Тема: «Неизвестный цветок» А. П. Платонова. Уроки доброты
Должность: учитель русского языка и литературы Белкина Анна Сергеевна
Учебный предмет: литература
Класс:6 «А»
Тема урока:"Неизвестный цветок" А.П. Платонова. Уроки доброты.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий
Используемые технологии: технология продуктивного чтения, технология развития критического мышления, ИКТ
Приемы: «Ромашка Блума», работа в группах, вопрос автору, чтение по ролям, анализ текста
Оборудование урока:
1. Учебники литературы 6 кл. под редакцией В.Я. Коровиной
2. Мультимедийная презентация
3. Раздаточный материал
Цель урока: формировать в учащихся деятельное отношение к жизни: убеждение в том, что всё хорошее достигается большим трудом, что ближним бывает необходима твоя помощь; раскрытие мысли писателя через осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий на основе совместной деятельности..
Результаты деятельности:
Личностные (ЛР): Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Метапредметные (МПР):
РУУД: находить необходимую информацию в тексте.
ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
КУУД: оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности
Предметные (ПР):познакомить со сказкой-былью «Неизвестный цветок», обратив внимание учащихся на своеобразие языка писателя, неповторимость его стиля; раскрыть художественное выражение мысли писателя.
Сценарий урока
- Итак, ребята, сегодня необычный урок литературы. У нас сегодня гости. Но мы не волнуемся, мы гостям рады. Работаем как всегда, и общая дружная работа поможет нам справиться с любой задачей.
Вообразите себе, что перед вами появился этот немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел, пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Он умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы. Запишите тему урока. Сегодня на уроке мы вновь обращаемся к творчеству писателя-философа Андрея Платоновича Платонова(Клементова). Он продолжает знакомить читателей с чувствами, которые возможно пробудить в человеке: способность проявлять добро, внимание, сострадание.( слайд 2)
. Ведь прав А. Платонов( слайд)
На доске эпиграф:
Лишь добро одно бессмертно,
Зло подолгу не живёт.
(слайд)
А.П. Платонов прожил недолгую жизнь – 52 года. Он родился на рубеже двух веков так же как А. Грин. Вместе со страной пережил и войны, и революцию, и лишения, и голод, и гонения. Всю свою жизнь Платонов размышлял о судьбе человека, ему очень хотелось помочь человеку в таком неустроенном, тревожном мире, полном опасности и поворотов истории. Милосердие, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир, единение людей – это заповеди писателя, которыми он щедро наделил своих героев.)
2). Стадия вызова.
Вы уже знаете факты из жизни писателя. Давайте вспомним:
Чем необычен писатель Андрей Платонов?
В чём художественное своеобразие писателя?
Объединитесь в группы и обсудите заданные вопросы, составив кластер. запишите те качества писателя, которые подтверждают его необычность (используется статья учебника: страницы биографии).
Любовь к «потной работе» А.А. Платонов гуманность и искренность
Понимание души русского человека свой непохожий язык
(Слайд) Сказка-быль «Неизвестный цветок» - была написана Платоновым в 1950 году. В это время он уже был тяжело болен, почти не вставал с постели. А спустя год Платонов умер в атмосфере непризнания, житейских невзгод, мучимый туберкулезом.
Несмотря на тяжелые обстоятельства жизни, Платонов сохранил любовь ко всему живому и трепетное отношение к миру природы. Он пристально вглядывается в окружающий мир, его волнует каждый цветок, каждая травинка, писатель чувствует их неповторимость. Сказка-быль «Неизвестный цветок» звучит как светлый гимн жизни, которая рождается в страданиях, борется за существование, умирает и снова возрождается. Все в мире неразрывно слито, и в этом состоит его гармония.
Беседа с классом. Работа с текстом. (10 мин)
1.Стадия осмысления. Работа с текстом.
Почему А. Платонов назвал своё произведение сказкой-былью? Что в нём сказочного и что реального?
Работа в группах:
1-2-3гр. –находят отличительные признаки жанра сказки.
4-5-6гр. – записывают примеры реальных событий (слайд №4).
