СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки доброты А.П. Платонова "Неизвестный цветок" открытый урок

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок первичного предъявления  новых знаний и способов учебных действий

Просмотр содержимого документа
«открытый урок»

Тема: «Неизвестный цветок» А. П. Платонова. Уроки доброты


Должность: учитель русского языка и литературы Белкина Анна Сергеевна

Учебный предмет: литература

Класс:6 «А»

Тема урока:"Неизвестный цветок" А.П. Платонова. Уроки доброты.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий


Используемые технологии: технология продуктивного чтения, технология развития критического мышления, ИКТ


Приемы: «Ромашка Блума», работа в группах, вопрос автору, чтение по ролям, анализ текста

Оборудование урока:

1. Учебники литературы 6 кл. под редакцией В.Я. Коровиной

2. Мультимедийная презентация

3. Раздаточный материал


  1. Цель урока: формировать в учащихся деятельное отношение к жизни: убеждение в том, что всё хорошее достигается большим трудом, что ближним бывает необходима твоя помощь; раскрытие мысли писателя через осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий на основе совместной деятельности..


Результаты деятельности:

Личностные (ЛР): Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Метапредметные (МПР):

РУУД: находить необходимую информацию в тексте.

ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

КУУД: оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

Предметные (ПР):познакомить со сказкой-былью «Неизвестный цветок», обратив внимание учащихся на своеобразие языка писателя, неповторимость его стиля; раскрыть художественное выражение мысли писателя.


Сценарий урока

- Итак, ребята, сегодня необычный урок литературы. У нас сегодня гости. Но мы не волнуемся, мы гостям рады. Работаем как всегда, и общая дружная работа поможет нам справиться с любой задачей.

  1. Вообразите себе, что перед вами появился этот немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел, пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Он умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы. Запишите тему урока. Сегодня на уроке мы вновь обращаемся к творчеству писателя-философа Андрея Платоновича Платонова(Клементова). Он продолжает знакомить читателей с чувствами, которые возможно пробудить в человеке: способность проявлять добро, внимание, сострадание.( слайд 2)



. Ведь прав А. Платонов( слайд)

На доске эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно,
Зло подолгу не живёт.

(слайд)

А.П. Платонов прожил недолгую жизнь – 52 года. Он родился на рубеже двух веков так же как А. Грин. Вместе со страной пережил и войны, и революцию, и лишения, и голод, и гонения. Всю свою жизнь Платонов размышлял о судьбе человека, ему очень хотелось помочь человеку в таком неустроенном, тревожном мире, полном опасности и поворотов истории. Милосердие, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир, единение людей – это заповеди писателя, которыми он щедро наделил своих героев.)

2). Стадия вызова.

Вы уже знаете факты из жизни писателя. Давайте вспомним:

Чем необычен писатель Андрей Платонов?

В чём художественное своеобразие писателя?


Объединитесь в группы и обсудите заданные вопросы, составив кластер. запишите те качества писателя, которые подтверждают его необычность (используется статья учебника: страницы биографии).


Любовь к «потной работе» А.А. Платонов гуманность и искренность


Понимание души русского человека свой непохожий язык


(Слайд) Сказка-быль «Неизвестный цветок» - была написана Платоновым в 1950 году. В это время он уже был тяжело болен, почти не вставал с постели. А спустя год Платонов умер в атмосфере непризнания, житейских невзгод, мучимый туберкулезом.

Несмотря на тяжелые обстоятельства жизни, Платонов сохранил любовь ко всему живому и трепетное отношение к миру природы. Он пристально вглядывается в окружающий мир, его волнует каждый цветок, каждая травинка, писатель чувствует их неповторимость. Сказка-быль «Неизвестный цветок» звучит как светлый гимн жизни, которая рождается в страданиях, борется за существование, умирает и снова возрождается. Все в мире неразрывно слито, и в этом состоит его гармония.

  1. Беседа с классом. Работа с текстом. (10 мин)

1.Стадия осмысления. Работа с текстом.

Почему А. Платонов назвал своё произведение сказкой-былью? Что в нём сказочного и что реального?

