СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планы уроков №1-9, профессия "Токарь" по программе проф. подготовки, 3-х месячный курс обучения.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой планы уроков №1-9, профессия "Токарь" по программе проф. подготовки, 3-х месячный курс обучения.

Просмотр содержимого документа
«Планы уроков №1-9, профессия "Токарь" по программе проф. подготовки, 3-х месячный курс обучения.»

ПЛАН УРОКА 1

Тема. Вводное занятие. Рабочее место токаря. (6ч)

Тема урока № 1. Ознакомление обучающихся с учебной мастерской. Инструктаж по безопасности труда, электробезопасности и пожарной безопасности в учебных мастерских. (6час).

Тип урока: вводный.

Оборудование: 1) ТВС;

2) приспособления;

3) оснащение (стенды) мастерской;

4) инструкции

5) средства пожаротушения, план эвакуации.

Цели урока:

  1. ознакомить обучающихся с учебной мастерской, организацией труда и ПВР. Расстановка обучающихся по рабочим местам. Провести вводный инструктаж по ТБ, ознакомить обучающихся с рабочим местом. Научить обучающихся строго соблюдать правила ТБ; ознакомить обучающихся с опасными и вредными факторами при работе на ТВС; ознакомить обучающихся с мероприятиями по предупреждению травматизма.

БТ при проведении токарных работ. Основные опасные и вредные факторы, возникающие при работе в учебной мастерской.

Причины травматизма. Виды травм. Мероприятия по предупреждению травматизма.

Ознакомление обучающихся с ПБ и мерами предупреждения пожаров.

Обучить обучающихся правилам поведения при пожаре.

2) развить профессиональный интерес;

3) воспитание организованности, аккуратности, дисциплинированности, внимательности.

Ход урока

  1. Вводный инструктаж. (45 мин.)

- Постановка темы и целей урока.

- Знакомство с мастерской, оборудованием, наглядными пособиями.

- Ознакомление с режимом работы ПВР, организацией труда, порядком получения и сдачи инструмента.

- Расстановка обучающихся по рабочим местам.

- Проведение вводного инструктажа по ТБ на рабочем месте с росписью в журнале.

- Ознакомление обучающихся с рабочим местом.

- Проведение инструктажа по ТБ при проведении токарных работ с росписью в журнале.

- Сообщение новых знаний:

1) Основные опасные и вредные факторы, возникающие при работе в учебной мастерской.

2) Ознакомление с мероприятиями по предупреждению травматизма;

3) Беседа по видам травм, причинам и мерам безопасности.

- Актуализация знаний обучающихся по данной теме.

1) Отчего возникают пожары?

2) Меры предупреждения пожара?

3) Правила поведения при пожаре?

4) Порядок вызова пожарной команды.

5) Использование первичных средств пожаротушения.

6) Изучение плана эвакуации.


  1. Текущий инструктаж. (200 мин.)

- Проведение беседы по ПВР.

- Показ оборудования, приспособлений, стендов.

- Проведение беседы по ТБ.

- Проведение беседы и показ организации рабочего места токаря.

- Разъяснение обучающимся каждого пункта инструкции.

- Разъяснение обучающимся мероприятий по предупреждению травматизма.

- Показать опасные места на оборудовании и разъяснить меры по предупреждению травм.

- Ответы на интересующие вопросы.

- Самостоятельная работа обучающихся по получению новых знаний и умений.

- Беседа и контроль полученных знаний.

- Самостоятельная работа обучающихся по совершенствованию умения использования первичных средств пожаротушения.


  1. Заключительный инструктаж. (25 мин.)

- Обобщение и систематизация полученной информации.

- Контроль знаний обучающихся.














ПЛАН УРОКА 2


Тема №1. Ознакомление с устройством токарного станка. Упражнение в управлении станком, его наладка и настройка. (12 час.)

Тема урока № 1. Устройство токарно-винторезного станка. Установка и съем приспособлений ТВС. (6 ч).


Цели урока:

1) Изучить с обучающимися детали и узлы токарно-винторезных станков и их конструктивные особенности.

2) Научить обучающихся устанавливать 3-х кулачковый самоцентрирующийся патрон на шпиндель.

3) Научить обучающихся устанавливать, выверять по диаметру и торцу заготовок типа дисков и валиков в 3-х кулачковом патроне.

4) Научить обучающихся устанавливать центры в шпиндель передней бабки и пиноль задней бабки и удалять их.

5) Проверять правильность установки центров; перемещать, закреплять и откреплять ЗБ; устанавливать заготовку в центрах и снимать её.

6) Научить обучающихся устанавливать поводковый патрон на шпиндель станка.

7) Научить обучающихся подбирать и закреплять хомутики на заготовке.

8) развить у обучающихся умение обобщать теоретические знания и переносить их на практические действия.

9) Воспитание аккуратности, внимательности, точности, осторожности.


Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций.


Оборудование: 1) станки;

2) 3-х кулачковый самоцентрирующийся патрон;

3) сверлильные патроны, задние центры;

4) патронные и слесарные ключи, молоток, мел;

5) инструменты и приспособления;

6) стенды, плакаты, справочник, раздаточные материалы;

7) маслёнка, обтирочный материал;

8) плакаты, учебник, справочник, стенды, инструкционные карты;

9) видеоматериалы.


Учебно-производственные работы: установить на станок 3-х кулачковый патрон; установить и снять кулачки; снять патрон; установка и выверка заготовок в патроне; установка поводкового патрона, центров и закрепление заготовок.

Подбор и закрепление хомутиков на заготовке. Установка заготовок в центрах. Съём заготовки, центров и поводкового патрона.


Методы обучения: - словесные: беседа, объяснение, инструктаж;

- наглядные: показ рабочих приемов установки резцов, наладка станка; видеоматериал;

- практические: самостоятельная работа обучающихся.


Виды контроля: - устный опрос;

- целевые обходы во время самостоятельной работы.

Прогнозируемый результат: формирование первоначальных знаний, умений и навыков обучающихся по съему, разборке, сборке и установке приспособлений ТВС.


Ход урока

  1. Организационный этап. (2 мин.)

- приветствие.

- проверка присутствия обучающихся на занятии.

- осмотр внешнего вида обучающихся.


2. Вводный инструктаж. (43мин.).


- Постановка темы и целей урока.

- Обсуждение цели предстоящей учебной деятельности;

- Актуализация знаний обучающихся по данной теме.

1. Для чего применяются ТВС?

2. Какие работы можно выполнять на ТВС?

3. Что собой представляет станок?

4. Какие движения используются при резании металла?

5. Что представляет собой станок с ЧПУ и обрабатывающий центр?

6. Преимущества и недостатки 3-х кулачковых патронов.

7. Разновидность 3-х кулачковых патронов.

8. Способы крепления 3-х кулачковых патронов.

9. Значение точной установки для качественной работы и экономии материала.

10. Разновидности изделий, получаемых на станке.

11. В каких целях используют обработку заготовок в центрах?

12. Преимущества и недостатки обработки заготовки в центрах.

13. Какую форму имеют хомутики?

14. Для чего их используют?

15. Какого размера бывают хомутики?

16. Как они работают?

17. В каких случаях используют обработку в центрах?

18. В чём преимущества и недостатки этого способа?


- Сообщение новых знаний.


Раздать инструкционные карты и раздаточный материал.


