СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по окружающему миру по программе "Перспективная начальная школа".
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия г. Гурьевска
Рабочая программа
учебного предмета окружающий мир_
(наименование предмета)
Составила Корчакова В.В.,
учитель начальных классов
Гурьевск
2017 г
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Проект – «Перспективная начальная школа». М.: Академкнига/Учебник,2009; ориентирована на работу по учебнику Федотовой О.Н., Трафимововй Г.В. – М.: Академкнига/Учебник, 2012
На изучение предмета «Окружающий мир» отводится 261 час: 1 класс – 57 часов в год, 2, 3 и 4 класс – по 68 часов в год.
Планируемые результаты освоения предмета «Окружающий мир» к концу первого года обучения
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами станет сформированность следующих умений.
сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
различать предметы и выделять их признаки;
проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;
объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;
называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями такими, как смена дня и ночи, смена времен года;
называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;
описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);
наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;
приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;
приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);
проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»;
проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе;
различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавливаться к нему;
называть имя своего города (села, поселка) и название своей улицы;
называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
узнавать российский Государственный флаг и российский Государственный герб;
выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.
называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы;
использовать мобильный телефон для связи с родителями;
выполнять правила перехода проезжей части улицы;
называть и оценивать правила безопасного поведения на улице;
называть и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);
приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;
рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;
называть органы чувств человека и их основные функции;
называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
оказывать помощь птицам в зимнее время года;
выполнять правила поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на переменах) и в других присутственных местах;
подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к уроку одноклассникам;
называть имя своего края, города (села, поселка), название своей школы, адрес школы;
называть столицу России, рассказывать о ее достопримечательностях;
узнавать российский Государственный флаг среди флагов других стран;
рассказывать о результатах экскурсии (при наличии условий) по городу (селу, поселку), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного края;
называть телефон своих родителей, имя и фамилию своего учителя, адрес школы;
использовать при необходимости мобильный телефон для связи с родителями или учителем;
соблюдать правила перехода проезжей части улицы;
соблюдать правила безопасного поведения на улице;
соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба); приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;
соблюдать правила сбора лекарственных растений;
оказывать первую помощь при укусе пчелы и осы.
Формированию ИКТ – грамотности обучающихся на уроках окружающего мира помогают активные методы обучения, а также успешно применяются традиционные подходы, в результате которых можно наблюдать овладение следующими компетенциями:
доступ к информации — умение собирать и/или извлекать информацию;
управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;
интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации.
создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее.
фиксация информации (тексты, фото-, видео-, аудио- и другие виды информации) о внешнем с использованием инструментов ИКТ: фото- и видеокамеры, микрофона, цифрового микроскопа, цифрового датчика температуры;
планирование и осуществление несложных наблюдений;
поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете;
создание информационных объектов (моделей, сообщений, графических работ) в качестве отчета о проведенных исследованиях.
Планируемые результаты освоения предмета «Окружающий мир» к концу второго года обучения
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать
учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;
обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца – источника тепла и света - на смену времен года, растительный и животный мир);
объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;
демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;
сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые–рыбы–птицы–земноводные–пресмыкающиеся–млекопитающие (животные);
сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные–дикорастущие растения, однолетние–двулетние–многолетние растения; цветковые–хвойные–папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, интернет для поиска необходимой информации;
обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);
ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День Города, села, поселка)
описывать достопримечательности Московского Кремля;
использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);
работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;
проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;
использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в интернете (интернет-адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;
выполнять правила безопасного поведения в природе.
Каждый обучающийся получит возможность овладевать ИКТ-компетентностью:
- фиксация информации (тексты, фото-, видео-, аудио- и другие виды информации) о внешнем с использованием инструментов ИКТ: фото- и видеокамеры, микрофона, цифрового микроскопа, цифрового датчика температуры;
- планирование и осуществление несложных наблюдений;
- сравнение и обобщение информации, представленной в таблицах, на графиках и диаграммах;
- поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете;
- создание информационных объектов (моделей, сообщений, графических работ) в качестве отчета о проведенных исследованиях
Планируемые результаты освоения предмета «Окружающий мир» к концу третьего года обучения
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
сравнивать и различать формы земной поверхности;
находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;
моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;
проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;
называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);
находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;
приводить примеры веществ;
сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;
исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
сравнивать свойства воды и воздуха;
следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
характеризовать кругооборот воды в природе;
исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);
обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;
различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;
называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;
называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
понимать необходимость соблюдения правил безопасности при походах в лес, в поле, на луг;
использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, интернет - адреса для поиска необходимой информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);
выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
описывать достопримечательности Московского Кремля;
различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
находить место изученного события на ленте времени;
находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;
описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).
Обучающиеся получат возможность научиться:
соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
находить на ленте времени место изученному историческому событию;
проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
использовать дополнительные источники информации (словари учебников и интернет-адреса).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.
