СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование уроков русского языка и литературы. 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка и тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«7 ЛИТЕРАТУРА 2016»

Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 7 класса. Программа составлена на основе Рабочей программы для общеобразовательных учреждений к предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2014). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

Изучение литературы в 7 классе – 70 часов, 2 часа неделю. В соответствии с региональным компонентом государственного стандарта общего образования Ставропольского края 10% времени отведено на изучение литературы, что составляет в 7 классе 6-7 часов в год Преподавание ведётся по учебнику «Литература» в 2-частях для 7 класса под редакцией В.Я.Коровиной - М.: «Просвещение», 2014).

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся


Подраздел «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Подраздел «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В подразделе «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате изучения литературы ученик

должен знать/понимать

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • отличия письменной литературы от произведений устного народного творчества;

  • событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений;

  • особенности композиции изученного произведения;

  • основные теоретико-литературные понятия;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя (писателей и поэтов);

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

В результате изучения литературы ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе

за курс VII класса

Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.

  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  3. Особенности композиции изученного произведения.

  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.

  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.

  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.

  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

  5. Различать эпические и лирические произведения.

  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.

  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.

  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.

  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.

  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.


Раздел III. Содержание тем учебного курса

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравст­венная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд пи­сателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Вопло­щение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физиче­ская сила).

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевско­го и Новгородского циклов былин. Своеобразие былин­ного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для само­стоятельного чтения.)

Пословицы и поговорки. Народная мудрость посло­виц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов ми­ра. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афори­стические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «По­весть о Петре и Февронии Муромских». Нравствен­ные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные пред­ставления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие пред­ставлений).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день вос­шествия на Всероссийский престол ея Величест­ва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в буду­щем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важ­нейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представ­ления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жиз­ни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о ве­щем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Об­раз летописца как образ древнерусского писателя. Мо­нолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного по­вествования и как завет будущим поколениям.

Теория литературы. Повесть (развитие пред­ставлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устно­го народного творчества. Оценка героев с позиций на­рода. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молит­ва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеаль­ной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памя­ти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарище­ства, осуждение предательства. Героизм и самоотвер­женность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Пат­риотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в по­вести.

Теория литературы. Историческая и фольклор­ная основа произведения. Роды литературы: эпос (раз­витие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское от­ношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».

Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Исто­рическая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Си­бирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэ­та за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Парази­тизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные пред­ставления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое худо­жественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).


Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой расска­за: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние тру­сости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической харак­теристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность ко­мического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благо­вест». Поэтическое изображение родной природы и вы­ражение авторского настроения, миросозерцания.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображе­ние быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владими­ром Маяковским летом на даче». Мысли автора о ро­ли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворе­ния.

Теория литературы. Лирический герой (на­чальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные пред­ставления)

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непо­хожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юш­ка — незаметный герой с большим сердцем. Осозна­ние необходимости сострадания и уважения к челове­ку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нрав­ственное содержание человеческой жизни. Идеи доб­роты, взаимопонимания, жизни для других. Своеоб­разие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения).

На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечест­венной войны. Героизм, патриотизм, самоотвержен­ность, трудности и радости грозных лет войны в стихо­творениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихо­нова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рас­сказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутрен­ней, духовной красоты человека. Протест против равно­душия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной ро­ли прекрасного в душе человека, в окружающей приро­де. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопо­мощь, взаимовыручка. Особенности характера геро­ев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собствен­ном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и при­рода. Выражение душевных настроений, состояний чело­века через описание картин природы. Общее и индивиду­альное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (разви­тие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о спра­ведливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Ро­дины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единст­ве на фоне круговорота времен года. Поэтическая кар­тина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданно­сти. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышен­ное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выраже­ние стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра





Учебно-тематический план


№ п/п

Содержание

Количество часов

Развитие речи

Внеклассное чтение

РК

1

Введение

1



1

2

Из устного народного творчества

5

1

1

1

3

Из древнерусской литературы

4

1



4

Из литературы XVI века

3




5

Из литературы XIX века

30

4

4

4

6

Из литературы XX века

20

3

4

3

7

Из зарубежной литературы

7





Итого

70

9

8

9





Тема урока

Типы и формы урока

Виды контроля

Дата

Количество часов

Примечания

(кодификатор)

1

ВВЕДЕНИЕ (1)

Изображение человека как важнейшая идейно - нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.

Урок изучения нового материала

РК: Литература Ставрополья

Индив. выступления учащихся

Чтение статьи учебника

1

1.1.Художественная литература как искусство слова

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 часов)

2

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Петр и плотник»

Комбинированный урок

РК: Фольклор народов Кавказа

Предварительный

Пересказ Аргументированный ответ

1

1. 2 Фольклор. Жанры фольклора

3

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда.

