Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 7 класса. Программа составлена на основе Рабочей программы для общеобразовательных учреждений к предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2014). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
Изучение литературы в 7 классе – 70 часов, 2 часа неделю. В соответствии с региональным компонентом государственного стандарта общего образования Ставропольского края 10% времени отведено на изучение литературы, что составляет в 7 классе 6-7 часов в год Преподавание ведётся по учебнику «Литература» в 2-частях для 7 класса под редакцией В.Я.Коровиной - М.: «Просвещение», 2014).
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся
Подраздел «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Подраздел «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
В подразделе «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
В результате изучения литературы ученик
должен знать/понимать
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
отличия письменной литературы от произведений устного народного творчества;
событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений;
особенности композиции изученного произведения;
основные теоретико-литературные понятия;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя (писателей и поэтов);
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
В результате изучения литературы ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе
за курс VII класса
Учащиеся должны знать:
Текст художественного произведения.
Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
Особенности композиции изученного произведения.
Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
Учащиеся должны уметь:
Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
Различать эпические и лирические произведения.
Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Раздел III. Содержание тем учебного курса
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».
Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления)
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения).
На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Количество часов | Развитие речи | Внеклассное чтение | РК |
1 | Введение | 1 | | | 1 |
2 | Из устного народного творчества | 5 | 1 | 1 | 1 |
3 | Из древнерусской литературы | 4 | 1 | | |
4 | Из литературы XVI века | 3 | | | |
5 | Из литературы XIX века | 30 | 4 | 4 | 4 |
6 | Из литературы XX века | 20 | 3 | 4 | 3 |
7 | Из зарубежной литературы | 7 | | | |
| Итого | 70 | 9 | 8 | 9 |
№ | Тема урока | Типы и формы урока | Виды контроля | Дата Количество часов | Примечания (кодификатор) |
1 | ВВЕДЕНИЕ (1) Изображение человека как важнейшая идейно - нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. | Урок изучения нового материала РК: Литература Ставрополья | Индив. выступления учащихся Чтение статьи учебника | 1 | 1.1.Художественная литература как искусство слова |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 часов) |
2 | Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Петр и плотник» | Комбинированный урок РК: Фольклор народов Кавказа | Предварительный Пересказ Аргументированный ответ | 1 | 1. 2 Фольклор. Жанры фольклора |
3 | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. | Урок изучения художественного произведения | Текущий Устный опрос | 1 | 1.3 |
4 | Вн. чт. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей - разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство сострадания. | Комбинированный урок | Текущий Устная характеристика героя | 1 | 1.3 |
5 | Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» | Комбинированный урок | Текущий Работа со словарём | 1 | |
6 | Пословицы и поговорки. Р.Р.Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка | Урок развития речи | Тематический Устный опрос с использованием цитирования | 1 | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4часа) |
7 | «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси | Комбинированный урок | Предварительный Выразительное чтение | 1 | 2.1 |
8 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Внимание к личности, гимн любви и верности. | Урок изучения художественного произведения | Текущий Устная характеристика героя | 1 | 1.17.Литературные роды. |
9 | «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиций уважительного отношения к книге. | Комбинированный урок | Текущий Работа со словарём | 1 | Жанры литературы |
10 | Р.Р. Нравственные идеалы Древней Руси | Урок развития речи | Тематический Устный ответ с использованием цитирования | 1 | 2.12.Изобразительно-выразительные средства языка. |
11 | М. В. Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого». Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. | Урок изучения художественного произведения | Предварительный Устный рассказ о поэте | 1 | 1.17 Литературные роды. Жанры литературы. |
12 | «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина | Комбинированный урок | Текущий Расстановка ударений, пауз | 1 | 3.2 Стадии развития действия. |
13 | Г. Р. Державин. Краткий рассказ о поэте». Река времен в своем стремленьи…», « На птичку», «Признание». Размышление о смысле жизни, о судьбе. | Комбинированный урок | Текущий Выразительное чтение. Работа со словарём | 1 | 1.8 Авторская позиция. Система образов. Речевая характеристика героя. |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XΙX ВЕКА (30 часов) |
14 | А. С. Пушкин (7 часов). Краткий рассказ о писателе «Полтава». Интерес Пушкина к истории России. | Комбинированный урок. РК: Кавказ в судьбе поэта. | Предварительный Устный рассказ о поэте | 1 | Путешествие по пушкинским местам. |
