Подготовка к ЕГЭ(всего 5 занятий,10ч). |
19 | | Область определения и область значений | | 0,5ч | 1,5ч |
20 | | Исследование функций. Подготовка к ЕГЭ | | 0,5ч | 1,5ч 0,5ч |
21 | | Монотонность. Наибольшее и наименьшее значение функции | | 0,5ч | 1,5ч |
22 | | Игра «Математическая шкатулка».Подготовка к ЕГЭ |
| 0,5ч | 1ч |
23 | | Решение конкурсных задач | | 0,5ч | 1,5ч |
| Тела вращения. Подготовка к ЕГЭ(всего 3 занятия, 6ч). |
24 | | Конус, цилиндр Подготовка к ЕГЭ | | 0,5ч | 1,5 ч |
25 | | Окружность, круг, сектор, сегмент | | 0,5ч | 1,5ч |
26 | | Решение конкурсных задач. Математическая игра. Блиц турнир | | 0,5ч | 1,5 ч |
| | Тригонометрия. Подготовка к ЕГЭ. (всего 5 занятий,10ч). | | | |
27 | | Основные тригонометрические формулы. Подготовка к ЕГЭ | | 0,5 ч | 1,5 ч |
28 | | Преобразования. Нахождение значений. | | 0,5ч | 1,5ч |
29 | | Способы решения тригонометрических уравнений | | 0,5ч | 1,5ч |
30 | | Решение тригонометрических уравнений и неравенств | | 0,5ч | 1,5ч |
31 | | Решение тригонометрических уравнений и неравенств | | 0,5ч | 1,5ч |
| | Комбинаторика. Подготовка к ЕГЭ. (всего 2 занятия, 4ч). | | | |
32 | | Решение комбинаторных задач | | 0,5ч | 1,5ч |
33 | | Решение комбинаторных задач | | 0,5ч | 1,5ч |
34 | | Решение конкурсных задач. Математическая игра. Блиц турнир. Подведение итогов | | 0.5ч | 1,5ч |
| ИТОГО | 34 занятия (68ч) | | | |
Ожидаемые результаты:
В результате обучения в математическом кружке учащиеся должны приобрести основные навыки самообразования, уметь находить нужную информацию и грамотно её использовать, развить творческие способности, логическое мышление, получить практические навыки применения математических знаний, научиться грамотно применять компьютерные технологии при изучении математики, развить интерес к математике, подготовиться к государственной итоговой аттестации.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения математики на занятиях кружка ученик должен :
знать/понимать:
Что называют числовыми ребусами, свойства геометрических фигур, основные элементы треугольника, свойства четности, понятие об истинном и ложном высказывании, свойства функции, основные тригонометрические формулы, формулы комбинаторики.
Уметь:
Решать числовые ребусы, задачи на четность, задачи на составление уравнений, задачи на движение, проценты, сплавы и смеси, на работу,строить графики функций, решать уравнения и неравенства с параметром и модулем,; разрабатывать и проводить математические игры и праздники.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Формы контроля
№п/п | Контроль | Форма контроля |
1. | Решение задач | Участие в олимпиаде |
2. | Подготовка к ГИА | Пробные ЕГЭ |
3. | Разработка викторин, математических праздников, игр, математических марафонов и т.д. | Неделя математики |
Литература :
1. Н.В.Заболотнева .Задачи для подготовки к олимпиадам. Волгоград : Учитель,2007,99с
2. Л.М.Лоповок . Математика на досуге. М., ПРОСВЕЩЕНИЕ,1981г
3. Л.Ф.Пичурин. За страницами учебника алгебры. М, ПРОСВЕЩЕНИЕ,1990г
4. З.А.Скопец . Геометрические миниатюры.М,: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1990
5. .Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5 – 8 классы.- М.:Фйрис – пресс, 2008.
6. И.Ф.Шарыгин.Л.Н.Ерганжиева « Наглядная геометрия» ДРОФА, Москва- 2008
Утверждаю
Директор МБОУ «Рунгинская сош»
Терентьев Д.В.
Список обучающихся кружка «Математика для увлеченных»
на 2014-2015 учебный год
№ | Ф.И.обучающихся | класс |
1 | Блинова Диана | 8 |
2 | Ермаков Ерм | 8 |
3 | Комиссарова Анастасия | 11 |
4 | Кубайкина Ангелина | 10 |
5 | Сайкин Ростислав | 10 |
6 | Тимряков Дмитрий | 11 |
7 | Тимрякова Диана | 11 |
8 | Черняев Алексей | 10 |
9 | Чураков Дмитрий | 11 |
10 | Шурбин Руслан | 11 |