СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

По дороге с облаками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования

познакомиться с образованием и разнообразием облаков.

 

Задачи:

  1. Выяснить условия образования облаков;
  2. Изучить основные виды облаков и их влияние на погоду;
  3. Получить облако в домашних условиях.

Гипотеза исследования: облака образуются при охлаждении поднимающегося воздуха из водяного пара.

Просмотр содержимого документа
«По дороге с облаками»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Красногорская средняя общеобразовательная школа № 2 »







Исследовательская работа






Выполнила: ученица 3 класса

Сидорова Анастасия Игоревна


Руководитель:

Медведева Людмила Леонидовна,

высшая квалификационная категория,

учитель начальных классов




п. Красногорский

2017 год

Оглавление
  1. Введение…………………………………………………………. .. 3

  2. Основная часть

    1. Образование облаков…………………………………….. ... 5

    2. Классификация облаков и их различие……………………. 6

    3. Определение погоды по облакам………………….............. 8

  1. Практическая часть

    1. Наблюдения за погодой …………………………………….10

    2. Опыт «Домашнее облачко» ……………………………….. 12

    3. Анкетирование «Знаете ли вы облака?» …………………. 14

  2. Заключение………………………………………………………... 15

  3. Список источников……………………………………………….. 16

  4. Приложение

    1. Сказка «Путешествие воды»……………………………….17

    2. Сказка «Спор облаков» …………………………………….19

    3. Дневник наблюдений ………………………………………20

    4. Результаты анкетирования «Знаете ли вы облака?» ….... 22

    5. Рисунки «Небесные странники» …………………………..23













  1. Введение

Бегут по небу разные зверюшки:
Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.
Плывут по небу снежные утёсы
И даже корабли - на них матросы.
А если вы фантазией богаты.
Там свой портрет отыщите, ребята.

(Облака)



Актуальность

«Ах, облака…» Вы думаете, я замечталась?! Нет! Это настоящая сказка, когда проплывают облака удивительной формы. Каждый из нас, хотя бы один раз в жизни испытал эти мгновения счастья, когда хотелось прокатиться на белогривых лошадках, построить свой воздушный замок, мечтал вспарить как птица в небо, и там, на крыльях лететь прямо сквозь облака к солнцу.

Но это все мечты. Но какие! Мечты о чем-то несбыточном, но завораживающем. Конечно, люди не умеют летать, и нам приходится смотреть на облака с земли. Однажды, посмотрев на небо, я увидела облака. Я начала наблюдать за ними и заметила, что они не всегда одинаковые. Тогда захотелось узнать, как образуются облака? Как их нужно различать и для чего? И я заглянула в этот таинственный мир.

Цель исследования:

познакомиться с образованием и разнообразием облаков.


Задачи:

  1. Выяснить условия образования облаков;

  2. Изучить основные виды облаков и их влияние на погоду;

  3. Получить облако в домашних условиях.

Гипотеза исследования: облака образуются при охлаждении поднимающегося воздуха из водяного пара.

Объект исследования: облака.



Методы исследования: описательный, сравнительный, метод наблюдения, анализ литературы, информационных ресурсов.
















  1. Основная часть.

    1. . Образование облаков

Облака - это, пожалуй, самое замечательное, что придумала природа. К ним нельзя прикоснуться. Но можно бесконечно долго наблюдать, как меняются их образы, как они сливаются, растекаются и тают. Мы часто думаем, что облака состоят из чего-то очень лёгкого, но плотного, и, наступив на них, мы не упадём на землю, а останемся на их мягкой поверхности. Это мы видим в мультфильме «Трям, здравствуйте!», где герои катаются на этих небесных объектах. Но на уроке окружающего мира мы познакомились с круговоротом воды в природе, где частицы воды можно назвать настоящими путешественницами. Об этом нам поведала сказка «Путешествие воды» (см. Приложение 1).

Облака – это скопление мельчайших капелек воды на определенной высоте. Испаряясь, вода становится водяным паром, который и поднимается над землей вместе с восходящим теплым потоком воздуха. Но, поднимаясь вверх, водяной пар начинает постепенно охлаждаться. Часть водяного пара при охлаждении конденсируется, превращается в воду. Часть такой воды, образовавшейся из водяного пара, замерзает и превращается в мельчайшие кристаллики льда. Эти плавающие в воздухе крошечные капельки воды, мельчайшие кристаллики льда и переохлажденный водяной пар и образуют облака, которые мы с вами видим на небе почти каждый день. Стоит человеку поднять голову и посмотреть на небо, он сразу увидит облака. Редко, когда на небе нет ни облачка. Я начала наблюдать за облаками и выяснила, что облака различаются по форме, цвету и размерам. А еще они размещаются на разной высоте. Их движение меняется в зависимости от ветра. Об этом я узнала из сказки «Спор облаков» (см. Приложение 2).

