«Познание - процесс духовного освоения человеком материального мира» Понятие о познании.
Цели познания:
а) идеальная (постижение истины);
б) утилитарная (практическая польза).
Ступени процесса познания:
а) чувственное познание (ощущение, восприятие, представление);
б) логическое познание (понятие, суждение, умозаключение).
Особенности чувственного познания:
а) познание осуществляется при помощи органов чувств;
б) познаются видимые, внешние свойства и признаки объектов и явлений;
в) формируется целостный образ познаваемых объектов.
Особенности логического, рационального познания:
а) постигаются внутренние, существенные свойства и признаки предметов и явлений;
б) познание осуществляется посредством логических операций (абстрактного мышления);
в) результаты познания фиксируются в виде понятий, суждений, умозаключений.
Многообразие форм познания мира:
Специфика способов и методов познания.
Особенности познания человеком общества, человека, самого себя.
Взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта в процессе познания.
Знание как результат познания.
«Истина и её критерии» Понятие об истине.
Виды истины:
а) абсолютная истина (полное, исчерпывающее, достоверное знание о мире);
б) относительная истина (неполное, ограниченное знание о предметах и явлениях материального мира).
Свойства истины:
а) объективность (соответствие знания познаваемому объекту);
б) конкретность (обращено к конкретным познаваемым объектам непосредственно);
в) относительность (соответствие познавательным возможностям людей в определённый период).
Знание истинное и знание ложное.
Критерии истины:
а) практика;
б) система теоретических доказательств;
в) очевидность, соответствие здравому смыслу;
г) простота и ясность полученных выводов и пр.
Специфика постижения научной истины на современном этапе.
«Самопознание и формирование «Я» — концепции» Понятие о самопознании.
Основные методы самопознания:
а) самонаблюдение;
б) самоисследование.
Формирование самооценки личности:
а) адекватная самооценка;
б) заниженная самооценка;
в) завышенная самооценка.
«Я» — концепция (целостное представление личности о самой себе, своих возможностях, потребностях, интересах) и процесс её формирования.
Специфика объектов самопознания:
а) собственные потребности;
б) собственные возможности;
в) смысл собственного бытия;
г) отличия себя от других людей.
Неразрывность связи между познанием человеком самого себя и материального мира.
«Научное познание и его основные признаки» Понятие о научном познании.
Основные признаки научного познания:
а) объективность;
б) доказательность;
в) логичность;
г) рациональность.
Уровни научного познания:
а) эмпирический (познаются внешние, видимые свойства и признаки исследуемых объектов);
б) теоретический (познаются внутренние, существенные свойства и признаки познаваемых объектов, выявляются существенные связи, формулируются научные законы).
Методы научного познания:
а) эмпирические (наблюдение, описание, измерение, эксперимент);
б) теоретические (выдвижение гипотезы, абстрагирование, обобщение, моделирование, объяснение и др.).
Специфика социального познания:
а) совпадение познающего субъекта и познаваемого объекта;
б) сложность объекта познания и относительность результатов познавательной деятельности;
в) вторичность эксперимента как метода познания, акцент на сбор и обработку данных.
Формы представления истины в научном познании:
а) проблема (научно обоснованный вопрос);
б) гипотеза (научное предположение);
в) теория (система выводов, доказательств, заключений);
д) закон (выявленная и обоснованная устойчивая связь предметов и явлений окружающего мира).
Сложность и неоднозначность научного поиска, пересмотр ошибочных выводов.
Особенности научного познания в информационную эпоху.
«Социальное познание и его специфика» Социальное познание — познание общества и человека.
Специфика социального познания:
а) совпадение познающего субъекта и познаваемого объекта;
б) ограниченность сферы применения эксперимента;
в) сложность познаваемого объекта и относительность полученных результатов.
Основные методы социального познания:
а) исторический (рассмотрение социальных объектов в развитии);
б) сравнительный (рассмотрение социальных объектов в сравнении, сопоставлении с подобными);
в) системно-аналитический (рассмотрение социальных объектов в целостности и взаимодействии друг с другом).
Функции социального познания:
а) выявление причин и следствий социальных процессов;
б) осмысление качественных характеристик социальных объектов;
в) использование результатов при осуществлении социального управления;
г) согласование общественных интересов, оптимизация социальных процессов.
Социальное познание как необходимое условие совершенствования и развития общества.
«Мировоззрение и его формы» Понятие о мировоззрении.
Смыслы понятия «мировоззрение»:
а) широкий (система философских, научных, этических и иных взглядов);_
б) узкий (задан предметной познаваемой областью).
Структурные элементы мировоззрения:
а) знания;
б) убеждения;
в) установки и жизненные принципы;
г) духовные ценности, идеи и идеалы.
Признаки мировоззрения:
а) целостность, увязывающая три базовых элемента: человек — мир — отношения между ними;
б) активная форма знания, определяющая жизненную позицию и программы деятельности человека;
в) всеобщность — формирование типа мировоззрения человека под влиянием множества факторов.
Функции мировоззрения:
а) аксиологическая;
б) нормативно-оценочная;
в) поведенческая;
г) коммуникативная и пр.
Уровни мировоззрения:
а) обыденно-практический;
б) рационально-теоретический.
Субъекты мировоззрения:
а) человек;
б) группы людей;
в) общество в целом.
Основные формы мировоззрения:
а) обыденное мировоззрение;
б) мифологическое;
в) религиозное мировоззрение;
г) научное мировоззрение.
Факторы, влияющие на формирование мировоззрения людей:
Мировоззрение и его влияние на человеческую деятельность.
«Многообразие человеческих знаний» Многообразие путей познания мира.
Основные виды знаний:
а) житейские (обыденные) знания;
б) мифологические (религиозные) знания;
в) астрологические знания (паранаучные);
г) знания эстетические;
д) научные знания.
Особенности обыденных знаний:
а) опираются на здравый смысл и жизненный опыт людей;
б) основаны на обобщении социальной практики людей.
Специфика научных знаний:
Знания истинные и ложные.
Житейские знания и народная мудрость — знания, присущие всем людям.
«Проблема познаваемости мира» Познание как вид деятельности, совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Формы познания:
а) чувственное;
б) рациональное;
в) интуитивное.
Основной вопрос гносеологии (теории познания) — вопрос о познаваемости мира.
Точки зрения на возможность познаваемости мира:
а) гносеологический оптимизм — мир познаваем;
б) гносеологический пессимизм (скептицизм) — мир познаваем, но процесс познания бесконечен;
в) агностицизм — мир непознаваем.
Результаты познания:
а) истина;
б) заблуждение.
Роль практики в процессе познания.