СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планы для логопеда 7.2 вида

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

подбор материала по программе коррекционной для 7.2 вида

Просмотр содержимого документа
«Планы для логопеда 7.2 вида»

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у обучающихся с задержкой психического развития

(вариант 7.2) учителя – логопеда



Содержание программы

Пояснительная записка

Логопедическая характеристика обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)

Целевой компонент программы

Содержательный компонент программы

Календарно - тематическое планирование для обучающихся первых классов с ЗПР (вариант 7.2)

Календарно - тематическое планирование для обучающихся вторых классов с ЗПР (вариант 7.2)

Календарно - тематическое планирование для обучающихся третьих классов с ЗПР (вариант 7.2)

Календарно - тематическое планирование для обучающихся четвертых классов с ЗПР (вариант 7.2)

Список используемой литературы





























Пояснительная записка


В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (вариант 7.2), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО с ОВЗ, ПрАООП обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) и является обязательным для реализации и относится к коррекционно-развивающей области. Инновационные для содержания образования обучающихся с ЗПР курсы коррекционно-развивающей области разрабатывались с опорой на имеющиеся диагностические материалы, адаптированные программы и методические разработки. В области логопедии таковыми являются работы Г.В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.А. Ишимовой, О.И. Азовой и другими авторами, на их методические позиции и конкретные рекомендации к обучению школьников с ЗПР.

У детей с ЗПР (вариант 7.2) отмечаются различные нарушения устной и письменной речи. Поэтому необходима организация целенаправленного коррекционно-развивающего процесса, предполагающего коррекцию не только познавательной, но и речевой деятельности. Данная проблема в работе с детьми с ОНР и ЗПР младшего школьного возраста является очень актуальной.

Содержание программы базируется на принципах дифференцированного и деятельностного подхода. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития предполагается на основе формирования универсальных учебных действий. Выделяются соответствующие учебным предметам критерии оценки проявлений сформированности коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий, а также конкретизированы личностные результаты образования, что в полной мере соотносится с формированием сферы жизненной компетенции. Сущность дифференцированного подхода в наибольшей мере отражается в вариативности логопедических занятий. Она заключается в выборе форм работы с ребенком в зависимости от степени выраженности логопедических проблем и уровня сформированности познавательной деятельности и системы произвольной регуляции.

Логопедическая программа, представленная в данных методических рекомендациях, разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4) по русскому языку.

Основная цель программы - создание специальных условий для развития и социальной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями в соответствии с их реальными возможностями, исходя из особенностей их развития и образовательных потребностей, а также их сверстников.

1) Развитие ученика как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью

2) Оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям)

3) Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

4) Формирование социальной компетентности обучающихся.

5) Освоение обучающимися базового уровня знаний по изучаемым предметам, формирование межпредметных понятий в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

6) Формирование общей культуры.

Задачи программы

Основными задачами являются:

1) Создание условий для освоения образовательной программы всеми обучающимися:

- организация развивающей предметной среды;

-создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений сотрудничества и принятия;

- формирование позитивной, социально-направленной учебной мотивации;

-применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, форм организации образовательного процесса;

- адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;

- адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.

2) Создание условий для адаптации обучающихся с ОВЗ в группе сверстников, школьном сообществе:

- организация занятий с использованием интерактивных форм деятельности обучающихся;

- организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого обучающегося, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, образовательной организации;

3) Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:

- привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса;

- формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны социальных партнеров;

- организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

- оказание в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии каждому обучающемуся с тяжелыми нарушениями речи.


Логопедическая характеристика обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)


Обучающиеся с ЗПР (вариант 7.2) — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Различие структуры нарушения коррекционного развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Логопедическая программа (вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР

К общим потребностям с ОВЗ относятся:

  • получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;

  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

  • психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

  • постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

  • Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности:

  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

  • увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;

  • гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

  • упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

  • организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

  • наглядно-действенный характер содержания образования;

  • развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;

  • обеспечение непрерывного контроля над становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

  • постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

  • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

  • необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

  • постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

  • комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

  • развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;

  • обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования.