- Рассказать и показать что собой представляет ТВС, сочетание каких узлов и механизмов. Рассказать о возможностях ТВС.

- Рассказать и показать узлы и механизмы ТВС.

- Рассказать и показать назначение каждого узла и механизма станка.

- Рассказать и показать с помощью каких движений происходит резание металла.

- Показать главное движение и движение подачи на станках.

- Рассказать о вспомогательных движениях.

- Показать какие механизмы придают станку главное движение.

- Показать, как образовывается движение подачи.

- Рассказать о том, как работают станки с ЧПУ.

- Посмотреть видеоматериалы об обрабатывании металла резанием.

- Ответить на возникающие вопросы обучающихся.

- Провести контрольный опрос по пройденной теме.


Переход в мастерскую. Надевание рабочей одежды.


* Рассказать и показать установку 3-х кулачковых патронов.

а) какие заготовки закрепляют в 3-х кулачковом патроне?

б) какие бывают приводы у 3-х кулачковых патронов?

в) установка патрона диаметром до 320 мм с фланцевым креплением на шпинделе станка.

г) установка патрона диаметром до 320 мм на шпинделе станка.

д) установка патрона диаметром до 300 мм с резьбовым креплением на шпинделе станка.

* Рассказать и показать снятие и установку кулачков 3-х кулачкового патрона.

а) снятие кулачков из пазов патрона и укладка их на деревянный щиток.

б) установка кулачков в патрон.


1) Установка и закрепление заготовок в 3-х кулачковом патроне.

а) установить в патроне заготовку диаметром 40-50 мм и длиной 60-70 мм.

* предварительно закрепить заготовку

* с помощью мела выверить заготовку

* закрепить заготовку и проверить выверку включением главного движения

* снять заготовку

б) установить в патроне заготовку диаметром 40-50 мм и длиной 100-200 мм.

* предварительно закрепить заготовку

* с помощью мела выверить заготовку

* закрепить заготовку и проверить выверку включением главного движения

* снять заготовку

2) Съём 3-х кулачкового патрона со шпинделя станка.

а) вставить направляющую оправку в коническое отверстие шпинделя

б) снять патрон диаметром до 160 мм с фланцевым креплением.

в) снять патрон диаметром до 160 мм с резьбовым креплением.

г) удаление направляющей оправки из отверстия шпинделя

д) снятие патрона диаметром более160 мм.

3) Показать и рассказать об установке центров на станке.

а) протереть конические хвостовики обоих центров.

б) установить передний центр и проверить его на радиальное биение.

в) установить задний центр в пиноль ЗБ.

г) переместить ЗБ по направлению станка.

д) закрепить и открепить ЗБ.

е) проверить соосность центров ПБ и ЗБ

4) Показать установку и закрепление заготовок типа волов в центрах.

а) закрепить хомутик на заготовке

б) смазать центровые отверстия заготовки

в) установить заготовку в передний центр

г) поджать заготовку задним центром и закрепить пиноль

д) включить и выключить механизм вращения шпинделя

е) снять заготовку с центров станка

ж) снять хомутики с заготовки

з) удалить передний центр металлическим прутком

и) удалить задний центр

5) Рассказать про разнообразие типов центров и показать их.

6) Показать и рассказать об установке поводкового патрона на шпиндель станка.

а) рассказать о разнообразии и конструкции поводковых патронов

б) показать установку поводкового патрона на шпиндель станка. в) показать снятие поводкового патрона со шпинделя станка.


3. Текущий инструктаж. (200мин.)


Проведение инструктажа по безопасности труда.


- Подготовка станка к работе.

- Самостоятельная работа обучающихся по получению новых знаний, навыков и умений:

* подготовка к выполнению упражнений ( протирка посадочных мест на станке и патроне).

* упражнения по установке патрона диаметром до 160 мм с фланцевым креплением на шпиндель станка.

* 1-ый обход рабочих мест, проверка правильности выполнения приёмов и соблюдения ТБ.

* упражнения по установке патрона диаметром более 160 мм с фланцевым креплением на шпиндель станка.

* 2-ой обход рабочих мест, проверка правильности выполнения приёмов и соблюдения ТБ.

* упражнения по установке патрона диаметром до 160 мм с резьбовым креплением на шпиндель станка.

* 3-ий обход рабочих мест, проверка правильности выполнения приёмов и соблюдения ТБ.

* упражнения по установке и снятию кулачков.

* 4-ый обход рабочих мест, проверка правильности выполнения приёмов и соблюдения ТБ.

4. Дополнительный инструктаж. (10мин.)

-Выдача дополнительного задания для неуспевающих.

- Выдача дополнительных заданий наиболее успевающим.


5. Заключительный инструктаж. (15мин.)


- Обобщение и систематизация изученного.

* разобрать наиболее характерные недочёты в работе обучающихся.


- Контроль и оценка знаний, умений и навыков обучающихся.

*сообщить итоги обучения и оценку качества работ

* отметить обучающихся, выполнивших работу на отлично


- Выдача домашнего задания.

* сообщить, что на следующем занятии будем отрабатывать установку резцов в резцедержатель и настройку станка 16к20..

* выдача ДЗ: повторить конструктивные особенности ТВС, назначение узлов и механизмов станков, движения резания.




















ПЛАН УРОКА 3


Тема №1. Ознакомление с устройством токарного станка. Упражнение в управлении станком, его наладка и настройка. (12час.)


Тема урока № 2. Установка резца в резцедержатель. Настройка станка 16к20.

(6 ч).

Цели урока:

  1. Научить обучающихся устанавливать резец в резцедержателе и правильно регулировать зазоры в сопряжениях суппорта.

  2. Научить обучающихся использовать таблицы частот вращения шпинделя.

  3. Развитие профессионализма и самостоятельности.

  4. Воспитание организованности, дисциплинированности, аккуратности, внимательности, точности, осторожности.


Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций.


Оборудование: 1) ТВС;

2) плакаты, учебник, справочник, стенды, инструкционные карты;

3) патронные и слесарные ключи, молоток, мел;

4) проходной отогнутый правый резец

5) подкладки разных размеров

6) гаечный ключ, отвёртка

7) маслёнка, обтирочный материал



Учебно-производственные работы:

Установка и закрепление резцов в резцедержателях разных конструкций. Управление суппортом.

Установка заданных частот вращения шпинделя. Установка заданной подачи.


Методы обучения: - словесные: беседа, объяснение, инструктаж;

- наглядные: показ рабочих приемов установки резцов, наладка станка; видеоматериал;

- практические: самостоятельная работа обучающихся.


Виды контроля: -устный опрос;

- целевые обходы во время самостоятельной работы.


Прогнозируемый результат: формирование первоначальных умений и навыков обучающихся по установку резцов в резцедержателе и настройки станка.



Ход урока

  1. Организационный этап. (2 мин.)

- приветствие.

- проверка присутствия обучающихся на занятии.

- осмотр внешнего вида обучающихся.


2. Вводный инструктаж. (43мин.).


- Постановка темы и целей урока.

- Обсуждение цели предстоящей учебной деятельности;

- Актуализация знаний обучающихся по данной теме.

* Как должна быть установлена вершина резца?

* Как контролируют установку резца?

* Чем регулируют установку резца по высоте?

* Какой должен быть вылет резца?

* Как закрепляется резец?

* Как перемещается суппорт?

* Для чего применяются верхние салазки?

* Что входит в органы управления ТВС?

