Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29»
(МА ДОУ № 29)
624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Чапаева, 10
электронный адрес[email protected]
телефон 834384 (32277)
сайт https://29kt.tvoysadik.ru/
Проект
«По следам Дедушки Мороза»
Авторы проекта:
Малогриценко Василиса
Светлаков Михаил
Фомин Семён
Кураторы проекта:
Малогриценко Валерия Валерьевна
Логинова Ирина Владиславовна
2020-2021г.
го Краснотурьинск
Содержание проекта «По следам Деда Мороза»:
Цели и задачи проекта
Актуальность
Пояснительная записка
Ход реализации проекта
План реализации проекта
Подготовительный этап
Деятельный этап
Завершающий этап
Итоги реализуемого проекта
Список литературы
Приложения
Вид проекта: Познавательно-исследовательский с элементами творчества.
Проект является краткосрочным (декабрь 2020 года, январь 2021 года), рассчитан на детей 7 года жизни.
Тип проекта по содержанию: Образовательная деятельность в режимные моменты, праздники в ДОУ, самостоятельная деятельность детей и их родителей, беседы, презентации, видеоролики от детской киностудии «Орион».
Участники проекта: Музыкальные руководители, воспитатель, дети 7 года жизни, родители.
Проблема проекта: Кто такой Дед Мороз и откуда он взялся? Почему приходя в тёплое помещение на праздник к детям, Дед Мороз не снимает шубу и при этом не тает?
Объект исследования: Дед Мороз.
Словарная работа: Кушак, резиденция, угодья, традиции, опыт.
Цель:
– Изучение и сбор информации о Деде Морозе, выяснение, почему Дед Мороз на детском утренники в помещении не снимает шубу и при этом не тает.
Задачи:
- Расширять знания о свойствах снега;
- Развивать умения собирать и обрабатывать информацию, творческое мышление и фантазию;
- Воспитывать интерес к народным традициям празднования Нового года.
Проект для родителей: Удовлетворение потребности в разнообразных дополнительных услугах для развития ребёнка. Также творческая активность родителей через включение в проект, например, изготовление мнемотаблиц для составления рассказов про Деда Мороза и Новый год совместно с ребёнком, оформление книжки- малышки «Что за чудо- Дед Мороз?», изготовление настольных игр «Наряди ёлочку», «Одень Деда Мороза и Санта Клауса», «Найди отличия», «Волшебный лабиринт».
Проект для педагога: повышение профессионального уровня в сфере ИКТ, а также удовлетворенность собственной деятельностью.
Проект для детей: Расширение кругозора, умение собирать нужную информацию, овладение новыми приёмами декоративно- прикладного искусства, приобретение практических навыков в детской киностудии «Орион», а также навык работы в команде и по одиночке.
Практическая значимость: проект позволяет интегрировать разнообразные виды искусств (литературное, музыкальное, театральное, декоративно- прикладное, киноискусство), используя новые технологии. Погрузить ребёнка в экспериментальную деятельность с помощью увлекательных опытов со снежными комочками, для подтверждения гипотезы- почему не тает в тёплом помещении Дед Мороз?
Актуальность
Каждый год Дед Мороз приходит на Новогодний утренник к нам в детский сад. Он смотрит как мы выступаем, рассказываем ему стихотворения, поём песни, танцуем, водит хороводы, после чего играем с ним в весёлые игры. Почти всегда Дедушка Мороз теряет свой волшебный мешок с подарками, но с помощью волшебства и смекалки мы его вместе находим. В этот год у нас с друзьями возникло не мало вопросов, касаемо Деда Мороза. Например, правда ли, что Дед Мороз существует? Откуда он родом и почему никогда не снимает шубу в помещении и при этом не тает? Поговорив с воспитателем и музыкальными руководителями, мы решили это выяснить.
Пояснительная записка.
