СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Платные курсы по физике 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

платные курсы по физике                          

Просмотр содержимого документа
«Платные курсы по физике 9 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 3 города Нижневартовска»







Рабочая программа

платных образовательных услуг

«методы решения физических задач»


ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 -х классов



















Содержание


Пояснительная записка………………………………………………….....3

Учебно-тематический план…………………………………………………5

Содержание программы……………………………………………………6

Перечень ключевых слов………………………………………………......7

Список литературы………………………………………………………….9

Календарно-тематическое планирование……………………………….10





Пояснительная записка.


Рабочая программа элективного курса по физике составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В.А. Коровин, - «Дрофа», 2008 г. и авторской программы: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Методы решения физических задач», - М.: Дрофа, 2008 г.

Для реализации программы использовано учебное пособие: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы», - «Вентана-Граф», 2010 г.

Курс рассчитан на 1 год обучения – 9 классы.

Количество часов в год по программе:68.

Количество часов в неделю: 2, что соответствует школьному учебному плану.

Курс рассчитан на учащихся 9 классов и предполагает совершенствование подготов­ки школьников по освоению основных разделов физики.

Основные цели курса:

  • развитие интереса к физике и решению физических задач;

  • совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

  • формирование представлений о постановке, класси­фикации, приемах и методах решения школьных физи­ческих задач.

Программа элективного курса согласована с требова­ниями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики про­фильной школы. Она ориентирует учителя на дальней­шее совершенствование уже усвоенных учащимися зна­ний и умений. Для этого вся программа делится на не­сколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы со­ставления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при реше­нии задач особое внимание уделяется последовательнос­ти действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. В начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики. При рабо­те с задачами следует обращать внимание на мировоз­зренческие и методологические обобщения: потребнос­ти общества и постановка задач, задачи из истории фи­зики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явле­ний при решении задач и др.

При решении задач по механике, молекулярной фи­зике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы дан­ной физической теории.

На занятиях применяют­ся коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, под­готовка к олимпиаде, подбор и составление задач на те­му и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: реше­ние по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по реше­нию задачи, самоконтроль и самооценка, моделирова­ние физических явлений и т.д.


Общие рекомендации к проведению занятий

При изучении курса могут возникнуть методические сложности, связанные с тем, что знаний по большинству разделов курса физики на уровне основной школы недостаточно для осознанного восприятия ряда рассматриваемых вопросов и задач.

Большая часть материала, составляющая содержание прикладного курса, соответствует государственному образовательному стандарту физического образования на профильном уровне, в связи, с чем курс не столько расширяет круг предметных знаний учащихся, сколько углубляет их за счет усиления непредметных мировоззренческой и методологической компонент содержания.




Требования к уровню освоения содержания курса:

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать физическое явление;

  • проговаривать вслух решение;

  • анализировать полученный ответ;

  • классифицировать предложенную задачу;

  • составлять простейших задачи;

  • последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;

  • выбирать рациональный способ решения задачи;

  • решать комбинированные задачи;

  • владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;

  • владеть методами самоконтроля и самооценки.

















Учебно-тематический план


п/п

Название разделов

Количество

часов

1.

Физическая задача. Классификация задач

4

2.

Правила и приемы решения физических задач

6

3.

Динамика и статика

8

4.

Законы сохранения

8

5.

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел

6

6.

Основы термодинамики

6

7.

Электрическое и магнитное поля

6

8.

Постоянный электрический ток в различных средах

8

9.

Электромагнитные колебания и волны

14

10.

Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач

3


Итого:

68




































Содержание программы


Физическая задача. Классификация задач (4 ч)

Что такое физическая задача. Состав физической за­дачи.

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры за­дач всех видов.

Правила и приемы решения физических задач (6 ч)

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Выполнение плана решения задачи. Анализ решения и его значе­ние. Оформление решения.

Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров реше­ния задач.

Динамика и статика (8 ч)

Решение задач на основные законы динамики: Ньюто­на, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопро­тивления.

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

Задачи на принцип относительности: кинематиче­ские и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

Законы сохранения (8 ч)

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механиче­ской энергии.

Решение задач несколькими способами. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (6 ч)

Качественные задачи на основные положения и ос­новное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ).

