Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литература» для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы В.Я. Коровиной, В.П.Журавлева, В.И. Коровина (М.: Просвещение, 2014 г.).
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Требования Федерального государственного образовательного стандарта.
Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным). Основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
Федеральным базисным учебным планом
Приказ об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных организаций Ставропольского края.
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию в образовательной программе в образовательном учреждении
Методическими рекомендациями СКИРОПК и ПРО по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2015-2016 учебном году
Основной образовательной программой основного общего и среднего общего образования МБОУ лицея №3 г. Светлограда Петровского района Ставропольского края.
Программой развития МБОУЛ №3 на 2014-2017 год
Учебного плана МБОУ лицей № 3 г. Светлограда на 2016-2017 учебный год.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУЛ №3 г. Светлограда.
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Сведения об авторской программе
Программа составлена в соответствии с требованиями ФРОС общего среднего образования и обеспечена:
УМК для 5 класса (автор Коровина В.Я., 2015)
Учебным планом МБОУЛ №3 на 2015 - 2016 учебный год
Учебник «Литература» (2014 г.) соответствует ФГОС и рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 385 часов. В том числе: в 5 классе на уроки русского языка отведено 170 часов (за год).
Согласно учебному плану на 2016 – 2017 учебный год в 5 классе 105 часов (3 часа в неделю).
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования ФГОС к результатам изучения предмета «Литература»
в основной школе (к окончанию 5 класса)
Содержание стандарта будет реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико - стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
Самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Любовь и уважение к отечеству, его языку, культуре;
Устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия россии и общемирового культурного наследия;
Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов россии и мира, межэтническая толерантность;
Потребность в самовыражении через слово;
Устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
Пользоваться словарями, справочниками;
Осуществлять анализ и синтез;
Устанавливать причинно-следственные связи;
Строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
Оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
Высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Задавать вопросы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Научится:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В результате изучения литературы ученик
должен знать/понимать
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
отличия письменной литературы от произведений устного народного творчества;
событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений;
особенности композиции изученного произведения;
основные теоретико-литературные понятия;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя (писателей и поэтов);
изученные теоретико-литературные понятия;
Научится:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Получит возможность научиться:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
В результате изучения литературы ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Получит возможность научиться:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.
Устно:
- правильное, беглое выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;
- устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый ( или краткий ) от другого лица, художественный ( с использованием художественных особенностей текста ) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;
- развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя ( в том числе групповая, сравнительная );
отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;
- подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев ( воображаемый, на основе прочитанного ); создание собственного текста (сказки, частушки, рассказа, сценки и т.д);
- свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и т.д. );
- использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т.д., каталогов.
Письменно:
- письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы;
- создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев ( групповая характеристика ), двух герое ( сравнительная характеристика );
- создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, фильм, спектакль;
создание письменного плана будущего сочинения, доклада ( простого и сложного );
- создание письменного оригинального произведения ( сказки, частушки, рассказа );
- свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5 классе.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне ученик научится:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах
. Содержание учебного предмета
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Русская литературная сказка
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Из зарубежной литературы
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Учебно-тематический план
№ | Содержание | Количество часов | Развитие речи | Внеклассное чтение |
| РК | 12 | | |
1 | Введение | 1 | | |
2 | Устное народное творчество | 10 | 1 | |
3 | Из древнерусской литературы | 2 | | |
4 | Из литературы XVIII века | 2 | | 1 |
5 | Из литературы XIX века | 43 | 12 | 9 |
6 | Из литературы XX века | 28 | 4 | 3 |
7 | Из зарубежной литературы. | 15 | 3 | 2 |
8 | Итоговый контроль | 4 | 1 | |
9 | Итого | 105 | 21 | 15 |
Основные типы уроков по ФГОС в основной школе по литературе
Уроки «открытия» нового знания, обретения новых умений и навыков;
Урок постановки учебной задачи;
Урок решения учебной задачи;
Урок моделирования и преобразования модели;
Урок решения частных задач с применением открытого способа;
Уроки отработки умений и рефлексии;
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности);
Уроки развивающего контроля;
Урок контроля и оценки;
Урок – исследования (урок творчества).