    1. Классификация облаков и их различие

Существует организация, работники которой на работе считают облака. Это Всемирная метеорологическая организация. Ученые на метеостанциях, разбросанных по всему миру, ведут ежедневные наблюдения за образованием облаков. Результаты помогают им предсказывать погоду. По форме и высоте расположения классифицирует десять типов облаков расположенных на различных ярусах.

Облака верхнего яруса



1. 2. 3.


  1. Перистые облака образуются на высоте свыше 6 километров. Перистые облака состоят из маленьких ледяных кристаллов и представляют собой белые одиночные облака похожие на волокна. Перистые облака никогда не приносят осадки.

  2. Перисто-кучевые облака представляют собой пелену, группы или полосы, состоящие из мелких отдельных хлопьев. Они похожи на рябь водной поверхности или на чешую рыбы. Перисто-кучевые облака образованы ледяными кристаллами.

  3. Перисто-слоистые облака затягивают все небо белой пеленой, сквозь которую отчетливо видно Солнце или Луна. Они похожи на слоеный пирог. Из-за преломления лучей света часто возникает атмосферное явление – гало (круги вокруг Солнца или Луны). Следовательно, на следующий день будет затяжной дождь.



Облака среднего яруса


  1. 2.


  1. Высококучевые облака формируются на высотах от двух до шести километров. Высококучевые облака похожи на отдельные шары неправильной формы,  между которыми проглядывается небо.

  2. Высокослоистые облака представляют собой пелену сероватого цвета. В пелене видны полосы. Сквозь такую пелену смутно просвечивается Солнце или Луна. Пелена покрывает  большое пространство.

Облака нижнего яруса

1. 2. 3. 4. 5.

  1. Слоисто-кучевые облака образуются на высотах от 0,3 километра до 2 километров. Облака образуют серые плотные валы с темными участками в нижней части облаков. Иногда межу облаками появляются просветы.

  2. Слоистые облака  Они очень похожи на одно большое серое облако или на сплошной покров, полностью закрывающее небо до самого горизонта.

  3. Слоисто-дождевые облака располагаются на высоте от 100 до 1000 метров. Такие облака представляют собой темно-серые тучи. Если появились слоисто-дождевые облака, то в ближайшее время пойдет дождь или снег.

  4. Кучевые облака напоминают огромные куски ваты, раскиданные по небу. У них вершина напоминает купол, а основание облака совершенно плоское. Есть очень меткое второе название кучевых облаков – облака хорошей погоды. Кучевые облака появляются на короткое время. Каждое облако может существовать от 5 до 40 минут.

  5. Кучево-дождевые облака приносят с собой ливни с грозами, град и шквалистый ветер. Темное, иногда черное основание облака располагается на высоте 500 метров. Белые вершины достигают высоты в 10 километров. Скопление облаков очень похоже не горы, плавающие на небе. Из-за своих громадных размеров кучево-дождевые облака в своей нижней части состоят из капель воды, а на более высоких уровнях из кристалликов льда.

Встречаются облака созданные человеком. Они называются  искусственно созданные перистые облака, более известные как конденсационные следы от самолетов.

    1. . Определение погоды по облакам

Определение погоды всегда интересовало человека. Желательно не примерный прогноз, а точный. Определение погоды по облакам это не гадание, а совершенно точный прогноз погоды на несколько дней вперед. Для такого прогноза нет необходимости в барометре и других приборах. Достаточно посмотреть на небо и прогноз готов. В настоящее время стало понятно, что облака – более сложное явление, нежели считалось раньше. Например, над водой они не такие, как над сушей, и действуют на изменение температуры иначе. Время года и часы суток также влияют на поведение облаков. Поскольку все облака образуются при столкновении тёплых и холодных воздушных масс, наблюдения за ними позволяют предсказать погоду на ближайшие дни.

