Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Примерной программы основного общего образования по литературе, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
Настоящая программа по литературе для 9 класса. Программа составлена на основе Рабочей программы для общеобразовательных учреждений к предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2014). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор сочинений.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме 455 ч, в том числе: в 9 классе — 105 ч.
Согласно учебному плану на 2016 – 2017 учебный год в 9 классе 105 часов (3 часа в неделю).
В соответствии с региональным компонентом государственного стандарта общего образования Ставропольского края 10% времени отведено на изучение литературы, что составляет в 9 классе 7-9 часов в год. Преподавание ведётся по учебнику «Литература» в 2-частях для 8 класса под редакцией В.Я.Коровиной - М.: «Просвещение», 2013)
Результаты обучения
Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
сопоставлять литературные произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
Определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
Поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы интернета).
Ученик научится:
Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
Воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
Определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
Выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
Определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
Анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
Создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
Сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
Дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
Сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
Оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
Создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
Сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
Вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса
Учащиеся должны знать:
Наиболее существенные литературные направления (сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм);
Основные этапы развития литературы в XIX и XX столетиях;
Содержание изученных произведений;
Основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
Определения основных теоретико-литературных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;
Учащиеся должны уметь:
Воспроизводить содержание литературного произведения;
Определять родо-жанровые особенности эпических, лирических, драматических произведений;
Давать характеристику герою или героям одного или нескольких произведений (в том числе групповую, сравнительную);
Давать характеристику литературному произведению, исходя из
особенностей исторической эпохи, в которую было создано это
произведение;
Выявлять авторскую позицию в художественном произведении и формулировать свое отношение к ней;
Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
Выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;
Составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;
Написать развернутый план сочинения, подобрать цитаты для раскрытия темы данного сочинения;
Написать сочинение на заданную тему.
Раздел III. Содержание тем учебного курса
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Константин Николаевич Батюшков. Слово о поэте.
«Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». (Обзор.) Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Романтическая мечта о счастье, о домашнем уюте, о наслаждении искусством, природой, любовью. Элегическая грусть о скоротечности жизни человека. Воспоминание как преодоление мыслей о смерти и разлуке. Лирический герой.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Евгений Абрамович Баратынский. Слово о поэте. (Обзор.)
«Разуверение», «Муза», «Мой дар убог...». Разочарование в жизни, в любви — отличительная черта лирики Баратынского как элегического поэта. Зависимость элегических настроений от высших роковых законов бытия. Своеобразие любовных и психологических элегий. Баратынский как представитель «поэзии мысли».
(Произведения Батюшкова и Баратынского предлагаются для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Количество часов | Развитие речи | Внеклассное чтение | РК |
1. | Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека. | 1 | | | 1 |
2. | Из древнерусской литературы. | 3 | 1 | | 1 |
3. | Из литературы XVIII века. | 10 | 1 | 1 | |
4. | Из литературы XIX века. | 54 | 10 | 4 | 5 |
5. | Из литературы XX века. | 29 | 5 | 2 | 2 |
6. | Из зарубежной литературы. | 8 | | 2 | |
7. | Итого | 105 | 17 | 9 | 9 |
Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 9классе
№ | Тема урока | Типы и формы урока | Виды контроля | Количе ство часов | Дата | Примечания (подготовка к ГИА, кодификатор) |