Урок изучения художественного произведения

Текущий

Устный опрос

1

1.3

4

Вн. чт. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей - разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство сострадания.

Комбинированный урок

Текущий

Устная характеристика героя

1

1.3

5

Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала»

Комбинированный урок

Текущий

Работа со словарём

1


6

Пословицы и поговорки.

Р.Р.Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка


Урок развития речи


Тематический

Устный опрос с использованием цитирования

1


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4часа)


7

«Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси

Комбинированный урок

Предварительный

Выразительное чтение

1

2.1

8

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Внимание к личности, гимн любви и верности.

Урок изучения художественного произведения

Текущий

Устная характеристика героя

1

1.17.Литературные роды.

9

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиций уважительного отношения к книге.

Комбинированный урок

Текущий

Работа со словарём

1

Жанры литературы

10

Р.Р. Нравственные идеалы Древней Руси

Урок развития речи

Тематический

Устный ответ с использованием цитирования

1

2.12.Изобразительно-выразительные средства языка.

11

М. В. Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого». Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов.

Урок изучения художественного произведения

Предварительный

Устный рассказ о поэте

1

1.17 Литературные роды. Жанры литературы.

12

«Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина

Комбинированный урок

Текущий

Расстановка ударений, пауз

1

3.2 Стадии развития действия.

13

Г. Р. Державин. Краткий рассказ о поэте». Река времен в своем стремленьи…», « На птичку», «Признание». Размышление о смысле жизни, о судьбе.

Комбинированный урок

Текущий

Выразительное чтение. Работа со словарём

1

1.8 Авторская позиция. Система образов. Речевая характеристика героя.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XΙX ВЕКА (30 часов)


14

А. С. Пушкин (7 часов). Краткий рассказ о писателе «Полтава». Интерес Пушкина к истории России.

Комбинированный урок. РК: Кавказ в судьбе поэта.

Предварительный

Устный рассказ о поэте

1

Путешествие по пушкинским местам.

15

Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка.

Комбинированный урок

Текущий

Заучивание наизусть

1

1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения

16

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя.

Урок изучения новых знаний

Текущий

Анализ эпизода

1

1.12. Стихотворные размеры

17

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе

Урок изучения художественного произведения

Текущий

Формулирование вопросов

1

Язык художественного произведения

18

Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста

Комбинированный урок


Текущий

Составление характеристики героев


1

1.7 Жанры литературы

19

Трагическое и гуманистическое в повести


Комбинированный урок


Текущий

Анализ форм выражения авторской позиции

1


20

Р.Р. Сочинение на свободную тему «Взаимная ответственность родителей и детей друг перед другом (по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и жизненным впечатлениям)»

Урок контроля и оценки знаний, умений

Обучение классному сочинению. План сочинения.

1

1.8 Авторская позиция

21

М. Ю. Лермонтов (3 часа). Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси.

Урок изучения художественного произведения

РК:

М.Ю. Лермонтов и Кавказ.

Текущий

Устный рассказ о поэте.

Виртуальная экскурсия

1

1.8 Авторская позиция. Стадии развития действия. Система образов.

22

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому.

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Анализ авторской позиции

1

1.12

ИВС языка.

23

Вн. чт. «Когда волнуется желтеющая нива…». «Молитва», «Ангел».


Текущий

Развитие понятия об эпитете.

1

1.14

24

Н. В. Гоголь (4 часа). Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.

Комбинированный урок

Текущий. Рассказ о писателе. Аналитическое чтение

1

8 . Авторская позиция. Сюжет. Композиция.

25

Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей – запорожцев в борьбе за освобождение родной земли.

Урок изучения художественного произведения

Текущий

Анализ эпизода

1

1.12 Язык художественного произведения

26

Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Составление сравнительной характеристики героев

1

1.12 Язык художественного произведения

27

Р.Р. Сочинение на одну из тем: «Прославление товарищества, осуждение предательства в повести», «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия», «Изображение природы в повести»

Урок развития речи:

Сравнение и сопоставление

Тематический. Выявление характерных тем, образов, приёмов изображения героев

1

5.5

28

И. С. Тургенев (2 часа). Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным.

Комбинированный урок

Текущий. Устный рассказ о писателе.

1

5.10

29

Вн. чт. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Владение моно- и диалогической речью

1

1.14.Проза и поэзия.

1.12 Язык произведения

30

Н. А. Некрасов (2 часа). Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины. Историческая основа поэмы. Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…»

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Устный рассказ о поэте

1

1.14 Проза и поэзия.

