СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планы занятий кружка кукольного театра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Знакомить с куклами театральной студии. Развивать у детей умение определять, из какой сказки данные куклы. Учить детей инсценировать хорошо знакомые им сказки, используя настольный кукольный театр. Поощрять «озвучивание» куклы - пение вместе с педагогом хорошо знакомых песен. 

Просмотр содержимого документа
«Планы занятий кружка кукольного театра»

3-8 класс Кукольный театр

Занятие 1-2


Цель. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Знакомить с куклами театральной студии. Развивать у детей умение определять, из какой сказки данные куклы. Учить детей инсценировать хорошо знакомые им сказки, используя настольный кукольный театр. Поощрять «озвучивание» куклы - пение вместе с педагогом хорошо знакомых песен. Материал. Куклы к спектаклям «Репка», «Теремок».



Ход занятия

Дети вместе с педагогом ходят по театральной студии, рассматривают кукол, вспоминают, из какой они сказки.Педагог предлагает разыграть хорошо знакомые им русские народные сказки «Репка», «Теремок», используя настольных кукол. По просьбе педагога дети выбирают понравившуюся игрушку, садятся на стульчики и поют песню «Веселые путешественники» (муз. М. Старокадомского, ел. С. Михалкова).


































3-8 класс Кукольный театр


Занятие 3-4

Цель. Поощрять желание участвовать в театрально-игровой деятельности. Обогащать словарный запас детей, побуждать их включаться в беседу, отвечать на вопросы педагога. Поддерживать стремление самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения, мимики, жеста. Материал. Книги «Кирюшка попадает в переплет» и «Расскажи стихи руками».

Ход занятия

Педагог предлагает детям придумать рассказ «Промахнулся» по иллюстрациям в книге «Кирюшка попадает в переплет» Ю. Черепанова . Учащиеся внимательно рассматривают иллюстрации к рассказу, а затем двое из них составляют рассказ по картине. Педагог задает наводящие вопросы: «Хорошо ли поступил Кирюша? Можно ли играть на проезжей части улицы?» Показывает иллюстрацию к стихотворению «Улей» из книги «Расскажи стихи руками», вольный перевод В. Егорова .

Пчелиный дом зовется «улей», Пчела в него несется пулей.

А сколько в этом доме есть Таких же пчел еще - не счесть!

Он весь как будто на ладони - Пчелиный, сладкий, дружный домик

(Что беспощаден он к врагу - Об этом вспомнишь на бегу.)

Педагог читает текст, дети мимикой, жестами, движением изображают происходящее в стихотворении.

Этюд на выразительность жеста. Ох, ох, что за гром? Русская народная потешка

Педагог.Ох, ох, что за гром? Дети подносят руки к щекам,покачивают головой, изображая страх.

Муха строит новый дом. Ударяют, кулачком о кулачок.

Молоток стук-стук. Помогать идет петух. Изображают петушка, высоковзмахивая руками и поднимая ноги.

Игра «Наш оркестр» Звучит в грамзаписи веселая музыка, дети изображают игру на разных музыкальных инструментах (барабане, рояле, тарелках, дудочке, скрипке, балалайке, ксилофоне).




















3-8 класс Кукольный театр

Занятие 5-6

Цель. Поддерживать желание детей участвовать в театрально-игровой деятельности. Развивать речь, активизироватьсловарь. Обучать составлению рассказа по картине. Формировать умение характеризовать душевное состояние и настроение человека и животного. Поощрять стремление детей участвовать в кукольном спектакле.

Материал. Книга В. Сутеева «Забавные истории». Пилотки. Куклы.


Ход занятия

Педагог просит детей составить рассказ по картине «Не ходи, козел, в огород» . Дети внимательно рассматривают картину. Педагог с помощью наводящих вопросов помогает им составить рассказ.

Предлагает детям поиграть в игру «Самолеты загудели», раздает «летчикам» пилотки. Читает стихотворение, малыши выполняют движения.

Самолеты загудели,                        Вращательное движение руками, согнутыми в локтях.

Самолеты полетели,                       Легкий бег, руки отведены в стороны.

На полянку тихо сели                    Присаживаются на одно колено, руки разводят в стороны.

Да и снова полетели.                      Легкий бег, руки расставлены в стороны.

Игра проводится два-три раза.

Педагог предлагает каждому ребенку взять куклу и покачать ее. Проводится игра «Баю, бай». Педагог напевает колыбельную, а дети действуют в соответствии с текстом.

Баю, баю, баю, бай,                         Покачивают куклу.

Ты, собачка, не лай,                        Грозят пальчиком собаке.

Белолапа, не скули,                         Брови нахмурены, губы оттопырены.

Нашу Лену не буди.                         С нежностью смотрят на куклу, поглаживают ее.

Игра проводится несколько раз. Педагог обращает внимание детей на мимику лица. Предлагает ласково разбудить куклу. Дети и педагог тихо, мягко произносят: «Леночка, проснись». Звучит русская народная плясовая мелодия, дети с куклами весело пляшут.


 


 


 


 


 


 











3-8 класс Кукольный театр

Занятие 7-8

Цель. Поощрять стремление детей заниматься театрально-игровой деятельностью. Обучать выражению эмоций с помощью мимики и жеста. Развивать монологическую речь, умение составлять рассказ по картине, закреплять правильное произношение всех звуков. Напомнить приемы вождения настольных кукол. Поддерживать желание участвовать в танцевальных импровизациях.

Материал. Книги «Расскажи стихи руками», «Кирюшка попадает в переплет». Козлик (игрушка).

Ход занятия

Педагог предлагает детям изобразить мимикой, жестами, движениями то, о чем говорится в стихотворении «Маленький кролик» (Расскажи стихи руками / Вольный перевод В. Егорова. М., 1992.).

