Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Примерной программы основного общего образования по литературе, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
Настоящая программа по литературе для 10 класса. Программа составлена на основе Рабочей программы для общеобразовательных учреждений к предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2014). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор сочинений.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме 455 ч, в том числе: в 10 классе — 105 ч. Согласно учебному плану на 2016 – 2017 учебный год в 10 классе 105 часов (3 часа в неделю). При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.
В соответствии с региональным компонентом государственного стандарта общего образования Ставропольского края 10% времени отведено на изучение литературы, что составляет в 10 классе 7-9 часов в год. Преподавание ведётся по учебнику «Литература» в 2-частях для 10 класса под редакцией Ю.В. Лебедев.: «Просвещение», 2013)
Результаты обучения
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико ориентированного и личностноориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Выбор программы обусловлен следующими мотивами:
Рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
Соответствует стандарту основного общего образования по литературе;
Социальным заказом родителей;
Построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности;
Включает базовые знания и умения, которыми должны владеть все учащиеся общеобразовательной школы;
Обеспечивает условия для реализации практической направленности;
Учитывает возрастную психологию учащихся.
Раздел II. Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса по литературе
В результате изучения литературы ученик должен
знать:
Содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
Основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
Историко-культурный контекст изучаемых произведений;
Основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
Прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения;
Воспроизводить их конкретное содержание, давать оценку героям и событиям;
Анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство;
Характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл;
Группировать героев относительно главного конфликта и системы образов;
Определять особенности композиции; род и жанр произведения, своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;
Давать оценку изученных лирических произведений на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;
Знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;
Характеризовать творческую историю романов;
Объяснять связь произведений со временем написания и нашей современностью;
Владеть монологическими диалогическими формами устной и письменной речи;
Пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
Анализировать эпизод; объяснять его связь с проблематикой, устанавливать значение в произведении;
Составлять планы, тезисы статей на литературную и публицистическую тему;
Писать сочинения на литературную тему;
Выразительно читать изученные произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
Выступать с докладом, используя приемы ораторского искусства;
Передавать в устной и письменной форме свое, индивидуальное восприятие художественного произведения, свое видение действительности и понимание жизненных проблем, свои оценки фактов и явлений, своеобразно используя ресурсы родного языка, придерживаясь своего авторского стиля.
Раздел III. Содержание тем учебного курса
Литература XIX века
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
Введение
Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.
Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).
«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.)
«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное! 01 ношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.
Стихотворения: «Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.
Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия | поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бун та. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.
Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.
Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.
«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору.)
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».
Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.
«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.
Из литературы народов России.
Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)
Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Из зарубежной литературы
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан. Слово о писателе.
«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.
Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.
Артюр Рембо. Слово о писателе.
«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
№ | Вид работы | Количество часов |
1. | Изучение нового материала | 73 |
2. | Уроки развития речи Классные сочинения (3) Творческие работы (5): Анализ стихотворения - 2 Анализ эпизода - 2 Характеристика героя (сравнительная) - 1 Домашние сочинения (8) | 18 5 5 8 |
3. | Внеклассное чтение | 12 |
4. | Контрольные уроки | 2 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Всего часов | Изучение нового материала | Развитие речи | Контрольная работа | Внеклассное чтение |
1. | Введение. Русская литература XIX века | 2 | 2 | | | |
Русская литература первой половины XIX века |
2. | А. С. Пушкин | 11 | 8 | 3 | | |
