Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 8 класса. Программа составлена на основе Рабочей программы для общеобразовательных учреждений к предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2014). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме 455 ч, в том числе: в 8 классе — 70 ч.
Согласно учебному плану на 2016 – 2017 учебный год в 8 классе 70 часов (2 часа в неделю).
В соответствии с региональным компонентом государственного стандарта общего образования Ставропольского края 10% времени отведено на изучение литературы, что составляет в 8 классе 7-9 часов в год Преподавание ведётся по учебнику «Литература» в 2-частях для 8 класса под редакцией В.Я.Коровиной - М.: «Просвещение», 2014)
Результаты обучения
Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся
Подраздел «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучащимися.
Подраздел «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
В подразделе «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
В результате изучения литературы ученик
должен знать/понимать
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
отличия письменной литературы от произведений устного народного творчества;
событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений;
особенности композиции изученного произведения;
основные теоретико-литературные понятия;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя (писателей и поэтов);
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
В результате изучения литературы ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе
за курс VIII класса
Учащиеся должны знать:
Текст художественного произведения.
Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
Особенности композиции изученного произведения.
Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литератур
Учащиеся должны уметь:
Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
Различать эпические и лирические произведения.
Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Раздел III. Содержание тем учебного курса
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы.
«О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской поэзии (начальные представления).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенекак пропагандист русской литературы в Европе).
Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор)
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»; М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». (Для самостоятельного чтения.)
Сатира и юмор в рассказах.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения родине.
Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (обзор)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о родине, родной природе (обзор)
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о родине.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих
не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятий).
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Количество часов | Развитие речи | Внеклассное чтение | РК |
1. | Введение | 1 | - | - | 1 |
2. | УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | 2 | - | - | 1 |
3. | ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 2 | - | - | - |
4. | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА | 3 | 1 | | |
5. | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА | 35 | 5 | 3 | 4 |
6. | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА | 20 | 5 | 2 | 3 |
7. | ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 5 | 1 | 1 | - |
8. | Итоговый контроль | 2 | 1 | | |
9. | Итого | 70 | 13 | 6 | 9 |
Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 8 классе |
№ | Тема урока | Типы и формы урока | Виды контроля | Дата | Примечания (кодификатор) |
1 | ВВЕДЕНИЕ (1) Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы | Урок изучения нового материала РК: Литература Ставрополья | Индив. выступления учащихся Чтение статьи | | 1.1.Художественная литература как искусство слова |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 часа) |
2 | В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. | Комбинированный урок РК: Фольклор народов Кавказа | Предварительный Устный опрос с использованием цитирования Аргументированный ответ Устная характеристика героя | | 1. 2 Фольклор. Жанры фольклора |
3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий. | Урок изучения художественного произведения | Текущий Устный опрос | | 1.3 |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа) |
4 | Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. | Комбинированный урок | Предварительный Устный ответ с использованием цитирования | | Жанры литературы 2.12.Изобразительно-выразительные средства языка. |
5 | «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | Урок изучения художественного произведения | Текущий Устная характеристика героя Работа со словарём | | 1.17.Литературные роды. |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 часа) |
6 | Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. | Урок изучения художественного произведения | Предварительный Устный рассказ о поэте | | 1.17 Литературные роды. Жанры литературы. |
7 | Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. | Комбинированный урок | Текущий Расстановка ударений, пауз | | 3.2 Стадии развития действия. |
8 | Р.Р. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов | Урок контроля и оценки знаний, умений | Текущий Составление плана, подготовка цитат | | 1.8 Авторская позиция. Система образов. Речевая характеристика героя. |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XΙX ВЕКА (35 часов) |