Я сравнивала свои наблюдения с данными таблицы, с помощью которой можно определять погоду по облакам. В отличие от народных примет предсказания погоды, прогноз по облакам наиболее вероятен. Видимо, это связано с тем, что народные наблюдения создавались веками, а человек за это время сильно изменил природу. 









  1. Практическая часть.

    1. Наблюдения за облаками.

Наблюдая за облаками зимой, я тоже училась предсказывать погоду. Я записывала свои наблюдения в таблице и анализировала результаты. У меня немного стало получаться (см. Приложение 3).

1 – 6 января:

  • облака – слоистые;

  • пасмурно;

  • тепло;

  • самое время кататься с горки и на лыжах!!!

8 января

  • Облаков нет. Ясно.

  • Холодно.

  • К вечеру появился розовый закат. Наверное, завтра будет тоже холодно.

  • Можно заняться полезным делом: почитать книжку, помочь маме, помечтать, сидя у окна…

9 января

  • Мои прогнозы оправдались – холодно.

  • Облака – перисто-слоистые.

  • Ясно, хотя облачко появилось. Наверное, завтра будет потепление.

  • А пока… Продолжим читать книжку, помогать маме … И, конечно, мечтать, глядя на облачко.

10 января

  • Облака – слоистые.

  • Пасмурно.

  • И я попала в точку! Стало теплее!

  • Ура! На горку!

Выводы:

  1. За наблюдаемый период преобладало большое количество слоистых облаков.

  2. Зимой с приходом антициклонов образуются перистые облака, становится холодно.

  3. Зимой слоистые облака приносят потепление, а так же снег.

  4. Зимой в ясные, солнечные дни наблюдается понижение температуры. (в январе достигала – 28 градусов)

7. Были дни, когда на небе не наблюдалось облаков.

8. Розовый закат - предвестник холодной, ясной погоды.

Опыт «Домашнее облачко»

Можно долго смотреть на небо и любоваться облаками, но меня также заинтересовали опыты по созданию облачков в домашних условиях.

Маленькое облако легко создать в домашних условиях: надо просто вскипятить чайник. Когда заструится пар, из него образуется комнатное облачко, которое отличается от настоящего только размером. Вначале своего опыта я заметила, как над носиком чайника, поднялось небольшое облачко. Конденсация начинается не у самого носика, а чуть выше, там где, горячий, влажный воздух, выходящий из него, соприкасается с более холодным воздухом кухни.

Ход работы:

    1. В чистую, прозрачную стеклянную бутылку налила горячую воду.

    2. Дала ей спокойно постоять несколько секунд.

    3. Вылила из бутылки примерно половину воды.

    4. Поместила на бутылку емкость со льдом.

    5. Установила бутылку на темном фоне.













Лед в горлышке бутылки охладил водяной пар и тем самым вызвал образование туманного облачка из крошечных капель воды. По стенкам бутылки стали стекать капли. У меня получилось не только облако, но и настоящий дождь!



Выводы:

В процессе работы я выяснила:

  • в окружающем нас воздухе повсюду присутствуют крошечные капельки воды – водяной пар;

  • они настолько малы, что наш глаз их не видит, но как только воздух охлаждается, эти частицы начинают сливаться друг с другом в более крупные капли. Так и образуются облака.

Оказывается, нет ничего не возможного, если очень захотеть, то можно даже создать свое маленькое облачко и в домашних условиях.













Анкетирование «Что ты знаешь про облака?»

Чтобы понять, что знают мои сверстники про виды облаков, их образование, я решила разработать анкету, в которую включила особо интересующие меня вопросы. Затем с помощью учителя я провела анкетирование «Знаете ли вы облака?» среди ребят. В анкетировании приняли участие 30 человек (см. Приложение 4).

На вопрос «Знаете ли вы, что такое облако?» ответили «да» - 17 человек, «нет» - 13 человек. Лишь 8 человек смогли дать пояснение: «Облака - скопление капелек воды, пар». На вопрос «Вы знаете, как образуются облака?» ответили «да» - 20 человек, «нет» - 10 человек. Всего 10 человек смогли ответить, что образуются они в результате испарения. На вопрос «Знаете ли вы названия облаков?» ответили «да» - 8 человек, «нет» - 22 человека, «Умеете ли вы различать облака?» - «да» - 9 человек, «нет» - 21 человек, «Можно ли определить погоду по облакам?» - «да» - 27 человек (но как не знают), «нет» - 3 человека, «Вы хотите знать больше про облака и научиться их различать?» - «да» - 30 человек.