Формы контроля уроков по ФГОС в основной школе по литературе
Основные формы контроля: | Индивидуальный Групповой Фронтальный |
Формы контроля по характеру получения информации: | Устный опрос Письменный контроль Зачет |
Формы контроля по месту получения информации: | Вводный Текущий Итоговый |
Типы контроля: | Внешний контроль преподавателя за деятельностью обучающихся Взаимоконтроль Самоконтроль обучающихся |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Литература» для 5 класса
№ | Тема урока | Дата Количество часов | Примечание: РК Подготовка к ВПР, ГИА |
Введение (1) |
1 | Писатели о роли книга в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. | 1 | РК: Литература Ставрополья |
Устное народное творчество 10 (9ч + 1 р.р.) |
2 | Устное народное творчество. Фольклор – коллективное устное народное творчество. | 1 | РК: Фольклор народов Северного Кавказа. |
3 | Малые жанры фольклора. Детский фольклор. | 1 |
4 | Сказка как вид народной прозы. Нравственное и эстетическое содержание сказок. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. | 1 | |
5 | «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Воплощение в образе Василисы Премудрой лучших человеческих качеств. Иван-царевич как победитель житейских невзгод. | 1 | Библиотечное дело: посещение школьной библиотеки. |
6 | Поэтика волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро побеждает зло. Связь сказочных формул с древними мифами. | 1 | 1.7 |
7 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. | 1 | 1.3 |
8 | Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. | 1 | |
9 | «Журавль и цапля» - народные представления о добре и зле | 1 | 1.3 |
10 | «Солдатская шинель». Народные представления о справедливости | 1 | 7.9 |
11 | Р.р. Обучение сочинению по теме «Сказки». Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос. | 1 | 7.4 |
Древнерусская литература (2 ч) |
12 | Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Древнехристианская книжность на Руси. | 1 | 1.3 |
13 | «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока - киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои летописного сказания и их подвиги во имя мира на родной земле. | 1 | Рисунки учащихся: изобразительный характер сказки. |
Из литературы XVIII века 2 (1ч +1 вн.чт) |
14 | М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. Краткий рассказ о жизни писателя (детство, годы учения, начало литературной, научной и общественной деятельности). | 1 | 3.2 |
15 | Вн. чт. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научная истина в поэтической форме. Юмор стихотворения и его нравоучительный характер. | 1 | 7.4 |
Из литературы XIX века (43ч) |
16 | Вн. чт. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев). | 1 | 2.1 |
17 | И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости («Волк и ягненок», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом»). | 1 | 7.1 |
18 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне». Патриотическая позиция автора. Своеобразие языка басен Крылова. | 1 | Иллюстрации И. Билибина. |
19 | Р.р. Понятие об эзоповом языке. Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова». Литературная викторина. | 1 | РК: Басни писателей Ставрополья |
20 | В.А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки. | 1 | |
21 | Вн. чт. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. | 1 | |
22 | А.С. Пушкин. Рассказ и детских и лицейских годах жизни. «Няне». Поэтизация образа няни. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. | 1 | РК: Кавказ в судьбе поэта. |
23 | «Руслан и Людмила» (пролог) - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. | 1 | |
24 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил. Фольклорная основа сказки. Центральные образы сказки. Система образов сказки. | 1 | 4.1 |
25 | Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. | 1 | |
26 | Р.р. Подготовка к сочинению по сказкам А. С. Пушкина. (Письменная домашняя работа). Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов. | 1 | |
27 | Вн. чт. Художественный мир пушкинских сказок. Их поэтичность и высокая нравственность. Сюжеты и герои пушкинских сказок. | 1 | 5.1 |
28 | Р.р. Контрольное сочинение №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. | 1 | 6.10 |
29 | Р.р. Написание сочинения | 1 | 6.3 |
30 | А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке | 1 | |
31 | Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. | 1 | |
32 | Вн. чт. П.П. Ершов. «Конёк горбунок». Соединение сказочно- фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью. | 1 | 3.2 |
33 | Вн. чт. В.М. Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. | 1 | |
34 | М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. | 1 | 4.1 |
35 | Мастерство поэта в создании батальных сцен. | 1 | |
36 | Вн. чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка. Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору. | 1 | РК: Кавказ в судьбе поэта. |
37 | Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического. | 1 | |
38 | Реальность и фантастика в повести. Сказочный характер фантастики в повести. | 1 | 7.4 |
39 | Вн. чт. «Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни. Герои повестей. Фольклорные мотивы в создании образов. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. | 1 | 7.6 |
40 | Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. | 1 | 5.1 |
41 | «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы. Приобщение к труду взрослых. Речевые характеристики персонажей. | 1 | |
42 | Вн. чт. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. | 1 | 1.8 |
43 | И.С. Тургенев Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. | 1 | 5.2 |
44 | Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя как символ немого протеста крепостного против рабства. | 1 | |
45 | Р.р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Анализ портретных и пейзажных фрагментов повести. | 1 | 5.10 |
46 | Р.р. Классное контрольное изложение по рассказу «Муму». | 1 | 5.10 |
47 | Р.р. Написание изложения | 1 | |
48 | А.А. Фет. Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь»: радостная, яркая, полная движения картина весенний природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. | 1 | |
