СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планы бесед для дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Планы бесед для дошкольников»

Казбанова Е.В, группа 2223д Планы бесед (5 типов) Структура беседы:

НАЧАЛО – образное, эмоциональное, восстанавливает в памяти детей образы предметов, явлений, собирает внимание, вызывает желание участвовать в беседе. Приемы: воспоминания, рассказ воспитателя, рассматривание игрушек, предметов, картин, использование загадок, стихотворений.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – раскрывается основное содержание беседы, выделяются существенные частности, подводящие к выводам, активизируется речевая деятельность детей. Приемы: вопросы, чтение художественных произведений, рассматривание картин, подсказывающие вопросы, указания, дид.игры.

ОКОНЧАНИЕ – обобщающие выводы по всей беседе. Приемы: загадки, чтение стихотворений, пословицы, слушание грам. записи.



1Б1.Прогностическая беседа. Детям предлагается по обложке определять, о чем будет идти речь в произведении, т.е. дается прогноз. После чтения реальные предположения сравнивают с прогнозом. Этот тип беседы развивает слуховую и зрительную память.

Прогностическая беседа. Если с книгой работают дети, им предлагается первоначально по обложке определить, о чем будет идти речь в произведении, Прогноз, данный детьми, запоминается, и начинается чтение. В этой беседе приведены в действие 2 вида памяти: Слуховая Зрительная что способствует лучшему запоминанию текста. В ходе такой работы становится активной аудитивная память: детям нужно удержать, запомнить то, что они слушают, чтобы сверить его с прогнозом. В работе с дошкольниками такой вид беседы не следует использовать часто. Надо приучать малышей к внимательному, сосредоточенному слушанию, а затем и чтению. Надо, чтобы они учились находить интерес в самом произведении.
Тема: Виктор Драгунский «Друг детства»

План беседы на занятии.

. Читаем название.

- О чем может быть рассказ с таким названием? (На доске появляются предположения.)

На смысловой стадии используется прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. Во время остановки  используем вопросы различного уровня: от простых, уточняющих понимание, до интерпретирующих, моделирующих, прогнозирующих дальнейшее развитие ситуации, читаем текст  рассказа:

  • кем хотел стать мальчик?

-А кем вы хотели бы быть? Почему?

На доске появляется «список»: астроном, капитан, спортсмен... Детям предлагается ответить на следующие вопросы:

  • - Что придумала мама? (1-2 версии)

  • - Что будет дальше?

  • - Есть ли у вас любимые игрушки? Какие это игрушки и почему они для вас любимые?

  • - Чем может закончиться этот рассказ?

  • Придумайте концовку рассказа

  • Ожидали вы, что у рассказа может быть такой конец?

- Давайте вспомним, с чего началось наше занятие, и проверим предположения: о чем рассказ? 

Дети учатся правильно, осознанно работать с текстом, они могут прочувствовать концовку рассказа, оценить ситуацию, а это нравственно воспитывает детей, отражается на их поступках.

2. Б2 – подготовительная беседа

Подготовительной  беседа называется потому что, перед  занятием (за несколько дней до занятия) воспитатель ставит  детей в такие ситуации, когда их внимание оказывается привлеченным к тем явлениям из окружающего их мира, которые буду темой предстоящей беседы, т.е. фактический материал беседы должен уже быть знаком детям.

Лучшим приемом подготовки является предварительное проведение свободной неподготовленной беседы на ту или иную близкую тему.

В результате проведения подобной беседы дети тренируются в построении фразы в диалоге; приобретают некоторые грамматические навыки (склонение имен существительных и согласование прилагательного с существительными; употребление глагола в форме причастий сшит, надет, связан); обогащается их словарь ( уточняется значения слов ); совершенствуются произносительные навыки ( исправление произношения ранее не усвоенных детьми звуков речи ).

Содержанием подготовительной беседы может быть биография автора, история создания произведения, время, отраженное в нем, чьи-то читательские впечатления. В ходе беседы нужно объяснить те непонятные детям слова, которые повлияют на глубину восприятия читаемого.

