Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Примерной программы основного общего образования по литературе, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
Настоящая программа по литературе для 11 класса. Программа составлена на основе Рабочей программы для общеобразовательных учреждений к предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2014). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор сочинений.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме 455 ч, в том числе: в 11 классе — 105 ч. Согласно учебному плану на 2016 – 2017 учебный год в 11 классе 105 часов (3 часа в неделю). При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.
В соответствии с региональным компонентом государственного стандарта общего образования Ставропольского края 10% времени отведено на изучение литературы, что составляет в 11 классе 7-9 часов в год. Преподавание ведётся по учебнику «Литература» в 2-частях для 8 класса под редакцией В.П. Журавлева - М.: «Просвещение», 2013)
Результаты обучения
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико ориентированного и личностноориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Выбор программы обусловлен следующими мотивами:
Рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
Соответствует стандарту основного общего образования по литературе;
Социальным заказом родителей;
Построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности;
Включает базовые знания и умения, которыми должны владеть все учащиеся общеобразовательной школы;
Обеспечивает условия для реализации практической направленности;
Учитывает возрастную психологию учащихся.
Раздел II. Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса по литературе
В результате изучения литературы ученик должен
знать:
Содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
Основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
Историко-культурный контекст изучаемых произведений;
Основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
Прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения;
Воспроизводить их конкретное содержание, давать оценку героям и событиям;
Анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство;
Характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл;
Группировать героев относительно главного конфликта и системы образов;
Определять особенности композиции; род и жанр произведения, своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;
Давать оценку изученных лирических произведений на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;
Знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;
Характеризовать творческую историю романов;
Объяснять связь произведений со временем написания и нашей современностью;
Владеть монологическими диалогическими формами устной и письменной речи;
Пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
Анализировать эпизод; объяснять его связь с проблематикой, устанавливать значение в произведении;
Составлять планы, тезисы статей на литературную и публицистическую тему;
Писать сочинения на литературную тему;
Выразительно читать изученные произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
Выступать с докладом, используя приемы ораторского искусства;
Передавать в устной и письменной форме свое, индивидуальное восприятие художественного произведения, свое видение действительности и понимание жизненных проблем, свои оценки фактов и явлений, своеобразно используя ресурсы родного языка, придерживаясь своего авторского стиля.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую литература выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения литературы совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационнные, организационные.
Раздел III. Содержание тем учебного курса
Введение
Русская литература XX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них "вечных" проблем бытия. Традиции и новаторство в литературе рубежа Х1Х-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. "Социалистический реализм". Художественная объективность и тенденциозность
Литература начала XX века
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха - основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество (Обзор.)
Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество».
Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Исследование национального характера. "Вечные" темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Жизнь и творчество (обзор).Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведения). Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви.
Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.Толстовские традиции в прозе Куприна. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».
«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Серебряный век русской поэзии
Символизм
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.
«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.
Стихотворения: «Творчество»! «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова - урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики. Музыкальность стиха. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…» Поэзия как выразительница «говора стихий». Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»)
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения «Раздумья», «Русь», «Родине». Тема родины. Боль и тревога за судьбу России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
Акмеизм
Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.
Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителям.
Игорь Северянин (И. В. Лотарев).
Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны». Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...».
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия (Обзор)
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество (Обзор.)
Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...».
Всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
Литература 20-х годов XX века
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Чапаев» Д. Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции; Тэффи «Ностальгия»).
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.
Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Литература 30-х годов XX века (Обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. пастернака, О. Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы
А. Твардовского, И. Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов.
А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Роман «Мастер и Маргарита».
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя - мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество (Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней встречи...» «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет».
Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Notre Dате», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Silentiuт», «Мы живем, под собою не чуя страны...».
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX - начале XXI века.
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине! Давно...», «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия)
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество Личность (Обзор.)
Гражданская война в «Донских рассказах»
«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.
Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Литература о Великой Отечественной войне (Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон»
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века. Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.
Литература 50-90-х годов (Обзор)
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.
«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, В. Шукшина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина».
Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво…»
Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал Образы-символы и сквозные мотивы в романе Образ главного героя - Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака,
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
Повесть «Один день Ивана Денисовича» Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор)
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказы «На представку», «Сентенция». Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»
Основные темы и мотивы лирики Рубцова - Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Виктор Петрович Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба». Нравственные проблемы романа «Печальный детектив»
Валентин Григорьевич Распутин. Повесть «Прощание с Матерой».Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Юрий Валентинович Трифонов. Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Жизнь и творчество поэта. (Обзор.)
Стихотворения. Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта.
Лирика. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Любовная лирика поэта.
Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).
Литература конца XX - начала XXI века. Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Проза: В. Белов, А. Битов, В. Макании, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.
Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.
Из зарубежной литературы
Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца».
«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.
Теория литературы. Парадокс как художественный прием.
Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!»
Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя - старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).
Эрих Мария Ремарк. «Три товарища. (Обзорное изучение романа.) Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст).
Теория литературы. Внутренний монолог (закрепление понятия).
Учебно-тематический план
Количество часов: 105 часов (3 часа в неделю)
№ п/п | Раздел | Всего часов | Развитие речи | Региональный компонент | Внеклассное чтение |
1. | Введение. | 1 | | | |
2. | Литература начала ХХ века | 1 | | | |
3. | Писатели - реалисты ХХ века | 14 | 3 | 3 | 1 |
4. | Серебряный век русской поэзии | 13 | 2 | 1 | |
5. | Литература 20-х годов ХХ века | 9 | 1 | 1 | |
6. | Литература 30 - 40-х годов ХХ века | 27 | 5 | 2 | 1 |
7. | Литература периода Великой Отечественной войны | 4 | 1 | | |
8. | Литература 50 - 90-х годов ХХ века | 27 | 1 | 1 | 2 |
9. | Из литературы народов России | 1 | | 1 | |
10. | Литература конца ХХ - начала ХХI века | 2 | 1 | 1 | |
11. | Из зарубежной литературы | 6 | | | 2 |
| ВСЕГО | 105 | 14 | 10 | 6 |
| | | | | |
| Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | | | |
| Контрольная работа за 2 полугодие | 1 | | | |
Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 11 классе
№ | Тема урока | Типы и формы урока | Виды контроля | Колич. часов | Дата | Примечания (подготовка к ЕГЭ) |
1 | Введение. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Особенности литературного процесса рубежа веков. Основные направления развития русской литературы. | Лекция | Конспектирование | 1 | | 1.1 1.6 |
Литература начала ХХ века |
2 | Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп. | Лекция Беседа | Составление учащимися синхронной историко-культурной таблицы | 1 | | 1.5 1.10 1.7 |
Писатели - реалисты ХХ века |
3 | Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество (обзор). Поэтический мир поэта. | Лекция | Визуальная экскурсия | 1 | | 7 |
4 | Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике И. Бунина. | Комбинированный урок | Индивидуальный опрос | 1 | | 7.1 |
5 | Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Цикл «Тёмные аллеи». Любовь в прозе И. Бунина. | Комбинированный урок | Сопоставительный анализ образов героев | 1 | | 1.3 |
6 | Р.Р. Анализ рассказа «Чистый понедельник» РК-1: Рассказы ставропольских писателей. | Практикум | Письменная работа | 1 | | 1.8 |
7 | Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество (обзор). | Лекция | Визуальная экскурсия | 1 | | |
8 | Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Трагизм любовной темы в повестях. | Комбинированный урок | Защита проекта: Главные и второстепенные герои романа. | 1 | | |
9 | Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет". Поэтика рассказа. Традиции русской психологической прозы в творчестве писателя. | Комбинированный урок | Сопоставительный анализ образов героев | 1 | | |
10 | Р.Р. Классное сочинение. "Вечная проблема" в русской литературе" РК-2: «Вечные проблемы» в творчестве ставропольских писателей. | Развитие речи | Письменная работ | 1 | | |
11 | Максим Горький. Жизнь и творчество (обзор.) | Лекция | Конспектирование | 1 | | 1.6 |
12 | Вн.чт. Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. | Внеклассное чтение | Обзор содержания Сообщения | 1 | | 7.2 |