Результаты получились разные, с одной стороны, ребята практически, не знают виды облаков и не умеют их различать, с другой – практически все уверены, что можно определить погоду по облакам, поэтому все хотят узнать про облака как можно больше. Я предложила своим одноклассникам нарисовать, как они представляют себе облака и какие причудливые формы видели (см. Приложение 5).











Заключение

Что может быть красивее проплывающих мимо облаков? Каждый день мы с Вами наблюдаем за облаками и не всегда замечаем эту неповторимую красоту. Но, взглянув на мир немного другими глазами, можно уловить это чудо природы.

В ходе работы я узнала, что:

1) образуются облака в результате различных причин, но главной причиной является деятельность Солнца;

2) облака очень разные по форме, внутреннему состоянию и поэтому их объединяют в группы;

3) по виду облаков можно предсказывать погоду;

4) проведя эксперимент, убедилась, что облако действительно образуется из водяного пара.

На уроке окружающего мира мы познакомились с круговоротом воды в природе, а так же узнали, что вода бывает в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, а частицы воды можно назвать путешественницами. Облака – это скопление мельчайших капелек воды на определенной высоте. Испаряясь, вода становится паром, который поднимается над землей, на высоте водяной пар охлаждается, и часть пара при охлаждении превращается в воду или в кристаллики льда. Мельчайшие кристаллики льда и переохлажденный водяной пар и образуют облака, которые мы с вами видим на небе почти каждый день. Кроме того облака имеют разную форму и от этого имеют разные названия. В течение работы над проектом я вела дневник наблюдения за облаками, анализировала, проводила опыты, делала определённые выводы. Во время работы над проектом я стала более внимательной и наблюдательной, чаще стала замечать все красивое. Ведь только человек, научившийся замечать прекрасное рядом с собой, может ощутить всю безграничность и совершенство окружающей нас природы.

Список источников:

1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. М.: Дрофа, 2004.

2. Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. Москва АСТ, 1995.

3. http://o-planete.ru/obolotchki-zemli/atmosfera/kak-obrazuyutsya-oblaka.html

4. http://domoxozyajka.ru/kak-obrazuyutsya-oblaka/

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Облака

6. http://littlhuman.ru/364/

7. http://hiker.ucoz.ru/publ/stati/predskazanie_pogody_po_oblakam/4-1-0-12


































Приложение 1

Сказка «Путешествие воды»

Взглянуло Солнышко на Землю и тысячами веселых зайчиков отразилось от водной глади. Пригрело оно посильнее, пронзило лучами-стрелами морские глубины, но вода не допус­тила его свет до дна, поглотила и оставила в своей толще, мрачными и холодными сохрани­ла свои глубины. Но маленьким любопытным капелькам вов­се не хотелось всю жизнь проводить в синей тос­ке, им хотелось видеть мир, облететь, оглядеть его, чтобы исполнились слова Волшебника. "Солнышко, милое, помоги нам", - взмоли­лись капельки. Услышало их Солнышко, при­грело посильнее, разомкнули частички-молекулы объятия, в которых тесно сжимали друг друга, и легким прозрачным паром поднялись над поверхностью отца-океана. Подхватил их легкий ветерок и понес над волнами. Все выше и выше поднимались сестрички-частички, все холоднее и страшнее ста­новилось им. Потянулись они друг к другу, сце­пились, скрепились в маленькие, крошечные капельки и засверкали в лучах Солнца чистым белым светом - на небе появились первые об­лака. Весело бежали они в голубой вышине, то под­нимаясь, то спускаясь к самой земле. А Солнце ярко сияло, и все новые и новые облака по­являлись на небе, они соединялись в грозные тучи, и капельки в них становились каплями и уже не могли удержаться в воздухе - мать-Зем­ля звала, тянула их к себе. Напряглась туча, потемнела, заворчала, заклубилась и вдруг блеснула ярким сполохом - молния с треском разорвала небеса, и брызнули на землю капли первого ливня. Они весело барабанили по кам­ням и твердой глине, по сыпучему песку, про­никая в каждую дырочку, в каждую трещинку. И ни капли огорчения не было в этом дожде, вода проливалась на землю чистая, светлая. Она свивалась в ручейки и собиралась в реки, заполняла впадины и становилась озерами. Переполнялись озера, и вновь спешила река к океану, унося мелкие камешки, песок и глину в дар своему отцу.