Маленький кролик по имени Кролик Ах, как смешно его уши торчали!

Всех нас смеяться заставил до колик; Мы хохотали, души в нем не чая,

Прыгал за белкой, за уткой скакал, Но, на опушке заметив лису,

Лапкой тюльпан поднимал, как бокал. Он подмигнул нам и скрылся в лесу.

Педагог хвалит тех воспитанников, которые стараются создать свой, оригинальный, выразительный образ, не копируя других детей. Проводится этюд на выражение основных эмоций.

Девица, девица Русская народная потешка

Педагог.                                                    Педагог.

Девица, девица,                                          Волк на работе.

Сходи по водицу.                                        Лиса на болоте -

Ребенок.                                                   Платьице мыла,

Я волка боюсь,                                            Валек опустила.

Я лисицы боюсь,                                         Сама-то смеется,

Я медведя боюсь.                                        Хохолок трясется.

Выразительные движения - голова втянута в плечи, все тело дрожит. Брови приподняты, глаза расширены. Педагог вносит козлика (настольную игрушку) и предлагает детям поиграть.

Козлик Русская народная потешка

Педагог.Вышел козлик погулять,                             Ребенок ведет игрушку по

Свои ножки поразмять                              столу, плавно покачивая из стороны в сторону.

Козлик ножками стучит,                            Постукивает игрушкой по столу

По-козлиному кричит...  Ребенок. Бе-е-е, бе-е-е!            Покачивает игрушку,возвращает в и.п.














3-8 класс Кукольный театр

Занятие 9-10

Цель. Знакомить с театральной ширмой, верховыми куклами на гапите (гапит – палка, на которую крепится кукла. Кукловод управляет куклой из-за ширмы). Закреплять умение внимательно смотреть и слушать кукольный спектакль, сосредоточивать внимание на происходящем на ширме, после просмотра спектакля участвовать в обсуждении.

Материал. Театральная ширма. Кукла для спектакля «Путешествие в сказку «Теремок»».

Ход занятия

Педагог вносит театральную ширму (высотой 75 см для того, чтобы детям было легче управлять верховыми куклами и чтобы их было видно и слышно) и куклу Машу на гапите. Объясняет детям, что куклу надо держать за палочку (гапит) и водить по краю ширмы (грядке). Читает русскую народную потешку «Большие ноги» и водит по ширме куклу.

Большие ноги Педагог ведет по ширме куклу, которая

Шли по дороге марширует

Топ, топ, топ, Топ, топ, топ.

Маленькие ножки Кукла легко бежит по ширме

Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ, топ.

Педагог предлагает детям поводить куклу. Несколько раз читает потешку, дети поочередно водят куклу по ширме. Педагог вносит плоскостной теремок и показывает кукольный спектакль с верховыми куклами на гапите

Путешествие в сказку «Теремок»

Педагог. Дети! Я хочу вас пригласить в сказку.

Все мы знаем, Все мы верим: Есть на свете Чудный терем.

Терем, терем, покажись, Покружись, остановись!

К лесу задом, к нам лицом, И окошком, и крыльцом. (Г. Демыкина)

А вот и теремок. Давайте сядем на травушку и посмотрим, что будет дальше. Слышите, кто-то бежит к теремку!

Мышка Я маленькая мышка, Я по лесу брожу,Ищу себе домишко, Ищу – не нахожу.Тук-тук! Пустите меня! (Г. Демыкина)

Педагог. Никто мышке не ответил. Решила она войти в теремок. Ребенок входит в плоскостной теремок, берет мышку – верховую куклу на гапите, управляет ею в окошке теремка.

Мышка. А теперь надо в теремке убрать. Педагог. Слышите, дети, кто-то еще бежит к теремку.

Лягушка (песенная импровизация).Речка, мошки и трава Теплый дождик. Ква-ква-ква!

Я лягушка, я квакушка - Поглядите какова!

Педагог. Увидела лягушка теремок и давай стучаться в дверь.

Лягушка. Тук-тук-тук! Открывайте дверь! Мышка (в теремке). Кто там?

Лягушка. Это я, лягушка-квакушка! Пустите меня в теремок!

Мышка. А что ты умеешь? .

Лягушка. Я умею стихи читать. Слушай! Для внучонка-лягушонка Сшила бабушка пеленку

Стала мама пеленать, А малыш давай скакать, Из пеленки прыг да скок- И от мамы наутек.

Мышка. Заходи!

Педагог. Стали они вдвоем в теремке жить. Мышка ватрушки печет, лягушка по воду ходит. Вдруг слышат, что на полянку выбежали зайцы, играют, резвятся. Испугались зайцы волка и разбежались кто куда. А один зайчик подбежал к теремку и постучался в дверь.

Заяц. Тук-тук! Мышка. Кто там?

Заяц .Я - заяц Чуткое Ушко. Имя мое - Прыг-скок!  Пустите меня в теремок!

Лягушка. А что ты умеешь?

Заяц. Вот что! (Поет и стучит в барабан.)

По лесной лужайке Разбежались зайки, Вот такие зайки, Зайки-побегайки.

Сели зайчики в кружок, Роют лапкой корешок Вот такие зайки,Зайки-побегайки.

Лягушка. Заходи!

Педагог. Вот их в теремке стало трое. Мышка ватрушки печет, лягушка по воду ходит, а зайка им песни поет. Вдруг слышат: кто-то бежит к теремку.

Лиса (поет).Я лисичка, я сестричка,Я хожу неслышно.Рано утром по привычке На охоту вышла.

(Подходит к теремку) Тук-тук! Пустите меня в теремок!

Педагог. Выглянула мышка в окошко и спрашивает...Мышка. А что ты умеешь делать?

Лиса. Загадки загадывать! Вот слушайте.

В лесу выросло,Из лесу вынесли,В руках плачет, А кто слушает — скачет. Звери. Дудочка!