Сказка – быль
Сказочное повествование 1. Жизнь девочки
Говорящий цветок 2. Помощь пионеров
Жизнь цветка 3. Жизнь природы
Почему автор объединил несовместимые жанры?
- Давайте попробуем дать ответ.
- Итак, жанр произведения выбран неслучайно:
1. именно сказка учит своего читателя добру и состраданию чужому горю, не должно быть сирот на свете.
2.Автор сочувствует цветку, он восхищается этим одиноким цветочком - тружеником. Его друзья - лучики солнца и ветер.
(слайд ). Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятила свою жизнь памяти отца.
Она организовала свыше 50 посмертных изданий Платонова.
«Неизвестный цветок» – один из последних рассказов писателя. Спустя годы это произведение было высоко оценено.
Перед нами сказка-быль «Неизвестный цветок»,написанная (в1950 году) незадолго до смерти писателя и подаренная дочке Маше. Это своеобразное завещание - его завещание, последний наказ ей и всем нам, людям.
Что такое «завещание»? (наказ на будущее).(слайд5).
Завещание - духовная,
последняя воля,
последнее распоряжение
человека.
Создание проблемной ситуации.
Итак, завещание Платонова - «Неизвестный цветок. - Попробуем понять, что же завещал своей дочери А. Платонов, и воссоздать основные пункты его последнего наказа. Какими хотел видеть людей писатель? И что нужно, чтобы стать на этой земле счастливым? А ответить на все эти непростые вопросы и поможет нам сказка-быль «Неизвестный цветок».
С текстом рассказа вы познакомились дома. А хорошо ли усвоили прочитанное? Проверим.
Приём «Ромашка Блума». Работа в группах.
Учащиеся делятся на группы по 5 человек, выбирают капитанов, которым предоставляется право выбрать из листов с вопросами вопрос для своей команды. Вопросы обсуждаются в группах и озвучиваются всей командой по очереди. Причем начинает обсуждение вопроса капитан,. Капитан подводит итог. Круг замыкается.
А сейчас мы с вами вместе вернемся к тексту сказки и постараемся разобраться, О ЧЕМ И КАК хотел рассказать нам Платонов?.
группа «Литературоведы» .К какому художественному приему прибегает автор, чтобы вдохнуть жизнь в цветок? Примеры выпишите из текста(автор использует такой литературный прием, как олицетворение).
Цветок думает, размышляет, старается выжить среди камней.
«Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Читатель не может не сочувствовать цветку, наделенному свойствами человека.
(слайд)
2 группа – «Художники - лингвисты» - находят в тексте слова, словосочетания, помогающие «нарисовать» образ неизвестного цветка до встречи с Дашей и год спустя (эпитеты);
(группа «Художники-эпитеты»: у него нет имени, ему трудно выжить на «мёртвой глине», «одна жилка была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета», «…мученье его обозначалось в листьях разными цветами…», «он…был слепой…», «стал настоящим цветком», «венчик…простого светлого цвета, ясного и сильного…», , «маленький цветок- труженик» запись на доске).
3 группа «Художники – деятели» - находят в тексте слова, словосочетания,
помогающие «нарисовать» жизнь цветка (глаголы, глагольные сочетания)группа «Художники – деятели»:«Он рос один на пустыре...», «Нечем ему было питаться в камне и глине...», «Он поднимал листья против ветра... он всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям...», «он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости»… )
4 группа «Живописцы» - находят в тексте слова и предложения, помогающие «нарисовать» окружающую цветок действительность (пустырь)
группа «Живописцы»: «на пустыре трава не росла, а лежали одни старые камни, и меж ними…сухая мёртвая глина», «пустырь был … голый»запись на доске )
5 группа» «Художники»Нарисуйте, каким вы видите цветок, дайте ему имя.?
6 группа Прием «Чтение по ролям»: (От слов: «Она пошла в пустырь и увидела около камня то т маленький цветок. ..до слов: «Даша склонилась к нему и поцеловала его…» (Осуществляется как индивидуальная работа учителя с четырьмя учениками.)
1.Подумайте, почему такой грустью наполнены эти строчки сказки?