Построение беседы.

1)      вступление (зачин)

2)      развитие темы разговора

3)      концовка.

Вступление имеет целью привлечь внимание детей к теме разговора. Например, вступлением к беседе могут служить такие фразы

« Мне пришлось сегодня ехать автобусом, а не трамваем, и я подумала, а знают ли мои дети, какими видами транспорта можно передвигаться?..»;

. Например, план развития разговора на тему « Виды транспорта» может быть таким:

1.      Людям нужно передвигаться по земле

2.      Они могут ходить пешком, но  это слишком медленно.

3.      Убыстряют передвижения людей транспортные средства: животные: лошади, олени, собаки, верблюды, слоны;  машины:

а) на суше – трамваи, троллейбусы, автобусы, автомобили, поезда.

б) по воде – лодки, катера, пароходы.

в) по воздуху - самолеты, вертолеты.

г) в космическом пространстве – ракеты, космические корабли.

4.      Когда все-таки лучше передвигаться пешком?


Имея такой план, воспитатель, как бы не отвлеклись дети, всегда их может вернуть к теме, поставив очередной вопрос. Особенность детского мышления такова, что они легко забывают тему беседы, отвлекаются по каждому поводу. Занятие – беседа призвано вырабатывать у детей логично мыслить, до конца доводить начатую тему.

Заканчиваться беседа тоже может загадкой, стихами, и комментарием воспитателя, но чаще она заканчивается логическим выводом о том, что же следует в нравственном плане следует усвоить детям, как они должны поступать в связи с тем что они узнали из беседы.



3.Б3 – беседа по восприятию художественного текста

Беседа по восприятию художественного текста. Цель беседы -- выявить, какое воздействие на детей оказало прочитанное. В связи с этим беседу нельзя начинать сразу же после того, как чтение будет закончено. Надо дать детям минуту на то, чтобы вернуться в реальную действительность, и только после этого задавать вопросы.

Известно, что интересное по содержанию, увлекательное, хорошо прочитанное взрослым произведение оказывает сильное впечатление на детей. Надо дать им возможность пережить это впечатление, не разрушить чувства, возникшие в ходе чтения.

В процессе беседы по восприятию произведения выясняется эмоциональное отношение детей к прочитанному: понравился или не понравился текст; что в нем особо запомнилось маленьким слушателям что вызвало их отрицательные эмоции; какое впечатление произвели на них события, описанные в произведении, или поступки героев.

Можно обратиться к читательскому опыту детей и выяснить, читалось ли ими данное произведение раньше. Взрослый может поделиться с детьми собственным впечатлением от прочитанного, не подлаживаясь под эмоции детей, будучи искренним. В таком случае воспитатель или родитель направляет внимание детей на то, что ими самими замечено не было.

Задавать большое количество вопросов, быть назойливым в выяснении впечатлений не рекомендуется. Этот разговор не должен быть формальным. Все сказанное детьми следует учесть в дальнейшей работе.

Рассказывание сказки «Снегурочка».

1. Понравилась   вам   история,   которую   вы   услышали?   Как   вы думаете, история о Снегурочке – это сказка? Почему?  (в сказке происходят волшебные превращения, которых в жизни не бывает).

2.  А какие   волшебные   превращения   происходят   в   этой   сказке? (девочка из снега оживает).

3. Чем  были опечалены старик со старухой?

4. Что предложил старик сделать старухе?

5. Какой росла у стариков дочка?

6. Куда девушки позвали Снегурочку?

7. Что делали девушки в лесу?

8. А скажите, ребята, одинаково ли чувствовала себя Снегурочка зимой и весной? (ответы детей)

9. расскажите,   как   чувствовала   себя   Снегурочка   зимой   и   весной.(дети   по очереди рассказывают).

