СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование уроков русского языка и литературы. 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование и пояснителльная записка

Просмотр содержимого документа
«10 ЛИТЕРАТУРА 2016»

Раздел I. Пояснительная записка


Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Примерной программы основного общего образования по литературе, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.

Настоящая программа по литературе для 10 класса. Программа составлена на основе Рабочей программы для общеобразовательных учреждений к предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2014). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор сочинений.

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме 455 ч, в том числе: в 10 классе — 105 ч. Согласно учебному плану на 2016 – 2017 учебный год в 10 классе 105 часов (3 часа в неделю). При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.

В соответствии с региональным компонентом государственного стандарта общего образования Ставропольского края 10% времени отведено на изучение литературы, что составляет в 10 классе 7-9 часов в год. Преподавание ведётся по учебнику «Литература» в 2-частях для 10 класса под редакцией Ю.В. Лебедев.: «Просвещение», 2013)

Результаты обучения

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико ориентированного и личностноориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Выбор программы обусловлен следующими мотивами:

  1. Рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

  2. Соответствует стандарту основного общего образования по литературе;

  3. Социальным заказом родителей;

  4. Построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности;

  5. Включает базовые знания и умения, которыми должны владеть все учащиеся общеобразовательной школы;

  6. Обеспечивает условия для реализации практической направленности;

  7. Учитывает возрастную психологию учащихся.


Раздел II. Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса по литературе


В результате изучения литературы ученик должен

знать:

  • Содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • Наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • Основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • Историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • Основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • Прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения;

  • Воспроизводить их конкретное содержание, давать оценку героям и событиям;

  • Анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство;

  • Характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл;

  • Группировать героев относительно главного конфликта и системы образов;

  • Определять особенности композиции; род и жанр произведения, своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;

  • Давать оценку изученных лирических произведений на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;

  • Знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;

  • Характеризовать творческую историю романов;

  • Объяснять связь произведений со временем написания и нашей современностью;

  • Владеть монологическими диалогическими формами устной и письменной речи;

  • Пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

  • Анализировать эпизод; объяснять его связь с проблематикой, устанавливать значение в произведении;

  • Составлять планы, тезисы статей на литературную и публицистическую тему;

  • Писать сочинения на литературную тему;

  • Выразительно читать изученные произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • Выступать с докладом, используя приемы ораторского искусства;

  • Передавать в устной и письменной форме свое, индивидуальное восприятие художественного произведения, свое видение действительности и понимание жизненных проблем, свои оценки фактов и явлений, своеобразно используя ресурсы родного языка, придерживаясь своего авторского стиля.


Раздел III. Содержание тем учебного курса


Литература XIX века

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Введение

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тют­чев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарожде­ние реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной рус­ской критической мысли.

Россия во второй половине XIX века. Падение крепо­стного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охра­нительные, либеральные, славянофильские, почвенни­ческие и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его кру­га и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социаль­но-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писа­рев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и ли­тературы. Чехов как последний великий реалист. Насле­дие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.

Литература первой половины XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Нацио­нально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непороч­ны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Те­ма Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о ро­мантизме и реализме, об их соотношении и взаимовли­янии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссо­рились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Со­четание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, ре­альности и фантастики. Петербург как мифический об­раз бездушного и обманного города.

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-полити­ческая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистиче­ской литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного са­мосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Фор­мирование национального театра.

Классическая русская литература и ее мировое при­знание.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что та­кое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего че­рез индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жес­токих нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.)

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное! 01 ношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. На­следник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочета­ние разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Лю­бовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основ­ной жанр — лирический фрагмент («осколок» классици­стических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых ли­рических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: «Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хоро­шо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все бы­лое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Теория литературы. Углубление понятия о ли­рике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фе­та — практичного помещика. Жизнеутверждающее нача­ло в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романти­ческие «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достиже­ния. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с при­ветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был по­лон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о ли­рике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и твор­чество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш ба­тюшка...».

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчест­во. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реа­лизма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и де­ревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия | поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бун та. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я ско­ро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужа­сам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице тем­ной...».

Теория литературы. Понятие о народности ис­кусства. Фольклоризм художественной литературы (раз­витие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«История одного города» — ключевое художест­венное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение на­рода как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзо­пов язык (развитие понятий). Сатира как выражение об­щественной позиции писателя. Жанр памфлета (началь­ные представления).