15 | Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. | Комбинированный урок | Текущий Заучивание наизусть | 1 | 1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения |
16 | «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. | Урок изучения новых знаний | Текущий Анализ эпизода | 1 | 1.12. Стихотворные размеры |
17 | «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе | Урок изучения художественного произведения | Текущий Формулирование вопросов | 1 | Язык художественного произведения |
18 | Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста | Комбинированный урок | Текущий Составление характеристики героев | 1 | 1.7 Жанры литературы |
19 | Трагическое и гуманистическое в повести | Комбинированный урок | Текущий Анализ форм выражения авторской позиции | 1 | |
20 | Р.Р. Сочинение на свободную тему «Взаимная ответственность родителей и детей друг перед другом (по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и жизненным впечатлениям)» | Урок контроля и оценки знаний, умений | Обучение классному сочинению. План сочинения. | 1 | 1.8 Авторская позиция |
21 | М. Ю. Лермонтов (3 часа). Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. | Урок изучения художественного произведения РК: М.Ю. Лермонтов и Кавказ. | Текущий Устный рассказ о поэте. Виртуальная экскурсия | 1 | 1.8 Авторская позиция. Стадии развития действия. Система образов. |
22 | Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Анализ авторской позиции | 1 | 1.12 ИВС языка. |
23 | Вн. чт. «Когда волнуется желтеющая нива…». «Молитва», «Ангел». | | Текущий Развитие понятия об эпитете. | 1 | 1.14 |
24 | Н. В. Гоголь (4 часа). Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. | Комбинированный урок | Текущий. Рассказ о писателе. Аналитическое чтение | 1 | 8 . Авторская позиция. Сюжет. Композиция. |
25 | Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей – запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. | Урок изучения художественного произведения | Текущий Анализ эпизода | 1 | 1.12 Язык художественного произведения |
26 | Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Составление сравнительной характеристики героев | 1 | 1.12 Язык художественного произведения |
27 | Р.Р. Сочинение на одну из тем: «Прославление товарищества, осуждение предательства в повести», «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия», «Изображение природы в повести» | Урок развития речи: Сравнение и сопоставление | Тематический. Выявление характерных тем, образов, приёмов изображения героев | 1 | 5.5 |
28 | И. С. Тургенев (2 часа). Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. | Комбинированный урок | Текущий. Устный рассказ о писателе. | 1 | 5.10 |
29 | Вн. чт. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Владение моно- и диалогической речью | 1 | 1.14.Проза и поэзия. 1.12 Язык произведения |
30 | Н. А. Некрасов (2 часа). Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины. Историческая основа поэмы. Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Устный рассказ о поэте | 1 | 1.14 Проза и поэзия. |
31 | «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | Комбинированный урок | Текущий. Анализ авторской позиции Собеседование | 1 | Системы стихосложения Стихотворные размеры. |
32 | Вн. чт. А. К. Толстой(1 час). Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Формулирование вопросов по тексту | 1 | 1.7 Жанры литературы |
33 | Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина» М. Е. Салтыков-Щедрин (2 часа). Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Анализ форм выражения авторской позиции | 1 | 1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск. |
34 | Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…» | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Устное высказывание: аргументы | 1 | 1.8 Авторская позиция. Система образов. |
35 | Л. Н. Толстой (2 часа). Повесть «Детство». Главы из повести. Взаимоотношения детей и взрослых. | РК: Л.Н.Толстой и Кавказ. | Текущий. Устная характеристика героя | 1 | 1.12 Язык произведения |
36 | Р.Р. Проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. | Устное высказывание: аргументы | Анализ форм выражения авторской позиции | 1 | 1.5.Авторский замысел и его воплощение |
37 | И. А. Бунин (2 часа). Краткий рассказ о писателе. «Цифры» Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. | Комбинированный урок | Формулирование вопросов по тексту | 1 | 1.12 Язык художественного произведения. |
38 | Вн. чт. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина | Комбинированный урок | Устный опрос с использованием цитирования | 1 | 1.17 Литературные роды. Жанры литературы. |
39 | Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова» А. П. Чехов (2 часа). Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. | Комбинированный урок. | Текущий. Анализ: фрагмента текста, сопоставительный | 1 | 1.11 Трагическое и комическое. |
40 | «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Устное высказывание: аргументы | 1 | 1.12 Язык художественного произведения. |
41 | «Край ты мой, родимый край!» (1 час) Стихотворения русских поэтов о родной природе. | РК: «Поэтическая радуга Ставрополья» | Конкурс чтецов. Анализ средств выразительности | 1 | 1.12 Системы стихосложения. |
42 | Р.Р. Домашнее сочинение по русской поэзии XIX века. | Практикум. Творческая работа | Составление плана сочинения. | 1 | Стихотворные размеры. |
43 | Тестирование по литературе XIX века | Урок контроля и коррекции знаний | Итоговый | 1 | 6.5 |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (20 часов) |