31

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

Комбинированный урок

Текущий.

Анализ авторской позиции

Собеседование

1

Системы стихосложения

Стихотворные размеры.

32

Вн. чт. А. К. Толстой(1 час). Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел.

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Формулирование вопросов по тексту

1

1.7 Жанры литературы

33

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»

М. Е. Салтыков-Щедрин (2 часа). Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.

Урок изучения художественного произведения

Текущий.

Анализ форм выражения авторской позиции

1

1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск.

34

Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…»

Урок изучения художественного произведения


Текущий. Устное высказывание: аргументы

1

1.8 Авторская позиция. Система образов.

35

Л. Н. Толстой (2 часа). Повесть «Детство». Главы из повести. Взаимоотношения детей и взрослых.


РК: Л.Н.Толстой и Кавказ.

Текущий. Устная характеристика героя

1

1.12 Язык произведения

36

Р.Р. Проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Устное высказывание: аргументы

Анализ форм выражения авторской позиции

1

1.5.Авторский замысел и его воплощение

37

И. А. Бунин (2 часа). Краткий рассказ о писателе. «Цифры» Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Комбинированный урок

Формулирование вопросов по тексту

1

1.12 Язык художественного произведения.

38

Вн. чт. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина

Комбинированный урок

Устный опрос с использованием цитирования

1

1.17 Литературные роды. Жанры литературы.

39

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

А. П. Чехов (2 часа). Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа.

Комбинированный урок.


Текущий. Анализ: фрагмента текста, сопоставительный

1

1.11 Трагическое и комическое.

40

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Устное высказывание: аргументы

1

1.12 Язык художественного произведения.

41

«Край ты мой, родимый край!» (1 час)

Стихотворения русских поэтов о родной природе.


РК: «Поэтическая радуга Ставрополья»

Конкурс чтецов.

Анализ средств выразительности

1

1.12

Системы стихосложения.

42

Р.Р. Домашнее сочинение по русской поэзии XIX века.

Практикум.

Творческая работа

Составление плана сочинения.

1

Стихотворные размеры.

43

Тестирование по литературе XIX века

Урок контроля и коррекции знаний

Итоговый

1

6.5

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (20 часов)


44

М. Горький (2 часа). Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографически характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа

Комбинированный урок

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Составление сравнительной характеристики героев.

1

1.8 Авторская позиция. Стадии развития действия. Система образов


45

Вн. чт. «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко».

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Сравнение и сопоставление

1


46

В. В. Маяковский (2 часа). Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

Комбинированный урок

Предварительный. Устный опрос с использованием цитирования

1

1.12. Язык художественного произведения

47

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, страдания лирического героя стихотворения.

Урок изучения художественного произведения

Текущий

Высказывание: аргументы

1

1.8 Лирический герой. Система образов.

48

Л. Н. Андреев (1 час). Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Рассказ о герое (устное сочинение).

1

1.5.Авторский замысел и его воплощение.

49

А. П. Платонов (3 часа). Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих героя людей, душевная щедрость

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Устный рассказ о писателе Подробный пересказ

1

1.8 Авторская позиция. Стадии развития действия. Система образов.

50

Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.

Комбинированный урок

Текущий. Нравственная оценка героев

1

1.8 Авторская позиция. Стадии развития действия. Система образов.

51

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других.

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Устное высказывание: аргументы

1

1.12 Язык художественного произведения.

52

Б.Л. Пастернак (1 час). Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака.

Урок изучения художественного произведения

Текущий.

Выразительное чтение.

1

6.4

53

На дорогах войны (5 часов)

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет в стихотворениях поэтов-участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского. Ритмы и образы военной лирики.

Комбинированный

РК: Ставропольские поэты о войне.

Предварительный. Интервью с поэтом – участником войны.

1

1.14. Стихотворные размеры.

54

Вн. чт. Ф. А. Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Формулирование вопросов

1

1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения.

55

Вн. чт. Е. И. Носов. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека. «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека

Комбинированный урок

Текущий. Подбор материалов и цитат на тему

1

1.13.Стиль


56

Вн. чт. Ю. П. Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей: взаимопомощь, взаимовыручка

Комбинированный урок

Текущий.

Нравственная оценка героев

1

1.7 Жанры литературы

57

Р.Р. «Нужно ли сочувствие и сострадание людям?». Подготовка к домашнему сочинению.

Урок развития речи

Сравнение и сопоставление

1

6.3

58

«Тихая моя Родина» (3 часа)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего. (В.Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов) Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояния человека через описание картин природы.

Урок изучения художественного произведения

РК: Ставропольские поэты о природе.

Предварительный.

Выразительное чтение. Устное рецензирование чтения.