Кроме того, каждый обучающийся получит возможность овладевать компетенциями в области использования информационно-коммуникативных технологий:
- фиксация информации (тексты, фото-, видео-, аудио- и другие виды информации) о внешнем с использованием инструментов ИКТ: фото- и видеокамеры, микрофона, цифрового микроскопа, цифрового датчика температуры;
- планирование и осуществление несложных наблюдений;
- сравнение и обобщение информации, представленной в таблицах, на графиках и диаграммах;
- поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете;
- создание информационных объектов (моделей, сообщений, графических работ) в качестве отчета о проведенных исследованиях.
Планируемые результаты освоения предмета «Окружающий мир» к концу четвертого года обучения
В результате освоения учебного предмета будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся будут овладевать всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся будут учиться воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе будут учиться действиям моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях).
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий дети приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
Находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона.
Читать уловные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых).
Использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года.
Находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу).
Понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения в природе (охрана поверхности Земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).
Описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места.
Понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края.
Называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система).
Характеризовать основные функции систем органов человека.
Измерять температуру тела, вес и рост человека.
Понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе.
Извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения. • Характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения).
Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения в природе.
Выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил о безопасности.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
Рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из интернета и иллюстративных источников о Государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба России; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага).
Самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы.
Обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава государства – президент Российской Федерации.
Готовить небольшие сообщения о Конституции – Основном Законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья).
Находить на политико-административной карте России местоположение своего края.
Работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией.
Пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества.
Называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох.
Определять последовательность исторических событий на «ленте времени».
Находить на «ленте времени» такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт-Петербурга.
Рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину – первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов; фонтан «Дружба народов»).
Обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности). • Рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах. Обучающиеся получат возможность научиться:
Составлять представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике.
Определять часовой пояс своего края.
Находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми.
Собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного края).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
Понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде).
Понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.
Понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи.
Понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
Соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение: солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды во время шторма, прилива; соприкосновения с животными и т.д.).
Соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.
Соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи.
Заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.
Кроме того, обучающийся получит возможность овладевать компетенциями в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Обучающиеся научатся:
Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет.
Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.
Осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.
Владеть навыками использования информационных устройств.
Применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Содержание учебного предмета
1 класс (58 ч)
Мы познаем мир (3 ч)
Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2–3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Окружающий ребенка мир — природа живая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы от изделий). Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний с помощью органов чувств о естественных и искусственных объектах окружающего мира.
Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.
Живая природа (11ч)
Признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).
Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Дикие и домашние животные.
Растения — часть живой природы. Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по выбору учителя). Способы распространения растений. Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам.
Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места.
Природа и ее сезонные изменения (33 ч)
Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе. Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью. Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды (снег, лед). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время года. Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Труд людей зимой. Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной. Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды. Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «Экология». Красная книга России.
Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий, что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег. Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.
Наша Родина – Россия (11 ч)
Первоначальные представления о родном крае, о Родине: Россия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Москва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль).
Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России.
Экскурсия в город по достопримечательностям родного края.
2 класс (68ч)
Источники информации об окружающем нас мире (6 ч)
Обмен письмами как одно из средств информации: письмо экологов школьникам (природа живая и неживая ).
Книга как основной источник информации об окружающем нас мире.
Учебник «Окружающий мир»: оглавление, иллюстрации, система значков-пиктограмм, шрифтовые и цветовые выделения, словарик в учебнике.
Иллюстрированный словарик.
Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Опыт и наблюдение.
Практикум
Практические работы: обучение учащихся работе с учебником, хрестоматией, тетрадью для самостоятельной работы из учебного комплекта по окружающему миру.
Экскурсия: мир живой и неживой природы родного края, на учебно-опытный пришкольный участок, в школьную библиотеку «Книги — наши друзья».
2. Планеты и звезды (9 ч)
Земля. Вид Земли из космоса. Глобус — уменьшенная модель Земли. Ось вращения. Вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи.
Звезды. Полярная звезда. Север как направление на Полярную звезду. Созвездия. Планеты. Солнце — ближайшая звезда к планете Земля. Солнце — источник тепла и света для планеты Земля. Вращение Земли вокруг Солнца — причина смены сезонов года на нашей планете. Взаимосвязь живой и неживой природы (на конкретных примерах).
Условия жизни на планете Земля: вода, воздух, свет, тепло.
Общие представления о воздухе как смеси газов. Легко определяемые свойства воздуха (прозрачный, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло, хорошо пропускает солнечные лучи).
Вода — источник жизни на Земле. Легко определяемые свойства воды (прозрачность, бесцветность, не имеет вкуса, запаха, вода — растворитель, текучесть воды). Роль воды в природе и жизни человека. Необходимость бережного использования воды.
Практикум:
Демонстрации: вращение Земли вокруг своей оси (с помощью глобуса),
движение Земли вокруг Солнца (с помощью теллурия).
Практические работы.
Обнаружение и изучение свойств воздуха (прозрачный, бесцветный).
Определение свойств воды (прозрачность, отсутствие цвета, запаха, вкуса, вода — растворитель, текучесть).