Целевой компонент программы:


Программа рассчитана на детей с ЗПР (вариант 7.2), имеющих ОНР III-IV уровня. Результаты освоения адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающимися с ОВЗ оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение индивидуальной (адаптированной) образовательной программы начального общего образования обеспечивает достижение обучающимися с тяжелыми нарушениями речи трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные и метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для всех предметных областей и специальных курсов являются общими и заключаются в следующем:

личностные результаты начального общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные компетенции обучающегося, включающие:

-овладение жизненной компетенцией, обеспечивающей готовность к вхождению обучающегося в более сложную социальную среду, социально значимые ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества;

Личностные результаты освоения индивидуальной адаптированной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

- сформированность основ российской гражданской идентичности;

- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы;

- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

- осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- осознание целостности окружающего мира в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие мотивации учебной деятельности;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные мотивы;

- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального

взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

- овладение навыком самооценки, умением анализировать свои действия и управлять ими;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности;

Метапредметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем ООП основного общего образования, которые отражают:

- овладение способностью понимать цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение видеть и исправлять свои ошибки;

- умение работать по плану;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлением аналогий и причинно-следственных связей, построением рассуждений, умением фиксировать свои наблюдения и действовать разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими);

- умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, калькулятора.

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;

- умение задавать вопросы;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую

деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.);

- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных учебных задач;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-использование речи для регуляции своих действий; построения монологического высказывания;

- умение работать с учебной книгой;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Предметные результаты освоения индивидуальной адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ, включающие освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения, представлены в рабочих программах учебных предметов.


Условия реализации программы


Создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наиболее обобщенно требования к условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте. В нем говорится о том, что надо дать интегральное (обобщенное) описание совокупности условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, структурированное по сферам ресурсного обеспечения. К этим сферам относят кадровые, материально-технические и иные условия.

Интегративным результатом реализации указанных условий должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, их родителей (законных представителей), духовно- нравственное и социальное развитие обучающихся;

В целях обеспечения реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР, вариант 7.2 в образовательной организации для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

- достижения планируемых результатов освоения программы коррекционной работы и адаптированной основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;

- выявления и развития способностей обучающихся через систему внеклассной и внеучебной деятельности, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе, с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования детей.

Характерным отличием программы логопедической коррекции является введение подготовительного этапа по коррекции и развитию следующего:


- положительной мотивации, устойчивого познавательного интереса к логопедическим занятиям;

- значимости правильного письма в обыденной жизни человека;

- познавательной деятельности (мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, пространственно-временных представлений);

- графомоторного навыка и мелкой моторики;

- саморегуляции и самоконтроля (данный этап имеет первостепенное значение в коррекции дисграфии и дислексии детей с ЗПР, т.к. на первый план в нарушении развития у данной категории детей выходит неспособность контролировать свою деятельность и управлять своим поведением);

- поведенческой и эмоционально – волевой сферы.


Содержательный компонент


Данная программа предназначена для индивидуальной или групповой логопедической работы с учащимися, имеющими ЗПР, вариант 7.2 с 1-го по 4 классы, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи (письма и чтения). Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

1 класс

Цель:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Подготовка к обучению грамоте.

Задачи:

1. Дать понятие о слове и предложении.

2. Обобщить сведения по звукобуквенному составу языка.

3. Уяснить смыслоразличительную роль фонемы.

4. Учить проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соответствия между звуками и буквами

5. Закрепить навыки деления слов на слоги, опираясь на знания о слогообразующей роли гласных букв

Предложение (2 часа)

Понятие о предложении. Большая буква в начале предложения. Интонационная законченность предложения. Составление предложения из 3-х слов. Главные члены предложения.