* Чем управляется коробка скоростей?

* Чем управляется коробка подач?

* Для чего надо менять скорость резания?

* Для чего надо менять подачу?

- Сообщение новых знаний.


Раздать инструкционные карты и раздаточный материал.


1. Рассказать об установке и выверке резцов в резцедержателе.

2. Показать видео по установке резцов и настройке станка.


Переход в мастерскую. Надевание рабочей одежды.

1. Показать установку резцов в резцедержатель, выверку резцов.

2. Показать настройку станка на заданные режимы резания.


1) Рассказать и показать установку резца в резцедержателе по вершине заднего центра.

а) вставить центр в пиноль ЗБ

б) переместить суппорт к ЗБ

в) отвернуть крепёжные винты резцедержателя

г) установить резец в резцедержатель, не закрепляя его

д) выбрать при необходимости подкладки

е) закрепить резец предварительно

ж) закрепить резец окончательно

з) открепить, повернуть и закрепить резцедержатель

и) открепить и снять резец

2) Рассказать и показать способ установки резцов в резцедержатель по шаблонам и рискам.

а) установить резец в резцедержатель непосредственно по шаблону, рискам на пиноли или корпусе ЗБ

б) установить резец в резцедержатель с помощью простых шаблонов, устанавливаемых на станке

в) установить резец в резцедержатель по универсальному шаблону, устанавливаемому на резцедержателе

3) Рассказать и показать регулировку зазоров в сопряжении в направляющих поперечных салазок.

а) отрегулировать зазор в сопряжении в направляющих поперечных салазок.

б) отрегулировать зазор в сопряжении в направляющих верхних салазок.

4) Показать и рассказать перемещение салазок и каретки суппорта вручную.

а) переместить верхние салазки вправо- влево вручную: одной рукой, двумя руками

б) переместить поперечные салазки вперёд-назад вручную: одной рукой, двумя руками

в) одновременно переместить поперечные салазки в сторону от центров, а верхние в сторону ПБ

г) установить верхние салазки суппорта на заданный угол

д) переместить каретку суппорта вручную двумя ручками

- Проведение инструктажа по технике безопасности.


3. Текущий инструктаж и самостоятельная работа обучающихся. (200мин.)


- Самостоятельная работа обучающихся по получению новых знаний, навыков и умений:


1. подготовка к выполнению упражнений.

2. упражнения по установке резцов в резцедержатель по вершине на уровне линии центров согласно заднего центра.

3. 1-ый обход рабочих мест, проверка правильности выполнения приёмов и точности установки.

4. упражнения по установке резцов в резцедержатель по шаблонам и рискам.

5. 2-ой обход рабочих мест, проверка и контроль умений обучающихся пользоваться шаблонами.

6. 3-ий обход рабочих мест, проверка и контроль правильности и точности установки резца по рискам.

7. упражнения по регулировке зазоров в сопряжении направляющих салазок суппорта.

8. 4-ый обход рабочих мест, проверка и контроль регулировки зазоров в сопряжении направляющих салазок суппорта.

9. упражнения по перемещению салазок и каретки суппорта.

10. 5-ый обход рабочих мест, проверка правильности перемещения верхних салазок.

11. 6-ой обход рабочих мест, проверка правильности перемещения поперечных салазок.

12. 7-ой обход рабочих мест, проверка правильности перемещения каретки суппорта.

13. упражнения по настройке станка на заданную частоту вращения шпинделя.

14. 1-ый обход рабочих мест, координация знаний и умений обучающихся.

15. 2-ой обход рабочих мест, контроль и оценка знаний и умений обучающихся по настройке станка на заданную частоту вращения шпинделя.

16. 3-ий обход рабочих мест, контроль и оценка знаний и умений обучающихся по настройке станка на заданную частоту вращения шпинделя у разных станков.

17. упражнения по настройке станка на требуемую величину подачи.

18. 4-ый обход рабочих мест, координация знаний и умений обучающихся.

19. 5-ый обход рабочих мест, контроль и оценка знаний и умений обучающихся по настройке станка на заданную величину подачи.

20. 6-ой обход рабочих мест, контроль и оценка знаний и умений обучающихся по настройке станка на заданную величину подачи у разных станков.


4. Дополнительный инструктаж. (10мин.)

- Дополнительный инструктаж для неуспевающих обучающихся.

- Выдача дополнительных работ наиболее успевающим обучающимся.

- Уборка рабочего места.


5. Заключительный инструктаж. (15 мин.)


- Обобщение и систематизация изученного:

* разобрать наиболее характерные недочёты в работе обучающихся.


- Контроль и оценка знаний, умений и навыков обучающихся:

*сообщить итоги обучения и оценку качества работ

* отметить обучающихся, выполнивших работу на отлично


- Выдача домашнего задания:

* сообщить, что на следующем занятии будем изучать приёмы обработки наружных цилиндрических и торцовых поверхностей.

* выдать ДЗ: повторить по конспекту правила установки резцов и настройки станка.







ПЛАН УРОКА 4


Тема № 2. Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей. (18ч).


Тема урока № 1. Черновая обработка гладкой цилиндрической поверхности. Затачивание проходных и подрезных резцов. Затачивание отрезных и канавочных резцов. (6 ч).


Тип урока: отработка навыков.


Оборудование: 1) ТВС;

2) заготовки;

3) приспособления;

4) режущий и мерительный инструмент;

5) видеоматериалы.

Цели урока: 1) Научить обучающихся обрабатывать цилиндрическую поверхность в патроне.

2) научить учащихся затачивать проходные, подрезные, отрезные и канавочные резцы и контролировать его главные углы.

3) Развивать профессионализм и самостоятельность.

4) Воспитывать организованность, дисциплинированность, аккуратность, точность, осторожность.


Учебно-производственные работы: Установка и закрепление резцов в резцедержателях разных конструкций. Управление суппортом. Черновое точение гладких цилиндрических поверхностей. Овладение приёмами заточки резцов.



Ход урока


1. Вводный инструктаж. (45мин.)


- Постановка темы и целей урока.

- Подготовка рабочих мест обучающихся.

-Расстановка обучающихся по рабочим местам.


- Актуализация знаний обучающихся по данной теме.


        1. Какие правила установки заготовки в патроне?

        2. По каким правилам устанавливается резец?

        3. Рассказать о режимах резания и правила настройки станка?

        4. Как образуется цилиндрическая поверхность?

5). Чем отличаются резцы различного назначения?

6). Рассказать, какие существуют поверхности и углы на головке резца.

7). В чем различие заточки резцов различного назначения?

8). Показать детали, обработанные неправильно заточенным резцом.

9). Объяснить причину брака.

10). Привлечь ранее полученные знания обучающихся.


-Сообщение новых знаний. Провести инструктаж.

1) Показать установку заготовок в патроне и в центрах;

2) Показать установку и закрепление резца;

3) Показать настройку станка на заданные режимы резания;

4) Показать приемы обработки заготовки;

5) Показать, как затачивается резец по вспомогательной задней поверхности.

6) Показать, как проверяются вспомогательные задние углы и углы в плане.

7) Показать, как затачиваются различные резцы по передним поверхностям.

8) Показать, как проверить величину заточки переднего угла по углу заострения ( угломером и шаблоном) у различных резцов.

9) Показать окончательную заточку главной и вспомогательной задних поверхностей.

10) Закруглить вершину резца.

