СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Плоскостная разметка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по предмету "Слесарное дело" на тему: "Плоскостная разметка"

 

Просмотр содержимого документа
«"Плоскостная разметка"»



Методическая разработка

урока по предмету «Слесарное дело»

по теме: «Плоскостная разметка»



Предисловие


Внедрение в промышленность, строительство, сельское хозяйство новой техники, эксплуатация современных машин, механизмов, приборов и аппаратов требует высокой квалификации рабочих, способных освоить и полностью использовать все виды технического оснащения.

Подготовка квалифицированных рабочих для всех отраслей хозяйства начинается еще в школе.

Слесарные работы встречаются во всех отраслях индустрии. Основным для электросварщика, при подготовке металла к сварке, является выполнение операций: разметка, рубка, правка, гибка, резка, опиление.

Методическая цель – разработать методику проведения урока «Плоскостное разметка» с применением инновационных технологий, информационно-коммуникативных средств обучения.

Актуальность этой темы состоит в том, что без ее знания невозможно выполнить подготовку металла к сварке, потому что это первая операция технологического процесса обработки деталей. От того, как точно она выполнена, зависит качество грядущего изделия.



Рис. Разметка с помощью линейки и чертилки.





Тема урока: «Плоскостная разметка»


Цель урока: обучение подготовки под разметку обработанной и необработанной поверхностей; получение навыков использования разметочных инструментов, выполнение разметки и направление разметочных рисок; развивать у обучающихся внимание, память и техническое мышление. Воспитать у обучающихся чувство коллективизма, повысить чувство ответственности за выполняемую работу и бережное отношение к инструменту.

Тип уроку: урок формирования первичных умений и навыков.

Метод проведения урока: объяснительно – иллюстрированный, репродуктивный и личный показ учителя.

Материальная оснастка урока:

• инструменты: чертилка, кернер, циркуль, молоток, зубило, стальные щетки, сталь листовая толщиной 2 – 4 мм, медный купорос, мел, ветошь;

• дидактические материалы: конспект урока; инструктивно – технологические карты упражнений, презентация; плакаты по разметке плоскостные;

• материалы: пластины, эталонные изделия.

Методическая цель: разработать методику проведения урока «Плоскостная разметка» с применением инновационных технологий, информационно-коммуникативных средств обучения.


























Ход урока


1. Организационная часть -3-5мин.

1.1. Проверить готовность группы к уроку.

1.2. Принять рапорт от командира группы.

1.3. Осмотреть внешний вид учащихся (учесть недостатки).

2. Вводный инструктаж - до 40 мин.

2.1. Сообщения темы и целей урока, мотивация учебно-производственной деятельности.


Учитель: Добрый день! Сегодня у нас будет урок, на котором мы научимся применять на практике знания, извлеченные на уроках теоретического обучения. Тема нашего урока «Плоскостная разметка».

Цель урока – научиться приемам плоскостной разметки.

Мотивация:

По роду своей профессиональной деятельности, как слесарь-ремонтник, при ремонте оборудования, так и электросварщик при изготовлении металлоконструкций, имеют прямое отношение к изготовлению различных деталей.

Разметка – первая операция технологического процесса обработки деталей. Эта операция очень ответственна. От того, как точно она выполнена, зависит качество грядущего изделия.


Целевая установка проведения урока.

Целями нашего урока являются:

• научиться правильно организовать рабочее место;

• подбирать инструменты для плоскостной разметки;

• овладеть технологическим процессом плоскостной разметки;

• ознакомиться с видами брака при плоскостной разметки;

• повторить правила безопасности труда при выполнении работ.


2.2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков (до 15 мин.).

Актуализация опорных знаний производится в игровой форме.

Учитель объявляет условия игры. В игре участвует вся группа, разделенная на 2 команды, по 3 человека в каждой команде. У каждой команды есть свой капитан.

Устный опрос учащихся

Игра «Микрофон» (1 балл за каждый правильный ответ).