1

6.3

Стихотворные размеры.

59

А. Т. Твардовский (1 час). Краткий рассказ о поэте. «Снега темнеют синие…», «Июль – макушка лета…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и природы.

Урок изучения художественного произведения

Текущий.

Выразительное чтение.

1

1.4 Проза и поэзия. Системы стихосложения.

60

Р.Р. Д. С. Лихачев (1 час). «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Участие в диалоге.

1

1.4 Проза и поэзия.

61

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко (1 час). Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Урок изучения художественного произведения

Анализ авторской позиции

1

1.7

6.10

62

Песни на слова русских поэтов XX века. Литература народов России (1 час)

Р.Р. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф «Русское поле», Б. Окуджава «По смоленской дороге …». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Возвращение к истокам, основам жизни.

Комбинированный урок

РК: Р. Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

Текущий

Восприятие песен

1

7.1

63

Тестирование по литературе ХХ века.

Урок контроля

Итоговый

1


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (7 часов)


64

Р. Бёрнс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о спра­ведливости и честности.


Урок изучения художественного произведения

Текущий. Расстановка логических ударений, пауз

1


65

Дж. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Урок изучения художественного произведения

Анализ лирического произведения

1


66

Японское хокку. Изображение жизни природы и человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Анализ лирического произведения

1

1.7 Жанры литературы

67

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.


Урок изучения художественного произведения

Текущий. Анализ образа героя

1

1.12. Язык художественного произведения

68

Р. Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Бредбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле.

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Нравственная оценка героев

1


69

Итоговый урок «Путешествие по стране «Литературия»

Урок контроля

Обобщение и систематизация знаний.

1

7.4

70

Обобщение и систематизация знаний. Рекомендации для чтения летом.

Практикум


1




14


Просмотр содержимого документа
«7 РУССКИЙ ЯЗЫК 2016»

Раздел I. Пояснительная записка


Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Н. М. Шанского (Программно - методические материалы: Русский язык 5-9 кл. - М.: «Просвещение», 2014 год).

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Предмет русский язык входит в образовательную область «Филология». Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 7 классе в объеме 140 часов.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся VII класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.


Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся за курс 7 класс


В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

Ученик должен знать\ понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);

  • грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных;

  • об особенностях склонения причастий;

  • определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;

  • действительные и страдательные причастия;

  • краткие страдательные причастия;

  • способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;

  • порядок морфологического разбора причастий;

  • грамматические признаки деепричастия как части речи;

  • определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;

  • способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;

  • порядок морфологического разбора деепричастий;

  • грамматические признаки наречия как части речи;

  • смысловые группы наречий;

  • о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;

  • признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;

  • правила употребления предлогов с разными падежами;

  • о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;

  • о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;

  • о сочинительных и подчинительных союзах;

  • порядок морфологического разбора предлогов и союзов;

  • отличие частиц от самостоятельных частей речи;

  • формообразующие и смысловые частицы;

  • отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;

  • о назначении в речи междометий.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;

  • производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;

  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии

  • Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

По пунктуации

Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты.

По связной речи

  • адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;

  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;

  • писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;

  • грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;

  • собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

Говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


Раздел III. Содержание тем учебного курса


Русский язык как развивающееся явление

Повторение пройденного в VVI классах

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

Морфология. Орфография. Культура речи

Причастие

Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас­тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда­тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразуютая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в па­дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей­ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы и в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква я в кратких причастиях.

Умение правильно ставить ударение в полных н кратких страда­тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при­несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

Описание внешности человека: структура текста, языко­вые особенности (в том числе специальные «портретные» слова).Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие

Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас­тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто-образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте, Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер­шенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями. Умение правильно строить предложение с деепричастным обо­ротом.

Рассказ по картине.

Наречие

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразуютая роль наречий. Словообразование наречий.Правописаниене с наречиями на и -е\ не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы и на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные й раздельные написания наречий. Буква ь после шипя­щих на конце наречий.

Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния

Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наре­чий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Предлог

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразуютая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

Умение правильно употреблять предлоги в и на. с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы —- соеди­нительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица­ми и союза также от наречия так с частицей же.

Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языко­вые особенности.

Частица

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые части­цы. Текстообразуютая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междо­метий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме­тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Умение выразительно читать предложения с междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.