Фильтрование воды в быту. Определение прозрачности и цвета воды из разных источников (вода из-под крана, колодец, водоем, лужа).
3. Живая природа Земли (33 ч)
Условия, необходимые для развития растений (вода, воздух, тепло, свет).
Развитие растений из семени (фасоль или горох).
Корень, стебель, лист растения. Дыхание и питание растений.
Разнообразие растений Земли. Цветковые и хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли. Дикорастущие и культурные растения.
Размножение растений (семенами, усами, луковицами, корнями, клубнями). Продолжительность жизни растений: однолетние, двулетние, многолетние.
Значение растений в жизни человека. Сельское хозяйство своей местности (на примере овощных, плодовых, бобовых, зерновых, декоративных растений).
Охрана растений. Растения Красной книги России. Охраняемые растения своей местности.
Грибы. Строение, питание, место обитания, размножение шляпочного гриба. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.
Другие виды грибов (общее представление о плесневых грибах).
Животные Земли.
Разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. Защитные приспособления у животных, как проявление тесной связи организмов с окружающей средой.
Взаимосвязи животных и растений.
Значение диких и домашних животных в жизни человека. Охрана животного мира. Животные Красной книги России. Охраняемые животные своей местности.
Практикум: Практические работы, наблюдения:
Опыты по выяснению условий, необходимых для прорастания семян и развития растений. Опыт «Передвижение воды по стеблю от корня к листьям».
Изучение особенностей внешнего строения папоротников и мхов с использованием гербария. Наблюдение за комнатными растениями и знакомство с правилами ухода за ними, размножение с помощью черенков.
Знакомство с разделами Красной книги России. Составление Красной книги своей местности. Выращивание плесневых грибов на кусочке белого хлеба.
Наблюдение за домашними животными (питание, рост, повадки). Уход за животными — обитателями живого уголка.
Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе для первоклассников.
Экскурсия по родному краю: Экскурсия «Знакомство с сельскохозяйственными машинами», экскурсия на животноводческую ферму, экскурсия в заповедник, заказник родного края.
4.Человек разумный (6 ч)
Человек разумный — часть природы.
Условия, необходимые для жизни человека.
Разнообразие внешности человека, его индивидуальность (черты лица, цвет волос, кожи и пр.). Портрет твоего друга.
Понятие о здоровье. Питание и здоровье.
Режим дня школьника. Режим питания.
Правила организации домашней учебной работы (освещенность рабочего места).
Личная гигиена.
Предупреждение простудных заболеваний.
Практикум: Практическая работа: составление режима дня (труд, отдых, физические упражнения).
5.Младший школьник и семья (4 ч)
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения в быту, на улице, при встрече с незнакомыми людьми.
Семья ребенка (фамилии, имена, отчества членов семьи). Родословная семьи.
Уважение к своим соученикам, старшим, к членам семьи, к ветеранам труда и Великой Отечественной войны.
Практические работы: Практические работы:
Общение с родителями и родственниками как способ получения информации для составления генеалогического древа (родословной семьи).
Составление безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой.
6. Родная страна — Россия (10 ч)
Я — гражданин России. Россия — наша Родина.
Государственная символика России: флаг, герб, гимн.
Государственные праздники и памятные даты: 9 Мая — День Победы.
12 декабря — День Конституции. Конституция — основной закон Российской Федерации. Москва — столица России. История возникновения названия города.
История Московского Кремля.
Родной город (село): название, основные предприятия города, достопримечательности. Особенности труда людей родного города (села).
Влияние практической деятельности человека на природу.
Экскурсии: по родному городу (селу, поселку), посещение краеведческого музея, встреча с ветеранами труда и Великой Отечественной войны своей местности.
класс (68 ч)
Планета, на которой мы живем (11 ч)
Глобус — модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы.
Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте.
Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе).
План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта.
Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас.
Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие.
Практикум
Практические работы: работа с физической и контурной картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы (3–5 названий), моря, реки, озера (3–5 названий).
Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон. Определение горизонта по компасу.
Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты.
Экскурсия: знакомство с основными формами поверхности родного края.
2. Неживая природа (21 ч)
Первоначальные представления о веществе. Примеры твердых, жидких, газообразных веществ.
Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода — растворитель.
Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии.
Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки.
Кругооборот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоемов, бережное отношение к воде.
Воздух — смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха (ранее изученные и новые).
Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при расширении нагревается, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений.
Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.
Твердые вещества. Свойства твердых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых.
Практикум: Наблюдения за погодой: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.
Практические работы.
Изучение свойств воды в жидком и твердом состоянии.
Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра.
Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора, песка, глины). Расширение твердых тел при нагревании.
Сравнение минералов по твердости.
Изучение свойств воздуха (расширение при нагревании, сжатие при охлаждении и др.). Доклады для первоклассников и второклассников о безопасном поведении во время гололеда. Изготовление модели термометра, компаса.
3.Взаимосвязь неживой и живой природы. Недра земли (10 ч)
Разрушение твердых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.
