СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

По правилам жить - в гармонии быть

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект носит комплексный характер, т.к. он дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и дополнительного образования, образования основного и дополнительного. 

Просмотр содержимого документа
«По правилам жить - в гармонии быть»


Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан








Городской конкурс педагогического

мастерства «Данко»











Выполнила

Михайлова Татьяна Анатольевна

Классный руководитель 4 А класса

МБОУ «СОШ №12»




г. Октябрьский РБ

2013г.

СОДЕРЖАНИЕ:



  1. Введение

  2. Актуальность

  3. Цель

  4. Задачи

  5. Теоретическая часть

5.1. Модель реализации проекта

5.2. Принципы построения работы

5.3. Этапы реализации проекта

5.4. Направления работы

5.5. Самоуправление в классе

6. Система педагогического воздействия на классный коллектив

7. Ожидаемые результаты

8. Заключение

















  1. ВВЕДЕНИЕ

Современному обществу требуются высоконравственные, духовно богатые, способные адаптироваться к изменчивости современного мира, коммуникабельные люди с твердой гражданской позицией. 
Начальная школа является первой и важнейшей ступенью воспитания, ведущей ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. 
Воспитание является целенаправленным управлением процессом развития личности. А значит, и воспитательная система класса должна иметь целенаправленный характер, иметь сложную структуру взаимодействия внутри себя и с внешней социокультурной средой, адаптируясь к условиям этой внешней среды, сохраняя при этом свои характерные особенности и направления. 

Воспитатель управляет – то есть создает условия для развития ребенка, включает его в разнообразную деятельность, в систему отношений, стимулирует самопознание, саморазвитие, самореализацию, направляет на поиск путей самосовершенствования, в значительной мере осуществляет педагогическую поддержку развивающейся личности. 
Определены ценностные ориентиры воспитания, цели воспитания, принципы, содержание жизнедеятельности коллектива класса и школы и оценки результативности воспитательной системы. 
- Закон РФ «Об образовании»,

-Конвенция ООН о правах ребенка,

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,

-Устав школы лежат в основе разработки настоящего проекта.
Проект носит комплексный характер, т.к. он дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и дополнительного образования, образования основного и дополнительного.

Данный проект реализуется через четкий план воспитательной работы в классе с 2 по 4 год обучения, в которой отражены основные направления работы классного руководителя с активом класса, родительской общественностью, со всеми членами классного коллектива. 
Для реализации настоящего проекта от классного руководителя требуется творческое видение, знание возрастных и психологических особенностей младших школьников, навыков владения проектными методиками, методом социального проектирования и различными методами педагогической диагностики, анализа, значительной эрудиции и культуры.

Классный руководитель – это учитель и воспитатель, наставник и друг, организатор и соратник, защитник и контролер, разработчик и инспектор. 

Предлагаемая воспитательная система - не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат - развитие и самовыражение личности воспитанника. 

При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного.

Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей.

Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию сотрудничества, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими.


  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни.

В отличие от дошкольника жизнь младшего школьника коренным образом меняется. Он вынужден быть более самостоятельным, ответственным, должен уметь управлять собой. В его жизни возникают проблемы, каких не было раньше, успешность решения которых начинает определять и отношение к нему взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку. Со всей остротой в начальной школе встает вопрос об активизации внутрен­них возможностей личности в процессе духовного самостроительства.

Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формиру­ется личность каждого ребенка.

Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания.

Осуществление проекта воспитательной работы со школьниками - это коллективное творчество учителей, воспитателей, родителей, всей общественности.

Давно известно, что наиболее интенсивное развитие личности ребенка происходит в сфере досуга, игры, свободного общения. Однако, не так много семей готовы к полноценному общению со своим ребенком: и даже в благополучной семье ребёнок порой испытывает одиночество, а родители даже не подозревают о возникновении отчуждения, что впоследствии может привести к серьёзным проблемам.



  1. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Исходя из этого, целью своей воспитательной работы ставлю воспитание дружного детского коллектива; воспитание ученика с развитыми интеллектуальными и коммуникативными способностями, позитивным творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, способного к преобразовательной продуктивной деятельности.

