Адаптированная программа – 7.1.Урок окружающего мира для учащихся 4 класс « Школа России»
Учитель: Самойлова И.А.
Этап урока, цель | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Условия для детей с ЗПР |
осуществляемые действия «обычные» дети | осуществляемые действия «особенные» дети | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Мы сегодня снова будем наблюдать. Выводы делать и рассуждать. Вместе многое можно узнать и друзьям об этом, потом рассказать. Новая природная зона приглашает нас и опять в экспедицию отправляется класс. | Приветствуют учителя, отвечают на вопросы, организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей | Приветствуют учителя, отвечают на вопросы, организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей | Воспринимать на слух речь педагога; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей | Наблюдение учителя Оказать помощь в организации рабочего места. |
II. Актуализация знаний, сообщение целей | Создание условий для активизации знаний через размышление. Создание проблемы | Перед тем, как продолжить изучение природных зон, мы должны убедиться, что хорошо знаем особенности изученных природных зон. - Вот у меня проблема. Помогите её разрешить. Я прочитала описание природной зоны, но не знаю о какой зоне идёт речь: куда, ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет, ни одного деревца, только травы качаются вокруг. ( Степь) | Работа в паре | Работа в паре | создание ситуации успеха для ребёнка с зпр Овладевают способами выполнения заданий поискового характера | Пара: ребёнок с зпр + ребёнок с обычными возможностями Наблюдение учителя Оказание помощи |
III. Проверка домашнего задания | 1.Работа с картой Игра « Угадай животных» | 1.Карточки. Составить цепь питания степи. 3.Показать на карте степь и рассказать о географическом положении и климатических условиях. - Вопрос: Как ты ответил на вопросы попугая. Р.т.с.53 4.Рассказ о растениях и о том, как они приспособились к жизни в степи (просмотр тетради с.54) 5.Животные степи и их приспособленность - Вопрос: назови животных степи по фрагментам р.т.с. 54 6.Запиши и расскажи, какие экологические проблемы выражены знаками р.т.с.55 | Устные ответы учащихся, работа в тетради на печатной основе | Работа по карточкам (даны подписанные картинки : степного орла, суслика и зерна ) Они разрезаны. Дети составляют цепь питания. Работа с экологическими знаками | Учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, тренируется память, внимание и развивается произвольное восприятие | Наблюдение учителя, при необходимости оказать помощь |
| 2.Практическая работа | .Географический диктант Учитель показывает изученные природные зоны России, а учащиеся записывают их название | Индивидуальная работа | Индивидуальная работа | Формирование географической зоркости, пространственного мышления | В работе используют карту « Природные зоны России» |
III.Физкультминутка | Здоровье- сберегающая технология | Побуждаю к действию, отдыху. | Выполняют упражнения, повторяют рифмованные строки. | Выполняют упражнения, повторяют рифмованные строки. | Повысить мотивацию к обучению, снизить утомляемость и перенапряжение в ходе учебного процесса | Обратить дополнительное внимание на выполнение упражнений |
IV. Изучение нового материала | Сообщение темы. Целеполагание Технология проблемного обучения | О какой природной зоне говорится в стихотворении - загадке? Солнечный, жаркий желтый поток Льются лучи на желтый песок. В воздухе желтом и плотном, как мед, Желтая птица неслышно плывет. ( Пустыня) Как вы думаете, что является «визитной карточкой» зоны пустынь? -Что находится в этом «черном ящике» на моем столе ( черная коробочка с песком) -Правильно, это песок. | Ученики высказывают своё мнение. Отгадывают загадку. Формулируют тему и задачу урока | Учитель спрашивает в первую очередь детей с ОВЗ, если они знают отгадку | создание ситуации успеха планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | При необходимости для детей повторить загадку, показать иллюстрацию |
| | -Подберите родственные слова к слову пустыня. (пусто, пустота, пустой, опустошенный..) | Дети выполняют задание | Дети выполняют задание | Осуществляются межпредметные связи | При необходимости оказать помощь |
