Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Весёловская средняя общеобразовательная школа №1
347781 Ростовская область Весёловский район п. Весёлый пер. Комсомольский 57. Тел. 6-12-35
«Утверждаю» Директор МБОУ Веселовская СОШ №1 Приказ от _______________№_________ ___________________Г.Ф. Евдокимова |
Программа внеурочной деятельности
«Давай общаться» для 8 «Б» класса
Направление: «Социальное»
Составитель: учитель русского языка и литературы Шендрикова Е.А.
Программа «Давай общаться» разработана на основе Авторской программа Шустова Л.А. «Введение в общение. Человековедение». Журнал вопросы психологии №4 1990 г
п. Веселый
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Давай общаться» разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности Шустова Л.А. «Введение в общение. Человековедение» и следующих нормативно-правовых документов:
-Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
- письмо Минобрнауки России от 04.09.2015 № 08-1404 «Об отборе организаций, выпускающих учебные пособия»;
- письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями).
-Устав ОО утвержден Постановлением Администрации Веселовского района № 453 от 23.11.2015 .
-Образовательная программа основного общего образования МБОУ Веселовская СОШ приказ №1 от 24.08.2015 № 367;
-Внесение изменений в образовательную программу основного общего образования МБОУ Веселовская СОШ приказ №357 от 20.06.2016 года.
- Учебный план МБОУ Веселовская СОШ №1 внеурочной деятельности основного общего образования на 2016-2017 учебный год( приказ № 327 от 20 июня 2016 года)
Учебный план МБОУ Веселовская СОШ №1 среднего общего образования на 2016-2017 учебный год( приказ № 327 от 20 июня 2016 года)
Назначение программы: Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:
организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);
формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);
познание людьми друг друга.
В основной школе в 8 классе рассматриваются реальные проблемные ситуации в общении подростка в школе, на улице, дома и пути решения возникающих при этом проблем с позиции экологии общения, чистоты языка, безопасности средств коммуникации, культуры взаимоотношений, форм сотрудничества в интересах достижения общей цели. Происходит формирование опыта применения в повседневных экологических ситуациях коммуникативных универсальных учебных действий.
Основное направление внеурочной деятельности – социальное
Актуальность и перспективность курса: Актуальность развития у детей не только когнитивной сферы, но и социального, эмоционального интеллекта на сегодняшний день очевидна.
Программа внеурочной деятельности «Давай общаться» направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 8 классов, воспитание личности подростков посредством межличностного общения.
Под коммуникативной компетентностью понимаем следующее – это умение ставить и решать определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации собеседника (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).
В ходе выполнения программы используется вид внеурочной деятельности – проблемно-ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.
Общение играет особую роль в психологическом развитии подростков. Это развитие осуществляется следующим образом:
обогащение коммуникативного опыта подростков путем постановки задач, требующих овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
благодаря возможности для подростка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
вследствие благоприятных условий для раскрытия подростками своего творческого начала при общении друг с другом на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.
Основные мотивы общения:
потребность во впечатлениях (познавательный мотив);
потребность в активной деятельности;
потребность в признании и поддержке (личностный мотив).
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств подростков, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.
Программа внеурочной деятельности «Давай общаться» является тематической и ориентирована на учащихся 8 класса МБОУ Веселовская СОШ №1
Количество часов в год: 35 часов
Количество часов в неделю: 1 час в неделю.
Продолжительность занятия – 45 минут.
Цель и задачи курса:
1. Познание и воспитание собственной личности подростка посредством межличностного общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
Формы занятий:
тренинги (коммуникативные, поведенческие),
этические беседы,
ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные,
дебаты,
тематические диспуты,
проблемно-ценностные дискуссии,
Методы:
проигрывание и анализ жизненных ситуаций,
упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.).
поведенческий тренинг,
лекции с обратной связью,
психологические игры,
решение коммуникативных речевых задач,
работа в парах,
метод интервью,
проблемное обучение.
Планируемые результаты, в соответствии с требованиями ФГОС ООО:
В основе реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности «Давай общаться» лежит деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества;
формирование психолого-педагогической среды развития обучающихся для формирования и развития их коммуникативной компетентности;
развитие познания подростков и освоения мира личности обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности.
