СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПНШ. Рабочая программа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа о русскому языку по программе "Перспективная начальная школа".

Просмотр содержимого документа
«ПНШ. Рабочая программа.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия г. Гурьевска














Рабочая программа

учебного предмета русский язык

(наименование предмета)














Составила: Корчакова В.В.,

учитель начальных классов
















Гурьевск

2017 г.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе авторской программы Проект- «Перспективная начальная школа» М.: Академкнига/Учебник 2009, ориентирована на работу по учебнику М.Л.Каленчук, Н.А.Чураковой, Т.А.Байковой. – М.:Академкнига/Учебник, 2012 .

На изучение русского языка отводится 544 часа: 1 класс – 64 часа, 2 и 3 класс - 170 часов в год, 4 класс – 140 часов.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» к концу 2 года обучения

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;

  • восприятие русского языка как явление национальной культуры;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;

  • овладение словами речевого этикета.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

Коммуникативные УУД

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в

различных источниках для решения учебных задач;

  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения

коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,

письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации

общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера,

  • учитывать различные мнения и координировать различные позиции в

сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

умение задавать вопросы;

  • видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;

  • использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

Регулятивные УУД

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану,

сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление

причинных связей и зависимостей между объектами;

  • умение работать с таблицами, схемами, моделями;

  • умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;

  • умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей

(математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,

концептуальную;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,

ознакомительным.

Познавательные УУД

  • инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;

  • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, правило или таблицу; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;

  • работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)

  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

  • свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений, находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление", быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте, находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

  • работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

  • работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги (в одной из которых - система словарей), "Рабочей тетрадью" и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.

Предметные результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу 2-го года обучения

Обучающиеся научатся:

  • определять в слове количество слогов, определять ударные и безударные слоги;

  • давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков;

  • находить по определенным признакам изучаемые орфограммы в словах, формулировать орфографическое правило, упражняться в правильном написании слов;

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать родственные слова и формы слова;

  • находить значимые части слова;

  • выделять в слове окончание и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;

  • выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;

  • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;

  • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;

  • обнаруживать регулярные исторические чередования, видимые на письме;

  • разграничивать разные слова и разные формы одного слова.

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

  • различать прямое и переносное значение слова;

  • определять начальную формы слов-названий предметов, слов-названий-признаков, слов-названий-действий;

  • изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;

  • изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам.

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;

  • определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

  • находить в предложении основу и неглавные члены;

  • задавать вопросы к разным членам предложения.

проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;

  • выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;

  • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

  • различать на письме предлоги и приставки;

  • употреблять разделительные ь и ъ знаки;

  • находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.

  • определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;

  • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

  • грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;

  • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;

  • соблюдать орфоэпические нормы речи;

  • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;

  • писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • правильно употреблять приставки на- и о- в словах: надеть, надевать, одеть, одевать;

  • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.

В том числе, каждый обучающийся получит возможность овладевать компетенциями в области использования ИКТ (информационно-коммуникативных технологий):

  1. Собирать требуемую информацию из указанных источников, фиксировать результаты разными способами.

  2. Активно использовать речевые средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

  3. Использовать различные способы поиска в справочных источниках и в открытом учебном информационном пространстве Интернет.

  4. Сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

  5. Уметь вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки. Переводить информацию из текстовой формы в табличную.

  6. Готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, и графическим сопровождением (клипы, презентации).

  7. Соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.


Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык» 3 класс

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;

  • восприятие русского языка как явление национальной культуры;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;

  • овладение словами речевого этикета.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в

  • различных источниках для решения учебных задач; способность

  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения

  • коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,

  • письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации

  • общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера,

  • учитывать различные мнения и координировать различные позиции в

  • сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

  • умение задавать вопросы;

  • умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление

  • причинных связей и зависимостей между объектами;

  • умение работать с таблицами, схемами, моделями;

  • умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;

  • умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей

  • (математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,

  • концептуальную;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,

ознакомительным.

В области познавательных УУД

  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

  • свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений, находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление", быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте, находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

  • работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

  • работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги (в одной из которых - система словарей), "Рабочей тетрадью" и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.

В области коммуникативных УУД

  • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

  • понимать основание разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;

  • находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.

В области регулятивных УУД

  • осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.

  • решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану,

сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Планируемые предметные результаты изучения русского языка в 3 классе

Обучающиеся научатся:

  • выполнять звукобуквенный анализ слова.

  • понятие об орфограмме; виды изученных орфограмм;

  • писать двойные согласные в корне слова и на стыке морфем;

  • писать наиболее употребительных приставок, приставки с , приставок на –с, -з

  • писать предлоги со словами; осознанно разграничивать на письме приставки и предлоги;

  • определять «беглый гласный», писать суффиксы –ик/-ек с учетом беглого гласного;

  • писать суффикс –ок после шипящих

  • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.

  • сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;

  • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;

  • обнаруживать регулярные исторические чередования видимые на письме.

  • различать прямое и переносное значение слова;

  • находить в тексте синонимы и антонимы;

  • различать однокоренные слова от омонимов и синонимов.

  • различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;

  • различать на письме приставки и предлоги;

  • изменять существительные по числам и падежам; определять их род;

  • различать названия падежей;

  • изменять прилагательные по числам, падежам, родам;

  • изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени – по родам; в настоящем и будущем – по лицам.

  • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное и зависимое слово, ставить от первого ко второму вопрос;

  • находить в предложении основу и второстепенные члены предложения;

  • ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.

  • использовать разные способы проверок орфограмм;

  • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

  • писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных;

  • писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с-, приставками на –с, -з;

  • писать слова с суффиксами – ек и – ик; писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;

  • писать о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных;

  • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.

  • Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;

  • Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

  • Грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания;

  • Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;

  • Работать со словарями;

  • Соблюдать орфоэпические нормы речи;

  • Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;

  • Писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

В том числе, каждый обучающийся получит возможность овладевать компетенциями в области использования ИКТ (информационно-коммуникативных технологий):

  1. Собирать требуемую информацию из указанных источников, фиксировать результаты разными способами.