Учебно-тематический план


140 часов (4 часа в неделю)

Сочинений – 8 Изложений – 6

Контрольное тестирование – 2 Контрольных диктантов – 7


Основное содержание по темам

Количество учебных часов

Количество часов развития речи

1

Введение

1


2

Повторение изученного в 5 – 6 классах

8

3

3

Морфология и орфография. Культура речи

59

17

3.1 Причастие

27

8

3.2 Деепричастие

10

2

3.3 Наречие

20

5

3.4 Категория состояния

2

2

4

Служебные части речи

34

6

4.1 Введение

1


4.2 Предлог

7

1

4.3 Союз

10

1

4.4 Частица

13

4

4.5 Междометие

3


5

Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах

9

3

6

Всего

111

29



Календарно – тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе


Тема урока

Тип урока

Виды контроля

Дата

Подготовка к ВПР, ГИА

1

Введение (1)

Русский язык как развивающееся явление

РК: Языковые традиции Ставрополья

Комбинированный урок

Предварительный

Анализ текстов



Повторение пройденного в V и VI классе (8 + 3)

2

Синтаксис. Синтаксический разбор.

Пунктуация. Пунктуационный разбор

Урок совершенствования изученного

Текущий

Анализ текстов

Объяснительный диктант



3

Лексика и фразеология

Жизнь и творчество В.И. Даля

РК: Работа с текстом («Петровские вести»)

Комбинированный

Текущий

Анализ худо­жественного текста, рабо­та со слова­рем


7.19


4

Р.Р. Сжатое изложение

Урок развития речи

Редактирова­ние и запись исправленного текста


2.5

2.3

5

Фонетика и орфография

РК: Фонетические черты говоров (говоры) Петровского района

Комбинированный

урок

Текущий

Тест, редактирова­ние звучащей речи


3.1

2.4

6

Словообразование и орфография. Разбор слова по составу

Урок совершенствования изученного

Текущий

Заполнение таблицы примерами


1.1

1.2

6.17

7

Морфология и орфография морфологический разбор слов

Урок обобщения и систематизации изученного

Текущий

Графический диктант


3.1

3.2

3.3

8

Орфогра­фия. Предупреждение орфографических ошибок

Урок обобщения изученного

Текущий

Входящее тестирование


4.1

4.2

9

Р.Р. Текст. Диалог как текст. Виды диалога

РК: Работа с текстом («Петровские вести»)

Урок развития речи

Текущий

Работа с текстами


6.1

6.17

10

Р.Р. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности

Урок развития речи

Индивидуальная работа Предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок



11

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 1 по теме «Повторение изученного»

Урок контроля и коррекции знаний, умений

Тематический

Диктант с грамматическим заданием


8.3

8.1

12

Анализ диктанта по теме «Повторение изученного»

Урок обобщения и систематизации изученного

Работа над ошибками



Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие (27 + 8)

13

Повторение пройденного о глаголе и прилагательном в V и VI классе

Урок обобщения и систематизации изученного

Предварительный

Выборочный диктант


4.1

14

Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастий

Урок изучения новых знаний

Предварительный

Составление плана ответа



15

Синтаксическая роль причастий в предложении

Комбинированный урок

Текущий;

Заполнение таблицы примерами



16

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Комбинированный урок

Текущий;

Работа с таблицами



17

Р.Р. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура

РК: Языковой разбор текста на актуальную тему на основе отбора необходимой информации («Петровские вести»)

Урок развития речи

Предварительный

Анализ текста


8.6


18

Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота

Урок изучения нового материала

Текущий;

Конструирование предложений по схемам


5.7

19

Знаки препинания при причастном обороте

Урок применения знаний и умений

Текущий

Объясни­тельный, рас­пределитель­ный диктанты


7.3

20

Р.Р. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова)

Урок изучения нового материала

Анализ текста

Редактирование собственного текста


8.6

21

Действительные и страдательные причастия

Урок изучения новых знаний

Текущий;

Распредели­тельный диктант


6.17


22

Полные и краткие страдательные причастия. Текстообразующая роль причастий

Урок изучения новых знаний

Текущий

Конструирование предложений по схемам



23

Р.Р. Сочинение. Описание внешности знакомого по фотографии

Урок развития речи

Редактирова­ние и запись исправленного текста



24

Р.Р. Написание сочинения

Урок развития речи

Составление текстов различных жанров



25

Действительные причастия настоящего времени

Урок изучения нового материала

Текущий

Составление плана ответа


6.10


26

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Урок изучения нового материала

Текущий

Тестирование по теме



27

Действительные причастия прошедшего времени

Урок изучения нового материала

Текущий

Составление обобщающей таблицы


6.17


28

Р.Р. Изложение с изменением лица глагола (по упр.116)

Урок развития речи

Составление авторского текста


3.3

29

Р.Р. Написание изложения с изменением лица

Урок развития речи

Редактирова­ние и запись исправленного текста



30

Страдательные причастия настоящего времени.