Для достижения результатов первого уровня (приобретения школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) оптимальна форма этической беседы.
Этическая беседа – это обращенное к слушателям развернутое личное высказывание выступающего, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, непродолжительных реплик). Предметом общения здесь выступают морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах.
Хорошо организованная беседа – это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации. У педагога должны быть в наличии ясное представление и умение удерживать основную нить разговора, и одновременно – разные сценарии развития коммуникации.
В рамках этической беседы основной канал общения – Педагог-подростки. Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой (максимум допустимого – обмен детей непродолжительными репликами).
Дебаты – это образовательная форма, благодаря которой возможно обеспечить достижение результатов второго уровня – формирование позитивных отношений подростка к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Образовательная технология «Дебаты» весьма популярна сегодня и многократно описана в педагогической литературе. В дебатах участвуют две стороны: утверждающая (команда, защищающая тему общения) и отрицающая (команда, опровергающая тему). Тема общения формулируется как утверждение. Цель сторон – убедить судей (экспертов) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.
Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую в реальности не разделяет. Именно здесь и заложен мощный воспитательный потенциал этой формы: подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая тебе изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, можно придти к такому серьезному сомнению в собственных установках, что вплотную оказаться перед необходимостью ценностного самоопределения. В то же время, в игровом характере общения и главный подвох: перед участниками дебатов не стоит задача перехода к практическому действию, и определенная несерьезность, неполноценность происходящего ощущается практически всеми.
Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно-ценностной дискуссии. Все обсуждение строится таким образом, чтобы следующим после него шагом было деяние. Именно эта образовательная форма в наибольшей степени способствует достижению результатов третьего уровня – получению подростками опыта социального действия.
Цель проблемно-ценностной дискуссии – запуск социального самоопределения подростка и подготовка его к переходу в поле самостоятельных социальных действий. Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты и ситуации социальной реальности.
Проблемно-ценностная дискуссия – групповая форма работы. В этой форме выстраивается работа группы как последовательность ряда этапов.
1.Оганизация «встречи» подростка с социальной ситуацией как проблемной. Если социальная ситуация не будет выстроена как проблемная, то она может стать не столько объектом понимания, сколько объектом познания ребенка, воспринята им как учебная задача. Тогда не произойдет включения понимания как универсального способа освоения мира человеком, в котором, наряду с теоретическим знанием, существенную роль играют: непосредственное переживание («опыт жизни»), различные формы практики («опыт истории») и формы эстетического постижения («опыт искусства»).
2. Реализуемая педагогом проблематизация должна привести школьников к осознанию «слабых мест» своей точки зрения, к привлечению новых средств понимания.
3. В этот момент педагог должен перевести свою деятельность из плана проблематизации в план организации коммуникации. Коммуникация здесь особая – позиционная.
4. Организация рефлексии подростками итогов дискуссии. Организующая роль педагога на данном этапе включает в себя предоставление учащимся на выбор той или иной формы фиксации рефлексивной позиции (ответы на вопросы, продолжение незаконченных предложений, интервью и т.д.) и ее выражения (устного, письменного, художественно-образного, символического), а также поддержание динамики рефлексивных процессов.
Этап рефлексии завершает процесс взаимодействия педагога и школьников в проблемно-ценностной дискуссии. Подросток будет готов к социальному определению, ибо освоил его важнейшие составляющие - понимание, проблематизацию, коммуникацию, рефлексию.
Результаты освоения программы
1. Информационный уровень компетентности
Обучающийся умеет извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Умеет использовать речь для регуляции своего поведения. Умеет задавать вопросы. Умеет оформлять свои мысли в устной им письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению.
2. Деятельностный уровень компетентности
Обучающийся умеет участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера.