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Об­зор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их от­ражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стиле­вое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристо­кратические устремления русской патриархальной де­мократии.

Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изобра­жении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные иска­ния Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рациона­лизм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эс­тетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Куту­зова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутрен­ний монолог как способ выражения «диалектики ду­ши». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о ро­мане. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие по­нятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и твор­чество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюр­ная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема со­циальной несправедливости и гуманизм писателя. духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самора­скрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.

Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о рома­не (роман нравственно-психологический, роман идеоло­гический). Психологизм и способы его выражения в ро­манах Толстого и Достоевского.

Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антини­гилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.

«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору.)

Теория литературы. Формы повествования. Проб­лема сказа. Понятие о стилизации.

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».

Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символи­ческая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочета­ние лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

Из литературы народов России.

Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)

Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяже­лой жизни простого народа, тема женской судьбы, об­раз горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Из зарубежной литературы

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан. Слово о писателе.

«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравен­ства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.

Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.

Артюр Рембо. Слово о писателе.

«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.



Вид работы

Количество часов

1.

Изучение нового материала

73

2.

Уроки развития речи

Классные сочинения (3)

Творческие работы (5):

Анализ стихотворения - 2

Анализ эпизода - 2

Характеристика героя (сравнительная) - 1

Домашние сочинения (8)

18

5

5





8

3.

Внеклассное чтение

12

4.

Контрольные уроки

2







Учебно-тематический план


п/п

Раздел

Всего часов

Изучение нового материала

Развитие речи

Контрольная работа

Внеклассное чтение

1.

Введение. Русская литература XIX века

2

2




Русская литература первой половины XIX века

2.

А. С. Пушкин

11

8

3



М.Ю. Лермонтов

10

6

3


1

Н. В. Гоголь

7

4

2


1

Русская литература второй половины XIX века

3.


Обзор русской литературы второй половины XIX века

1

1




И. А. Гончаров

4

3

1



А. Н. Островский

7

5

1


1

И. С. Тургенев

8

5

2


1

Контрольная работа за 1 полугодие

1



1


Ф.И. Тютчев

4

3

1



А.Н. Толстой

1

1




А. А. Фет

3

2

1



Н.А. Некрасов

8

7

1



М. Е. Салтыков – Щедрин

3

1



2

Л. Н. Толстой

14

10

2


2

Ф. М. Достоевский

8

6

1


1

Н. С. Лесков

3

2



1

А. П. Чехов

6

6




Контрольная работа за 2 полугодие

1



1


Итоговый урок

1

1




4.

Из литературы народов России

1




1

5.

Зарубежная литература

1




1

ВСЕГО

105

73

18

2

12


Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 10 классе


п/п

Тема урока

Типы и формы урока

Виды контроля

Колич.

часов

Дата


Примечания

Подготовка к ЕГЭ

Литература XIX века

1

ВВЕДЕНИЕ. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала). Россия в первой половине XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Зарожде­ние реализма и профессиональной рус­ской критической мысли.

Лекция


Тезисный план или

кон­спект лекции учителя

1


1.1

2

Россия во второй половине XIX века. Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Зарождение народнической идеологии и ли­тературы.

Лекция

Беседа

Собеседование

Сообщения по теме

1


1.6

Литература первой половины XIX века

3

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии

Лекция

РК-1: Кавказ в судьбе поэта.

Визуальная экскурсия Выразительное чтение стихотворений, индивидуальное сообщение


1


4.4

1.12

1.14

4

Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и Михайловской ссылок (с повторением ранее изученного).

«Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон».

Трагизм мировосприятия и его преодоление

Беседа

Анализ поэтического произведения.

1


4.4

1.12

1.14

5

Тема поэта и поэзии в лирике

А.С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

Практикум

Анализ поэтического произведения.

1


4.4

1.12

1.14

6

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти»

Практикум

Исследовательские работы

1


4.4

1.12

1.14

7

Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия», «Вновь я посетил…». «Отцы пустынники…»

Практикум

Анализ поэтического произведения.

1


4.4

1.12

1.14

8

Подготовка к домашнему сочинению по лирике А. Пушкина

Развитие речи

Обучение анализу лирического пр

1


4.4

1.12

9

Петербургская поэма А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме.

Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

Лекция Беседа

Составление характеристики героев

1


1.12

4.6

1.14

10

Образ Петра I как царя преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально - философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России.