11) Рассказать, как влияет вершина резца на качество обрабатываемой поверхности.

12) Показать видео по обработке наружных цилиндрических поверхностей и заточке резцов.


- Провести инструктаж по ТБ.


2. Текущий инструктаж и самостоятельная работа обучающихся. (210мин.)


- Самостоятельная работа обучающихся по отработке навыков обработки заготовок.

1). Упражнения по подготовке станка к работе.

2). Упражнение по установке заготовок и установление резцов.

3). 1-й обход. Цель- проверка правильности выверки и закрепления заготовок и точности и надежности установки резцов.

4).Упражнение по обточке цилиндрической поверхности.

5). 2-й обход. Цель- проверка правильности настройки станка и правильности приемов обработки заготовки.

6). 3-й обход. Цель- проверка правильности приемов обработки цилиндрической поверхности и точности измерения.

7).Упражнение по заточке проходных резцов:

* упражнения по заточке вспомогательной задней поверхности

* упражнения по проверке задних углов и углов в плане

8). 1-й обход рабочих мест, координация знаний и умений обучающихся

* упражнения по заточке резца по передней поверхности

* проверка заточки переднего угла

* 2-ой обход рабочих мест, проверить правильность работы с угломером

* Упражнение по окончательной заточке задних поверхностей

* 3- ий обход рабочих мест, проверка правильности заточки задних и передних поверхностей

* упражнения по скруглению вершины резца

* 4-ый обход рабочих мест, приёмка и оценка выполненных работ

2. Упражнение по заточке подрезных резцов:

* упражнения по заточке вспомогательной задней поверхности

* упражнения по проверке задних углов и углов в плане

* 1-ый обход рабочих мест, координация знаний и умений обучающихся

* упражнения по заточке резца по передней поверхности

* проверка заточки переднего угла

* 2-ой обход рабочих мест, проверить правильность работы с угломером

* Упражнение по окончательной заточке задних поверхностей

* 3- ий обход рабочих мест, проверка правильности заточки задних и передних поверхностей

* упражнения по скруглению вершины резца

* 4-ый обход рабочих мест, приёмка и оценка выполненных работ

3.Упражнение по заточке отрезных резцов:

* упражнения по заточке вспомогательной задней поверхности

* упражнения по проверке задних углов и углов в плане

* 1-ый обход рабочих мест, координация знаний и умений обучающихся

* упражнения по заточке резца по передней поверхности

* проверка заточки переднего угла

* 2-ой обход рабочих мест, проверить правильность работы с угломером

* Упражнение по окончательной заточке задних поверхностей

* 3- ий обход рабочих мест, проверка правильности заточки задних и передних поверхностей

* упражнения по скруглению вершин резца

* 4-ый обход рабочих мест, приёмка и оценка выполненных работ

4.Упражнение по заточке канавочных резцов:

* упражнения по заточке вспомогательной задней поверхности

* упражнения по проверке задних углов и углов в плане

* 1-ый обход рабочих мест, координация знаний и умений обучающихся

* упражнения по заточке резца по передней поверхности

* проверка заточки переднего угла

* 2-ой обход рабочих мест, проверить правильность работы с угломером

* Упражнение по окончательной заточке задних поверхностей

* 3- ий обход рабочих мест, проверка правильности заточки задних и передних поверхностей

* упражнения по скруглению вершин резца

* 4-ый обход рабочих мест, приёмка и оценка выполненных работ


- Смена рабочих мест и повторение упражнений.


- Выдача дополнительных заданий для неуспевающих и для успевающих.


- Уборка рабочего места.


3. Заключительный инструктаж. (15мин.)


- Обобщение и систематизация изученного

  1. разобрать наиболее характерные недочёты в работе обучающихся.


- Контроль и оценка качества работ обучающихся.

1) сообщить итоги обучения и оценку качества работ;

2) отметить обучающихся, выполнивших работу на отлично.


- Выдача домашнего задания.

1) сообщить, что на следующем занятии будут отрабатываться приёмы по обработке деталей с механической подачей, подрезание уступов и вытачивание канавок. .

2) выдать ДЗ: по учебнику и конспектам повторить правила обработки цилиндрической поверхности и правила заточки резца.




















ПЛАН УРОКА 5

Тема № 2. Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей. (18 ч.)

Тема урока № 2. Точение деталей с механической подачей резца. Подрезание уступов и торцев деталей. Вытачивание канавок на деталях. (6 ч).


Тип урока: комбинированный.


Оборудование: 1)ТВС;

2) режущий и мерительный инструмент;

3) заготовки;

4) видеоматериалы.

Цели урока:

1) Научить обучающихся использовать таблицы частот вращения шпинделя.

2) Научить обучающихся используя таблицы подач настраивать станок на требуемую подачу.

3) Научить обучающихся пользоваться механической подачей суппорта.

4) Научить обучающихся обрабатывать цилиндрическую поверхность в патроне, подрезать торцы и уступы, отрезать заготовку.

5) Научить обучющихся вытачивать канавки на деталях.

6) Развитие профессионализма и самостоятельности.

7) Воспитание организованности, дисциплинированности, аккуратности, внимательности, точности, осторожности.


Учебно-производственные работы: Установка заданных частот вращения шпинделя. Установка заданной подачи. Точение деталей с механической подачей суппорта. Установка и закрепление резцов в резцедержателях. Управление суппортом. Подрезание уступов, торцов и проточка канавок.


Ход урока

1.Вводный инструктаж. (45мин.)


- Постановка темы и целей урока.

- Подготовка рабочих мест.

* Установить рукоятку включения шпинделя в среднее положение.

* Установить рукоятку включения продольных и поперечных подач в нейтральное положение.

* Проверить защитные устройства и заземление станка.

* ЗБ переместить вправо до конца станины.

* Каретку суппорта переместить к ЗБ.



- Актуализация знаний обучающихся по данной теме.


1) Что входит в органы управления ТВС?

2) Чем управляется коробка скоростей?

3) Чем управляется коробка подач?

4) Для чего надо менять скорость резания?

5) Для чего надо менять подачу?

6) Какие правила установки заготовки в патроне и в центрах?

7) По каким правилам устанавливается резец?

8) Рассказать о режимах резания и правила настройки станка?

9) Как образуется цилиндрическая поверхность?

10) Для чего производят и чем подрезку торцов?

11) Чем отрезают заготовки?

12) Какой вал называется ступенчатым?

13) Для чего нужны канавки?

14) По каким правилам устанавливаются резцы?

15) Как и какими способами контролируются поверхности на деталях типа вала?

16) Привлечь ранее полученные знания обучающихся.


- Сообщение новых знаний.


1) Рассказать и показать настройку станка на заданную частоту вращения шпинделя и требуемую величину подачи:

а) настроить станок на 1000 оборотов в минуту;

б) настроить станок на 12.5, 40, 100, 200, 400, оборотов в минуту;

в) включить станок и зрительно оценить вращение;

г) выключить станок.

2) Проделать аналогичную операцию на других станках.

3) Рассказать и показать настройку станка на требуемую величину подачи:

а) настроить станок на подачу на 0,13 мм/об;

б) включить механизм вращения шпинделя;

в) включить механизм суппорта на прямую продольную подачу;

г) включить механизм подачи суппорта на прямую поперечную подачу;

д) выключить механизм подачи суппорта и механизм вращения шпинделя.

4) Проделать аналогичную операцию на других станках.

