СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планы ЕГЭ по блоку "Познание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для подготовки к ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Планы ЕГЭ по блоку "Познание"»

«Познание - процесс духовного освоения человеком материального мира»
  1. Понятие о познании.

  2. Цели познания:

    • а) идеальная (постижение истины);

    • б) утилитарная (практическая польза).

  1. Ступени процесса познания:

    • а) чувственное познание (ощущение, восприятие, представление);

    • б) логическое познание (понятие, суждение, умозаключение).

  1. Особенности чувственного познания:

    • а) познание осуществляется при помощи органов чувств;

    • б) познаются видимые, внешние свойства и признаки объектов и явлений;

    • в) формируется целостный образ познаваемых объектов.

  1. Особенности логического, рационального познания:

    • а) постигаются внутренние, существенные свойства и признаки предметов и явлений;

    • б) познание осуществляется посредством логических операций (абстрактного мышления);

    • в) результаты познания фиксируются в виде понятий, суждений, умозаключений.

  1. Многообразие форм познания мира:

    • а) обыденное познание;

    • б) научное познание;

    • в) эстетическое познание и пр.

  1. Специфика способов и методов познания.

  2. Особенности познания человеком общества, человека, самого себя.

  3. Взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта в процессе познания.

  4. Знание как результат познания.

 

«Истина и её критерии»
  1. Понятие об истине.

  2. Виды истины:

  • а) абсолютная истина (полное, исчерпывающее, достоверное знание о мире);

  • б) относительная истина (неполное, ограниченное знание о предметах и явлениях материального мира).

  1. Свойства истины:

  • а) объективность (соответствие знания познаваемому объекту);

  • б) конкретность (обращено к конкретным познаваемым объектам непосредственно);

  • в) относительность (соответствие познавательным возможностям людей в определённый период).

  1. Знание истинное и знание ложное.

  2. Критерии истины:

  • а) практика;

  • б) система теоретических доказательств;

  • в) очевидность, соответствие здравому смыслу;

  • г) простота и ясность полученных выводов и пр.

  1. Специфика постижения научной истины на современном этапе.

 

«Самопознание и формирование «Я» — концепции»
  1. Понятие о самопознании.

  2. Основные методы самопознания:

  • а) самонаблюдение;

  • б) самоисследование.

  1. Формирование самооценки личности:

  • а) адекватная самооценка;

  • б) заниженная самооценка;

  • в) завышенная самооценка.

  1. «Я» — концепция (целостное представление личности о самой себе, своих возможностях, потребностях, интересах) и процесс её формирования.

  2. Специфика объектов самопознания:

  • а) собственные потребности;

  • б) собственные возможности;

  • в) смысл собственного бытия;

  • г) отличия себя от других людей.

  1. Неразрывность связи между познанием человеком самого себя и материального мира.

 

«Научное познание и его основные признаки»
  1. Понятие о научном познании.

  2. Основные признаки научного познания:

  • а) объективность;

  • б) доказательность;

  • в) логичность;

  • г) рациональность.

  1. Уровни научного познания:

  • а) эмпирический (познаются внешние, видимые свойства и признаки исследуемых объектов);

  • б) теоретический (познаются внутренние, существенные свойства и признаки познаваемых объектов, выявляются существенные связи, формулируются научные законы).

  1. Методы научного познания:

  • а) эмпирические (наблюдение, описание, измерение, эксперимент);

  • б) теоретические (выдвижение гипотезы, абстрагирование, обобщение, моделирование, объяснение и др.).

  1. Специфика социального познания:

  • а) совпадение познающего субъекта и познаваемого объекта;

  • б) сложность объекта познания и относительность результатов познавательной деятельности;

  • в) вторичность эксперимента как метода познания, акцент на сбор и обработку данных.

  1. Формы представления истины в научном познании:

  • а) проблема (научно обоснованный вопрос);

  • б) гипотеза (научное предположение);

  • в) теория (система выводов, доказательств, заключений);

  • д) закон (выявленная и обоснованная устойчивая связь предметов и явлений окружающего мира).