1 | ВВЕДЕНИЕ (1). Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. РК-1: Произведения ставропольских писателей. | Лекция с элементами беседы | Тестирование Конспект: Роды и виды литературы. Литературные жанры. | 1 | | 1.1, 1.4 |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3) |
2 | Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. РК-2: Война в изображении ставропольских писателей. | Лекция Беседа | Письменный ответ: «Чем интересно «Слово» современному читателю», «Образ Русской Земли на страницах «Слова». | 1 | | 1.3, 3.1, 3.2 |
3 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника, проблема авторства. Русская история в «Слове…» | Урок изучения художественного произведения | Анализ форм выражения авторской позиции | 1 | | Заучивание отрывка:«Плач Ярославны» или вступление. |
4 | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению. Проблема авторства «Слова…» Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков. Художественные особенности произведения: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. | Развитие речи Практикум | Составление плана сочинения. | 1 | | 1.2, 1.3, 2.1, 2.2 |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (10) |
5 | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности (гражданский пафос) русского классицизма. | Лекция | Собеседование Сообщения по теме | 1 | | 1.5 |
6 | М.В. Ломоносов (2). Слово о поэте и ученом. М. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. | Лекция Практикум | Заучивание наизусть Составьте рекламный буклет к выходу книги | 1 | | 4.1 1.8 Ораторский синтаксис. |
7 | «Ода на день восшествия …». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения. | Комбинированный урок | Составление плана высказывания и отбор материала | 1 | | Архаизмы. 1.7 |
8 | Г.Р. Державин (2). Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество поэта. Идеи просвещения и гуманизма в лирике. «Властителям и судиям» - обличение несправедливости. Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. | Внеклассное чтение | Сообщения по теме Составление характеристики героев | 1 | | 4.3, 1.7 |
9 | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике. | Практикум | Творческое задание Расстановка логических ударений, пауз | 1 | | 1.8 |
10 | А.Н. Радищев (2). Слово о поэте. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. | Рассказ учителя Беседа | Практическая работа Составить список авторов (алфавитный порядок) | 1 | | 1.7 |
11 | Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | Практикум | Фронтальный Визуальная экскурсия | 1 | | 1.7 |
12 | Н.М. Карамзин (2). Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. | Урок изучения художественного произведения | Анализ форм выражения авторской позиции | 1 | | 4.4 |
13 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | Практикум | Характеристика литературного героя | 1 | | 4.4, 1.2 |
14 | Р.р. Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» | Развитие речи | Письменная работа | 1 | | 1.1, 1.4 |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (54) |
15 | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза, драматургия. Русская критика, публицистика, мемуарная литература. | Лекция | Защита литературных проектов: Золотой век русской литературы. | 1 | | 1.1 |
16 | Р.р. Романтическая лирика начала ХIХ века. В. Жуковский (2). Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. | Развитие речи Анализ стихотворения | Практикум: обучение анализу лирического стихотворения | 1 | | 5.2 1.8 |
17 | Р.р. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. | Беседа Развитие речи | Практикум: художественные средства выразительности | 1 | | 1.6 |
18 | А. С. ГРИБОЕДОВ (8): личность и судьба драматурга. РК-3: Грибоедов и Кавказ. | Комбинированный урок | Защита проекта Виртуальная экскурсия | 1 | | Заучивание наизусть: монолог «А судьи кто?» |
19 | Комедия «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции. | Урок изучения художественного произведения | Викторина Составление кластера | 1 | | Смысл названия комедии. 1.6 |
20 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». | Комбинированный урок | Письменный ответ на вопрос: картина нравов, галерея живых типов и острая сатира | 1 | | 1.7 |
21 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». | Комбинированный урок | Анализ выражения авторской позиции | 1 | | 1.2 |
22 | Чацкий в системе образов комедии. | Комбинированный урок | «Молодое поколение в комедии». | 1 | | 1.2 5.4 |
23 | Общечеловеческое значение образов персонажей. | Семинар | Анализ монологов. Сопоставительный анализ. | 1 | | 5.4 |
24 | Р.р. Язык комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. | Развитие речи | Исследовательские работы | 1 | | Меткий афористический язык. 1.7 |
25 | Р.р. Критика о комедии. И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии. | Развитие речи | Конспектирование | 1 | | Обучение конспектир. статьи. |
