Директор_________ /Лютикова Л. И./
В качестве учебного материала для формирования первоклассников – читателей – кружковцев выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно. Первоклассник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
№ | Тема занятия | Содержание занятия |
1 | Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых» | Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка». |
2 | Украинская народная сказка «Колосок». | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. |
3 | Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик». | Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок. |
4 | Русская народная сказка «Заяц – хваста». Сравнение с авторской сказкой Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. |
5 | Адыгейская сказка «Кто сильнее» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». | Чтение сказок. Анализ содержания. Действующие лица. |
6 | Сказки про зайцев. | Подбор сказок про зайцев. Викторина. |
7 | Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках. | Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка. |
8 | Чукотская сказка «Хвост». | Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование. |
9 | Удмуртская сказка «Как произошли медведи» | Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки. |
10 | Мордовская сказка «Благодарный медведь» Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе. | Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина. |
11 | Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко» | Чтение сказки. Работа над пересказом. |
12 | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки. |
13 | Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка». | Чтение сказки. Иллюстрирование. |
14 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | Чтение сказки. придумывание вопросов к тексту. |
15 | Сказки про лису. Русская сказка «Думы». | Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки. |
16 | Сказки про зайца, лису и медведя. | Выставка книг. Чтение сказок. Викторина. |
17 | Мордовская сказка «Разудалый петушок». | Чтение сказки. Чтение по ролям. Пересказ. |
18 | Калмыцкая сказка «Петух и павлин». «Весёлый воробей» | Чтение. Сравнение с мордовской сказкой. |
19 | Удмуртская сказка «Синица и старый воробей» | Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. |
20 | Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». | Чтение сказки. Анализ прочитанного. |
21 | Праздник «В гостях у сказки» | Литературный праздник |
22 | Ингушская сказка «Сокол и ворона» | Чтение сказки. Работа над текстом. |
23 | Русская народная сказка «Байка про тетерева» | Чтение сказки. Сравнение с другими сказками про птиц. |
24 | Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев». | Чтение и инсценирование сказки. |
25 | Русская сказка «Лиса и тетерев». | Чтение сказки, чтение в лицах. Анализ сказки. |
26 | Сказки про птиц. | Выставка книг. Чтение. Сравнение. |
27 | Моя любимая сказка о животных. | Чтение и пересказ любимых сказок. |
28 | Итоговое занятие | Литературная викторина |
29-33 | Резерв | (дети рассказывают самостоятельно прочитанные сказки) |