Учитель ставит поочередно вопросы командам. Ответы принимаются в устной форме. За каждый правильный ответ обучающиеся получают 1 балл, если правильного ответа не прозвучало, отвечают соперники. Количество заработанных за правильные ответы фишек составляется и записывается в таблицу.


1 «Что представляет собой разметка?»

Ответ: Разметкой называется операция нанесения на обрабатываемую заготовку разметочных линий (рисок), определяющих контуры будущей детали или подлежащие обработке места.


2 «Перечислите инструменты применяемые для разметки металла?»

Ответ: чертилка, разметочный циркуль, кернер, измерительная линейка, слесарный уголок, молоток.


3 «Что такое припуск?»

Ответ: разница между размерами заготовки до и после обработки называется припуском на обработку.


4 «Какие виды разметки вы знаете?»

Ответ: разметка делится на плоскостную и пространственную (объемную). Для единичного и мелкосерийного производства применяется плоскостная разметка. Плоскостная разметка, которая выполняется обычно на поверхностях плоских деталей. Для разметки объемных деталей служит пространственная (объемная) разметка.


5 «Для чего служат кернеры?»

Ответ: кернер позволяет получать при разметке небольшие углубления или керны. Эти углубления необходимы:

для обозначения центров цепей и дуг, чтобы во время разметки ножки циркуля не скользили по заготовке;

для более четкого обозначения разметочной риски, которая может стереться во время работы.


6. «Как называются линии, наносимые при разметке?»

Ответ: наносимые при разметке линии называют рисками.


Игра « Кроссворд»

Разгадывание обучающимися кроссворда.

Командам предлагается кроссворд. Следует, используя уже имеющиеся буквы, заполнить эту форму словами, касающимися темы «Разметка».






1

ц

и

р

к

у

л

ь













2

р

и

с

к

а



















3

р

а

з

м

е

р














4

р

е

й

с

м

у

с
















5

л

и

н

е

й

к

а


















6

т

р

а

н

с

п

о

р

т

и

р




7

у

г

о

л

ь

н

и

к




















8

ш

а

б

л

о

н













2.3. Изложение нового материала.


Разметка – очень ответственная операция. От того, как точно она выполнена, зависит качество грядущего изделия. Точность плоскостной разметки невысока и колеблется от 0,2 до 0,5 мм.

Прежде чем мы перейдем к технологии разметки, давайте остановимся на организации рабочего места при разметке.


Организация рабочего места при разметке.

1. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.

2. Инструменты и приспособления, применяемые для разметки, производятся с большой точностью. Это требует бережного отношения к ним.

3. Каждый предмет нужно класть на отведенное ему место, чтобы не искать его при повторном использовании.

4. Все, чем во время работы приходится пользоваться чаще, нужно класть поближе, и наоборот.

5. Размещать предметы на рабочем месте нужно так, чтобы их расположение соответствовало естественным движениям рук: предметы, которые берутся правой рукой, должны лежать справа, а берущиеся левой – слева.

6. Рабочее место разметчика должно быть хорошо освещено. Лучше размещать его в окна, но так, чтобы на него не падали прямые солнечные лучи, создающие тени. Освещение плиты и чертежей должно быть равномерным и рассеянным.

7. Чертеж деталей следует развешивать на специальных планшетах или досках.


Инструменты для плоскостного разметки.

Игра «Черный ящик»


Команды поочередно должны угадать, что лежит в черном ящике. Если команда не дает верный ответ, ход переходит в другую команду.


1. Стальная ножка бежит вдоль металлической дорожки.

От нее не отступает, за собой след оставляет. (Чертилка и линейка)


Чертилка служит для нанесения линий на размечаемую поверхность, с помощью линейки, угольника или шаблона. Производится из инструментальной стали У10 или У12. Но если деталь изготовлена ​​из алюминия, разметочные риски на нем наносят остро заточенным карандашом.