Работа в группах:

1-2-3гр. –находят отличительные признаки жанра сказки.

4-5-6гр. – записывают примеры реальных событий (слайд №4).

Сказка – быль

  1. Сказочное повествование 1. Жизнь девочки

  2. Говорящий цветок 2. Помощь пионеров

  3. Жизнь цветка 3. Жизнь природы

  4. Почему автор объединил несовместимые жанры?

- Давайте попробуем дать ответ.

- Итак, жанр произведения выбран неслучайно:

1. именно сказка учит своего читателя добру и состраданию чужому горю, не должно быть сирот на свете.
2.Автор сочувствует цветку, он восхищается этим одиноким цветочком - тружеником. Его друзья - лучики солнца и ветер.

  1. (слайд ). Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятила свою жизнь памяти отца.
    Она организовала свыше 50 посмертных изданий Платонова.
    «Неизвестный цветок» – один из последних рассказов писателя. Спустя годы это произведение было высоко оценено.

  2. Перед нами сказка-быль «Неизвестный цветок»,написанная (в1950 году) незадолго до смерти писателя и подаренная дочке Маше. Это своеобразное завещание - его завещание, последний наказ ей и всем нам, людям.

Что такое «завещание»? (наказ на будущее).(слайд5).

Завещание - духовная,

последняя воля,

последнее распоряжение

человека.

  1. Создание проблемной ситуации.

Итак, завещание Платонова - «Неизвестный цветок. - Попробуем понять, что же завещал своей дочери А. Платонов, и воссоздать основные пункты его последнего наказа. Какими хотел видеть людей писатель? И что нужно, чтобы стать на этой земле счастливым? А ответить на все эти непростые вопросы и поможет нам сказка-быль «Неизвестный цветок».

С текстом рассказа вы познакомились дома. А хорошо ли усвоили прочитанное? Проверим.

Приём «Ромашка Блума». Работа в группах.


Учащиеся делятся на группы по 5 человек, выбирают капитанов, которым предоставляется право выбрать из листов с вопросами вопрос для своей команды. Вопросы обсуждаются в группах и озвучиваются всей командой по очереди. Причем начинает обсуждение вопроса капитан,. Капитан подводит итог. Круг замыкается.


А сейчас мы с вами вместе вернемся к тексту сказки и постараемся разобраться, О ЧЕМ И КАК хотел рассказать нам Платонов?.

  1. группа «Литературоведы» .К какому художественному приему прибегает автор, чтобы вдохнуть жизнь в цветок? Примеры выпишите из текста(автор использует такой литературный прием, как олицетворение).

Цветок думает, размышляет, старается выжить среди камней.

«Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Читатель не может не сочувствовать цветку, наделенному свойствами человека.

(слайд)

2 группа – «Художники - лингвисты» - находят в тексте слова, словосочетания, помогающие «нарисовать» образ неизвестного цветка до встречи с Дашей и год спустя (эпитеты);

(группа «Художники-эпитеты»: у него нет имени, ему трудно выжить на «мёртвой глине», «одна жилка была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета», «…мученье его обозначалось в листьях разными цветами…», «он…был слепой…», «стал настоящим цветком», «венчик…простого светлого цвета, ясного и сильного…», , «маленький цветок- труженик» запись на доске).



3 группа «Художники – деятели» - находят в тексте слова, словосочетания,

помогающие «нарисовать» жизнь цветка (глаголы, глагольные сочетания)группа «Художники – деятели»:«Он рос один на пустыре...», «Нечем ему было питаться в камне и глине...», «Он поднимал листья против ветра... он всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям...», «он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости»… )

4 группа «Живописцы» - находят в тексте слова и предложения, помогающие «нарисовать» окружающую цветок действительность (пустырь)

группа «Живописцы»: «на пустыре трава не росла, а лежали одни старые камни, и меж ними…сухая мёртвая глина», «пустырь был … голый»запись на доске )

5 группа» «Художники»Нарисуйте, каким вы видите цветок, дайте ему имя.?