В преддверии Нового года наши сердца замирают от таинственного, почти мистического ощущения прихода перемен. Традиции и приметы выходят на первый план. Мы украшаем наш дом, делая его ярким, нарядным и красивым. Ставим искусственную или настоящую ёлочку, наряжаем её и ждём сказку в гости. Скоро Новый год постучится в двери каждого дома. И на пороге окажется Дед Мороз. В каждую семью в разных странах приходит этот долгожданный гость. Но всегда ли он выглядит одинаково? Нами была выделена проблема, после чего мы с ребятами решили собрать и донести информацию до друзей, с помощью педагогов и родителей, таким образом, чтобы у них выработалась активная жизненная позиция участвовать в поисково- творческой деятельности.
В ходе реализации проекта «По следам Деда Мороза» мы виртуально побывали в резиденции Дедушки в городе Великий Устюг, так же переместились на Северный полюс во владения Санта Клауса. Посмотрели с педагогами местонахождение их на глобусе, отметили красным флажком. Выяснили в чём сходство и различия этих сказочных персонажей, на чём они перемещаются. Поняли, что Дедушки Морозы разные, но цель у них одна- принести в каждый дом подарок вместе с любовью и заботой о детях. А так же открыли для себя много интересного, собрали интересующую нас информацию, создали совместно с родителями собственными руками настольные, увлекательные игры такие, как: «Наряди ёлочку», «Волшебный лабиринт», «Одень Деда Мороза и Санта Клауса», «Найди отличия», а ещё по рассказам наших родителей, мы с ребятами сделали настоящую книжку- малышку: «Что за чудо- Дед Мороз?». Просмотрели диск с мультфильмами, который нам прислал Дедушка Мороз, чтобы найти ответы на наши поставленные вопросы. После чего проведи опыты со снежными комочками и нашли ответ на самый главный вопрос, который и являлся целью нашего всего проекта «По следам Деда Мороза»: Почему Дед Мороз не снимает шубу в помещении и при этом не тает?
Так же наш проект способствует максимальному сближению интересов детей, родителей и педагогов, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Ход реализации проекта «По следам Деда Мороза»
Проект включает в себя три этапа, представленные в таблице:
Этап | Задачи |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ | - возникновение и развитие идеи; - поиск информации; - опрос сверстников и взрослых «Верите ли вы в Деда Мороза?»; |
ОСНОВНОЙ (ДЕЯТЕЛЬНЫЙ) | - написание и иллюстрирование проекта; - Изготовление настольных игр, мненотаблиц, книжки- малышки, видеороликов для виртуальной экскурсии. -подбор образов, костюмов, декораций для новогоднего утренника; -подбор музыкального сопровождения; - Новогодний утренник; - Проведение опытов со снежными комочками; - Оформление проекта в единое целое. |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ | - Подбор костюмов для музыкально- шумовой социальной рекламы «Зимние чудеса»; -Подбор музыкально- шумовых инструментов для озвучивания социальной рекламы; - Иллюстрирование социальной рекламы; - Съёмка и монтаж социальной рекламы «Зимние чудеса»; - Демонстрация результатов в виде защиты проекта. |
В ходе реализации проекта были использованы разнообразные формы работы:
Виртуальные экскурсии, беседы, поиск информации, изучение литературы, просмотр мультфильмов, сказок, отгадывание загадок, а также лабораторная форма работы над экспериментом.