2. Не гвоздь, а молотком побивают.

Отверстие не пробивает,

А след на металле оставляет. (Кернер)


Кернер – слесарный инструмент для нанесения углублений на предварительно размеченных линиях (штрихах). Его изготавливают из инструментальной или легированной стали марки У7А, У8А, 7ХФ, 8ХФ.


3. Самый бойкий я рабочий

В мастерской.

Колочу я, что есть мочи —

День-деньской. (Молоток)


Молоток слесарный — удобный и практичный инструмент для домашнего и профессионального использования. Предназначен для забивания гвоздей, разбивания предметов и других работ, связанных с ударной нагрузкой.


4. Копьё воткнул,

Вокруг себя повернул,

Дугу нарисовал,

Круг описал. (Циркуль)


Циркули используют при разметке кругов, дуг, а также для переноса размеров из измерительных линий на деталь.


5. И белить, и красить можно,

Ею можно рисовать,

Только надо осторожно

Чтоб себя не замарать. (Кисть)


Для того, чтобы разметочные риски были четко видны на поверхности размечаемой заготовки, эту поверхность следует окрасить, т.е. покрыть составом, цвет которого контрастен цвету материала размечаемой заготовки, для чего используют специальные составы. Окраску заготовки производят кистью или тампоном, нанося состав равномерно тонким слоем.


6. Молодой человек по полю гуляет

За собой клонов оставляет. (Шаблон)

Разметка по шаблону применяется при изготовлении больших партий одинаковых по форме и размерам деталей, но иногда этим способом размечают и малые партии.


Технология выполнения разметки.

Плоскостное разметка заключается в нанесении на заготовку контурных, параллельных и перпендикулярных линий, кругов, дуг, углов, осевых линий, разнообразных геометрических фигур по заданному размеру и контуру.


Для выполнения разметки используют разметочные плиты, подкладки, поворотные приспособления, домкраты и др.

На разметочной плите устанавливают подлежащие разметке детали и располагают все приспособления и инструменты.


Подготовка к разметке.

Перед разметкой следует очистить заготовку от пыли и грязи, проверить исправность разметочных инструментов.

• Прежде чем приступить к разметке, слесарь должен подробно ознакомиться с чертежом детали и установить соответствие заготовки чертежам. Затем нужно определить порядок обработки детали и в зависимости от этого составить для себя план ее разметки.

• Размечать заготовку нужно так, чтобы как можно меньше металла уходило в отходы.

• Те места заготовки, где будут наноситься разметочные риски, нужно покрасить мелом, краской или медным купоросом и помощью кисти.


Разметку выполняют по чертежу или шаблону.

• Разметку по чертежу детали из листового металла начинают от самой ровной кромки заготовки. Если все кромки неровные, то производят базовую линию (штрих) и от нее выполняют дальнейшую разметку детали.

• Особое внимание следует обратить на припуски. Припуск на обработку в зависимости от материала и размеров детали, ее формы, способа установки при обработке берут из соответствующих справочников. Все размеры заготовки должны быть тщательно рассчитаны, чтобы после обработки на поверхности не осталось дефектов.

• При проведении линий чертилку наклоняют в направлении движения и плотно прижимают к линейке или угольнику отклоняя ее на небольшой угол. Величину этого наклона можно изменять при проведении риски, в противном случае риска получится кривой.

• Разметочные риски наносятся в следующей последовательности: сначала проводят горизонтальные, затем – вертикальные, после чего – наклонные и крайними – круги, дуги и закругления.

• Центры кернеров должны размещаться точно на разметочных линиях, чтобы после обработки на поверхности детали оставались половины кернов.


• При нанесении кругов разметочный циркуль также наклоняют в сторону движения, прилагая основное усилие к находящейся ножке в центре круга.

• Разметка по шаблону применяется при необходимости изготовить не одну, а несколько одинаковых деталей или деталь имеет сложную форму. Шаблон плотно прижимают к заготовке и обводят по контуру чертилкой.