Лиса,Он хоть мал, да удал,Только дождичка ждал. Он сквозь землю прошел, Красну Шапочку нашел. Звери. Гриб!

Лягушка. Заходи!

Педагог. Стали они вчетвером жить. Вдруг слышат: сучья трещат, медведь идет.

Медведь. Тук-тук! Пустите меня в теремок! Мышка. Кто там?

Медведь. Мишка-медведь! Лягушка. А что ты умеешь?

Медведь. Могу песни я петь! (Песенная импровизация.)Я медведь, я медведь,Я умею песни петь!

Звери. Миша-Мишенька-медведь Не умеет песни петь.

Медведь (поет и танцует).Я, медведь, с давних пор Замечательный танцор! Топ-топ-топ-топ!

Звери. Перепутал он опять –Не умеет танцевать!

Педагог. Давайте, дети, поможем медведю, сыграем ему плясовую на ложках; трещотках. Да так весело, чтобы лапы у мишки сами в пляс пустились.

Дети берут ложки и трещотки и начинают играть, мишка пляшет. Звучит  мелодия русской народной песни «Как у наших у ворот».

Лягушка. Заходи. Педагог. Дети, мы тоже петь и плясать умеем, пойдемте и мы в теремок

Дети и педагог (подходят к теремку). Тук-тук! Мышка. Кто там?

Педагог и дети. Это мы, ребята-дошколята! Пустите нас в теремок

Лягушка. А что вы умеете? Педагог и дети. Петь и плясать.

Дети (поют).Уж мы будем, мы будем дружить,Будем в тереме весело жить,

И работать, и петь, и плясать,И друг другу во всем помогать.

Уж ты, мишенька, топни ногой!Уж ты, зайка, сыграй, дорогой!

Педагог. Мы и плясать умеем! А вы, звери, хотите с нами плясать?

Звери. Да!

Педагог. Выходите и попляшите с нами.

Все танцуют под русскую народную мелодию.

Педагог. Вот и закончилось наше путешествие в сказку «Теремок».

После просмотра кукольного спектакля педагог задает вопросы: «Как называется сказка? Какие герои участвовали в ней? Что умеют делать лягушка, зайчик, лисичка, мишка?»

Выслушав ответы, предлагает детям взять верховых кукол на гапите и поучить их плясать на ширме. Звучит русская народная плясовая мелодия, дети управляют куклами на ширме, придумывая для них танцевальные движения. (Кукла на ширме прыгает, покачивается из стороны в сторону, кружится.)


 










































3-8 класс Кукольный театр

Занятие 11-12

Цель. Продолжить знакомство с театральной ширмой, с верховыми куклами на гапите. Обучать детей приемам манипулирования верховыми куклами. Разучить первый фрагмент спектакля «Путешествие в сказку «Теремок»» (встреча мышки с лягушкой). Поощрять желание детей участвовать в танцевальных импровизациях.

Материал. Театральная ширма. Мишка, мышка, лягушка - верховые куклы на гапите.

Ход занятия

Педагог вносит театральную ширму и мишку - верховую куклу на гапите. Спрашивает: «Кто к нам пришел в гости? Как надо правильно держать верховую куклу? Быстро или медленно движется мишка по ширме? Нужно ли покачивать мишку, когда он разговаривает?»

Педагог читает потешку «У медведя во бору». Ребенок управляет куклой и озвучивает ее.

У медведя во бору Кукла медведь лежит на ширме.

Грибы ягоды беру,

А медведь лежит И на нас ворчит.

Медведь.

Кто в лесу гуляет? Ребенок приподнимает куклу, покачи

Кто мне спать мешает? вает ее из стороны в сторону.

Педагог вносит плоскостной теремок, мышку и лягушку (верховых кукол на гапите). Устанавливает теремок на ширме и показывает первый фрагмент спектакля «Путешествие в сказку »Теремок»». Спрашивает детей: «Кто пришел к нам в гости? Как движется мышка по ширме - быстро или медленно? Как прыгает лягушка - тяжело или легко?» Дети манипулируют куклами на ширме, самостоятельно придумывают походку для каждого персонажа.

Педагог напоминает детям: «Когда одна кукла говорит, покачиваясь, то другая кукла в это время замирает, внимательно слушая». Этот прием позволяет зрителям определить, какая из кукол в данный момент произносит свою реплику

Педагог предлагает детям сочинить мелодии песенок мышки и лягушки.

Песенка мышки Песенка лягушки

Я маленькая мышка, Речка, мошки и трава!

Я по лесу брожу, Теплый дождик. Ква-ква-ква!

Ищу себе домишко Я лягушка, я квакушка —

Ищу - не нахожу. Поглядите какова!


 














3-8 класс Кукольный театр

Занятие 13-14

Цель. Совершенствовать навыки управления верховыми куклами на гапите. Активизировать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Поддерживать желание участвовать в танцевальных импровизациях. Разучить с детьми второй фрагмент спектакля «Путешествие в сказку »Теремок» (встреча с зайчиком и лисичкой).

Материал. Лиса, зайчик - верховые куклы на гапите.

Ход занятия

Педагог на ширме показывает детям, как легко бежит лисичка, как весело скачет зайчик.

Приемам вождения верховых кукол детей можно обучить с помощью следующих этюдов.

Бегал заяц по болоту Русская народная прибаутка

Ребенок ведет куклу по ширме. Зайчик легко подпрыгивает в ритме прибаутки.

Педагог.Бегал заяц по болоту, Он искал себе работу Да работы не нашел, Сам заплакал и пошел.

Я рыжая лисица Русская народная шутка

Ребенок легко ведет по ширме куклу, имитируя движения осторожной и хитрой лисы.

Педагог.Я рыжая лисица,

Я бегать мастерица.

Я по лесу бежала

И зайку догоняла.

