№ п/п | № ур. | Тема урока | Электронные образовательные ресурсы. | Время демонстрации |
I. | ВВЕДЕНИЕ. РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (2 ЧАСА) |
1 | 1 | Функции языка и формы его существования. | Презентация учителя «Введение. Что я знаю о слове?» | 10 мин. |
2 | 2 | Речевое общение. Стили речи и их особенности. | Видеофильм «Стили речи» (фрагменты) | 10 мин. |
II. | ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ (6 ЧАСОВ) |
3 | 1 | Слово и его значение. Изобразительно-выразительные средства языка. | Видеофильм «Тропы» | 13 мин. |
4* | 2 | Р.Р. Диагностическая работа. Сочинение-рассуждение по заданному тексту (вход). | | |
5 | 3 | Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы | Тестовые упр-ия (практикум) – электронный вариант | 20 мин. |
6 | 4 | Происхождение лексики. Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления | Видеофильм «Устаревшая лексика. Архаизмы. Историзмы» | 10 мин. |
7 | 5 | Фразеология. Лексикография | Презентация «Электронные словари и их виды» | 12 мин. |
8 | 6 | Р.Р. Контрольное сжатое изложение с творческим заданием. | | |
III. | ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ (2 ЧАСА) |
9 | 1 | Звуки и буквы. Фонетико-графический разбор слова. | | |
10 | 2 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | Электронный орфоэпический словарь» (фрагменты) | 10 мин. |
IV. | | МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (3 ЧАСА) | | |
11 | 1 | Состав слова. Морфемный разбор слова. | Презентация «Морфемы. Виды морфем» (фрагменты) | 5 мин. |
12 | 2 | Словообразование. Формообразование. | Презентация «Морфемы. Виды морфем» (фрагменты) | 5 мин. |
V. | | МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (22 ЧАСА) | | |
1. | Принципы русской орфографии (8 часов) |
13 | 1 | Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных корня. | Презентация учителя «Принципы русской орфографии. Основной принцип русского письма» | 12 мин. |
14* | 2 | Р.Р. Диагностическая работа. Сочинение-рассуждение по заданному тексту (текущий контроль за I полугодие). | | |
15 | 3 | Правописание чередующихся гласных в корне слова. | | |
16 | 4 | Правописание гласных после шипящих и Ц. | Презентация «Правописание О-Е-Ё после шипящих в корне слова» | 12 мин. |
17 | 5 | Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных. | | |
18 | 6 | Правописание гласных и согласных в приставках. | Презентация «Три группы приставок» | 8 мин. |
19 | 7 | Употребление Ъ и Ь, прописных букв. Правила переноса слова. | Алгоритм правописания Ъ и Ь знаков» (электр. вариант) | |
20 | 8 | Р.Р. Контрольное изложение публицистического текста | | |
2. | Части речи |
21 | 1 | Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки существительного. | Видеофильм «Понятие о существительном» | 7 мин. |
21 | 2 | Правописание падежных окончаний и суффиксов имен существительных. | | |
23 | 3 | Р.Р. Контрольное сочинение-рассуждение по заданному тексту. | | |
24 | 4 | Имя прилагательное как часть речи. Правописание падежных окончаний. | Видеофильм «Имя прилагательное» | 9 мин. |
25 | 5 | Правописание суффиксов имён прилагательных. Н и НН в суффиксах прилагательных. | Алгоритм правописания Н и НН в отымённых прилагательных» (электр. вариант) | 5 мин |
26 | 6 | Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи. | Видеофильм «Имя числительное» | 12 мин. |
27 | 7 | Местоимение. Правописание местоимений. | Презентация «Местоимения как особая часть речи» | 14 мин. |
28 | 8 | Правописание личных окончаний глаголов. | Алгоритм правописания безударных окончаний глагола» (электр. вариант) | 5 мин |