Урок изучения новых знаний

Текущий

Объяснительный диктант



31

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Комбинированный урок

Текущий

Работа по карточкам


5.14

32

Страдательные причастия прошедшего времени

Урок применения знаний и умений

Текущий

Опрос с помощью тестирования



33

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

Урок обобщения и систематизации изученного

Текущий

Объяснительный диктант


4.3

34

Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий

Урок изучения нового материала

Текущий

Объяснительный диктант



35

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Урок изучения нового материала

Текущий

Работа по карточкам



36

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, образованных от глаголов (отглагольных прилагательных)

Урок применения знаний и умений

Текущий

Опрос с помощью тестирования



37

Одна буква Н в кратких страдательных причастиях

Урок изучения нового материала

Текущий

Комментированное письмо. Словарный диктант



38

Одна буква Н в кратких страдательных причастий и в отглагольных прилагательных.

Урок применения знаний и умений

Текущий

Тестирование по теме



39

Р.Р. Выборочное изложение (упр.151)

РК: Статьи газеты «Петровские вести» - объект исследования

Урок развития речи

Изложение

Переработка текста



3.1

40

Р.Р. Написание выборочного изложения

Урок развития речи

Редактирова­ние и запись исправленного текста



41

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Урок изучения нового материала

Текущий

Работа по карточкам


6.10


42

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Комбинированный урок

Текущий

Тестирование по теме


6.10


43

НЕ с причастиями

Урок применения знаний и умений

Текущий

Тестирование по теме


6.10


44

Буквы О-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Урок формирования новых знаний

Текущий

Тестирование по теме



45

Морфологический разбор причастий. Повторение по теме «Причастие»

Комбинированный урок

Текущий. Работа с тек­стами разных стилей и жан­ров


6.17


46

Диктант № 2 по теме «Причастие»

Урок контроля и коррекции знаний, умений

Тематический

Диктант с грамматическим заданием



47

Анализ диктанта по теме «Причастие»

Урок обобщения и систематизации изученного



Работа над ошибками



Деепричастие (10 + 2)

48

Повторение пройденного о глаголе и наречии V и VI класса. Деепричастие

Комбинированный урок

Предварительный

Комментирование орфограмм и пунктограмм


4.1

49

Глагольные и наречные свойства деепричастий. Синтаксическая роль деепричастий в предложении

Урок формирования новых знаний

Текущий

Комментиро­ванный диктант



50

Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте

Комбинированный урок

Текущий

Конструирование предложений


7.4

51

Выделение одиночного деепричастия запятыми.


Урок применений знаний и умений

Текущий

Тестирование по теме


7.19

52

Раздельное написание не с деепричастиями

Комбинированный урок

Текущий

Тестирование по теме



53

Деепричастия несовершенного вида и их образование

Урок формирования новых знаний

Текущий

Пунктуационный диктант


3.4

54

Деепричастия совершенного вида и их образование

Урок закрепления изученного материала

Текущий

Объяснительный диктант



55

Морфологический разбор деепричастия. Повторение по теме «Деепричастие»

Урок обобщения и систематизации изученного

Текущий

Диктант «Про­верь себя»


4.3

56

Р.Р. Сочинение – описание (обучающее) по картине С. Григорьева «Вратарь»

Урок развития речи

Сочинение

Составление авторского текста


8.6


57

Р.Р. Написание сочинения – описания по картине С. Григорьева «Вратарь»

Урок развития речи

Редактирова­ние и запись исправленного текста


8.6


58

Контрольный диктант с грамматическим заданием 3 по теме «Деепричастие»

Урок контроля и коррекции знаний и умений

Тематический


6.17

5.14

59

Анализ диктанта по теме «Деепричастие»

Урок обобщения и систематизации изученного

Работа над ошибками



Наречие (20 + 5)

60

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении

Комбинированный урок

Предварительный

Устный опрос


4.1


61

Разряды наречий по значению

Комбинированный урок

Текущий.

Составление плана ответа



62

Степени сравнения наречий и их образование

Урок формирования новых знаний

Текущий

Устное высказывание на лингвистическую тему



63

Р.Р. Сочинение-описание картины И. Попова «Первый снег» (упр. 233)

РК: Пейзажная лирика Ставропольских писателей

Урок развития речи

Текущий.

Комплексный анализ текста



64

Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Морфологический разбор наречия

Комбинированный урок

Текущий

Работа по разноуровневым карточкам


4.3

65

Правописание НЕ с наречиями на –О и –Е

Урок формирования новых знаний

Текущий

Работа с таблицами, схемами


6.11

66

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е

Комбинированный урок

Текущий

Тестирование по теме


6.11

67

Правописание НЕ- и НИ- в отрицательных наречиях на -О и -Е

Урок обобщения и систематизации изученного

Текущий

Тестирование по теме


6.17


68

Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е

Урок формирования новых знаний

Текущий

Составление обобщающей таблицы


6.8

69

Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е

Комбинированный урок

Текущий

Тестирование по теме


6.17

70

Р.Р. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности

РК: Культура общения в нашем лицее

Урок развития речи

Текущий.