М.Ю. Лермонтов | 10 | 6 | 3 | | 1 |
Н. В. Гоголь | 7 | 4 | 2 | | 1 |
Русская литература второй половины XIX века |
3. | Обзор русской литературы второй половины XIX века | 1 | 1 | | | |
И. А. Гончаров | 4 | 3 | 1 | | |
А. Н. Островский | 7 | 5 | 1 | | 1 |
И. С. Тургенев | 8 | 5 | 2 | | 1 |
Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | | | 1 | |
Ф.И. Тютчев | 4 | 3 | 1 | | |
А.Н. Толстой | 1 | 1 | | | |
А. А. Фет | 3 | 2 | 1 | | |
Н.А. Некрасов | 8 | 7 | 1 | | |
М. Е. Салтыков – Щедрин | 3 | 1 | | | 2 |
Л. Н. Толстой | 14 | 10 | 2 | | 2 |
Ф. М. Достоевский | 8 | 6 | 1 | | 1 |
Н. С. Лесков | 3 | 2 | | | 1 |
А. П. Чехов | 6 | 6 | | | |
Контрольная работа за 2 полугодие | 1 | | | 1 | |
Итоговый урок | 1 | 1 | | | |
4. | Из литературы народов России | 1 | | | | 1 |
5. | Зарубежная литература | 1 | | | | 1 |
ВСЕГО | 105 | 73 | 18 | 2 | 12 |
Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 10 классе
№ п/п | Тема урока | Типы и формы урока | Виды контроля | Колич. часов | Дата | Примечания Подготовка к ЕГЭ |
Литература XIX века |
1 | ВВЕДЕНИЕ. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала). Россия в первой половине XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Зарождение реализма и профессиональной русской критической мысли. | Лекция | Тезисный план или конспект лекции учителя | 1 | | 1.1 |
2 | Россия во второй половине XIX века. Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Зарождение народнической идеологии и литературы. | Лекция Беседа | Собеседование Сообщения по теме | 1 | | 1.6 |
Литература первой половины XIX века |
3 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии | Лекция РК-1: Кавказ в судьбе поэта. | Визуальная экскурсия Выразительное чтение стихотворений, индивидуальное сообщение | 1 | | 4.4 1.12 1.14 |
4 | Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и Михайловской ссылок (с повторением ранее изученного). «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление | Беседа | Анализ поэтического произведения. | 1 | | 4.4 1.12 1.14 |
5 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом» | Практикум | Анализ поэтического произведения. | 1 | | 4.4 1.12 1.14 |
6 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти» | Практикум | Исследовательские работы | 1 | | 4.4 1.12 1.14 |
7 | Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия», «Вновь я посетил…». «Отцы пустынники…» | Практикум | Анализ поэтического произведения. | 1 | | 4.4 1.12 1.14 |
8 | Подготовка к домашнему сочинению по лирике А. Пушкина | Развитие речи | Обучение анализу лирического пр | 1 | | 4.4 1.12 |
9 | Петербургская поэма А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник» | Лекция Беседа | Составление характеристики героев | 1 | | 1.12 4.6 1.14 |
10 | Образ Петра I как царя преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально - философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России. | Беседа | Обзор содержания Сообщения | 1 | | 1.12 4.6 1.14 |
11 | Повторение романа «Евгений Онегин» | Беседа | Главные и второстепенные герои романа. | 1 | | 1.12 4.6 |
12 | Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина | Развитие речи | Письменный ответ на один из проблемных вопросов | 1 | | С 1, С 2, С 3, С 4, С 5 |
13 | Написание сочинения по творчеству А.С.Пушкина. | Развитие речи | Письменная работа | 1 | | С 1, С 2, С 3, С 4, С 5 |
14 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон…». Романтизм и реализм в творчестве поэта. РК-2: «Здесь Пушкина изгнанье началось, а Лермонтова кончилось изгнанье». | Лекция Беседа | Визуальная экскурсия; ответы на проблемные вопросы | 1 | | 4.8 1.12 1.14 |
15 | Молитва как жанр в творчестве поэта (с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») | Беседа Практикум | Выразительное чтение стихотворений; анализ стихотворений | 1 | | 4.8 1.7 1.8 1.12 |
16 | Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание». | Практикум | Обучение анализу стихотворения | 1 | | 4.8 1.8 |
17 | Философские мотивы. «Как часто пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта. | Практикум | Работа по схеме | 1 | | С 1, С 2, С 3, С 4, С 5 |
18 | Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…». | Беседа Практикум | Исследовательские работы | 1 | | 1.7 4.8 |
19 | Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению по лирике М. Ю. Лермонтова РК-3: Лермонтовские адреса на Кавказе. | Внеклассное чтение | Выразительное чтение стихотворений; анализ стихотворений | 1 | | 4.8 1.7 1.8 1.12 1.14 |
20 | Образ Демона в творчестве М. Лермонтова. «Демон», «Мой демон» | Развитие речи | Составление характеристики героев | 1 | | 1.8 1.12 1.14 |
21 | Повторение романа «Герой нашего времени» | Урок контроля | Индивидуальный опрос | 1 | | 8.1 |
22 | Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова | Развитие речи | Письменная работа | 1 | | С 1, С 2, С 3, С 4, С 5 |
23 | Классное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова | Развитие речи | Письменная работа | 1 | | С 1, С 2, С 3, С 4, С 5 |
24 | Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород» | Лекция Беседа | Составление характеристики героев | 1 | | |
25 | «Петербургские повести» Н.В.Гоголя (Обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» | Семинар | Фронтальный Аналитический пересказ Составить вопросы для анализа главы | 1 | | 5.14 |
26 | «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. | Практикум Развитие речи | Обзор содержания | 1 | | 5.16 |
27 | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». | Беседа | Индивидуальный опрос | 1 | | |
