СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование уроков русского языка и литературы. 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

пояснительная записка и тематическое планированик

Просмотр содержимого документа
«8 ЛИТЕРАТУРА 2016»

Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 8 класса. Программа составлена на основе Рабочей программы для общеобразовательных учреждений к предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2014). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме 455 ч, в том числе: в 8 классе — 70 ч.

Согласно учебному плану на 2016 – 2017 учебный год в 8 классе 70 часов (2 часа в неделю).

В соответствии с региональным компонентом государственного стандарта общего образования Ставропольского края 10% времени отведено на изучение литературы, что составляет в 8 классе 7-9 часов в год Преподавание ведётся по учебнику «Литература» в 2-частях для 8 класса под редакцией В.Я.Коровиной - М.: «Просвещение», 2014)

Результаты обучения

Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся


Подраздел «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучащимися.

Подраздел «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В подразделе «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате изучения литературы ученик

должен знать/понимать

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • отличия письменной литературы от произведений устного народного творчества;

  • событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений;

  • особенности композиции изученного произведения;

  • основные теоретико-литературные понятия;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя (писателей и поэтов);

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

В результате изучения литературы ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе

за курс VIII класса

Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.

  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  3. Особенности композиции изученного произведения.

  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литератур

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.

  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.

  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.

  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

  5. Различать эпические и лирические произведения.

  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.

  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.

  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.

  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.

  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.


Раздел III. Содержание тем учебного курса

Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

«О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской поэзии (начальные представления).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенекак пропагандист русской литературы в Европе).

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор)

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»; М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». (Для самостоятельного чтения.)

Сатира и юмор в рассказах.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения родине.

Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (обзор)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о родине, родной природе (обзор)

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о родине.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих

не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятий).

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).


Учебно-тематический план



№ п/п

Содержание

Количество часов

Развитие речи

Внеклассное чтение

РК

1.

Введение

1

-

-

1

2.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2

-

-

1

3.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2

-

-

-

4.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

3

1



5.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

35

5

3

4

6.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

20

5

2

3

7.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

5

1

1

-

8.

Итоговый контроль

2

1



9.

Итого

70

13

6

9







Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 8 классе

Тема урока

Типы и формы урока

Виды контроля

Дата

Примечания

(кодификатор)

1

ВВЕДЕНИЕ (1)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы

Урок изучения нового материала

РК: Литература Ставрополья

Индив. выступления учащихся

Чтение статьи



1.1.Художественная литература как искусство слова

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 часа)

2

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Комбинированный урок

РК: Фольклор народов Кавказа

Предварительный

Устный опрос с использованием цитирования Аргументированный ответ

Устная характеристика героя


1. 2 Фольклор. Жанры фольклора


3

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Урок изучения художественного произведения

Текущий

Устный опрос


1.3

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)

4

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

Комбинированный урок

Предварительный

Устный ответ с использованием цитирования


Жанры литературы

2.12.Изобразительно-выразительные средства языка.

5

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Урок изучения художественного произведения

Текущий

Устная характеристика героя

Работа со словарём


1.17.Литературные роды.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 часа)

6

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена.

Урок изучения художественного произведения

Предварительный

Устный рассказ о поэте


1.17 Литературные роды. Жанры литературы.

7

Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.


Комбинированный урок

Текущий

Расстановка ударений, пауз


3.2 Стадии развития действия.

8

Р.Р. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов

Урок контроля и оценки знаний, умений

Текущий

Составление плана, подготовка цитат


1.8 Авторская позиция. Система образов. Речевая характеристика героя.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XΙX ВЕКА (35 часов)

9

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Урок изучения художественного произведения

Текущий

Анализ форм выражения авторской позиции


1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения

1.12. Стихотворные размеры

10

Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.

Урок изучения художественного произведения

Текущий

Формулирование вопросов


1.8 Авторская позиция

Язык художественного произведения

11

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Комбинированный урок.


РК: Кавказ в судьбе поэта.

Предварительный

Устный рассказ о поэте

Анализ эпизода Формулирование вопросов


Путешествие по пушкинским местам.

Язык художественного произведения


1.7 Жанры литературы

12

Роман «Капитанская дочка». Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина.

Урок изучения художественного произведения

Анализ форм выражения авторской позиции


Роман (начальные представления).


13

Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).