Слово (4 часа)

Слово. Понятие. Различение понятий «Слово-предложение». Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действия предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действия. Выделение слов-предметов и слов-действий предметов из предложения. Слова, обозначающие признак предмета. Изменение слов-признаков по родам. Вычленение слов-признаков на фоне других слов. Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов, признаках предметов.

Слоговой анализ и синтез слов (4 часа)

Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных звуков. Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление двусложных слов на слоги. Деление трехсложных слов на слоги. Контрольное задание по теме «Слоговой анализ и синтез слов».

Звуки речи. Звуковой анализ и синтез слов (8 часов)

Знакомство с органами речи. Образование звуков речи. Работа над функциональным дыханием. Выделение первого звука в слове. Определение количества и места звуков в слове. Соотношение между буквами и звуками в слове. Различие звуков и букв.

Ударение (2 часа)

Ударение. Соотношение слова с его ритмическим рисунком. Место ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного.

Гласные и согласные звуки (14 часов)

Гласные первого ряда. Образование гласных [а, о, у, э, ы]. Гласные второго ряда. Образование гласных [я, е, ю, е, и]. Выделение гласных звуков их ряда заданных звуков, слогов и слов. Образование согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. Дифференциация гласных и согласных звуков. Твердые и мягкие согласные. Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.

Звонкие и глухие согласные (18 часов)

Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов. Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах. Выделение [б-п] в предложениях. Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах. Выделение [д-т] в предложениях. Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях. Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях. Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах. Дифференциация в-ф в предложениях. Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах. Дифференциация Ш-Ж в предложениях. Звук [Ч]. Буква Ч. Звук [Щ]. Буква Щ. Дифференциация [ч-щ] в слогах и словах. Дифференциация [ч-щ] в предложениях.

Сонорные согласные (4 часа)

Звук [Л]. Буква Л. Звук [Р]. Буква Р. Дифференциация [р-л] в предложениях. Дифференциация [р-л] в слогах и словах.

Развитие связной речи (12 часов)

Обучение последовательному пересказу по вопросам. Обучение последовательному пересказу с опорой на действия. Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки.

Использование лексических тем:

«Осень».

«Овощи и фрукты». Ознакомление с разнообразием овощей и фруктов родного края.

«Дикие животные». Ознакомление с редкими животными области. «Детеныши диких животных».

«Рыбы». Ознакомление с рыбой наших рек и озер.

«Школьные принадлежности».

«Части предметов».

«Птицы». Знакомство с перелётными птицами .

«Домашние животные». Ознакомление с домашними животными родного края. «Детеныши домашних животных».

«Зима». Особенности зимы нашего края.

«Весна». Особенности весны нашего края.

«Цветы и растения». Растительный мир области.

Основные требования к знаниям и умениям к концу 1 класса:

Учащиеся должны знать:

конструкцию предложения; основное отличие звука от буквы; звукобуквенный анализ и синтез слов; слоговой анализ слова.

Учащиеся должны уметь:

- вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

- отличать гласные звуки и буквы от согласных;

- распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;

- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я;

- делить слово на слоги;

- выделять в слове ударный слог;

- правильно записывать предложения – употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;

- пересказывать несложные тексты.


2 класс


Цель:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Задачи:

1. Активизировать имеющийся словарный запас и уточнить конструкции предложения

2. Формировать полноценный звукобуквенный анализ с установлением соотношения между буквами и звуками в слове

3. Формировать навыки правильного письма и чтения, развивать языковое чутьё;

4. Развивать навыки слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков

5. Формировать навыки различения звуков в письменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки

6. Обогащать словарный запас как путём накопления представлений об окружающем мире, новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования

7. Уточнить конкретно-пространственные знания (использование предлогов в устной и письменной речи).

Предложение и слово (6 часов)

Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения. Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация слов-предметов и слов-действий предметов. Слова, обозначающие признак предмета Слогообразующая роль гласного. Ударение (2 часа)

Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов. Слог. Деление слов на слоги. Выделение гласных из ряда звуков, слогов, слов. Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове.