28 | Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести» | Практикум Внеклассное чтение | Обзор содержания Практическая работа: Композиция рассказа. | 1 | | |
29 | Повторение романа «Мертвые души» | Беседа | Обзор содержания Сопоставительный анализ образов героев | 1 | | |
30 | Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя | Урок контроля Развитие речи | Составьте сценарный план экранизации | 1 | | |
Русская литература второй половины XIX века |
31 | Обзор русской литературы второй половины XIX в. Ее основные проблемы. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы. | Лекция | Составление синхронной историко-культурной таблицы Конспектирование | 1 | | |
32 | И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика. | Лекция Беседа | Визуальная экскурсия Тезисный план сообщения о жизни и творчестве писателя Обзор содержания | 1 | | 5.5 1.15 |
33 | Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову. | Беседа | Сопоставительный анализ образов героев | 1 | | 5.5 1.8 1.9 |
34 | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. | Беседа | Защита проекта: Главные и второстепенные герои романа. | 1 | | 5.5 1.8 1.9 |
35 | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике. Подготовка к домашнему сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов» | Семинар Развитие речи | Конспектирование Выберите (с обоснованием) лучшие иллюстрации к произведениям | 1 | | 5.5 1.8 |
36 | А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра» | Лекция Беседа | Визуальная экскурсия Обзор содержания произведений | 1 | | |
37 | Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. | Беседа Практикум | Фронтальный Аналитический пересказ | 1 | | |
38 | Своеобразие конфликта. Смысл названия. | Беседа | Составить вопросы для анализа главы | 1 | | |
39 | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства» | Беседа | Защита проекта: Главные и второстепенные герои романа. | 1 | | |
40 | Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблема пьесы. | Практикум | Сопоставительный анализ образов героев | 1 | | |
41 | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению по драме А.Н.Островского «Гроза» | Беседа Развитие речи | Письменный ответ на один из проблемных вопросов | 1 | | |
42 | Нравственные проблемы, отраженные в современной литературе. РК-4: Публицисты Ставрополья о «нравственном здоровье» | Внеклассное чтение | Защита проекта Исследовательские работы | 1 | | |
43 | И. С. Туpгенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе | Лекция | Тезисный план сообщения о жизни и творчестве писателя Обзор содержания | 1 | | 5.2 |
44 | И.С.Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети» | Беседа | Исследовательские работы | 1 | | 5.2 |
45 | Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя. | Беседа | Анализ образа героя | 1 | | 5.2 |
46 | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети» | Беседа | Сопоставительный анализ образов героев | 1 | | 5.2 |
47 | Любовь в романе «Отцы и дети» | Беседа | Составление кластера | 1 | | 5.2 |
48 | Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». | Развитие речи Практикум | Составить вопросы для анализа главы | 1 | | |
49 | Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.С. Тургенева | Развитие речи | Формулировка темы, составление плана | 1 | | 5.2 Сочинение |
50 | Внеклассное чтение. Человек и окружающий мир. Экологическая проблема современности: защита природы или бездуховность – что страшнее? РК-5: Человек и природа в творчестве ставропольских писателей. | Внеклассное чтение | Защита проекта Исследовательские работы | 1 | | Проекты |
51 | Контрольная работа за 1 полугодие | Урок контроля | Итоговый контроль | 1 | | |
52 | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философии природы в его лирике. «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…» | Лекция Беседа | Визуальная экскурсия | 1 | 5.3 | |
53 | «Еще земли печален вид», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…». Анализ стихотворений | Развитие речи Беседа | Обучение анализу стихотворения | 1 | | |
54 | Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...». | Беседа Практикум | Обучение анализу стихотворения | 1 | | 5.3 |
55 | Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...») | Практикум | Обучение анализу стихотворения | 1 | | 5.3 |
56 | А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...». | Комбинированный урок | Составление плана высказывания и отбор материала | 1 | | |
57 | А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею» РК-6: Пейзажная лирика ставропольских поэтов | Лекция Беседа | Обучение анализу стихотворения | 1 | | 5.4 |
58 | Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. | Беседа | Обучение анализу стихотворения | 1 | | 5.4 |
59 | Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета | Развитие речи | Обучение анализу стихотворения | 1 | | |
60 | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной», «Надрывается сердце от муки» | Лекция Беседа | Сообщения по теме Составление характеристики героев | 1 | | 5.6 5.7 |
61 | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобливый поэт»». | Практикум | Средства художественной выразительности | 1 | | 5.6 |
62 | Н. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др. | Практикум | Расстановка логических ударений, пауз | 1 | | 5.7 |
63 | Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др. | Беседа | Анализ форм выражения авторской позиции | 1 | | 5.7 |
64 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка» | Лекция Беседа | Комментированное чтение пролога. | 1 | | |