  2. Активно использовать речевые средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

  3. Использовать различные способы поиска в справочных источниках и в открытом учебном информационном пространстве Интернет.

  4. Сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

  5. Уметь вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки. Переводить информацию из текстовой формы в табличную.

  6. Готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, и графическим сопровождением (клипы, презентации).

  7. Соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.



Планируемые результаты освоения учебного предмета к концу четвертого года обучения

Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.

В области личностных УУД обучающиеся научатся:

  • Использовать самооценку на основе наблюдения за собственной речью.

  • Использовать итоговый и пооперационный самоконтроли.

  • Владеть словами речевого этикета.

  • Использовать опыт нравственных и эстетических переживаний.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

  • Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации общения, понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.

  • Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.

  • Умение задавать вопросы.

  • Самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

  • Умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинные связи и зависимости между объектами.

  • Умение работать с таблицами, схемами, моделями.

  • Умение представлять учебный материал в виде схем, моделей.

  • Умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей

(математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики.

  • Умение вычитывать все виды текстовой информации.

  • Умение пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

В области познавательных УУД обучающиеся научатся:

  • Свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью.

  • Свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений, находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление», быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте, находить в специально выделенных разделах нужную информацию.

  • Работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

  • Работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги (в одной из которых - система словарей), "Рабочей тетрадью" и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.

В области коммуникативных УУД обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

• Осваивать разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя).

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

  • Понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; корректно критиковать альтернативную позицию.

  • Использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).

В области регулятивных УУД обучающиеся научатся:

  • Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного.

Планируемые предметные результаты изучения русского языка в 4 классе

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • Общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова.

  • Правописание безударных окончаний имён существительных трёх склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки.

  • Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки.

  • Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

  • Правописание глаголов в прошедшем времени.

  • Правописание суффиксов глаголов в повелительном наклонении.

  • Правописание определяемых программой словарных слов.

  • Части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз.

  • Три типа склонения существительных.

  • Названия падежей и способы их определения.

  • Два спряжения глаголов.

  • Члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение), однородные члены предложения.

  • Особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение). Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Писать о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова.

  • Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом.

  • Правильно произносить орфоэпически трудные слова, отобранного для изучения в 4 классе, из орфоэпического минимума.

  • Правильно употреблять предлоги О и ОБ перед существительными, прилагательными, местоимениями.

  • Правильно употреблять числительные ОБА, и ОБЕ в разных падежных формах.

  • Применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова.

  • Производить звукобуквенный анализ слова, морфемный анализ слова (по составу), элементарный словообразовательный анализ, морфологический анализ имён существительных, прилагательных и глагола, синтаксический анализ простого предложения.

  • Сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

  • Определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.

  • Обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме).

  • Определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.

  • Составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.

  • Обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение.

  • Составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения.

  • Доказательно различать художественный и научно-популярный тексты.

  • Владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками.

  • Составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений.

  • Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию.

Кроме того, обучающийся получит возможность овладевать компетенциями в области использования информационно-коммуникативных технологий:

  • Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами.

  • Сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах.

  • Переводить информацию из текстовой формы в табличную.

  • Владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).


Содержание предмета «Русский язык»

2 класс (170 ч)

Фонетика и орфография (52 ч)

Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]ды - в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а — дру[к], ло[ж]ечка — ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о — ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Правописание сочетаний чк, чн, нч.

Написание ы или и после ц в разных частях слова.

Написание частицы не со словами, называющими действия.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Написание разделительных ь и ъ.

Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

Морфемика и словообразование (50ч)

Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.

Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.

Корень слова. Понятие о родственных словах.

Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.

Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Морфология и лексика (27 ч)

Слово и его значение. Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина).

Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.

Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач.

Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).

Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.

Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов.

Изменение слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам.

Синтаксис и пунктуация (11ч)

Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.

Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения.

Понятие об обращении и способах его оформления на письме.

Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)

Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.

Развитие речи (30 ч)

Признаки текста. Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.

Абзац. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.

Текст-описание и текст-повествование.

Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения.

Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов.

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма и поздравительной открытки с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.

Словарь

Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона¸ газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай,. Ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов)


3 класс (170 ч)

Фонетика и орфография (20 часов)

Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.

Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.

Правописание наиболее употребительных приставок, приставки –с, приставок на -с, -з-

Правописание предлогов.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов –ик-/-ек- с учетом беглого гласного.

Написание суффикса –ок- после шипящих.

Звукобуквенный разбор слова.

Морфемика и словообразование (20 часов)

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Разбор слова по составу.

Морфология и лексика (85 часов)

Понятие о частях речи.

Имя существительное как часть речи. Категориальное значение.

Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность.

Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.

Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение.

Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).

Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

Правописание безударных падежных окончаний.

Написание о-ё после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.

Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.

Глагол как часть речи. Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам.

Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.

Синтаксическая функция глаголов в предложении.

Различение написания -ться и тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.

Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.

Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Синтаксис и пунктуация (15 часов)

Словосочетание и предложение. Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.

Формирование умения составлять схему предложения.

Разбор простого предложения по членам предложения.

Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)

Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.

Развитие речи с элементами культуры речи (30 часов)

Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.

Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения.

Освоение изложения как жанра письменной речи.

Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

Сравнение научно-популярных и художественных текстов.

Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему.

Определение темы и основной мысли живописного произведения.

Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Словарь

Автобус, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, вагон, винегрет, вокзал, восток, герой, горох, горячий, декабрь, дорога, животное, завтрак, запад, земляника, комбайн, компьютер, космонавт, космос, Кремль, кровать, лестница, магазин, малина, месяц, металл, метро, молоток, ноябрь, обед, овощ, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, песок, пирог, пирожное, победа, погода, помидор, потом, праздник, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, рисунок, север, сентябрь, сирень, соловей, солома, тарелка, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чувство, шоссе, шофёр, экскурсия, январь (75 слов)




4 класс (140 ч)

Фонетика и орфография (20ч)

Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).

Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения.

Понятие о вариантах произношения. Наблюдения над некоторыми проявлениями «старшей» и «младшей» нормы (на материалах стихотворных текстов). Наблюдения над стилистическими орфоэпическими вариантами.

Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-).

Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-).

Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.

Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение).

Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение).

Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-.

Звукобуквенный разбор слова. Морфемика и словообразование (14ч)

Производные и непроизводные слова. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Система способов словообразования в русском языке. Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач.

Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии и детской речи.

Морфемная структура русского слова.

Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.

Разбор слов разных частей речи по составу.

Морфология и лексика (59ч)

Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное. Категориальное значение имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе.

Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

Местоимение. Категориальное значение местоимений. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений.

Синтаксическая роль местоимений в предложении.

Глагол. Категориальное значение глагола. Грамматическое значение глагола и система его словоизменения.

Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.

Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа выпишете — выпишите.

Синтаксическая функция глаголов в предложении.

Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.

Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова.

Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений). Тематические классы слов.

Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Система парадигматических отношений между словами.

Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи.

Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами.

Общенародная и необщенародная лексика. Наблюдения над терминами русского происхождения и заимствованными; над диалектными языковыми различиями.

Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.

Синтаксис и пунктуация (20ч)

Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.

Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.

Разбор простого предложения по членам предложения.

Представления о сложном предложении (наблюдения).

Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.

Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)

Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.

Развитие речи с элементами культуры речи (27) Освоение изложения как жанра письменной речи.

Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.

Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основных идей (мыслей) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия».

Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.

Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога.

Правила употребления предлогов О и ОБ (о ежике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом).

Правила употребления местоимений ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.

Словарь

Автомобиль, аннотация, беседа, библиотека, билет, биография, богатство, велосипед, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать, железо, завтра, здесь, инженер, искусный, искусство, календарь, коллектив, коллекция, корабль, костёр, натюрморт, отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия, путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор, электричество, эскалатор (45 слов).


Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество

часов

2 класс

Главное сокровище библиотеки Анишит Йокоповны (2ч)

1

Знакомство со словарями русского языка

1

2

Знакомство со словарями русского языка

1

О пользе звукобуквенной зарядки (3ч)

3

Звуки и буквы

1

4

Развитие речи: Какие бывают предложения. Виды предложений по цели высказывания и интонации

1

5

Диагностическая работа № 1 (начало года)

1

Главные и неглавные слова в предложении (6ч)

6

Основа предложения. Главные и неглавные слова в предложении

1

7

Неглавные слова в предложении. Постановка вопросов к неглавным словам в предложении

1

8

Административная контрольная работа: Входной диктант с грамматическим заданием

1

9

Развитие речи: Что такое текст. Тема текста

Словарный диктант № 1

1

10

Порядок слов в предложении. Окончание слова и разные формы слова

1

11

Формы слова в предложении и их различение

1

Окончания слов-названий предметов (1ч)

12

Окончания слов-названий предметов

1

Что такое словосочетание (2ч)

13

Что такое словосочетание. Постановка вопросов к зависимым словам

1

14

Отличие грамматической связи слов в словосочетании и в основе предложении

1

Основа слова и его окончание. Нулевое окончание (2ч)

15

Основа слова и его окончание

1

16

Нулевое окончание

1

Слова-названия предметов, у которых нет окончаний (6ч)

17

Слова-названия предметов, у которых нет окончаний

1

18

Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончаний (неизменяемых)

1

19

Итоговый диктант по результатам повторения (по выбору учителя) «Песни птиц»

1

20

Разграничение слов, имеющих окончания и не имеющих окончаний

1

21

Развитие речи: Что такое текст. Тема текста

Словарный диктант № 2

1

22

Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончаний (неизменяемых)

1

Слова-названия предметов разного рода ( 7ч)

23

Слова-названия предметов разного рода

1

24

Слова-названия предметов разного рода

1

25

Слова-названия предметов разного рода

1

26

Слова-названия предметов разного рода. Окончания слов мужского и женского рода

1

27

Развитие речи: Что такое текст. Начало текста

1

28

Слова-названия предметов разного рода. Окончания слов мужского и женского рода

1

29

Проверочная работа по теме «Части речи»

1

Начальная форма слова ( 4ч)

30

Начальная форма слов-названий предметов. Форма слова в словарях

1

31

Развитие речи: Строение текста. Основная мысль текста и его окончание

Словарный диктант № 3

1

32

Начальная форма слов-названий признаков

1

33

Начальная форма слов-названий действий. Родственные слова

1

Это слово и другое слово ( 3ч)

34

Основы родственных слов. Различение разных слов и форм слова

1

35

Общая часть родственных слов

1

36

Развитие речи: Тема и название текста. Работа с картиной Т.Мавриной «Васильки на окне»

1

Слово и формы этого слова. Родственные слова ( 5ч)

37

Различение грамматических форм слова и родственных слов

1

38

Итоговый диктант за 1 четверть

1

39

Проверочная работа по теме «Родственные слова. Корень слова»

1

40

Различение грамматических форм слова и родственных слов

1

41


Родственные слова. Корень слова

Развитие речи: Азбука вежливости. Как писать письмо

Словарный диктант № 4

1

Слова, у которых несколько значений (2ч)

42

Многозначные слова (без введения термина). Работа с Толковым словарем

1

43

Корень слова. Однокоренные слова

1

Разные слова, которые случайно одинаково звучат и одинаково пишутся (2ч)

44

Различение многозначных слов и омонимов

1

45

Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся

1

Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся (1ч)

46

Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся

1

Слова и их дальние родственники (1ч)

47

Понятие о происхождении слова

1

Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме (8 ч)

48

Правописание безударных гласных в корне слова

1

49

Правописание безударных гласных в корне слова

1

50

Развитие речи: План текста. Пересказ по плану

1

51

Развитие речи: Тема и основная мысль текста. Смысл названия текста

Словарный диктант № 5

1

52

53

Правописание парных звонких-глухих согласных в корне слова

1

1

54

Правописание парных звонких-глухих согласных в корне слова. Конкурс на лучший диктант

1

55

Развитие речи: Тема и основная мысль текста. Смысл названия текста

1

Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме ( 4ч)

56

57

Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме

1

1

58

Проверочная работа по теме «Правописание парных звонких-глухих парных согласных в корне слова»

1

59

Работа над ошибками

Развитие речи: Работа с картиной Т. Мавриной «Костер во дворе»

