Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Городской конкурс педагогического
мастерства «Данко»
Выполнила
Михайлова Татьяна Анатольевна
Классный руководитель 4 А класса
МБОУ «СОШ №12»
г. Октябрьский РБ
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Актуальность
Цель
Задачи
Теоретическая часть
5.1. Модель реализации проекта
5.2. Принципы построения работы
5.3. Этапы реализации проекта
5.4. Направления работы
5.5. Самоуправление в классе
6. Система педагогического воздействия на классный коллектив
7. Ожидаемые результаты
8. Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Современному обществу требуются высоконравственные, духовно богатые, способные адаптироваться к изменчивости современного мира, коммуникабельные люди с твердой гражданской позицией.
Начальная школа является первой и важнейшей ступенью воспитания, ведущей ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Воспитание является целенаправленным управлением процессом развития личности. А значит, и воспитательная система класса должна иметь целенаправленный характер, иметь сложную структуру взаимодействия внутри себя и с внешней социокультурной средой, адаптируясь к условиям этой внешней среды, сохраняя при этом свои характерные особенности и направления.
Воспитатель управляет – то есть создает условия для развития ребенка, включает его в разнообразную деятельность, в систему отношений, стимулирует самопознание, саморазвитие, самореализацию, направляет на поиск путей самосовершенствования, в значительной мере осуществляет педагогическую поддержку развивающейся личности.
Определены ценностные ориентиры воспитания, цели воспитания, принципы, содержание жизнедеятельности коллектива класса и школы и оценки результативности воспитательной системы.
- Закон РФ «Об образовании»,
-Конвенция ООН о правах ребенка,
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,
-Устав школы лежат в основе разработки настоящего проекта.
Проект носит комплексный характер, т.к. он дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и дополнительного образования, образования основного и дополнительного.
Данный проект реализуется через четкий план воспитательной работы в классе с 2 по 4 год обучения, в которой отражены основные направления работы классного руководителя с активом класса, родительской общественностью, со всеми членами классного коллектива.
Для реализации настоящего проекта от классного руководителя требуется творческое видение, знание возрастных и психологических особенностей младших школьников, навыков владения проектными методиками, методом социального проектирования и различными методами педагогической диагностики, анализа, значительной эрудиции и культуры.
Классный руководитель – это учитель и воспитатель, наставник и друг, организатор и соратник, защитник и контролер, разработчик и инспектор.
Предлагаемая воспитательная система - не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат - развитие и самовыражение личности воспитанника.
При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного.
Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей.
Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию сотрудничества, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни.
В отличие от дошкольника жизнь младшего школьника коренным образом меняется. Он вынужден быть более самостоятельным, ответственным, должен уметь управлять собой. В его жизни возникают проблемы, каких не было раньше, успешность решения которых начинает определять и отношение к нему взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку. Со всей остротой в начальной школе встает вопрос об активизации внутренних возможностей личности в процессе духовного самостроительства.
Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.
Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания.
Осуществление проекта воспитательной работы со школьниками - это коллективное творчество учителей, воспитателей, родителей, всей общественности.
Давно известно, что наиболее интенсивное развитие личности ребенка происходит в сфере досуга, игры, свободного общения. Однако, не так много семей готовы к полноценному общению со своим ребенком: и даже в благополучной семье ребёнок порой испытывает одиночество, а родители даже не подозревают о возникновении отчуждения, что впоследствии может привести к серьёзным проблемам.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Исходя из этого, целью своей воспитательной работы ставлю воспитание дружного детского коллектива; воспитание ученика с развитыми интеллектуальными и коммуникативными способностями, позитивным творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, способного к преобразовательной продуктивной деятельности.
При достижении цели воспитательной работы проектируются следующие характеристики личности ученика:
Способный к самореализации, обладающий устойчивым стремлением к самосовершенствованию
Творчески осваивающий и преобразующий мир
Имеющий особенную нравственную позицию
Обладающий высоким уровнем мышления
Имеющий потребность в здоровом образе жизни
Готовый к сотрудничеству
Обладающий экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой
ЗАДАЧИ
Для реализации проекта требуется решить следующие задачи:
1. Сплочение ученического коллектива.
2. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
3. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
4. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
5. Закладывание основ экологической, правовой, информационной культуры, здорового образа жизни
5. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Модель реализации проекта
Чему будем учить и какие качества личности воспитывать
Формировать правовое и гражданское самосознание;
Нравственные качества, такие как долг, товарищество, коллективизм, уважение к людям, милосердие, ответственность, принципиальность, честь, гуманизм;
Формировать опыт социального поведения, соответствующего принятым этическим нормам; нравственные привычки нравственное сознание;
Формы организации деятельности
коллективно-творческие дела,
коллективная организаторская деятельность,
творческие игры, праздники,
школьные традиции.