А чтобы  наша Снегурочка больше не грустила, давайте выберем картинки,   в   которых   живет   слово   «снег».   (дети   выбирают   из   набора картинок картинки   однокоренных слов   со словом «снег» ­ (снегурочка, снеговик,   снегирь, снегопад),объясняют свой выбор)

А чем закончилась сказка?  Нравится ли вам этот конец сказки?  Как вы думаете, что могло бы быть со Снегурочкой, если бы она не прыгнула через костер? (дети придумывают свой конец сказки, воспитатель задает детям   проблемные   вопросы,   наталкивающие   на   активизацию   их творческого воображения)





4. Б4 – аналитическая беседа

Беседа по содержанию произведений (аналитическая беседа). Цель этого вида беседы — выявить глубину понимания произведения детьми.

Вопрос о том, когда следует вводить метод беседы в практику работы с дошкольниками, был поставлен Е. И. Тихеевой. Она считала возможным включать в беседу детей 3 — 4 лет при условии, если они владеют речью.



Аналитическая беседа :

В. : Дети, а сейчас послушайте, пожалуйста, один из рассказов Виктора Драгунского о Дениске. Рассказ называется «Тайное становится явным». («А как это?» «Вот сейчас и узнаете, что это такое и как это понимать. Только надо слушать внимательно, постараться представить себе то, о чем говорится в рассказе и тогда, я надеюсь, вам все будет понятно!»)

Чтение рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным»…Дети внимательно слушают, даже Дима П., которого интересуют только машины, стал прислушиваться, от усердия склонив голову на бок. Назлы С. переводит внимательный взгляд сливовых глаз с воспитателя на детей и, на всякий случай, улыбается.

…«Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:

- Ты это запомнил на всю жизнь?

И я ответил:

- Да»

Этими словами воспитатель заканчивает чтение рассказа и дает время детям на осмысление услышанного. Устанавливается тишина, дети выжидательно смотрят на педагога, явно ожидая продолжения.

Воспитатель ждет реакции детей на прочитанное

Дети, а вы как думаете, - обращается педагог к остальным детям – Дениску наказали за его поступок?

Дети: Да!

В. : Как, каким образом наказали мальчика?

Пауза, дети обдумывают свой ответ…

Даниил К. : К ним в квартиру пришел милиционер! И сказал: «Как вам не стыдно!»

- Чем же так сильно провинился Дениска, что его не возьмут на обещанную экскурсию?

Д. разом отвечают:

- Он кашу вылил в окно! И запачкал дядю, который шел фотографироваться!

Саша Т. : Он обманул маму! Она думала, что он съел всю кашу, и похвалила его, а он не съел ничего!

В. : Почему же мальчик так поступил?

Саша Т. : Он думал, что если он выльет кашу в окно, мама не узнает, что он ничего не съел! Он ужасно не любил манную кашу, но очень хотел пойти с мамой на экскурсию в Кремль! Поэтому он и вылил ее в окно!

В. : Дети, вы помните, какие мамины слова нечаянно услышал Дениска?

Д. : Да!

Полина С. : Он услышал, что тайное становится явным.

В. : Понял ли он тогда эти слова? Что тайное становится явным?

- Да!- доносится нестройный хор голосов.

- Нет! – поправляет Вика. - Он спросил у мамы, и она объяснила ему!- успевает раньше других ответить Вика К. – Это он потом понял, когда мама спросила его!

В. : Дети, как вы думаете, почему Виктор Драгунский так назвал свой рассказ?

Полина С. и Саша П. отвечают почти одновременно:

- Потому, что нельзя никогда обманывать взрослых! Потому, что они все равно об этом узнают! И накажут!

- Ребята, мне очень хотелось бы, чтобы и вы на всю жизнь запомнили эти слова, прежде чем совершить что-нибудь постыдное, плохое! Помните, пожалуйста, что тайное всё равно станет явным! – подводит итог педагог.