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы (10 часов)

Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. Мягкий знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова. Разделительный мягкий знак. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [о-е] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [и-ы] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные (8 часов)

Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. Дифференциация [т-д] в устной и письменной речи. Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи. Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи. Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи.

Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические сходства (6 часов)

Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [з-ж] в связной речи. Дифференциация [с-ш] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ш] в связной речи. Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ч-ть] в связной речи. Дифференциация [с-ц] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ц] в связной речи. Дифференциация [сь-щ] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [сь-щ] в связной речи. Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-т] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-т] в связной речи. Дифференциация [ц-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-ч] в связной речи.

Словообразование (20часов) Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Суффиксы профессий.

Суффиксы в образовании детёнышей животных.

Суффиксы прилагательных.

Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

Суффиксы наречий. Суффиксы глаголов. Согласование.

Образование слов при помощи приставок.

Предлоги и приставки (16 часов) Практическое знакомство с предлогами.

Предлоги: в, из, на, с, их дифференциация.

Предлоги: от, к, до, для, без, над, под, за, из-за, из, под, из-под, на, по, с (со), через, сквозь, между, перед, вокруг, у, около, возле, про, о, об (обо), по, к.

Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами.

Составление предложений из заданных слов с предлогами.

Дифференциация предлогов и приставок.

Употребление предлогов в связной речи.

Использование лексических тем:

«Овощи-фрукты».

«Осень»

«Мебель».

«Посуда».

«Насекомые».

«Рыбы».

«Профессии».

«Семья».

«Зима».

«Зимующие птицы». Знакомство с зимующими птицами.

«Животные леса». Ознакомление с животными, обитающими в наших лесах.

«Детеныши животных».

«Весна». «Домашние животные».

«Растения весной».

Основные требования к знаниям и умениям к концу 2 класса:

Учащиеся должны знать:

гласные и согласные звуки и буквы, их признаки; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие; названия предметов по различным лексическим темам; структуру предложения.

Учащиеся должны уметь:

правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;

распознавать буквы, имеющие близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки;

распознавать буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки;

распознавать парные согласные;

обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами 2 ряда и буквой Ь;

пользоваться различными способами словообразования;

владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;

писать раздельно предлоги со словами;

правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения.


3 класс


Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Задачи:

1. Восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи

2. Закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове

3. Обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования

4. Подготовить к усвоению морфологического состава слова

5. Расширять словарный запас путём усвоения смысловых, эмоциональных оттенков речи, конструкций предложения

6. Развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции.

Предложение и слово (2 часа)

Речь и предложение. Предложение и слово.

Слоговой анализ и синтез слова (6 часов)

Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги.

Звуки и буквы (4 часа)

Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные.

Обозначение мягкости с помощью мягкого знака (4 часа)

Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению.

Обозначение мягкости с помощью гласных (10 часов)

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И. Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. Непарные твёрдые согласные звуки [ж], [ш],[ц]. Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ],[й].

Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные (6 часов)

Непарные глухие со¬гласные X, Ц, Ч, Щ. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных на конце слов.

Предложения (6 часов)

Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных.

Морфологический состав слова(8 часов)

Корень как главная часть слова. Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов. Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова. Приставка. Префиксальный способ образования слов. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание.

Безударный гласный (6 часов)

Безударные гласные в корне. Антонимы. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.

Предлоги и приставки (6 часов)

Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова-синонимы. Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами. Соотнесение предлогов с глагольными приставками. «Не» с глаголами.

Связная речь (10 часов)

Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. Пересказ с опорой на сюжетную картинку. Пересказ по вопросам. Пересказ текста по опорным словам. Пересказ текста по предметным картинкам.

Использование лексических тем:

« Как я провел лето».

«Осень».

«Птицы». «Растения и животные». Знакомство с представителями редких и охраняемых видов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу.