Беседа

Обзор содержания

Сообщения

1


1.12

4.6

1.14

11

Повторение романа «Евгений Онегин»

Беседа

Главные и второстепенные герои романа.

1


1.12

4.6

12

Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина

Развитие речи

Письменный ответ на один из проблемных вопросов

1


С 1, С 2, С 3, С 4, С 5

13

Написание сочинения по творчеству А.С.Пушкина.

Развитие речи

Письменная работа

1


С 1, С 2, С 3, С 4, С 5

14

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон…». Романтизм и реализм в творчестве поэта.

РК-2: «Здесь Пушкина изгнанье началось, а Лермонтова кончилось изгнанье».

Лекция Беседа


Визуальная экскурсия; ответы на проблемные вопросы


1


4.8

1.12

1.14

15

Молитва как жанр в творчестве поэта

(с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»)

Беседа Практикум

Выразитель­ное чтение стихотворе­ний; анализ стихотворений

1


4.8

1.7

1.8

1.12

16

Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание».

Практикум

Обучение анализу стихотворения

1


4.8

1.8

17

Философские мотивы. «Как часто пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта.

Практикум

Работа по схеме

1


С 1, С 2, С 3, С 4, С 5

18

Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…».

Беседа Практикум

Исследовательские работы

1


1.7

4.8

19

Адресаты любовной лирики

М. Ю. Лермонтова.

Подготовка к домашнему сочинению по лирике М. Ю. Лермонтова

РК-3: Лермонтовские адреса на Кавказе.

Внеклассное чтение


Выразитель­ное чтение стихотворе­ний; анализ стихотворений

1


4.8

1.7

1.8

1.12

1.14

20

Образ Демона в творчестве

М. Лермонтова. «Демон», «Мой демон»

Развитие речи

Составление характеристики героев

1


1.8

1.12

1.14

21

Повторение романа «Герой нашего времени»

Урок контроля

Индивидуальный опрос

1


8.1

22

Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

Развитие речи

Письменная работа

1


С 1, С 2, С 3, С 4, С 5

23

Классное сочинение по творчеству

М.Ю. Лермонтова

Развитие речи

Письменная работа

1


С 1, С 2, С 3, С 4, С 5

24

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород»

Лекция Беседа

Составление характеристики героев

1



25

«Петербургские повести» Н.В.Гоголя (Обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

Семинар

Фронтальный

Аналитический пересказ

Составить вопросы для анализа главы

1


5.14


26

«Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.

Практикум

Развитие речи

Обзор содержания

1


5.16

27

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».

Беседа

Индивидуальный опрос

1



28

Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

Практикум

Внеклассное чтение

Обзор содержания

Практическая работа: Композиция рассказа.

1



29

Повторение романа «Мертвые души»

Беседа

Обзор содержания Сопоставительный анализ образов героев

1



30

Классное сочинение по творчеству

Н. В. Гоголя

Урок контроля Развитие речи

Составьте сценарный план экранизации

1



Русская литература второй половины XIX века

31

Обзор русской литературы второй половины XIX в. Ее основные проблемы. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы.

Лекция

Составление синхронной историко-культурной таблицы

Конспектирование

1



32

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика.

Лекция Беседа

Визуальная экскурсия

Тезисный план сообще­ния о жизни и творчестве писателя

Обзор содержания

1


5.5

1.15

33

Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову.

Беседа

Сопоставительный анализ образов героев


1


5.5

1.8

1.9

34

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

Беседа

Защита проекта: Главные и второстепенные герои романа.

1


5.5

1.8

1.9

35

«Что такое обломовщина?»

Роман «Обломов» в русской критике.

Подготовка к домашнему сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов»

Семинар

Развитие речи

Конспектирование

Выберите (с обоснованием) лучшие иллюстрации к  произведениям

1


5.5

1.8

36

А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра»

Лекция Беседа

Визуальная экскурсия

Обзор содержания произведений

1



37

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев.

Беседа Практикум

Фронтальный Аналитический пересказ

1



38

Своеобразие конфликта. Смысл названия.

Беседа

Составить вопросы для анализа главы

1



39

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства»

Беседа

Защита проекта:

Главные и второстепенные герои романа.

1



40

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблема пьесы.

Практикум

Сопоставительный анализ образов героев

1



41

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению по драме А.Н.Островского «Гроза»

Беседа

Развитие речи

Письменный ответ на один из проблемных вопросов

1



42

Нравственные проблемы, отраженные в современной литературе.

