СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Площадь прямоугольного треугольника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока математики в 4 классе  и презентация. Тема "Площадь прямоугольного треугольника"

Просмотр содержимого документа
«Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа»






Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области

Муниципальный конкурс «Лучшая методическая разработка»

Номинация: методическая разработка на уровне начального общего образования.

Разработка урока математики в 4 классе по теме: 

«Площадь прямоугольного треугольника».

Муранская Елена Григорьевна, учитель начальных классов.

09.02.2017г.















4 «а» класс был сформирован 31.08.2013 в количестве-26 учащихся. Обучение ведётся по программе системы развивающего обучения Л.В. Занкова. В классе 100% успеваемость, качество- 35 %. Анкетирование социометрического исследования структуры взаимоотношений в группе показало: дезадаптированных в коллективе нет, высокий уровень адаптации у 10 учеников. Класс принимает активное участие в жизни школы, района, области. Ребята участвуют во Всероссийских, международных олимпиадах, награждены грамотами, дипломами.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная , парная

Цель урока: Открыть способ определения площади прямоугольно треугольника через практическую деятельность.

Задачи урока:

Образовательные:

Вывести формулу вычисления площади прямоугольного треугольника.

Совершенствовать навык нахождения площади изученных фигур.

Развивающие:

Способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации).

Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.

Воспитательные:

Формировать навыки самоанализа.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувства взаимопомощи и товарищества, умение работать в коллективе, вести диалог в паре и умение слушать ответы друг друга .

Урок предусматривает достижение следующих планируемых результатов:

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

- понимать смысл учебной задачи, вносить в них свои коррективы;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;

-проявлять познавательную инициативу;

Коммуникативные УУД

- принимать участие в работе парами;

- допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнёра в общении, уважать чужое мнение;

- чётко, последовательно и полно передавать свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД

- осуществлять запись (фиксацию) информации в форме схемы;

- анализировать, классифицировать объекты;

Предметные:

- находить площадь прямоугольного треугольника;





























Урок по математике в 4 классе

Цель деятельности учителя

Обеспечить усвоение детьми способа нахождения площади прямоугольного треугольника.


Тип урока

Открытие «нового» знания

Планируемые
образовательные
результаты

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

- понимать смысл учебной задачи, вносить в них свои коррективы;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;

-проявлять познавательную инициативу;

Коммуникативные УУД

- принимать участие в работе парами;

- допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнёра в общении, уважать чужое мнение;

- чётко, последовательно и полно передавать свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД

- осуществлять кодировку информации в знаково-символической форме;

- анализировать, классифицировать объекты;

Предметные:

- находить площадь прямоугольного треугольника;

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1.Аргинская И.И., Ивановская Е.А., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 4 класса: В 2 частях. Часть 1– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2014.

2. https://infourok.ru/plan-uroka-rastenievodstvo-osnova-selskogo-hozyaystva-kazahstana-828942.html

Оборудование

Магнитная доска, компьютер, проектор.

Основные понятия и термины

Площадь прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника



организационная структура урока

п/п

Этапы
урока

Содержание

Деятель-ность учителя

Деятель-ность
учащихся

Формируемые умения
(универсаль-ные
учебные действия)

I. 

Самоопределение к деятельности. Орг. момент

- Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок.


Включение в деловой ритм. Устное сообщение

Подготовка к работе

Л- понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

II.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Устный счёт(Слайд 1по щелчку)

- Заполните пустые клетки таблицы.


1

2

3

4

S

18 см2

?(7200мм2)

100км2

2дм2

a

3см

120мм

?(10км)

?(40см)

b

?(6см)

60мм

10км

5см

- С какой величиной работали?(Площадь,длина, ширина)?

- О площади каких фигур шла речь в таблице?(Прямоугольник, квадрат).Под какими номерами прямоугольники?(1,2,4)

- Назовите формулу площади прямоугольника. (Слайд 2 по щелчку)Чему равна площадь? (Слайд 3 по щелчку)

-Объясните, как находили длину и ширину. (Слайд 4 по щелчку)Чему равна длина? Ширина? (Слайд 5 по щелчку)

- Назовите формулу площади квадрата. (Слайд 6 по щелчку)

- Как определили сторону квадрата?(Слайд7 по щелчку)

Чему равна сторона квадрата? Слайд 8 по щелчку)

Выявляет уровень знаний. Определяет

(фиксирует) индивидуа-льные затрудне-ния.

Заполняют таблицу, поясняют, какие формулы

Использо-вали.


Р- принима-ют и сохраняют учебную задачу

П- строят математиче-ские сообщения в устной и письменной форме.

К- активно проявляют себя в коллективной работе, понимая важность своих -действий для конечного результата.

III.

Выявление причины затруднения и постановка учебной задачи

-Все ли геометрические фигуры представленные в таблице можно изобразить в тетради в натуральную величину?(Нет, только 1 и2).

Практическая работа в парах

- На отдельном тетрадном листе начертите 1 или 2 прямоугольник, вырежьте. Разрежьте его на две равные части. Постарайтесь найти несколько способов.

- Как убедиться, что фигура разделена на равные части? (Наложить)

- Какие геометрические фигуры получились?(Прямоугольники, квадраты, прямоугольные треугольники).

-Имеют ли треугольники площадь? (Да, так как занимают какую-то поверхность на плоскости, а площадь это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости).

- Найдите площадь прямоугольного треугольника?

- Почему возникло затруднение?(Мы не знаем формулу S прямоугольного треугольника). Что вы будите делать дальше?(Мы поставим перед собой цель: узнать формулу нахождения S прямоугольного треугольника)

-Сформулируйте тему урока.(Нахождение S прямоугольного треугольника). (Слайд 9 по щелчку)

Активизирует знания учащихся, создаёт проблем-ную ситуацию. Наблюдает, корректирует действия ребят во время практичес-кой работы.