И в ямку - бух! - Упала!

Педагог разучивает с детьми скороговорку «Сова» в медленном, а затем в более быстром темпе.

Сова советует сове: «Спи, соседка, на софе. На софе так сладко спится,О совятах сон приснится».

Педагог разучивает с детьми второй фрагмент кукольного спектакля «Путешествие в сказку «Теремок»».

Дети придумывают мелодии песенок зайчика и лисички (верховых кукол на гапите).

Я - заяц Чуткое Ушко, Я лисичка, я сестричка,

Имя мое — Прыг-скок! Я хожу неслышно.

Пустите меня в теремок! Рано утром по привычке

На охоту вышла.


 























3-8 класс Кукольный театр

Занятие 15-16

Цель. Закреплять знание правил манипулирования верховыми куклами. Формировать правильное произношение всех звуков. Разучить с детьми третий фрагмент спектакля «Путешествие в сказку «Теремок»» (встреча с медведем). Поддерживать стремление включать в театрализованную игру песенные и танцевальные импровизации.

Материал. Лиса, зайчик, мишка - верховые куклы на гапите.

Ход занятия

Педагог на ширме показывает детям, как весело пляшут звери (лисичка, зайчик, мишка). Для отработки движений используются следующие этюды.

Пляшут лапки

Русская народная прибаутка

Этюд учит детей изображать пляску кукол па ширме.

Педагог. Пляшут рожки и хвосты!

Пляшут лапки, Пляшут ушки

Что стоишь? Пляши и ты!

Педагог разучивает с детьми скороговорку Т. Куликовской «Звезду заметила коза» в медленном темпе, а затем в более быстром.

Звезду заметила коза,

Но опустила вниз глаза.

Известно, звёзды не достать..

Зачем козе о них мечтать?

Педагог работает с детьми над третьим фрагментом кукольного спектакля «Путешествие в сказку «Теремок»».

Дети сочиняют мелодию песенки мишки.

Я медведь, я медведь,

Я умею песни петь

Я, медведь, с давних пор

Замечательный танцор!

Топ-топ-топ-топ!     (Г.Демыкина)


 

















3-8 класс Кукольный театр

Занятие 17-18

Цель. Совершенствовать умение управлять куклой на гапите на театральной ширме. Приучать внимательно слушать партнера, вовремя произносить свои реплики. Развивать мелкую моторику рук, продолжить работу над жестами. Прививать интерес к работе над скороговорками, учить сопровождать чтение самостоятельно придуманными движениями рук. Побуждать к танцевальным импровизациям на плавную напевную музыку.

Ход занятия

Педагог вносит театральную ширму, двух кукол на гапите: мышку-маму и мышонка. Педагог и двое детей, которые управляют куклами, читают по ролям скороговорку.

Мышонку шепчет мышь

Педагог. Мышонку шепчет мышь...

Мама-мышка. Ты все шуршишь, не спишь (1-й ребенок покачивает куклу).

Педагог. Мышонок шепчет мыши...

Мышонок. Шуршать я буду тише (2-й ребенок покачивает куклу, 1 -й замирает и слушает).

Педагог раздает детям воображаемые гребешки и предлагает причесать волосы. Читает потешку и имитирует расчесывание волос.

Чешу, чешу волосыньки Русская народная потешка

Чешу, чешу волосыньки, Расчесывая косыньку (расчесывает косу правой рукой),

Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса (то же левой рукой)\

Расти, коса, не путайся... Дочка, маму слушайся. (Заплетает косу.)

Дети инсценируют потешку.

Педагог предлагает поработать над скороговоркой.

Как только все запомнят ее, начинают придумывать жесты, соответствующие тексту.

Паша тихо шепчет Мише Скороговорка

1-й ребенок. Паша тихо шепчет Мише (подносит правую руку корту, прикрывая его, чтобы никто, кроме Миши, не слышал),

2-й ребенок. Миша шепота не слышит (подносит руку к уху, чтобы лучше слышать).

1-й ребенок. Паша, громче пошепчи (широкий жест рукой в сторону 2-го ребенка)1.

2-й ребенок. Миша, уши полечи (2-й ребенок дотрагивается двумя руками до мочек ушей)!

Педагог предлагает детям выбрать любую куклу и укачать ее. Звучит песня «Пора спать» (муз. М. Протасова). Дети придумывают танцевальные движения.















3-8 класс Кукольный театр

Занятие 19-20

Цель. Побуждать самостоятельно придумывать движения для куклы на гапите. Поощрять попытки импровизировать движения рук в этюдах на выразительность жеста. Расширять словарь, добиваясь качественного произношения слов в скороговорках. Учить сочинять сказки, используя кукол на гапите. Поддерживать желание участвовать в танцевальных импровизациях.

Ход занятия

Педагог вносит театральную ширму, воробья, голубя, галок (куклы на гапите) и предлагает детям придумать движения, соответствующие тексту потешки. Читает текст песни. Один ребенок управляет куклой-воробьем, другие дети -голубем и галками.

Андрей-воробей Русская народная песня

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек

Из-под палочек (один ребенок управляет куклой - изображает стремительный полет воробья, прогоняющего птиц; другие дети управляют голубем, галками),

Не клюй песок (воробей «клюет»),

 Не тупи носок,

Пригодится носок

Клевать колосок.

Педагог предлагает детям придумать движения рук, соответствующие тексту скороговорки «Пекла для Варюшки», читает.

Пекла для Варюшки

Подружка ватрушки {дети «лепят» из воображаемого теста пирожки).

Подружка подушку

Сшила Варюшке (дети «шьют» воображаемой иглой подушку).

Вырастил Толя

Скороговорка

Вырастил Толя

Тополь за полем.

По полю, по полю,

Шел к тополю Толя.