«Дикие животные и их детеныши».

«Зима». Продолжить знакомить с климатом в разные времена года.

«Зимние забавы».

«Весна». Продолжить знакомить с климатом в разные времена года.

«Водоём и его обитатели». Продолжить знакомство с обитателями водоемов.

Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса:

Учащиеся должны знать:

слоговой анализ и синтез слова; мягкость согласных; морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс; предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

Учащиеся должны уметь:

производить звукобуквенный анализ слов;

устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;

пользоваться различными способами словообразования;

владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;

использовать в речи различные конструкции предложений.

строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);

точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.


4 класс


Цель:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Задачи:

1. Расширить и уточнить словарный запас учащихся как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования;

2. Совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова;

3. Уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

4. Учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции.

Состав слова (10 часов)

Состав слова. Корень как главная часть слова. Суффикс. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Приставка. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные приставки. Окончание.

Безударные гласные (4 часа)

Безударные гласные. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Выделение слов с безударным гласным. Слова – антонимы.

Согласные звуки и буквы (4 часа)

Согласные звуки и буквы. Парные согласные. Согласные звуки и буквы. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных в конце слова.

Словосочетания и предложения (4 часа)

Словосочетание и предложение. Выделение словосочетаний из предложений. Составление предложений из словосочетаний.

Согласование (4 часа)

Согласование. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.

Словоизменение прилагательных (4 часа)

Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.

Словоизменение глаголов (4 часа)

Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде.

Предлоги и приставки (4 часа)

Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова – синонимы. Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. Дифференциация предлогов и приставок.

Управление. Словоизменение имен существительных по падежам (14часов)

Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж). Родительный или винительный? Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж). Множественное число имен существительных. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

Части речи (4 часа)

Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам.

Связь слов в словосочетаниях и предложениях (4 часа)

Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения. Составление предложений по картинкам. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста.

Связная речь (8 часов)

Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по данному концу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказа по данному плану.

Использование лексических тем:

«Растения и животный мир».

«Транспорт». Уточнение знаний о транспорте города.

«Перелетные птицы».

«Мебель».

«Дикие животные».

«Профессии и инструменты».

«Жилища животных». Знакомство с жилищами животных, обитающих в наших лесах.

«Зимние зарисовки».

«Дикие и домашние животные».

Основные требования к знаниям и умениям к концу 4 класса:

Учащиеся должны знать:

изученные части речи и их признаки; признаки главных и второстепенных членов предложения; морфологический состав слова.

Учащиеся должны уметь:

активно пользоваться различными способами словообразования;

владеть навыками усвоения морфологического состава слова;

владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

устанавливать логику (связность, последовательность), точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;

составлять план текста.


Календарно - тематическое планирование для обучающихся первых классов с ЗПР (вариант 7.2)

(2 часа в неделю,68 часов)

Тема

Количество часов

Дата проведения

Коррекционная цель

Предложение

4 часа



1. Предложение.

2


Развивать слуховое восприятие.


2. Предложение. Составление предложений .

2


Развивать зрительное восприятие


Слово

4 часа



3. Слово.

2


Развивать произвольное внимание


4. Слово.

2


Развивать зрительное восприятие


Слоговой анализ и синтез

4 часа



5. Слоговой анализ и синтез.

Деление двусложных слов.

2


Развивать мыслительные операции


6. Слоговой анализ и синтез слов.

Деление трехсложных слов.

2


Развивать мыслительные операции


Звуки речи

8 часов



7. Звуки речи.

4


Развивать фонематический слух




8.Звуковой анализ и синтез слов.

2


Развивать слуховую, зрительную память.


9. Звуковой анализ и синтез слов.

2


Развивать слуховое внимание


Ударение

2 часа



10. Ударение.

1


Развитие слухового внимания

11. Ударение.

1


Развивать функции самоконтроля.

Гласные и согласные

14 часов



12. Гласные первого ряда.

