СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Плесневые грибы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка на внеурочное занятие по биологии "Плесневые грибы"

Просмотр содержимого документа
«Плесневые грибы»


Технологическая карта



Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности

Вступительное слово учителя (приветствие в виде загадок)

Что мы знаем о грибах?

Учащиеся вступают в диалог с учителем, одноклассниками

Отгадывают загадки

Коммуникативные

Регулятивные (самоопределение к деятельности)

2

Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии

Организует дискуссию учащихся.

Учащиеся определяют тему урока

Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками


Личностные,

Коммуникативные (формулировка собственного мнения), регулятивные (воспринимать критику)

3

Постановка учебных задач

Слово учителя.

Учитель в позиции консультанта-фасилитатора побуждает учащихся к принятию задач

Формулируют учебные задачи

Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), коммуникативные

4

Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии

Организует дискуссию учащихся






Определяют границы изученного

Личностные, познавательные (анализ, синтез, группировка различных фактов, сведений), коммуникативные, (умение слушать и слышать, учет разных мнений)

5

Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия.

Работа в группах

Учитель организует работу в группах, контролирует ход работы

Разбиваются на группы, выполняют задания, оценивают ответы друг друга

Личностные (личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения, знание моральных норм), коммуникативные (интегрируются в группу, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой), регулятивные (оценка своей деятельности), познавательные (осознанное построение речевого высказывания)

6

Исследовательская работа. Принятие критериев оценки

Организует работу в 2 группах

Группа по изучению мукора, группа по изучению пеницилла. Учитель в позиции консультанта – фасилитатора


Выполняют задания в группах, используя подготовленный материал, натуральные образцы, работают с увеличительными приборами.

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе), познавательные (работа с информацией, моделирование,), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности), .

7

Защита исследовательских работ

Организует защиту проекта

Защищают подготовленные задания, проводя самооценку работы группы по принятым критериям

Коммуникативные, личностные, регулятивные

8

Рефлексия деятельности

Выдает образец самооценки учеников. Выдает творческое задание

Проставляют значок, соответствующий настроению. Выполняют творческое занятие

Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации),, регулятивные (оценка своей деятельности)




Ход внеклассного мероприятия


1. Организационная минутка.

Слайд № 1

Хочу поприветствовать всех присутствующих: ребят, и конечно гостей.


Слайд № 2

У кого шапка без головы,

А нога без сапога? (гриб)

Слайд № 3

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный.(мухомор)

Слайд № 4

Не сучок, не листок,

А на дереве растет. (трутовик)

Слайд № 5

Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети -

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (опята)

2. Определение темы, цели и задач занятия


Ребята, но в живой природе встречаются не только такие грибы.

? Какие еще типы грибов существуют?

! плесневые грибы


Слайд № 6

Тема занятия – плесневелые грибы


Слайд № 7


? Определите цель и задачи занятия

! Цель – изучение плесневелых грибов.

Задачи: Особенности строения грибов

Значение плесневелых грибов


3. Основная часть внеурочного занятия

Слайд № 8


? Что мы знаем о плесневелых грибах?

! К ним относятся мукор, пеницилл, дрожжи


Слайд № 9-11


Сейчас мы поработаем в группах. Первая группа будет работать с мукором, вторая с пенициллом. Мы должны будем обменяться информаций. На столах лежат раздаточные материалы, из которых вы должны будете выбрать основные сведения о строении и особенностях мукора и пеницилла, и заполнять их в рабочий лист.

После выполнения задания каждая группа презентует информацию о своем типе грибов. Пока выступает одна группа, вторая заполняет рабочий лист


4. Исследовательская работа


Слайд № 12


? Ребята, а грибы быстро вырастают?

! очень, размножение происходит очень быстро.

? Как вы думаете, в чем может крыться причина таких темпов размножения?

!Дело в устройстве грибов.

? Как мы можем изучить строение плесени?

! Рассмотрев натуральный образец под микроскопом.


Вы будете работать так же группами – по мукору и по пецициллу, выполнив задания – обменяемся информацией.

Этапы работы: 1. Рассмотреть плесень под лупой. Определить мицелий. Зарисовать.

2. Приготовить микропрепарат плесени. Рассмотреть под увеличением микроскопа. Зарисовать.


Слайд № 13 - 14

Плесень под лупой


Слайд № 15

Прежде, чем работать с микроскопом, вспомним правила приготовления микропрепарата.

! Иглой или пинцетом взять образец плесени. Поместить на предметное стекло. Добавить каплю воды. Накрыть покровным стеклом. Зафиксировать.


Слайд № 16

Приготовьте микропрепараты и зарисуйте изображение гриба. Заполните рабочие листы


Слайд № 17

Ребята, мы с вами увидели, как сильно плесень проникает в продукты питания. То есть, она их портит. А можно ли сказать, что плесень вредная и ненужная? Что бы узнать это мы должны разобраться со значением мукора и пеницилла.

В раздаточных материалах изучите информацию о значении плесени, заполните рабочий лист.



5. Подведение итогов



Слайд № 18


Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой и выполнили ли их.

Первая задача – изучить особенности строения плесени. Каково строение и значение мукора? (вопрос второй группе).

! мукор - Это одна сильно разросшаяся клетка. Гиф мукора схож с клеткой эукариот. Нити мицелия тонкие и прозрачные. Поэтому, плесень светлая и пушистая.

Определенные виды мукора имеют высокую ферментативную активность, в связи с чем, их используют как закваску. Отдельные виды могут провоцировать возникновение заболеваний (муромикозов) у сельскохозяйственных животных и у человека.


Слайд № 19



. Каково строение и значение пеницилла? (вопрос первой группе).

! Обычно зеленый или голубой. Вегетативное тело гриба состоит из множества клеток. От гифа отходят нити, которые складываются в кисточки.

Многие из пенициллов обладают положительными качествами для человека. Они продуцируют ферменты, антибиотики, что обусловливает их широкое применение в фармацевтической и пищевой промышленности.



Мы выполнили поставленные задачи?


6. Рефлексия




Слайд № 20


Оцените вашу работу на занятии в соответствии со шкалой на слайде. Проставьте соответствующий значок на свой рабочий лист.


И напоследок я предлагаю вам заняться творчеством. У вас на столах находятся модели хлеба и лимона, а так же цветная бумага, ножницы, клей. Изобразите на овощах и фруктах пеницилл и мукор именно так как вы это видите, это ваше творчество. Когда сделаете, крепите работу магнитом к доске