При достижении цели воспитательной работы проектируются следующие характеристики личности ученика: 

  • Способный к самореализации, обладающий устойчивым стремлением к самосовершенствованию 

  • Творчески осваивающий и преобразующий мир 

  • Имеющий особенную нравственную позицию 

  • Обладающий высоким уровнем мышления 

  • Имеющий потребность в здоровом образе жизни 

  • Готовый к сотрудничеству 

  • Обладающий экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой 

  1. ЗАДАЧИ

Для реализации проекта требуется решить следующие задачи:

1. Сплочение ученического коллектива.

2. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 
3. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: 
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; 
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; 
— формирование социально адекватных способов поведения. 
4. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: 
— воспитание целеустремленности и настойчивости; 
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; 
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; 
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 
5. Закладывание основ экологической, правовой, информационной культуры, здорового образа жизни


5. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Модель реализации проекта

Чему будем учить и какие качества личности воспитывать

  • Формировать правовое и гражданское самосознание;

  • Нравственные качества, такие как долг, товарищество, коллективизм, уважение к людям, милосердие, ответственность, принципиальность, честь, гуманизм;

  • Формировать опыт социального поведения, соответствующего принятым этическим нормам; нравственные привычки нравственное сознание;

Формы организации деятельности

  • коллективно-творческие дела,

  • коллективная организаторская деятельность,

  • творческие игры, праздники,

  • школьные традиции.

Материальная база

Школьная и городская детская библиотека, Интернет, краеведческий музей им.Шокурова, музей школы №12, ДДЮТ (филиал детский клуб «Юность»), Центр национальных культур.

Ресурсная база

Библиотекарь, старшая вожатая, заместитель директора по воспитательной работе, преподаватели СОШ№12, родители, родственники и знакомые, педагоги ДДЮТ, педагоги учреждений дополнительного образования


5.2. Принципы построения работы

  • Принцип привлекательности будущего дела

Увлечение учащихся конечным результатом выполняемого дела.

  • Принцип деятельности

Активное участие школьников во всех мероприятиях, которые проводятся в школе (конкурсах, праздниках, соревнованиях и т. д.). Желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя, родителей.

  • Принцип свободы участия

Предоставление детям возможности выбора задания с учётом своих интересов, личных качеств воспитание ответственности за выполнение порученного дела.

  • Принцип обратной связи

Каждое внеклассное мероприятие заканчивается рефлексией. Обсуждается, что получилось и что не получилось.

  • Принцип сотворчества

В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Предоставление учащимся права выбора партнёра по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.

  • Принцип успешности

Классный руководитель должен видеть участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству её оценить. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Оценка успешности ученика должна быть искренней и неформальной.



5.3. Этапы реализации проекта

Данный проект реализуется в течение трёх лет. Он разработан для обучающихся 2 – 4 класса.

Iэтап подготовительно-организационный –

октябрь 2011г. – январь 2012г.

Цель: Изучение классного коллектива, подготовка условий для создания дружного коллектива.

  • Определить уровни развития детей

  • Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону

  • Проанализировать полученные факты

  • Выработать план дальнейшей работы по результатам диагностики



II этап: практический – февраль 2012г. – декабрь 2013г.

Цель: реализация проекта по созданию классного коллектива

  • Организация и развитие ученического соуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом

  • Установление благоприятного психологического микроклимата в классе

  • Участие в конкурсах на различном уровне

  • Вовлечение в систему воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности

  • Расширение и укрепление связей и отношений с учреждениями дополнительного образования, культуры города

III этап: аналитический – январь 2014 – май 2014г.

Цель: анализ итогов реализации проекта

  • Обобщить результаты работы класса по данному проекту

  • Провести коррекцию затруднений в реализации проекта

Основные направления деятельности






5.4. Направления работы


Направления

Задачи

«В гармонии с собой»

  • развитие способности успешно адаптироваться в окружающем мире,

  • развитие познавательных интересов,

  • развитие творческих способностей, реализация интересов и задатков,

  • формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей,

  • соблюдение правил: гигиены, режима дня, правил рационального питания,

  • профилактика вредных привычек. 

