Конспект урока по ОДКНР. 5 класс. (6 урок) Тема: «Плод добрых трудов славен»
Цель: закрепить представление о труде как основополагающем задании Бога человеку творчески возделывать и преображать окружающий мир.
Планируемые результаты: Личностные: определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.
Метапредметные: анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.
Предметные: организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.
Задачи: Обучающая: познакомиться с тем, как Библия повествует о труде Бога и человека;
Развивающая: осознать, что в христианстве труд воспринимается как Божий дар человеку: что труд дан человеку Богом для того, чтобы изменяя мир, человек менял самого себя
Воспитывающая: усвоить, что не всякий труд облагораживает мир и человека.
Ключевые понятия урока: райский сад, мудрость, трудиться в поте лица.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, выборочное чтение, самостоятельная работа с учебником, как источником информации, творческая работа, устный рассказ на тему.
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «труд»!
В.Брюсов
Ход урока
1 Организационный момент.
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья- то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
- Давайте мы тоже улыбнемся друг другу, чтобы искорки доброты загорелись в каждом из нас
2.Актуализация знаний.
-Недавно, мы говорили с вами о защитниках Отечества
Блиц-опрос
-Какая война называется справедливой? (оборонительная)
-Чьи это слова: «Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Иисусу Христу-цитата из Евангелия)
-В каком году французский император Наполеон привел свою армию в Россию? (1812)
-Справедливой ли была Отечественная война 1812 года для России?
-Какое событие произошло в 1380 году? (Куликовская битва)
-Какой князь возглавил русские полки и дал отпор монголо-татарам в 1380 году? (Дмитрий Иванович Донской)
-Каких монахов благословил Сергий Радонежский на битву с врагом?
-Почему князя Дмитрия Ивановича прозвали Донским? (за победу на -Куликовом поле)
-Почему воин-христианин не боится смерти? (верит в бессмертие души)
3 Целеполагание
Рабочая тетрадь Задание 2.
- Прочитай стихотворение поэта Николая Заболоцкого.
Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Гони ее от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому Через сугроб, через ухаб! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды! | Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет. А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! |
Не позволяй душе лениться!
- Как вы понимаете выражение « Душа обязана трудиться»? О каком труде идет речь?
- А какой еще бывает труд? (Физический)
- Предположите, какова будет тема нашего урока.
Запишем тему урока в тетради, определим задачи
4 Работа над новым материалом
Ответьте на вопросы: - Какие заповеди получили первые люди от Творца? Расскажите об этом товарищу по парте . - Что такое пост? Обсудите в паре, можно ли это слово сопоставить с военным термином, связанным с охраной какого-либо объекта? Какой «объект» в этом случае охраняется? (Пост – это ведь еще внутренняя сосредоточенность, готовность дать отпор врагу – собственным грехам и страстям). |
5. Проверка понимания прочитанного текста Работа в парах по карточкам:
1 пара. Выборочное чтение
-Могли ли первые люди вкушать плоды с древа познания?
- Что должен был сделать человек, прежде, чем вкусить плоды?
-Какой путь он предпочел? Как вы думаете, почему? (Потому, что он предпочел более легкий путь)
2 пара. - Послушайте стихотворение:
«Завтра! Завтра! Не сегодня!» -
Так ленивцы говорят. –
«Завтра всё я сделать рад.
Хоть в день праздника Господня!
А сегодня отдохну,
Завтра свой урок начну.
Завтра не хочу лениться!
Завтра – надо потрудиться!
Б.Фёдоров.
- Что вы можете сказать о герое этого стихотворения? ( Таких людей называют лентяями)
3 пара. О труде люди придумали немало пословиц. Прочитайте пословицы. На какие две группы вы бы их поделили? Почему? (Одни пословицы говорят о пользе труда, другие пословицы придумали лентяи)
Больше дела - меньше слов
От работы не будешь богат, а будешь горбат.
Глазам страшно, а руки делают.
Работа не волк, в лес не убежит
Торопливый, дважды одно дело делает.
Без труда нет плода.
Муравей невелик, а горы копает.
Кто ленив с сохой, тому все год плохой.
-Разделите пословицы на группы. Пословицами какой группы вы будете пользоваться в своей жизни?
6. Физминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
7 . Продолжение работы над новым материалом.
- Итак, по рассказу Библии, самые первые грехи в истории человечества – это лень и гордыня. Человек решил стать «как бог», но без Бога и безо всякого труда. Такой странный замысел попробовали реализовать первые люди. И это кончилось бедой. Именно с этой поры люди перестали видеть Бога и утратили свое бессмертие.
Но Бог не оставил людей. Он обещал им послать Спасителя (Христа). И еще Он ввел в нашу жизнь необходимость повседневного труда – уже «в поте лица своего».