Так и закружилась, завертелась огромная водная карусель: с водной поверхности подни­мался легкий, прозрачный пар, становился ту­маном или облаками, улетали они в неведомые края и проливались там каплями дождя, соби­рались капельки в реки и ручьи и вновь возвра­щались в океан.

Обновленную планету невозможно было уз­нать. Она светилась в лучах Солнца яркой голубой звездочкой, а при ближайшем рассмот­рении становились видны белые вихри обла­ков, темно-синие пространства морей и океанов, желтая, коричневая, серая суша, которую прорезали голубые жилки рек. И вся планета жила, дышала, постоянно изменялась.































Приложение 2

Сказка «Спор облаков»

Давным-давно, много лет тому назад жило-было Царство Облаков. И жили в нем три брата – Перистые, Слоистые и Кучевые облака. И вот однажды, никто не знает отчего, затеяли они спор.

“Мы красивее всех, мы выше всех! – закричали Кучевые облака. – Мы появляемся на высоте 2–3 км, а верхушки наши разрастаются до 6-8. Мы красивее всех! Мы состоим из капелек воды и льда. Мы напоминаем огромные горы”.

“Нет, – закричали Перистые облака. – Это мы красивее всех! Это мы выше всех! Мы поднимаемся на 8–10 км. Сквозь нас видно небо и проходят лучи Солнца, а сами мы напоминаем кружево”.

– “Зато мы можем затянуть все небо, – возразили Слоистые облака, - и через нас ничего не будет видно!”.

Услышала этот спор Царица Атмосфера, рассердилась и приказала слугам Ветрам разнести Облака в разные стороны. С тех пор никогда не появляются на небе братья Облака все вместе! Итак, что вы узнали из сказки?























Приложение 3

Дневник наблюдений

Дата

Виды облаков

Темпе-ратура

(в градусах)

Давление

(мм. рт. ст.)

Осадки

Ветер

1.01

слоистые

+ 2


небольшой снег


2.01

слоистые

+ 1


небольшой снег


3.01

слоистые

- 1


---


4.01

слоистые

- 10

740

---


5.01

слоистые

- 5

740

---


6.01

слоистые

- 3

745

небольшой снег

Ю-з

7.01

слоистые

- 26

760

---

С

8.01

ясно,

без облаков

- 28

765

---

С

9.01

перисто-слоистые

- 26

763

---

С

10.01

слоистые

- 14

754

небольшой снег

3

11.01

слоистые

-5

754

небольшой снег

З

12.01

слоистые

- 5

756

---

Ю

13.01

слоистые

- 9

753

---

Ю

14.01

слоистые

- 3

756

---

Ю-в

15.01

слоистые

- 7

760

---

Ю-в

16.01

слоистые

- 12

761

---

Ю

17.01

перисто- слоистые

- 14

760

---

Ю-в

18.01

перисто-слоистые

- 9

761

---

Ю-в

19.01

слоистые

- 8

759

---

Ю-з

20.01

слоистые

- 3

743

небольшой снег

З

21.01

слоистые

- 8

741

небольшой снег

С-з

22.01

перисто-слоистые

- 5

741

небольшой снег

С-з

23.01

перисто-слоистые

- 8

745

небольшой снег

С-з

24.01

слоистые

- 4

742

снег

З

25.01

перистые

- 14

748

---

С-в

26.01

ясно,

без облаков

- 22

758

---

С

27.01

ясно,

без облаков

- 27

752

---

С-з

29.01

ясно,

без облаков

- 22

760

---

С

29.01

ясно,

без облаков

- 17

767

---

С

30.01

ясно,

без облаков

-25

767

---

Ю-з

31.01

ясно,

без облаков

-22

762

---

Ю-з



Приложение 4

Анкета «Знаете ли вы облака»

  1. Знаете ли вы, что такое облако?

  2. Вы знаете, как образуются облака?

  3. Знаете ли вы названия облаков? Если да, то попробуйте назвать их.

  4. Умеете ли вы различать облака?

  5. Можно ли определить погоду по облакам? Приведите примеры.

  6. Вы хотите знать больше про облака и научиться их различать?

  7. Нарисуйте самое причудливое облако, какое вы видели когда-нибудь?

Результаты:

Приложение 5

Рисунки «Небесные странники»

23