3


Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность



13.Гласные второго ряда

3


Развитие мыслительных операций



14.Образование согласных звуков

3


Развитие слухового внимания



15.Дифференциация гласных и согласных звуков

3


Развивать слуховую, зрительную память.



16.Твёрдые и мягкие согласные звуки

2


Развивать фонематический слух


Звонкие и глухие согласные

18 часов



17-18.Дифференциация звуков б-п.

3


Развивать зрительное восприятие



19-20. Дифференциация звуков д-т

3


Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность



21-22 Дифференциация звуков ж-ш

3


Развивать фонематический слух



23-24 Дифференциация звуков г-к

3


Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность



25-26 Дифференциация звуков в-ф

3


Развивать фонематический слух



27-28. Дифференциация звуков з-с

3


Развивать фонематический слух



Сонорные согласные

4 часа



29-30.Дифференциация звуков л-р

4


Развивать слуховую, зрительную память.




Развитие связной речи

12 часов



31. Обучение последовательному пересказу по вопросам.

4


Формировать языковые средства.




32 . Обучение последовательному пересказу с опорой на действия.

4


Формировать коммуникативные навыки




33. Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки.

4


Развивать функции самоконтроля.




Всего:

68 часов






Календарно - тематическое планирование для обучающихся вторых классов с ЗПР (вариант 7.2)

(2 часа в неделю,68 часов)


Тема

Количество часов

Дата проведения

Коррекционная цель

Предложение и слово

6 часов



1.Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения.

2


Активизировать мыслительную деятельность


2.Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения.

2


Формировать коммуникативные навыки


3.Дифференциация слов-предметов и слов-действий предметов

2


Развивать логическое мышление.


Слогообразующая роль гласного. Ударение.

4



4.Слоги. Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов.

4


Развивать устойчивость внимание, способность к переключению




Твердые и мягкие согласные звуки и буквы.

10



5.Мягкий знак на конце слова и в середине слова.

Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова.

2


Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность


6.Разделительный мягкий знак.

2


Развивать зрительное восприятие


7.Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

2


Развивать фонематический слух


8.Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

2


Развивать фонематический слух


9.Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

2



Развивать фонематический слух


Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные.

8



10.Дифференциация

[б-п] в устной и письменной речи.

2


Развивать фонематический слух


11.Дифференциация

[г-к] в устной и письменной речи.

2


Развивать фонематический слух


12.Дифференциация

[з-с] в устной и письменной речи

2


Развивать зрительное восприятие


13.Дифференциация

[ш-ж] в устной и письменной речи.

2


Развивать устойчивость внимания


Согласные звуки, имеющие артикуляционно- акустические сходства.


6



14.Дифференциация

[з-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [з-ж] в связной речи.

2


Развивать устойчивость внимания, способность к пекреключению


15.Дифференциация

[ч-ть] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ч-ть] в связной речи.

2


Развивать фонематический слух


16.Дифференциация

[щ-ч] в слогах, словах и предложениях.

Дифференциация [щ-ч] в связной речи.

2


Развивать фонематический слух


Образование слов при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.

20



17.Учимся писать суффиксы:-ик,-чик

2


Развивать слуховую, зрительную память.


18.Суффиксы: -енк, онк, -инк,-ин,-к,-ец.

2


Активизировать мыслительную деятельность


19.Суффиксы профессий.

1


Развивать логическое мышление.

20.Суффиксы в образовании детёнышей животных:- ат, -ят.

2


Развивать зрительное восприятие


21.Суффиксы прилагательных: -ин,-ач,-ич,-ов.

Притяжательные прилагательные. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.


2


Активизировать мыслительную деятельность


22.Суффиксы наречий.

2


Развивать слуховую, зрительную память.


23.Закрепление. Суффиксы глаголов. Согласование.

2


Развитие слухового внимания


24.Значение приставок.

2


Развивать зрительное восприятие


25.Учимся писать приставки.