5) Показать видео по обработке заготовок с помощью механической подачи.

-подрезание уступов и торцов.

1) Показать установку заготовок в патроне и в центрах;

2) Показать установку и закрепление резца;

3) Показать настройку станка на заданные режимы резания;

4) Показать приемы обработки заготовки;

5) Показать приемы подрезки торцов;

6) Показать приемы отрезания заготовки.

7) показать установку и выверку заготовок в патроне;

8) показать установку и выверку резцов;

9) показать приемы протачивания узких канавок;

10) показать приемы снятия фасок;

11) показать приемы протачивания уступа;

12) показать приём обработки торца;

13) показать приёмы контроля детали;

14) показать видео по обработке торцов заготовок.


- Проведение инструктажа по технике безопасности.


2.Текущий инструктаж и самостоятельная работа обучающихся. (210мин.)

- Подготовка станка к работе.


- Самостоятельная работа обучающихся по получению новых знаний, навыков и умений:


* подготовка к выполнению упражнений.

* упражнения по настройке станка на заданную частоту вращения шпинделя.

* 1-ый обход рабочих мест, координация знаний и умений обучающихся.

* 2-ой обход рабочих мест, контроль и оценка знаний и умений обучающихся по настройке станка на заданную частоту вращения шпинделя.

* 3-ий обход рабочих мест, контроль и оценка знаний и умений обучающихся по настройке станка на заданную частоту вращения шпинделя у разных станков.

* упражнения по настройке станка на требуемую величину подачи.

* 4-ый обход рабочих мест, координация знаний и умений обучающихся.

* 5-ый обход рабочих мест, контроль и оценка знаний и умений обучающихся по настройке станка на заданную величину подачи.

* 6-ой обход рабочих мест, контроль и оценка знаний и умений обучающихся по настройке станка на заданную величину подачи у разных станков.

- Подрезание уступов и торцов.

1) Упражнения по подготовке станка к работе.

2) Упражнение по установке заготовок и установление резцов.

3) 1-й обход. Цель- проверка правильности выверки и закрепления заготовок и точности и надежности установки резцов.

4)Упражнение по обточке цилиндрической поверхности.

5) 2-й обход. Цель- проверка правильности настройки станка и правильности приемов обработки заготовки.

6) 3-й обход. Цель- проверка правильности приемов обработки цилиндрической поверхности и точности измерения.

7) Упражнение по подрезке торца.

8) 4-й обход. Цель- Проверка правильности выполнения приемов.

9) Упражнение по отрезанию заготовок.

10) 5-й обход. Цель- Проверка правильности выполнения приемов.

11) Упражнение по подготовке станка к работе.

12) Упражнение по установке и закреплению заготовок и резцов.

13) 6-й обход. Цель — контроль правильности установки заготовок и резцов.

14) Упражнение по протачиванию цилиндрических поверхностей и уступа.

15) Упражнение по протачиванию узких канавок.

16) Упражнение по протачиванию фасок.

17) 7-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приемов.

18) 8-й обход. Цель — контроль качества снятия фасок.

19) 9-й обход. Цель — контроль умения пользования контрольно - измерительным способом.


- Дополнительный инструктаж для неуспевающих обучающихся.

- Выдача дополнительных работ наиболее успевающим обучающимся.

- Уборка рабочего места.


3.Заключительный инструктаж. (15мин.)


- Обобщение и систематизация изученного

* разобрать наиболее характерные недочёты в работе обучающихся.


- Контроль и оценка знаний, умений и навыков обучающихся.

*сообщить итоги обучения и оценку качества работ

* отметить обучающихся, выполнивших работу на отлично


- Выдача домашнего задания.

* сообщить, что на следующем занятии будем изучать приёмы будут отрабатываться приёмы по обработке цилиндрических поверхностей в центрах.

* выдать ДЗ: повторить по конспекту и учебнику правила настройки станка, подрезания уступов и торцов, вытачивания канавок.













ПЛАН УРОКА 6

Тема № 2. Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей. (18 ч.).

Тема урока № 5.Черновое точение цилиндрических поверхностей в центрах.

Чистовое точение цилиндрических и торцовых поверхностей.

Отрезание заготовок при прямом и обратном вращении шпинделя. (6 ч).


Тип урока: отработка навыков.


Оборудование: 1) ТВС;

        1. заготовки;

        2. приспособления (жесткие центры);

        3. режущий и мерительный инструмент;

5) видеоматериалы.

Цели урока: 1) Научить обучающихся обрабатывать цилиндрическую поверхность в центрах.

2) Научить обучающихся производить чистовое точение деталей.

3) Научить обучающихся приемам отрезаия заготовок при прямом и обратном вращении шпинделя.

4) Развивать профессионализм и самостоятельность.

5) Воспитывать организованность, дисциплинированность, аккуратность, точность, осторожность.

Учебно-производственные работы: Установка и закрепление резцов в резцедержателях разных конструкций. Управление суппортом. Обработка цилиндрических поверхностей в центрах. Отрезание заготовок при прямом и обратном вращении шпинделя.



Ход урока


1. Вводный инструктаж. (45мин.)

- Постановка темы и целей урока.

- Подготовка рабочих мест обучающихся.

-Расстановка обучающихся по рабочим местам.

- Актуализация знаний обучающихся по данной теме.

1) В чем преимущества и недостатки обработки деталей в центрах?

2) Какие приспособления применяются при этом виде обработки?

3) Какие правила установки заготовки в центрах?

4) По каким правилам устанавливается резец?

5) Рассказать о режимах резания и правила настройки станка?

6) Для чего применяют чистовое точение?

7) В чем отличие чистового точения от чернового?

8) Как выбирают режимы резания при чистовом точении?

9) В чем особенность режущего инструмента для чистового точения?

10) Какой класс точности соответствует чистовому точению?

11) Какая чистота поверхности получается при чистовом точении?

12) Для чего применяют операцию отрезания?

13) В чем отличие процесса отрезания при прямом вращении шпинделя от обратного?

14) Как выбирают режимы резания при отрезании?

15) В чем особенность отрезного режущего инструмента?

16) В чем отличие отрезного резца для прямого отрезания от обратного?

17) В каком месте рекомендуют производить отрезание заготовки?


-Сообщение новых знаний.

1) Показать установку заготовок в центрах;

2) Показать установку и закрепление резца;

3) Показать настройку станка на заданные режимы резания;

4) Показать приемы обработки заготовки в центрах;

5) Рассказать в каких случаях применяют обработку в центрах;

6) Показать видео по обработке цилиндрических поверхностей в центрах.

7) Показать установку заготовок в патроне и в центрах;

8) Показать установку и закрепление резца;

9) Показать выбор и настройку станка на заданные режимы резания для чистового точения;

10) Показать приемы чистовой обработки заготовки;

11) Показать приемы чистовой подрезки торцов.

12)Рассказать и показать как устанавливается и закрепляется пруток в шпинделе станка.

13)Рассказать и показать как устанавливается отрезной резец в резцедержателе.

14) Рассказать и показать подборку режимов резания в зависимости от диаметра заготовки.

15) Показать приемы отрезания заготовок поперечной подачей.

16) Показать приемы отрезания заготовок способом «вразбивку».

17) Показать видео по способам отрезанию заготовок.


- Провести инструктаж по ТБ.


2. Текущий инструктаж и самостоятельная работа обучающихся. (210мин.)


