№ п/п | № ур. | Тема урока | Электронные образовательные ресурсы. | Время демонстрации |
I. | ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 10-11 КЛАССАХ (7+1РР) |
1 | 1 | Русский язык в современном мире. Нормы литературного языка. | Видеофильм «Роль языка в жизни общества» | 12 мин. |
2 | 2 | Язык как знаковая система. Слово – центральная единица языка. | Презентация «Что я знаю о слове?» | 10 мин. |
3 | 3 | Фонетика и орфоэпия. Система гласных и согласных звуков языка. | | |
4 | 4 | Лексика. Типы системных отношений в лексике. | Электронная таблица «Типы системных отношений в лексике» | 7 мин. |
5* | 5 | Диагностическая работа. Сочинение-рассуждение на свободную тему (вход). | | |
6 | 6 | Изобразительно-выразительные средства языка. Анализ контрольно-диагностической работы. | Видеофильм «Тропы» | 13 мин. |
7 | 7 | Система морфем русского языка. Словообразующие и формообразующие аффиксы. | Презентация «Морфемы. Виды морфем» | 10 мин. |
8 | 8 | Принципы русской орфографии. | | |
II. | СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (21+5РР) |
| 1 . Простое предложение. Культура речи (10+2 РР) |
9 | 1 | Синтаксис и пунктуация. Основные принципы русской пунктуации | | |
10 | 2 | Словосочетание как синтаксическая единица. Виды синтаксической связи | Видеофильм «Разбор словосочетания» | 14 мин. |
11 | 3 | Простое предложение как синтаксическая единица | Видеофильм «Строение предложений» | 9 мин. |
12 | 4 | Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым | | |
13 | 5 | Р.Р. Текст. Информационная переработка текста. | Видеофильм «Текст. Типы текстов». | 14 мин. |
14* | 6 | Р.Р. Диагностическая работа. Создание собственного текста на основе данного (текущий контроль за I полугодие). | | |
15 | 7 | Анализ контрольной работы. Согласование в числе сказуемого и подлежащего. | Презентация учителя «как согласуются подлежащее и сказуемое в предложении?» | 10 мин. |
16 | 8 | Управление при словах, близких по значению | | |
17 | 9 | Вводные слова и обращения. Знаки препинания при них. | Видеофильм «Обращения и вводные слова» | 10 мин. |
18 | 10 | Предложения с обособленными и уточняющими членами. | Видеофильм «Обособленные члены предложения: определения, приложения» | 17 мин. |
19 | 11 | Чужая речь. Способы передачи чужой речи. Цитирование. | Видеофильм «Предложения с чужой речью» (фрагменты для работы на 2-х уроках с практическими материалами) | 12 мин. |
20 | 12 | Урок-практикум. Способы введения цитаты в текст. | |
| 2. Сложное предложение. Культура речи (11+3 РР) |
21 | 1 | Сложное предложение. Сложносочиненное предложение (ССП). | Видеофильм « Основные группы ССП» | 14 мин. |
21 | 2 | Сложноподчиненное предложение (СПП). СПП с одним придаточным. | Видеофильм « Строение сложноподчинённого предложения» | 12 мин. |
23 | 3 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. | Видеофильм «СПП с несколькими придаточными» (фрагменты для работы на 2-х уроках с практическими материалами) | 10 мин. |
24 | 4 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. | 14 мин. |
25 | 5 | Бессоюзное сложное предложение (БСП) | Презентация «Бессоюзное сложное предложение» (фрагменты для 4-х уроков с практическими материалами) | 7 мин. |
26 | 6 | Бессоюзное сложное предложение (БСП) | 8 мин. |
27 | 7 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | 10 мин. |
28 | 8 | Тире в бессоюзном сложном предложении. | 10 мин. |
29* | 9 | Р.Р. Итоговая диагностическая работа в формате ЕГЭ/ГВЭ | | |
30* | 10 | Р.Р. Итоговая диагностическая работа в формате ЕГЭ/ГВЭ | | |
31 | 11 | Сложные предложения с разными видами связи | Презентация «Сложные предложения с разными видами связи и тестовые задания по теме» | 20 мин. |
32 | 12 | Р.Р. Практическая работа. Пунктуационный анализ текста | | |
33 | 13 | Урок рефлексии. Моя подготовка к итоговой аттестации | | |
34 | 14 | Урок рефлексии. Моя подготовка к итоговой аттестации | | |