9 | Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. | Урок изучения художественного произведения | Текущий Анализ форм выражения авторской позиции | | 1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения 1.12. Стихотворные размеры |
10 | Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке. | Урок изучения художественного произведения | Текущий Формулирование вопросов | | 1.8 Авторская позиция Язык художественного произведения |
11 | Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю. | Комбинированный урок. РК: Кавказ в судьбе поэта. | Предварительный Устный рассказ о поэте Анализ эпизода Формулирование вопросов | | Путешествие по пушкинским местам. Язык художественного произведения 1.7 Жанры литературы |
12 | Роман «Капитанская дочка». Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. | Урок изучения художественного произведения | Анализ форм выражения авторской позиции | | Роман (начальные представления). |
13 | Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). | Комбинированный урок | Составление характеристики героев | | Реализм (начальные представления). |
14 | Маша Миронова — нравственная красота героини. | Комбинированный урок | Текущий Анализ эпизода | | |
15 | Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. | Комбинированный урок | Сопоставительная характеристика героев | | 1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения |
16 | Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва». | Комбинированный урок | Текущий | | Историзм художественной литературы |
17 | Р.Р. Подготовка к написанию классного сочинения по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | Урок контроля и оценки знаний, умений | Обучение классному сочинению. | | 1.8 Авторская позиция |
18 | Р.Р. Написание классного сочинения по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | Урок контроля и оценки знаний, умений | Текущий Составление плана, подготовка цитат | | |
19 | «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. | Урок изучения художественного произведения | Предварительный. Устное рецензирование чтения. | | 1.12. Стихотворные размеры |
20 | Вн. чт. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. | Урок изучения художественного произведения | Предварительный. Анализ средств выразительности | | 1.5.Авторский замысел и его воплощение |
21 | К.Р. Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина | Урок контроля и оценки знаний, умений | Итоговый | | |
22 | Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. | РК: М.Ю. Лермонтов и Кавказ. | Текущий Виртуальная экскурсия | | Поэма, романтическая поэма |
23 | Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Анализ авторской позиции | | 1.12 ИВС языка. |
24 | Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. | Урок изучения художественного произведения | Текущий Развитие понятия об эпитете. | | 1.14 Романтический герой Система образов. |
25 | Р.Р. Подготовка к написанию письменного ответа по одному из проблемных вопросов | Урок контроля и оценки знаний, умений | Обучение классному сочинению. | | 1.8 Авторская позиция. Стадии развития действия. |
26 | Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. | Комбинированный урок | Текущий. Рассказ о писателе. | | 8 . Авторская позиция. Сюжет. Композиция. |
27 | «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». | Урок изучения художественного произведения | Текущий Аналитическое чтение Анализ эпизода | | 1.12 Язык художественного произведения |
28 | Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Составление характеристики героев | | 1.12 Язык художественного произведения |
29 | Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). | Урок изучения художественного произведения | Тематический. Выявление характерных тем, образов, приёмов изображения героев | | 5.5 Ремарки как форма выражения авторской поэзии |
30 | Р.Р. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов | Урок развития речи: | Текущий Составление плана, подготовка цитат | | Сатира и юмор |
31 | Вн. чт. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Владение моно- и диалогической речью | | 1.14.Проза и поэзия. 1.12 Язык произведения |
32 | К.Р. Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя | Урок контроля и оценки знаний, умений | Итоговый | | 2.1 |
33 | Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции. | Комбинированный урок | Текущий. Устный рассказ о писателе. Собеседование | | 5.10 |
34 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Устный рассказ о поэте Анализ форм выражения авторской позиции | | 1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск. |
35 | Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. | Комбинированный урок | Текущий. Анализ авторской позиции | | Гипербола Эзопов язык |
36 | Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Устное высказывание: аргументы | | Рассказ |
37 | Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Формулирование вопросов по тексту | | Художественная деталь |
38 | Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделённости двух Россий. | Комбинированный урок РК: Л.Н.Толстой и Кавказ. | Текущий. Устная характеристика героя | | Художественная деталь. Антитеза Композиция |
39 | Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Устное высказывание: аргументы | | Роль антитезы в композиции произведений |
40 | К.Р. Контрольная работа по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого | Урок контроля и оценки знаний, умений | Итоговый | | 1.8 Авторская позиция. Система образов. |