( - Цветок не уверен в себе, он будто извиняется за свою непохожесть на других.Он чувствует себя виноватым за своё нечаянное появление на пустыре.)
2.Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку?( - Девочка оценила трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни.
- Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят.)
3.Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной?
Ребята хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде».)
4.Как земля отблагодарила ребят? ( На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.)
5.А что же стало с неизвестным цветком? (Он умер, но повторился в своём сыне, который был ещё лучше) Прежний цветок погиб на удобренной, возделанной земле, но возродился меж двумя тесными камнями: «… он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне»
6.Чем сын был не похож на отца?
- Новый цветок, выросший на пустыре между камнями, был «намного лучше… и еще прекраснее». Как вы считаете, что этим фактом хотел сказать писатель? (Писатель хотел показать, что только преодоление неблагоприятных обстоятельств и борьба за выживание создают красоту жизни)…».
7.Удалось Даше спасти цветок? Что помогло ей в этом?
Вывод: Сочувствие, сопереживание, сострадание- это важные свойства человеческой души. Даша познакомилась с цветком, постаралась понять его, проявила деятельное сострадание, помнила о нем в разлуке, стала настоящим другом.
Даша совершила открытие маленькой неизвестной жизни, сделала шаг навстречу одинокой душе, сумела разглядеть то, что никто до нее не замечал.
Работа в группах. Подумайте над вопросами, предложенными в карточке. Проверка.
1.У цветка было личное пространство – пустырь. Был ли счастлив цветок? (Нет).
2.Почему? (Он был одинок).
3.А что сделало его счастливым? (Пришли дети «с добром» и спасли цветок).
4. Значит, каким должно быть и пространство человека, чтобы он чувствовал себя счастливым? (Добрым).
Первичная проверка понимания.
Ребята, только ли о цветке идет речь в сказке-были Платонова? (О людях, об их способности выживать, бороться, быть сильными духом, уметь сострадать, помогать, сочувствовать)
Мы побывали с вами в замечательной сказке о трудолюбии, доброте, любви. А теперь давайте нарисуем свою сказку, превратим пустырь в сад!
К уроку вы подготовили иллюстрации цветов.
Посмотрите на наш пустырь – он ожил и зацвёл. Мы с вами нарисовали сказку, проделали в своем сердце работу, которую проделал маленький цветок – подарили новую жизнь этому прекрасному миру.
Ребята, вспомните, какие цели мы с вами ставили в начале урока? Достигли ли мы их? А какие действия и знания вам помогли достигнуть цели?
Что же завещал писатель-философ своей дочери и всем нам. Как нужно жить, чтобы быть счастливым? Что необходимо помнить? (Дети самостоятельно записывают ответы в тетради)
Что завещал Платонов? Какими нам надо быть?
«Жить- значить действовать». А. Франс.
«Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». Гораций
«Кто не отзывается на зов, отказывается от того, для чего его зовут». Суахали
«Неизвестный цветок» Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения.
5) Стадия рефлексии.
Возвращение к кластеру (слайд №2).
Чем же необычны герои Платонова?
Они очень восприимчивы, добры, любят жизнь. Они верят, что маленькие добрые дела, которые совершает чистый сердцем человек, могут изменить мир, сделать его добрее и лучше.
Домашнее задание
1.Написать отзыв к сказке Неизвестный цветок»
2.Ответить на вопрос «Стоит ли жить так, как жил «неизвестный цветок»?»
3. Составить кластер:
3.1 ряд – цветок
2 ряд- Даша
3 ряд - пионеры
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
- У вас на партах лежат разноцветные лепестки. Пусть каждый возьмёт себе один и напишет на нём предложение, которое будет начинаться:
Я открыл для себя…
Я сегодня узнал…
Особенно интересно было…
Меня очень удивило…
(Слайд )
- Лепестки прикрепите к цветку на доске.
- Положите руку на свое сердце. Говорят, там душа человека. Я желаю всем, чтобы наши сердца были всегда открыты для прекрасного, для людей, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость, счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, придуманный
А.П. Платоновым.