| | -Наша задача на сегодняшнем уроке разобраться: действительно ли в пустыне пусто? | | | | |
| - излагают свою точку зрения и аргументируют ее; | По какому плану мы будем исследовать природную зону пустыни? Границы зоны пустыни на карте. Распределение тепла и света, климат Виды и особенности растений. Виды и особенности животных. Занятие населения, экологические проблемы - Легко ли одному найти ответы на все поставленные вопросы? | Дети отвечают на вопрос, составляя план изучения природной зоны Дети отвечают на вопрос Нет, надо работать в команде, т.е. группой. | Дети отвечают на вопрос, составляя план изучения природной зоны Дети отвечают на вопрос Нет, надо работать в команде, т.е. группой. | действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование); | Фронтальный опрос Включение каждого учащегося в обсуждение |
1.Организация групповой работы. | Технология уровневой дифференциации. Работа с учебником | - Командиры групп, получите задания и листы оценки работы в группах. № 1 группа «Географы» готовится ответить на вопросы: - Что такое пустыня? - Какое географическое положение занимают пустыни? - Каковы особенности климата пустыни? № 2 группа «Ботаники» готовится ответить на вопрос: - Какие растения есть в пустыне? Их особенности. № 3 группа «Зоологи» готовится ответить на вопрос: - Какие животные обитают в пустыне? Характеристика животных. № 4 группа «Экологи» готовятся ответить на вопрос: - Какие экологические проблемы пустыни и каковы пути их решения? - Давайте повторим правила работы в группе. - Алгоритм работы в группе находится у вас на столе. | Дети делятся на группы с помощью учителя. Выбирают командира команды. Учащиеся читают задания, распределяют учебный материал среди членов группы, изучают его, пересказывают друг другу, составляют опорный план для выступающего. С.121-122- работа по учебнику с.122- работают по учебнику с .122-123 –работа по учебнику с.123-124- работа по учебнику | Дети делятся на группы с помощью учителя. Выбирают командира команды. | договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности Продуктивное чтение. Поиск и выделение необходимой информации | Ребёнок с зпр входит в такую группу Учитель осуществляет контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; дети принимают и сохраняют цели задачи учебной Включение каждого учащегося в обсуждение. Для ребёнка ЗПР повторить задание, спокойным голосом побудить ребенка к его выполнению. |
2. Презентации работы групп. | 1 группа | Опорные слова: - юго – запад, Каспийское море - песчаные, глиняные, каменистые - оранжевым цветом - не большая по площади - барханы и оазисы - жарко + 70°, а в тени +40°, мало осадков - лето 5 месяцев, зима 2-3 месяца | находят и показывают на карте природную зону «пустыня», рассказывать о ней по карте; знают климатические условия пустынь; | | умение воспринимать информацию, делать выводы и обобщения | Включение каждого учащегося в обсуждение. Для ребёнка ЗПР повторить задание, спокойным голосом побудить ребенка к его выполнению. |
| 2 группа | Выходят группой, рассказывают по очереди. | приводят примеры растительного мира пустынь; | | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Для ребёнка ЗПР повторить задание, спокойным голосом, побудить ребенка к его выполнению. |
| 3 группа | Выходят группой, рассказывают по очереди. | Приводят примеры животного мира пустынь; | | умение концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы | Коллективная работа |
| 4 группа | Выходят группой, рассказывают по очереди. | обсуждают экологические проблемы пустынь и пути их решения; | | почувствовать свою сопричастность и значимость в решении проблем экологии | Ребёнку с зпр дать картинки экологических знаков для рассказа о проблеме |
VI. Подведение итогов | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке. | Высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке. | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности | |
VII. Домашнее задание | Создание условий для активизации познавательной деятельности через домашнее задание. | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств ее достижения | Для ребёнка ЗПР повторить задание, спокойным голосом, |