«В гармонии с природой»



_воспитание бережного отношения к природе, ее богатствам 

«В гармонии с коллективом»

  • формирование доброжелательных отношений, социально адекватных способов поведения,

  • развитие умений вести диалог, коллективного планирования и организации деятельности,

  • формирование добросовестного отношения к своим обязанностям, трудолюбия 


«В гармонии с семьей»

  • формирование уважительного отношения к членам семьи, потребность исполнять свой долг перед родителями;

  • формирование сущности социальных ролей 


«В гармонии с традициями»

  • формирование основ гражданской идентичности, приобщение к общечеловеческим ценностям,

  • воспитание уважительного бережного отношения к истории своего народа, края, чувства ответственности и гордости за свою Родину 

«В гармонии с культурной средой»


  • воспитание потребности строить свою жизнь по законам красоты и гармонии, формирование навыков культуры поведения 




5.5. Самоуправление в классе

Самоуправление в классе – способ организации его жизни, путь к преобразованию группы учащихся в коллектив. Самоуправление ставит учеников в совсем особые отношения: ведущий других сегодня становится ведомым завтра, тем самым каждый учащийся учится руководить и подчиняться. Предъявляя требования друг другу, ребята начинают болеть душой за общее дело, принимать интересы коллектива как свои собственные. Самоуправление позволяет стимулировать гражданскую активность каждого ученика, ставить его в активную позицию творца общей жизни, вооружает навыками ее организации.

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, самостоятельной, активной личности.

Страна Друзья – это название классного коллектива. Страна Дружба находится на планете Школа № 12 и соседствует со странами других классов. 



































Что дает ученическое самоуправление

участникам педагогического процесса?

Учащимся:

  • развитие навыков работы в группе, в команде;

  • ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся;

  • ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;

  • выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;

  • защищает права ребенка;

  • учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;

  • помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.


Родителям:

  • организует свободное время детей;

  • ведет к улучшению учебной результативности детей;

  • снижает конфликтность в семье;

  • дает возможность активно участвовать в школьной жизни.

Педагогам:

  • помогает организовать детей;

  • сплотить детский коллектив;

  • повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;

  • раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;

  • апробация инновационных технологий;

  • обобщение опыта работы через средства печати

  • углубление в проблему через опытно – экспериментальную работу

Организация деятельности

Классное собрание:

  • определяет перспективы развития и основные направления классной жизни.

  • обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.

  • совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.

  • высказывает предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса.

  • избирает актив класса, Президента, заслушивает и оценивает работу актива.

  • собрание проводится 1 раз в четверть, контролирует классный руководитель.

Актив класса:

  • организует выполнение решений классного собрания.

  • организует помощь в учёбе учащимся, имеющих проблемы.

  • готовит и проводит классные собрания.

  • отражает основную информацию в классном уголке.

Президент:

  • обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость.

Министерство труда:

  • отвечает за озеленение кабинета.

  • уборка кабинета и закреплённой территории

Министерство печати и СМИ:

  • выпуск классной стенной газеты, плакатов, рекламных роликов, рисунков, фотографий.

  • художественное оформление выставок, классных и общешкольных мероприятий.

Министерство правопорядка:

  • организация дежурства в школе и в классе.

  • сохранность школьного имущества.

  • составление графика дежурств, контроль за выполнением дежурными своих обязанностей.

  • контроль за ведением учащимися дневников.

Министерство здравоохранения:

  • организация спортивных и оздоровительных мероприятий.

  • посещаемость учащимися школы спортивных секций и кружков.

  • пропаганда здорового образа жизни.

Министерство культуры:

  • организация культурно - массовых мероприятий.



















6. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

НА КОЛЛЕКТИВ КЛАССА

Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку,

на собственный страх и риск, и на свою ответственность.

Должен быть коллектив воспитателей с определенным подходом к каждому ребенку. (Макаренко А. С.) 