3. Творческий уровень компетентности
Обучающийся умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической формой коммуникации(дискуссия, дебаты), используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия, выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Умеет осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
Содержание курса
|
№ раз-дела | Наименование раздела | Кол-во часов | Сроки изучения | Характеристика основных содержательных линий | Темы практических, творческих работ | Вид контроля |
1. | Понятие «этикет» | 3 | 2.09-16.09 | Этикет как совокупность правил «хорошего тона», принятых в обществе и устанавливающих порядок поведения и общения людей в тех или иных этикетных ситуациях. Основные функции этикета. Понятие культурный человек. Понятие вежливости. Речевой этикет, этикет внешнего вида и этикет поведения, их соотношение и неразрывная связь. Сферы действия и виды этикета. | «Портрет культурного человека» | сочинение |
2. | История этикета | 6 | 23.09-28.10 | Зарождение этикета в древности. Возникновение этикета на этапе осознания человеком себя членом определенного коллектива. Семейный этикет в первобытные временна. Неравенство в семье, определяемое полом и возрастом ее членов. Этикетные обязанности древних людей по отношению к почитаемым ими богам, правителям. Этикет в античном обществе. | «Этикет разных эпох» | презентации |
3. | Виды и принципы современного этикета | 3 | 11.11-25.11 | Этикет поведения, этикет внешнего вида и речевой этикет как составляющие современного этикета. Принципы этикета как основа общих норм этикета. | «Нужен ли нам этикет?» | публичное выступление |
4. | Понятие имиджа | 3 | 2.12-16.12 | Английское происхождение слова имидж. Имидж как публичная индивидуальность. Имидж как образ, который человек выбирает, создает и сознательно поддерживает, используя для достижения своих целей в жизни. Возможные имиджи начальника, преподавателя, учителя, родителей – «строгий», «добрый», «справедливый», «бескомпромиссный», и т.д. Три основные слагаемые имиджа – внешность, речь, поведение. Формирование имиджа | «Имидж современного школьника» | выставка рисунков |
5. | Этикет внешнего вида | 3 | 23.12-13.01 | Законы моды и этикет. Структура этикета внешнего вида: одежда, прическа, силуэт, цветовая гамма. Соотношение этикета и моды. Функции одежды. Стиль как совокупность деталей внешнего вида, существующих в постоянном, одобряемом обществом единстве. Гармоничные сочетания одежды, аксессуаров, прически и т.п. | «Я выбираю свой стиль» | презентации |
6. | Речевой этикет | 4 | 20.01-10.02 | Речевой этикет как совокупность правил речевого поведения людей. Соблюдение правил речевого этикета как способ формирования благоприятного языкового паспорта человека. Структура положительного речевого паспорта: соблюдение норм культуры речи, правильная дикция, соблюдение норм общения и требований речевого этикета. Жаргон как особенности речи определенной, относительно замкнутой группы людей. Причины употребления жаргона. Правила речевого этикета относительно употребления жаргона и инвектив. Ругательства как «гигиенические» слова, как слова для личного употребления. Недопустимость общественного сквернословия. | «Мой речевой этикет» | тестирование |
7. | Этикетные нормы поведения среди сверстников | 3 | 17.02-3.03 | Этикет поведения в школьном коллективе. Проблема существования в группе. «Ярлык» как отличительный знак личности подроста в группе. Этикет дружеских отношений. Этикет взаимоотношений юноши и девушки. | «Я среди сверстников» | анкетирование |
8. | Трудные случаи этикета поведения | 4 | 10.03-14.04 | Трудные случаи этикета как случаи, для которых нет четких норм, для которых большое значение имеет сама ситуация общения. Невыполнение правил поведения в семье как одна из причин конфликтов. Вечность темы конфликта поколений. Этикет семейного общения. Профилактика конфликтов в семье. Этикет поведения в школьном коллективе. Этикет дружеских отношений. Этикет взаимоотношений юноши и девушки. Правила поведения при ссоре. | «Конфликтный ли ты?» | тестирование |
9. | Этикет публичной дискуссии | 6 | 21.04-26.05 | Дебаты как публичное обсуждение какой-либо общественно значимой проблемы, вызывающей всеобщий интерес, но не имеющий на данный момент однозначного решения. Различение понятий: дебаты, дискуссия, прения, диспут, полемика. Правила проведения дебатов. Возможные проблемы для дебатов. Формулирование тезисов. Подбор аргументов к тезисам. | «Нужна ли школьная форма» «Всегда ли правы взрослые» «Подавляет ли коллектив индивидуальность» | дебаты |