№ п/п | № ур. | Раздел и тема урока | Электронные образовательные ресурсы. | Время демонстрации |
I. | | ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 30-Х – НАЧАЛА 40-Х ГОДОВ (16 ЧАСОВ) | | |
1 | 1 | Произведения отечественной прозы 30-х годов. Н. Островский, М. Шолохов, И. Шмелев, Б. Зайцев (обзор). | Фрагменты презентаций учителя как иллюстрация к лекции | 30 мин. |
2 | 2 | Лирика 30-х годов. М. Исаковский, М. Светлов, О. Мандельштам (обзор). | Фрагменты презентации учителя и аудиозаписи стихотворений поэтов как иллюстрация к лекции | 30 мин. |
3 | 3 | Историческая проза А.Н.Толстого. «Петровская» тема в творчестве писателя (обзор). | Фрагменты художеств-ого фильма «Пётр I» | 20 мин. |
4 | 4 | М.А. Булгаков. Трагизм «смутного» времени в романе «Белая гвардия». | Фрагменты художеств-ого фильма «Мастер и Маргарита» | 20 мин. |
5 | 5 | «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. | Фрагменты презентации учителя как иллюстрация к беседе с учащимися | 15 мин. |
6 | 6 | Взаимодействие трёх повествовательных пластов в романе. Значение «ершалаимских» глав. | Фрагменты художеств-ого фильма «Мастер и Маргарита» | 20 мин. |
7 | 7 | Сатирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе | Фрагменты художеств-ого фильма «Мастер и Маргарита» | 20 мин. |
8 | 8 | Тема любви и творчества в проблематике романа. | Фрагменты художеств-ого фильма «Мастер и Маргарита» | 20 мин. |
9* | 9 | Р.Р. Диагностическая работа (вход). Сочинение по творчеству М. Булгакова. | | |
10 | 10 | А.П. Платонов: самобытность художественного мира писателя. | Презентация (фрагменты) «Романы «Чевенгур» и «Котлован» в творчестве писателя» | 18 мин. |
11 | 11 | Герои и проблематика прозы А. Платонова («Возвращение», «Сокровенный человек») | | |
12 | 12 | М.А. Шолохов. Жизненный и творческий путь писателя. «Донские рассказы» | Фрагменты художеств-ого фильма «Лазоревая степь» как иллюстрация к лекции учителя. | 20 мин. |
13 | 13 | Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзор содержания и проблематика) | Фрагменты художеств-ого фильма «Тихий Дон» | 15 мин. |
14 | 14 | События революции и гражданской войны в романе «Тихий Дон» | Фрагменты художеств-ого фильма «Тихий Дон» | 20 мин. |
15 | 15 | Идея дома и святости семейного очага в романе «Тихий Дон» | Фрагменты художеств-ого фильма «Тихий Дон» | 20 мин. |
16 | 16 | Судьба Григория Мелехова | Фрагменты художеств-ого фильма «Тихий Дон» | 20 мин. |
II. | | ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (6 ЧАСОВ ) | | |
17 | 1 | Лирика военных лет: К. Симонов, М. Исаковский, В. Лебедев-Кумач и др. | Аудиозаписи песен и стихов военных лет | 25 мин. |
18 | 2 | Проза и публицистика военных лет: И. Эренбург, А. Толстой, Л. Леонов, О. Берггольц | Презентация учителя + аудиозапись стихов О. Берггольц | 20 мин. |
19 | 3 | А.Т. Твардовский. Жизненный и творческий путь. Поэма «По праву памяти» | Аудиозапись: поэма «По праву памяти + видеофильм «А.Т. Твардовский» (фрагменты). | 25 мин. |
20 | 4 | Анализ стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете…» | Аудиозаписи стихов | 15 мин. |
21 | 5 | «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» | Аудиозаписи стихов | 20 мин. |
22 | 6 | Тематика стихотворений А.Т. Твардовского. Тестовая работа. | | |
III. | | ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 50-80-Х ГОДОВ (12 ЧАСОВ) | | |
23 | 1 | Литературный процесс 50-80-х годов | | |
24-25 | 2-3 | Общая характеристика литературы послевоенных лет, периода «оттепели» и «застойных» десятилетий. | Интегрированный урок: презентация учителя истории и литературы как иллюстрация к теме урока | 30 мин. |
26 | 4 | «Громкая» и «тихая» лирика. Основные мотивы. Своеобразие художественного мира поэтов | Аудиозаписи стихов Б. Ахмадулиной, Р. Рождественского, А. Вознесенского | 15 мин. |
27 | 5 | В.Т. Шаламов. Жизненный и творческий путь поэта и писателя. | Презентация учителя «Варлам Шаламов: жизнь, личность, творчество» | 15 мин. |