РК-4: Публицисты Ставрополья о «нравственном здоровье»

Внеклассное чтение

Защита проекта

Исследовательские работы

1



43

И. С. Туpгенев. Жизнь и творчество

(с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе

Лекция

Тезисный план сообще­ния о жизни и творчестве писателя

Обзор содержания

1


5.2

44

И.С.Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

Беседа

Исследовательские работы

1


5.2

45

Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя.

Беседа

Анализ образа героя

1


5.2

46

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

Беседа

Сопоставительный анализ образов героев

1


5.2

47

Любовь в романе «Отцы и дети»

Беседа

Составление кластера


1


5.2

48

Анализ эпизода «Смерть Базарова».

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».

Развитие речи Практикум

Составить вопросы для анализа главы

1



49

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.С. Тургенева

Развитие речи

Фор­мулировка темы, составление плана

1


5.2

Сочинение

50

Внеклассное чтение. Человек и окружающий мир. Экологическая проблема современности: защита природы или бездуховность – что страшнее?

РК-5: Человек и природа в творчестве ставропольских писателей.

Внеклассное чтение


Защита проекта

Исследовательские работы


1


Проекты

51

Контрольная работа за 1 полугодие

Урок контроля

Итоговый контроль

1



52

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философии природы в его лирике. «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…»

Лекция Беседа

Визуальная экскурсия


1

5.3

53

«Еще земли печален вид», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…». Анализ стихотворений

Развитие речи Беседа

Обучение анализу стихотворения

1



54

Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...».

Беседа Практикум

Обучение анализу стихотворения

1


5.3

55

Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»)

Практикум

Обучение анализу стихотворения

1


5.3

56

А. К. Толстой. Жизнь и твор­чество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш ба­тюшка...».

Комбинированный урок


Составление плана высказывания и отбор материала

1



57

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею»

РК-6: Пейзажная лирика ставропольских поэтов

Лекция Беседа


Обучение анализу стихотворения

1


5.4

58

Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета.

Беседа

Обучение анализу стихотворения

1


5.4

59

Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Развитие речи

Обучение анализу стихотворения

1



60

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной», «Надрывается сердце от муки»

Лекция Беседа

Сообщения по теме

Составление характеристики героев

1


5.6

5.7

61

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобливый поэт»».

Практикум

Средства художественной выразительности

1


5.6


62

Н. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др.

Практикум

Расстановка логических ударений, пауз


1


5.7

63

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др.

Беседа

Анализ форм выражения авторской позиции


1


5.7

64

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

Лекция Беседа


Комментированное чтение пролога.

1



65

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема социального и духовного рабства

Практикум

Комментиро­ванное чте­ние поэмы.

1



66

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Беседа

Комментиро­ванное чте­ние поэмы.

1



67

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству

Н. А. Некрасова

Практикум Развитие речи

Сравне­ние вариантов плана к сочи­нению

1



68

М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Лекция Беседа

Тезисный план

Обзор содержания

1


5.8

69

Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиции романа

Внеклассное чтение


Комментированное чтение

1


5.9

70

Образы градоначальников в романе «История одного города».

Внеклассное чтение


Сравнитель­ный анализ произведений А.К. Толстого и М.Е. Сал­тыкова-Щедрина.

1


5.9

71

Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

РК-7: Толстой на Кавказе

Лекция Беседа


Визуальная экскурсия Тезисный план сообще­ния о жизни и творчестве писателя

1


5.10

С1-5

72

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого.


Внеклассное чтение


Групповой опрос

Практическая работа: Композиция рассказа.

1



73

История создания романа «Война и мир» Особенности жанра. Образ автора в романе

Лекция Беседа

Конспект лек­ции учителя

1


5.10

74

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Беседа

Пе­ресказ эпизо­дов

1


5.10

75

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Беседа

Коммен­тированное чтение

1



76

Женские образы в романе «Война и мир»

Практикум

1



77

Семья Ростовых и семья Болконских

Беседа

Сопоставительный анализ

1



78

Тема народа в романе «Война и мир»

Беседа

Анализ эпизода

1


5.10

79

Тема народа в романе «Война и мир»

Беседа

Обзор содержания

1



80

Кутузов и Наполеон

Практикум

Сопоставительный анализ образов героев

1


5.10

81

Сравнительная характеристика героев романа (по выбору): Кутузов и Наполеон, Андрей Болконский и Пьер Безухов, Наташа Ростова и Элен Курагина, семья Ростовых и семья Курагиных

Развитие речи

Главные и второстепенные герои романа.