Учебно- тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата проведения | Описание примерного содержания занятия | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Оборудование |
Понятие «этикет» - 3ч |
1/1 | Что такое этикет? | 2.09 | Понятие этикет | Знать понятие этикета, основные функции этикета, уметь соблюдать общие нормы этикета | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
2/2 | Функции и значение этикета. | 9.09 | Основные функции этикета | Знать понятие этикета, основные функции этикета, уметь соблюдать общие нормы этикета | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
3/3 | Культурный человек – это… | 16.09 | Понятие культурный человек. Понятие вежливости. Речевой этикет, этикет внешнего вида и этикет поведения | Знать понятие этикета, основные функции этикета, уметь соблюдать общие нормы этикета | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
История этикета- 6ч |
4/1 | Зарождение этикета в древности. | 23.09 | Зарождение этикета в древности. Семейный этикет в первобытные временна. Этикетные обязанности древних людей | Знать историю зарождения и развития этикета в разных эпохах | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
5/2 | Этикет античности. | 30.09 | Этикет в античном обществе. «Одиссея» и «Илиада» Гомера как источник наших сведений об этикете в Древней Греции. | Знать историю зарождения и развития этикета в разных эпохах | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
6/3 | Этикет эпохи Средневековья. | 7.10 | Этикет Средних веков и эпохи Возрождения. «Рыцарские» взаимоотношения в средневековом обществе, их отражение в рыцарских романах и в реальной жизни. | Знать историю зарождения и развития этикета в разных эпохах | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
7/4 | Этикет эпохи Возрождения. | 14.10 | Этикет Средних веков и эпохи Возрождения. «Рыцарские» взаимоотношения в средневековом обществе, их отражение в рыцарских романах и в реальной жизни. | Знать историю зарождения и развития этикета в разных эпохах | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
8/5 | Восточный и западный этикет: сходства и различия. | 21.10 | Различие в уровне регламентированности жизни в восточной и западной культурах. | Знать основные различия между восточным и западным этикетом | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
9/6 | Становление этикетных норм в России (16-20 вв.). | 28.10 | «Домострой» (16 век) и его роль в утверждении этикетных норм того времени. Петровские реформы в области культурной жизни, их выражение в указах. Особенности крестьянской культуры 18 - 19 веков, её традиционность. Общинность как принцип организации жизни в деревне. Этикет купеческой культуры. Этикет в России советского времени. | Знать особенности развития и становления этикетных норм в России | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
Виды и принципы современного этикета – 3ч |
10/1 | Виды современного этикета. | 11.11 | Этикет поведения, этикет внешнего вида и речевой этикет как составляющие современного этикета. | Знать понятия: этикет внешнего вида, этикет поведения, речевой этикет | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
11/2 | Принципы современного этикета. | 18.11 | Принципы этикета как основа общих норм этикета. | Уметь соблюдать общие нормы этикета, демонстрировать уважение и дружелюбие к собеседнику | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
12/3 | Этикет поведения в общественных местах. | 25.11 | Этикет повседневного поведения и специальный этикет как составляющие этикета поведения. | Уметь соблюдать общие нормы этикета, демонстрировать уважение и дружелюбие к собеседнику, изменять своё поведение в зависимости от ситуации | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
Понятие имиджа – 3ч |
13/1 | Понятие имиджа. | 2.12 | Английское происхождение слова «имидж». | Знать понятие имидж, вежливость, коммуникативная роль, социальная роль | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
14/2 | Формирование имиджа. | 9.12 | Имидж как публичная индивидуальность. Имидж как образ. Имидж как сведения для окружающих. Значение имиджа для представителей шоу-бизнеса и политиков.