Почва — единство живого и неживого, ее примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края.
Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв.
Экскурсия по родному краю: «Почвы родного края».
Практические работы: определение примерного состава почвы.
4. Природные сообщества. Человек и природные сообщества (13 ч)
Лес, луг, водоем, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появления из яйца и развитие бабочки- капустницы).
Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества.
Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек — защитник природы.
Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении.
Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоем).
Практические работы. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школьного двора и др.).
Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания.
Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями.
5. Наша страна Россия (12 ч)
Лента времени. Города России — Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности — памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения).
Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру I — Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж).
Практические работы: работа с картой — города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга.
Определение последовательности исторических событий (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени.
Экскурсия в краеведческий, художественный музей.
4 класс (68 ч) Человек и природа (40ч)Общее представление о вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (название, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.
Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).
Родной край-часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.
Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.
Человек и общество (24ч)Наша родина- Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция- Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, город федерального значения- Москва, Санкт- Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.
Россия- многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык- государственный язык Российской Федерации. Родной край- часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико- административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы.
Россия на карте. Границы России. Название государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).
Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности.
Терроризм- международная опасность (США, г.Нью-Йорк, 11 сентября 2001г.;
Россия, г.Беслан, 3 сентября 2004 г.).
История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины труда и быта, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX-XI вв.). Крещение Руси (988г), первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI- XII вв.), основание города Ярославля (988-1010 гг.), объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович- Красное Солнышко (960-1015 гг.), Ярослав Владимирович- Ярослав Мудрый (около 980-1054 гг.), Владимир Мономах (1053-1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221-1263 гг.), московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-е -11257 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325-1340 гг.), Дмитрий Донской (1359-1389 гг.).
Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена-времена многобожия (вера в силу природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог-Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах- духовная власть и сила), буддисты (Будда- духовная связь всех проявлений жизни).
Сохранение традиционной истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября- День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей- панорама «бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая- День Победы- память страны о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.); памятник Юрию Гагарину- первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев –космонавтов (12 апреля- День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).
Правила безопасного поведения (4ч)Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).
Соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.
Соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).
Тематическое планирование
Номер урока | Тема урока | Колич-во часов | |||||||
1 класс | |||||||||
Мы познаем мир | |||||||||
1 | Знакомство с учебником. Семья. Где живет семья Ивановых, Где живешь ты | 1 | |||||||
2 | Мы познаем мир | 1 | |||||||
3 | Мы познаем мир с помощью органов чувств Практическая работа по определению предметов живой и неживой природы | 1 | |||||||
Живая природа | |||||||||
4 | Что нас окружает Урок-экскурсия в парк | 1 | |||||||
5 | Животные – часть живой природы | 1 | |||||||
6 | Дикие и домашние животные | 1 | |||||||
7 | Дикие и домашние животные Практическая работа в малых группах | 1 | |||||||