- Самостоятельная работа обучающихся по отработке навыков обработки заготовок.

1) Упражнения по подготовке станка к работе.

2) Упражнение по установке заготовок в центрах и установке резцов.

3) 1-й обход. Цель- проверка правильности выверки и закрепления заготовок и точности и надежности установки резцов.

4)Упражнение по обточке цилиндрической поверхности.

5) 2-й обход. Цель- проверка правильности настройки станка и правильности приемов обработки заготовки.

6) 3-й обход. Цель- проверка правильности приемов обработки цилиндрической поверхности и точности измерения.

7) 5-й обход. Цель- Проверка правильности выполнения приемов.

1) Упражнения по подготовке станка к работе.

- Чистовое точение цилиндрических и торцовых поверхностей.

2) Упражнение по установке заготовок и установление резцов.

3) 1-й обход. Цель- проверка правильности выверки и закрепления заготовок и точности и надежности установки резцов.

4)Упражнение по выбору режимов резания и чистовой обточке цилиндрической поверхности.

5) 2-й обход. Цель- проверка правильности выбора режимов резания, настройки станка и правильности приемов обработки заготовки.

6) 3-й обход. Цель- проверка правильности приемов обработки цилиндрической поверхности и точности измерения.

7) Упражнение по подрезке торца.

8) 4-й обход. Цель- Проверка правильности выполнения приемов.

9) Упражнение по отрезанию заготовок.

10) 5-й обход. Цель- Проверка правильности выполнения приемов.

- Отрезание заготовок при прямом и обратном вращении шпинделя.

1) Упражнения по подготовке станка к работе.

2) Упражнение по установке заготовок и установление резцов.

3) 1-й обход. Цель- проверка правильности выверки и закрепления заготовок и точности и надежности установки резцов.

4)Упражнение по выбору режимов резания в зависимости от диаметра заготовки.

5) 2-й обход. Цель- проверка правильности выбора режимов резания, настройки станка.

6) Упражнение по отрезанию заготовки способом поперечной подачи.

7) 3-й обход. Цель- проверка правильности выполнения приемов.

8) Упражнение по отрезанию заготовки способом «вразбивку».

9) 4-й обход. Цель- проверка правильности выполнения приемов.

10) Упражнение по установке изогнутого отрезного резца.

11) 5-й обход. Цель- Проверка правильности установки.

12) Упражнение по отрезанию заготовки при обратном вращении.

13) 6-й обход. Цель- Проверка правильности выполнения приемов.


- Смена рабочих мест и повторение упражнений.

- Выдача дополнительных заданий для неуспевающих и для успевающих.

- Уборка рабочего места.

3. Заключительный инструктаж. (15мин.)


- Обобщение и систематизация изученного

1)разобрать наиболее характерные недочёты в работе обучающихся.


- Контроль и оценка качества работ обучающихся.

1) сообщить итоги обучения и оценку качества работ;

2) отметить обучающихся, выполнивших работу на отлично.


- Выдача домашнего задания.

1) сообщить, что на следующем занятии будут отрабатываться приёмы по обработке внутренних цилиндрических поверхностей.

2) выдать ДЗ: по учебнику и конспектам повторить правила обработки цилиндрической поверхности в центрах, чистовое точение и отрезание заготовок..
















































ПЛАН УРОКА 7


Тема №3.Обработка внутренних цилиндрических поверхностей. (18 час.)

Тема урока № 1. Сверление и рассверливание сквозных отверстий в деталях. Сверление и рассверливание глухих отверстий. (6 ч).


Тип урока: комбинированный, отработка навыков и умений.


Оборудование: 1) Токарно-винторезный станок;

2) справочник;

3) стенды, плакаты.

4) заготовки;

5) режущий и мерительный инструмент;

6) видеоматериалы.

Цели урока:

1) Научить обучающихся обработке цилиндрических отверстий.

2) Научить обучающихся сверлить и рассверливать глухие отверстия с разной формой дна и разной глубины.

3) Развитие профессионализма и самостоятельности.

4) Воспитание организованности, дисциплинированности, аккуратности, внимательности, точности, осторожности.

Учебно-производственные работы: Установка и выверка заготовок и инструментов, сверление и рассверливание сквозных отверстий, сверление и рассверливание глухих отверстий, снятие фасок, измерения и проверка размеров отверстий.


Ход урока


1. Вводный инструктаж. (45мин.)


- Постановка темы и целей урока.

- Подготовка рабочих мест обучающихся.

- Актуализация знаний обучающихся по данной теме.

При сверлении и рассверливании сквозных отверстий.

1) В каких случаях применяют сверление?

2) Каким инструментом выполняют сверление?

3) Как контролируются размеры отверстий?

4) Какие виды отвертстий вы знаете?

5) Как надо подготавливать торец под сверление?

6) Для чего применяют засверливание?

7) Какие способы засверливания вы знаете?

8) Каким резцом можно подготавливают торец?

9) Сверло, какого диаметра можно использовать для сверления?

10) Как можно получить отверстие большого диаметра?

11) Применяют ли при сверлении СОЖ?

12) Для чего сверло переодически, во время сверления, выводят из отверстия?

13) Какими способами делаются фаски?

При сверлении и рассверливании глухих отверстий.

1) Что такое глухое отверстии и где они применяются?

2) Каким инструментом выполняют сверление глухого отверстия?

3) Как контролируют глубину глухого отверстия?

4) Какие виды дна глухих отвертстий вы знаете?

5) Какие вы знаете способы сверления глухого отверстия на заданную глубину?

6) Какой из способов сверления самый простой?

7) Какой из способов сверления самый точный?

8) Как измеряется глубина глухого отверстия с коническим дном?


- Сообщение новых знаний.


При сверлении и рассверливании сквозных отверстий.

1) показать приемы установки сверл;

2) показать приемы установки, выверки заготовки;

3) показать приёмы подготовки торца под сверление;

4) Рассказать и показать приёмы выбора режимов резания для сверления в зависимости от диаметра заготовки;

5) показать приемы засверливания рассказать для чего это делают;

6) показать приёмы снятия фасок;

7) показать приёмы контроля размеров отверстий;

8) показать видео обработке внутренних поверхностей.

При сверлении и рассверливании глухих отверстий.

1) показать приемы сверления глухого отверстия с коническим дном по метке;

2) показать приемы сверления глухого отверстия с плоским дном;

3) показать приёмы сверления глухого отверстия с помощью лимба;

4) показать приемы сверления глухого отверстия с помощью линейки на пиноли задней бабки;

5) показать приемы сверления глухого отверстия с помощью специального упора;

6) показать приёмы рассверливания и получения ступенчатого отверстия;

7) показать приёмы контроля размеров отверстий.

- Проведение инструктажа по технике безопасности.


2. Текущий инструктаж и самостоятельная работа обучающихся. (210мин.)

- Самостоятельная работа обучающихся по отработке новых навыков и умений по сверлению сквозных цилиндрических отверстий.


При сверлении и рассверливании сквозных отверстий.


1) Упражнение по установке и выверки сверла и заготовки.

2) 1-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

3) Упражнение по подрезке торца и засверливанию углубления проходным отогнутым резцом.

4) 2-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

5) Упражнение по вычислению режимов резания и сверлению отверстия.

6) 3-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

7) Упражнение по установке и выверки заготовки, подрезке торца, засверливанию коротким сверлом и сверлению отверстия.