Определяют цель урока,пред-лагают и согласуют тему урока,а затем строят проект будущих учебных действий , направлен-ных на реализацию поставлен-ной цели

Р- планируют свои дейст-вия в соответствии с поставленной задачей.

П- проводят сравнение, анализ.

К-принимают участие в работе парами.; допускают существова-ние различных точек зрения.



Физкульт минутка

Дружно с вами мы считали
И про числа рассуждали.
А теперь мы дружно встали,
Свои косточки размяли.
На счет «раз» кулак сожмем.
На счет «два» в локтях сожмем.
На счет «три» – прижмем к плечам.
На четыре – к небесам.
Хорошо прогнулись
И друг другу улыбнулись.

Организует учащихся

Повторяют движения.


IV.

Построение проекта выхода из затруднения Открытие новых знаний

-- Какую формулу мы уже знаем? (S=a х b)

-Используя эту формулу, попробуем вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника.

- Что вы заметили, когда во время практической работы разделили прямоугольник на треугольники.(Что прямоугольник состоит из двух одинаковых прямоугольных треугольников. Так как треугольники равны, то площадь каждого из них равна половине площади прямоугольника.)

Работа в паре

-Найдите площадь треугольников (полученных из прямоугольника 1,2) используя эти знания. (S=18:2=9см2 ; S=7200:2= 3600мм2)

-Попробуйте записать формулу нахождения площади прямоугольного треугольника.

- Сравните.Слайд 10 по щелчку).

- Проверь по формуле. (S=(3х6):2=9см2 ; S= 120х60):2=3600мм2)

- Чтобы сформулировать формулу площади прямоугольного треугольника с помощью слов, а не математических символов, необходимо подумать, как в данной формуле называются a и b.(Стороны, образующие прямой угол)

- Сравните свои предположения с правилом стр.16 (Площадь прямоугольного треугольника равна половине значения произведения сторон, образующих прямой угол. S=(axb):2)


Организует учащихся по исследова-нию проблемной ситуации.

Обсуждают различные варианты нахождения площади прямоуголь-ного треуголь-ника, выбирают оптималь-ный вариант, фиксируют в виде формулы. Находят площадь полученных треугольни-ков в результате практичес-кой работы.Зна-комятся с правилом в учебнике.


Р-вносят необходимые коррективы в действия; осуществляя-ют контроль.

П- осуществлять кодировку информации в знаково-символичес-кой форме.

К- принимают участие в работе парами; активно проявляют себя в коллективной работе.


V.


Первичное закрепление

Работа с учебником. Стр.16 № 30(3)

Найди площадь прямоугольного треугольника, если a=3дм, b=20см.

a=3дм, b=20см=2дм

S-?

S=( a x b):2

3х2=6дм2

Ответ: S =6дм2



Наблюдает, оказывает помощь.

Решают типовое задание с комментированием.

Р- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы.

П-строят математичес-кие сообщения в письменной форме.

К-активно проявляют себя в коллективной работе.

VI.


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

























Работа с учебником. Стр.20 № 40. 1)На какие группы можно разделить эти треугольники


Запиши названия групп и номера треугольников, входящих в них.

2)Площади треугольников какой группы ты можешь определить? Выполни измерения и определи их площади, используя формулу.

1)1 группа- остроугольные треугольники 2,3,6.

2 группа- тупоугольные треугольники 1,4,7

3 группа- прямоугольные треугольники5,8

2) a=2см, b=2см

S-?

S=( a x b):2

2х2=4см2

Ответ: S =4см2

a=4см, b=2см

S-?

S=( a x b):2

4х2=8см2

Ответ: S =8см2

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу одноклассника.

Организует деятель-ность по примене-нию новых знаний. Наблюдает, по необходимости оказывает помощь

Самостоя-тельная работа. Осуществляют взимопроверку.


Р-понимают смысл учебной задачи, планируют свои действия, осуществляют итоговый контроль.


VII.



Рефлексия деятельности.



Слайд 11 по щелчку).

Оцените свою работу.

Сегодня на уроке я:

  • не ударил лицом в грязь;

  • работал не покладая рук;

  • добился своего;

  • убивал время зря;

  • не лез за словом в карман;

  • могу работать лучше.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельнос-ти, соотносят цель и результаты, степень их соответст-вия.

Л- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности




Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

-Составить аппликацию из прямоугольных треугольников, найти её площадь.



Поясняет выполнение домашней работы.

Слушают задание, задают вопросы по выполнению





12




Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

1 S 18 см 2 2 a 3 3см b 4 100км 2 120мм  60мм 2дм 2  10км 5см  S=a х b S=a х  a 2 7200мм a = S : b a = S : a 10км 40см b = S : a 6см

1

S

18 см 2

2

a

3

3см

b

4

100км 2

120мм

60мм

2дм 2

10км

5см

S=a х b

S=a х a

2

7200мм

a = S : b

a = S : a

10км

40см

b = S : a

6см

Тема урока: «Площадь прямоугольного треугольника» узнать формулу площади прямоугольного треугольника. S= (a x b) : 2

Тема урока: «Площадь прямоугольного треугольника»

  • узнать формулу площади прямоугольного треугольника.

S= (a x b) : 2

не ударил лицом в грязь; работал не покладая рук; добился своего; убивал время зря; не лез за словом в карман; могу работать лучше.
  • не ударил лицом в грязь;
  • работал не покладая рук;
  • добился своего;
  • убивал время зря;
  • не лез за словом в карман;
  • могу работать лучше.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!