1

Тайна написаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ ( 3ч)

60

61

Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в безударных корнях

Словарный диктант № 6

1

1

62

Предварительная комплексная работа

1

Правописание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук (2ч)

63

Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

1

64

Написание Ь в словах-названиях предметов женского рода с основой на шипящий звук

1

Повторение пройденного (18ч)

65

Повторение правописания безударного гласного в корне слова. Родственные слова

1

66

Предварительная итоговая комплексная работа

1

67

Административная контрольная работа за полугодие

1

68

Работа над ошибками в контрольной работе

1

69

Развитие речи: Главное переживание текста. Тема и основная мысль текста

1

70

Родственные слова и формы одного слова

1

71

Трудности письма в корне слова

1

72

Диагностическая работа № 2 (середина года)

1

73

Проверочная работа по теме «Приемы проверки правописания безударного гласного»

1

74

Работа над ошибками. Способы проверки трудностей письма в корне слова

Словарный диктант № 7

1

75

Развитие речи: Работа с картиной А. Рылова «Полевая рябинка»

1

76

Правописание безударного гласного и парного звонкого-глухого согласного в корне слова. Родственные слова

1

77

Развитие речи. Самостоятельная работа

1

78

Развитие речи: Азбука вежливости. Как написать поздравление.

1

79

Правописание безударного гласного и парного звонкого-глухого согласного в корне слова. Родственные слова

1

80

Задание для членов клуба «Ключ и заря»

1

81-82

Резерв

2

Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы (2ч)

83

Постановка вопросов к главным членам предложения

1

84

Постановка вопросов к главным членам предложения

1

Учимся определять начальную форму слов (4ч)

85

Начальная форма слов, называющих предметы

1

86

Начальная форма слов, называющих действия

1

87

Развитие речи: Текст. Основные особенности текста

Словарный диктант № 8

1

88

Начальная форма слов, называющих признаки

1

Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов (2ч)

89

90

Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов, стоящих во множественном числе

1

1

Как делаются слова. Что такое суффикс.

Суффиксы слов, называющих предметы (4ч)

91

Образование слов от основ с помощью суффиксов

1

92

Развитие речи: Деление текста на части. Выделение смысловых частей в тексте

1

93

Образование слов-названий предметов от основ других слов с помощью суффиксов. Чередование согласных в корнях слов в процессе словообразования

1

94

Образование слов-названий предметов от основ других слов с помощью суффиксов.

1

Суффиксы слов, называющих предметы и признаки (6ч)

95

Образование слов-названий признаков от основ слов названий предметов с помощью суффиксов. Написание буквосочетаний ЧН, ЧК

1

96

Образование слов-названий признаков от основ слов названий предметов с помощью суффиксов. Написание буквосочетаний ЧН, ЧК

Развитие речи: Работа с картиной А. Матисса «Разговор»

1

97

Правописание парного звонкого-глухого согласного в середине и на конце слова

Словарная работа № 9

1

98

Образование родственных слов с помощью суффикса –К-. Правописание буквосочетания ЧК

1

99

Мониторинговая работа «Трудности письма в корне и на конце слова»

1

100

Образование слов женского рода от основ мужского рода с помощью суффиксов

Развитие речи: Деление текста на части. Части текста и план

1

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы (3ч)

101

Образование слов женского рода от основ мужского рода с помощью суффиксов

1

102

Развитие речи: Изложение по тексту, прочитанному учителем «Зимние цветы»

1

103

Образование слов с помощью суффиксов

1

Что такое обращение (3ч)

104

Выделение обращения с помощью интонации

1

105

Развитие речи: Работа с картиной К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»

1

106

Выделение обращения на письме

1

Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки (4ч)

107

Образование слов с помощью приставки

Словарная работа № 10

1

108

Комплексная предварительная итоговая работа

1

109

Образование слов с помощью приставки. Правописание приставок и предлогов

1

110

Развитие речи: Азбука вежливости. Как написать письмо

1

Написание частицы НЕ со словами, называющими действия (5ч)

111

112

113

Правописание частицы НЕ со словами, называющими действия

1

1

1

114

Образование родственных слов с помощью приставок. Роль приставки в слове

1

115

Родственные слова, называющие действия, с разными приставками и суффиксами

1

Состав слова (7ч)

116

Что такое состав слова

1

117

Разбор слова-названия действия по составу

1

118

Проверочная работа по теме «Состав слова»

1

119

Ь на конце начальной формы слов-названий действий, оканчивающихся на шипящий

1

120

Ь на конце начальной формы слов-названий действий, оканчивающихся на шипящий

Словарный диктант № 11

1

121

Итоговый диктант по результатам повторения (по выбору учителя)»Весна в лесу»

1

122

Работа над ошибками

Развитие речи: Азбука вежливости. Письменное изложение «Клесты»

1

Образование слов с помощью приставки и суффикса (2ч)

123

Образование слов с помощью приставки и суффикса

1

124

1

Правильное употребление приставок НА-/О- (2ч)

125

Правильное употребление приставок НА- и О- в словах надеть, одеть

1

126

1

Как делаются слова.

Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного (6ч)

127

Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного

1

128

1

129

1

130

Развитие речи: Описание и повествование. Типы текстов: текст-описание и текст-повествование

1

131

Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного

Словарный диктант № 12

1

132

1

Написание разделительных Ь и Ъ (16ч)

133

Написание разделительного Ь

1

134

Написание разделительного Ъ. Сходство и различие в написании разделительных знаков

1

135

Написание слов с приставками с разделительным Ъ и без него

1

136

Написание разделительных Ь и Ъ

1

137

Повторение: Состав слова. Написание разделительного Ь

1

138

Развитие речи: Различение типов текстов: текст-описание и текст-повествование

1

139

Написание разделительных Ь и Ъ

1

140

Итоговая комплексная работа

1

141

Завершение итоговой комплексной работы

1

142

Повторение правописания соединительных гласных, безударных гласных и парных звонких-глухих согласных в сложных словах

1

143

Развитие речи: Описание и повествование

Словарный диктант № 13

1

144

Написание разделительного Ъ в словах

1

145

Итоговая проверочная/ промежуточная работа

1

146

Работа над ошибками

1

147

Написание разделительных Ь и Ъ в словах

1

148

Развитие речи: Научный и художественный тексты

1

Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: чередование настоящего звука с нулевым (11ч)