| Знать компоненты имиджа человека, функции имиджа | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
15/3 | Имидж современного школьника | 16.12 | Неосознаваемое и сознательное предъявление своего имиджа. Формирование имиджа. | Понимать, как должен выглядеть ученик | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
Этикет внешнего вида – 3ч |
16/1 | Законы моды и этикет. | 23.12 | Законы моды и этикет. Стиль как совокупность деталей внешнего вида, существующих в постоянном, одобряемом обществом единстве. | Знать понятия: стиль, мода; функции одежды; соотношение моды и индивидуального стиля; соотношение этикета и моды | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
17/2 | Мода и индивидуальный стиль. | 30.12 | Индивидуальный стиль как совокупность деталей внешнего вида, отличающая конкретного человека от других людей и обеспечивающая ему непохожесть на других и личную привлекательность. | Знать понятия: стиль, мода; функции одежды; соотношение моды и индивидуального стиля; соотношение этикета и моды | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
18/3 | Основные стили одежды. | 13.01 | Законы ансамбля. Характеристика отдельных стилей: классический стиль, романтический стиль, спортивный стиль и др. | Знать виды стилей одежды и их особенности; уметь сформировать свой внешний стиль с учётом индивидуальных особенностей личности, типа внешности, требований этикета, моды, материальных возможностей | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
Речевой этикет – 4ч |
19/1 | Трудные случаи русского речевого этикета. | 20.01 | Языковой паспорт человека как информация, которую несёт о говорящем его речь. Структура положительного речевого паспорта. | Знать понятие речевого этикета, языковой паспорт человека, уметь анализировать языковой паспорт других и выявлять информацию языкового паспорта, поддерживать в собственной речи благоприятный языковой паспорт | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
20/2 | Языковой паспорт человека, его формирование. | 27.01 | Языковой паспорт человека как информация, которую несёт о говорящем его речь. Структура положительного речевого паспорта. | Знать понятие речевого этикета, языковой паспорт человека, уметь анализировать языковой паспорт других и выявлять информацию языкового паспорта, поддерживать в собственной речи благоприятный языковой паспорт | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
21/3 | Недопустимость общественного сквернословия. | 3.02 | Жаргон как особенности речи определённой, относительно замкнутой группы людей. Недопустимость общественного сквернословия. | Знать понятие речевого этикета, языковой паспорт человека, уметь анализировать языковой паспорт других и выявлять информацию языкового паспорта, поддерживать в собственной речи благоприятный языковой паспорт | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
22/4 | Этикет письменного общения. | 10.02 | Разделение речевого этикета на этикет устного и письменного общения. Правила личной переписки. | Знать понятие речевого этикета, языковой паспорт человека, уметь анализировать языковой паспорт других и выявлять информацию языкового паспорта, поддерживать в собственной речи благоприятный языковой паспорт | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
Этикетные нормы поведения среди сверстников – 3ч |
23/1 | Этикет поведения в школьном коллективе. | 17.02 | Этикет поведения в школьном коллективе. Проблема существования в группе. | Уметь соблюдать общие нормы этикета, демонстрировать уважение и дружелюбие к собеседнику, изменять своё поведение в зависимости от ситуации | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
24/2 | Этикет дружеских отношений. | 24.02 | Этикет дружеских отношений. Этикет взаимоотношений юноши и девушки. | Знать понятия: дружба, друг, товарищ; уметь соблюдать общие нормы этикета, демонстрировать уважение и дружелюбие к собеседнику, изменять своё поведение в зависимости от ситуации | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
25/3 | Что такое настоящий друг. | 3.03 | Дружба, друг, товарищ, уважение, дружелюбие | Знать понятия: дружба, друг, товарищ; уметь соблюдать общие нормы этикета, демонстрировать уважение и дружелюбие к собеседнику, изменять своё поведение в зависимости от ситуации | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
Трудные случаи этикета поведения – 4ч |
26/1 | Этикет семейного общения. | 10.03 | Трудные случаи этикета как случаи, для которых нет чётких норм, для которых большое значение имеет сама ситуация общения. | Знать трудные случаи этикета поведения в семье, профилактика конфликтов, уметь находить в рамках изученного материала выход из трудных ситуаций русского речевого этикета и этикета поведения | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