6 группа Прием «Чтение по ролям»: (От слов: «Она пошла в пустырь и увидела около камня то т маленький цветок. ..до слов: «Даша склонилась к нему и поцеловала его…» (Осуществляется как индивидуальная работа учителя с четырьмя учениками.)

1.Подумайте, почему такой грустью наполнены эти строчки сказки?

( - Цветок не уверен в себе, он будто извиняется за свою непохожесть на других.Он чувствует себя виноватым за своё нечаянное появление на пустыре.)

2.Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку?( - Девочка оценила трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни.

- Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят.)

3.Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной?

Ребята хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде».)

4.Как земля отблагодарила ребят? ( На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.)

5.А что же стало с неизвестным цветком? (Он умер, но повторился в своём сыне, который был ещё лучше) Прежний цветок погиб на удобренной, возделанной земле, но возродился меж двумя тесными камнями: «… он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне»

6.Чем сын был не похож на отца?

- Новый цветок, выросший на пустыре между камнями, был «намного лучше… и еще прекраснее». Как вы считаете, что этим фактом хотел сказать писатель? (Писатель хотел показать, что только преодоление неблагоприятных обстоятельств и борьба за выживание создают красоту жизни)…».

7.Удалось Даше спасти цветок? Что помогло ей в этом?

Вывод: Сочувствие, сопереживание, сострадание- это важные свойства человеческой души. Даша познакомилась с цветком, постаралась понять его, проявила деятельное сострадание, помнила о нем в разлуке, стала настоящим другом.

Даша совершила открытие маленькой неизвестной жизни, сделала шаг навстречу одинокой душе, сумела разглядеть то, что никто до нее не замечал.



Работа в группах. Подумайте над вопросами, предложенными в карточке. Проверка.

1.У цветка было личное пространство – пустырь. Был ли счастлив цветок? (Нет).

2.Почему? (Он был одинок).

3.А что сделало его счастливым? (Пришли дети «с добром» и спасли цветок).

4. Значит, каким должно быть и пространство человека, чтобы он чувствовал себя счастливым? (Добрым).




  1. Первичная проверка понимания.

Ребята, только ли о цветке идет речь в сказке-были Платонова? (О людях, об их способности выживать, бороться, быть сильными духом, уметь сострадать, помогать, сочувствовать)

Мы побывали с вами в замечательной сказке о трудолюбии, доброте, любви. А теперь давайте нарисуем свою сказку, превратим пустырь в сад!

К уроку вы подготовили иллюстрации цветов.

Посмотрите на наш пустырь – он ожил и зацвёл. Мы с вами нарисовали сказку, проделали в своем сердце работу, которую проделал маленький цветок – подарили новую жизнь этому прекрасному миру.


Ребята, вспомните, какие цели мы с вами ставили в начале урока? Достигли ли мы их? А какие действия и знания вам помогли достигнуть цели?

Что же завещал писатель-философ своей дочери и всем нам. Как нужно жить, чтобы быть счастливым? Что необходимо помнить? (Дети самостоятельно записывают ответы в тетради)


Что завещал Платонов? Какими нам надо быть?


«Жить- значить действовать». А. Франс.

«Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». Гораций

«Кто не отзывается на зов, отказывается от того, для чего его зовут». Суахали

«Неизвестный цветок» Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения.


5) Стадия рефлексии.

Возвращение к кластеру (слайд №2).

Чем же необычны герои Платонова?

Они очень восприимчивы, добры, любят жизнь. Они верят, что маленькие добрые дела, которые совершает чистый сердцем человек, могут изменить мир, сделать его добрее и лучше.




Домашнее задание

1.Написать отзыв к сказке Неизвестный цветок»


2.Ответить на вопрос «Стоит ли жить так, как жил «неизвестный цветок»?»

3. Составить кластер:

3.1 ряд – цветок

2 ряд- Даша

3 ряд - пионеры





Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- У вас на партах лежат разноцветные лепестки. Пусть каждый возьмёт себе один и напишет на нём предложение, которое будет начинаться:

Я открыл для себя…

Я сегодня узнал…

Особенно интересно было…

Меня очень удивило…

(Слайд )

- Лепестки прикрепите к цветку на доске.