Комбинированный урок

Составление характеристики героев


Реализм (начальные представления).

14

Маша Миронова — нравственная красота героини.

Комбинированный урок

Текущий

Анализ эпизода



15

Швабрин — антигерой.

Значение образа Савельича в романе.

Комбинированный урок

Сопоставительная характеристика героев


1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения

16

Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва».

Комбинированный урок

Текущий



Историзм художественной литературы

17

Р.Р. Подготовка к написанию классного сочинения по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».


Урок контроля и оценки знаний, умений

Обучение классному сочинению.


1.8 Авторская позиция

18

Р.Р. Написание классного сочинения по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».


Урок контроля и оценки знаний, умений

Текущий

Составление плана, подготовка цитат



19

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

Урок изучения художественного произведения


Предварительный.

Устное рецензирование чтения.


1.12. Стихотворные размеры

20

Вн. чт. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

Урок изучения художественного произведения

Предварительный.

Анализ средств выразительности


1.5.Авторский замысел и его воплощение

21

К.Р. Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

Урок контроля и оценки знаний, умений

Итоговый



22

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

РК:

М.Ю. Лермонтов и Кавказ.

Текущий

Виртуальная экскурсия


Поэма, романтическая поэма

23

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств.

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Анализ авторской позиции


1.12

ИВС языка.

24

Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Урок изучения художественного произведения

Текущий

Развитие понятия об эпитете.


1.14 Романтический герой

Система образов.

25

Р.Р. Подготовка к написанию письменного ответа по одному из проблемных вопросов


Урок контроля и оценки знаний, умений

Обучение классному сочинению.


1.8 Авторская позиция. Стадии развития действия.

26

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

Комбинированный урок

Текущий.

Рассказ о писателе.


8 . Авторская позиция. Сюжет. Композиция.

27

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор».

Урок изучения художественного произведения

Текущий

Аналитическое чтение

Анализ эпизода


1.12 Язык художественного произведения

28

Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.


Урок изучения художественного произведения

Текущий. Составление характеристики героев


1.12 Язык художественного произведения

29

Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко).

Урок изучения художественного произведения

Тематический. Выявление характерных тем, образов, приёмов изображения героев


5.5

Ремарки как форма выражения авторской поэзии

30

Р.Р. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов

Урок развития речи:


Текущий

Составление плана, подготовка цитат


Сатира и юмор

31

Вн. чт. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Владение моно- и диалогической речью


1.14.Проза и поэзия.

1.12 Язык произведения

32

К.Р. Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя

Урок контроля и оценки знаний, умений

Итоговый


2.1


33

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Комбинированный урок


Текущий.

Устный рассказ о писателе. Собеседование


5.10

34


М. Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй.

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Устный рассказ о поэте

Анализ форм выражения авторской позиции


1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск.

35

Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Комбинированный урок

Текущий.

Анализ авторской позиции


Гипербола

Эзопов язык

36

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных.

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Устное высказывание: аргументы


Рассказ

37

Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.


Урок изучения художественного произведения

Текущий. Формулирование вопросов по тексту


Художественная деталь

38

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделённости двух Россий.


Комбинированный урок

РК: Л.Н.Толстой и Кавказ.

Текущий. Устная характеристика героя


Художественная деталь. Антитеза

Композиция

39

Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Урок изучения художественного произведения

Текущий.

Устное высказывание: аргументы


Роль антитезы в композиции произведений


40

К.Р. Контрольная работа по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого

Урок контроля и оценки знаний, умений

Итоговый


1.8 Авторская позиция. Система образов.

41

Р.Р. Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор)

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»; М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Комбинированный

РК: Ставропольские поэты о природе.

Конкурс чтецов.

Анализ средств выразительности


1.12 Язык художественного произведения.

1.12

Системы стихосложения.

42

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Урок изучения художественного произведения


Предварительный.

Устное рецензирование чтения.


Психологизм художественной литературы

43

Вн. чт. «Человек в футляре». «Маленькая трилогия» как цикл рассказов о «футлярных» людях. «Футлярное» существование человека и его осуждение писателем. Конфликт свободной и «футлярной» жизни, обыденного и идеального. Общность героев и повествователей в рассказах «Человек в футляре» и «О любви»

Практикум.

Творческая работа

Текущий.

