Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи.
В Программе развития речи используется и литературный материал. Он напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру. Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, закладывает положительное отношение к миру.
Круг детского чтения детей 6 лет направлен на формирование интереса к книге, на постепенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями определенного жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрированные книги.
Программные задачи необходимо решать на занятиях и вне их. Детям по возможности следует читать каждый день (и новые, и уже знакомые им произведения).
При подготовке к общению с детьми посредством художественного произведения необходимо:
- продумать вопросы, которые помогут детям понять суть произведения (1-2 вопроса), при необходимости зачитать соответствующие отрывки;
- выделить наиболее яркие описания (поведение персонажа, природное явление), чтобы дети еще раз услышали их и помогли педагогу прочесть отрывок, договаривая слова и словосочетания;
- обязательно прочесть текст вслух, правильно расставить акценты.
- связная речь.
Участвовать в беседе.
Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.
Составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
Определять место звука в слове.
Подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.
Знать 2-3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку первые строчки), 2-3 считалки, 2-3 загадки.
Называть жанр произведения.
Драматизировать небольшие сказки, читать по ролям стихотворения.
Месяц | № | Дата | Тема | Деятельность обучаемого | Дидактический материал |
| | | Русская народная сказка "Гуси-лебеди" | Говорить скороговорку. Знать содержание сказки. Уметь делать вывод по услышанному. Выполнять иллюстрацию к отрывку. Составлять рассказ к сюжетной картинке. | Скороговорка напечатанная, текст сказки, листы бумаги, карандаши, иллюстрации к сказке. Сюжетная картинка. |
| | Ю. Мориц "Билет на дачу" С. Маршак "Жил человек рассеянный" | Научиться говорить скороговорку. Знать содержание стихотворений. Учиться делать вывод по прочитанному. Учиться отвечать на вопросы по тексту. Выполнять иллюстрацию по отрывку. | Скороговорка напечатанная, текст, листы бумаги, карандаши, иллюстрации к стихотворениям. |
| | С. Козлов "Мы пришли сегодня в порт". В. Маяковский "Эта книжечка моя про моря и про маяк" | Научиться говорить скороговорку. Знать содержание стихотворений. Учиться озвучивать основную мысль автора. Находить в тексте знакомые буквы. Выполнять аппликацию из пластилина по отрывку из стихотворения. | Скороговорка напечатанная, текст сказки, листы бумаги, пластилин, иллюстрации. |
| | Н. Носов "Автомобиль" и "Метро" | Понимать мысль поговорки. Уметь говорить скороговорку. Знать содержание рассказов, отвечать на вопросы по проверке понимания. Выполнять иллюстрацию к понравившемуся отрывку. | Скороговорка напечатанная, текст, листы бумаги, карандаши, иллюстрации. |
| | | Английская народная песня "Дом, который построил Джек" (пер. С. Маршака) Б. Заходер "Мартышкин дом" | Уметь говорить скороговорку. Знать содержание стихотворений. Учить одно из стихотворений. Выполнить аппликацию к стихотворению. | Скороговорка напечатанная, текст, листы бумаги, цветная бумага с нарисованными фигурами, ножницы, иллюстрации к. |
| | А. Усачев "Дорожная песня" И. Бродский "Буксир" | Уметь выговаривать скороговорку. Знать содержание произведений. Выполнять иллюстрацию к понравившемуся отрывку. | Скороговорка напечатанная, текст, листы бумаги, карандаши, иллюстрации. |