1


5.10

82

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».

Семинар

Анализ эпизода

1


5.10

83

Художественные особен­ности романа.

Подготовка к домашнему сочинению Анализ эпизода из романа «Война и мир».

Семинар Практикум

Развитие речи

Составление цитатного плана

1


5.10

84

Человек на войне. Тема войны в современной литературе.

РК-8: Ставропольские писатели о ВОв.

Внеклассное чтение

Сопоставительный анализ образов героев

1



85

Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

Лекция Беседа

Тезисный план; сочинение-интервью

1


5.11

86

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского

Семинар

Визуальная экскурсия

Обзор содержания

1


5.11

87

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание».

Беседа

Сопоставительный анализ образов героев

1


5.11

88

Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя

Семинар

Обзор содержания

1


5.11

89

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта

Семинар

Исследовательские работы

1


5.11

90

«Двойники» Раскольникова

Беседа

Характеристика героя

1


5.11

91

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.

Подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание»

Беседа

Развитие речи

Анализ эпизода

Анализ выражения авторской позиции

1


5.11

92

Человек и общество на страницах современной литературы.

РК-9: Реализация темы в творчестве ставропольских авторов

Внеклассное чтение

Сопоставительный анализ образов героев

1


5.11

93

Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра.

Лекция Практикум

Обзор содержания


1


5.12

94

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

Беседа

Составьте сценарный план экранизации

1



95

Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Внеклассное чтение


Исследовательские работы

Составление кластера

1



96

А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80—90-х годов. «Человек в футляре».

Лекция Беседа

Аналитический пересказ

1


6.1

6.2

97

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»

Практикум

Анализ выражения авторской позиции

1


6.1

С1-5

98

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

Практикум

Цитатный план

1


6.1

99

Особенности драматургии А. П. Чехова

Практикум

Конспектирование

1


6.1

100

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда

Практикум

Сопоставительный анализ образов героев

1


6.1

101

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля

Беседа Практикум

Анализ выражения авторской позиции

1


6.1

102

Контрольная работа за 2 полугодие

Урок контроля

Итоговый контроль

1



103

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века

Комбинированный урок

Защита проектов

1



Из литературы народов России

104

К. Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)

Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяже­лой жизни простого народа, тема женской судьбы, об­раз горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Внеклассное чтение

РК-10:

Национальная литература народов Кавказа

Сообщения учащихся

Исследовательские работы


1


Зарубежная литература

105

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан «Ожерелье». Г. Ибсен. «Кукольный дом». А. Рембо «Пьяный корабль»

Внеклассное чтение


Защита проекта

1





6


Просмотр содержимого документа
«10 РУССКИЙ ЯЗЫК 2016»

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку Русский язык. 10-11 классы. Рабочая программа к учебнику Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина, М. А. Мещериной. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. Н.Г. Гольцова.  Программа «Русский язык. 10—11 классы», - М., «Дрофа», 2010.

  2. Учебник. Русский язык. 10—11 классы. Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. - 6-е изд. - М..,  ООО «ТИД «Русское слово—PC», 2011.

  3. Н.Г. Гольцова, И.В.. Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. – 2-е изд., испр. И доп. – М., ООО «ТИД «Русское слово—PC», 2011.

  4. Н.Г. Гольцова. Контрольные тесты по русскому языку. Орфография и пунктуации. 10-11 классы - М., ООО «ТИД «Русское слово—PC», 2011.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Предмет русский язык входит в образовательную область «Филология». Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 10 классе в объеме 35 часов (1 час в неделю).

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций. Также в рабочую программу введены уроки подготовки к ЕГЭ.

Выбор программы мотивирован тем, что она

  1. Рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов

  2. Соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;

  3. Построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

  4. Способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

  5. Обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.