149

Правописание родственных слов с непроизносимой согласной в корне слова

1

150

Правописание слов с непроизносимыми и парными звонкими-глухими согласными в корне слова

1

151

Административная контрольная работа за год

1

152

Чередование настоящего звука с нулевым

1

153

Правописание слов с непроизносимыми и парными звонкими-глухими согласными в корне слова

1

154

Правописание родственных слов с непроизносимой согласной в корне слова

1

155

Повторение правописания изученных трудностей письма

Словарный диктант № 14

1

156

Контрольное списывание

Повторение изученных трудностей письма

1

157

Развитие речи: Работа с картиной Н. Рериха «Стражи ночи»

1

158

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова

1

159

Развитие речи: Изложение по тексту, прочитанному учителем «На рыбалке»

1

Повторение пройденного (11ч)

160

Диагностическая работа № 3 (конец года)

1

161

Анализ диагностической работы. Выполнение работы над ошибками

1

162

Развитие речи: Работа с картиной Ван Гога «Подсолнухи» Устное изложение «Выручил»

1

163

Развитие речи: Работа с картиной Ван Гога «Церковь в Овере» Письменное изложение «Мечта»

1

164

Повторение правописания изученных трудностей письма

Словарный диктант № 15

1

165

Повторение правописания изученных трудностей письма. Разбор слова по составу

1

166

Развитие речи: Как писать изложение.

Обсуждение заданий членам «Клуб и заря»

1

167-170

Комплексное повторение изученного материала. Резерв

4

3 класс

Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм (9 ч)

1

Развитие речи: Для чего нужна речь? Речь и ее значение.

1

2

Что такое орфограмма. Повторение изученных орфограмм.

1

3

Что такое орфограмма. Повторение изученных орфограмм

1

4

Повторение изученных орфограмм в корне слова

1

5

Разделительные Ъ и Ь. Правописание суффиксов –чик, -ок-.

1

6

Правописание орфограммы «Сложные слова с буквой соединительного гласного». Звукобуквенный разбор слова.

1

7

Диагностическая работа № 1 (начало года)

1

8

Административная контрольная работа: Входной диктант с грамматическим заданием

1

9

Работа над ошибками. Развитие речи: Какие бывают предложения. Виды предложений по цели высказывания

1

Части речи. Имя существительное (3 ч)

10

Части речи. Имя существительное.

1

11

Одушевленные и неодушевленные существительные. Развитие речи: Текст, его тема и основная мысль. Словарный диктант № 1

1

12

Словообразование существительного. Существительное как член предложения.

1

Части речи. Имя прилагательное (2 ч)

13

Части речи. Имя прилагательное

1

14

Развитие речи: Последовательность предложений в тексте

1

Части речи. Глагол (5 ч)

15

Имя прилагательное. Правописание орфограмм в прилагательных

1

16

Глагол как часть речи

1

17

Словообразование существительных от глаголов и прилагательных. Значение существительного как части речи

1

18

Диктант по итогам повторения за 2-й класс

1

19

Глагол. Правописание приставок. Развитие речи: Работа с картиной К.Моне «Прогулка». Устное сочинение

1

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова (2 ч)

20-21

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова

2

Части речи. Местоимение (3 ч)

22

Части речи. Местоимение.

1

23

Развитие речи: Главное переживание автора, выраженное в тексте.

Словарный диктант № 2

1

24

Местоимения. Развитие речи: Работа с картиной. Сравнительный анализ двух картин. А,Рылов «Зеленый шум» и К.Моне «Прогулка»

1

Предлоги приставки ( 1 ч)

25

Предлоги и приставки. Развитие речи: План текста

1

Научные названия главных членов предложения (2 ч)

26

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

1

27

Развитие речи: Порядок абзацев в речи.

1

Синонимы (1 ч)

28

Синонимы

1

Изменение существительных по числам (3 ч)

29


Изменение существительных по числам

Развитие речи: Устное изложение «Новый голосок»

1

30

Итоговый диктант за 1 четверть

1

31

Проверочная работа по теме «Части речи. Главные и неглавные члены предложения»

1

Изменение существительных по падежам (2 ч)

32-33

Изменение существительных по падежам

Словарный диктант № 2

2

Падежи существительных ( 13 ч)

34

Именительный падеж существительных

1

35

Родительный падеж

1

36

Родительный падеж

1

37

Дательный падеж

1

38

Винительный падеж

1

39

Винительный падеж

1

40

Развитие речи: Письменное изложение «Где ежик?»

1

41

Работа над ошибками

Развитие речи: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо

1

42

Развитие речи: Текст-описание и текст-повествование

Словарный диктант № 3

1

43

Творительный падеж

1

44

Творительный падеж

1

45

Предложный падеж

1

46

Предложный падеж. Предварительная итоговая комплексная работа

1

Антонимы (2 ч)

47-48

Антонимы

2

Различение падежей (3 ч)

49

Различение падежей

1

50

Различение падежей

1

51

Контрольная работа. Предварительная итоговая комплексная работа

1

Что такое устойчивые выражения (1ч)

52


Что такое устойчивые выражения

Развитие речи: Работа с картиной В.Серова «Портрет Мики Морозова» Практическая работа

1

Склонения имен существительных (6ч)

53

Склонения имен существительных. Существительные 1,2 и 3 склонения.

1

54

Развитие речи: Текст-описание и текст-повествование

Словарный диктант № 4

1

55

Существительные 1 склонения

1

56

Существительные 2 склонения

1

57

Существительные 3 склонения

1

58

Развитие речи: Работа с картиной К.Моне «Лондон. Парламент». Письменное сочинение по картине.

