СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"По равнинам и горам" - урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок "По равнинам и горам" - второй урок раздела "По родным просторам", знакомит  с равнинами, горами, холмами, оврагами, балками на территории России, рельефом местности Тамбовской области. Большое внимание на уроке уделяется умению  работать с физической картой России и Тамбовской области.

Просмотр содержимого документа
«"По равнинам и горам" - урок»

МБОУ «Жердевская СОШ»














ПО РАВНИНАМ И ГОРАМ



Окружающий мир

УМК «Перспектива»

4а класс

Учитель: Капустина В.Н.


















Г. Жердевка

2021г.




Тема урока: По равнинам и горам

Цель урока: формирование у учащихся представление о равнинах и горах России.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с равнинами, горами, холмами, оврагами, балками на территории России, рельефом местности Тамбовской области, формировать умения работать с физической картой России.

Познавательные: развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками, развивать познавательную активность, умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.

Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, планировать и контролировать, вносить коррективы и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные: способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничества друг с другом и учителем.

Личностные: способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю; воспитывать патриотов своего Отечества.



Ход урока:

Организационный момент:

(Мотивирование на учебную деятельность)

Долгожданный дан звонок

Начинается урок


Учитель:  Сегодня нас ждут... равнины, горы, холмы, овраги, балки на территории России, познакомимся с рельефом местности Тамбовской области. Мы отправимся в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по ее территории, изучая страну с  запада на восток и с севера на юг. Увидим, как выглядит поверхность Земли. И сегодня с нами будет незаменимая помощница – карта. Она расскажет вам, как выглядит земная поверхность на территории нашей страны, нашего края.

Учитель: Прежде чем отправиться в путешествие узнаем прогноз погоды. Что у нас сегодня за окном?

-Какое время года?

-Какой месяц?

-Какое сегодня число?

-Какой день недели?

-Сколько дней в сентябре?

-С какого дня недели начинается сентябрь, каким заканчивается?


- Какая погода сегодня - температура – отмечаем

-облачность (какая бывает?) –отмечаем

-осадки (дождь, роса, туман)

-ветренность (наличие ветра)

Посчитайте, сколько ясных дней было в сентябре?

-сколько пасмурных дней?

-сколько дней с переменной облачностью?

-сколько дождливых дней было?

- какие еще дни были в сентябре?

-Назовите, когда был самый теплый день в сентябре

-Самый холодный день?

Хорошо – убираем календари.

- А теперь пора в путь! Нет, еще не пора!.

Что надо брать с собой в путешествие? Карту


Беседа по изученному материалу (целеполагание, актуализация знаний)

Посмотрите на доску, оборудование, карту, как вы думаете, чем мы будем заниматься на роке?

-Что такое карта? Что можно определить по физической карте? (Поверхность (горы, равнины, плоскогорья, возвышенности, полезные ископаемые, границы)

-С какими картами вы уже знакомы? (физическая, политическая карта мира, карта полушарий)

-Что можно рассказать по карте о поверхности нашей страны?

-Как равнины и горы обозначаются на карте?

-Какая поверхность в нашем крае? Молодцы!

- А теперь посмотрите на физическую карту России на с.52 учебника, обратите внимание на условные обозначения.


- Назовите главное условное обозначение на физической карте.

- Какие цвета использованы на физической карте России?

- Посмотрите на врезку на с. 52 учебника. Она поможет нам разобраться в цветовой гамме зеленого, желтого и коричневого цветов. Что интересного вы увидели на этой диаграмме?

- Что находится ближе всего к морям и океанам - уровню моря? И каким цветом показано на карте?

-Верно. В путь мы отправлялись небольшими отрядами. У каждого отряда было свое задание:

1 отряд – изучал равнины России

2 отряд знакомился с горами.

3 отряд – взбирался на холмы, спускался в овраги и балки.

4 отряд – изучал поверхность нашего края – родную тамбовщину.

- Путешествуя по России мы можем убедиться, как велики и необъятны просторы нашей Родины, как красива и разнообразна природа, люди, традиции и культура нашего народа. Россия - самая большая страна мира. У нас обширные равнины, высокие и величественные горы, крупные реки и чистейшие озера. В недрах нашей страны скрыты великие богатства – различные полезные ископаемые.

Начинаем нашу работу:

-отчет 1 отряда о своей работе - оценка работы


А сейчас давайте еще раз покажите на физической карте России Восточно-Европейскую или Русскую равнину, Западно – Сибирскую равнину, Среднесибирское плоскогорье.


Систематизация знаний, самостоятельная работа

Работа в группах. Самостоятельная работа 2-3 мин.

Работа с контурными картами

Отметьте на контурной карте:

1 отряд - Восточно – Европейскую равнину;

2 отряд – Западно - Сибирскую низменность;

3 отряд – среднесибирское плоскогорье;

4 отряд – Уральские горы


-отчет 2 отряда «Горы России» - оценка работы

Покажите на физической карте России Кавказские горы, Алтай, Саяны, Уральские горы, полуостров Камчатка

Молодцы!


Практическая работа «Высота гор России». При помощи физической карты России заполните таблицу:

Высота гор России


Название горы

Высота горы








-отчет 3 отряда «Холмы, овраги и балки» - оценка работы

-отчет 4 отряда «Родная тамбовщина» - оценка работы

Физкультминутка

Тихо встали, потянулись

Игра на внимание «Не ошибись»

Гора – руки вверх, низменность -руки вниз, холм – руки к плечам, овраг – присесть, равнина- развести в стороны

Индивидуальный работа


Тест «По равнинам и горам»

Фамилия, Имя__________________________________________________


1.Как называются низкие места на равнинах? (несколько ответов)

а) овраги

б) балки

в) низменности

г) возвышенности


2.Как называются высокие места на равнинах? (несколько ответов)

а) холмы

б) овраги

в) низменности

г) возвышенности


3.Восточно-Европейская равнина – это…

а) плоская равнина

б) холмистая равнина


4.Вспомни, какие горы называют «Каменным поясом Земли Русской»?

а) Уральские 

б) Саяны

в) Кавказские

г) Алтай


5.Самые высокие горы России – это…

а) вулканы Камчатки

б) Кавказские горы

в) Саяны

г) Алтай


6.Отметь горы, располагающиеся на юге Сибири (несколько ответов)

а) Кавказские 

б) Алтай

в) Саяны 

г) Уральские


7.Почему Камчатка включена в Список Всемирного наследия?

а) там много редких животных

б) там много горнолыжных курортов

в) там самые высокие горы

г) там 28 действующих вулканов

Коррекция:

- перечислите формы земной поверхности. (равнины, горы низменности, возвышенности, холмы, овраги, балки)

Как обозначаются на физической карте низменности и возвышенности?

- Велика и могуча наша страна. Богата лесами, горами, реками, морями и озерами, полезными ископаемыми, растительным и животным миром. И мы, граждане России, и взрослые и дети должны заботиться и нашей стране, бережно относится к окружающей среде, заниматься защитой ее и решать экологические проблемы.

Задание на дом: познакомиться с содержанием с.56 – 59, вывод записать в тетрадь;

-выбрать любой объект, из изученных на уроке, и показать на контурной карте (закрасить нужным цветом и подписать) – по желанию можно 2 и более.

Из пластилина сделать макет холма и оврага – по желанию

Рефлексия:

- Был ли этот урок интересным для вас?

- Какие задания понравились больше всего?

- Какие задания вызвали трудность?

-Какую оценку вы поставите уроку?

Учитель. Сравните горы по высоте и прочитайте слово, которое я для вас задумала (Спасибо!) Спасибо всем за отличную работу!