Раздел II. Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса по русскому языку


В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социаль­но-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Уметь:

Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

  • адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

  • использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс аудирования;

  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его воспри­ятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуника­тивной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных тек­стов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

  • передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

  • использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при состав­лении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, ре­фератов);

Создание устного и письменного речевого высказывания:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

  • формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказыва­ния, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последователь­ность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

  • высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушан­ном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

  • владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тек­сты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

  • создавать устное высказывание на лингвистические темы;

  • владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

  • оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

Анализ текста и языковых единиц:

  • проводить разные виды языкового разбора;

  • опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точно­сти и уместности их употребления;

  • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические;

  • грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

  • эффективно использовать языковые единицы в речи;

  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаи­вать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответст­вии с этикой речевого взаимодействия;

  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грам­матические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

Владеть:

  • коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


Раздел III. Содержание тем учебного курса


Введение. 1 ч.

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка, типы норм. Норма и культура речи. Понятие о функциональных стилях; основные функциональные стили современного языка.

Лексика. Фразеология. Лексикография. 4 ч.+ 1 к.р.

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы, паронимы и их употребление. Синонимы, антонимы и их употребление.

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Фонетика. Графика. Орфоэпия. 2 ч.

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор.

Орфоэпия. Основные правила произношения.

Морфемика и словообразование. 2 ч.+2 р.р.

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Основные способы формообразования в современном языке. Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор

Морфология и орфография. 5 ч.

Основные понятия. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц. Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

Имя существительное. 2 ч.

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение способа выражения рода несклоняемых существительных и аббревиатуры. Число имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Падеж и склонение имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное. 2 ч.

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных

Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ИЙ. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Имя числительное. 1 ч.

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов. Морфологический разбор имён числительных. Склонение имён числительных.

Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение. 1 ч.

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений. Значение и особенности употребления возвратного, притяжательного и определительных местоимений.

Глагол. 1 ч.

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/ непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Категория времени глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования. Морфологический разбор глагола. Спряжение глаголов. Две основы глаголов. Формообразование глаголов. Правописание глаголов.

Причастие. 1 ч.

Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий.

Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные

Деепричастие. 1 ч.

Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие. 1 ч.

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий.

Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.

Слова категории состояния. 1 ч.

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния. Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий.

Служебные части речи. 3 ч.+ 1 к.р.

Предлог

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов.

Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов.

Правописание союзов

Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц.

Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.









Учебно-тематический план


Тематический план предусматривает 35ч (1час в неделю)

Диктантов – 2

Уроков развития речи – 4

Контрольное тестирование (по текстам ЕГЭ) -2



Название темы

Количество часов

Р.Р.

1.

Введение


1 ч.


2.

Лексика. Фразеология. Лексикография


4 ч.+ 1 к.р. (диктант)


3.

Фонетика. Графика. Орфоэпия


2 ч.


4.

Морфемика и словообразование


2 ч

2 ч. изложение

5.

Морфология и орфография

Орфография 5 ч

Имя существительное 2 ч.

Имя прилагательное 2 ч.

Имя числительное 1 ч.

Местоимение 1 ч.

Глагол 1 ч.

Причастие 1 ч.

Деепричастие 1 ч.

Наречие 1 ч.

Слова категории состояния.1 ч.

16 ч. + 1 к.р. (диктант)


2 ч. (сочинение)

6.

Служебные части речи

Предлог 1 ч.

Союзы и союзные слова 1 ч.

Частицы 1 ч.

3 ч.


7.

Итоговый урок

1 ч.



ВСЕГО

31 ч.

4 ч.





Календарно – тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе


п/п

Наименование тем и разделов

Тип урока

Виды контроля

Количество часов

Дата


Примечание Подготовка к ЕГЭ


1.

Введение (1ч). Слово о русском языке.

РК: Языковые традиции Ставрополья

Урок-беседа

Конспектирование

1

Общие сведения о форме итоговой аттестации

Лексика. Фразеология. Лексикография

2

Слово и его значение.

Тестирование (входной контроль)

Урок контроля знаний.

Тестирование по текстам ЕГЭ

1

9.2

3

Изобразительно-выразительные средства языка.

Анализ контрольного тестирования.

Повторительно-обобщающий урок

Практическая работа

Подобрать примеры из литературы

1

10.3

4

Происхождение лексики.


Повторительно-обобщающий урок

Составление таблицы, заполнение примерам

1

2.4

5

Фразеология. Лексикография. Фразеологические единицы и их употребление.

РК: Лексические ошибки на примере краеведческого материала

Повторительно-обобщающий урок

Составление плана высказывания, аргументированный ответ

1

2.3

6

Контрольный диктант №1

по теме «Повторение пройденного в 5-9 классах».