(Т. Куликовская)

Педагог предлагает детям поработать над скороговоркой: вначале произносить ее тексг в медленном темпе, четко артикулируя звуки, затем в более быстром темпе, но также с четкой артикуляцией.

Педагог вносит театральную ширму, кукол на гапите - маму-медведицу, медвежонка, двух-трех зайчиков. Предлагает сочинить сказку «Непослушный медвежонок», используя эти игрушки. Каждый ребенок придумывает реплики той куклы, которой управляет.

Сказка

«Непослушный медвежонок»

Педагог. В глухом лесу в берлоге жила-была мама-медведица со своим сыном Мишуткой (по ширме идут медведи).Как-то раз, отправляясь за медом, мама-медведица сказала своему сыну...

Медведица. Я пошла за медом (ребенок покачивает куклу). А ты сиди дома. Жди меня.

Педагог. Медвежонок обещал маме из берлоги не выходить.

Медвежонок. Хорошо, мама (покачивает куклу).

Медведица уходит.

Педагог. Медведица ушла за медом, а медвежонок выбежал из берлоги и стал бегать по лесу, пугая зайчиков-трусишек(Медвежонок и зайки играют на ширме в догонялки.)

Бегал, бегая медвежонок и провалился в яму. (Зайки убегают, ребенок резко убирает медвежонка с ширмы. Зрители не видят его, только слышат голос.)

Медвежонок. Мама, помоги!

Педагог. Долго кричал медвежонок, пока не устал. А мама все не шла. Горько заплакал, причитая.

Медвежонок. Бедный я, несчастный! Кто мне поможет вылезти из ямы?

Педагог. Подбежал зайчонок к яме и говорит (заяц прыгает по ширме)...

Заяц. Не плачь, медвежонок! Я тебе помогу. (Ребенок покачивает куклу, затем заяц убегает.)

Педагог. Нашел заяц маму-медведицу и привел ее к яме. (По ширме движутся заяц и медведица, останавливаются в центре ширмы.) Мама-медведица сказала...

Медведица. Не плачь, медвежонок, я тебе помогу. (Ребенок покачивает куклу)

Педагог. Прыгнула медведица в яму. (Ребенок резко опускает медведицу вниз, зрители не видят ее.) Сынок влез ей на спину и мгновенно выбрался из ямы. (На ширме появляются медведица и медвежонок) Так благополучно закончилась история о непослушном медвежонке.

Педагог предлагает медведице, медвежонку и детям поплясать на ширме. Дети импровизируют движения под песню «Мишка пляшет» (муз. М. Протасова).


 













































3-8 класс Кукольный театр

Занятие 21-22

Цель. Совершенствовать навыки детей в управлении верховыми куклами на гапите. Напомнить приемы вождения кукол, участвующих в диалоге. Учить различать эмоции и изображать их с помощью мимики и жестов. Побуждать определять отдельные черты характера и изображать их с помощью мимики. Познакомить с главами из книги С. Образцова. Вовлекать детей в обсуждение прочитанного.

Ход занятия

Педагог вносит театральную ширму, куклы на гапите: двух мышей и кота.

Кот. Тише, мыши, спать пора!

Не шуршите до утра! (Ребенок покачивает кота, мыши слушают.)

Мыши.

А у нас веселый пир!

Нам прислали хлеб и сыр! (Кот слушает, мыши покачиваются в ритме стихотворения?)

Педагог напоминает детям: когда одна кукла говорит, покачиваясь в ритме текста, другие в это время замирают и внимательно слушают. Читает детям потешку «На улице две курицы» и предлагает мимикой и жестом изобразить рассерженных курочек, петушка и веселых девочек.

Педагог.

На улице две курицы С петухом дерутся.

Две девушки красавицы Смотрят и смеются.

Девочки.

Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Как нам жалко петуха.

Выразительные движения: петухи и куры размахивают «крыльями», наступают друг на друга.

Мимика: девочки весело смеются над петушком и курами, голова запрокинута назад, рот полуоткрыт.

Педагог читает потешку и предлагает изобразить плачущего Ванюшу.

За деревней я гуляла, Там Ванюшу видела.

Под кустом сидел и плакал: Курица обидела.

Мимики: брови сдвинуты, уголки губ опущены, рот полуоткрыт.

Педагог предлагает послушать главы «Как это началось?» и «Что было дальше?» из книги С. Образцова. Чтение сопровождает показом рисунков автора к данным главам. Обсуждает с малышами прочитанное. Предлагает вместе с родителями изготовить какую-нибудь игрушку и придумать про нее историю.














3-8 класс Кукольный театр

Занятие 23-24

Цель. Прививать устойчивые навыки в управлении верховыми куклами на гапите. Совершенствовать приемы вождения кукол, участвующих в диалоге. Поощрять попытки самостоятельно подбирать выразительные движения, жесты в соответствии с текстом стихотворения. Расширять знания о чувствах и настроении, учить изображать эмоции персонажей. Продолжать знакомить детей с главами из книги С. Образцова.

Ход занятия

Педагог вносит театральную ширму, куклы на гапите: елочку и девочку Читает стихотворение «Елочка» и напоминает детям приемы управления верховыми куклами, участвующими в диалоге. Двое детей читают стихотворение по ролям и управляют куклами: когда кукла «говорит» - покачивают ее вперед-назад, затем держат неподвижно.

Девочка.Елочка, елочка, Колючая иголочка, Где ты выросла? Елочка. В лесу

Девочка. Что там видела? Елочка. Лису.

Девочка. Что в лесу? Елочка. Морозы, Голые березы, Волки и медведи -Вот и все соседи.

Девочка. А у нас под Новый год Каждый песенку поет. (М. Ивенсен)

Педагог читает стихотворение «Игра в снежки» и предлагает детям поиграть, выполняя действия в соответствии с текстом.