28 | 6 | Цикл «Колымские рассказы»: герои, содержание. | | |
29 | 7 | «Последний бой майора Пугачева»: аналитическое чтение. Главный герой. | Фрагменты художеств-ого фильма «Последний бой. Майора Пугачёва» | 25 мин. |
30* | 8 | Р.Р. Диагностическая работа. Сочинение-рассуждение (промежуточная аттестация за I полугодие). | | |
31* | 9 | Р.Р. Диагностическая работа. Сочинение-рассуждение (промежуточная аттестация за полугодие). | | |
32 | 10 | А.И. Солженицын. Этапы творческого пути писателя и гражданина. | Видеофильм «А.И. Солженицын» | 14 мин. |
33 | 11 | Повесть «Один день Ивана Денисовича» | Фрагменты художеств-ого фильма «Один день…» | 15 мин. |
34 | 12 | Своеобразное звучание «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича». | Фрагменты художеств-ого фильма «Один день…» | 15 мин. |
IV. | | ПРОЗА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (12 ЧАСОВ) | | |
35 | | Внутренняя противоречивость и драматизм культурно-исторической ситуации. | | |
36 | 2 | Современная литературная ситуация: реальность и перспективы. | Презентация учителя с включением имён представителей прозы и поэзии Урала. | 15 мин. |
37 | 3 | Герои и проблематика «военной прозы». Ю. Бондарев, К. Воробьев, В. Кондратьев, Б. Васильев, В. Астафьев | Фрагменты одного из кинофильмов по военной тематике (по выбору обучающихся и учителя) | 25 мин. |
38-39 | 4-5 | В. Быков. Повести о войне. «В списках не значился» | Фрагменты одного из кинофильмов по военной тематике (по выбору обучающихся и учителя) | 20 мин.+25 мин. |
40-41 | 6-7 | В.М. Шукшин. Чудаки и «чудики» в рассказах писателя. | Презентация учителя как иллюстрация к аналитическому чтению рассказов писателя | 15 мин. |
42-43 | 8-9 | В.М. Шукшин Киноповесть «Калина красная» | Фрагменты художественного фильма по произведению писателя. | 20 мин.+20 мин. |
44 | 10 | Чингиз Айтматов. Жизнь, личность, творчество писателя. | | |
45-46 | 11-12 | Ч. Айтматов. «Плаха». Проблема взаимоотношений человека и природы | Фрагменты художеств-ого фильма по произведению писателя. | 20 мин.+20 мин. |
V. | | ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (8 ЧАСОВ) | | |
47-48 | 1-2 | Стихотворения Б.Ш. Окуджавы | Аудиозаписи стихов и песен Б. Окуджавы | 25 мин |
49-50 | 3-4 | Стихотворения В.С. Высоцкого | Аудиозаписи стихов В. Высоцкого и его песен | 25 мин. |
51-52 | 5-6 | Стихотворения Б.А. Слуцкого | Аудиозапись стих-ия «Лошади в океане» | 4 мин. |
53-54 | 7-8 | Р. Р. Сочинение по теме «Проза и поэзия второй половины XX века» | | |
VI. | | ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ (3 ЧАСА) | | |
55 | 1 | Литература народов России. Г. Айги, М. Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов | Презентация учителя как иллюстрация к рассказу о поэтах и писателях – представителей народов России | 10 мин |
56 | 2 | К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов | Презентация учителя как иллюстрация к рассказу о поэтах и писателях – представителей народов России | 10 мин. |
57 | 3 | Стихотворения М. Джалиля. «Моабитская тетрадь» | Презентация учителя «Муса Джалиль – поэт и воин» | 15 мин. |
VII. | | ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (6 ЧАСОВ) | | |
58-59 | 1-2 | Зарубежная литература. Творчество В. Гюго | Портреты зарубежных писателей | 2 мин. |
60-61 | 3-4 | Э.Хемингуэй. Жизнь и творчество | Презентация учителя «Эрнест Хемингуэй» | 10 мин. |
62 | 5 | Д.Г. Байрон. Творческая биография. Стихотворения. Сонет. | Презентация «Д.-Г. Байрон» (фрагменты) | 12 мин. |
63 | 6 | Г. Гейне. Творческая биография поэта. Стихотворения | Портреты зарубежных писателей | 2 мин. |
VIII. | | ИТОГИ ГОДА И УРОКИ РЕФЛЕКСИИ (5 Ч.) | | |
64-65* | 1-2 | Р.Р. Диагностическая работа. Сочинение-рассуждение по литературе ХХ века (итоговая аттестация). | | |
66 | 1 | Анализ итоговой работы (урок рефлексии). | | |
67 | 1 | Итоги изучения литературы в старших классах: «Какой я читатель?» | | |
68 | 1 | Резервный урок | | |