Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 3
имени Страховой З.Х.»
Конспект урока геометрии
в 8 классе
«Площадь прямоугольника»
г.Донской,
2018
Сценарий урока геометрии в 8 классе
по учебнику «Геометрия 7-9» Атанасян Л.С. и др.
Тема : «Площадь прямоугольника»
Тип урока: закрепление материала
Цель урока: создать условия для актуализации накопленных знаний, самостоятельного формулирования формулы площади прямоугольника, основываясь на предыдущем опыте; организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний; обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки.
Задачи урока:
Образовательные: сформулировать формулу площади прямоугольника; применить данную формулу при решении стандартных и нестандартных задач прикладного характера.
Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать устную речь, развивать элементы геометрического мышления, воспитание интереса к оперированию геометрическими понятиями, развить логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной работы, математической речи, контроля и самоконтроля.
Воспитательные: воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству, воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении заданий.
Здоровьесберегающие:
- предупреждение близорукости и нарушений осанки учащихся;
- увеличение активности учащихся на уроке;
- развитие наблюдательности, памяти, воображения;
- создание доброжелательной обстановки для принесения детям чувства удовлетворения, лёгкости, радости и желания прийти на занятие снова.
Учащиеся в конце урока смогут:
- о применении формулы площади прямоугольника при решении необычных задач;
- решать задачи на данную тему;
- использовать изученный материал при решении задач прикладного характера.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
развитие находчивости, активности при решении задач;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
понимание смысла поставленной задачи;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
готовность и способность учащихся к саморазвитию;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
предотвращение усталости и утомляемости;
повышение мотивации к учебной деятельности;
прирост учебных достижений.
Метапредметные результаты.
Познавательные:
формирование познавательных интересов, направленных на развитие представлений о нахождении площади прямоугольника;
понимание взаимосвязи прямоугольников с искусством, архитектурой, применение формулы площади прямоугольника в жизни;
умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения, понятия;
умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов;
умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные:
понимание смысла поставленной задачи;
умение выполнять учебное действие в соответствии с целью;
планирование алгоритма выполнения задания, корректирование работы по ходу его решения;
развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные:
формирование умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;
умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения;
овладение навыками выступлений перед аудиторией;
умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Предметные результаты:
в познавательной (интеллектуальной) сфере:
знание формулы площади прямоугольника;
умение формулировать и применять данную формулу при решении различного рода задач.
в ценностно-ориентационной сфере:
применение знаний в новой ситуации;
уметь распознавать случаи для применения формулы.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный с элементами эвристического, проблемно-поисковый с элементами исследования, игровой.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная
Учебное оборудование:
Компьютер, проектор, экран, колонки.
Презентация Microsoft Power Point.
Ватман, кирпичики для поощрения, кирпичики цветные, цветные фигуры для заданий по группам, магниты, ножницы, картинки с заданиями с изображением элементов школы мечты.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
Учитель:
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада встрече с вами. Сегодня урок геометрии у вас буду вести я. Меня зовут Трофимова И.В., я учитель школы № 3. Надеюсь, что сегодня нам вместе будет интересно и желаю всем на уроке подняться еще на одну ступеньку выше в познании.
- Располагайтесь поудобнее, мы начинаем наш урок.
-Урок сегодня у нас необычный, мы с вами все станем архитекторами и попробуем запланировать строительство новой школы, возможно «Школы мечты».
Школа мечты может выглядеть по-разному, все зависит от нашей фантазии. (слайды)
В нашей школе должны быть красивые, просторные кабинеты, большой спортивный зал, бассейн, необычные окна, своеобразные цветочные клумбы, балконы, просторные коридоры и, конечно, необходимое оборудование.
(
получается схема вида, прямоугольники в виде кирпичей прикреплены на доску)
Бассейн Спорт.зал Кабинеты
Окна ШКОЛА Балконы
Клумбы Коридоры Оборудование
Рисунок 1. – Примерная схема
2. Актуализация знаний.
- Для того, чтобы построить здания, что должны знать архитекторы? (геометрию, геометрические фигуры и их свойства)
-Из чего обычно стоят здания? (кирпич)
-За каждый правильный ответ каждый из правильно ответивших архитекторов будет брать себе по кирпичику, это будет наш запас для строительства.
Вот мы сейчас и проверим, выйдут из вас архитекторы или нет. Ответьте мне на несколько вопросов.
1. Какие геометрические фигуры вы видите? (называют)
Каким общим словом можно назвать их все? (многоугольники)
2. Продолжите фразу:
- равные многоугольники имеют равные… (площади)
- если многоугольник разбит на части, площади которых известны, то площадь многоугольника равна… (сумме их площадей)
3. Найдите площадь фигуры. ()
4. Найдите равные по площади фигуры?
5. Как называется четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны? (параллелограмм)
6. Как называется параллелограмм, у которого все углы прямые? (прямоугольник)
7. Как называется прямоугольник, у которого все стороны равны ? (квадрат)
3. Постановка целей и задач
8. На каких фигурах мы писали о желаниях в школе мечты (прямоугольник)
9. Как называется внутренняя область этих фигур? (площадь)
-Исходя из двух последних ответов назовите тему сегодняшнего урока.
(площадь прямоугольника).
Как вы думаете какие цели и задачи, исходя из темы, мы сегодня преследуем?