49 | Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. | 1 | РК: Кавказ в произведениях писателей и поэтов XΙX века |
50 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разных судьбы, Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. | 1 | РК: Толстой о Кавказе. |
51 | Р.р. Контрольное сочинение №2 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. | 1 | 6.5 |
52 | Р.р. Написание сочинения | 1 | |
53 | А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. | 1 | Выставка книг, фотоальбом о поэте. |
54 | Р.р. Речь персонажей как средство их характеристики. Составление киносценария по рассказу. | 1 | 6.2 |
55 | Вн. чт. Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте. | 1 | |
56 | Русские поэты XIX века о Родине и о родной природе (обзор) (А.Н. Майков «Ласточки», И. С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок), И.Суриков «Зима» (отрывок), А.В. Кольцов «В степи» и др). | 1 | 1.7 |
57 | Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». Краткий рассказ о поэте. Образ родины в пейзажной лирике поэта. | 1 | РК: «Поэтическая радуга Ставрополья». |
58 | Р.р. Анализ лирического произведения | 1 | |
Из литературы XX века (28ч) |
59 | И. А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными связями. | 1 | Обучение выразительному чтению. 6.4 |
60 | Вн. чт. «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. | 1 | 6.8 |
61 | В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семьи. Их общение. Тыбурций, Вася и Валек и Маруся. | 1 | План характеристики |
62 | Доброта и сострадание героев повести. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Равнодушие окружающих к беднякам. | 1 | 7.1 |
63 | «Дурное общество» и «дурные дела». Образ серого, сонного города. | 1 | 7.9 |
64 | Р.р. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос. | 1 | |
65 | С.А. Есенин. Краткий рассказ о поэте. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтизация картин малой родины как источник художественного образа России. Особенности поэтического языка Есенина. | 1 | РК: Природа Ставрополья в стихах поэтов. |
66 | П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. | 1 | 7.6 |
67 | Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. | 1 | 6.8 |
68 | К.Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Тёплый хлеб». Герои сказки и их поступки. Нравственные проблемы сказки. Тема коллективного труда. | 1 | 5.10 |
69 | Реальное и фантастическое в сказке. Доброта и сострадание. | 1 | 6.5 |
70 | Вн. чт. «Заячьи лапы» и другие рассказы. Нравственные проблемы произведений о природе и о животных. | 1 | 6.4 |
71 | Вн. чт. С.Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Нравственные проблемы сказки. | 1 | Обучение выразительному чтению. |
72 | Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок | 1 | Фотоальбом о писателе. |
73 | Художественные особенности пьесы – сказки. | 1 | 6.8 |
74 | А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита»: быль и фантастика. Душевный мир главного героя. | 1 | |
75 | Одухотворение природы в воображении героя – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. | 1 | 6.10 |
76 | В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальной ситуации. Черты характера героя и его поведение в лесу. | 1 | 6.3 |
77 | «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера главного героя. | 1 | 5.10 |
78 | Р.р. Классное контрольное сочинение №3. Сочинение «Мой сверстник в русской литературе XIX - XX века». | 1 | 6.8 |
79 | Р.р. Написание сочинения | 1 | |
80 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе (И.А. Бунин, А. Блок, С. Есенин и др.). Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. | 1 | РК: Ставропольские поэты о малой родине |
81 | Д. Кедрин «Алёнушка», А. Прокофьев «Алёнушка», Н. Рубцов «Родная деревня». Образ родины в стихотворениях о природе. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Анализ лирического произведения. Обучение выразительному чтению. | 1 | РК: «Поэтическая радуга Ставрополья». |
82 | «Ради жизни на земле…» К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете». Война и дети – обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. | 1 | РК: Ставропольские поэты о войне. |
83 | А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. | 1 | 5.10 |
84 | Писатели улыбаются Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. | 1 | 1.7 |
85 | «Игорь-Робинзон». Юмор и его роль в рассказе. | 1 | 7.1 |
86 | Р.р. Написание письменного ответа | 1 | 7.4 |
Из зарубежной литературы (15ч) |
87 | Р.Л. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед»: верность традициям предков. Развитие понятия о балладе. Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады. | 1 | |
88 | Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. | 1 | |
89 | «Робинзон Крузо»: характер героя. | 1 | 7.9 |
90 | «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 1 | |
91 | Г.Х. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. | 1 | 7.6 |
92 | «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Символический образ Снежной королевы. | 1 | |
93 | «Снежная королева»: «что есть красота?». Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. | 1 | 6.8 |
94 | Вн. чт. Сказки Андерсена. Победа добра, любви, дружбы над злом. Подготовка к сочинению. | 1 | |
95 | Р.р. Сказки Х.-К. Андерсена. Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов. | 1 | 6.10 |
96 | Р.р. Написание письменного ответа | 1 | 6.3 |
97 | М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Внутренний мир героев. | 1 | 1.7 |
98 | «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. | 1 | 7.1 |
99 | Р.р. «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. | 1 | |
100 | Д. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. | 1 | 7.9 |
101 | Вн. чт. Ж. Санд. «О чем говорят цветы». | 1 | 7.6 |
Итоговый контроль (4ч) |
102 | Итоговая контрольная работа № 4. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | |
103 | Анализ письменных работ. | 1 | |
104 | Р.р. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Повторительно-обобщающий урок-праздник. | 1 | |
105 | Итоги учебного года. Задания для летнего чтения. | 1 | |
16