Устный или письменный ответ на вопрос (цитированиe)


1.11 Трагическое и комическое.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (20 часов)

44

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Урок изучения художественного произведения


Текущий. Устное высказывание: аргументы Формулирование вопросов по тексту


1.12 Язык художественного произведения.

Сюжет и фабула.

45

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Комбинированный урок

Текущий. Устный рассказ о писателе Подробный пересказ


1.17 Литературные роды. Жанры литературы

46

Р.Р. Подготовка к письменному ответу на вопрос по рассказам А. Чехова, И. Бунина, А. Куприна

Урок - диспут

Составление плана сочинения.


1.12 Язык художественного произведения.

47

К.Р. Контрольная работа по рассказам А. Чехова, И. Бунина, А. Куприна

Урок контроля и оценки знаний, умений

Итоговый



48

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.

Комбинированный урок.

Текущий. Анализ средств выразительности


Стихотворные размеры.

49

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва.

Урок изучения художественного произведения

Текущий

Высказывание: аргументы


Драматическая поэма

50

Р.Р. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Комбинированный урок.

Текущий. Составление сравнительной характеристики героев.


6.3

51

Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Урок изучения художественного произведения

Предварительный.

Подробный пересказ


1.8 Авторская позиция. Стадии развития действия. Система образов


52

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

Комбинированный урок

Текущий. Нравственная оценка героев


1.12. Язык художественного произведения

53

Вн. чт. Тэффи. «Жизнь и воротник».

М. Зощенко. «История болезни».

Сатира и юмор в рассказах.

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Составление сравнительной характеристики героев.


1.8 Авторская позиция. Стадии развития действия. Система образов


54

Вн. чт. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Рассказ о герое (устное сочинение).


1.12. Язык художественного произведения

55

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения родине.

Комбинированный урок

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Составление характеристики героев.


1.8 Авторская позиция. Стадии развития действия. Система образов


56

Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа.

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Конкурс чтецов.

Анализ средств выразительности



57

Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.


Комбинированный урок

Текущий. Участие в диалоге.

Анализ авторской позиции



58

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (обзор)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы ВОв. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Комбинированный

РК: Ставропольские поэты о войне.

Текущий.

Подбор материалов и цитат на тему



59

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Урок изучения художественного произведения

Текущий.

Нравственная оценка героев


Герой-повествователь

60

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу В. Астафьева

Урок развития речи:

Текущий

Составление плана, подготовка цитат



61

Р.Р. Русские поэты о родине, родной природе (обзор)

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Урок развития речи

РК: «Поэтическая радуга Ставрополья»

Предварительный.

Выразительное чтение. Устное рецензирование чтения.



62

Р.Р. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о родине.

Урок развития речи

РК: Р. Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

Предварительный.

Выразительное чтение. Устное рецензирование чтения.



63

К.Р. Итоговая контрольная работа по литературе в формате ГИА

Урок контроля и коррекции знаний

Итоговый



ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 часов)

64

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Нравственная оценка героев


Конфликт как основа сюжета драматического произвед

65

Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии»

Урок изучения художественного произведения

Текущий.

Анализ лирического произведения


Сонет как форма лирической поэзии

6.4

66

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Урок изучения художественного произведения

Текущий.

Рассказ о герое (устное сочинение).


Классицизм. Комедия

6.3

1.5.Авторский замысел и его воплощение.

67

Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Формулирование вопросов


7.1

1.7

6.10

68

Вн. чт. Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Урок изучения художественного произведения

Текущий. Расстановка логических ударений, пауз


Исторический роман

7.1

69

Р.Р. Итоговый урок «Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе».

Выявление уровня литературного развития учащихся

Урок контроля и коррекции знаний

Итоговый



70

Итоги года и задание на лето.

Комбинированный урок

Обобщение и систематизация знаний.







14


Просмотр содержимого документа
«8 РУССКИЙ ЯЗЫК 2016»

Раздел I. Пояснительная записка


Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.]. — 12-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Предмет русский язык входит в образовательную область «Филология». Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 8 классе в объеме 105 часов (3 часа в неделю).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся VII класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.


Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся за курс 8 класса


В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

Ученик должен знать\ понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);

  • грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных;

  • об особенностях склонения причастий;

  • определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;

  • действительные и страдательные причастия;

  • краткие страдательные причастия;

  • способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;

  • порядок морфологического разбора причастий;

  • грамматические признаки деепричастия как части речи;

  • определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;

  • способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;

  • порядок морфологического разбора деепричастий;

  • грамматические признаки наречия как части речи;

  • смысловые группы наречий;

  • о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;

  • признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;

  • правила употребления предлогов с разными падежами;

  • о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;

  • о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;

  • о сочинительных и подчинительных союзах;

  • порядок морфологического разбора предлогов и союзов;

  • отличие частиц от самостоятельных частей речи;

  • формообразующие и смысловые частицы;

  • отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;

  • о назначении в речи междометий.

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;

  • производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;

  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии

  • Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

По пунктуации

Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты.

По связной речи

  • адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;

  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;

  • писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;

  • грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;

  • собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

Говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


Раздел III. Содержание тем учебного курса


Введение. Общие сведения о языке

Повторение пройденного в V-VII классах

Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Текст и предложение как единица синтаксиса.

Словосочетание

  1. Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

  2. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение

  1. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

  2. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

  3. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

  4. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Двусоставные предложения

  1. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

  2. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

  3. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

  4. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

  5. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения

  1. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

  2. Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

  3. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

  4. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Односоставные предложения

  1. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

  1. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

  2. Рассказ на свободную тему.

Неполное предложение

Однородные члены предложения

  1. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

  1. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

  2. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения

  1. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

  2. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

  3. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

  1. Повторение изученного материала об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

  1. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

  2. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Синтаксические конструкции с чужой речью

  1. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

  2. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

  1. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

  2. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в VIII классе


Учебно-тематический план


Основное содержание по темам

Количество часов

Количество часов развития речи

1

Введение

1


2

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5—7 КЛАССАХ

5

2

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

3

Основные единицы синтаксиса Словосочетание

7

1

4

Простое предложение

2

1

5

Двусоставные предложения

Главные члены предложения

6

2

6

Второстепенные члены предложения

6

2

7

Односоставные предложения

9

2

8

Простое осложнённое предложение

1


9

Однородные члены предложения

12

2

10

Обособленные члены предложения

17

3

11

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Обращение

4


12

Вводные и вставные конструкции

5

2

13

Чужая речь

6


14

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ

5

2

15

ИТОГО

86

19

Календарно – тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе


Тема урока

Тип урока

Виды контроля

Дата

Подготовка к ВПР, ГИА

1

Введение (1)

Русский язык в современном мире

РК: Языковые традиции Ставрополья

Комбинированный урок

Предварительный

Анализ текстов


7.19

2.4

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5—7 КЛАССАХ (5 ч + 2 ч)

2

Пунктуация. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

Комбинированный урок

Текущий

Графический диктант


2.5

2.3


3

Синтаксис простого предложения. Знаки препинания в простом предложении

Практикум

Текущий

рабо­та со слова­рем


3.1

4

Синтаксис сложного предложения. Знаки препинания в сложном предложении

Урок совершенствования изученного

Текущий

Анализ текстов

Объяснительный диктант


1.1

6.17

5

Орфография. Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, наречий и причастий

Урок совершенствования изученного

Текущий

Заполнение таблицы примерами


3.1

3.2

3.3

6

Орфография. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

Урок совершенствования изученного

Текущий

Объяснительный диктант


4.1

4.2

4.3

7

Р.Р. Подготовка к написанию сжатого изложения

РК: Статьи газеты «Петровские вести» - объект исследования

Урок развития речи

Редактирова­ние и запись исправленного текста


6.1

6.17

8

Р.Р. Написание сжатого изложения

Урок развития речи



1.2

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание (7ч + 1ч)

9

Основные единицы синтаксиса

Комбинированный урок

Текущий

Составление обобщающей таблицы


8.3

8.1

10

Словосочетание как единица синтаксиса

Урок изучения нового материала

Текущий;

Конструирование предложений по схемам


4.1

11

Виды словосочетаний. Виды связи слов в словосочетаниях

Урок изучения нового материала

Текущий;

Работа с таблицами, схемами


8.6


12

Синтаксические связи слов в словосочетаниях

Урок изучения нового материала

Текущий

Объяснительный диктант


5.7

13

Синтаксический разбор словосочетаний

Урок совершенствования изученного

Текущий

Графический диктант


7.3

14

Р.Р. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.