  1. Сложность и неоднозначность научного поиска, пересмотр ошибочных выводов.

  2. Особенности научного познания в информационную эпоху.

 

«Социальное познание и его специфика»
  1. Социальное познание — познание общества и человека.

  2. Специфика социального познания:

  • а) совпадение познающего субъекта и познаваемого объекта;

  • б) ограниченность сферы применения эксперимента;

  • в) сложность познаваемого объекта и относительность полученных результатов.

  1. Основные методы социального познания:

  • а) исторический (рассмотрение социальных объектов в развитии);

  • б) сравнительный (рассмотрение социальных объектов в сравнении, сопоставлении с подобными);

  • в) системно-аналитический (рассмотрение социальных объектов в целостности и взаимодействии друг с другом).

  1. Функции социального познания:

  • а) выявление причин и следствий социальных процессов;

  • б) осмысление качественных характеристик социальных объектов;

  • в) использование результатов при осуществлении социального управления;

  • г) согласование общественных интересов, оптимизация социальных процессов.

  1. Социальное познание как необходимое условие совершенствования и развития общества.

 

«Мировоззрение и его формы»
  1. Понятие о мировоззрении.

  2. Смыслы понятия «мировоззрение»:

  • а) широкий (система философских, научных, этических и иных взглядов);_

  • б) узкий (задан предметной познаваемой областью).

  1. Структурные элементы мировоззрения:

  • а) знания;

  • б) убеждения;

  • в) установки и жизненные принципы;

  • г) духовные ценности, идеи и идеалы.

  1. Признаки мировоззрения:

  • а) целостность, увязывающая три базовых элемента: человек — мир — отношения между ними;

  • б) активная форма знания, определяющая жизненную позицию и программы деятельности человека;

  • в) всеобщность — формирование типа мировоззрения человека под влиянием множества факторов.

  1. Функции мировоззрения:

  • а) аксиологическая;

  • б) нормативно-оценочная;

  • в) поведенческая;

  • г) коммуникативная и пр.

  1. Уровни мировоззрения:

  • а) обыденно-практический;

  • б) рационально-теоретический.

  1. Субъекты мировоззрения:

  • а) человек;

  • б) группы людей;

  • в) общество в целом.

  1. Основные формы мировоззрения:

  • а) обыденное мировоззрение;

  • б) мифологическое;

  • в) религиозное мировоззрение;

  • г) научное мировоззрение.

  1. Факторы, влияющие на формирование мировоззрения людей:

  • а) социальная среда;

  • б) жизненный опыт;

  • в) образование;

  • г) профессиональная деятельность.

  1. Мировоззрение и его влияние на человеческую деятельность.

 

«Многообразие человеческих знаний»
  1. Многообразие путей познания мира.

  2. Основные виды знаний:

  • а) житейские (обыденные) знания;

  • б) мифологические (религиозные) знания;

  • в) астрологические знания (паранаучные);

  • г) знания эстетические;

  • д) научные знания.

  1. Особенности обыденных знаний:

  • а) опираются на здравый смысл и жизненный опыт людей;

  • б) основаны на обобщении социальной практики людей.

  1. Специфика научных знаний:

  • а) рационализм;

  • б) доказательность;

  • в) логическая обоснованность.

  1. Знания истинные и ложные.

  2. Житейские знания и народная мудрость — знания, присущие всем людям.

 

«Проблема познаваемости мира»
  1. Познание как вид деятельности, совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

  2. Формы познания:

  • а) чувственное;

  • б) рациональное;

  • в) интуитивное.

  1. Основной вопрос гносеологии (теории познания) — вопрос о познаваемости мира.

  2. Точки зрения на возможность познаваемости мира:

  • а) гносеологический оптимизм — мир познаваем;

  • б) гносеологический пессимизм (скептицизм) — мир познаваем, но процесс познания бесконечен;

  • в) агностицизм — мир непознаваем.

  1. Результаты познания:

  • а) истина;

  • б) заблуждение.

  1. Роль практики в процессе познания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!