Подготовительный этап
В начале декабря, побывав на виртуальных экскурсиях в резиденции Деда Мороза и Санта Клауса, мы с ребятами решили провести социальный опрос среди ребят из группы, педагогов детского сада и родителей, итоги опроса представлены ниже в таблице:
ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ В ДЕДА МОРОЗА??? |
№ п/п | ОПРАШИВАЕМЫЕ | ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ОПРОШЕННЫХ | ОТВЕТ: «ДА» | ОТВЕТ: «НЕТ» |
1. | РОДИТЕЛИ | 10 | 10 | - |
2. | ДЕТИ ИЗ ГРУППЫ | 20 | 17 | 3 |
3. | ПЕДАГОГИ ДЕТСКОГО САДА | 8 | 8 | - |
4. | ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ | 38 | 35 | 3 |
В социальном опросе поучаствовали 38 человек, педагоги и родители ответили, что верят в Деда Мороза, из 20 детей нашей группы- 17 верят, что он существует и только 3 человека ответили отрицательно. Мы с ребятами решили подробно расспросить трёх ребят, почему же всё- таки они не верят в существование Дедушки Мороза. Оказалось, что эти ребята отсутствовали на Новогодних утренниках в детском саду и не разу не видели настоящего Деда Мороза. А домой к ним приходит человек, переодетый в этого доброго, старенького волшебника, но голос и глаза у него папины. Поэтому трое ребят не верят в Деда Мороза. Но мы то с друзьями знаем, что на Новогодний утренник в детский сад приходит самый настоящий Дед Мороз. Мы пожелали этим ребятам постараться не болеть в следующий год и прийти на Новогодний утренник в детский сад, надеемся, что в следующем году статистика обязательно изменится и у нас все будут верить в Дедушку Мороза. Далее нам с ребятами захотелось узнать, как можно больше об этом стареньком волшебнике. Мы с музыкальными руководителями обратились к глобусу, нашли на нём Северный полюс, где проживает Санта Клаус, отметили красным флажком, также нашли, примерно, где на глобусе находится город Великий Устюг и тоже отметили красным флажком. Великий Устюг оказался очень сказочным и интересным городом, а сама резиденция Деда Мороза - это целое волшебное царство с парками сказок, зимними аттракционами и многими интересными развлечениями для детей (приложение №1).
Деятельный этап
Когда мы познакомились с родиной Деда Мороза и Санта Клауса у нас возник вопрос: «Чем они отличаются друг от друга?», тогда мы с музыкальными руководителя нашли через интернет ресурсы все сходства и отличия, а для ребят нашей группы сделали настольную игру: «Найди отличия» (приложение №2).
Когда мы нашли ответ на вопрос, чем отличаются Дед Мороз от Санта Клауса, нам пришла в голову идеи создать настольную игру «Одень Дедушку Мороза и Санта Клауса», задачи которой определить по внешним признакам Деда Мороза и Санта Клауса, далее подобрать им правильную одежду (приложение №3).
Придя домой, мы задали нашим родителям ещё несколько вопросов которые нас интересуют: «Как Дедушка Мороз узнаёт хорошо ли вёл себя ребёнок или плохо в течение года, и как же он успевает приготовить подарки всем детям нашей большой страны?». Наши родители рассказали нам целый увлекательный рассказ, вернувшись в детский сад, мы поделились друг с другом и педагогами своими впечатлениями от рассказов родителей. Педагоги предложили обобщить наши знания, полученные от мам и пап, и оформить книжку- малышку, которую мы назвали «Что за чудо- Дед Мороз?» (приложение №4).
В самом начале нашей книжки- малышки, мы написали письмо Дедушке Морозу, после чего запечатали в конверт и отправили в Великий Устюг.
В середине декабря нам пришло письмо от Деда Мороза, видимо ему очень понравилась наша книжка- малышка и он нам решил прислать целый волшебный диск с мультфильмами про себя, чтобы мы просмотрели и нашли ответы на наши вопросы, а также к письму и диску приложил интересные загадки (приложение №5).
Просмотрев мультфильмы и разгадав загадки наша копилочка знаний пополнилась. А воспитатель предложила выучить к приходу Деда Мороза стихотворение С. Маршака «Декабрь». Разучив стихотворение, мы решили создать своими руками настольную игру «Наряди ёлочку» и нарисовать картинки, по которым можно сочинять рассказы про Новый год и Деда Мороза, а в этом нам помогали наши мамы (приложение №6, приложение №7).
Собрав достаточно информации, сделав множество иллюстраций, настольных игр, мы не успели оглянуться, как декабрь не заметно подошёл к концу. Настало время волшебства и Новогоднего утренника, где самый желанный и долгожданный гость- Дед Мороз! (приложение №8).
Прошёл Новогодний праздник, но самый главный вопрос у нас с ребятами остался: «Почему Дед Мороз, придя к нам на праздник в тёплое помещение, не снимал шубу, пел, играл, плясал и не растаял? Ему же наверно было очень жарко?»