- Совсем рядом с нашими Сухиничами есть монастырь, в котором жила и закончила свой земной путь матушка Сепфора. Она много работала днем, а ночью так мало спала, что «и лапотков порой не снимала».
- На прошлом уроке мы говорили о Сергии Радонежском. Посмотрите на иллюстрацию. Прочитайте ее название. Эти люди работали «в поте лица своего». Как вы понимаете это выражение?
- Ваши родители тоже много трудятся. Заканчивается их рабочий день, когда они приходят домой? Чем им приходится заниматься?
- Какую помощь вы можете им оказать?
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
А. Лесных
8 Работа с текстом
Составим два синквейна, в которых отобразим основные качества полезного и вредного людям труда. Работу выполним, разделившись на две группы. (Примерные синквейны)
Труд Честный, усердный Созидает, славит Бога, закаляет Приносит пользу людям Лекарство от лени | Труд Низкий, бесчестный Обогащает, не приближает к Богу, вредит Приносит боль и вред людям Разрушает душу |
9 Закрепление
-Какие заповеди получили первые люди от Творца?
-Что такое пост?
-В чем грех первых людей?
-Почему человек должен трудиться?
- Каким бывает труд?
--Какой труд важнее?
- Всякий ли способ зарабатывания денег хорош для христиан?
- Обязательно ли надо помогать ближним?
10 Домашнее задание. Задание 1 в тетради. Подумать, что значит выражение «работать на совесть»?
11 Рефлексия.
Продолжите фразу:
- Теперь я знаю …
- Теперь я умею …
- Теперь я буду …
- Теперь я не буду …
12. Литературное сопровождение
ПРИЛОЖЕНИЕ. На предыдущих уроках мы говорили о духовных традициях, которые присущи каждому народу. Все они основаны на вечных ценностях: это добро, честь, справедливость, милосердие. Важнейшей частью духовных традиций является религия. Как вы понимаете это слово? Дайте ему определение.
- Религия – это вера в Бога или богов, в духов и ангелов.
- Религия – это поведение людей, связанное с их верой в Бога.
- Религия – это вера в Бога и обряды, ритуалы, связанные с этой верой.
Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с одной из древнейших религий мира, и для этого мы совершим путешествие в удивительную страну с чарующим названием – Индия. Ребята, а вы слышали что-нибудь об Индии? Индия – это страна, которая расположена в Южной Азии и соседствует с такими странами как Пакистан, Китай, Непал.
Индия – огромная страна. На северо-востоке Индии расположены величайшие в мире горы – Гималаи, вершины которых сплошь покрыты льдами и снегами. Эти горы защищают Индию от холодных ветров, поэтому здесь всегда тепло, даже зимой. Древние индийцы верили, что на вершинах этих гор живут боги. Растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью. В вечнозелёных лесах круглый год распускаются яркие душистые цветы. С восхода до заката слышится гомон птиц . Удивительный народ живёт в этой стране. Индийцы первыми научились выращивать рис, хлопчатник и сахарный тростник, подарили миру шахматы и цифры.
Будда сформулировал четыре благородные истины.
Первая истина - в жизни существуют страдания.
Вторая истина – причина страданий заключается в желаниях.
Третья истина – страдания можно избежать путём отказа от желаний и страстей.
Четвёртая истина – существует путь, который ведёт к избавлению от страданий.
Заглянем в книгу мудрости толковый словарь С.И.Ожегова и посмотрим определение этого слова.
Страдание – физическая, нравственная боль
Ребята, а знакомо ли вам чувство страдания? В каких случаях вы его испытывали?
(Когда получишь два по предмету, то очень страдаешь из-за того, что стыдно перед классом и родителями.
Если поссоришься с близким другом, то очень страдаешь из –за этого. Хочется поскорее помириться, чтобы не быть одиноким.
Когда умирают близкие люди: бабушка, дедушка, тоже испытываешь сильные страдания.
Страдания можно испытывать, когда умирает любимый питомец: кошечка, собачка. Очень жалко становится их терять, потому что сильно привязываешься к ним)
Как вы думаете, ваши поступки могут стать причиной страдания других?
(Я думаю, что жестокое отношение к животным, к людям может стать причиной их страдания. Очень страшно, что люди часто равнодушно смотрят на эти страдания)
Способны ли вы испытывать сострадание к другу? А к человеку, который тебе неприятен или который тебя обидел?
Послушайте, как Будда учил поступать в таких случаях.
Притча.
Один из учеников спросил Будду:
-Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
Будда ответил:
-Если на тебя с дерева упадёт сухая ветка и ударит тебя, что ты
должен делать?
Ученик сказал:
-Ничего. Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.