8) 4-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

9) Упражнение по установке и выверки заготовки, подрезке торца, засверливанию сверлом выбранного диаметра с упором и сверление отверстия.

10) 5-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

11) Упражнение по рассверливанию отверстия отверстия.

12) 6-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

13) Упражнение по выполнению фасок.

14) 7-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

15) 8-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов и точности выполнения измерений.

При сверлении и рассверливании глухих отверстий.

1) Упражнение по просверливанию глухого отверстия заданной глубины по метке.

2) 1-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

3) Упражнение по получению плоского дна у просверленного отверстия.

4) 2-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

5) Упражнение по просверливанию глухого отверстия заданной глубины при помощи лимба продольной подачи.

6) 3-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

7) Упражнение по по просверливанию глухого отверстия заданной глубины при помощи линейки на пиноли задней бабки.

8) 4-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

9) Упражнение по просверливанию глухого отверстия заданной глубины при помощи специального упора.

10) 5-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

11) Упражнение по рассверливанию глухого отверстия и получению ступенчатого отверстия.

12) 6-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

13) Упражнение по выполнению фасок.

14) 7-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

15) 8-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов и точности выполнения измерений.


- Дополнительный инструктаж для неуспевающих обучающихся.

- Выдача дополнительных заданий наиболее успевающим обучающимся.

- Уборка рабочего места.


3. Заключительный инструктаж. (15мин.)


- Обобщение и систематизация изученного

1). Разобрать характерные недочёты в работе обучающихся.

- Контроль и оценка знаний, умений и навыков обучающихся.

1) сообщить итоги обучения и оценку качества работ;

2) отметить обучающихся, выполнивших работу на отлично.

- Выдача домашнего задания.

1) сообщить, что на следующем занятии будут изучаться приёмы чернового и чистового расстачивания; затачивания расточного проходного резца и расточного прорезного канавочного резца

2) выдать ДЗ: повторить по конспекту и учебнику правила сверления сквозных и глухих цилиндрических отверстий.





















ПЛАН УРОКА 8


Тема №3.Обработка внутренних цилиндрических поверхностей. (18 час.)

Тема урока № 2. Черновое и чистовое растачивание. Затачивание расточного проходного резца и расточного прорезного канавочного резца. (6 ч).


Тип урока: комбинированный, отработка навыков и умений.


Оборудование: 1) Токарно-винторезный станок;

2) справочник;

3) стенды, плакаты.

4) заготовки;

5) режущий и мерительный инструмент;

6) видеоматериалы.

Цели урока:

1) Научить обучающихся растачивать у заготовок гладкие цилиндрические отверстия и проверять их.

2) научить учащихся затачивать проходные, подрезные, отрезные и канавочные резцы и контролировать его главные углы.

3) Развитие профессионализма и самостоятельности.

4) Воспитание организованности, дисциплинированности, аккуратности, внимательности, точности, осторожности.

Учебно-производственные работы: Установка и выверка заготовок и инструментов, растачивание гладких цилиндрических отверстий, снятие фасок, измерения и проверка размеров отверстий; овладение приёмами заточки резцов.


Ход урока


1. Вводный инструктаж. (45мин.)


- Постановка темы и целей урока.

- Подготовка рабочих мест обучающихся.

- Актуализация знаний обучающихся по данной теме.

1) Что представляет собой способ растачивания отверстий?

2) Каким инструментом выполняют растачивание отверстия?

3) Как и каким инструментом контролируют диаметр растачиваемого отверстия?

4) Какой дефект может возникнуть при растачивании?

5) Можно ли применять механическую подачу при растачивании?

6) Какие применяются режимы резания при растачивании?

7) Какую форму должна иметь заготовка перед растачиванием?

8) В чем разница между черновым и чистовым растачиванием?

9) Как делают у глухого растачиваемого отверстия плоское дно?

10) Чем отличаются резцы различного назначения?

11) Рассказать какие существуют поверхности и углы на головке резца.

12) В чем различие заточки резцов различного назначения?

13) Показать детали, обработанные неправильно заточенным резцом.

14) Объяснить причину брака.

15) Привлечь ранее полученные знания обучающихся.


- Сообщение новых знаний.


1) Рассказать и показать как выбирается припуск под чистовое растачивание. Показать на примере. Пример. Отверстие заготовки диаметром 41 мм должно быть расточено до окончательного диаметра 45 мм. Припуск (по таблице нормативов) на чистовое растачивание (на диаметр) равен 1,2 мм. Величина диаметра после чернового растачивания 45—1,2 = 43;8 мм. Припуск на черновое растачивание равен 43,8—41 =2,8 мм.

2) Рассказать о выборе режимов резания.

3) Показать какой вылет должен быть у резца.

4) Рассказать и показать установку глубины резания по лимбу.

5) Рассказать и показать выбор режимов резания для чистового точения.

6) Показать приемы чернового и чистового растачивания сквозного отверстия.

7) Показать приемы растачивания глухого отверстия с помощью специальной державки.

8) показать приёмы контроля размеров отверстий;

9) показать видео по растачиванию отвертий.

10) Показать, как затачивается резец по вспомогательной задней поверхности.

11) Показать, как проверяются вспомогательные задние углы и углы в плане. 12) Показать, как затачиваются различные резцы по передним поверхностям.

13) Показать, как проверить величину заточки переднего угла по углу заострения (угломером и шаблоном) у различных резцов.

14) Показать окончательную заточку главной и вспомогательной задних поверхностей.

15) Закруглить вершину резца.

16) Рассказать, как влияет вершина резца на качество обрабатываемой поверхности.

- Проведение инструктажа по технике безопасности.

2. Текущий инструктаж и самостоятельная работа обучающихся. (210мин.)

- Самостоятельная работа обучающихся по отработке новых навыков и умений по сверлению сквозных цилиндрических отверстий.


1) Упражнение по установке и выверке резца, заготовки и выбору режимов резания.

2) 1-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

3) Упражнение по черновому растачиванию сквозного отверстия.

4) 2-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

5) Упражнение по чистовому растачиванию сквозного отверстия.

6) 3-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

7) Упражнение по растачиванию глухого отверстия с помощью специальной державки.

8) 4-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

9) 5-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов и точности выполнения измерений.

Упражнение по заточке расточных проходных резцов:

1) Упражнения по заточке вспомогательной задней поверхности.

2) Упражнения по проверке задних углов и углов в плане.

3) 1-ый обход рабочих мест, координация знаний и умений обучающихся.

4) Упражнения по заточке резца по передней поверхности.

5) Проверка заточки переднего угла.

6) 2-ой обход рабочих мест, проверить правильность работы с угломером.

7) Упражнение по окончательной заточке задних поверхностей.

8) 3- ий обход рабочих мест, проверка правильности заточки задних и передних поверхностей.

9) Упражнения по скруглению вершины резца.

10) 4-ый обход рабочих мест, приёмка и оценка выполненных работ.

Упражнение по заточке расточных прорезных канавочных резцов:

11) Упражнения по заточке вспомогательной задней поверхности.

12) Упражнения по проверке задних углов и углов в плане.

13) 1-ый обход рабочих мест, координация знаний и умений обучающихся.

14) Упражнения по заточке резца по передней поверхности.

15) Проверка заточки переднего угла.

16) 2-ой обход рабочих мест, проверить правильность работы с угломером.

17) Упражнение по окончательной заточке задних поверхностей.