2


Развивать зрительное восприятие


26.Закрепление. Образование слов при помощи приставок.

3


Формировать коммуникативные навыки



Предлоги

16 часов



27.Предлоги: от, к, до.

2


Развивать зрительное восприятие


28.Предлоги: за, из-за.

2


Развивать устойчивость внимание


29.Предлоги: через, сквозь, между

2


Развивать зрительное восприятие


30.Предлоги: про, о, об (обо)

2


Активизировать мыслительную деятельность


31.Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами.

2


Развивать логическое мышление.


32.Составление предложений из заданных слов с предлогами.

2


Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность


33.Дифференциация предлогов и приставок.

3


Формировать коммуникативные навыки



34.Проверочная работа по теме «Предлоги».

1


Развитие слухового внимания

Всего:

68 часов





Календарно - тематическое планирование для обучающихся третьих классов с ЗПР (вариант 7.2)

(2 часа в неделю,68 часов)



Тема

Количество часов

Коррекционная цель

Предложение и слово

2 часа


1. Речь и предложение. Предложение и слово.

2

Развивать мыслительные операции

Слоговой анализ и синтез слова

6


2. Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове.

2

Развитие слухового внимания

3. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове.

2

Развивать устойчивость внимание

3. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове.

2

Развивать устойчивость внимание

4. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги.

2

Развивать зрительное восприятие

Звуки и буквы

4


5.Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

2

Развивать логическое мышление.

6.Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные.

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы.

2

Развивать устойчивость внимание

Обозначение мягкости с помощью мягкого знака.

4


7.Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова.

2

Развивать логическое мышление.

8.Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению.

2

Развитие слухового внимания

Обозначение мягкости с помощью гласных.

10


9. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я.

2

Развивать фонематический слух

10. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё.

2

Развивать мыслительные операции

11. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю.

2

Развивать фонематический слух

12. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И.

2

Активизировать мыслительную деятельность

13. Твердые и мягкие согласные звуки перед Е.

2

Активизировать мыслительную деятельность

Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные.

6


14. Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ.

2

Развивать зрительное восприятие

15. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н.

2

Развивать зрительное восприятие

16. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных на конце слов.

2

Развивать слухового внимания

Предложения

6


17. Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных.

2

Активизировать мыслительную деятельность

18. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных.

2

Развитие слухового внимания

19. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных.

2

Развивать фонематический слух

Морфологический состав слова

8


20. Корень как главная часть слова. Родственные слова. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов.

2

Развивать мыслительные операции

21 . Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова.

2

Развивать мыслительные операции

22. Приставка. Префиксальный способ образования слов.

2

Развивать мыслительные операции

23. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание.

2

Развивать функции самоконтроля

Безударный гласный

6


24.Безударные гласные в корне.

2

Развивать зрительное восприятие

25.Безударные гласные в корне. Антонимы.

2

Развивать функции самоконтроля

26.Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.

2

Развивать зрительное восприятие

Предлоги и приставки

6

Развивать мыслительные операции

27.Соотнесение предлогов и глагольных приставок .Слова-синонимы.

2

Развивать мыслительные операции

28.Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами. Дифференциация предлогов и приставок.

2

Развивать логическое мышление

29.Соотнесение предлогов с глагольными приставками. «Не» с глаголами.

2

Развивать мыслительные операции

Связная речь

10


30.Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок.

2

Формировать коммуникативные навыки

31. Пересказ с опорой на сюжетную картинку.

2

Развивать зрительное восприятие

32. Пересказ по вопросам.

2

Формировать коммуникативные навыки

33. Пересказ текста по опорным словам.

2

Развивать логическое мышление

34. Пересказ текста по предметным картинкам.

Проверочная работа.

2

Формировать коммуникативные навыки

Всего:

68 часов






Календарно - тематическое планирование для обучающихся

четвертых классов с ЗПР (вариант 7.2)

(2 часа в неделю,68 часов)



Тема

Количество часов

Коррекционная цель

Состав слова

10


1. Состав слова. Корень как главная часть слова.