Материальная база
Школьная и городская детская библиотека, Интернет, краеведческий музей им.Шокурова, музей школы №12, ДДЮТ (филиал детский клуб «Юность»), Центр национальных культур.
Ресурсная база
Библиотекарь, старшая вожатая, заместитель директора по воспитательной работе, преподаватели СОШ№12, родители, родственники и знакомые, педагоги ДДЮТ, педагоги учреждений дополнительного образования
5.2. Принципы построения работы
- Принцип привлекательности будущего дела
Увлечение учащихся конечным результатом выполняемого дела.
Активное участие школьников во всех мероприятиях, которые проводятся в школе (конкурсах, праздниках, соревнованиях и т. д.). Желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя, родителей.
Предоставление детям возможности выбора задания с учётом своих интересов, личных качеств воспитание ответственности за выполнение порученного дела.
Каждое внеклассное мероприятие заканчивается рефлексией. Обсуждается, что получилось и что не получилось.
В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Предоставление учащимся права выбора партнёра по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.
Классный руководитель должен видеть участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству её оценить. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Оценка успешности ученика должна быть искренней и неформальной.
5.3. Этапы реализации проекта
Данный проект реализуется в течение трёх лет. Он разработан для обучающихся 2 – 4 класса.
Iэтап подготовительно-организационный –
октябрь 2011г. – январь 2012г.
Цель: Изучение классного коллектива, подготовка условий для создания дружного коллектива.
Определить уровни развития детей
Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону
Проанализировать полученные факты
Выработать план дальнейшей работы по результатам диагностики
II этап: практический – февраль 2012г. – декабрь 2013г.
Цель: реализация проекта по созданию классного коллектива
Организация и развитие ученического соуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом
Установление благоприятного психологического микроклимата в классе
Участие в конкурсах на различном уровне
Вовлечение в систему воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности
Расширение и укрепление связей и отношений с учреждениями дополнительного образования, культуры города
III этап: аналитический – январь 2014 – май 2014г.
Цель: анализ итогов реализации проекта
Основные направления деятельности
5.4. Направления работы
Направления | Задачи |
«В гармонии с собой»
| развитие способности успешно адаптироваться в окружающем мире, развитие познавательных интересов, развитие творческих способностей, реализация интересов и задатков, формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей, соблюдение правил: гигиены, режима дня, правил рационального питания, профилактика вредных привычек. |
«В гармонии с природой» | _воспитание бережного отношения к природе, ее богатствам |
«В гармонии с коллективом» | формирование доброжелательных отношений, социально адекватных способов поведения, развитие умений вести диалог, коллективного планирования и организации деятельности, формирование добросовестного отношения к своим обязанностям, трудолюбия
|
«В гармонии с семьей» | формирование уважительного отношения к членам семьи, потребность исполнять свой долг перед родителями; формирование сущности социальных ролей
|
«В гармонии с традициями» | формирование основ гражданской идентичности, приобщение к общечеловеческим ценностям, воспитание уважительного бережного отношения к истории своего народа, края, чувства ответственности и гордости за свою Родину
|
«В гармонии с культурной средой» | |
5.5. Самоуправление в классе
Самоуправление в классе – способ организации его жизни, путь к преобразованию группы учащихся в коллектив. Самоуправление ставит учеников в совсем особые отношения: ведущий других сегодня становится ведомым завтра, тем самым каждый учащийся учится руководить и подчиняться. Предъявляя требования друг другу, ребята начинают болеть душой за общее дело, принимать интересы коллектива как свои собственные. Самоуправление позволяет стимулировать гражданскую активность каждого ученика, ставить его в активную позицию творца общей жизни, вооружает навыками ее организации.
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, самостоятельной, активной личности.
Страна Друзья – это название классного коллектива. Страна Дружба находится на планете Школа № 12 и соседствует со странами других классов.
Что дает ученическое самоуправление
участникам педагогического процесса?
Учащимся:
развитие навыков работы в группе, в команде;
ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся;
ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;
выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;
защищает права ребенка;
учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;
помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.
Родителям:
организует свободное время детей;
ведет к улучшению учебной результативности детей;
снижает конфликтность в семье;
дает возможность активно участвовать в школьной жизни.
Педагогам:
помогает организовать детей;
сплотить детский коллектив;
повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;
раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;
апробация инновационных технологий;
обобщение опыта работы через средства печати
углубление в проблему через опытно – экспериментальную работу
Организация деятельности
Классное собрание:
определяет перспективы развития и основные направления классной жизни.
обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.
совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.
высказывает предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса.