26 | А.С. ПУШКИН (14). Жизнь и творчество. Поэт в восприятии современного читателя. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина. РК-4: Пушкин и Кавказ. | Комбинированный урок | Виртуальная экскурсия Защита проекта | 1 | | 5.5 5.4 |
27 | Лирика Петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике поэта. «К морю», «Анчар». Свободолюбивая лирика. | Комбинированный урок | Практическая работа Анализ стихотворения | 1 | | 5.5 1.7 |
28 | Любовь как гармония чувств в интимной лирике поэта. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…», адресаты любовной лирики поэта. | Семинар | Выразительное чтение наизусть. Защита проекта: Любимое время года поэта. | 1 | | 5.5 1.7 5.8 |
29 | Р.р. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина». «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». РК-5: Стихотворения Пушкина о Кавказе. | Развитие речи | Творческая работа Заучивание наизусть Обучение анализу стихотворения | 1 | | 5.5 1.7 5.9 |
30 | Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С. Пушкина. | Урок контроля и оценки знаний, умений | Тестирование | 1 | | 1.4, 1.8 |
31 | «Цыганы». Как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. | Внеклассное чтение | Письменный ответ на один из проблемных вопросов | 1 | | 5.6 |
32 | Роман «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа. | Урок изучения художественного произведения | Обзор содержания – тестирование Составление кластера | 1 | | 5.7 |
33 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. | Беседа | Тезисный план. | 1 | | 5.7 1.2 |
34 | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга | Беседа | Сопоставительный анализ образов героев | 1 | | 5.7 1.2 |
35 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина | Комбинированный урок | Текущий. Устное высказывание: аргументы | 1 | | Заучивание наизусть: Письма |
36 | Автор как идейно – композиционный и лирический центр романа | Комбинированный урок | Анализ выражения авторской позиции | 1 | | 5.7 1.2 |
37 | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. | Семинар | Текущий Аналитическое чтение | 1 | | 1.5 |
38 | Р.р. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, философская критика начала ХХ века. Роман и опера П.И. Чайковского. | Развитие речи Подготовка к сочинению по роману | Конспектирование. | 1 | | 5.5 |
39 | «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества. | Внеклассное чтение | Исследовательские работы | 1 | | 1.6 1.8 |
40 | М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (12). Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта. «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно…» РК-6: Лермонтов и Кавказ | Лекция Беседа | Виртуальная экскурсия Защита проекта Виртуальная экскурсия | 1 | | 5.10 |
41 | Образ поэта-пророка в лирике. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значение…» | Практикум | Конкурс чтецов. Анализ средств выразительности | 1 | | Заучивание наизусть: «Смерть поэта» |
42 | Адресаты любовной лирики поэта и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» | Практикум | Анализ стихотворения | 1 | | 5.10 1.7 1.8 |
43 | Эпоха безвременья в лирике М. Лермонтова. «Дума», «Предсказанье». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии. | Семинар | Исследовательские работы | 1 | | 5.11 5.12 |
44 | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М. Лермонтова в романе | Урок изучения художественного произведения | Письменный ответ на вопрос: Печорин как портрет поколения | 1 | | 5.13 Судьба поколения 30-х годов XIX в |
45 | Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла», «Максим Максимыч» | Комбинированный урок | Составление характеристики героев | 1 | | 5.13 1.2 |
46 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. | Комбинированный урок | Защита проекта: Главные и второстепенные герои романа. | 1 | | 1.2 |
47 | «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист» | Комбинированный урок | Текущий Анализ эпизода | 1 | | 1.6 |
48 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. | Практикум | Анализ эпизода | 1 | | 5.13 |
49 | Р.р. Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. | Развитие речи Подготовка к сочинению | Исследовательские работы Составление кластера | 1 | | 5.13 1.2 |
50 | Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия и роман в оценке В.Г. Белинского. РК-7: поэзия и живопись Лермонтова, рожденные на Кавказе. | Семинар | Конспектирование Выберите (с обоснованием) лучшие иллюстрации к произведениям | 1 | | 5.13 |
51 | Контрольная работа по лирике М. Лермонтова, роману «Герой нашего времени». | Урок контроля | Итоговый | 1 | | 5.13 |
52 | Н.В. ГОГОЛЬ (7). Страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика ранних сборников писателя. | Комбинированный урок | Защита проекта | 1 | | 5.14 5.16 |
53 | «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы Система образов поэмы. | Урок изучения художественного произведения | Анализ форм выражения авторской позиции | 1 | | Деталь как средство создания образов героев. |