2

Развивать зрительное восприятие

2.Суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

2

Развивать мыслительные операции

3. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных.

2

Развивать слухового внимания

4. Приставки пространственного и временного значения.

2

Развивать зрительное восприятие

5. Окончания.

2

Развивать фонематический слух

Безударные гласные

4


6.Определение безударного гласного в корне, требующего проверки.

2

Развивать функции самоконтроля

7.Выделение слов с безударными гласными. Слова-антонимы.

2

Развивать зрительное восприятие

Согласные звуки и буквы

4


8.Парные согласные. Оглушение звонких согласных в конце слова.

2

Развитие слухового внимания

9.Оглушение звонких согласных в середине слова.

2

Развивать фонематический слух

Словосочетания и предложения

4


10.Выделение словосочетаний из предложений.

2

Развивать мыслительные операции

11.Составление предложений из словосочетаний.

2

Формировать коммуникативные навыки

Согласование

4


12.Согласование слов в числе.


2

Формировать коммуникативные навыки

13. Согласование слов в роде.

2

Развивать мыслительные операции

Словоизменение прилагательных

4


14. Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде.

2

Развивать функции самоконтроля

15. Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам.

2

Формировать коммуникативные навыки

Словоизменение глаголов

4


16.Согласование глаголов с именами существительными в числе.

2

Развивать фонематический слух

17. Согласование глаголов с именами существительными в роде.

2

Развитие слухового внимания

Предлоги и приставки

4


18. Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками.

2

Формировать коммуникативные навыки

19. Дифференциация предлогов и приставок.

2

Развивать мыслительные операции

Управление. Словоизменение имён существительных по падежам

14


20. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж).

2

Развивать функции самоконтроля

21 . Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж).

2

Развивать мыслительные операции

22. Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж).

2

Формировать коммуникативные навыки

23. Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж).

2

Развивать мыслительные операции

24. Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж).

2

Развивать мыслительные операции

25. Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж).

2

Развивать мыслительные операции

26. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

2

Развивать функции самоконтроля

Части речи

4


27. Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям.

2

Развивать мыслительные операции

28. Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам.

2

Формировать коммуникативные навыки

Связь слов в словосочетаниях и предложениях


4


29. Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения.

2

Развивать зрительное восприятие

30. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста.

2

Развивать мыслительные операции

Связная речь

8


31. Составление рассказа из предложений, данных вразбивку.

2

Развивать функции самоконтроля

32. Составление рассказа по его началу.

2

Формировать коммуникативные навыки

33. Составление рассказа по данному концу.

2

Формировать коммуникативные навыки

34. Составление рассказа по данному плану.


2

Формировать коммуникативные навыки

Всего:

68 часов



По окончании периода обучения (учебный год) производится оценка достижений обучающегося - динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка учебного плана на следующий учебный период.









СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


1. Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006.

2. Балаева, В.И. О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи // Школьный логопед. – 2007.

3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие [Текст] / Л.Н. Блинова – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

4. Вильшанская, А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006.

5. Ефименкова О.В.Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов: пособие для логопеда. М.,1991.

6. Жуков, В.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях [Текст] / В.И. Жуков – М. : Изд-во РГСУ, 2009.

7. Коноваленко, С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет : практикум для психологов и логопедов С.В. Коноваленко – М. : Гном-Пресс : Новая школа, 1998.

8. Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО НПК, 2008 г.

9. Лубовский, В.И. Современные логопедические подходы в диагностике // Школьный логопед. – 2008. - №3

10. Практическая психология и логопедия: журнал, - 2008. - №1.

11. Разживина, Н.В. Сравнительная характеристика устойчивости внимания у младших школьников с дисграфией и без нарушений письма// Школьный логопед. – 2007. - №1

12. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты : метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М. : ВЛАДОС, 1999.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!