РК: Работа с текстом («Петровские вести»)

Урок развития речи

Комплексный анализ текста


8.6

15

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 1 по теме «Словосочетание»

Урок контроля и коррекции знаний, умений

Тематический

Диктант с грамматическим заданием


6.17


16

Анализ диктанта по теме «Словосочетание»

Урок обобщения и систематизации изученного

Работа над ошибками



Простое предложение (2 ч + 1 ч)

17

Грамматическая (предикативная) основа предложения

Комбинированный урок

Текущий

Заполнение таблицы примерами


5.14

18

Порядок слов в предложении. Интонация предложения. Логическое ударение

Комбинированный урок

Текущий;

Работа с таблицами, схемами



19

Р.Р. Стили и типы речи (повторение). Особенности описания памятника культуры (Церковь Покрова на Нерли). Подготовка к домашнему сочинению

Урок развития речи

Текущий

Анализ худо­жественного текста, рабо­та со слова­рем


4.3

Двусоставные предложения

Главные члены предложения (6 ч + 2 ч)

20

Подлежащее. Способы выражения подлежащего

Урок обобщения и систематизации изученного

Текущий

Составление обобщающей таблицы


8.3

21

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое


Урок изучения нового материала

Текущий

Составление обобщающей таблицы


8.1

22

Составное глагольное сказуемое

Урок изучения нового материала

Текущий;

Работа с таблицами, схемами



23

Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым

Урок изучения нового материала

Текущий, тестирование

Работа с таблицами, схемами


6.10


24

Виды сказуемых

РК: Языковой разбор текста на актуальную тему на основе отбора необходимой информации («Петровские вести»)

Практикум

Текущий

Составление обобщающей таблицы



25

Контрольная работа по теме «Главные члены предложения»

Урок контроля и коррекции знаний, умений

Тематический



6.17


26

Р.Р. Подготовка к изложению текста о памятных местах России (с элементами сочинения)

Урок развития речи

Текущий

Анализ худо­жественного текста, рабо­та со слова­рем


3.3

27

Р.Р. Написание изложения с элементами сочинения «Троице-Сергиева Лавра зимой»

Урок развития речи

Текущий

Анализ худо­жественного текста, рабо­та со слова­рем



Второстепенные члены предложения (6 ч + 2 ч)

28

Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение

Урок обобщения и систематизации изученного

Текущий

Графический диктант


7.4

29

Определение. Согласованные и несогласованные определения

Комбинированный урок

Текущий

Заполнение таблицы примерами


7.19

30

Приложение. Знаки препинания при приложении

Практикум

Текущий;

Работа с таблицами, схемами



31

Обстоятельство. Основные группы обстоятельств

Комбинированный урок

Текущий;

Конструирование предложений по схемам


3.4

32

Второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор двусоставного предложения

Практикум

Текущий

Составление таблицы


7.4

33

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения»

Урок контроля и коррекции знаний

Тематический




34

Р.Р. Характеристика человека. Особенности составления характеристики человека

Урок развития речи

Предварительный

Анализ текстов



35

Р.Р. Написание классного сочинения-характеристики хорошо знакомого человека

РК: Овладение нормами речевого общения в типичных ситуациях («Петровские вести»)

Урок развития речи

Предварительный

Анализ текстов



Односоставные предложения (9 ч + 2 ч)

36

Основные группы односоставных предложений

Урок изучения нового материала

Текущий

Составление обобщающей таблицы


5.14

37

Предложения с одним главным членом – сказуемым. Определённо-личные предложения

Урок изучения нового материала

Текущий

Составление обобщающей таблицы



38

Неопределённо-личные предложения

Урок изучения нового материала

Текущий;

Работа с таблицами, схемами


4.3

39

Р.Р. Употребление определенно-личных и неопределенно-личных предложений в речи. Инструкция.

Урок развития речи

Предварительный

Анализ текстов


5.14

40

Безличные предложения, их отличие от личных

Урок изучения нового материала

Текущий;

Работа с таблицами, схемами


7.4

41

Р.Р. Рассуждение как тип речи (повторение) Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению «Словом дело крепи»

РК: Связь предложений в тексте («Петровские вести»)

Урок развития речи

Составление текстов различных жанров


7.19

42

Предложения с одним главным членом – подлежащим.