44 | М. Горький (2 часа). Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографически характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа | Комбинированный урок Урок изучения художественного произведения | Текущий. Составление сравнительной характеристики героев. | 1 | 1.8 Авторская позиция. Стадии развития действия. Система образов |
45 | Вн. чт. «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко». | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Сравнение и сопоставление | 1 | |
46 | В. В. Маяковский (2 часа). Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. | Комбинированный урок | Предварительный. Устный опрос с использованием цитирования | 1 | 1.12. Язык художественного произведения |
47 | «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, страдания лирического героя стихотворения. | Урок изучения художественного произведения | Текущий Высказывание: аргументы | 1 | 1.8 Лирический герой. Система образов. |
48 | Л. Н. Андреев (1 час). Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Рассказ о герое (устное сочинение). | 1 | 1.5.Авторский замысел и его воплощение. |
49 | А. П. Платонов (3 часа). Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих героя людей, душевная щедрость | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Устный рассказ о писателе Подробный пересказ | 1 | 1.8 Авторская позиция. Стадии развития действия. Система образов. |
50 | Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. | Комбинированный урок | Текущий. Нравственная оценка героев | 1 | 1.8 Авторская позиция. Стадии развития действия. Система образов. |
51 | «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Устное высказывание: аргументы | 1 | 1.12 Язык художественного произведения. |
52 | Б.Л. Пастернак (1 час). Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Выразительное чтение. | 1 | 6.4 |
53 | На дорогах войны (5 часов) Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет в стихотворениях поэтов-участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского. Ритмы и образы военной лирики. | Комбинированный РК: Ставропольские поэты о войне. | Предварительный. Интервью с поэтом – участником войны. | 1 | 1.14. Стихотворные размеры. |
54 | Вн. чт. Ф. А. Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы, поднятые в рассказе. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Формулирование вопросов | 1 | 1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. |
55 | Вн. чт. Е. И. Носов. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека. «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека | Комбинированный урок | Текущий. Подбор материалов и цитат на тему | 1 | 1.13.Стиль |
56 | Вн. чт. Ю. П. Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей: взаимопомощь, взаимовыручка | Комбинированный урок | Текущий. Нравственная оценка героев | 1 | 1.7 Жанры литературы |
57 | Р.Р. «Нужно ли сочувствие и сострадание людям?». Подготовка к домашнему сочинению. | Урок развития речи | Сравнение и сопоставление | 1 | 6.3 |
58 | «Тихая моя Родина» (3 часа) Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего. (В.Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов) Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояния человека через описание картин природы. | Урок изучения художественного произведения РК: Ставропольские поэты о природе. | Предварительный. Выразительное чтение. Устное рецензирование чтения. | 1 | 6.3 Стихотворные размеры. |
59 | А. Т. Твардовский (1 час). Краткий рассказ о поэте. «Снега темнеют синие…», «Июль – макушка лета…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и природы. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Выразительное чтение. | 1 | 1.4 Проза и поэзия. Системы стихосложения. |
60 | Р.Р. Д. С. Лихачев (1 час). «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Участие в диалоге. | 1 | 1.4 Проза и поэзия. |
61 | Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко (1 час). Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | Урок изучения художественного произведения | Анализ авторской позиции | 1 | 1.7 6.10 |
62 | Песни на слова русских поэтов XX века. Литература народов России (1 час) Р.Р. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф «Русское поле», Б. Окуджава «По смоленской дороге …». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Возвращение к истокам, основам жизни. | Комбинированный урок РК: Р. Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. | Текущий Восприятие песен | 1 | 7.1 |
63 | Тестирование по литературе ХХ века. | Урок контроля | Итоговый | 1 | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (7 часов) |
64 | Р. Бёрнс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Расстановка логических ударений, пауз | 1 | |
65 | Дж. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. | Урок изучения художественного произведения | Анализ лирического произведения | 1 | |
66 | Японское хокку. Изображение жизни природы и человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Анализ лирического произведения | 1 | 1.7 Жанры литературы |
67 | О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Анализ образа героя | 1 | 1.12. Язык художественного произведения |
68 | Р. Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Бредбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Нравственная оценка героев | 1 | |
69 | Итоговый урок «Путешествие по стране «Литературия» | Урок контроля | Обобщение и систематизация знаний. | 1 | 7.4 |
70 | Обобщение и систематизация знаний. Рекомендации для чтения летом. | Практикум | | 1 | |
14