18) 3- ий обход рабочих мест, проверка правильности заточки задних и передних поверхностей.

19) Упражнения по скруглению вершин резца.

20) 4-ый обход рабочих мест, приёмка и оценка выполненных работ.

- Дополнительный инструктаж для неуспевающих обучающихся.

- Выдача дополнительных заданий наиболее успевающим обучающимся.

- Уборка рабочего места.


3. Заключительный инструктаж. (15мин.)

- Обобщение и систематизация изученного

1) Разобрать характерные недочёты в работе обучающихся.

- Контроль и оценка знаний, умений и навыков обучающихся.

1) сообщить итоги обучения и оценку качества работ;

2) отметить обучающихся, выполнивших работу на отлично.

- Выдача домашнего задания.

1) сообщить, что на следующем занятии будут изучаться приёмы зенкерования и развертывания отверстий;

2) выдать ДЗ: повторить по конспекту и учебнику правила растачивания отверстий; затачивания расточных и канавочных резцов.

ПЛАН УРОКА 9


Тема №3.Обработка внутренних цилиндрических поверхностей. (18 час.)

Тема урока № 3. Установка зенкеров и разверток на токарном станке. Зенкерование и развертывание отверстий. (6 ч).


Тип урока: комбинированный, отработка навыков и умений.


Оборудование: 1) Токарно-винторезный станок;

2) справочник;

3) стенды, плакаты.

4) заготовки;

5) режущий и мерительный инструмент;

6) видеоматериалы.

Цели урока:

1) Научить обучающихся определять припуск под зенкерование и развертывание; устанавливать зенкер или развертку в пиноль задней бабки, специальную втулку или в качающуюся оправку; подбирать скорости резания и подачи по нормативам.

2) Научить обучающихся зенкеровать цилиндрические отверстия в поковках и литых заготовках из-под сверла и после растачивания. Научить развертывать сквозные отверстия после зенкерования.

3) Развитие профессионализма и самостоятельности.

4) Воспитание организованности, дисциплинированности, аккуратности, внимательности, точности, осторожности.

Учебно-производственные работы: определение припусков под зенкерование и развертываие, установка зенкеров и разверток на токарный станок разными способами; зенкерование отверстий в поковках после сверления и развертывание после зенкерования.


Ход урока


1. Вводный инструктаж. (45мин.)


- Постановка темы и целей урока.

- Подготовка рабочих мест обучающихся.

- Актуализация знаний обучающихся по данной теме.

1) Что такое зенкер?

2) Чем зенкер отличается от сверла?

3) Какой припуск выбирают для зенкера?

4) Исправляет ли зенкер отклонение оси отверстия?

5) Что такое развертка и в чем ее особенности?

6) Для чего применяют развертывание?

7) Какой припуск выбирают для развертывания?

8) Исправляет ли развертка отклонение оси отверстия?

9) Какие вы знаете приспособления для установки зенкеров и разверток?

10) Какие заготовки применяют для зенкерования и для развертывания?

12) Применяют ли СОЖ при зенкеровании и развертывании?

13) Какая последовательность выполнения операций при обработке отверстий?

14) В чем преимущества и недостатки операции растачивания отверстий перед операциями зенкерования и развертывания.

15) Какая шероховатость получается после зенкерования?

16) Какая шероховатость получается после развертывания?

17) Какие заготовки можно зенкеровать?

18) Какие заготовки можно развертывать?

19) Какие дефекты могут получиться после зенкерования?

20) Какие дефекты могут получиться после развертывания?



- Сообщение новых знаний.


1) показать приемы выбора зенкера и развертки в зависимости от вида обработки;

2) показать приемы установки зенкера в пиноль задней бабки;

3) показать приёмы закрепления развертки в качающийся патрон на пиноли задней бабки;

4) Рассказать и показать приёмы определения припуска для зенкерования и развертывания на примере: Для зенкерования отверстия диаметром 35 мм припуск (на диаметр) будет составлять 1.5 мм. Для развертывания того же диаметра общий припуск будет равен 0,25 мм; на черновое развертывание припуск составит 0.18-мм и на чистовое—0,07 мм. обычно черновой припуск примерно составляет 2/з. чистовой '/з общего припуска;

5) показать приемы определения скорости резания и подачи при зенкеровании и развертывании, а так же подбор СОЖ.

6) показать приемы зенкерования просверленного отверстия;

7) показать приемы зенкерования отверстия в литой заготовке и в поковке;

8) показать приёмы зенкерования отверстий большого диаметра насадным зенкером;

9) рассказать и показать о дефектах, получающихся после зенкерования;

10) показать приемы развертывания расточенного отверстия;

11) показать приемы комбинированной разверткой;

12) показать приемы развертывания насадной разверткой;

13) показать приемы развертывания глухого отверстия;

14) показать приемы контроля качества развертывания проходными и непроходными пробками;

15) показать видео про зенкерование и развертывание.

- Проведение инструктажа по технике безопасности.


2. Текущий инструктаж и самостоятельная работа обучающихся. (210мин.)

- Самостоятельная работа обучающихся по отработке новых навыков и умений по установке зенкеров и разверток на токарном станке.


1) Упражнение по подбору зенкера и развертки в зависимости от заданного задания.

2) 1-й обход. Цель — контроль правильности выполнения подбора.

3) Упражнение по установке и выверке зенкера в пиноль задней бабки.

4) 2-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

5) Упражнение по вычислению режимов резания при зенкеровании.

6) 3-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

7) Упражнение по установке и закрепления развертки в качающийся патрон на пиноли задней бабки.

8) 4-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

9) Упражнение по определению режимов резания при развертывании.

10) 5-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

11) 6-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов и точности выполнения измерений.

- Самостоятельная работа обучающихся по отработке новых навыков и умений по зенкерованию и развертыванию отверстий.


1) Упражнение по установке заготовки, зенкера, выбора режимов резания и зенкерованию просверленного отверстия.

2) 1-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приемов.

3) Упражнение по установке заготовки, зенкера, выбора режимов резания и зенкерованию отверстия в литой заготовке .

4) 2-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

5) Упражнение по зенкерованию отверстия большого диаметра насадным зенкером.

6) 3-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

7) Упражнение по установке заготовки, развертки, выбора режимов резания и развертыванию расточенного отверстия.

8) 4-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

9) Упражнение по развертыванию отверстий насадной разверткой.

10) 5-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

11) 6-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов и точности выполнения измерений.

12) Упражнение по развертыванию глухого отверстия.

13) 7-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.

14) Упражнение по определению дефектов отзенкерованных и развернутых отверстий.

15) 8-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.


- Дополнительный инструктаж для неуспевающих обучающихся.

- Выдача дополнительных заданий наиболее успевающим обучающимся.

- Уборка рабочего места.


3. Заключительный инструктаж. (15мин.)


- Обобщение и систематизация изученного

1). Разобрать характерные недочёты в работе обучающихся.

- Контроль и оценка знаний, умений и навыков обучающихся.

1) сообщить итоги обучения и оценку качества работ;

2) отметить обучающихся, выполнивших работу на отлично.

- Выдача домашнего задания.

1) сообщить, что на следующем занятии начнем отрабатывать приемы по нарезанию крепежной резьбы.

2) выдать ДЗ: повторить по конспекту и учебнику правила установки зенкера и закрепления развертки, а так же подбор режимов резания; зенкерование и развертывание отверстий.