8 | Насекомые – часть живой природы | 1 | |||||||
9 | Насекомые – часть живой природы Практическая работа в малых группах | 1 | |||||||
10 | Растения – часть живой природы | 1 | |||||||
11 | Растения – часть живой природы. Деревья, кустарники, травянистые растения Практическая работа с коллекцией растений | 1 | |||||||
12 | Растения и их части Практическая работа: наблюдения за частями растений | 1 | |||||||
13 | Как растения расселяются на другие места | 1 | |||||||
14 | Проверочная работа по теме «Растения – часть живой природы» | 1 | |||||||
Природа и ее сезонные изменения | |||||||||
15 | Природа и ее сезонные изменения | 1 | |||||||
16 | Жизнь растений осенью Экскурсия в городской парк. Наблюдения | 1 | |||||||
17 | 1 | ||||||||
18 | Труд людей осенью | 1 | |||||||
19 | Как животные готовятся к зиме | 1 | |||||||
20 | Пришла зима Приметы зимы в природе Практическая работа: наблюдения в природе. Работа с дополнительными источниками информации | 1 | |||||||
21 | 1 | ||||||||
22 | Снежные загадки Исследовательская работа в малых группах «Откуда в снежках грязь» | 1 | |||||||
23 | Промежуточная проверочная работа за первое полугодие | 1 | |||||||
24 | Жизнь лесных зверей зимой Практическая работа с дополнительными источниками информации | 1 | |||||||
25 | 1 | ||||||||
26 | Как помочь птицам зимой Практическая работа с дополнительными источниками | 1 | |||||||
27 | 1 | ||||||||
28 | Есть ли жизнь подо льдом Практическая работа с дополнительными источниками информации | 1 | |||||||
29 | 1 | ||||||||
30 | Как зимуют деревья и кустарники Экскурсия в городской парк. Наблюдение за природой | 1 | |||||||
31 | 1 | ||||||||
32 | Учимся различать деревья и кустарники зимой. Наблюдения в природе | 1 | |||||||
33 | Пришла весна Наблюдения в природе | 1 | |||||||
34 | Первоцветы Практическая работа «Составляем викторину» | 1 | |||||||
35 | 1 | ||||||||
36 | Жизнь растений весной Экскурсия в городской парк | 1 | |||||||
37 | Как животные весну встречают | 1 | |||||||
38 | Про больших и маленьких Практическая работа «Составляем книжку-малышку «Зверятки и их ребятки» | 1 | |||||||
39 | 1 | ||||||||
40 | Лето пришло Наблюдения в природе | 1 | |||||||
41 | В лес по ягоды пойдем Практическая работа «Составляем памятку для Миши» | 1 | |||||||
42 | С лукошком за грибами Практическая работа «Правильно собирай грибы» | 1 | |||||||
43 | 1 | ||||||||
44 | Зеленая аптека | 1 | |||||||
45 | Лекарственные растения Практическая работа с дополнительными источниками информации | 1 | |||||||
46 | Природа и мы | 1 | |||||||
47 | Проверочная работа по теме «Природа и ее сезонные изменения» | 1 | |||||||
Наша Родина – Россия | |||||||||
48 | Наша Родина – Россия | 1 | |||||||
49 | Государственная символика Практическая работа «Флаг России» | 1 | |||||||
50 | Москва – столица нашего государства Виртуальная экскурсия | 1 | |||||||
51 | 1 | ||||||||
52 | Петербург – культурная столица России | 1 | |||||||
53 | Экскурсия по родному городу | 1 | |||||||
54 | Экскурсия по родному городу. Составляем викторину | 1 | |||||||
55 | Чему мы учились. Обобщение | 1 | |||||||
56 | Итоговая проверочная работа за год | 1 | |||||||
57 | Мы и окружающий мир | 1 | |||||||
2 класс | |||||||||
Где и как найти ответы на вопросы 4 | |||||||||
1 | Письмо экологов школьникам | 1 | |||||||
2 | Мир живой и неживой природы Урок-экскурсия | 1 | |||||||
3 | Осенние изменения в природе Урок-экскурсия | 1 | |||||||
4 | Где и как найти ответы на вопросы Практическая работа с источниками информации | 1 | |||||||
Планеты и звезды 6 | |||||||||
5 | Земля. Модель Земли. Практическая работа с глобусом | 1 | |||||||
6 | Почему на Земле день сменяется ночью Опыт «Движение Земли вокруг своей оси(моделирование)» | 1 | |||||||
7 | Звезды и созвездия | 1 | |||||||
8 | Планеты. Практическая работа с картой звездного неба | 1 | |||||||
9 | Движение земли вокруг Солнца Практическая работа: моделирование ситуации | 1 | |||||||
10 | Проверочная работа по теме «Планеты и звезды» | 1 | |||||||
Неживая и живая природа Земли 2 | |||||||||
11 | Как связаны живая и неживая природа Практическая работа: наблюдения за взаимосвязью осенних изменений в живой и неживой природе | 1 | |||||||
12 | Условия жизни на планете Земля. | 1 | |||||||
Свойства воды и воздуха 5 | |||||||||
13 | Свойства воздуха (заседание клуба) Практическая работа: простейшие опыты и наблюдения за свойствами воздуха. | 1 | |||||||
14 | 1 | ||||||||
15 | Кому и для чего нужна вода (заседание клуба) | 1 | |||||||
16 | Свойства воды (заседание клуба) Практическая работа: простейшие опыты и наблюдения за свойствами воды | 1 | |||||||
17 | 1 | ||||||||
Солнце, воздух, вода и …растения 3 | |||||||||
18 | Условия, необходимые для жизни растений Практическая работа: Наблюдения за условиями для жизни растений | 1 | |||||||
19 | Корень, стебель, лист | 1 | |||||||
20 | Питание растений Практическая работа: Организация опыта «Питание растений» | 1 | |||||||