Мы в снежки играем смело (лепят снежки), Ах, какое это дело! (Резко бросают снежок}

Любим все морозный день (лепят снежки), Нам в снежки играть не лень. (Бросают снежок.)

Хлоп, хлоп, не зевай {хлопают в ладоши), Ты от нас не убегай. (Грозят пальчиком.)

Хлоп, хлоп, не зевай (хлопают), А теперь в меня бросай. (Ребенок указывает на себя.)

Пусть зима морозит нас, Мы погреемся сейчас (согревают дыханием руки):

Ручками похлопаем (хлопают), Ножками потопаем (топают). (Н. Вересокина)

Педагог читает потешку «Скачет галка» и предлагает рассказать, какие чувства испытывала галка до встречи с разбойниками и после. Предлагает надеть шапочки галки и разбойников и разыграть потешку с помощью жестов и движений.

Скачет галка по ельничку, Бьет хвостом по березничку.

Наехали на галку разбойнички, Сняли они с галки синь кафтан.

Не в чем галочке По городу гулять. Плачет галка,Да негде взять.

Выразительные движения: I - галка весело скачет, голова поднята, мышцы лица расслаблены; II - голова и плечи опущены, брови приподняты и сдвинуты.


 


 















3-8 класс Кукольный театр

Занятия 25-26

Цель. Подводить к созданию выразительного образа в этюдах с помощью интонации и пальчиковых кукол. Побуждать использовать выразителные жесты в соответствии с текстом стихотворения. Формировать умение определять черты характера персонажа, высказывать свое отношение к ним, передавать их. Расширять и активизировать словарь, закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Побуждать понимать душевное состояние человека, литературного персонажа, сочувствовать ему, изображать его с помощью мимики и жестов.

Ход занятия

Педагог вносит театральную ширму, пальчиковые куклы: мышку и ежа. Читает прибаутку. Предлагает взять куклы и разыграть прибаутку. Дети самостоятельно придумывают движения для кукол, ищут необходимую интонацию для персонажа.

Трах-тах, тарарах Русская народная прибаутка

Педагог. Трах-тах, тарарах, Едет мышка на ежах.

Ребенок с мышкой. Подожди, колючий еж, Больше ехать невтерпеж, Очень колешься ты, еж!

Педагог вносит шапочку зайца, читает прибаутку. Предлагает изобразить зайчика, используя жесты и интонацию. Заяц белый Русская народная прибаутка

Педагог. Заяц белый, Куда бегал? Заяц. В лес-дубраву.

Педагог. Что там делал? Заяц. Кору драл.

Педагог. Куда клал? Заяц. Под колоду убирал.

Педагог читает частушку. Мальчик Петя поздно встал -Просыпаться тяжко.

Умываться он не стал -Он ведь замарашка.

Просит детей высказать свое отношение к поведению Пети. Спрашивает: "Есть ли среди вас такие замарашки?" Дети высказываются, с помощью движений и мимики изображают Петю. Выразительные средства: капризная гримаса на лице, брови опущены и сдвинуты, голова наклонена вниз: рассматривает свои руки. Педагог разучивает с детьми скороговорку, обращая внимание на четкое и правильное произношение звуков. Пошел спозаранку Назар на базар. Купил там козу И корзинку Назар.

Педагог читает стихотворение. Кукла заболела

Почему больна ты, кукла, Знаю я теперь:

По ночам ты открывала Потихоньку дверь.

Чтоб не бегала ты больше С мишкой танцевать,

Мне тебя придется, кукла,На ночь запирать.

Дети рассказывают, что они чувст­вовали, когда болели, изображают больную куклу. Слушают в записи пьесу "Болезнь куклы" из "Детского альбома" ПИ. Чайковского.













3-8 класс Кукольный театр

Занятие 27-28

Цель. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Побуждать детей самостоятельно находить выразительные движения пальчиковыми куклами для создания образа. Формировать умение понимать и изображать отдельные эмоциональные состояния человека и литературного персонажа. Развивать способность различать и оценивать черты характера человека, изображать их с помощью мимики, жестов, движений. Совершенствовать речь детей, закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Познакомить со сценарием драматизации по сказке «Заяц в огороде».

Ход занятия

Педагог вносит театральную ширму, подснежник (бутафорский). Читает стихотворение и предлагает детям изобразить на ширме, как появляется из-под снега первый щеток.

Подснежник

Педагог. В лесу, где березки столпились гурьбой, Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку Зеленую вытянул ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил И тихо спросил...

Подснежник. Я вижу, погода тепла и ясна. Скажите, ведь правда, что это весна?

Педагог вносит детский халат доктора, читает стихотворение и предлагает изобразить эмоциональное состояние детей и доктора с помощью мимики, жестов и интонации. Педагог и дети инсценируют стихотворение.

Уши

1-й ребенок. Доктор, доктор, Как нам быть: Уши Мыть Или не мыть?

2-й ребенок. Если мыть, То как нам быть: Часто мыть Или пореже?

Педагог. Отвечает доктор...

Доктор. ЕЖЕ-

Педагог. Отвечает доктор...

Доктор. ЕЖЕ-

Педагог. Отвечает доктор гневно: «ЕЖЕ- ЕЖЕ- ЕЖЕДНЕВНО»! (Э. Мошковская)

Выразительные движения детей: внимательный взгляд устремлен на доктора, они заинтересованно ждут ответа врача. Выразительные движения доктора: нахмуренные брови, сердитый взгляд, устрашающая интонация голоса.

Педагог вносит детский фартук, игрушечную метлу. Читает стихотворение. Предлагает определить характер литературного персонажа и изобразить его с помощью мимики, жестов, движений и интонации.

Приходите, поглядите

Педагог. Метлу взяла И двор подмела.

Девочка. Всюду нос метла совала, Но и я не отставала -

От сарая до крыльца Танцевала без конца.