| | В. Инбер "Сдается квартира" Н. Носов "Находчивость" | Уметь выговаривать скороговорку. Понимать основную мысль произведения. Отвечать на вопросы по проверке понимания текста. Выполнять аппликацию из пластилина. | Скороговорка напечатанная, текст, листы картона, пластилин, иллюстрации. |
| | В. Драгунский "Двадцать лет под кроватью" К. Чуковский "Федорино горе" | Уметь проговаривать скороговорку. Знать содержание текстов. Находить знакомые буквы в текстах. Делать посуду из пластилина. | Скороговорка напечатанная, текст, пластилин, доски для пластилина, иллюстрации. |
| | | А. Гайдар "Голубая чашка" А. - А. Милн "Баллада о королевском бутерброде" (пер. С. Маршака) | Уметь проговаривать скороговорку. Понимать основную мысль текста. Отвечать на вопросы. Выполнять иллюстрацию. | Скороговорка напечатанная, текст, листы бумаги, карандаши, иллюстрации. |
| | В. Драгунский "Что я люблю", "Что любит Мишка" | Уметь проговаривать скороговорку. Продолжить текст. Выполнять иллюстрацию. | Скороговорка напечатанная, текст, листы бумаги, карандаши, иллюстрации. |
| | В. Драгунский "Куриный бульон" Л. Толстой "Три калача и одна баранка" | Учиться предугадывать содержание текста. Сравнивать предположение с прочитанным. Проговаривать скороговорку. Лепить калачи. | Скороговорка напечатанная, текст, пластилин, доски для пластилина, иллюстрации. |
| | С. Маршак "Мороженое" М. Бородицкая "Убежало молоко" В. Орлов "Цветное молоко" | Знать содержание стихотворений. Уметь проговаривать скороговорку. Делать иллюстрацию. | Скороговорка напечатанная, текст, листы бумаги, карандаши, иллюстрации. |
| | | В. Одоевский "Мороз Иванович" | Проговаривать скороговорку. Знать содержание сказки. Находить знакомые буквы, слова в тексте. Выполнять иллюстрацию. | Скороговорка напечатанная, текст, листы бумаги, карандаши, иллюстрации. |
| | Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине" | Проговаривать скороговорку. Знать содержание сказки. Находить знакомые буквы, слова в тексте. | Скороговорка напечатанная, текст, листы бумаги, карандаши, иллюстрации. |
| | К. Чуковский "Мойдодыр" | Проговаривать скороговорку. Знать содержание сказки. Находить знакомые буквы, слова в тексте. Выполнять из пластилина предметы моющего назначения. | Скороговорка напечатанная, текст, пластилин, доски для пластилина, иллюстрации. |
| | Н. Носов "Винтик, Шпунтик и пылесос" | Проговаривать скороговорку. Знать содержание сказки. Находить знакомые буквы, слова в тексте. Выполнять иллюстрацию. | Скороговорка напечатанная, текст, листы бумаги, карандаши, иллюстрации. |
| | | В. Драгунский "Шляпа гроссмейстера" | Проговаривать скороговорку. Знать содержание рассказа. Находить знакомые буквы, слова в тексте. Знать что такое юмор. Выполнять иллюстрацию. | Скороговорка напечатанная, текст, листы бумаги, карандаши, иллюстрации. |
| | Н. Носов "Заплатка" | Проговаривать скороговорку. Знать содержание рассказа. Находить знакомые буквы, слова в тексте. Выполнять из пластилина поделку. | Скороговорка напечатанная, текст, пластилин, доски для пластилина, иллюстрации. |
| | Г.-Х. Андерсен "Новое платье короля" | Проговаривать скороговорку. Знать содержание сказки. Находить знакомые буквы, слова в тексте. | Скороговорка напечатанная, текст, иллюстрации. |
| | К. Чуковский "Чудо-дерево" | Проговаривать скороговорку. Знать содержание сказки - стихотворения. Находить знакомые буквы, слова в тексте. Выполнять иллюстрацию. | Скороговорка напечатанная, текст, листы бумаги, карандаши, иллюстрации. |