Будда сказал:
-Так делай тоже самое. Кто-то был безумен, был в гневе и ударил
тебя. Это всё равно, что на тебя с дерева упала ветка. Пусть это не
тревожит тебя, просто иди своим путём, будто ничего не случилось.
Готовы ли вы последовать его совету?
Нужно постоянно работать над собой, внутренне совершенствоваться и только тогда человек может стать лучше?
В конце я хотела бы прочитать одну восточную притчу:
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в
котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить…
И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых
ладоней и подумал: « Спрошу ко я у мудреца: Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком сказал…
Ребята, как вы думаете, что сказал мудрец?
(высказывания детей)
…Всё в твоих руках.
Прав был мудрец – всё в наших руках. Человек может всегда сделать выбор. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. А для этого вы должны идти только дорогою добра, любви и милосердия.
Значение труда в Исламе как средства воспитания
Ключ для понимания истории человечества и развития общества мы видим и в роли труда. Поэтому для познания истории Ислама, как части истории общественно-этической мысли, необходимо определить место и значение труда в учении Ислама.
Проведя анализ мусульманских источниках, мы пришли к выводу о том, что в Исламе категория «труд» считается основополагающей. Труд это способ удовлетворения потребностей общества, основа его богатства. По Исламу труд - творец общества, и, если Бог сотворил человека, то развитие человека на основе труда считалось продолжением творения Бога. Труд является средством воспитания самого человека, который только с помощью труда становится мыслящим человеком. А когда человек мыслит, он может отличить добро от зла, пользу от вреда. Тем самым он может найти свой путь к самосовершенствованию. Таким образом, труд занимает центральное место в учении и практике Ислама. в Исламе проповедуется идея приобщения человека к активному созиданию жизни. Общество, как известно, немыслимо без труда и без производства материальных благ, так как «кроме молитвы люди должны заниматься трудом, ибо жить за счёт чужого труда грешно». «Тот, кто не трудится, - не встречается с трудностями, не встретившись с трудностями, - он забывает Бога». Поэтому такой человек сбивается с пути (тариката). Следовательно, богоугодные деяния также связаны с трудом.
По Исламу, для занятия честным трудом необходимо соблюдать следующие правила:
- «твоё ремесло не должно основываться на базе похищенного (нечестно присвоенного, чужого) имущества;
- ремеслом надо заниматься для удовлетворения своих потребностей, а не для обогащения;
- ремесло считать источником своих доходов (благ), а благо происходит от Бога;
- с тем, кто нечестным трудом приобретает богатство, не вступать в деловые отношения;
- в процессе своей трудовой деятельности (не допускать) не совершать грехов.
По Исламу воспитание в труде - это, прежде всего «воспитание любви к труду», при этом в проводится сравнение, что это то же самое, что поддержка любви к учению, к знанию, воспитание любви к людям, к природе, ко всему живому, сущему, прекрасному, ведь если не поработать во благо людей, красоты, то, как же их можно полюбить. Труд - это и развитие склонностей, воспитание характера, нравственности, убеждений - все педагогические задачи и цели сводятся к одному - к труду. Одна из главных целей Ислама - привитие человеку любви к труду. Как известно, труд входит в духовную жизнь человека, и первым шагом в исламском воспитании является предельное сближение умственного и физического труда. Ведь, общеизвестно, что умственный труд имеет такое же значение для воспитания, как и физический. В Священной книге мусульман Коране есть высказывание о том, что «нужно сочетать оба вида труда, развивать как (раас) голову, так и (аядин) руки». Согласно Исламу человеку нужно привить любовь к «будничной работе». И эта подготовка, т.е. подготовка к труду, сказано в Коране, должна проводиться по всем линиям воспитательной работы, а важнейшей из них является сознание, мысль, духовная жизнь. Человек должен понимать, что и для чего он делает. Труд перестаёт быть обыденным, банальным, скучным, он начинается с замысла, с мысли, с мечты и заканчивается появлением чувства удовлетворения и гордости. Человек должен научиться переживать радость труда, понимать его значение. Ведь, там, где труд, там и слово Бога воспитателя, там размышление о величии труда, там его осмысление. Трудовое воспитание - это отличительная черта Ислама.
Эмоциональный настрой на урок.
Из глубокого колодца
Солнце медленно встаёт.
Свет его на нас прольётся,
Луч его нам улыбнётся,
Новый день оно начнёт.
С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным,
солнечным, как улыбки. Улыбнитесь друг другу.
Физминутка « Ангелочки»
Прилетели ангелочки –
Становитесь на носочки!
Вверх руками потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили –
В сторону направили.
Глубоко вздохнули,
Плечи развернули,
Повели руками чуть нал головами.
А теперь им всем пора
Делать добрые дела.