29 | 9 | Правописание суффиксов глаголов. | | |
30 | 10 | Причастие. Деепричастие. Образование причастий и деепричастий. | Презентация «Формы глагола или самостоятельные части речи?» | 15 мин. |
31 | 11 | Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. | Презентация «Отличие причастий от отглагольных прилагательных» | 12 мин. |
32 | 12 | Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. | Видеофильм «Правописание Н и НН в причастиях» | 14 мин. |
33* | 13 | Р.Р. Диагностическая работа. Сочинение-рассуждение на свободную тему (итоговый контроль) | | |
34 | 14 | Коррекция ошибок итоговой работы. Наречие как часть речи. Категория состояния. | Видеофильм «Наречие» | 9 мин. |
35 | 15 | Урок рефлексии. | Презентация. «Заключение. Что я знаю о слове?» | 10 мин. |
№ п/п | № ур. | Раздел и тема урока | Электронные образовательные ресурсы. | Время демонстрации |
I. | | ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС) | | |
1 | 1 | Русская литература и русская история в XVIII и XIX вв. Литературные направления. | Презентация учителя «Русская литература и история» | 14 мин. |
II. | | РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (60 Ч.+1 НАРОДОВ РОССИИ) | | |
| | Русская литература первой половины XIX века (12 часов) | | |
2 | 1 | Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе | Презентация учителя «Литературные направления» | 20 мин. |
3 | 2 | Вершинные произведения русской классики 18-19 веков: Державин, Карамзин, Жуковский (обзор) | Презентация учителя (фрагменты) | 18 мин. |
4 | 3 | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. «Вечные» темы в творчестве Пушкина. | Видеофильм + аудиозаписи «А. С. Пушкин»; «Любовная лирика» | 10 мин.+ 8 мин. |
5 | 4 | А. С. Пушкин «Медный всадник». Композиция, тема, идея, проблематика поэмы. | Презентация учителя «Медный всадник» (фрагменты) | 7 мин. |
6* | 5 | Р.Р. Диагностическая работа (вход). Сочинение-рассуждение (на материале изученного). | | |
7 | 6 | «Борис Годунов» Пушкина как историческая драма. Герои и художественное своеобразие драмы | Видеофильм «Борис Годунов» (ария героя) фрагменты | 17 мин. |
8 | 7 | М.Ю. Лермонтов. Ранние романтические стихотворения и поэмы. «Молитва», «Благодарность» | Аудиозаписи стих-ий поэта | 12 мин. |
9 | 8 | Тема жизни и смерти в поэзии Лермонтова. Философские мотивы лирики | Аудиозаписи стих-ий поэта | 10 мин. |
10 | 9 | «Герой нашего времени» в контексте творчества Лермонтова | Видеофильм «Максим Максимыч» (фрагменты) | 15 мин. |
11 | 10 | Р.Р. Сочинение-миниатюра по творчеству М.Ю. Лермонтова | | |
12 | 11 | Литература 1 половины XIX века как «эпоха Гоголя». Образ города в повести «Невский проспект» | Видеофильм «Биография писателя» (фрагменты) + презентация (Петербург в изображении Гоголя) | 20 мин. |
13 | 12 | Сатира на страницах повести «Невский проспект» | Презентация «Викторина по творчеству Гоголя» | 12 мин. |
| | Русская литература второй половины XIX века (48ч.+1ч. народов России) | | |
14 | 1 | Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Классическая русская литература и ее мировое признание | Видеофильм «Русская литературная критика II половины ХIХ века» | 25 мин. |
15 | 2 | А.Н. Островский – создатель русского национального театра. Этапы биографии и творчества | Презентация «А.Н. Островский» (фрагменты) | 12 мин. |
16 | 3 | Драма «Гроза». Идейно- художественное своеобразие. | Фрагменты худож. фильма по пьесе «Гроза» | 15 мин. |
17 | 4 | Город Калинов и его обитатели. Борьба Катерины за свои человеческие права (1-4 действия) | Фрагменты худож. фильма по пьесе «Гроза» | 20 мин. |