13 | «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. | Беседа Практикум | Исследовательские работы | 1 | | 7.3 |
14 | Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. | Комбинированный урок | Обзор содержания Сообщения | 1 | | |
15 | «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). | Комбинированный урок | Составить вопросы для анализа главы | 1 | | 1.9 |
16 | Р.Р. Домашнее сочинение по творчеству М. Горького РК-3: Публицистика Ставрополья. К.Черный. | Развитие речи | Письменная работа | 1 | | |
Серебряный век русской поэзии |
17 | Декадентство в русской литературе на рубеже XIX - XX веков. Русская поэзия Серебряного века. | Лекция | Конспектирование | 1 | | 1.6 |
18 | Символизм Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма. | Комбинированный урок | Обзор содержания Сообщения | 1 | | 1.6 1.13 |
19 | Акмеизм Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др. | Комбинированный урок | Конспектирование | 1 | | 1.6 1.10 |
20 | Футуризм Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов. | Комбинированный урок | Составление синхронной историко-культурной таблицы | 1 | | 1.6 |
21 | Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество (обзор). Влияние Блока на русскую поэзию XX века. | Лекция Беседа | Индивидуальный опрос | 1 | | 7.5 |
22 | Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Биографическая и философская основа стихов: «Стихи о Прекрасной Даме». Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. | Комбинированный урок | Тезисный план сообщения о жизни и творчестве писателя | 1 | | 1 |
23 | Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция. | Беседа Практикум | Анализ поэтического произведения. | 1 | | 1.14 |
24 | Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. | Комбинированный урок | Письменный ответ на один из проблемных вопросов | 1 | | |
25 | Р.Р. Систематизация материалов к сочинению: «Лирика Блока как «трилогия вочеловечения»; «Тема любви» или «Образ России в поэзии Блока». | Развитие речи | Обучение анализу лирического произведения | 1 | | 1.14 1.8 |
26 | Новокрестьянские поэты Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики. | Лекция Беседа | Выразительное чтение стихотворений; сравнительный анализ | 1 | | |
27 | Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество (обзор). Богатство поэтического языка. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. | Комбинированный урок | Визуальная экскурсия | 1 | | 7.8 |
28 | Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. "Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. | Комбинированный урок | Обучение анализу стихотворения | 1 | | 1.9 |
29 | Р.Р. Анализ стихотворения поэта серебряного века (автор по выбору) РК-4: Поэты Ставрополья о родине. | Развитие речи | Обучение анализу стихотворения | 1 | | |
Литература 20-х годов ХХ века |
30 | Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам) | Комбинированный урок | Исследовательские работы | 1 | | 1.10 |
31 | Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты). Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). | Беседа Практикум | Фронтальный Аналитический пересказ | 1 | | 1.13 |
32 | Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). | Комбинированный урок | Обзор содержания Сообщения | 1 | | апробация итогового сочинения |
33 | Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова). РК-5: история гражданской войны в произведениях ставропольских писателей | Лекция Беседа | Краткий пересказ; ответы на проблемные вопросы | 1 | | 1.3 |
34 | Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи «Ностальгия»). | Лекция Беседа | Фронтальный Аналитический пересказ | 1 | | |
35 | Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество (обзор). Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия. | Комбинированный урок | Исследовательские работы | 1 | | 7.7 |
36 | Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Поэтическое новаторство. | Комбинированный урок | Индивидуальный опрос | 1 | | |
37 | Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве поэта. | Беседа Практикум | сравнительный анализ стихотворений | 1 | | 1.9 |
38 | Р.Р. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. | Развитие речи | Обучение анализу стихотворения | 1 | | 1.11 |
Литература 30 - 40-х годов ХХ века |
39 | Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии. | Лекция | Конспектирование | 1 | | 1.10 |
40 | Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов, К. Симонова. Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний. | Комбинированный урок | Обзор содержания Сообщения | 1 | | 1.9 |
41 | Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество (обзор.) | Лекция | Визуальная экскурсия | 1 | | |
42 | Романы «Белая гвардия». История создания романа «Белая гвардия». Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа. | Комбинированный урок | Обзор содержания Сообщения | 1 | | 7.15А |