65 | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема социального и духовного рабства | Практикум | Комментированное чтение поэмы. | 1 | | |
66 | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | Беседа | Комментированное чтение поэмы. | 1 | | |
67 | Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н. А. Некрасова | Практикум Развитие речи | Сравнение вариантов плана к сочинению | 1 | | |
68 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина | Лекция Беседа | Тезисный план Обзор содержания | 1 | | 5.8 |
69 | Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиции романа | Внеклассное чтение | Комментированное чтение | 1 | | 5.9 |
70 | Образы градоначальников в романе «История одного города». | Внеклассное чтение | Сравнительный анализ произведений А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина. | 1 | | 5.9 |
71 | Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека РК-7: Толстой на Кавказе | Лекция Беседа | Визуальная экскурсия Тезисный план сообщения о жизни и творчестве писателя | 1 | | 5.10 С1-5 |
72 | Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. | Внеклассное чтение | Групповой опрос Практическая работа: Композиция рассказа. | 1 | | |
73 | История создания романа «Война и мир» Особенности жанра. Образ автора в романе | Лекция Беседа | Конспект лекции учителя | 1 | | 5.10 |
74 | Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова | Беседа | Пересказ эпизодов | 1 | | 5.10 |
75 | Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова | Беседа | Комментированное чтение | 1 | | |
76 | Женские образы в романе «Война и мир» | Практикум | 1 | | |
77 | Семья Ростовых и семья Болконских | Беседа | Сопоставительный анализ | 1 | | |
78 | Тема народа в романе «Война и мир» | Беседа | Анализ эпизода | 1 | | 5.10 |
79 | Тема народа в романе «Война и мир» | Беседа | Обзор содержания | 1 | | |
80 | Кутузов и Наполеон | Практикум | Сопоставительный анализ образов героев | 1 | | 5.10 |
81 | Сравнительная характеристика героев романа (по выбору): Кутузов и Наполеон, Андрей Болконский и Пьер Безухов, Наташа Ростова и Элен Курагина, семья Ростовых и семья Курагиных | Развитие речи | Главные и второстепенные герои романа. | 1 | | 5.10 |
82 | Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». | Семинар | Анализ эпизода | 1 | | 5.10 |
83 | Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению Анализ эпизода из романа «Война и мир». | Семинар Практикум Развитие речи | Составление цитатного плана | 1 | | 5.10 |
84 | Человек на войне. Тема войны в современной литературе. РК-8: Ставропольские писатели о ВОв. | Внеклассное чтение | Сопоставительный анализ образов героев | 1 | | |
85 | Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды | Лекция Беседа | Тезисный план; сочинение-интервью | 1 | | 5.11 |
86 | Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского | Семинар | Визуальная экскурсия Обзор содержания | 1 | | 5.11 |
87 | История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание». | Беседа | Сопоставительный анализ образов героев | 1 | | 5.11 |
88 | Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя | Семинар | Обзор содержания | 1 | | 5.11 |
89 | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта | Семинар | Исследовательские работы | 1 | | 5.11 |
90 | «Двойники» Раскольникова | Беседа | Характеристика героя | 1 | | 5.11 |
91 | Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание» | Беседа Развитие речи | Анализ эпизода Анализ выражения авторской позиции | 1 | | 5.11 |
92 | Человек и общество на страницах современной литературы. РК-9: Реализация темы в творчестве ставропольских авторов | Внеклассное чтение | Сопоставительный анализ образов героев | 1 | | 5.11 |
93 | Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. | Лекция Практикум | Обзор содержания | 1 | | 5.12 |
94 | Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа | Беседа | Составьте сценарный план экранизации | 1 | | |
95 | Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») | Внеклассное чтение | Исследовательские работы Составление кластера | 1 | | |
96 | А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80—90-х годов. «Человек в футляре». | Лекция Беседа | Аналитический пересказ | 1 | | 6.1 6.2 |
97 | Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» | Практикум | Анализ выражения авторской позиции | 1 | | 6.1 С1-5 |
98 | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч» | Практикум | Цитатный план | 1 | | 6.1 |
99 | Особенности драматургии А. П. Чехова | Практикум | Конспектирование | 1 | | 6.1 |
100 | «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда | Практикум | Сопоставительный анализ образов героев | 1 | | 6.1 |
101 | Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля | Беседа Практикум | Анализ выражения авторской позиции | 1 | | 6.1 |
102 | Контрольная работа за 2 полугодие | Урок контроля | Итоговый контроль | 1 | | |
103 | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века | Комбинированный урок | Защита проектов | 1 | | |
Из литературы народов России |
104 | К. Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.) Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта. | Внеклассное чтение РК-10: Национальная литература народов Кавказа | Сообщения учащихся Исследовательские работы | 1 | | |
Зарубежная литература |
105 | Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан «Ожерелье». Г. Ибсен. «Кукольный дом». А. Рембо «Пьяный корабль» | Внеклассное чтение | Защита проекта | 1 | | |
6