1

Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова (3 ч)

59

Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова

1

60

Проверка орфограммы –нн- с помощью словообразования

1

61

Развитие речи: Изложение по тексту, прочитанному учителем «Белка»

1

Различений склонений существительных. Правописание падежных окончаний (6ч)

62

Правописание падежных окончаний

1

63

Развитие речи: Текст-описание и текст-повествование

1

64

Правописание падежных окончаний существительных. Различение склонений существительных

1

65

Правописание падежных окончаний существительных

1

66

Развитие речи: Учимся писать сочинение. Текст-описание «Мой питомец»

Словарный диктант № 5

1

67

Административная контрольная работа за первое полугодие. Диктант с грамматическим заданием

1

Второстепенные члены предложения. Обстоятельства (2ч)

68

Второстепенные члены предложения. Обстоятельства

1

69

Диагностическая работа № 2 (середина года)

1

Второстепенные члены предложения. Дополнения (4ч)

70

Второстепенные члены предложения. Дополнения

1

71

Развитие речи: Работа над главной мыслью текста. План текста «Дятел»

1

72

Развитие речи: Устное изложение «Трясогузкины письма»

1

73

Развитие речи: Письменное изложение «Кошка и еж»

1

Повторение (6 ч)

74

Члены предложения. Правописание падежных окончаний существительных

1

75

Развитие речи: Составляем рассказ по рисунку Х.Бидструпа «Радости садоводства»

1

76

Развитие речи: Учимся писать сочинение. Текст-повествование

Словарный диктант № 6

1

77

Члены предложения. Правописание падежных окончаний существительных

1

78

Задание для членов клуба

1

79

Развитие речи: Азбука вежливости. Как правильно вести себя?..

1

Существительное. Безударные падежные окончания существительных в единственном числе (6 ч)

80

81

Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе

2

82

Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе

1

83

Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе

1

84

Как пишутся приставки. Заседание клуба «Ключ и заря»

1

85

Развитие речи: Научный текст «Тетерева»

1

Как пишутся приставки (5 ч)

86

Правописание приставок из-/ис-; без-/бес; воз-/вос

1

87

Как пишутся приставки

1

88

Правописание Ъ после приставок, оканчивающихся на букву согласного перед Е, Ё, Ю,Я

1

89

Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе

1

90

Развитие речи: Научный текст «Пингвины»

Словарный диктант № 7

1

Безударные окончания существительных в единственном числе ( 16 ч)

91

Правописание безударных окончаний существительных 1 склонения в Р.п, Д.п, П.п. в единственном числе

1

92

Предварительная итоговая комплексная работа

1

93

Работа над ошибками

Правописание безударных окончаний существительных 2 склонения в П.п. в единственном числе

1

94

Значения слов (омонимы, синонимы, антонимы)

1

95

Развитие речи: Научно-популярный текст «Как живут и питаются звери зимой»

1

96

Существительные с подвижным и неподвижным ударением

1

97

Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числе

1

98

Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числе

1

99

Слова с удвоенной буквой согласного в середине слова.

Предварительная комплексная итоговая работа.

1

100

Окончания существительных 3 склонения

1

101

Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

1

102

Развитие речи: Работа с картиной И.Шишкина «Дубовая роща» Устное сочинение

Словарный диктант №8

1

103

Развитие речи: Письменное изложение по тексту, прочитанному учителем «Янтарь»

1

104

Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

1

105

Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

1

106

Промежуточная проверочная работа

1

Жизнь корня в составе слов разных частей речи

(очередное заседание клуба «Ключ и заря») (13 ч)

107

Родственные слова разных частей речи. Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

1

108

Развитие речи: Устное изложение «Как котенок Яша учился рисовать»

1

109

Окончания существительных во множественном числе. Окончания существительных во множественном числе в И.п.

1

110

Итоговый диктант с грамматическим заданием за 3 четверть

1

111

Работа над ошибками

Окончания существительных во множественном числе в И.п

Развитие речи: Работа с картиной К.Коровина «Портрет Татьяны Любатович»

1

112

113

Окончания существительных во множественном числе в Р.п (нулевое, -ов, -ев, -ей)

2

114

Написание существительных с суффиксом –ищ-

1

115

116

Правописание окончаний существительных во множественном числе в разных падежах

2

117

Развитие речи: Азбука вежливости. Как правильно говорить по телефону. Словарный диктант № 9

1

118

119

Окончания существительных во множественном числе в разных падежах

2

Написание суффикса –ок- после шипящих (2 ч)

120

121

Написание суффикса –ок- после шипящих

2

Прилагательное (15 ч)

122

Изменение прилагательных по родам и числам. Определение безударных окончаний прилагательных

1

123

Изменение прилагательных по падежам

1

124

Изменение прилагательных по падежам.

Развитие речи: Азбука вежливости. Общение при разногласиях

1

125

126

Окончания прилагательных мужского и среднего рода в И.п и В.п

2

127

128

Окончания прилагательных мужского и среднего рода в Р.п и В.п

Словарный диктант № 10

2

129

Итоговый диктант с грамматическим заданием за 4 четверть

1

130

Работа над ошибками

Развитие речи: Текст-описание и текст-повествование

1

131

Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода

1

132

Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные

1

133

Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные

1

134

135

Написание –ек-, -ик-. Отличие слов с беглым гласным в суффиксе от слов, в которых беглого гласного нет

2

136

Развитие речи: Сочиняем басню по картине Г.Минда «Кошка в клетке»

1

Прилагательное. Склонение прилагательных во множ.числе (4 ч)

137

Склонение прилагательных во множественном числе. Окончания прилагательных во множественном числе в И.п и В.п

1

138

Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п, В.п, П.п

1

139

Окончания прилагательных во множественном числе в Т.п, Д.п

1

140

Итоговая комплексная работа

1

Прилагательное. Второстепенные члены предложения (3 ч)

141

Работа над ошибками

Роль прилагательного в предложении. Определение.

1

142

Слова с удвоенной буквой согласного

Словарный диктант № 11

1

143

Развитие речи: Устное изложение «Как папа бросил мяч под автомобиль»

1

Глагол. Начальная форма глагола (8 ч)

144

Начальная форма глагола. Суффикс –ть-

1

145

Написание частицы –ся.