18 | 5 | Обличение «хозяев» жизни в драме А.Н. Островского «Гроза» Смысл названия пьесы. Подготовка к сочинению | Фрагменты худож. фильма по пьесе «Гроза» | |
19 | 6 | Р.Р. Анализ статей Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова, А.А. Григорьева. Написание сочинения | | |
20 | 7 | Сопоставительный анализ пьес «Гроза» и «Бесприданница». Экранизация и постановки пьес Островского. | Фрагменты худож. фильма по пьесе «Жестокий романс» (фрагменты) | 30 мин. |
21 | 8 | И.А. Гончаров. Основные этапы жизни и творчества. Роман «Обломов»: фабула, герои. | Видеофильм «Краткое содержание романа Гончарова» | 8 мин. |
22 | 9 | Образ главного героя. Понятие «обломовщина». Роль второстепенных персонажей в романе | Отрывки из художеств. фильма по роману Гончарова» | 23 мин. |
23 | 10 | Финал романа. Историко-философский смысл произведения | | |
24 | 11 | «Обыкновенная история»: фабула, главные герои, проблематика. Пётр и Александр Адуевы. | Презентация учителя | 15 мин. |
25 | 12 | Судьба Тургенева. Формирование общественных взглядов писателя.. | Видеофильм «И.С. Тургенев» | 20 мин. |
26 | 13 | «Отцы и дети»: герой 60-х годов нигилист Базаров. Творческая история романа. Споры партий и конфликт поколений. | Худож. фильм «Отцы и дети» (фрагменты) | 15 мин. |
27 | 14 | Сатирическое изображение Тургеневым «отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников. | Худож. фильм «Отцы и дети» (фрагменты) | 15 мин. |
28 | 15 | Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью. Базаров и его родители. Пути преодоления конфликта поколений. | Худож. фильм «Отцы и дети» (фрагменты) | 15 мин. |
29 | 16 | Базаров как «трагическое лицо». Базаров и его последователи. Финал романа. | Худож. фильм «Отцы и дети» (фрагменты) | 15 мин. |
30* | 17 | Р.Р. Диагностическая работа. Сочинение-рассуждение (текущая аттестация за 1 полугодие). | | |
31 | 18 | Этапы биографии и творчества Тютчева. Философский характер и символический подтекст стихотворений | Аудиозапись стихов Ф.И. Тютчева | 15 мин. |
32 | 19 | Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. | Аудиозапись стихов Ф.И. Тютчева | 10 мин. |
33 | 20 | Этапы биографии и творчества А.А. Фета. Основные мотивы лирики | Видеофильм «А.А. Фет» | 14 мин. |
34 | 21 | Философская проблематика, психологизм лирики Фета. | Аудиозапись стихов А.А. Фета | 12 мин. |
35 | 22 | А.К. Толстой. Темы, мотивы и образы поэзии. Изобразительные средства в стихотворениях поэта. | Видеофильм «А.К. Толстой» | 17 мин. |
36 | 23 | Н.А. Некрасов: личность и творчество поэта. Народные истоки мироощущения поэта. | Презентация учителя | 15 мин. |
37 | 24 | Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова. Художественное своеобразие, новизна содержания и поэтического языка | Аудиозаписи стихов Некрасова | 5 мин. |
38 | 25 | Н.А. Некрасов о поэтическом труде. | Аудиозаписи стихов Некрасова | 7 мин. |
39 | 26 | Темы любви, русской женщины, природы в творчестве Некрасова | Аудиозаписи стихов Некрасова (Панаевский цикл) | 15 мин. |
40 | 27 | «Кому на Руси жить хорошо». Творческая история произведения. Масштабность замысла поэмы-эпопеи | Презентация учителя «Поэма-эпопея Некрасова» (фрагменты) | 15 мин. |
41 | 28 | Мужики в поисках счастливого (анализ первой части поэмы). | Презентация учителя «Поэма-эпопея Некрасова» (фрагменты) | 7 мин. |
42 | 29 | Развенчание счастья богатых и знатных в поэме. Грусть об уходящем мире. | Презентация учителя «Поэма-эпопея Некрасова» (фрагменты) | 10 мин. |