Разнообразие растений 4 | |||||||||
21 | Цветковые и хвойные растения Работа с гербарием | 1 | |||||||
22 | Папоротники, мхи и водоросли Работа с гербарием | 1 | |||||||
23 | Красная книга России. Правила поведения в природе. Практическая работа: Памятка поведения в лесу | 1 | |||||||
24 | 1 | ||||||||
Культурные растения. Продолжительность жизни растений 7 | |||||||||
25 | Для чего люди выращивают культурные растения (заседание клуба) | 1 | |||||||
26 | Какие части культурных растений используют люди? Практическая групповая работа | 1 | |||||||
27 | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? Отчего зависит урожай зерновых? | 1 | |||||||
28 | Растения сада | 1 | |||||||
29 | Сколько живут растения (заседание клуба) | 1 | |||||||
30 | Размножение растений своими частями. Размножение комнатных растений. (заседание клуба) | 1 | |||||||
31 | Контрольная работа за первое полугодие | 1 | |||||||
Грибы 3 | |||||||||
32 | Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? | 1 | |||||||
33 | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов | 1 | |||||||
34 | Как правильно собирать грибы Практическая работа: Памятка грибника | 1 | |||||||
Животные 8 | |||||||||
35 | Разнообразие животных | 1 | |||||||
36 | Насекомые Практическая работа: работа с разными источниками | 1 | |||||||
37 | Рыбы Практическая работа: работа с разными источниками | 1 | |||||||
38 | Земноводные Практическая работа: работа с разными источниками | 1 | |||||||
39 | Пресмыкающиеся Практическая работа: работа с разными источниками | 1 | |||||||
40 | Птицы Практическая работа: работа с разными источниками | 1 | |||||||
41 | Звери Практическая работа: работа с разными источниками | 1 | |||||||
42 | Как животные защищаются в природе | 1 | |||||||
Человек и животные 7 | |||||||||
43 | Домашние животные | 1 | |||||||
44 | Школьный живой уголок клуба «Мы и окружающий мир» Заседание клуба | 1 | |||||||
45 | Значение диких животных | 1 | |||||||
46 | Человек в ответе за тех, кого приручил | 1 | |||||||
47 | Заповедник (заказник) родного края Урок-экскурсия | 1 | |||||||
48 | 1 | ||||||||
49 | Проверочная работа по теме «Разнообразие животных» | 1 | |||||||
Человек разумный – часть природы 5 | |||||||||
50 | Про тебя | 1 | |||||||
51 | Что умеет человек Практическая работа в группах | 1 | |||||||
52 | Расти здоровым. Скрытая опасность на дороге | 1 | |||||||
53 | Питание и здоровье Практическая работа: Полезное меню школьника | 1 | |||||||
54 | От кого зависит твой режим дня | 1 | |||||||
Как уберечь себя от беды 4 | |||||||||
55 | Чистота – залог здоровья Практическое занятие | 1 | |||||||
56 | Берегись простуды! | 1 | |||||||
57 | Твоя безопасность на улице Практическое занятие. | 1 | |||||||
58 | Твоя безопасность дома | 1 | |||||||
В родном краю 10 | |||||||||
59 | Имя города, села, поселка | 1 | |||||||
60 | История Московского Кремля | 1 | |||||||
61 | Экскурсия в город. Выбор безопасных маршрутов практическая работа | 1 | |||||||
62 | Родной город Экскурсия | 1 | |||||||
63 | Общий дедушка Я и мои близкие | 1 | |||||||
64 | Итоговая контрольная работа за год | 1 | |||||||
65 | День Победы | 1 | |||||||
66 | Встреча с ветераном ВОВ и труда | 1 | |||||||
67 | День Конституции России | 1 | |||||||
68 | Задание на лето: Лето с пользой | 1 | |||||||
3 класс | |||||||||
Изображение Земли на глобусе (4 ч) | |||||||||
1 | Наш мир знакомый и загадочный | 1 | |||||||
2 | Глобус – модель земного шара | 1 | |||||||
3 | Материки и океаны на глобусе (практическая работа) | 1 | |||||||
4 | Формы поверхности Земли | 1 | |||||||
О чем рассказала карта (7 ч) | |||||||||
5 | Географическая карта | 1 | |||||||
6 | Учимся читать карту Практическая работа с контурной и физической картой России | 1 | |||||||
7 | План местности | 1 | |||||||
8 | Холмы и овраги. Экскурсия «Основные формы поверхности родного края» | 1 | |||||||
9 | Стороны горизонта | 1 | |||||||
10 | Ориентирование на местности. Компас. Практическая работа «Определение сторон горизонта с помощью компаса» | 1 | |||||||
11 | Проверочная работа № 1 «Изображение земли на глобусе. Карта» | 1 | |||||||
Из чего все на свете (4 ч) | |||||||||
12 | Тела. Вещества. Частицы. | 1 | |||||||
13 | Твердые вещества. Жидкости и газы. | 1 | |||||||
14 | Вода – необыкновенное вещество. Практическая работа « Вода в трех состояниях» | 1 | |||||||
15 | Готовимся к школьной олимпиаде | 1 | |||||||
Вода и ее свойства ( 4ч) | |||||||||
16 | Свойства воды в жидком состоянии. Заседание клуба (практическая работа, опыты). | 1 | |||||||
17 | Термометр и его устройство Практическая работа с термометром «Измерение температуры воды, воздуха, тела человека» | 1 | |||||||
18 | Свойства воды в твердом состоянии. Заседание клуба. | 1 | |||||||
19 | Свойства воды в газообразном состоянии. | 1 | |||||||
Чудесные превращения воды в природе (7 ч) | |||||||||
20 | Круговорот воды в природе. | 1 | |||||||