54 | Р.р. Обучение анализу эпизода | Практикум Развитие речи | Творческая работа Анализ эпизода | 1 | | 1.2 |
55 | Образ города в поэме | Беседа | Виртуальная экскурсия | 1 | | 5.16 |
56 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы | Комбинированный урок | Составление характеристики героев | 1 | | 5.16 |
57 | «Мертвые души» - поэма о великой России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме. | Семинар | Исследовательские работы | 1 | | 5.16 |
58 | Р.р. Поэма в оценке В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению. | Семинар | Текущий Составление плана, подготовка цитат | 1 | | 5.16 |
59 | А.Н. ОСТРОВСКИЙ (2). Слово о драматурге. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | Комбинированный урок | Сообщения «О чем говорят фамилии в пьесах Островского?» | 1 | | 6.1 1.6 |
60 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы. Комедия как жанр драматургии. | Урок изучения художественного произведения | Составление характеристики героев Анализ форм выражения авторской позиции | 1 | | Победа любви – воплощение истины, благодати, красоты. |
61 | Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (3). Слово о писателе. | Комбинированный урок | Защита проекта: Тема одиночества человека в классической литературе. | 1 | | 6.7 |
62 | Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. | Урок изучения художественного произведения | Защита проекта: Петербург Ф. Достоевского Виртуальная экскурсия | 1 | | 6.7 |
63 | Роль истории Настеньки в повести. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании автора. Развитие понятия о повести. | Комбинированный урок | Текущий Анализ эпизода | 1 | | 6.7 1.5 |
64 | Л.Н. ТОЛСТОЙ (1). Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической повести «Юность». Формирование личности юного героя, его духовный конфликт с окружающей его средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики в повести: психологизм («диалектика души»), роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. | Внеклассное чтение РК-8: Л. Толстой и Кавказ. «Диалектика души» героя. | Составить вопросы для анализа главы «Я проваливаюсь». | 1 | | 6.8 |
65 | А.П. ЧЕХОВ (3). Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора. | Урок изучения художественного произведения | Исследовательские работы Составьте рекламный буклет к выходу книги | 1 | | 6.10 |
66 | «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. | Урок изучения художественного произведения | Тематический. Выявление тем, образов, приёмов изображения героев | 1 | | 6.10 |
67 | Р.р. Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?» (На примере произведений А. Островского, Ф. Достоевского, Л.Толстого, А. Чехова) | Развитие речи | Письменный ответ на один из предложенных проблемных вопросов | 1 | | 1.1 1.2 |
68 | Беседа о стихах Н. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представлений о жанрах лирических произведений. | Внеклассное чтение | Исследовательские работы Анализ стихотворения | 1 | | 6.3 6.4 6.5 1.8 |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА(29) |
69 | Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений | Лекция | Текущий Составление плана, подготовка цитат | 1 | | 1.4 |
70 | И.А. БУНИН (2). Слово о писателе. «Темные аллеи». Печальная история любви людей разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | Урок изучения художественного произведения | Составление характеристики героев Анализ эпизода | 1 | | 7.1 |
71 | Мастерство И. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. | Комбинированный урок | Текущий Анализ эпизода | 1 | | 1.7 |
72 | М. А. БУЛГАКОВ (3). Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально – философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. | Урок изучения художественного произведения | Текущий Анализ форм выражения авторской позиции | 1 | | 1.6 |
73 | Система образов произведения. Сатира на общество шариковых и швондеров. | Комбинированный урок | Составление характеристики героев | 1 | | |
74 | Р.р. Поэтика Булгакова – сатирика. Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести. | Практикум Развитие речи | Фронтальный Аналитический пересказ | 1 | | 1.7 |
75 | М. А. ШОЛОХОВ (3). Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Образ главного героя РК-9: традиции и культура казачества.. | Урок изучения художественного произведения | Характеристика героя «Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика». | 1 | | 7.5 1.2 |
76 | Особенности авторского повествования в рассказе. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. | Комбинированный урок | Текущий Составление плана, подготовка цитат | 1 | | |
77 | Р.р. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм М. Шолохова в рассказе-эпопее. | Практикум Развитие речи | Текущий. Устное высказывание: аргументы | 1 | | 1.6 |
78 | А.И. СОЛЖЕНИЦЫН (2). Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. | Урок изучения художественного произведения | Составление характеристики героев | 1 | | 7.8 1.6 |