41 | Р.Р. Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор) А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»; М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». | Комбинированный РК: Ставропольские поэты о природе. | Конкурс чтецов. Анализ средств выразительности | | 1.12 Язык художественного произведения. 1.12 Системы стихосложения. |
42 | Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. | Урок изучения художественного произведения | Предварительный. Устное рецензирование чтения. | | Психологизм художественной литературы |
43 | Вн. чт. «Человек в футляре». «Маленькая трилогия» как цикл рассказов о «футлярных» людях. «Футлярное» существование человека и его осуждение писателем. Конфликт свободной и «футлярной» жизни, обыденного и идеального. Общность героев и повествователей в рассказах «Человек в футляре» и «О любви» | Практикум. Творческая работа | Текущий. Устный или письменный ответ на вопрос (цитированиe) | | 1.11 Трагическое и комическое. |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (20 часов) |
44 | Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Устное высказывание: аргументы Формулирование вопросов по тексту | | 1.12 Язык художественного произведения. Сюжет и фабула. |
45 | Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. | Комбинированный урок | Текущий. Устный рассказ о писателе Подробный пересказ | | 1.17 Литературные роды. Жанры литературы |
46 | Р.Р. Подготовка к письменному ответу на вопрос по рассказам А. Чехова, И. Бунина, А. Куприна | Урок - диспут | Составление плана сочинения. | | 1.12 Язык художественного произведения. |
47 | К.Р. Контрольная работа по рассказам А. Чехова, И. Бунина, А. Куприна | Урок контроля и оценки знаний, умений | Итоговый | | |
48 | Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл. | Комбинированный урок. | Текущий. Анализ средств выразительности | | Стихотворные размеры. |
49 | Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. | Урок изучения художественного произведения | Текущий Высказывание: аргументы | | Драматическая поэма |
50 | Р.Р. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. | Комбинированный урок. | Текущий. Составление сравнительной характеристики героев. | | 6.3 |
51 | Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). | Урок изучения художественного произведения | Предварительный. Подробный пересказ | | 1.8 Авторская позиция. Стадии развития действия. Система образов |
52 | Писатели улыбаются Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. | Комбинированный урок | Текущий. Нравственная оценка героев | | 1.12. Язык художественного произведения |
53 | Вн. чт. Тэффи. «Жизнь и воротник». М. Зощенко. «История болезни». Сатира и юмор в рассказах. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Составление сравнительной характеристики героев. | | 1.8 Авторская позиция. Стадии развития действия. Система образов |
54 | Вн. чт. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Рассказ о герое (устное сочинение). | | 1.12. Язык художественного произведения |
55 | Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения родине. | Комбинированный урок Урок изучения художественного произведения | Текущий. Составление характеристики героев. | | 1.8 Авторская позиция. Стадии развития действия. Система образов |
56 | Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Конкурс чтецов. Анализ средств выразительности | | |
57 | Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. | Комбинированный урок | Текущий. Участие в диалоге. Анализ авторской позиции | | |
58 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (обзор) Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы ВОв. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. | Комбинированный РК: Ставропольские поэты о войне. | Текущий. Подбор материалов и цитат на тему | | |
59 | Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Нравственная оценка героев | | Герой-повествователь |
60 | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу В. Астафьева | Урок развития речи: | Текущий Составление плана, подготовка цитат | | |
61 | Р.Р. Русские поэты о родине, родной природе (обзор) И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». | Урок развития речи РК: «Поэтическая радуга Ставрополья» | Предварительный. Выразительное чтение. Устное рецензирование чтения. | | |
62 | Р.Р. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о родине. | Урок развития речи РК: Р. Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. | Предварительный. Выразительное чтение. Устное рецензирование чтения. | | |
63 | К.Р. Итоговая контрольная работа по литературе в формате ГИА | Урок контроля и коррекции знаний | Итоговый | | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 часов) |
64 | Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Нравственная оценка героев | | Конфликт как основа сюжета драматического произвед |
65 | Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Анализ лирического произведения | | Сонет как форма лирической поэзии 6.4 |
66 | Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Рассказ о герое (устное сочинение). | | Классицизм. Комедия 6.3 1.5.Авторский замысел и его воплощение. |
67 | Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Формулирование вопросов | | 7.1 1.7 6.10 |
68 | Вн. чт. Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. | Урок изучения художественного произведения | Текущий. Расстановка логических ударений, пауз | | Исторический роман 7.1 |
69 | Р.Р. Итоговый урок «Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе». Выявление уровня литературного развития учащихся | Урок контроля и коррекции знаний | Итоговый | | |
70 | Итоги года и задание на лето. | Комбинированный урок | Обобщение и систематизация знаний. | | |
14