• Водить чертилкой по одному и тому же месту больше одного раза не следует, так как это может привести к тому, что вместо одного получится несколько штрихов.


Виды брака и возможности его устранения.

Самый распространенный вид брака при разметке – несоответствие размеров размеченной заготовки размерам на чертеже или образце изготовленной детали. Причиной этого могут быть:

а) неточность измерительного инструмента;

б) несоблюдение приемов разметки;

в) невнимательность работающего.


Правила безопасности труда:

  • пользоваться чертилкой нужно очень осторожно, чтобы не ранить глаза и руки. Подавать ее нужно ручкой от себя, а класть на рабочее место – ручкой к себе;

  • нельзя класть чертилку и разметочный циркуль в карман, их можно держать только на станке;

  • установку заготовок (деталей) на плиту и снятие их с плиты необходимо производить только в рукавицах;

  • заготовки (детали) и приспособления надежно устанавливать не на краю плиты, а ближе к середине;

  • перед установкой заготовок (деталей) проверить плиту на стойкость;

  • используемый для окрашивания медный купорос наносить только кисточкой, соблюдая меры предосторожности, так как она ядовита;

  • следить за тем, чтобы проходы вокруг разметочной плиты были всегда свободными;

  • проверить надежность крепления молотка на рукоятке;

  • удалять пыль и окалину из разметочной плиты только щеткой, а из больших плит – метлой;

  • промасленную тряпку и бумагу складывать только в специальные металлические ящики с плотно закрывающейся крышкой.

Проверка усвоения.

Контрольные вопросы.

Каждый вопрос имеет один или несколько правильных ответов. Выберите правильный.


1. Каким составом можно окрасить заготовку из цветного металла?

а) мелом;

б) медным купоросом;

в) лаком;

г) краской.


2. В какой последовательности наносят риски?

а) все вертикальные;

б) все наклонные;

в) все горизонтальные;

г) все окружности, дуги и закругления.


3. Как быстрее произвести разметку серийной партии заготовок?

а) по образцу;

б) по шаблону;

в) по эталону.


Проблемный вопрос.


«Вы размечаете заготовку и так случилось, что Вы промахнулись и риску провели неровно. Что вы будете делать? Ваши действия?

Ответ: Необходимо закрасить пластину по новой. Дать ей высохнуть, а затем повторить разметку.


Таблиця Карта предупреждения и устранение дефектов.

№з/п

Наименование приемов, операций

Возможные дефекты, неполадки

Причины возникновения

Способы устранения

1

2

3

4

5

1

Разметка заготовки

неровно проведенная разметочная черта

а) неточность измерительного инструмента;

б) несоблюдение приемов разметки;

в) невнимательность работающего.

закрасить пластину по новой. Дать ей высохнуть, а затем повторить разметку.



Устный опрос.


Вопрос:

1. Перечислите инструменты, применяемые при разметке.

2. Как подготовить поверхность заготовки к разметке?

3. Каков порядок нанесения разметочных рисок при плоскостной разметке?

4. Для чего производится направление?

5. Сколько раз можно провести разметочную риску?

6. Как выполнить разметку по шаблону?

7. Каким должно быть рабочее место при разметке металла?


1. Подведение итогов урока.

Сегодня вы закрепили свои знания, полученные на теоретическом обучении.


Можно ли воспользоваться полученными знаниями в повседневной жизни? Где и при каких условиях это может быть?

Эти знания, которые вы получили на уроке, могут быть использованы в повседневной жизни, например: вам нужно сделать круглую заглушку на трубу и вам знания, как выполнять разметку, помогут ее изготовить, или, нужно сделать большую партию одинаковых деталей, например - подложка под резец токарного станка. Здесь вам и поможет разметка по шаблону. Как видите эти знания могут потребоваться в вашей профессиональной деятельности.