Задачи на определение характеристик влаж­ности воздуха.

Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение.

Основы термодинамики (6ч)

Задачи на тепловые двигатели.

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель тепло­вой машины.

Электрическое и магнитное поля (6 ч)

Задачи разных видов на описание электрического по­ля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями. Решение задач на описание систем конденсаторов.

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

.

Постоянный электрический ток в различных средах (8 ч)

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов: закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д.

Электромагнитные колебания и волны (14 ч)

Задачи разных видов на описание явления электро­магнитной индукции: закон электромагнитной индук­ции, правило Ленца, индуктивность.

Задачи на переменный электрический ток: характе­ристики переменного электрического тока, электриче­ские машины, трансформатор.

Задачи на описание различных свойств электромаг­нитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геомет­рической оптике: зеркала, оптические схемы.

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: пло­ский конденсатор заданной емкости, генераторы раз­личных колебаний, прибор для измерения освещеннос­ти, модель передачи электроэнергии и др.

Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач (2ч)































Перечень ключевых слов

1. Физическая задача.

2. Классификация задач.

3. Алгоритм решения задач.

4. Приемы решения задач.

5. Физический закон.

6. Экспериментальная задача.

7. Теоретическая задача.

8. Вычислительная задача.

9. Анализ задачи.






























Список литературы


  1. Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 10-11кл.:-9-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2005.-398с.

  2. Кабардин О.Ф. ГИА-2011.Физика.9кл. М.:Дрофа,2011.-219с.

  3. Камзеева Е.Е. , Демидова М.Ю. ГИА-2013: Экзамен в новой форме: Физика : 9кл.:Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. М.:Астрель,2013.-126с.

  4. Камзеева Е.Е., Демидова М.Ю. ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Физика : 9кл.:Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. М.:Астрель,2010.-116с.

  5. Орлов В.А.,Сауров. Ю.А. «Практика решения физических задач. 10-11 классы», - М.: «Вентана-Граф», 2010 -272с.


















Календарно-тематическое планирование 9 класс

Четверть

Примерные

сроки

Фактические

сроки

Тема

Количество

часов

Экскурсии




  1. Физическая задача. Классификация задач

4





Что такое физическая задача. Состав физической за­дачи.

2





Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры за­дач всех видов.

2





  1. Правила и приемы решения физических задач

6





Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи.

2





Выполнение плана решения задачи. Оформление решения.

2





Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров реше­ния задач.

2





  1. Динамика и статика

8





Задачи на основные законы динамики: Ньюто­на, законы для сил тяготения.

2





Задачи на основные законы динамики: упругости, трения, сопро­тивления.

2





Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

2





Задачи на принцип относительности: кинематиче­ские и динамические

характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

2





  1. Законы сохранения

8





Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.

2





Задачи на определение работы и мощности. Решение задач несколькими способами.

2





Задачи на закон сохранения и превращения механиче­ской энергии.

2





Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.

2





  1. Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел

6





Качественные задачи на основные положения и ос­новное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ).

2





Задачи на определение характеристик влаж­ности воздуха.

2





Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и

относительное удлинение

2





  1. Основы термодинамики

6





Задачи на тепловые двигатели.

2



Четверть

Примерные

сроки

Фактические

сроки

Тема

Количество

часов

Экскурсии




Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.


2




Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель тепло­вой машины.

2





VII. Электрическое и магнитное поля

6





Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.

2





Задачи разных видов: закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений.

2





Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи,

на определение сопротивлений участков цепи и т. д.

2





VIII. Электромагнитные колебания и волны

14





Задачи разных видов на описание явления электро­магнитной индукции: закон электромагнитной индук­ции, правило Ленца, индуктивность.

2





Задачи на переменный электрический ток: характе­ристики переменного электрического тока, электриче­ские машины, трансформатор.

2





Задачи на описание различных свойств электромаг­нитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция.

2





Задачи по геомет­рической оптике: зеркала, оптические схемы.

2





Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.


2




Конструкторские задачи и задачи на проекты: пло­ский конденсатор заданной емкости.

2





Конструкторские задачи и задачи на проекты: генераторы раз­личных колебаний,

прибор для измерения освещеннос­ти, модель передачи электроэнергии и др.

2





XI. Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач

2





Примеры решения задач ГИА

2