избирает актив класса, Президента, заслушивает и оценивает работу актива.
собрание проводится 1 раз в четверть, контролирует классный руководитель.
Актив класса:
организует выполнение решений классного собрания.
организует помощь в учёбе учащимся, имеющих проблемы.
готовит и проводит классные собрания.
отражает основную информацию в классном уголке.
Президент:
Министерство труда:
Министерство печати и СМИ:
выпуск классной стенной газеты, плакатов, рекламных роликов, рисунков, фотографий.
художественное оформление выставок, классных и общешкольных мероприятий.
Министерство правопорядка:
организация дежурства в школе и в классе.
сохранность школьного имущества.
составление графика дежурств, контроль за выполнением дежурными своих обязанностей.
контроль за ведением учащимися дневников.
Министерство здравоохранения:
организация спортивных и оздоровительных мероприятий.
посещаемость учащимися школы спортивных секций и кружков.
пропаганда здорового образа жизни.
Министерство культуры:
6. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА КОЛЛЕКТИВ КЛАССА
Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку,
на собственный страх и риск, и на свою ответственность.
Должен быть коллектив воспитателей с определенным подходом к каждому ребенку. (Макаренко А. С.)
План работы классного коллектива
2 КЛАСС
В гармонии с традициями
• Классный час «Моя Россия. Символы государства»
• Народные игры на Масленицу
• Игры наших родителей
• Народные игры на Святки
• Викторина «Фольклор русского и башкирского народов»
• Классный час «Правила дорожного движения пешеходов»
• Классный час «Моя малая Родина»
• Классный час «Берегите хлеб»
• Празднично-игровая программа «В гостях у русской матрёшки»
В гармонии с природой
• Конкурс экологических плакатов «Сохраним ёлочку»
• Проектная работа «Моя красная книга». • Рейд «Покормите птиц зимой»
• Классный час «Наши меньшие друзья»
• Праздник «Здравствуйте, птицы!»
• Проект «Мир животных». Создание детской энциклопедии.
Каждый ребенок делает одну страничку о животном с изображением и кратким рассказом (книга дарится в Детский сад)
В гармонии с коллективом
• Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»
• Классный час «Распределение поручений»
• Классный час «Дружить надо уметь»
• Беседа «Правда и ложь»
• Практическое занятие «Ежели Вы вежливы…»
• Классный час «Учимся понимать друг друга»
• Классный час «Об обидах и причинах обид»
В гармонии с семьей
• Концертная программа для мам Проектная работа, включающая в себя изготовление книги «Моя семья», в которую входит рисунок семьи, рисунок каждого члена семьи с объяснением его имени, фоторепортажи знаменательных семейных событий, сочинение о семье. Презентации на празднике «Наш День рождения».
• Спортивные эстафеты «Моя семья»
• Классный час «Как я дома помогаю»
• Коллективно-творческая работа «Дерево маминых сердец»
Проект «Говорящая книга» Видеосборник стихов о родителях, семье.
В гармонии с собой
• Классный час «Кто я? Какой я?»
• Беседа «Как мы выглядим»
• Классный час «Овощи и фрукты – здоровые продукты»
Проект «Режим дня».
Презентация в виде серии картинок, плакатов или мультимедийных презентаций - Работа в группах
• Классный час «Чистота – залог здоровья»
• Классный час «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
• Классный час «Посеешь привычку – пожнёшь характер»
В гармонии с культурной средой
• Классный час «Этикет для школьников»
• Посещение кукольного театра
Акция «Береги чистоту»
• Беседа «Правила поведения в гостях»
• Классный час «О невежах и вежливости»
3 КЛАСС
В гармонии с традициями
• Классный час «Пасха»
• Классный час к 23 февраля «Защитники Отечества»
• Праздник смеха и шуток (конкурсно – игровая программа с элементами театрализации)
• «Игры нашего двора»
• Дорожные приключения Бабы Яги (конкурсно – игровая программа)
В гармонии с природой
• Классный час «Мы дети природы»
• «Здравствуй, Весна – красна!» (беседа – игра)
• Классный час «Братья наши меньшие»
• Классный час «Верный друг человека»
Проект «Мир комнатных растений» (Паспорт растений)
Групповой проект – продукт – создание буклета
В гармонии с собой
• Классный час «В человеке должно быть всё прекрасно»
• Классный час «Учусь владеть собой»
Коллективная проектная работа «Энциклопедия моего здоровья».
Продукт – книга, созданная из групповых работ по системам организма с рекомендациями по профилактике заболеваний.