Развитие речи: Устный рассказ по рисунку Х. Бидструпа «Террорист»

1

146

Написание Ь перед частицей –ся в начальной форме глагола

1

147

Административная итоговая работа: диктант с грамматическим заданием

1

148

Работа над ошибками

1

149

Проверочная работа: списывание

1

150

Другие суффиксы глагола: -а-, -е-, -и-, -о-, -у-, -я-

Словарный диктант № 12

1

151

Развитие речи: Письменное изложение «Умная птичка»

1

Глагол. Времена глагола (5 ч)

152

Прошедшее время глагола

1

153

Настоящее время глагола

1

154

Будущее время глагола

1

155

Времена глагола

Словарный диктант № 13

1

156

Развитие речи: работа с картиной Дитца «Охота на редис». Письменное сочинение


1

Глагол. Написание Ь после шипящих во всех формах глагола (5 ч)

157

158

Повелительная форма глагола. Написание Ь после шипящих во всех формах глагола.

2

159

Развитие речи: Письменное изложение (сжатое) по тексту, прочитанному учителем «Простудился жираф»

1

160

Развитие речи: Устное сочинение по картине О. Ренуара «Девочка с лейкой»

1

161

Диагностическая работа № 3 (конец года)

1

Повторение пройденного (9 ч)

162

Изменения глаголов настоящего и будущего времени.

1

163

Изменения глаголов прошедшего времени

1

164

165

Развитие речи: Учимся писать сочинение «Я жду лето»

Словарный диктант № 14

2

166

Задания для членов клуба «Ключ и заря»

1

167-

170

Комплексное повторение изученного материала. Резерв

4

4 класс

1

Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке.

1

2

Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке.

1

3

Стартовая педагогическая диагностическая работа по теме «Повторение изученного в 3 классе».

1

4

Работа над ошибками. Р/р Составление текста-рассуждения с опорой на наблюдение (в виде доклада). Практическая работа.

1

5

Входная административная контрольная работа.

1

6

Работа над ошибками. Различение суффиксов. Значения суффиксов.

1

7

Суффиксы-синонимы и суффиксы-омонимы. Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков.

1

8

Р/р Составление текста-описания и текста-повествования (письменно по вариантам) по картине И. Фирсова «Юный живописец». Практическая работа.

1

9

Работа над ошибками.

Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Склонение слов ОБЕ, ОБА. Однородные главные члены предложения.

1

10

Однородные второстепенные члены предложения. Словарный диктант.

1

11

Знаки препинания при однородных членах предложения (бессоюзная связь).

1

12

Знаки препинания при однородных членах предложения, объединённых союзами.

1

13

Спряжение глагола. Ударные и безударные личные окончания.

1

14

Контрольный диктант «Гнезда» с грамматическим заданием по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения».

1

15

Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям.

1

16

Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям.

1

17

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

18

Р/р Учимся делать научное сообщение «Животные Арктики» (в виде доклада). Практическая работа.

1

19

Правило употребления предлогов О и ОБ.

1

20

Самостоятельная работа по теме «Безударные личные окончания глагола».

1

21

Работа над ошибками. Определение спряжения глагола по начальной форме.

1

22

Определение спряжения глагола с глагольным суффиксом –а по начальной форме.

1

23

Глаголы-исключения: гнать, держать, дышать и слышать. Контрольный словарный диктант.

1

24

Определение спряжения глагола с глагольным суффиксом – е по начальной форме. Определение спряжения глагола по начальной форме.

1

25

Р/р Письменное изложение «Куда лето прячется». Практическая работа.

1

26

Работа над ошибками. Глаголы-исключения на –ЕТЬ и –АТЬ.

1

27

Определение спряжения глагола по начальной форме.

1

28

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Определение спряжения глагола по начальной форме».

1

29

Работа над ошибками. Подвижное ударение глаголов прошедшего времени.

1

30

Контрольный диктант «Утренний ветерок» с грамматическим заданием за 1 четверть.

1

31

Работа над ошибками. Характеристика предложения и разбор слова как части речи. Обозначение отношений между членами предложения.

1

32

Р/р Учимся делать научное сообщение «Растения и животные зоны лесов» (в виде доклада). Практическая работа.

1

33

Характеристика предложения и разбор слова как части речи. Разбор существительного.

1

34

Характеристика предложения и разбор слова как части речи. Разбор прилагательного.

1

35

Проверочный диктант «Русские леса» с грамматическим заданием по теме «Морфологический разбор предложения».

1

36

Работа над ошибками. Характеристика предложения и разбор слова как части речи. Разбор глагола.

1

37

Р/р Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением «Плёс». Практическая работа.

1

38

Спряжение глаголов БРИТЬ и СТЕЛИТЬ.

1

39

Глаголы с суффиксом –Я в начальной форме.

1

40

Правописание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.

1

41

Правописание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.

1

42

Р/р Работа с картиной И. Левитана «Тихая обитель».

Практическая работа.

1

43

Суффиксы повелительной формы глагола.

1

44

Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2 лица мн. ч. глагола.

1

45

Трудности написания глаголов на –ЯТЬ в настоящем времени или будущем и в прошедшем времени.

1

46

Р/р Монолог и диалог. Работа со школьной библиотекой. Л. Улицкая «Капустное чудо». Практическая работа.

1

47

Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс –

ЧЬ. Словарный диктант.

1

48

Правописание слов с удвоенной буквой согласного.

1

49

Р/р Письменное изложение «Одуванчик». Практическая работа.

1

50

Работа над ошибками. Усекаемая и неусекаемая основы глаголов.

1

51

Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ.

1

52

Р/р Учимся делать научное сообщение «Солнечная система» (в виде доклада). Работа со школьной библиотекой и Интернетом. Практическая работа.

1

53

Проверочный диктант «Весничка» с грамматическим заданием по теме «Правописание глаголов».

1

54

Работа над ошибками. Правописание О и Ё после шипящих в корне, окончаниях и суффиксах существительных, и прилагательных.

1

55

Правописание О и Ё после шипящих в разных частях слова.

1

56

Правописание кратких форм прилагательных с основой на шипящий.

1

57

Образование наречий от прилагательных с основой на шипящий и их написание. Повторение. Правописание глаголов.

1

58

Повторение. Правописание орфограмм в окончаниях разных частей речи.

1

59

Административная контрольная работа за первое полугодие.

1

60

Работа над ошибками. Повторение. Написание слов с буквой удвоенного согласного.

1

61

Морфологический разбор предложения.

1

62

Контрольное списывание по теме «Правописание слов с основой на шипящий».