(Цели и задачи прикрепить на доску)
- Запишем число, классная работа в тетрадь. Тема: Площадь прямоугольника.
-Исходя из вашего опыта, ответьте, как вычисляется площадь прямоугольника?
-Сформулируйте, как же она находится? И в виде формулы?
-Вы спросите, как школа мечты связана с площадью прямоугольника? Да очень просто. Вы сами дадите ответ на этот вопрос по окончании урока.
-Рассмотрим несколько устных задач.
4. Усвоение знаний
1. Для новых учебных кабинетов требуется изготовить натяжные потолки длиной 110 дм и шириной 9 м. Найдите площадь потолка кабинета? А чему равна площадь пола?
S=11*9=99 м2
2. Длина школьного коридора на 18 этаже равна 20 м, а ширина в 4 раза меньше. Чему равна площадь коридора?
b= 20:4=5м
S=5*20=100 м2
3. Эту задачу выполним письменно. (у доски)
Дно бассейна школы мечты имеет прямоугольную форму. Его выложили квадратными плитками из кафеля со сторонами 2 дм. Всего потребовалось 31250 плиток. Найди длину бассейна, если его ширина 25 метров.
Молодцы! Применять формулу умеете. А сейчас попробуем с вами доказать эту формулу.
4. Перед вами спортивный зал нашей школы прямоугольной формы.
Достроим его до квадрата со стороной а+b. Найдем площадь полученного квадрата (а+b)2=а2+2аb +b2.
По другому площадь квадрата равна Sпр+Sпр + а2+b2
Приравняем обе части. Получаем 2Sпр=ab, S=ab
5. Физкультминутка
-Давайте немного передохнем. Смотрите внимательно глазками за передвигающимися предметами.
6.Создание проблемной ситуации
В большой актовый зал необходимо установить новую сцену. Чтобы понять войдет эта сцена в зал, нужно узнать площадь зала, имеющего форму круга. При этом известен лишь радиус зала – 12м. (Затем доска гаснет)
R=12м
Рисунок 2.- Изображение проблемной задачи
-Есть у кого-нибудь соображения на этот счет? Для решения этой задачи решим с вами несколько задач подобного плана, но попроще.
7.Поиск решения поставленной проблемы (исследовательская работа) (РАБОТА В ПАРАХ)
1 группа
Найти площадь оконных стекол для новой школы по заданным размерам.
2,5м
2 м
Рисунок 2. – Задание группе 1.
Рисунок 3. – Решение задачи
2 группа
На балконе в форме трапеции необходимо уложить линолеум. Найдите площадь пола балкона для правильной покупки полового покрытия.
1,4 м
2 м
Рисунок 4. – Задание группе 2
Рисунок 5. – Решение задания
3 группа
Ч
тобы засадить всю клумбу в форме треугольника цветами, необходимо узнать ее площадь.
2м
1,5 м
Рисунок 6. – Задание группе 3
Рисунок 7. – Решение задания
- Какой же мы сделаем вывод? (Все фигуры свелись к прямоугольнику)
-По аналогии нужно решить нашу задачу про актовый зал.
На столах у учащихся круги. Они пытаются выполнить задание.
Если не получится, то показать решение на доске и оформить в тетради.
9. Физкультразминка
-Я буду зачитывать утверждения. Если утверждение верное, то необходимо встать и хлопнуть в ладоши. Заработать ещё кирпичиков.
Вопросы:
Прямоугольник – параллелограмм с прямым углом (да)
Обязательно ли четырёхугольник с прямым углом является прямоугольником? (нет)
Каждый прямоугольник является параллелограммом? (да)
Каждый ромб является параллелограммом? (да)
У параллелограмма диагонали равны? (нет)
Основания трапеции равны? (нет)
Ромб с прямым углом является квадратом? (да)
Каждый параллелограмм является прямоугольником? (нет)
Площадь прямоугольника равна а*b? (да)
8 класс лучший в школе? (да)
10. Рефлексия.
-Молодцы! Пришло время проверить, кто же у нас является лучшим архитектором. Посчитаем кирпичики.
Вы все сегодня большие молодцы! Я хочу, чтобы мы с вами построили цветную стену для ограждения нашей школы.
- У вас на столах лежат разноцветные кирпичики: если вам понравился урок и вы хорошо отвечали, то поднимите красный кирпичик, если не очень хорошо поняли или что-то не понравилось- желтый, если ничего не поняли - зеленый.
-Молодцы, я надеюсь, что все школы нашего города будут выглядеть так, как захотите вы. Будущее в ваших руках.
11. Домашнее задание
1.Составить задачи на разрезание прикладного характера, связанные с площадью прямоугольника.
Цели и задачи урока:
-сформулировать формулу
площади прямоугольника;
-применять формулу площади
прямоугольника при решении
стандартных и нестандартных
задач.
Найти площадь оконных стекол для новой школы
по заданным размерам.
2,5м
2 м
На балконе в форме трапеции необходимо уложить линолеум. Найдите площадь пола балкона для правильной покупки полового покрытия
1,4 м
2 м
Ч
тобы засадить всю клумбу в форме треугольника цветами, необходимо узнать ее площадь.
2м
1,5 м
ШКОЛА
БАССЕЙН
АКТОВЫЙ ЗАЛ
КАБИНЕТЫ
ОКНА
БАЛКОНЫ
КЛУМБЫ
КОРИДОРЫ