| | | Русская народная сказка "Соломинка, пузырь и лапоть" | Проговаривать скороговорку. Знать содержание сказки. Находить знакомые буквы, слова в тексте. Выполнять из пластилина главных персонажей, разыгрывать сказку. | Скороговорка напечатанная, текст, пластилин, доски для пластилина, иллюстрации. |
| | М. Зощенко "Великие путешественники" Д. Самойлов "Слоненок - турист" | Проговаривать скороговорку. Знать содержание произведений. Находить знакомые буквы, слова в тексте. Выполнять иллюстрации. | Скороговорка напечатанная, текст, листы бумаги, карандаши, иллюстрации. |
| | К. Чуковский "Муха-Цокотуха" | Проговаривать скороговорку. Знать содержание сказки. Находить знакомые буквы, слова в тексте. Выполнять из пластилина муху. | Скороговорка напечатанная, текст, пластилин, доски для пластилина, иллюстрации. |
| | Р. Киплинг "Откуда взялись броненосцы?" Л. Толстой "Акула" | Проговаривать скороговорку. Знать содержание сказки. Находить знакомые буквы, слова в тексте. Рисовать иллюстрации. | Скороговорка напечатанная, текст, листы бумаги, карандаши, иллюстрации. |
| | | Г.-Х. Андерсен "Штопальная игла" К. Ушинский "Как рубашка в поле выросла" | Проговаривать скороговорку. Знать содержание сказки. Находить знакомые буквы, слова в тексте, читать предложения. Рисовать иллюстрации. | Скороговорка напечатанная, текст, листы бумаги, карандаши, иллюстрации. |
| | . В. Бианки "Лесные домишки" Е. Шварц "Сказка о потерянном времени" | Проговаривать скороговорку. Знать содержание сказки. Находить знакомые буквы, слова в тексте. | Скороговорка напечатанная, текст, листы бумаги, карандаши, иллюстрации. |
| | Г.-Х. Андерсен "Гадкий утенок" | Проговаривать скороговорку. Знать содержание сказки. Находить знакомые буквы, слова в тексте. Лепить утенка, лебедя. | Скороговорка напечатанная, текст, пластилин, доски для пластилина, иллюстрации. |
| | Кот, петух и лиса | Читать сказку, отвечать на вопросы. Лепить одного из персонажей. Инсценировать отрывок. | Скороговорка напечатанная, текст, пластилин, доски для пластилина, иллюстрации. |
| | | Ёж и заяц | Читать сказку, отвечать на вопросы. Лепить одного из персонажей. Инсценировать отрывок. | Скороговорка напечатанная, текст, пластилин, доски для пластилина, иллюстрации. |
| | Верблюжонок | Читать сказку, отвечать на вопросы. Лепить одного из персонажей. Инсценировать отрывок. | Скороговорка напечатанная, текст, пластилин, доски для пластилина, иллюстрации. |
| | Бычок – черный бочок. | Читать сказку, отвечать на вопросы. Лепить одного из персонажей. Инсценировать отрывок. | Скороговорка напечатанная, текст, пластилин, доски для пластилина, иллюстрации. |
| | . Рыжая курочка | Читать сказку, отвечать на вопросы. Лепить одного из персонажей. Инсценировать отрывок. | Скороговорка напечатанная, текст, пластилин, доски для пластилина, иллюстрации. |
| | | . В гостях у солнышка. | Читать сказку, отвечать на вопросы. Рисовать иллюстрации. | Скороговорка напечатанная, текст, бумага, карандаши, иллюстрации. |
| | Три поросенка | Читать сказку, отвечать на вопросы. Лепить одного из персонажей. Инсценировать отрывок. | Скороговорка напечатанная, текст, пластилин, доски для пластилина, иллюстрации. |
| | Маша и медведь | Читать сказку, отвечать на вопросы. Лепить одного из персонажей. Инсценировать отрывок. | Скороговорка напечатанная, текст, пластилин, доски для пластилина, иллюстрации. |
| | Умей обождать. | Читать сказку, отвечать на вопросы. Лепить одного из персонажей. Инсценировать отрывок. | Скороговорка напечатанная, текст, пластилин, доски для пластилина, иллюстрации. |