21 | Проверочная работа № 2 «Вода. Свойства воды» | 1 | |||||||
22 | Туман и облака. Практическая работа: Создаем модель расположения облаков | 1 | |||||||
23 | Осадки. | 1 | |||||||
24 | Вода – растворитель. Заседание клуба. | 1 | |||||||
25 | Растворы в природе. ТЕСТ | 1 | |||||||
26 | Охрана воды. Решение проектной задачи «Как очистить воду»
| 1 | |||||||
Воздух и его свойства (6 ч) | |||||||||
27 | Воздух. Океан, которого нет на карте и глобусе | 1 | |||||||
28 | Состав воздуха. Воздух это смесь газов | 1 | |||||||
29 | Свойства воздуха. Практическая работа «Свойства воздуха» Готовимся к школьной олимпиаде. | 1 | |||||||
30 | Температура воздуха. Ветер. | 1 | |||||||
31 | Что такое погода Практическая работа «Дневник наблюдений» | 1 | |||||||
32 | Промежуточная аттестация: контрольная работа за первое полугодие. | 1 | |||||||
Тайны недр Земли (6 ч) | |||||||||
33 | Горные породы | 1 | |||||||
34 | Разрушение горных пород | 1 | |||||||
35 | Что такое минералы | 1 | |||||||
36 | Полезные ископаемые. Их свойства. Использование. Практическая групповая работа «Свойства гранита, мрамора, известняка, нефти». | 1 | |||||||
37 | Полезные ископаемые. Стендовые доклады (групповая работа) | 1 | |||||||
38 | Добыча полезных ископаемых. Охрана полезных ископаемых. Стендовые доклады | 1 | |||||||
Почва (4 ч) | |||||||||
39 | Как образуется почва | 1 | |||||||
40 | Почва и ее свойства. Практическая работа: Опыты с почвой | 1 | |||||||
41 | Ресурсы почвы и ее охрана. | 1 | |||||||
42 | Проверочная работа № 3«Полезные ископаемые. Почва и ее свойства» | 1 | |||||||
Природные сообщества (4 ч) | |||||||||
43 | Лес и его обитатели (стендовые доклады) | 1 | |||||||
44 | Луг и его обитатели(стендовые доклады) | 1 | |||||||
45 | Поле и его обитатели(стендовые доклады) | 1 | |||||||
46 | Пресные водоемы и его обитатели Болото и его обитатели (стендовые доклады) | 1 | |||||||
Человек и природные сообщества (10 ч) | |||||||||
47 | Значение лесов Экскурсия «Природные сообщества родного края» | 1 | |||||||
48 |
Проверочная самостоятельная работа № 4 «Природные сообщества» | 1 | |||||||
49 | Безопасное поведение в лесу. Заседание клуба | 1 | |||||||
50 | Луг и человек | 1 | |||||||
51 | Надо ли охранять болота | 1 | |||||||
52 | Дары рек и озёр | 1 | |||||||
53 | Безопасное поведение у водоёмов Практическая работа «Памятка для Миши и его друзей» | 1 | |||||||
54 55 | Практическая групповая работа: Проектная задача «Человек – защитник природы», «Природа будет жить» | 1 1 | |||||||
56 | Проверочная работа № 5 «Человек и природные сообщества» | 1 | |||||||
Путешествие в прошлое. Наша страна Россия ( 12ч ) | |||||||||
57 | Лента времени Практическая работа «Определение исторических событий на ленте времени» | 1 | |||||||
58 | Золотое кольцо России | 1 | |||||||
59 | Золотое кольцо России | 1 | |||||||
60 | Золотое кольцо России | 1 | |||||||
61 | Золотое кольцо России. | 1 | |||||||
62 63 | Путешествие по Санкт-Петербургу Практическая работа «Памятка достопримечательностей» | 1 1 | |||||||
64 | Экскурсия для друга. Составь экскурсию по родному городу | 1 | |||||||
65 | Экскурсия для друга. Составь экскурсию по родному краю | 1 | |||||||
66 | Итоговая аттестация: контрольная работа № 6 за год | 1 | |||||||
67 | Последнее заседание клуба: Чему мы научились | 1 | |||||||
68 | Задание на лето: Лето с пользой | 1 | |||||||
4 класс | |||||||||
1 | История отечества (10 ч) День знаний. Древние славяне. | 1 | |||||||
2 | Древние славяне. | 1 | |||||||
3 | Древняя Русь. | 1 | |||||||
4 | Древняя Русь. Крещение Руси. | 1 | |||||||
5 | Входная контрольная работа. | 1 | |||||||
6 | Борьба Руси с западными завоевателями. | 1 | |||||||
7 | Возникновение Москвы. Первые Московские князья. | 1 | |||||||
8 | Возникновение Москвы. Первые Московские князья. | 1 | |||||||
9 | Вера в Единого Бога и сохранение традиционной обрядовости. (Заседание клуба). | 1 | |||||||
10 | Самостоятельная работа по теме «История Отечества». | 1 | |||||||
11 | Земля – планета Солнечной системы (2 ч) Солнечная система. | 1 | |||||||
12 | Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца. | 1 | |||||||
13 | Путешествие по природным зонам России (14 ч) Природные зоны нашей страны. | 1 | |||||||
14 | Ледяная зона (заседание клуба). | 1 | |||||||
15 | Ледяная зона (заседание клуба). Практические работы: работа с гербариями — классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировки растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. | 1 | |||||||
16 | Тундра. | 1 | |||||||
17 | Тундра. Практические работы: работа с гербариями — классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировки растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. | 1 | |||||||
18 | Контрольная работа за 1 четверть. | 1 | |||||||
19 | Работа над ошибками. Зона лесов. Практические работы: работа с гербариями — классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировке растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. | 1 | |||||||