43 | История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Система образов. | Комбинированный урок | Сопоставительный анализ образов героев | 1 | | 7.15Б |
44 | Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. | Комбинированный урок | Письменный ответ на один из проблемных вопросов | 1 | | 1.10 1.13 |
45 | «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. | Семинар | Главные и второстепенные герои романа. | 1 | | |
46 | Р.Р. Сочинение по творчеству М. Булгакова | Развитие речи | Письменная работа | 1 | | |
47 | Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество (обзор.) Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. | Комбинированный урок | Краткий пересказ; ответы на проблемные вопросы | 1 | | 7.20 |
48 | Контрольный урок за I полугодие. | Урок контроля | Письменный ответ на вопрос | 1 | | |
49 | Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество (обзор.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. | Лекция Практикум | Конспектирование Визуальная экскурсия | 1 | | 7.11 |
50 | Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. | Практикум | Выразительное чтение; сравнительный анализ | 1 | | |
51 | Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. | Комбинированный урок | Анализ поэтического произведения. | 1 | | 7.12 |
52 | Р.Р. Анализ стихотворения А. Ахматовой | Развитие речи | Работа по схеме | 1 | | |
53 | Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество (обзор.) Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Поэт и «век-волкодав». | Комбинированный урок | Индивидуальный опрос | 1 | | 7.10 |
54 | Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество (обзор). Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии. Тема Родины. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи. | Комбинированный урок | Анализ поэтического произведения. | 1 | | 7.9 |
55 | Р.Р. Уникальность поэтического голоса поэта. Искренность лирического монолога-исповеди. Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». | Развитие речи | Анализ поэтического произведения. | 1 | | 1.10 |
56 | Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество Личность (обзор.) | Лекция Беседа | Презентации | 1 | | |
57 | «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. | Комбинированный урок | Обзор содержания Композиция романа. | 1 | | 7.13 |
58 | Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. | Семинар | Краткий пересказ; | 1 | | |
59 | Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. | Семинар | Обзор содержания | 1 | | 1.6 |
60 | Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. | Семинар | Главные и второстепенные герои романа. | 1 | | 1.8 |
61 | Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. | Комбинированный урок | Индивидуальный опрос | 1 | | |
62 | Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. | Комбинированный урок | Фронтальный Аналитический пересказ | 1 | | |
63 | Р.Р. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. РК-6: Судьба поколения в романе Губина «Молоко волчицы». | Развитие речи | Исследовательские работы | 1 | | 1.5 |
64 | Р.Р. Сочинение по творчеству М. Шолохова | Развитие речи | Письменная работа | 1 | | |
65 | Вн.чт. "Судьба человека". Образ главного героя. РК-7: Произведения ставропольских писателей и поэтов о Великой Отечественной войне. | Внеклассное чтение | Ответы на проблемные вопросы | 1 | | 7.14 |
Литература периода Великой Отечественной войны |
66 | Р.Р. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Активизация внимания к героическому прошлому народа, звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. | Развитие речи | Составление учащимися историко-культурной таблицы | 1 | | 1.14 |
67 | Человек на войне, правда о нем. | Семинар | Индивидуальный опрос | 1 | | |
68 | Жестокие реалии и романтика в описании войны. | Комбинированный урок | Исследовательские работы | 1 | | 1.13 |
69 | Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны. | Семинар | Исследовательские работы | 1 | | |
Литература 50 - 90-х годов ХХ века |
70 | Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века. | Лекция Беседа | Составление синхронной историко-культурной таблицы | 1 | | 8 |
71 | Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др. | Комбинированный урок | Сопоставительный анализ образов героев | 1 | | 8.1 |
72 | Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели». | Семинар | Исследовательские работы | 1 | | |
73 | Нравственная проблематика и художественные особенности произведений. РК-8: Проблематика произведений Ставропольских авторов. | Лекция Беседа | Конспектирование | 1 | | |
74 | «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей. | Семинар | Обзор содержания Сопоставительный анализ образов героев | 1 | | 1.9 |
75 | Драматургия. Нравственная проблематика пьес. | Семинар | Фронтальный Аналитический пересказ | 1 | | 1.3 |