В гармонии с коллективом
• Классный час «Дружба крепкая – не сломается…»
• Классный час «Законы дружбы»
• Классный час «Спешите делать добро»
• Цветик - семицветик (Праздничный огонёк ко Дню именинника)
В гармонии с семьей
• Классный час «Конвенция о правах ребёнка»
• Классный час «Твоя родословная»
• Праздники совместно с родителями
Индивидуальные проектные работы «Шежере семьи»
Презентация в день семьи.
В гармонии с культурной средой
• Классный час «По одёжке встречают»
• Посещение выставки в музее
• Беседа «Как вести себя в общественных местах»
4 КЛАСС
В гармонии с традициями
• Классный час «Рождество и Крещение»
• Классный час «Красные дни календаря»
• Классный час «Они сражались за Родину». Возложение цветов к Вечному огню
• Классный час «Я – гражданин России»
Проект «Новогодние сюрпризы» Изготовление открыток, сувениров, стенгазет.
В гармонии с природой
• Деревья в народном творчестве разных народов. (Беседа – диалог)
• Классный час «Растения нашего города»
• Рейд по озеленению школьного участка
Проект «Помоги птицам зимой» Изготовление кормушек.
В гармонии с собой
• Классный час «Хочу, могу и надо»
• Классный час «ЗОЖ»
Конкурс «Умники и умницы».
В гармонии с коллективом
• Беседа «Я живу среди людей»
• Классный час «Толерантность – что это?»
Участие в акции «Чистый двор»
В гармонии с семьей
• Классный час «Традиции моей семьи»
• Беседа «Права и обязанности членов семьи»
В гармонии с культурной средой
• Беседа о культуре поведения в общественных местах
• Сервировка стола (беседа – практикум)
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Стимулирование самостоятельности и инициативы школьников;
Воспитание ответственности за свои поступки, поступки товарищей, ответственности за порученное дело;
Повышение эмоционального уровня учащихся, который включает в себя эмоциональное самочувствие, переживание состояния равновесия.
Удовлетворенность родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.
Изменения уровня развития самосознания, преображение у детей определённых мнений, установок, стереотипов, представлений о школе, ориентирование на успех; проявление позиций: «я нравлюсь», «я способна (ен)», «я значу».
Появление умения подчинять своё поведение целому ряду поставленных перед ребёнком целей и задач.
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам.
Начальная школа – это время формирования человеческой личности.
Систематическое нравственное воспитание дети получают в школе. Здесь они овладевают основами наук, познают мир, развивают ум, чувства, приобщаются к жизни коллектива
У меня в классе обучаются очень разные дети (как и во всех других классах и школах России). Чтобы воспитывать в них чувство дружеских, добрососедских отношений, сплотить коллектив – возникла необходимость создания проекта «Порядочно жить – в гармонии быть».
Школьники, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития общества. Проект рассчитан на учащихся 2 – 4 классов (конкретно мой класс, в который я пришла только во 2 классе), охватывает всех детей без исключения.
Оптимальным вариантом реализации поставленных задач является организация системы дел в классе.
Таким образом, организация совместной деятельности учащихся, постановка перед ними чёткой цели, совместное продумывание путей и средств её достижения, систематичность такой деятельности обеспечивает достижение цели проекта.
Формируя коллектив младших школьников, я делаю акцент на формирование их готовности к самоуправлению, выработке элементарных умений самоуправления и черт коллективизма, способствую развитию органов самоуправления, а также насыщению интеллектуальной и эмоциональной жизни детей.
9. ЛИТЕРАТУРА
Конвенция ООН «О правах ребенка»;
Законы РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Антропова, М.В. Режим дня младшего школьника / М. В. Антропова,
Л.М., Кузнецова, Т.М. Параничева. - М.: Вентана-Граф, 2006.
Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников /
А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман.- М.: Владос-Пресс, 2007.
Дереклеева, Н.И. Родительские собрания 1-11 классы / Н.И. Дереклеева. - М.: Вер-бум-М, 2009.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. 1-4 классы /
Н.И. Дереклеева. М.: ВАКО, 2003.
Дробинина, Н.Н. Классные часы / Н.Н. Дробынина. - М : ВАКО, 2008.
Решетников, П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах / П. Е. Решетгиков. - М.: ГИЦ Владос, 2002.
Рожков, М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / М.И. Рожков. - М.: ГИЦ Владос, 2008.
Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе /
М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: ГИЦ Владос, 2008.
Скегина, Н.Г. Сборник практических материалов для заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе (начальные классы) /
Н.Г. Скегина, Н.Н., Аврамеико, Н.К. Барковец. - М.: ПедОбщество, 2005.
Узорова, О.В. Праздники в начальной школе. Осень - Зима. 1 -4 классы /
О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: АСТ, 2003.
План воспитательной работы МБОУ «СОШ №12» г. Октябрьский.