20 | Животные леса. Роль леса в природе и жизни человека. | 1 | |||||||
21 | Зона степей. Практические работы: работа с гербариями — классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировке растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. | 1 | |||||||
22 | Зона степей. | 1 | |||||||
23 | Зона пустынь. Практические работы: работа с гербариями — классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировке растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. | 1 | |||||||
24 | Зона пустынь | 1 | |||||||
25 | Субтропическая зона (заседание клуба). Практические работы: работа с гербариями — классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировке растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. | 1 | |||||||
26 | Субтропическая зона (заседание клуба). Тест по теме «Путешествие по природным зонам России». | 1 | |||||||
27 | Родной край – часть великой России (9 ч) Твой родной край. | 1 | |||||||
28 | Инструктаж «Осторожно, гололед!». Московское время. | 1 | |||||||
29 | Карта твоего края. Поверхность и водоемы твоего края. А что можешь сделать ты? Практическая работа с картой своего края. | 1 | |||||||
30 | Полезные ископаемые твоего края. Практическая работа с картой. | 1 | |||||||
31 | Растения твоего края. Практическая работа с картой. | 1 | |||||||
32 | Отрасли животноводства твоего края и домашние животные. | 1 | |||||||
33 | Народные промыслы твоего края. | 1 | |||||||
34 | Заповедные места твоего края. Практическая работа: участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка животных). | 1 | |||||||
35 | Заключительный урок. Готовимся к школьной олимпиаде! Практическая работа: выступление с докладами о растениях и животных природной зоны родного края перед учащимися 1–3 классов. Самостоятельная работа по теме «Родной край – часть великой России». | 1 | |||||||
36 | Человеческий организм (13 ч) Письмо руководителей клуба школьникам. Забота о здоровье. | 1 | |||||||
37 | Как устроен организм человека. | 1 | |||||||
38 | Путешествие в мир клеток. | 1 | |||||||
39 | Самый большой орган чувств. | 1 | |||||||
40 | Как человек двигается? | 1 | |||||||
41 | Пищеварительная система. | 1 | |||||||
42 | Пищеварительная система. | 1 | |||||||
43 | Система кровообращения. | 1 | |||||||
44 | Система кровообращения. | 1 | |||||||
45 | Познакомимся с дыхательной системой. Всё о вдохе и выдохе. | 1 | |||||||
46 | Береги свои лёгкие. Практическая работа: наблюдения за изменением своего веса, роста, пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки. | 1 | |||||||
47 | Как почки удаляют из организма вредные вещества. | 1 | |||||||
48 | Нервная система человека. Тест по теме «Человеческий организм». | 1 | |||||||
49 | Изучаем органы чувств (7 ч) Как мы воспринимаем окружающий мир (заседание клуба). | 1 | |||||||
50 | Спроси у носа; что такое запах. | 1 | |||||||
51 | Высуни язык и скажи: «А». | 1 | |||||||
52 | «Взгляд» на глаз. Береги зрение. Практическая работа: составление памятки по сбережению зрения. | 1 | |||||||
53 | Ухо не только орган слуха. Ухо – орган равновесия. | 1 | |||||||
54 | Распознавание предметов путём соприкосновения с ними. | 1 | |||||||
55 | Советы школьного врача. Игры детей и дорожная безопасность. Тест по теме «Изучаем органы чувств». Практическая работа: составление режима дня ученика 4-го класса. Оказание первой помощи при легких травмах: простейшая обработка ран, наложение повязок (работа проводится под руководством медицинского работника). | 1 | |||||||
56 | Путешествие по странам мира (5 ч) Границы России. Практическая работа: работа с картой мира, озеленение школьного двора. | 1 | |||||||
57 | Границы России. Практическая работа с картой мира. | 1 | |||||||
58 | Соединенные штаты Америки. Практическая работа с картой мира. | 1 | |||||||
59 | Великобритания. Практическая работа с картой мира. | 1 | |||||||
60 | Франция. Практическая работа с картой мира. Самостоятельная работа по теме «Путешествие по странам мира». | 1 | |||||||
61 | Москва как летопись истории России (4 ч) День народного единства. | 1 | |||||||
62 | Москва: память о войне 1812 года. Практическая работа с картами, помещенными в учебнике. | 1 | |||||||
63 | Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Проектная работа «Герои Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов». | 1 | |||||||
64 | Памятники Москвы покорителям космоса. Выступления с докладами перед учащимися 2–3 классов по истории отечества. | 1 | |||||||
65 | Мы – граждане России (4 ч) Имя нашей страны – Россия; или Российская Федерация. Выступления с докладами перед учащимися 2–3 классов по истории отечества. | 1 | |||||||
66 | Основной закон страны – Конституция России. Тест по теме «Москва как летопись истории России». | 1 | |||||||
67 | Президент России. Итоговая контрольная работа. Олимпиадные задания. | 1 | |||||||
68 | Заключительный урок. Резервный урок. | 1 |