5. Б5 – беседа с родителями

Подготовка к беседе:

- наметить тему и план беседы;

- подготовить вопросы и продумать ход беседы;

- продумать место и время беседы;

- подготовить при необходимости литературу;

- сформулировать советы, рекомендации;

- заранее оповестить родителей о предстоящей беседе.

Ход беседы.

Во вступительной части педагог начинает беседу с положительной, позитивной информации.

В основной части педагог задаёт вопросы, освещает тему, выслушивает родителей, ведёт с ними диалог.

В заключении воспитатель даёт конкретные советы, рекомендации, направленные на совместную работу семьи и педагогов, и беседа заканчивается на положительной позитивной ноте.

В беседе могут участвовать также заведующая, врач, музыкальный работник, руководитель физической культуры и другие. Беседа может проводиться в ходе экскурсии по группе, детскому саду.

Тематика бесед разнообразная. Важно через беседу выявлять положительный опыт воспитания, готовить родителей к выступлению на собрании. Беседа может быть продолжительной и короткой.

Требования к проведению беседы.

*Содержание индивидуальной беседы должно оставаться достоянием только беседующих.

*Соблюдать деловой тон в беседе, создавать атмосферу непринуждённости.

*Если родитель задал вопрос, на который педагог не может ответить, он предлагает отложить беседу, чтобы подготовиться и уже тогда дать квалифицированную рекомендацию.

*Если надо говорить о плохом поступке ребёнка, беседу надо начинать с положительного, что есть в ребёнке.

*В беседе с разными членами семьи (мама, папа, бабушка) нужно соблюдать дифференцированный подход.

*Просьбы родителей в процессе беседы надо выполнять, если они не приносят вреда ребёнку.

*Нельзя беседовать в присутствии ребёнка.

*Уметь слушать ребёнка, меньше давать указаний, предъявлять требований.

ГРУППОВАЯ БЕСЕДА.

Беседа педагогов с родителями – это доступная и распространённая форма установления связи педагога с семьёй, его систематическое общение с родителями, с другими членами семьи и ведущая роль в возникновении, проведении беседы принадлежит педагогу.

Цели и задачи. Наладить прочную взаимосвязь с семьями детей при соблюдении дифференцированного подхода, исходя из уровня педагогической культуры родителей. Создать педагогически грамотный коллектив родителей, готового активно помогать ДОУ. Способствовать установлению тесной связи и постоянного общения между педагогом, родителями и другими членами семьи. Помогать родителям лучше узнавать жизнь и деятельность ребёнка в детском саду. Оказывать семье конкретную педагогическую помощь.

Подготовка к беседе:

- договориться с родителями о встрече (место, время, тема);

- попросить родителей подготовить вопросы;

- пригласить на беседу несколько опытных родителей;

- продумать содержание диалога, подготовить советы, рекомендации.

Содержание беседы.

Беседа должна быть лаконичной, значимой для родителей. Она проводится по инициативе педагога или родителей. Беседу могут проводить работники ДОУ: заведующая, методист, музыкальный руководитель и другие. В процессе беседы, например, могут обсуждаться такие вопросы:

*самочувствие ребёнка дома и в детском саду;

*поведение ребёнка дома и в детском саду;

*выполнение правил посещения ДОУ;

*как организовать выходные дни для полноценного развития ребёнка;

*на конкретную педагогическую тему (самостоятельности, упрямстве детей и другие).

Оптимальное время беседы – 20минут. Начинать и заканчивать беседу надо на положительной ноте. Важно создавать все условия, чтобы родители могли высказывать своё мнение.

Требования к беседе.

1Уметь методически правильно выстраивать диалог, управлять грамотно беседой.

2В беседе выражать заинтересованность, доброжелательность.

3Прислушиваться к высказываниям родителей, улавливать подтекст (метаязык) – скрытое желание родителей.

4Следить за двусторонностью беседы (а не только говорит педагог), задавать родителям вопросы.

5В беседе показывать, что воспитатель делает всё в интересах ребёнка.

6Вести беседу в спокойном дружеском тоне.