План работы классного коллектива


2 КЛАСС

В гармонии с традициями 

• Классный час «Моя Россия. Символы государства» 
• Народные игры на Масленицу

• Игры наших родителей

• Народные игры на Святки 
• Викторина «Фольклор русского и башкирского народов» 
• Классный час «Правила дорожного движения пешеходов»
• Классный час «Моя малая Родина» 
• Классный час «Берегите хлеб» 
• Празднично-игровая программа «В гостях у русской матрёшки»

В гармонии с природой 

• Конкурс экологических плакатов «Сохраним ёлочку» 
• Проектная работа «Моя красная книга». • Рейд «Покормите птиц зимой» 
• Классный час «Наши меньшие друзья» 
• Праздник «Здравствуйте, птицы!» 
• Проект «Мир животных». Создание детской энциклопедии. 
Каждый ребенок делает одну страничку о животном с изображением и кратким рассказом (книга дарится в Детский сад)

В гармонии с коллективом 

• Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» 
• Классный час «Распределение поручений» 
• Классный час «Дружить надо уметь»
• Беседа «Правда и ложь» 
• Практическое занятие «Ежели Вы вежливы…» 
• Классный час «Учимся понимать друг друга» 
• Классный час «Об обидах и причинах обид» 

В гармонии с семьей 

• Концертная программа для мам Проектная работа, включающая в себя изготовление книги «Моя семья», в которую входит рисунок семьи, рисунок каждого члена семьи с объяснением его имени, фоторепортажи знаменательных семейных событий, сочинение о семье. Презентации на празднике «Наш День рождения». 
• Спортивные эстафеты «Моя семья» 
• Классный час «Как я дома помогаю» 
• Коллективно-творческая работа «Дерево маминых сердец»

Проект «Говорящая книга» Видеосборник стихов о родителях, семье. 

В гармонии с собой 

• Классный час «Кто я? Какой я?» 
• Беседа «Как мы выглядим» 
• Классный час «Овощи и фрукты – здоровые продукты» 
Проект «Режим дня». 
Презентация в виде серии картинок, плакатов или мультимедийных презентаций - Работа в группах 
• Классный час «Чистота – залог здоровья» 
• Классный час «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» 
• Классный час «Посеешь привычку – пожнёшь характер» 

В гармонии с культурной средой 

• Классный час «Этикет для школьников» 
• Посещение кукольного театра 
Акция «Береги чистоту» 
• Беседа «Правила поведения в гостях» 
• Классный час «О невежах и вежливости» 


3 КЛАСС

В гармонии с традициями 

• Классный час «Пасха» 
• Классный час к 23 февраля «Защитники Отечества» 
• Праздник смеха и шуток (конкурсно – игровая программа с элементами театрализации)

• «Игры нашего двора»
• Дорожные приключения Бабы Яги (конкурсно – игровая программа) 

В гармонии с природой 

• Классный час «Мы дети природы» 
• «Здравствуй, Весна – красна!» (беседа – игра) 
• Классный час «Братья наши меньшие» 
• Классный час «Верный друг человека»

Проект «Мир комнатных растений» (Паспорт растений)

Групповой проект – продукт – создание буклета 

В гармонии с собой 

• Классный час «В человеке должно быть всё прекрасно» 
• Классный час «Учусь владеть собой» 
Коллективная проектная работа «Энциклопедия моего здоровья». 
Продукт – книга, созданная из групповых работ по системам организма с рекомендациями по профилактике заболеваний. 

В гармонии с коллективом 

• Классный час «Дружба крепкая – не сломается…» 
• Классный час «Законы дружбы» 
• Классный час «Спешите делать добро» 
• Цветик - семицветик (Праздничный огонёк ко Дню именинника) 

В гармонии с семьей 

• Классный час «Конвенция о правах ребёнка» 
• Классный час «Твоя родословная» 
• Праздники совместно с родителями 
Индивидуальные проектные работы «Шежере семьи»

Презентация в день семьи. 
В гармонии с культурной средой 

• Классный час «По одёжке встречают» 
• Посещение выставки в музее 
• Беседа «Как вести себя в общественных местах» 



4 КЛАСС

В гармонии с традициями 

• Классный час «Рождество и Крещение» 
• Классный час «Красные дни календаря» 
• Классный час «Они сражались за Родину». Возложение цветов к Вечному огню 
•  Классный час «Я – гражданин России» 
Проект «Новогодние сюрпризы» Изготовление открыток, сувениров, стенгазет.