Назывные предложения. Роль назывных предложений в художественной речи

Урок изучения нового материала

Текущий

Заполнение таблицы примерами



43

Сложные предложения, в состав которых входят односоставные предложения

Урок изучения нового материала

Текущий

Графический диктант


3.4

44

Полные и неполные предложения. Тире в неполных предложениях

Урок изучения нового материала

Текущий

Графический диктант


7.4

45

Синтаксический разбор односоставных предложений

Комбинированный урок

Текущий

Графический диктант


7.19

46

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2 по теме «Односоставные предложения»

Урок контроля и коррекции знаний, умений

Тематический

Диктант с грамматическим заданием




Простое осложнённое предложение (1 ч)

47

Понятие об осложнённом предложении.

Анализ диктанта по теме «Односоставные предложения»

Урок обобщения и систематизации изученного

Индивидуальная работа Предупреждение орфографических



Однородные члены предложения (12 ч + 2 ч)


48

Понятие об однородных членах предложения.

Урок обобщения и систематизации изученного

Текущий;

Конструирование предложений по схемам


3.1

49

Запятая между однородными членами предложения при отсутствии союзов

Урок обобщения и систематизации изученного

Текущий

Графический диктант



50

Р.Р. Сравнительная характеристика людей как вид описания. Сравнительная характеристика хорошо знакомых людей

РК: Культура общения в нашем лицее

Урок развития речи

Составление текстов различных жанров


6.10


51

Однородные и неоднородные определения. Запятая между однородными определениями

Урок изучения нового материала

Текущий

Заполнение таблицы примерами


8.6


52

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами. Группы сочинительных союзов по значению

Урок изучения нового материала

Текущий

Анализ текстов

Объяснительный диктант


5.7

53

Пунктуация при однородных членах, связанных одиночными, повторяющимися и двойными союзами

Урок изучения нового материала

Предварительный

Анализ текстов


7.3

54

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Урок изучения нового материала

Текущий

Опрос с помощью тестирования


8.6

55

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами

Комбинированный урок

Текущий;

Конструирование предложений по схемам


6.17


56

Контрольное тестирование по теме «Однородные члены предложения, пунктуация при них»

Урок контроля и коррекции знаний

Тематический



8.6


57

Синтаксический разбор предложения с однородными членами

Комбинированный урок

Текущий

Графический диктант


4.3

58

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами

Комбинированный урок

Текущий

Графический диктант


8.6


59

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 3 по теме «Однородные члены предложения, пунктуация при них»

Урок контроля и коррекции знаний

Тематический



8.6


60

Р.Р. Подготовка к написанию домашнего сочинения-рассуждения о достопримечательностях родного края «Люблю тебя, мой край родной!»

Урок развития речи

Составление текстов различных жанров


6.17

5.14

61

Анализ диктанта по теме «Однородные члены предложения, пунктуация при них»

РК: Связь предложений в тексте («Петровские вести»)

Урок контроля и коррекции знаний, умений

Индивидуальная работа Предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок



Обособленные члены предложения (17 ч + 3 ч)

62

Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных членах

Урок совершенствования изученного

Текущий

Заполнение таблицы примерами


4.3

63

Обособление согласованных определений

Урок изучения нового материала

Текущий

Графический диктант


6.11

64

Обособление несогласованных определений

Урок изучения нового материала

Текущий

Объяснительный диктант


6.11

65

Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему

РК: Осуществление речевого самоконтроля лицеистами

Урок развития речи

Составление текстов различных жанров


6.17


66

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при обособленном приложении

Урок изучения нового материала

Текущий;

Конструирование предложений по схемам


6.8

67

Условия обособления оборотов с союзом как

Урок изучения нового материала

Текущий;

Работа с таблицами, схемами


6.17

68

Обособленные определения и приложения

Урок изучения нового материала

Текущий

Тестирование



69

Синтаксический разбор предложений с обособленными определениями и приложениями

Урок совершенствования изученного

Текущий;

Конструирование предложений по схемам


8.3

70

Р.Р. Подготовка к написанию изложения текста публицистического характера с элементами сочинения

Урок развития речи

Составление текстов различных жанров


3.1

71

Р.Р. Написание сжатого изложения текста публицистического характера с элементами сочинения на морально – этическую тему

Урок развития речи

Текущий

Анализ текстов



72

Обособленные обстоятельства, выделительные знаки при них. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночными деепричастиями

Комбинированный урок

Текущий;

Конструирование предложений по схемам


6.10


73

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

Комбинированный урок

Текущий;

Работа с таблицами, схемами


8.6


74

Обособленные обстоятельства, и знаки при них

Комбинированный урок

Текущий;

Конструирование предложений по схемам


5.7

75

Синтаксический разбор предложений с обособленными обстоятельствами.