Приходите, поглядите, Хоть сориночку найдите. (Е. Благинина)

Выразительные движения: уверенные взмахи метлой, доброе выражение лица, улыбка, выразительная интонация.

Педагог предлагает детям разучить русскую народную скороговорку.

На рынке Кирилл Крынку и кружку купил.

Педагог разучивает скороговорку в медленном темпе, добиваясь четкого произношения гласных и согласных звуков. Затем темп постепенно увеличивается.

Педагог вносит бутафорский плетень, лейки, корзину, хворостинки; шапочки зайчика, капусты, моркови, горошка. Читает детям сценарий драматизации по сказке «Заяц в огороде» Л. Воронковой.

Заяц в огороде Драматизация по сказке Л. Воронковой

В центре зала огород, обнесенный изгородью. Дети в шапочках гороха, моркови и капусты располагаются по всему залу, сжавшись в комочки, опустив голову. В стороне корзина. Дети сажают овощи.

Ваня. В огород пришла весна. Мы посеем семена...

Катя. В черную земельку, В мягкую постельку.

Ваня. Вот и посадили. Теперь польем! Приносят лейки, поливают.

Катя. Ты, горошек, уродись, Над землею поднимись С пышными цветами, С крупными стручками! Дети в шапочках горошка медленно поднимаются. Горошек растет.

Ваня. Ты, морковка, уродись, Ты расти глубоко вниз,

А над грядкой, над землей Выкинь листик вырезной! Морковь вырастает.

Катя. Ты, капуста, уродись, На гряде расположись,

Белая да сладкая, Поднимись над грядкою. Капуста вырастает.

Ребята. В огороде зелено-зелено! В огороде весело-весело! Овощи пляшут. Свободная пляска.

Ваня. Жарко! Пойдем купаться! Катя. А кто огород сторожить будет?

Ваня. А что его сторожить? Катя. А вдруг заяц заберется?

Миша. Я буду сторожить. Коля. Ты маленький!

Миша. Маленький, да удаленький! Катя. Тебя заяц обманет он хитрый!

Миша. Я сам хитрый! Коля. Сторожи!

Катя. И светла, и широка Наша тихая река.

Ваня. Побежим кутаться, С рыбками плескаться!

Ребята уходят, за изгородью появляется заяц,

Миша. Ты что пришел? Уж не хочешь ли ты в огород забраться?

Заяц. А что у тебя в огороде? Миша. Не скажу!

Заяц. Если бы знал, рассказал. Миша. Расскажу! Только ты ничего не трогай!

Заяц. Не трону. Посмотрю только! Миша. Вот это горох!

Заяц. Я горох не ем: от него в горле дерет. А это что?

Миша. А это сладкая морковка. Заяц. Не люблю я морковку: о нее зубы поломаешь. А это что?

Миша. А это белая капуста. Заяц. Я от капусты совсем больным делаюсь,

Миша. Раз ты гороху не ешь, морковки не любишь, а от капусты болеешь, так мне и сторожить нечего. Пойду к ребятам. (Ухо­дит и поет?}

Побегу купаться, С рыбками плескаться!

Заяц (^подпрыгивает от радости). Обманул, обманул! Я Мишутку обманул!

Ох, какие гряды - Мне того и надо!

Заяц подходит к детям-овощам, начи­нает их «выдергивать» с грядки. Овощи принимают позы поломанных растений: опускают голову, руки-листочки опущены вниз, некоторые овощи лежат на полу.

Заяц. Ребята идут! Куда же мне спрятать­ся? (Прячется за корзиной)

Ваня. Смотрите, что тут заяц натворил! Хорошо, что утащить не успел! Да где же он сам-то? Куда спрятался?

Дети берут хворостины, ищут зайца. Миша бережно поднимает поломанные растения.

Коля, Катя, Ваня. Вот он! Обманщик! Воришка! (Заяц убегает. Его выгоняют)

Катя. Урожай у нас не плох, Уродился густо. И морковка, и горох, Белая капуста.

Ваня. За тенистым за оврагом Ходит заяц тихим шагом, Потирает спину: Помнит хворостину.

Коля. Уж ты, заяц, не ходи, Уж ты, заяц, не гляди.

Наши овощи поспели, Мы их вырастить сумели!

3-8 класс Кукольный театр

Занятие 29-30

Цель. Развивать мелкую моторику рук, совершенствовать жестикуляцию. Улучшать дикцию, вырабатывать четкую артикуляцию звука «ж». Учить различать отдельные черты характера человека, литературного персонажа. Побуждать изображать определенную черту характера с помощью мимики, жестов, интонации. Продолжать работу над драматизацией сказки «Заяц в огороде» Л. Воронковой. Закреплять знания о различных эмоциях, учить понимать чувства людей, литературных персонажей, передавать настроение с помощью мимики и жестов. Поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях, передавая пластикой тела эмоциональное настроение музыкального произведения.

Ход занятия

Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть свои пальчики, сосчитать их. Спрашивает: знают ли они, как называется каждый пальчик? Читает потешку. Затем ее читает ребенок, правой рукой поочередно дотрагиваясь до каждого пальчика левой руки.

Пальчики Русская народная потешка в обработке Л. Завальнюка

Я пальчик первый. Я Большой. Указательный - второй. Третий пальчик - Средний.

Четвертый — Безымянный. А пятый — Мизинчик, Маленький, румяный.

Педагог разучивает с детьми скороговорку в медленном темпе, четко артикулируя каждый звук, затем темп ускоряется.

Ужа оса ужалила, Ежу ужасно жаль его.

Педагог читает стихотворение. Хитрый мяч

И хитер же мячик наш! Чуть ногой его поддашь, Подлетит и - в огород! Где смородина растет.

Я тут вовсе ни при чем: Надо ж сбегать за мячом!(В. Суслов)

Предлагает детям изобразить характер мальчика, играющего в мяч.

