Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литература» для 6 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы В.Я. Коровиной, В.П.Журавлева, В.И. Коровина (М.: Просвещение, 2011 г).
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Требования Федерального государственного образовательного стандарта.
Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным). Основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
Федеральным базисным учебным планом
Приказ об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных организаций Ставропольского края.
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию в образовательной программе в образовательном учреждении
Методическими рекомендациями СКИРОПК и ПРО по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2015-2016 учебном году
Основной образовательной программой основного общего и среднего общего образования МБОУ лицея №3 г. Светлограда Петровского района Ставропольского края.
Программой развития МБОУЛ №3 на 2014-2017 год
Учебного плана МБОУ лицей № 3 г. Светлограда на 2016-2017 учебный год.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУЛ №3 г. Светлограда.
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Сведения об авторской программе
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС общего среднего образования и обеспечена:
УМК для 6 класса (автор Коровина В.Я., 2015)
Учебным планом МБОУЛ №3 на 2016 - 2017 учебный год
Учебник «Литература» (2014 г.) соответствует ФГОС и рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме 455 ч, в том числе: в 6 классе — 105 ч.
Согласно учебному плану на 2016 – 2017 учебный год в 6 классе 105 часов (3 часа в неделю).
Раздел II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования ФГОС к результатам изучения предмета «Литература»
в основной школе (к окончанию 6 класса)
Содержание стандарта будет реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико - стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
Самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Любовь и уважение к отечеству, его языку, культуре;
Устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия россии и общемирового культурного наследия;
Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
Потребность в самовыражении через слово;
Устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
Пользоваться словарями, справочниками;
Осуществлять анализ и синтез;
Устанавливать причинно-следственные связи;
Строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
Оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
Высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Задавать вопросы.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Научится:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В результате изучения литературы ученик
должен знать/понимать
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
отличия письменной литературы от произведений устного народного творчества;
событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений;
особенности композиции изученного произведения;
основные теоретико-литературные понятия;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя (писателей и поэтов);
изученные теоретико-литературные понятия;
Научится:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Получит возможность научиться:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
В результате изучения литературы ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Получит возможность научиться:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.
Устно:
- правильное, беглое выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;
- устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;
- развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная);
отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;
- подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (воображаемый, на основе прочитанного); создание собственного текста (сказки, частушки, рассказа, сценки и т.д.);
- свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и т.д.);
- использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен, каталогов).
Письменно:
- письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы;
- создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух герое (сравнительная характеристика);
- создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, фильм, спектакль;
создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного);
- создание письменного оригинального произведения (сказки, частушки, рассказа);
- свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 6 классе.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне ученик научится:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах
Раздел I. Содержание учебного предмета
ШЕСТОЙ КЛАСС
Введение
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Русские басни
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.
«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.
Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория (развитие понятий).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей».
Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтичеколорит стихотворения.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы».
Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».
Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб
человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закреп ление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная
лирика как жанр (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».
Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.
Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий).иГерой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.
Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».
Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мифы народов мира
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Н. А. Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены вой ны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание
неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. «Вечные образы» в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Количество часов | Развитие речи | Внеклассное чтение | РК |
1. | Введение | 1 | | | 1 |
2. | Устное народное творчество | 4 | 1 | 1 | 1 |
3. | Из древнерусской литературы | 2 | | | |
4. | Из литературы XVIII века | 1 | | | 1 |
5. | Из русской литературы XIX века | 43 | 5 | 6 | 4 |
6. | Из русской литературы XX века | 30 | 5 | 3 | 4 |
7. | Из зарубежной литературы | 10 | | 2 | |
8. | Произведения зарубежных писателей | 10 | | 2 | |
9. | Итоговый контроль | 2 | 2 | | |
10. | Повторение и обобщение изученного материала | 2 | | | |
11. | ИТОГО | 105 | 13 | 14 | 11 |
| | | | | |
Основные типы уроков по ФГОС в основной школе по литературе
Уроки «открытия» нового знания, обретения новых умений и навыков;
Урок постановки учебной задачи;
Урок решения учебной задачи;
Урок моделирования и преобразования модели;
Урок решения частных задач с применением открытого способа;
Уроки отработки умений и рефлексии;
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности);
Уроки развивающего контроля;
Урок контроля и оценки;
Урок – исследования (урок творчества).