Урок обобщения и систематизации изученного

Текущий;

Работа с таблицами, схемами


7.3

76

Обособленные уточняющие члены предложения

Урок изучения нового материала

Текущий

Объяснительный диктант


8.6

77

Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения

Урок изучения нового материала

Текущий

Графический диктант


6.17


78

Предложения с обособленными уточняющими членами предложения

Урок изучения нового материала

Текущий

Графический диктант


8.6


79

Повторение и обобщение по теме «Предложения с обособленными членами»

Урок обобщения и систематизации изученного

Текущий

Графический диктант


5.7

80

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 4 по теме «Предложения с обособленными членами»

Урок контроля и коррекции знаний, умений

Тематический

Диктант с грамматическим заданием


7.3

81

Анализ диктанта по теме «Предложения с обособленными членами»

Урок контроля и коррекции знаний, умений

Индивидуальная работа Предупреждение пунктуационных ошибок


8.6

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Обращение (4 ч)

82

Обращение. Употребление обращений в речи. Формы обращения

Комбинированный урок

Текущий;

Конструирование предложений по схемам


5.14

83

Распространённые обращения. Употребление обращений

Комбинированный урок

Текущий;

Работа с таблицами, схемами



84

Выделительные знаки препинания при обращении

Урок совершенствования изученного

Текущий

Графический диктант


4.3

85

Контрольная работа по теме «Обращение»

Урок контроля и коррекции знаний, умений

Индивидуальная работа Предупреждение пунктуационных ошибок



Вводные и вставные конструкции (5 ч + 2 ч)

86

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению

Урок изучения нового материала

Текущий

Заполнение таблицы примерами


6.17

87

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

Урок изучения нового материала

Текущий

Графический диктант


6.16


88

Вставные слова, словосочетания и предложения.

Урок изучения нового материала

Текущий

Составление таблицы


6.17


89

Междометия в предложении

РК: Орфоэпические ошибки - результат местных говоров

Комбинированный урок

Текущий Опрос с помощью тестирования


6.4


90

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

Урок обобщения и систематизации изученного

Текущий

Составление обобщающей таблицы


6.17


91

Р.Р. Подготовка к подробному изложению публицистического характера с элементами сочинения

Урок развития речи

Составление текстов различных жанров


6.17

92

Р.Р. Написание подробного изложения публицистического характера с элементами сочинения

Урок развития речи

Составление текстов различных жанров


6.16

Чужая речь (6 ч)

93

Понятие о чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Комбинированный урок

Текущий;

Конструирование предложений по схемам


4.3

94

Косвенная речь. Знаки препинания в предложения с косвенной речью

Урок совершенствования изученного

Текущий;

Конструирование предложений по схемам



95

Диалог. Знаки препинания при оформлении диалога

РК: Лексические ошибки на примере краеведческого материала

Комбинированный урок

Предварительный

Анализ текстов


10.1

96

Цитата. Оформление цитаты на письме

Комбинированный урок

Предварительный

Анализ текстов


6.14

97

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 5 по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

Урок контроля и коррекции знаний, умений

Тематический

Диктант с грамматическим заданием


5.14

98

Анализ диктанта по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

Урок контроля и коррекции знаний, умений

Индивидуальная работа Предупреждение пунктуационных ошибок



ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ (5 ч + 2ч)

99

Р.Р. Подготовка к написанию итогового изложения текста повествовательного характера

Урок развития речи

Составление текстов различных жанров


4.3

100

Р.Р. Написание итогового изложения с элементами сочинения

Урок развития речи

Составление текстов


6.11

101

Синтаксис и морфология

Комбинированный урок

Текущий


6.11

102

Синтаксис и пунктуация

Комбинированный урок

Текущий;

Конструирование предложений по схемам


6.17


103

Синтаксис и культура речи

Комбинированный урок

Текущий;

Работа с таблицами


6.8

104

Синтаксис и орфография

Комбинированный урок

Индивидуальная работа


6.17

105

Обобщающий урок по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

РК: Культура общения в нашем лицее


Комбинированный урок

Индивидуальная работа Предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок


4.1




9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!