Урок контроля знаний.

Промежуточный контроль

1

К7-К12

Фонетика. Графика. Орфоэпия

7

Анализ контрольного диктанта.

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические.

Повторительно-обобщающий урок

Составление таблицы

Фонетический разбор

1

1.1

8

Орфоэпия. Основные правила произношения.

РК: Орфоэпические ошибки - результат местных говоров

Урок-практикум

Орфоэпический диктант

1

9.1

Морфемика и словообразование

9

Состав слова. Основные понятия морфемики и словообразования.


Составление обобщающей таблицы

Морфемный разбор слова.

1

3.1

10

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.

Повторительно-обобщающий урок

Составление таблицы, заполнение примерам

Словообразовательный разбор

1

3.3 3.4

11

Подготовка к написанию контрольного изложения.

Урок развития речи

Работа с текстом с использование приемов сжатия текста

1

К5 – К12

12

Написание изложения.

Урок развития речи

Письменная работа

Синонимичные ряды, замена

1


Морфология и орфография

13

Анализ контрольного изложения.

Орфография. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Правила переноса.

Повторительно-обобщающий урок

Тематический диктант

Составление таблицы

1

6.5

14

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова.

Урок-практикум

Комментированное письмо. Самостоятельная работа.

1

6.4

15

Употребление гласных после шипящих и Ц. Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.

Кобинированный урок

Тренинг, практикум

1

6.5

16

Правописание звонких и глухих согласных; непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных.

Урок-практикум

Составление плана высказывания, подбор материала

1

6.6

17

Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв.

Урок-практикум

Практическая работа: объяснение орфограмм. Работа по тестам.

1

6.4


Самостоятельные части речи

18

Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний.

Повторительно-обобщающий урок

Тестовые задания

1

6.9

19

Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных.

Урок-практикум

Практическая работа: объяснение орфограмм.

Работа по тестам

1

6.7

20

Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных.

Повторительно-обобщающий урок

Практическая работа: объяснение орфограмм.

Работа по тестам

1

6.9

21

Правописание суффиксов имён прилагательных: Н и НН. Правописание сложных имён прилагательных.

Урок-практикум

Практическая работа: объяснение орфограмм.

Работа по тестам

1

6.3 6.8

22

Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи.

Урок-практикум

Работа по карточкам Конструирование предложений с разными видами связи

1

6.9

23

Местоимение как часть речи. Правописание местоимений.

РК: Статьи газеты «Петровские вести» - объект исследования

Урок-практикум

Аргументированный ответ на вопрос

1

6.12

24

Подготовка к написанию контрольного сочинения

Урок развития речи

Комплексный анализ текста

1

К 1 – К 6

25

Написание контрольного сочинения (по текстам ЕГЭ 2016)

Урок развития речи

Творческая работа


1

К 7 - К 12

26

Анализ контрольного сочинения.

Глагол как часть речи.

Спряжение глаголов. Формообразование глаголов. Правописание глаголов.

Повторительно-обобщающий урок

Практическая работа: объяснение орфограмм.

Работа по тестам

1

6.10

27

Причастие как особая глагольная форма. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные.

Урок-практикум

Письмо под диктовку.

Работа по тестам.

1

6.10

28

Деепричастие как особая глагольная форма. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Урок-практикум

Заполнение таблицы своими примерами

1

6.11

29

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Урок-практикум

Письмо под диктовку.

Работа по тестам.

1

6.12

30

Слова категории состояния. Междометие как особый разряд слов. Правописание междометий.

Урок-практикум

Фронтальный опрос

Пунктуационный диктант

1

6.15

31.

Контрольный диктант №2

по теме «Правописание самостоятельных частей речи»

Урок контроля знаний

Итоговый контроль

1

К7-К12

Служебные части речи

32

Анализ контрольного диктанта.

Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.

Повторительно-обобщающий урок

Письмо под диктовку. Работа по тестам.

1

6.16

33

Союзы и союзные слова.

Союз как служебная часть речи. Правописание союзов.

Повторительно-обобщающий урок

Работа по карточкам

1

6.16

34

Частицы как служебная часть речи. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

Урок контроля знаний


Составление инструкции

Тестирование

1

6.16

35

Итоговый урок (обобщение по темам)

РК: Языковой разбор текста на актуальную тему на основе отбора необходимой информации («Петровские вести»)

Урок-практикум

Тезисный план

Работа по плану

1



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!