Формы контроля уроков по ФГОС в основной школе по литературе
Основные формы контроля: | Индивидуальный Групповой Фронтальный |
Формы контроля по характеру получения информации: | Устный опрос Письменный контроль Зачет |
Формы контроля по месту получения информации: | Вводный Текущий Итоговый |
Типы контроля: | Внешний контроль преподавателя за деятельностью обучающихся Взаимоконтроль Самоконтроль обучающихся |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Литература» для 6 класса
№ | Тема урока | Дата Количество часов | Примечание: РК Подготовка к ВПР, ГИА |
1 | Введение Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции. | 1 | РК: Литература Ставрополья 1.1 |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО |
2 | Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора. | 1 | 1.2 1.3 |
3 | Пословицы и поговорки. | 1 | 2.1 |
4 | Вн. чт. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок. | 1 | РК: Фольклор народов Северного Кавказа |
5 | Р.Р. Загадки - народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. | 1 | 1.3 1.4 |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
6 | «Повесть временных лет». Русская летопись. | 1 | 1.7 |
7 | «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). | 1 | 3.1 |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА |
8 | Русские басни Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. | 1 | 4.1 |
9 | Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. | 1 | 4.3 |
10 | Басня «Листы и Корни». И. Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. | 1 | РК: Басни писателей Ставрополья 5.1 5.3 |
11 | Р.Р. Русские басни. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос. | 1 | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
12 | Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. | 1 | РК: Кавказ в судьбе поэта. |
13 | «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. | 1 | 5.1 |
14 | «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. | 1 | 1.8 |
15 | Вн.чт. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. | 1 | 1.2 |
16 | «Дубровский». Изображение русского барства. | 1 | 1.3 |
17 | Дубровский-старший и Троекуров. | 1 | 1.4 |
18 | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. | 1 | 1.5 |
19 | Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. | 1 | 1.6 |
20 | Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. | 1 | 1.7 |
21 | Р.Р. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. | 1 | |
22 | «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём. | 1 | 5.8 |
23 | Вн. чт. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. | 1 | 1.3 |
24 | Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. | 1 | 1.5 |
25 | Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. | 1 | РК: Кавказ в судьбе поэта. |
26 | «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. | 1 | 5.10 2.5 |
27 | «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. | 1 | 1.7 |
28 | «Листок», «На севере диком...», «Утёс». Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. | 1 | 1.8 |
29 | Р.Р. Подготовка к написанию анализа стихотворения | 1 | 1.6 |
30 | Р.Р. Написание анализа стихотворения | 1 | 2.5 |
31 | Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. | 1 | 6.2 |
32 | «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. | 1 | 2.3 |
33 | Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. | 1 | 2.5 |
34 | Вн. чт. «Записки охотника». Пейзаж. Портретная характеристика персонажей | 1 | 2.4 |
35 | Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. | 1 | 6.3 |
36 | Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. | 1 | РК: Природа Ставрополья в стихах поэтов. |
37 | Природа как воплощение прекрасного. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. | 1 | 6.4 |
38 | Р.Р. Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству Ф. Тютчева и А. Фета | 1 | 2.5 |
39 | Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. | 1 | 6.5 |
40 | Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. | 1 | 3.1 |
41 | Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. | 1 | 2.6 |
42 | Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. | 1 | 2.7 |
43 | Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. | 1 | 2.8 |
44 | Р.Р. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. | 1 | 2.9 |
45 | Вн. чт. «Человек на часах». Сюжет и герои рассказа. Нравственные проблемы в рассказе и пути их решения | 1 | 2.10 |
46 | Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. | 1 | 6.10 |
47 | Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. | 1 | 2.11 |
48 | Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте. Сюжеты и герои. Способы выражения комического | 1 | 2.12 |
49 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. | 1 | 3.1 |
50 | Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. | 1 | РК: «Поэтическая радуга Ставрополья». |