76 | Литература Русского зарубежья. | Семинар | Конспектирование | 1 | | |
77 | Авторская песня (содержательность, искренность, внимание к личности). | Комбинированный урок | Анализ поэтического произведения. | 1 | | 8.2 |
78 | Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность (обзор.) Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Искренность исповедальной интонации поэта. | Лекция Беседа | Индивидуальный опрос | 1 | | 7.16 |
79 | Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. | Комбинированный урок | Краткий пересказ; ответы на проблемные вопросы | 1 | | 7.17 |
80 | Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество (обзор.) Тема поэта и поэзии в творчестве. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии. | Лекция Беседа | Индивидуальный опрос | 1 | | 7.18 |
81 | Роман «Доктор Живаго». Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго». | Комбинированный урок | Краткий пересказ; ответы на проблемные вопросы | 1 | | 7.19 |
82 | Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность (обзор.) Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. | Лекция Беседа | Индивидуальный опрос | 1 | | 7.21 |
83 | Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. | Комбинированный урок | Обзор содержания Практическая работа: Композиция рассказа. | 1 | | 7.22 |
84 | Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество (обзор.) Автобиографический характер прозы. | Лекция Беседа | | 1 | | |
85 | Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». | Комбинированный урок | Краткий пересказ; ответы на проблемные вопросы | 1 | | 1.14 |
86 | Николай Михайлович Рубцов. Основные темы и мотивы лирики — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. | Беседа Практикум | Обучение анализу стихотворения | 1 | | |
87 | Виктор Петрович Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба». | Комбинированный урок | Обзор содержания | 1 | | 8.1 |
88 | Р.Р. Философская символика произведения. | Развитие речи | Письменная работа | 1 | | |
89 | Вн.чт. Утрата нравственных ориентиров — главная проблема в романе «Печальный детектив». | Внеклассное чтение | Краткий пересказ; ответы на проблемные вопросы | 1 | | 1.5 |
90 | Валентин Григорьевич Распутин. Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». | Семинар | Обзор содержания | 1 | | 8.1 |
91 | Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой». Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность | Семинар | Индивидуальный опрос | 1 | | |
92 | Вн.чт. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики. Судьба народная в повести. | Внеклассное чтение | Фронтальный Аналитический пересказ | 1 | | 1.10 |
93 | Иосиф Александрович Бродский. Широта проблемно-тематического диапазона поэзии. | Беседа Практикум | Конспектирование | 1 | | 8.2 |
94 | Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов. | Комбинированный урок | Визуальная экскурсия | 1 | | 8.2 1.3 |
95 | Юрий Валентинович Трифонов. «Городская» проза и повести Трифонова. Повесть «Обмен». Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. | Семинар | Сопоставительный анализ образов героев | 1 | | 8.3 |
96 | Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Психологическая раздвоенность в характере героя. | Семинар | Сопоставительный анализ образов героев | 1 | | 8.3 |
Из литературы народов России |
97 | Литературное Ставрополье. | Семинар | Аналитический пересказ | 1 | | «Жидкие люди» |
| РК-9: Национальная литература народов Кавказа | | | | | |
Литература конца ХХ - начала ХХI века |
98 | Общий обзор произведений последнего десятилетия. Р.Р. Публичное выступление «Пути русской литературы в 20 веке» РК-10: Современная литература Ставрополья. И.Сургучев. «Губернатор». | Семинар Развитие речи | Исследовательские работы | 1 | | |
99 | Контрольный урок за II полугодие. | Урок контроля | Тестирование | 1 | | |
Из зарубежной литературы |
100 | Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Труд как созидательная и очищающая сила. «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. | Комбинированный урок | Обзор содержания Сопоставительный анализ образов героев | 1 | | 1.8 |
101 | Вн.чт. Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры. | Внеклассное чтение | Индивидуальный опрос | 1 | | 1.14 |
102 | Вн.чт. Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». | Внеклассное чтение | Краткий пересказ; ответы на проблемные вопросы | 1 | | |
103 | Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя — старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести ( | Комбинированный урок | Обзор содержания Сопоставительный анализ образов героев | 1 | | 1.9 |
104 | Эрих Мария Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». | Комбинированный урок | Индивидуальный опрос | 1 | | 1.10 |
105 | «Три товарища». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. | Комбинированный урок | Краткий пересказ; ответы на проблемные вопросы | 1 | | 1.13 |
10