- Положите руку на свое сердце. Говорят, там душа человека. Я желаю всем, чтобы наши сердца были всегда открыты для прекрасного, для людей, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость, счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, придуманный

А.П. Платоновым.



Просмотр содержимого документа
«приложение»

1. Чем необычен писатель Андрей Платонов?

В чём художественное своеобразие писателя?







.А. П.Платонов







2.Сказка 2. Быль















Работа в группах. Подумайте над вопросами, предложенными в карточке. Проверка.

  1. У цветка было личное пространство – пустырь. Был ли счастлив цветок?


2.Почему?


3..А что сделало его счастливым?

4. Значит, каким должно быть и пространство человека, чтобы он чувствовал себя счастливым?



















«Литературоведы»











































«Художники - лингвисты»











































«Художники – деятели»









































«Живописцы»









































«Художники»

















































«Артисты»

Просмотр содержимого презентации
«открытый урок платонов 1»

«Неизвестный цветок» А.П. Платонова (1899-1951) Уроки доброты Учитель русского языка и литературы МАОУ г. Иркутска СОШ №63 Белкина Анна Сергеевна

«Неизвестный цветок»

А.П. Платонова

(1899-1951)

Уроки доброты

Учитель русского языка и литературы МАОУ

г. Иркутска СОШ №63 Белкина Анна Сергеевна

Лишь добро одно бессмертно,  Зло подолгу не живёт.

Лишь добро одно бессмертно, Зло подолгу не живёт.

А.П. Платонов прожил недолгую жизнь – 52 года. Он родился на рубеже двух веков. Вместе со страной пережил и войны, и революцию, и лишения, и голод, и гонения. Всю свою жизнь Платонов размышлял о судьбе человека , ему очень хотелось помочь человеку в таком неустроенном, тревожном мире, полном опасности и поворотов истории. Милосердие, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир, единение людей – это заповеди писателя, которыми он щедро наделил своих героев.

А.П. Платонов прожил недолгую жизнь – 52 года. Он родился на рубеже двух веков. Вместе со страной пережил и войны, и революцию, и лишения, и голод, и гонения. Всю свою жизнь Платонов размышлял о судьбе человека , ему очень хотелось помочь человеку в таком неустроенном, тревожном мире, полном опасности и поворотов истории. Милосердие, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир, единение людей – это заповеди писателя, которыми он щедро наделил своих героев.

Сказка-быль «Неизвестный цветок»  - была написана Платоновым в 1950 году. В это время он уже был тяжело болен, почти не вставал с постели. А спустя год Платонов умер.  Несмотря на тяжелые обстоятельства жизни, Платонов сохранил любовь ко всему живому и трепетное отношение к миру природы. Он пристально вглядывается в окружающий мир, его волнует каждый цветок, каждая травинка, писатель чувствует их неповторимость. Сказка-быль «Неизвестный цветок» звучит как светлый гимн жизни, которая рождается в страданиях, борется за существование, умирает и снова возрождается. Все в мире неразрывно слито, и в этом состоит его гармония.

Сказка-быль «Неизвестный цветок»

- была написана Платоновым в 1950 году. В это время он уже был тяжело болен, почти не вставал с постели. А спустя год Платонов умер.

Несмотря на тяжелые обстоятельства жизни, Платонов сохранил любовь ко всему живому и трепетное отношение к миру природы. Он пристально вглядывается в окружающий мир, его волнует каждый цветок, каждая травинка, писатель чувствует их неповторимость. Сказка-быль «Неизвестный цветок» звучит как светлый гимн жизни, которая рождается в страданиях, борется за существование, умирает и снова возрождается. Все в мире неразрывно слито, и в этом состоит его гармония.

Сказочное  повествование Жизнь девочки Помощь пионеров Говорящий цветок Быль Сказка Жизнь цветка Жизнь природы

Сказочное

повествование

Жизнь девочки

Помощь пионеров

Говорящий

цветок

Быль

Сказка

Жизнь цветка

Жизнь природы

Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятила свою жизнь памяти отца.  Она организовала свыше 50 посмертных изданий Платонова.  «Неизвестный цветок» – один из последних рассказов писателя. Спустя годы это произведение было высоко оценено.

Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятила свою жизнь памяти отца. Она организовала свыше 50 посмертных изданий Платонова. «Неизвестный цветок» – один из последних рассказов писателя. Спустя годы это произведение было высоко оценено.

Завещание - духовная, последняя воля, последнее распоряжение человека.

Завещание - духовная,

последняя воля,

последнее распоряжение

человека.

Олицетворение – это когда неодушевленные предметы и животные наделены человеческими качествами и чувствами

Олицетворение – это когда неодушевленные предметы и животные наделены человеческими качествами и чувствами

Необычные выражения Комментарий Цветок всю ночь сторожил росу; Он трудился день и ночь; Скапливал, берёг, собирал. Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль Собирал росу, останавливал ветер, рос. Он хотел жить, терпел, боролся за жизнь.

Необычные выражения

Комментарий

Цветок всю ночь сторожил росу;

Он трудился день и ночь;

Скапливал, берёг, собирал.

Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль

Собирал росу, останавливал ветер, рос.

Он хотел жить, терпел, боролся за жизнь.

Трудная жизнь маленького цветка Слова – глаголы :  жил и жил,  рос, сторожил, трудился, превозмогал,  нуждался, радовался, старался расти. Глагол – это самая сложная и самая ёмкая часть речи. С его помощью можно описать жизнь в развитии. Энергия глагола придаёт повествованию динамичность.

Трудная жизнь маленького цветка

Слова – глаголы :

жил и жил,

рос, сторожил,

трудился, превозмогал,

нуждался, радовался,

старался расти.

Глагол – это самая сложная и самая ёмкая часть речи. С его помощью можно описать жизнь в развитии. Энергия глагола придаёт повествованию динамичность.

Пионер - член детской  организации в СССР Пустырь - незастроенное, заброшенное, запущенное пространство близ жилья

Пионер - член детской

организации в СССР

Пустырь - незастроенное, заброшенное,

запущенное пространство близ жилья

Нарисуйте, каким вы видите цветок, Дайте ему имя?

Нарисуйте, каким вы видите цветок, Дайте ему имя?

«Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй».

«Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй».

«Жить – значит действовать» А.Франс «Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений»  Гораций «Кто не отзывается на зов, отказывается от того,  для чего его зовут» Саухали

«Жить – значит действовать» А.Франс

«Жизнь ничего не дарует

без тяжких трудов и волнений»

Гораций

«Кто не отзывается на зов, отказывается от того,

для чего его зовут»

Саухали

Заветные идеи А.П.Платонова Память Чтобы справиться со злом, нужно обладать огромной силой духа  и упорно трудиться труд Против враждебных сил мира нужно бороться людям с чистыми, как у детей, помыслами и добрым сердцем добро Для преодоления зла люди должны объединиться. единение Только любовь и труд могут  объединить распавшуюся Вселенную любовь и труд

Заветные идеи А.П.Платонова

Память

Чтобы справиться со злом, нужно обладать огромной силой духа и упорно трудиться

труд

Против враждебных сил мира нужно бороться людям с чистыми, как у детей, помыслами и добрым сердцем

добро

Для преодоления зла люди должны объединиться.

единение

Только любовь и труд могут

объединить распавшуюся Вселенную

любовь и труд

«Неизвестный цветок» 1.Я открыл для себя… 2.Я сегодня узнал… 3.Особенно интересно было… 4.Меня очень удивило…

«Неизвестный цветок»

1.Я открыл для себя…

2.Я сегодня узнал…

3.Особенно интересно было…

4.Меня очень удивило…

Твори добро!

Твори добро!

Д/з Написать отзыв к сказке «Неизвестный цветок» .  Синквейн 1 ряд – цветок 2 ряд- Даша 3 ряд - пионеры

Д/з Написать отзыв

к сказке

«Неизвестный цветок» .

Синквейн

1 ряд – цветок

2 ряд- Даша

3 ряд - пионеры


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!