Выразительные движения: руки разведены в стороны, плечи чуть приподняты, глаза широко раскрыты, брови нахмурены, рот полуоткрыт.

Педагог вносит реквизит к постановке сказки «Заяц в огороде». Продолжает работу над сказкой.

Читает стихотворение. Дети с помощью мимики и жестов изображают эмоциональное состояние персонажа.

Яблонька

Маленькая яблонька У меня в саду – Белая-пребелая, Вся стоит в цвету.

Я надела платьице С белою каймой. Маленькая яблонька, Подружись со мной! (И. Токмакова)

Затем ребенок читает стихотворение и мимикой, жестами передает эмоциональное состояние персонажа. Мимика: брови приподняты, глаза излу­чают радость, на лице улыбка.












3-8 класс Кукольный театр

Занятие 31-32

Цель. Побуждать играть с пальчиковыми куклами, самостоятельно придумывая движения для создания художественного образа. Развивать речь детей, добиваясь четкого и правильного произношения гласных и согласных звуков. Закреплять знания об отдельных чертах характера человека и литературного персонажа, учить изображать их с помощью мимики и жестов. Знакомить с различными эмоциями, учить называть и изображать их. Побуждать участвовать в игровых импровизациях, пластикой своего тела создавая художественный образ.

Ход занятия

Педагог вносит театральную ширму, верховые куклы: петушка и собачку. Читает потешку «Петушок» ипредлагает с помощью кукол разыграть ее. Дети самостоятельно придумывают движения для создания художественного образа.

Петушок Русская народная потешка в обработке Л. Завальнюка

Собачка.Петя, Петя, петушок, Золотой гребешок, Ты зачем так рано встал, «Ку-ка-ре-ку» прокричал?

Петух. А затем... Педагог. Петух ответил...Петух. Чтобы не проспал народ Солнца ясного восход!

Педагог разучивает с детьми скороговорку в медленном темпе, четко произнося гласные и согласные звуки. Когда скороговорка выучена, темп постепенно увеличивается. Пошла Поля Полоть в поле, Да все поле Не переполоть Поле. Педагог вносит шапочку козы. Читает детям потешку и предлагает передать характер козы с помощью мимики, жестов, движений.

Коза-хлопота Русская народная потешка

Коза-хлопота День-деньской занята. Ей - травы нащипать, Ей - на речку бежать,

Ей — козляток стеречь, Малых деток беречь, Чтобы волк не украл,

Чтоб медведь не задрал, Чтобы лисонька-лиса Их с собой не унесла.

Выразительные движения: ребенок выполняет действия, соответствующие тексту, мимикой и движениями выражая озабоченность и беспокойство.

Педагог читает стихотворение. Ива

Возле речки, у обрыва, Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко? Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый За косички дернул иву?

Может, ива хочет пить? Может, нам пойти спросить? (И. Токмакова)

Предлагает детям позвать, что чувствует ива в данной ситуации. Дети с помощью мимики и жестов передают душевное состояние литературного персонажа.

Выразительные движения: поникшая голова, печальный взгляд, нахмуренные брови, уголки губ опущены; руки безвольно повисли вдоль туловища.












3-8 класс Кукольный театр

Занятие 33-34

Цель. Закрепить знания об управлении пальчиковыми куклами куклами Учить различать и изображать различные черты характера человека, литературного персонажа. Совершенствовать речь детей, добиваясь правильного и четкого произношения гласных и согласных звуков. Развивать стремление различать и изображать различные эмоции с помощью мимики и жестов. Побуждать принимать участие в игровых импровизациях. 

Ход занятия

Педагог вносит театральную ширму, верховые куклы: двух коров; костюм пастушка и дудочку. Читает потешку «Пастушок» и предлагает разыграть ее. Ребенок в костюме пастушка сидит рядом с ширмой, «играя» на дудочке. На ширме дети с верховыми куклами разыгрывают потешку.

Пастушок Русская народная потешка в обработке Л. Завалънюка

Педагог. Заиграл пастушок В свой пастуший рожок

А коровы помолчали, А потом вдруг замычали.

Коровы. Му-му-му!

Педагог. Они запели.

Коровы. Много мы травы поели. А теперь - веселый час, Му-му-музыка у нас!

Педагог читает стихотворение «Как у нашей Ирки» Е. Благининой и предлагает определить характеры девочек. Дети высказывают свое отношение к поступкам персонажей стихотворения, изображают их с помощью мимики и жестов.

Педагог. Как у нашей Ирки На чулках по дырке! Почему, Почему На чулках по дырке?

1-й ребенок. Потому что неохота Штопать нашей Ирке.

(Неряшливый вид: пуговицы расстегнуты, волосы растрепаны, чулки в дырках, сандалии не застегнуты. Выражение лица растерянное.)

Педагог. Как у нашей Натки Штопка на пятке! Почему, Почему Штопка на пятке?

2-й ребенок. Потому что неохота Быть неряхой Натке.

(Одежда у девочки опрятная, она аккуратно причесана; на лице улыбка, уверенный взгляд.) Педагог разучивает с детьми скороговорку, добиваясь правильного и четкого произношения гласных и согласных звуков в медленном темпе, затем темп постепенно ускоряется.

Коси, коса,Пока роса. Роса долой, И мы домой. Педагог вносит бутафорский колодец, ведерко. Читает потешку.

Водичка Русская народная потешка в обработке Л. Завальнюка

От водички, от водицы Все улыбками искрится. От водички, от водицы Веселей цветы и птицы, Катя умывается, Солнце улыбается.

Ребенок достает из колодца ведром «воду», поливает на руки девочки, та умывается. С помощью мимики и жестов дети передают свое эмоциональное состояние. Выразительные движения: руками девочка ловит «водичку», на лице улыбка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!