Мы поинтересовались у родителей, но они тоже не знали ответ. После каникул, придя в детский сад, спросили у педагогов, они предложили нам провести опыты со снежными комочками, мы охотно согласились.
Опыты со снежными комочками для изучения свойств физических тел с низкими температурами.
Цель: узнать, почему Дед Мороз не снимает шубу в помещении и при этом не тает?
ОПЫТ №1:
Через 30 минут снежный комок слегка подтаял, очертания снеголепа на снежном комочке стали не видны (фотография №5), прошёл один час- снежный комочек стал рыхлым, вокруг него появилась вода
(фотография №6), а через полтора часа снежный комочек полностью растаял (фотография №7).
Результат: под воздействием комнатной температуры снежный комочек полностью растаял за полтора часа.
ОПЫТ №2:
Снова делаем снеголепом комочек снега, заносим его в тёплое помещение и заворачиваем его в лёгкую ткань (фотография №8), продолжаем наблюдать. Результат: спустя 3 часа снежный комочек растаял частично (фотография №9).
ОПЫТ №3:
Вновь делаем снеголепом снежный комок, заносим его в помещение и заворачиваем в меховую ткань (фотография №10), продолжаем наблюдать.
Результат: спустя 6 часов снежный комочек не растаял, более того прекрасно сохранил все свои очертания (фотография №11).
Вывод: исходя из проведённых опытов, мы поняли, что шуба Деда Мороза не только прекрасно удерживает тепло, но и не менее прекрасно удерживает в себе холод, поэтому наш Дедушка Мороз никогда не снимает шубу и соответственно не тает!
За два месяца нашего труда мы получили очень много знаний и нашли ответы на все наши вопросы. А музыкальные руководители в завершении нашего увлекательного проекта, предложили создать в детской киностудии «Орион», социальную музыкально- шумовую рекламу «Зимние чудеса», чтобы обобщить и собрать воедино приобретённые за два зимних месяца знания.
Заключительный этап
Нам очень понравилась эта идея и наша детская киностудия заработала полным ходом: сценаристы начали сочинять и разрабатывать текст социальной рекламы, декораторы подбирать декорации к видеосъёмке, художники рисовали иллюстрации к тексту рекламы, костюмеры фантазировали с костюмами. В итоге получился готовый продукт нашего проекта «По следам Деда Мороза»- музыкально- шумовая социальная реклама «Зимние чудеса» (приложение №9).
Итоги реализуемого проекта «По следам Деда Мороза»
Мы узнали больше об одежде Деда Мороза и его отличительных чертах от Санта Клауса, о свойствах физических тел с низкими температурами. Научились получать информацию из различных источников, отвечать на вопросы, делать простейшие выводы, создавать настольные игры и социальную рекламу. Улучшили познавательные и творческие способности, а также приобрели новый опыт в декоративно- прикладном искусстве. Научились активно взаимодействовать друг с другом, работать дружно и слажено. Получили опыт в экспериментальной деятельности.
Готовые продукты проекта «По следам Деда Мороза»:
Настольная игра «Найди отличия»;
Настольная игра «Одень Дедушку Мороза и Санта Клауса»;
Настольная игра «Наряди ёлочку»;
Книжка- малышка «Что за чудо- Дед Мороз?»;
Настольная игра «Волшебный лабиринт»;
Мненотаблицы «Составь рассказ»;
Новогодний утренник «Зимняя сказка» (сценарий);
Музыкально- шумовая социальная реклама «Зимние чудеса»;
Фотоотчёт.
Список литературы:
Интернет- ресурсы;
«Всё-всё-всё для детского сада. Сказки, стихи, рассказы / художник А. Аземша, Г. Соколов, С. Бордюк и Н. Тропенюк- Москва: Издательство АСТ, 2020- 510 (всё лучшее детям);
Федотова М.В. «Зимняя книжка» 2008 г.;
Усачёв А.А. «Азбука Дед Мороза» 2016 г.;
Подарки от Дед Мороза. Новогодние стихи и сказки / под редакцией Л. Кондрашова, 2008 г.;
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М., 2008 г.;
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М., 2006г.;
Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.- 72с.;
Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - М., 2010г.