27/2 | Привлечение внимания и поддержание отношений. | 17.03 | Трудные случаи этикета как случаи, для которых нет чётких норм, для которых большое значение имеет сама ситуация общения. | Знать трудные случаи этикета поведения в семье, профилактика конфликтов, уметь находить в рамках изученного материала выход из трудных ситуаций русского речевого этикета и этикета поведения | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
28/3 | Мы поссорились. | 7.04 | Трудные случаи этикета как случаи, для которых нет чётких норм, для которых большое значение имеет сама ситуация общения. | Знать трудные случаи этикета поведения в семье, профилактика конфликтов, уметь находить в рамках изученного материала выход из трудных ситуаций русского речевого этикета и этикета поведения | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
29/4 | Умей уступать. | 14.04 | Трудные случаи этикета как случаи, для которых нет чётких норм, для которых большое значение имеет сама ситуация общения. | Знать трудные случаи этикета поведения в семье, профилактика конфликтов, уметь находить в рамках изученного материала выход из трудных ситуаций русского речевого этикета и этикета поведения | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
Этикет публичной дискуссии – 6ч |
30/1 | Дебаты как этикетная форма обсуждения проблемы. | 21.04 | Дебаты как публичное обсуждение какой-либо общественно значимой проблемы, вызывающей всеобщий интерес, но не имеющей на данный момент однозначного решения. | Знать и различать понятия: спор, дебаты, дискуссия, полемика, прения, диспут. | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
31/2 | Правила проведения дебатов | 28.04 | Правила проведения дебатов. Порядок проведения дебатов. | Знать основные правила проведения дебатов, правила поведения участников дебатов; уметь участвовать в дебатах по принятым правилам | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
32/3 | «Нужна ли школьная форма». Подготовка и проведение дебатов. | 5.05 | Правила проведения дебатов. Порядок проведения дебатов. | Знать основные правила проведения дебатов, правила поведения участников дебатов; уметь участвовать в дебатах по принятым правилам | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
33/4 | «Всегда ли правы взрослые». Подготовка и проведение дебатов. | 12.05 | Правила проведения дебатов. Порядок проведения дебатов. | Знать основные правила проведения дебатов, правила поведения участников дебатов; уметь участвовать в дебатах по принятым правилам | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
34/5 | «Подавляет ли коллектив индивидуальность». Подготовка и проведение дебатов. | 19.05 | Правила проведения дебатов. Порядок проведения дебатов. | Знать основные правила проведения дебатов, правила поведения участников дебатов; уметь участвовать в дебатах по принятым правилам | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
35/6 | Дебаты на свободную тему | 26.05 | Правила проведения дебатов. Порядок проведения дебатов. | Знать основные правила проведения дебатов, правила поведения участников дебатов; уметь участвовать в дебатах по принятым правилам | Персональный компьютер учителя. Интерактивный проектор. |
Информационно – методическое обеспечение
Дополнительная литература
Программы внеурочной деятельности Экология общения. 7 класс. (Работаем по новым стандартам). Автор Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н., Либеров А. Ю. Просвещение, 2012 .
Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. М., 2008– 214с..
Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011. – 192с.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2001– 116с.
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2003– 58 с.
Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. В Григорьев, П. В. Степанов. – М., 2011. Центр теории воспитания ИТИП РАО – проект.
Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 2005. – 116с.
Игры: обучение, тренинг, досуг /под ред. В.В. Петрусинского, «Новая школа», М., 2004.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2008. – 160с. (В помощь психологу.)
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 453 с. — (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по всем предметам Редактор И. А. Сафронова.- М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
Разогревающие игры и психотехники // Основы технологии группового тренинга. Психотехники - И.В. Вачков. Учебное пособие. Издательство «Ось-89», 2011.
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. - Генезис, М., 2009.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/ система заданий А.Г. Асмолов,О.А. Каробанова.- М.: Просвещение, 2010 Серия: Стандарты второго поколения
Фундаментальное ядро содержания общего образования. / Под ред. И. А. Сафронова.- М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
Электронное пособие. В помощь школьному психологу. Психологическая работа в школе. Выпуск 4. – М.: Изд-во «Учитель», 2011.
Рассмотрено: Согласовано: на заседании школьного зам. директора по УВР методического совета «___»____________2016г. « 28 » августа 2016г.
О.В.Беркун ___________ Т.В.Никонова__________