51 | Романсы на стихи русских поэтов. Воплощение настроения стихотворений в музыке. | 1 | РК: Кавказ в произведениях писателей и поэтов XΙX века |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА |
52 | Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа содержания рассказа. | 1 | 2.6 |
53 | Образ главного героя. Тема служения людям. | 1 | 2.7 |
54 | Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. | 1 | 2.8 |
55 | Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. | 1 | 2.9 |
56 | Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. | 1 | 2.9 |
57 | Вн. чт. «Цветок на земле», «Корова». «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова. | 1 | 3.1 |
58 | Произведения о Великой Отечественной войне К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» Д. С. Самойлов. «Сороковые». | 1 | РК: Ставропольские поэты о войне. |
59 | Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний. | 1 | 2.6 |
60 | Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. | 1 | 2.7 |
61 | Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. | 1 | 2.8 |
62 | Р.Р. Подготовка к написанию домашнего сочинения. | 1 | 2.9 |
63 | Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). | 1 | 2.10 |
64 | «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. | 1 | 3.1 |
65 | Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения. | 1 | 2.6 |
66 | Писатели улыбаются Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. | 1 | 7.7 2.7 |
67 | Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе. | 1 | 2.8 |
68 | Вн. чт. Образы «странных» героев. Их открытость миру, стремление принести людям радость, наивность, детский взгляд на мир. | 1 | 2.9 |
69 | Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. | 1 | 2.10 |
70 | Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. | 1 | 3.1 |
71 | Р.Р. Написание классного сочинения по произведениям В. Астафьева, В. Распутина, В. Шукшина. | 1 | 2.6 |
72 | Родная природа в русской поэзии XX века Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. | 1 | 2.7 |
73 | А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием | 1 | 7.2 7.3 |
74 | А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Поэтизация родной природы. | 1 | 2.10 |
75 | Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.«Звезда полей». Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. | 1 | 3.1 |
76 | Вн. чт. «Листья осенние», «В горнице». Отличительные черты характера лирического героя. | 1 | 2.8 |
77 | Р.Р. Родная природа в лирике русских поэтов XIX и XX веков | 1 | 2.7 |
78 | Р.Р. Подготовка к написанию классного сочинения по произведениям русских поэтов XIX и XX веков о родине и родной природе | 1 | РК: Кавказ в произведениях писателей и поэтов XX века |
79 | Р.Р. Написание классного сочинения | 1 | 2.9 |
80 | Из литературы народов России Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа». | 1 | РК: Ставропольские поэты о малой родине |
81 | Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа. | 1 | 2.5 |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
82 | Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. | 1 | 2.10 |
83 | Подвиги Геракла: воля богов – ум и отвага героя. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». | 1 | 3.1 |
84 | Вн. чт. Древнегреческие мифы. | 1 | 2.8 |
85 | Геродот. «Легенда об Арионе». Слово о писателе и историке. Жизненные испытания Ариона и его чудесное спасение. | 1 | 2.7 |
86 | Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. | 1 | 7.1 |
87 | Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. | 1 | 2.10 |
88 | Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. | 1 | 3.1 |
89 | Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. | 1 | 2.8 |
90 | Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях. | 1 | 2.7 |
91 | Вн.чт. Одиссей и сирены. Расправа над женихами Пенелопы. | 1 | 3 |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ |
92 | Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. | 1 | 2.10 |
93 | Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. | 1 | 3.1 |
94 | Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. | 1 | 2.8 |
95 | Вн. чт. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. | 1 | 2.7 |
96 | Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. | 1 | 2.2 |
97 | Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы | 1 | 2.4 |
98 | Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. | 1 | 2.5 |
99 | Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. | 1 | 2.3 |
100 | Мечта о естественном отношении к вещам и людям. | 1 | 3.1 |
101 | Вн. чт. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. | 1 | 2.8 |
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ |
102 | Р.Р. Подготовка к написанию итогового сочинения. Письменный ответ на проблемный вопрос. | 1 | 2.5 |
103 | Р.Р. Написание итогового сочинения. | 1 | 2.6 |
ИТОГОВЫЕ УРОКИ |
104 | Выполнение тестовых заданий | 1 | 3 |
105 | Задание для летнего чтения | 1 | |
19