43 | 30 | Образ русской крестьянки в поэме. Савелий, богатырь святорусский (анализ III части поэмы). | Презентация учителя «Поэма-эпопея Некрасова» (фрагменты) | 8 мин. |
44 | 31 | Образ Руси в поэме. Народ и Гриша Добросклонов. | Презентация учителя «Поэма-эпопея Некрасова» (фрагменты) | 10 мин. |
45 | 32 | Литература народов России. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». | | |
46 | 33 | Н.С. Лесков “Очарованный странник”. И.С. Флягин – главный герой повести. Художественные особенности произведения | Фрагменты художественного фильма | 25 мин. |
47 | 34 | Рассказы «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда» | Фрагменты художеств-ых фильмов по произведениям Лескова | 12 мин.+ 8 мин. (фрагмент из фильма-оперы) |
48 | 35 | Вн. чтение. Святочный рассказ в творчестве писателей XIX века: Лесков, Достоевский, Чехов. | Презентация учителя | 24 мин. |
49 | 36 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»: проблематика и жанровое своеобразие романа. | Фрагменты художественного фильма по роману Щедрина «История…» | 18 мин. |
50 | 37 | Глуповские градоначальники: гротескное изображение пороков государственной власти в России | Фрагменты художественного фильма по роману Щедрина «История…» | 12 мин. |
51 | 38 | Народ и власть в творчестве Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» | Презентация учителя | 8 мин. |
52 | 39 | Р.Р. Сочинение по одному из произведений писателей 2 половины 19 века (по выбору учащихся) | | |
53 | 40 | Начало творческого пути Достоевского. Писатель в защиту «униженных и оскорблённых». | Презентация учителя «Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество» | 15 мин. |
54 | 41 | Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Сюжет и композиция, система образов романа | Фрагменты художественного фильма по роману | 10 мин. |
55 | 42 | Преступление и наказание Раскольникова. Истоки преступления героя. | Фрагменты художественного фильма по роману | 10 мин. |
56 | 43 | Три психологических поединка с Порфирием Петровичем. | Фрагменты художественного фильма по роману | 10 мин. |
57 | 44 | Двойники Раскольникова. Лужин и Свидригайлов в романе. | Фрагменты художественного фильма по роману | 10 мин. |
58 | 45 | Раскольников и Соня Мармеладова. Анализ эпизода «Чтение Евангелия» | Фрагменты художественного фильма по роману | 10 мин. |
59 | 46 | Образ Петербурга в романе. Средства создания образа города и его значение | Фрагменты художественного фильма по роману | 10 мин. |
60 | 47 | Тестовая работа по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | Презентация тестовой работы | 15 мин. |
61* | 48 | Р.Р. Диагностическая работа. Сочинение (итоговая аттестация за год). | | |
62 | 49 | Р.Р. Диагностическая работа. Сочинение (итоговая аттестация за год). | | |
III. | | ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (4 ЧАС.) | | |
63 | 1 | Обзор зарубежной литературы второй половины XIX в. | Презентация учителя: портреты, обзор творчества писателей | 16 мин. |
64 | 2 | П. Мериме «Маттео Фальконе» | Презентация учителя | 10 мин. |
65 | 3 | О. Бальзак «Гобсек». Изображение в повести губительной силы и власти денег. | Презентация учителя «Скупой рыцарь» Пушкина и «Гобсек» Бальзака | 10 мин. |
66 | 4 | О. Бальзак «Гобсек». Изображение в повести губительной силы и власти денег. | Презентация учителя | 10 мин. |
IV. | | ИТОГОВЫЕ УРОКИ ПО ПРОГРАММЕ 10 КЛАССА (4 ЧАСА) | | |
67 | 1 | Урок рефлексии. Итоги года. Рекомендации по летнему чтению. | | |
68 | 2 | Урок рефлексии. Итоги года. Рекомендации по летнему чтению. | | |
69-70 | 3-4 | Резервные уроки | | |