Составление плана ответа



71

Р.Р. Контрольное изложение. Пересказ исходного текста с описанием действий

Урок развития речи

Текущий

Переработка текста.


8.3

72

Р.Р. Написание контрольного изложения. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Урок развития речи

Редактирова­ние и запись исправленного текста



73

О и Е после шипящих на конце наречий

Урок формирования новых знаний

Текущий

Комментирование орфограмм



74

Суффиксы -О и -А на конце наречий

Урок формирования новых знаний

Текущий

Тестирование по теме


6.3


75

Дефис между частями слова в наречиях

Урок формирования новых знаний

Текущий

Устное высказывание на лингвистическую тему


6.17

76

Дефис между частями слова в наречиях

Урок применения умений и навыков

Текущий

Тестирование по теме


6.17

77

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

Урок формирования новых знаний

Текущий

Заполнение таблицы примерами


6.11

78

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях

Урок применения умений и навыков

Текущий

Тестирование по теме


6.17

79

Буква Ь после шипящих на конце наречий

Урок формирования новых знаний

Текущий

Тестирование по теме


6.16


80

Контрольное тестирование по теме «Наречие»

Урок контроля и коррекции знаний

Тематический


6.17


81

Повторение и систематизация изученного по теме «Наречие».

Урок обобщения и систематизации изученного

Текущий

Работа с таблицами, схемами


6.4


82

Контрольный диктант с грамматическим заданием 4 по теме «Наречие»

Урок контроля и коррекции знаний

Тематический


6.17


83

Анализ диктанта по теме «Наречие»

РК: Лингвокраеведение


Урок обобщения и систематизации изученного

Работа над ошибками



84

Р.Р. Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад

Урок развития речи.



Заслушивание докладов



Категория состояния (2 + 2)

85

Категория состояния как часть речи, её отличие от наречий

Комбинированный урок

Предварительный

Анализ текста


4.1

86

Синтаксическая роль слов категории состояния

Морфологический разбор категории состояния

Комбинированный урок

Текущий

Рассуждение на определенную тему



87

Р.Р. Сжатое изложение текста с описанием состояния человека

Урок развития речи

Переработка текста




88

Р.Р. Написание сжатого изложения текста с описанием состояния человека

Урок развития речи

Редактирова­ние и запись исправленного текста



Служебные части речи. Культура речи (1)

89

Самостоятельные и служебные части речи

Комбинированный урок

Предварительный

Составление плана ответа


4.1

4.2

Предлог (7 + 1)

90

Предлог как служебная часть речи

Комбинированный урок

Предварительный

Индивидуальный устный опрос


4.2

91

Синтаксическая роль предлогов в предложении. Употребление предлогов

Урок изучения новых знаний

Текущий

Графический диктант



92

Непроизводные и производные предлоги

Урок изучения новых знаний

Текущий

Опрос с помощью тестирования



93

Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Морфологический разбор предлога

Комбинированный урок

Текущий

Взаимопроверка


4.3

94

Р.Р. Сочинение- репортаж на основе картины А.Сайкиной «Детская спортивная школа»

РК: Диалектный язык на примере краеведческого материала

Урок развития речи

Составление авторского текста



95

Слитное и раздельное написание производных предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.)

Урок изучения новых знаний

Текущий

Работа с таблицами, схемами


10.1

96

Слитное и раздельное написание производных предлогов. Дефис в предлогах из-за, из-под

Урок применения знаний и умений

Текущий

Заполнение таблицы примерами


6.14

97

Контрольное тестирование по теме «Предлог»

Урок контроля и коррекции знаний

Тематический


6.17


Союз (10 + 1)

98

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Простые и составные союзы

Комбинированный урок

Предварительный

Различные виды разбора


4.2

99

Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные, противительные

Урок совершенствования знаний и умений

Текущий

Составление схем предло­жений


7.19

100

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Употребление сочинительных союзов

Урок совершенствования знаний и умений

Текущий

Тестирование по теме


7.11


101

Р.Р. Сочинение-рассуждение (упр.384)

РК: Речь жителей Петровского района.