79 | Р.р. Образ праведницы в рассказе. Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. | Беседа Развитие речи | Практическая работа: Композиция рассказа. | 1 | | 7.8 1.6 |
80 | Контрольная работа по произведениям второй половины XX века. | Урок контроля и оценки знаний, умений | Итоговый Анализ эпизода | 1 | | |
ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. ШТРИХИ К ПОРТРЕТАМ |
81 | Р.р. Русская поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. | Лекция Развитие речи | Урок - концерт Защита проектов | 1 | | 1.8 |
82 | А. БЛОК (1). Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций поэта. Образы и ритмы поэта. | Комбинированный урок | Конкурс чтецов. Анализ средств выразительности | 1 | | 7.2 Заучивание наизусть |
83 | С. ЕСЕНИН (2). Слово о поэте. Тема Родины в лирике поэта. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» | Комбинированный урок | Конкурс чтецов. Анализ средств выразительности | 1 | | 7.4 Заучивание наизусть |
84 | Р.р. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике поэта. «Письмо к женщине», «не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики поэта. | Практикум Развитие речи | Тематический. Выявление характерных тем, образов, приёмов изображения героев | 1 | | 7.4 7.3 |
85 | В. МАЯКОВСКИЙ (2). Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство Маяковского-поэта. | Комбинированный урок | Предварительный. Анализ средств выразительности | 1 | | «Громада» - любовь и «громада» - ненависть |
86 | Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. В. Маяковский о труде поэта. | Комбинированный урок | Исследовательские работы | 1 | | 1.8 |
87 | М. ЦВЕТАЕВА (2). Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики М. Цветаевой. | Комбинированный урок | Предварительный. Анализ средств выразительности | 1 | | 1.7 Заучивание наизусть |
88 | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта | Комбинированный урок | Анализ форм выражения авторской позиции | 1 | | 1.7 |
89 | Н. ЗАБОЛОЦКИЙ (1). Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «завещание», Философская глубина обобщений поэта – мыслителя. | Комбинированный урок | Анализ стихотворения | 1 | | 1.7 Заучивание наизусть |
90 | А. АХМАТОВА (2). Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. | Комбинированный урок | Текущий Аналитическое чтение | 1 | | 1.7 |
91 | Стихи А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. | Комбинированный урок | Защита проекта: «Я отраженье вашего лица». | 1 | | Заучивание наизусть |
92 | Б.Л. ПАСТЕРНАК (1). Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…». Философская глубина лирики поэта. | Комбинированный урок | Анализ стихотворения Анализ форм выражения авторской позиции | 1 | | 1.7 |
93 | А. ТВАРДОВСКИЙ (2). Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» | Комбинированный урок | Предварительный. Анализ средств выразительности | 1 | | Заучивание наизусть |
94 | «Я убит подо Ржевом…». Проблемы и интонации стихов о войне. РК-10: произведения ставропольских писателей о ВОв. | Комбинированный урок | Предварительный. Анализ средств выразительности | 1 | | 7.6 7.9 |
95 | Романсы и песни на стихи русских поэтов XIX и XX веков. | Внеклассное чтение | Защита проекта | 1 | | 7.10 |
96 | Романсы и песни на стихи русских поэтов XIX и XX веков. | Внеклассное чтение | Защита проекта | 1 | | 7.10 |
97 | Контрольная работа по русской лирике ХХ века. | Урок контроля и оценки знаний, умений | Тестирование | 1 | | 1.4, 1.8 |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (8) |
98 | Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. А. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Традиции оды Горация в русской поэзии. | Внеклассное чтение | Исследовательские работы: Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. | 1 | | 8.1 |
99 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер | Урок изучения художественного произведения | Письменный ответ на один из предложенных проблемных вопросов | 1 | | 1.6 |
100 | Уильям Шекспир. Слово о поэте. Гуманизм эпохи Возрождения. «Гамлет». Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» | Урок изучения художественного произведения | Предварительный. Анализ средств выразительности | 1 | | 8.2 |
101 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. | Внеклассное чтение | Составление характеристики героев | 1 | | 8.2 |
102 | Иоганн Вольфганг Гете. Слово о поэте. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни | Урок изучения художественного произведения | Составление характеристики героев | 1 | | 8.4 |
103 | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы | Внеклассное чтение | Анализ форм выражения авторской позиции | 1 | | 8.4 |
104 | Выявление уровня литературного развития учащихся. | Урок контроля и оценки знаний, умений | Тестирование | 1 | | |
105 | Итоги года и задания для летнего чтения | Комбинированный урок | | 1 | | |
10