В гармонии с природой 

• Деревья в народном творчестве разных народов. (Беседа – диалог) 
• Классный час «Растения нашего города» 
• Рейд по озеленению школьного участка

Проект «Помоги птицам зимой» Изготовление кормушек. 

В гармонии с собой 

• Классный час «Хочу, могу и надо» 
• Классный час «ЗОЖ»

Конкурс «Умники и умницы».

В гармонии с коллективом 

• Беседа «Я живу среди людей» 
• Классный час «Толерантность – что это?»

Участие в акции «Чистый двор»

В гармонии с семьей 

• Классный час «Традиции моей семьи» 
• Беседа «Права и обязанности членов семьи»

В гармонии с культурной средой 
• Беседа о культуре поведения в общественных местах 
• Сервировка стола (беседа – практикум)








7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Сплочение коллектива

  • Стимулирование самостоятельности и инициативы школьников;

  • Воспитание ответственности за свои поступки, поступки товарищей, ответственности за порученное дело;

  • Повышение эмоционального уровня учащихся, который включает в себя эмоциональное самочувствие, переживание состояния равновесия.

  • Удовлетворенность родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.

  • Изменения уровня развития самосознания, преображение у детей определённых мнений, установок, стереотипов, представлений о школе, ориентирование на успех; проявление позиций: «я нравлюсь», «я способна (ен)», «я значу».

  • Появление умения подчинять своё поведение целому ряду поставленных перед ребёнком целей и задач.


















8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам.

Начальная школа – это время формирования человеческой личности.

Систематическое нравственное воспитание дети получают в школе. Здесь они овладевают основами наук, познают мир, развивают ум, чувства, приобщаются к жизни коллектива

У меня в классе обучаются очень разные дети (как и во всех других классах и школах России). Чтобы воспитывать в них чувство дружеских, добрососедских отношений, сплотить коллектив – возникла необходимость создания проекта «Порядочно жить – в гармонии быть».

Школьники, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития общества. Проект рассчитан на учащихся 2 – 4 классов (конкретно мой класс, в который я пришла только во 2 классе), охватывает всех детей без исключения.

Оптимальным вариантом реализации поставленных задач является организация системы дел в классе.

Таким образом, организация совместной деятельности учащихся, постановка перед ними чёткой цели, совместное продумывание путей и средств её достижения, систематичность такой деятельности обеспечивает достижение цели проекта.

Формируя коллектив младших школьников, я делаю акцент на формирование их готовности к самоуправлению, выработке элементарных умений самоуправления и черт коллективизма, способствую развитию органов самоуправления, а также насыщению интеллектуальной и эмоциональной жизни детей.


9. ЛИТЕРАТУРА


  1. Конвенция ООН «О правах ребенка»;

  2. Законы РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

  3. Антропова, М.В. Режим дня младшего школьника / М. В. Антропова,
    Л.М., Кузнецова, Т.М. Параничева. - М.: Вентана-Граф, 2006.

  4. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников /
    А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман.- М.: Владос-Пресс, 2007.

  5. Дереклеева, Н.И. Родительские собрания 1-11 классы / Н.И. Дереклеева. - М.: Вер-бум-М, 2009.

  6. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. 1-4 классы /
    Н.И. Дереклеева. М.: ВАКО, 2003.

  7. Дробинина, Н.Н. Классные часы / Н.Н. Дробынина. - М : ВАКО, 2008.

  8. Решетников, П.Е. Организация педагогической практики в на­чальных классах / П. Е. Решетгиков. - М.: ГИЦ Владос, 2002.

  9. Рожков, М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / М.И. Рожков. - М.: ГИЦ Владос, 2008.

  10. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе /
    М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: ГИЦ Владос, 2008.

  11. Скегина, Н.Г. Сборник прак­тических материалов для заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе (начальные классы) /
    Н.Г. Скегина, Н.Н., Аврамеико, Н.К. Барковец. - М.: ПедОбщество, 2005.

  12. Узорова, О.В. Праздники в начальной школе. Осень - Зима. 1 -4 классы /
    О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: АСТ, 2003.

  13. План воспитательной работы МБОУ «СОШ №12» г. Октябрьский.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!