1

63

Работа над ошибками. Повторение. Правописание окончаний глаголов Однородные члены предложения.

1

64

Р/р Письменное сочинение-рассуждение «О чём рассуждает кот на окне?» по картине В. Джеймса «Кот на окне». Практическая работа.

1

65

Работа над ошибками. Р/р Продолжаем знакомиться с тексомрассуждением «Я вспоминаю село Парижская Коммуна…».

Практическая работа.

1

66

Повторение. Однородные члены предложения. Использование однородных членов. Правописание слов с изученными орфограммами.

1

67

Части речи. Имя существительное.

1

68

Р/р Письменное сочинение «Место, в котором я живу».

Практическая работа.

1

69

Работа над ошибками. Имя прилагательное.

1

70

Имя прилагательное, род, падеж.

1

71

Краткая форма прилагательных. Синонимы (повторение).

1

72

Р/р Как устроена книга. Практическая работа.

1

73

Повелительная форма глагола.

1

74

Изменение глагола по временам. Словарный диктант.

1

75

Глагол. Правописание безударных гласных в корнях и приставках.

1

76

Определение спряжения глагола.

1

77

Р/р Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением. Рассуждаем о нашем прошлом. Практическая работа.

1

78

Простая и сложная форма будущего времени глаголов. Устойчивые выражения.

1

79

Различение 2-го лица мн. ч. настоящего времени и повелительной формы глагола.

1

80

Р/р Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением. Рассуждаем о нашем прошлом. Практическая работа.

1

81

Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях разных частей речи.

1

82

Проверочный диктант по теме «Простая и сложная форма глагола».

1

83

Работа над ошибками. Личные местоимения.

1

84

Личные местоимения, лицо, число, род.

1

85

Р/р Сочинение-описание (письменно по вариантам) «Колт звёздчатый» и «Черниовские колты». Практическая работа.

1

86

Работа над ошибками. Формы личных местоимений. Контрольный словарный диктант.

1

87

Контрольный диктант с грамматическим заданием за 3 четверть.

1

88

Работа над ошибками. Порядок разбора слов по составу.

1

89

Р.р. Составление аннотации к книге А. Линдгрен «Три повети о Малыше и Карлсоне». Работа со школьной библиотекой.

Практическая работа.

1

90

Орфограммы в корнях слов, безударный гласный.

1

91

Орфограммы в корнях слов, парные и непроизносимые согласные.

1

92

Орфограммы в суффиксах слов.

1

93

Р/р Письменное изложение «Самолётик». Практическая работа.

1

94

Работа над ошибками. Существительные, беглый гласный в суффиксе.

1

95

Существительные, правописание суффиксов–ек, -ок.

1

96

Существительные, буквы О/Е после шипящих и Ц.

1

97

Контрольный диктант с грамматическим заданием «Первоцветы» по теме «Безударный гласный в суффиксе, проверяемый ударением».

1

98

Работа над ошибками. Р/р «Что такое монолог и диалог». Работа со школьной библиотекой.

И. Пивоварова «О чём думает моя голова. Рассказы Люси Синицыной» «Бедная Дарья Семёновна». Практическая работа.

1

99

Прилагательные, буквы О/Е после шипящих и Ц. Образование прилагательных от существительных.

1

100

Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

1

101

Глагольные суффиксы. Словарный диктант.

1

102

Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени.

1

103

Р/р Составление аннотации к поэтическому сборнику «Времена года». Практическая работа.

1

104

Орфограммы в окончаниях существительных.

1

105

Орфограммы в окончаниях прилагательных.

1

106

Контрольный диктант с грамматическим заданием за 4 четверть по теме «Орфограммы в приставках и суффиксах».

1

107

Орфограммы в окончаниях глаголов.

1

108

Р/р. Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением. В. Песков «Сёстры». Практическая работа.

1

109

Орфограммы в окончаниях глаголов.

1

110

Работа над ошибками. Орфограммы в окончаниях глаголов. Словарный диктант.

1

111

Различение формы 2-го лица мн. ч и повелительной формы глагола.

1

112

Различение формы 2-го лица мн. ч и повелительной формы глагола.

1

113

Р/р Сочинение-описание «Дети» (письменно) по картине Н. Богданова-Бельского «Дети». Практическая работа.

1

114

Орфограммы в приставках. Правописание приставок на З/С.

1

115

Правописание Ъ после приставок на согласный перед гласными Е, Ё, Ю, Я.

1

116

Работа разделительного Ь.

1

117

Р/р Письменное изложение «Муравьишкин корабль».

Практическая работа.

1

118

Работа над ошибками. Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос ЧЕЙ?

1

119

Правописание разделительного Ь в притяжательных прилагательных ед. ч и мн. ч.

1

120

Правописание разделительного Ь в притяжательных прилагательных.

1

121

Р/р Составление аннотации к сборнику произведений любимого писателя из раздела «Сведения о писателях». Практическая работа.

1

122

Работа над смыслом однокоренных слов.

1

123

Правописание Ь после шипящих у существительных. Контрольный словарный диктант.

1

124

Правописание Ь после шипящих у прилагательных краткой формы.

1

125

Административная итоговая контрольная работа.

1

126

Правописание Ь после шипящих в глаголах.

1

127

Правописание ТСЯ, ТЬСЯ в глаголах.

1

128

ТЕСТ «Проверка изученных орфограмм»

1

129

Работа над ошибками. Глагол как часть речи.

1

130

Р/р Рассматриваем старые фотографии «Ноликовы» и «Сорокины». Практическая работа.

1

131-132

Распространённые и нераспространённые члены предложения. Однородные члены. Разбор предложения по членам предложения.

2

133

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием

«Русский лес» по теме «Проверка правописания изученных орфограмм».

1

134

Работа над ошибками. Учимся давать характеристику предложению.

1

135

Р/р Письменное сочинение «О чём мне рассказала старая фотография». Практическая работа.

1

136

Работа над ошибками. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

1

137

Контрольное списывание по теме «Правописание орфограмм в разных частях слова».

1

138

Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами. Постановка знаков препинания в сложных предложениях.

1

139-140

Работа над ошибками. Повторение. Словообразование. Разбор слова по составу. Правописание орфограмм в разных частях слова.

2