Технологическая карта
№ | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Самоопределение к деятельности | Вступительное слово учителя (приветствие в виде загадок) Что мы знаем о грибах? | Учащиеся вступают в диалог с учителем, одноклассниками Отгадывают загадки | Коммуникативные Регулятивные (самоопределение к деятельности) |
2 | Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии | Организует дискуссию учащихся. Учащиеся определяют тему урока | Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками | Личностные, Коммуникативные (формулировка собственного мнения), регулятивные (воспринимать критику) |
3 | Постановка учебных задач | Слово учителя. Учитель в позиции консультанта-фасилитатора побуждает учащихся к принятию задач | Формулируют учебные задачи | Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), коммуникативные |
4 | Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии | Организует дискуссию учащихся | Определяют границы изученного | Личностные, познавательные (анализ, синтез, группировка различных фактов, сведений), коммуникативные, (умение слушать и слышать, учет разных мнений) |
5 | Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия. Работа в группах | Учитель организует работу в группах, контролирует ход работы | Разбиваются на группы, выполняют задания, оценивают ответы друг друга | Личностные (личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения, знание моральных норм), коммуникативные (интегрируются в группу, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой), регулятивные (оценка своей деятельности), познавательные (осознанное построение речевого высказывания) |
6 | Исследовательская работа. Принятие критериев оценки | Организует работу в 2 группах Группа по изучению мукора, группа по изучению пеницилла. Учитель в позиции консультанта – фасилитатора | Выполняют задания в группах, используя подготовленный материал, натуральные образцы, работают с увеличительными приборами. | Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе), познавательные (работа с информацией, моделирование,), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности), . |
7 | Защита исследовательских работ | Организует защиту проекта | Защищают подготовленные задания, проводя самооценку работы группы по принятым критериям | Коммуникативные, личностные, регулятивные |
8 | Рефлексия деятельности | Выдает образец самооценки учеников. Выдает творческое задание | Проставляют значок, соответствующий настроению. Выполняют творческое занятие | Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации),, регулятивные (оценка своей деятельности) |
Ход внеклассного мероприятия
1. Организационная минутка.
Слайд № 1
Хочу поприветствовать всех присутствующих: ребят, и конечно гостей.
Слайд № 2
У кого шапка без головы,
А нога без сапога? (гриб)
Слайд № 3
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный.(мухомор)
Слайд № 4
Не сучок, не листок,
А на дереве растет. (трутовик)
Слайд № 5
Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (опята)
2. Определение темы, цели и задач занятия
Ребята, но в живой природе встречаются не только такие грибы.
? Какие еще типы грибов существуют?
! плесневые грибы
Слайд № 6
Тема занятия – плесневелые грибы
Слайд № 7
? Определите цель и задачи занятия
! Цель – изучение плесневелых грибов.
Задачи: Особенности строения грибов
Значение плесневелых грибов
3. Основная часть внеурочного занятия
Слайд № 8
? Что мы знаем о плесневелых грибах?
! К ним относятся мукор, пеницилл, дрожжи
Слайд № 9-11
Сейчас мы поработаем в группах. Первая группа будет работать с мукором, вторая с пенициллом. Мы должны будем обменяться информаций. На столах лежат раздаточные материалы, из которых вы должны будете выбрать основные сведения о строении и особенностях мукора и пеницилла, и заполнять их в рабочий лист.
После выполнения задания каждая группа презентует информацию о своем типе грибов. Пока выступает одна группа, вторая заполняет рабочий лист
4. Исследовательская работа
Слайд № 12
? Ребята, а грибы быстро вырастают?
! очень, размножение происходит очень быстро.
? Как вы думаете, в чем может крыться причина таких темпов размножения?
!Дело в устройстве грибов.
? Как мы можем изучить строение плесени?
! Рассмотрев натуральный образец под микроскопом.
Вы будете работать так же группами – по мукору и по пецициллу, выполнив задания – обменяемся информацией.
Этапы работы: 1. Рассмотреть плесень под лупой. Определить мицелий. Зарисовать.
2. Приготовить микропрепарат плесени. Рассмотреть под увеличением микроскопа. Зарисовать.
Слайд № 13 - 14
Плесень под лупой
Слайд № 15
Прежде, чем работать с микроскопом, вспомним правила приготовления микропрепарата.
! Иглой или пинцетом взять образец плесени. Поместить на предметное стекло. Добавить каплю воды. Накрыть покровным стеклом. Зафиксировать.
Слайд № 16
Приготовьте микропрепараты и зарисуйте изображение гриба. Заполните рабочие листы
Слайд № 17
Ребята, мы с вами увидели, как сильно плесень проникает в продукты питания. То есть, она их портит. А можно ли сказать, что плесень вредная и ненужная? Что бы узнать это мы должны разобраться со значением мукора и пеницилла.
В раздаточных материалах изучите информацию о значении плесени, заполните рабочий лист.
5. Подведение итогов
Слайд № 18
Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой и выполнили ли их.
Первая задача – изучить особенности строения плесени. Каково строение и значение мукора? (вопрос второй группе).
! мукор - Это одна сильно разросшаяся клетка. Гиф мукора схож с клеткой эукариот. Нити мицелия тонкие и прозрачные. Поэтому, плесень светлая и пушистая.
Определенные виды мукора имеют высокую ферментативную активность, в связи с чем, их используют как закваску. Отдельные виды могут провоцировать возникновение заболеваний (муромикозов) у сельскохозяйственных животных и у человека.
Слайд № 19
. Каково строение и значение пеницилла? (вопрос первой группе).
! Обычно зеленый или голубой. Вегетативное тело гриба состоит из множества клеток. От гифа отходят нити, которые складываются в кисточки.
Многие из пенициллов обладают положительными качествами для человека. Они продуцируют ферменты, антибиотики, что обусловливает их широкое применение в фармацевтической и пищевой промышленности.
Мы выполнили поставленные задачи?
6. Рефлексия
Слайд № 20
Оцените вашу работу на занятии в соответствии со шкалой на слайде. Проставьте соответствующий значок на свой рабочий лист.
И напоследок я предлагаю вам заняться творчеством. У вас на столах находятся модели хлеба и лимона, а так же цветная бумага, ножницы, клей. Изобразите на овощах и фруктах пеницилл и мукор именно так как вы это видите, это ваше творчество. Когда сделаете, крепите работу магнитом к доске