Урок развития речи

Создавать тексты различных стилей и жанров


7.12

102

Подчинительные союзы. Употребление подчинительных союзов в сложном предложении

Комбинированный урок

Текущий

Комплексный анализ текста


3.2

103

Текстообразующая роль союзов. Морфологический разбор союза

Урок изучения новых знаний

Текущий

Составление схем предло­жений



104

Слитные и раздельные написания союзов

Урок изучения новых знаний

Текущий

Переработка текста


4.3

105

Слитные и раздельные написания союзов

Комбинированный урок

Текущий

Тестирование по теме


6.14

106

Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же

Комбинированный урок

Текущий

Орфографический анализ текста


6.14

107

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 5 по теме «Предлог. Союз»

Урок контроля и коррекции знаний, умений.

Тематический



6.17


108

Анализ диктанта по теме «Предлог. Союз»

Урок обобщения и систематизации изученного


Работа над ошибками




Частица (13 + 4)

109

Частица как часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении

Урок изучения нового материала

Предварительный

Анализ текста


4.2


110

Разряды частиц. Формообразующие частицы Смыслоразличительные частицы

Урок изучения нового материала.

Текущий

Работа с таблицами, схемами



111

Раздельное и дефисное написание частиц

Урок изучения новых знаний

Текущий

Письменный опрос



112

Отрицательные частицы НЕ и НИ

Урок изучения новых знаний

Текущий

Комментирование орфограмм



113

Различение на письме частицы НЕ и НИ

Урок совершенствования знаний

Текущий

Заполнение таблицы примерами



114

Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ

Урок применения знаний и умений

Текущий

Работа с таблицами, схемами



115

Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ

Урок изучения нового материала

Текущий

Взаимопроверка



116

Правописание НЕ и НИ с различными частями речи

Урок изучения новых знаний

Текущий

Самоконтроль



117

Правописание НЕ и НИ с различными частями речи

Урок обобщения и систематизации изученного

Текущий

Тестирование по теме


6.14

118

Контрольное тестирование по теме «Частица»

Урок контроля и коррекции знаний

Тематический


6.17

119

Р.Р. Сочинение-рассказ по данному сюжету (упр. 446)

Урок развития речи

Текущий

Составление авторского текста


6.13

6.11

120

Р.Р. Написание сочинения по данному сюжету

Урок развития речи

Редактирова­ние и запись исправленного текста


8.3

121

Морфологический разбор частиц

Комбинированный урок

Текущий

Составление обобщающей таблицы



122

Контрольный диктант с грамматическим заданием 6 по теме «Частица»

Контрольный урок

Тематический


4.3

123

Анализ диктанта по теме «Частица»

РК: Топонимика Ставрополья

Урок обобщения изученного

Работа над ошибками



124

Р.Р. Контрольное сочинение

Урок развития речи

Сочинение

Составление авторского текста


10.1

3.3

125

Р.Р. Написание контрольного сочинения

Урок развития речи

Редактирова­ние и запись исправленного текста



Междометие. Звукоподражательные слова (3)

126

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий

Урок изучения нового материала

Предварительный

Фронтальный опрос


4.3


127

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях

Комбинированный урок

Текущий

Тестирование по теме



128

Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях

Урок применения знаний и умений

Текущий

Обобщающая беседа по изученному материалу



Повторение и систематизация пройденного в VI классе (9 + 3)

129

Р.Р. Текст. Стили речи

РК: Ономастика Ставрополья

Комбинированный урок

Текущий

Комплексный анализ текста


1.3


130

Разделы науки о русском языке. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология

РК: Лексические ошибки на примере краеведческого материала

Комбинированный урок

Текущий

Контрольный словарный диктант


1.2

10.1

131

Морфемика. Словообразование. Орфография

Комбинированный урок

Текущий

Графический диктант


1.1


132

Морфология. Орфография

Комбинированный урок

Текущий

Самоконтроль


2.5

133

Р.Р. Подготовка к сочинению-рассуждению на морально- этическую тему

Урок развития речи

Составление авторского текста


8.3

134

Р.Р. Написание сочинения-рассуждения на морально- этическую тему

Урок развития речи

Редактирова­ние и запись исправленного текста



135

Орфография

РК: Орфографический анализ статьи («Петровские вести»)

Комбинированный урок

Текущий

Работа с таблицами, схемами


3.4

136

Синтаксис

Комбинированный урок

Текущий

Составление плана ответа



137

Пунктуация

Комбинированный урок

Текущий

Составление схем предло­жений


3.4

138

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием № 7

Урок контроля и коррекции знаний, умений

Итоговый


7.19

139

Анализ диктанта итогового контрольного диктанта

РК: Орфоэпические ошибки - результат местных говоров

Урок обобщения и систематизации изученного

Работа над ошибками

Работа с таблицами, схемами


7.19

140

Итоговый урок

Комбинированный урок.

Итоговый





7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!